Турист Vit (lokrumskif)
был 3 апреля 2023 10:59

Берат — Албания Август 2016

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

От Влеры до Берата — менее ста километров, дорога неплохая, доехали сравнительно быстро. Отель был забронирован ранее (без предоплаты), быстро его нашли и вселились. Отель — лучший за весь наш албанский период, расположен в центре, непосредственно на пешеходной улице, есть своя парковка, персонал говорит по-английски, все просто замечательно. Спустя час идем осматривать Берат. Город произвел впечатление еще из окон автомобиля. Он состоит из трех (даже четырех) частей — новый город (северо-запад, совсем невыразительный), старый город (изюминка Берата) и восточная, самая большая часть (смесь старого и нового, местами очень интересно). Еще крепость на горе, там тоже живут люди. да и старый город состоит из двух частей, расположенных на разных берегах реки. Кратко об истории. Город в этом месте возник лет за 500 до Н. Э., жили тут иллирийцы (предки нынешних албанцев), спустя пару веков царь Кассандр дал городу греческое имя — Антипатрея, затем его завоевали римляне (2-й век до Н. Э.), после распада Римской империи город принадлежал Византии и имел название Пульхериополис, в 9-м веке Н. Э. пришли болгары, царь Симеон дал славянское имя городу — Белиград (оно в искаженном виде так и осталось до сих пор), затем череда переходов местности из рук в руки, а в середине 15-го века Берат вошел в состав Османской империи, где и находился до обретения Албанией независимости в 1912 году.

2. Вид от отеля на старый город и крепость:

3. Пешеходная улица, третье здание слева (с вздыбленной крышей) — наш отель:

Старый город (основная его часть — квартал Мангалем) находится под горой, на которой стоит крепость. Это разномастные дома, объединенные чем-то неуловимым (помимо коричневых черепичных крыш), спустя минуту-другую понимаешь — это окна, дома похожи тем, что окна занимают большую часть стен (позже прочитал, что существует поэтическое название Берата — Город Тысячи Окон).

4. Старый город:

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

Над Мангалемом возвышается крепость, она же цитадель, она же Бератский замок. Туда и идем. История крепости уходит в далекие века, поначалу крепость была иллирийской (деревянной, естественно, сожжена), потом римляне построили тут первые каменные укрепления, а в 13 веке внутри крепости стали селиться люди, строили там дома, разводили кур, выращивали коз и баранов, в общем, обычная сельская бытовуха. Прошли века, а в крепости все так же живут люди, также бродят куры и козы, на веревках сушится белье.

6. По дороге в цитадель:

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

К самой крепости можно доехать на машине, наверху есть и стоянка, но прогуляться пешком намного интереснее. Вдоль этой дороги построены новые дома, но стиль стараются выдерживать

7. Украшение на заборчике:

8. Вбок отходят совсем узенькие переулки:

9. Идем все время вверх.

10. Наконец добираемся до входа в цитадель:

11. Колорит жизни в крепости:

Многие жители устроили у своих крыльцов торговые точки, продают сувениры и изделия народных промыслов, так же в продаже различные вышитые одежды, постельное белье и скатерти. Порой трудно отличить, где что-то продается, а где просто сушится после стирки.

12. Древние камни бератских улиц:

13. Время течет медленно, сонная одурь:

14. Типичный жилой дом в крепости (растут не только ввысь, но и вширь):

15. Местный петух на страже территории:

16. Руины т.н. Белой мечети:

17. Вид из крепости на северо-западную часть города:

18. Церковь Святой Троицы:

19.

20. На краю обрыва с южной стороны крепости имеется площадка, с которой виден весь Берат (вернее, его восточная часть)

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

Здесь я меняю объектив на длиннофокусный — поснимать фрагменты города.

21. Кварталы старого города на другой стороне реки:

22. Церковь св. Михаила, приютившаяся на склоне:

23. Площадь, где соседствуют мечеть и православный собор (св. Димитрия):

24. Старый мост через реку Осим:

25. Университет Берата:

26. Мангалем, мозаика крыш:

27. Горная гряда вблизи с границей Македонии (вдали за горами — озеро Охрид):

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

Наснимал кучу фоток, потом пришлось безжалостно удалять — очень много похожих. Это потому что место хорошее (но не буду перегружать рассказ снимками). Пора возвращаться, идем вдоль восточной крепостной стены.

28. Последний взгляд на город сверху:

29. Выходим через те же ворота, что и входили:

30. Аутентичная бератская крыша с трубой:

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

Еще ранее, в отеле, нашли через Трипадвайзор ресторан, куда пойдем вечером. Он находится в квартале Мангалем, маленький, семейный, с деревенской домашней кухней. После спуска с горы жена расположилась на скамеечке и предалась благостному разглядыванию окружающей действительности, я же пошел в Мангалем поискать в его дебрях тот ресторанчик, куда пойдем вечером.

31 Улочки Мангалема:

32.

33.

Ресторанчик нашел, но заходить бронировать столик не стал, мало ли, может, передумаем. Решил лучше пробежаться до моста, перейти на другой берег и вернуться по той стороне до нового моста.

34. Старый мост:

35. Вид с середины моста:

36. Церковь св. Михаила и смотровая площадка крепости:

37. Новый мост и Мангалем:

Перешел мост, нашел жену, вернулись в отель, отдохнули и пошли ужинать. Упомянутый мной ресторан называется Lili (Лили), он в tripavisor по Берату на первом месте. Несмотря на то, что ранее я его находил и запомнил (как казалось) дорогу к нему, с ходу найти не смог. Пришлось поблукать. В итоге, конечно, нашли, сколько там того Мангалема. Обычно я в текстах не заостряю внимание на ресторанах, но здесь удержаться трудно. Ресторан Lili — самый странный из всех, где мне приходилось бывать. У входа встречает хозяин, представляется — Илия, спрашивает наши имена. Запоминает (!), в дальнейшем обращается только по имени. Усаживает за столик. Сидим, оглядываемся. Это нечто. Маленький дворик, земляной пол, в качестве столиков — грубо сколоченные из неструганых серых досок простейшие конструкции, стулья аналогичные. Всего в заведеньи примерно пять столиков. За каждым может поместиться не более двух-трех человек, если компания больше — столики сдвигаются. На стенах висит крестьянская утварь. На этом сюр не заканчивается. Спрашиваю, — есть ли английское меню? Конечно, — улыбается Илия и приносит баннер размером метр на метр, на котором изображены все блюда ресторана, указаны цены и названия. Всего блюд — штук 5–6. Зато они всегда в наличии и истинно домашние. Напитков (алкогольных) два — красное домашнее вино и пиво Тирана. Я красное вино не пью, увы, но жена заказала, говорит — выше всяческих похвал. Пиво мое было обычным. Зато еда… Заказали бараньи котлетки, баклажаны с овощами и запеченные помидоры с рисом. Ранее самые вкусные баклажаны в моей табели о рангах были съедены в Цагараде (Греция, Магнисия), эти же оказались не менее вкусными. Котлетки — истинно мясные, помидоры с рисом — просто объеденье. В общем, настоящая албанская деревенская кухня, честно приготовленная и поданная в обстановке полной автохтонности (боже, я написал это слово). Ресторанчик заполнен на все 100%, от соседних столиков доносится французская и английская речь. Прощались с Ильей, как родственники, он провожает до улицы, жмет руку… Сытые, довольные, идем домой по темным спящим улочкам древнего Мангалема.

38.

39.

Фото № 1 — ночной вид на Мангалем с другой стороны реки. Пешеходная улица заполнена людьми, рестораны полны, обстановка жизнерадостная и беспечная.

40. Вид на ночной старый город:

В Албанию на своем авто. Часть 4. Берат

…Утром завтракали на верхнем этаже отеля, открытая терраса, вид на старый город, просто катастрофически не хочется уезжать. Но, с другой стороны, все уже осмотрели, не по второму же разу обходить знакомые места. Хотя до выселения еще успели сходить на центральную площадь, купили воды в дорогу и всяких мелочей. Затем загрузились и поехали. Едем к озеру Охрид. С албанской стороны озера есть город Поградец, я посмотрел в инете — тихий небольшой городок, ничего особо интересного. А на другом, македонском берегу, находится город Охрид, основное туристическое место Македонии. Туда и едем.

Можно двигаться по хорошей дороге, но получается небольшой крюк, есть более короткий путь, но по сельским местам с неизвестным качеством покрытия. Навигатор показывает короткий путь, километров в целом немного, решаю ехать по короткому. Сначала все шло хорошо, дорога узкая, но нормально асфальтированная, машин пости нет. Потом асфальт кончился и километров 20 ехали по плохой грунтовке, проклиная навигатор и свою самонадеянность. Возле города Эльбасан, наконец, выскочили на асфальт и дальше уже сюрпризов не было. Границу прошли в нормальном режиме, без досмотра, как и на въезде в страну. Впереди видно озеро Охрид, едем в одноименный город.

В заключение несколько слов об Албании в целом. Страна во многом обычная средиземноморская, однако с сильными характерными особенностями. Нам больше всего понравились города — Химара и Берат, из природных красот — Голубой глаз. Влера и Ксамиль — не очень. Прекрасное побережье, ландшафты, радушие местных жителей, но всё порой слегка омрачено значительным количеством мусора, плохими дорогами, низким уровнем сервиса. Уверен, каждый год будет все лучше и лучше, вскоре негативные факторы сойдут до среднего южноевропейского уровня, но вопрос — будут ли тогда цены такими, как сейчас?

Конец 4-й части всего рассказа про Албанию.