Турист Vit (lokrumskif)
был 3 апреля 2023 10:59

Бутринти, Саранда — Албания Июль 2016
В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

1. Что знает об Албании рядовой российский гражданин? Я составил представление об этом, когда делился планами посещения Албании со своими знакомыми. От спокойного удивления до ужаса в глазах — С ума сошли? Там же разруха, нищета и криминал. Чего греха таить, когда года три назад мысли об Албании меня только начали посещать, похожее восприятие было присуще и мне. Когда-то, будучи на острове Корфу, глядел на албанский берег, уверенный, что никогда там не побываю. Однако, углубившись в изучение материала, я основательно изменил мнение.

В последние годы Албания активно развивается, изоляционизм оставлен в далеком прошлом, строятся дороги, множество отелей на побережье. Береговая линия страны — одно из лучших ее достояний, наряду с климатическими условиями и расположенностью непосредственно в Европе. Если Хорватия и Черногория сделали на своих морских побережьях места массового туризма, то почему бы этого не сделать соседней Албании? Основательно подтолкнула меня к решению также беседа с сербскими знакомыми в Греции, которые на собственном автомобиле ездят в Албанию и это им никак не вредит. Сербы! В Албанию! И вот, наконец, решено, едем туда. Маршрут проработан лишь приблизительно, во многом полагаемся на собственное восприятие на месте — в случае чего меняем парадигму прямо на ходу, ведь, а) мы едем на собственном автомобиле (российские номера) и б) не ограничены во времени. Изначально предполагаем пробыть там от двух до четырех недель. Выезжаем из Греции (Халкидики), нас двое — муж и жена. Время поездки — вторая половина июля. Выбрали будний день и утречком выезжаем. Первая остановка запланирована в Саранде, забронировали там апарт на 2 дня. Границу пересекаем в пункте Конисполь, это к северу от Игуменицы. Более короткий путь лежит через погранпереход Какавия, но мы решили по пути заехать в Ксамиль, он южнее Саранды. Границу пересекли довольно быстро, машины есть, но их не очень много, нас не досматривали.

Сразу же обнаружили первый сюрприз — навигатор, в который я загрузил новейшие карты, по Албании показывал только основные дороги, из-за чего мы выехали на «верхнюю» трассу, отделенную от моря горным хребтом, Ксамиль остался в стороне. Забегая вперед — это и хорошо, т. к. на той дороге, что ведет в Ксамиль с юга, нам пришлось бы переправляться через небольшой пролив на архаичном пароме, что отняло бы немало времени. Из этого первого сюрприза вытекало следствие — мы не можем в Саранде найти забронированный апарт, навигатор не показывает дома по номерам. Хорошо, что адрес оказался несложным, это одна из главных улиц города, доехали по наитию. По пути пытался выяснить маршрут у полицейского, дядька не понимал по-английски ни слова, зато открылся следующий сюрприз — многие тут знают греческий. Мы с женой его не знаем, но учим, на примитивном уровне можем изъясняться. Впоследствии это сильно помогло. В общем, худо-бедно, но нашли свой апарт. Расположен он так себе — на краю города, зато собственная парковка, неплохой вид, низкая цена, чисто и уютно. Хозяева говорят по-гречески, их школьница дочь хорошо знает английский. Проблем с общением практически нет. Время вселения у нас получилось сравнительно раннее, можно не спеша передохнуть от дороги и отправиться в пешую прогулку по городу.

Саранда (фото 1) — это курорт. Пляж с зонтами-шезлонгами тянется непрерывно вдоль всего города, народу много, однако место при желании найти можно, все-таки забитость пляжей чуть ниже, чем в нашем греческом городке. Есть души, есть волнорезы, на некоторых из которых установлены вышки для прыжков в море. Вода довольно чистая, пляжи галечные. Но мы все равно такие пляжи не любим, в Греции отъезжаем из городка на несколько километров, чтоб устроиться на необорудованном берегу. Впрочем, сегодня прогулка все равно ознакомительная, купаться мы и не собирались.

2. Городской пляж

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Набережная в целом красива, в центре построено немало современных зданий в усредненном международном курортном стиле, много ресторанов, кафе, магазинов. В общем, всё как везде.

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Нам нужен интернет, надо купить симку, здесь следующий сюрприз, приятный — 4G интернет с безлимитным трафиком (но без возможностей телефона) на месяц стоит всего ~5.5 евро (в пересчете). Это после греческих 30 евро за 5 Гигов в месяц (Космотэ). Примерно за 20 минут прошли всю набережную. Город невелик, располагается на склоне, везде наверху видны строящиеся объекты — растет вширь. Нам показалось, что южная часть городского берега более «элитна» (если можно тут применить это слово), здесь более осмысленно располагаются отели, т. к. набережная и проездная дорога отходят от берега, оставляя место для концепции отель-пляж, да и в целом тут как-то более благоустроенно.

5. Вид с южной части города на северную

Очень много машин с европейскими номерами, больше всего швейцарских, итальянских и польских. Но есть авто отовсюду: и праворульные англичане, и скандинавы, и соседи-греки. Здесь замечена и первая машина с российскими номерами. Поскольку мы поселились не в отеле, а в апарте, то стоит проблема завтрашнего завтрака, надо что-то купить. Магазинов много, средний албанский магазин весьма хаотичен, обычно невелик, но все необходимое есть. Ближе к дому встретился Карефур, цены в нем чуть повыше, но персонал говорит по-английски, да и организовано все привычно. Товары как албанские, так и соседей, Греции и Италии. Есть и международные товары — алкоголь, бытовая химия и т. п. Самый распространенный албанский сыр — кашкавал, привычный нам по Румынии и Сербии. Его тут десятки сортов, языковый барьер мешает понять тонкости различий. Покупаем чисто по внешнему виду. А вот купить обычный черный чай — проблема. Полно каких угодно чаев, травяные, горный чай, фруктовые, но черного (зеленого тоже) нет. Найти можно, но не везде, придется поискать. Жаль, черешня уже отошла, говорят, в Албании она особенно вкусна. Отнесли покупки домой, немного повисели в интернетах, да и пошли ужинать в ресторан. Об албанской кухне я почитал немало, в целом, сделал вывод — все усредненно-средиземноморское, мясо-рыба-овощи. Много пиццы, много гриля. Спросили перед выходом у хозяев — какой ресторан порекомендовали бы, они долго размышляли, выдали название, но, увы, мы не нашли его. А нашли просто ресторан на набережной, выглядит неплохо, люди сидят, места есть. Я занимаюсь подводной охотой, в Греции едим свежую рыбу чуть ли не каждый день, поэтому в ресторанах предпочитаю мясо. Заказал баранину с бамией.

Не буду углубляться в пищевые дела, просто поделюсь выводом, в дальнейшем подтвержденным не раз — в Албании надо к посещению ресторана относиться внимательно, а именно — всегда смотреть, что едят за соседними столиками, насколько велики порции, не заказывать блюда, выпадающих из мейнстрима, не идти в малозаполненные рестораны. Не знаю, возможно, на севере страны (Дуррес, Тирана, Шкодер) все обстоит по другому, но на юге, в курортных местах, порции бывают неожиданно маленькими, мясо может быть резиновым, а тесто в пицце напоминать хлеб. Это не распространяется на все заведения без исключений, но я как раз о том и толкую, надо выбирать тщательно. Первое посещение ресторана на набережной оставило сложные чувства, порции были небольшими, мясо так себе, но попробовал у жены фаршированные перцы — очень вкусные. Цены, впрочем, низкие, усредненно с дальнейшими нашими ужинами, счет получается где-то в 20–25 евро за двоих, это включая пиво и чаевые. Кстати, о пиве. Местные сорта лично мне не покатили, все обладают малой плотностью и неярким вкусом. Впрочем, такое пиво хорошо для дневного употребления, для утоления жажды. Возвращались домой по ночному городу, надо сказать, ощущения опасности и какого-то дискомфорта нет. Обычный город у моря.

Утром завтракаем купленными накануне продуктами, затем по плану у нас поездка к Голубому глазу, потом в Бутринт и Ксамиль. Когда я только начинал подумывать о поездке в Албанию, интересовался страной, природой, у меня отложилось в памяти основное место, обязательное к посещению — Голубой глаз, он же Blue Eye, он же Syri I kalter. Находится в каком-то получасе езды от Саранды. На повороте с дороги есть указатель. Въезд платный, что-то в районе 5 евро с машины, точнее не помню. После уплаты еще едем пару километров по плохой грунтовке вокруг озера, затем прибываем на место, там паркинг, места есть. Оставляем машину, дальше немного пешком. Вокруг зелено, воздух чистейший, птички поют, и хоть народу много со всего света, это никак не мешает ощущению первозданной природы. Тропа через три минуты приводит к искомой точке, это источник, вытекающий из-под земли и дающий начало речке. Вода кристально чистая, холодная (+10 гр), глубина в самом эпицентре неизвестна, говорят, более 50 метров, на вид — метра 3–4.

6. Голубой глаз:

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Над этой зоной установлена площадка, откуда можно прыгнуть прямо в источник. Несмотря на температуру воды, желающих это сделать много, стоит небольшая очередь. Я люблю подобные забавы (в Мексике нырял в сеноты диаметром 2 метра), жена заранее поглядывает с укоризной, однако 10 градусов для меня слишком холодно, увы.

7. Прыжки в Голубой глаз:

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Речечка, берущая начало от источника, вскоре сливается с другой, дальше они вместе образуют небольшое озеро, после чего превращаются в реку со славянским названием Бистрица.

10.

11.

12.

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

13. В паре сотен метров от источника, над спокойным участком реки, устроено кафе в виде павильонов на сваях над водой.

14. Местная флора:

15. И фауна:

Маленькое видео про Голубой глаз

Заказали свежевыжатый апельсиновый сок, посидели немного среди журчания воды и стрекота цикад, да пошли к машине, на очереди Бутринт.

16. Дорога в сторону моря лежит как раз вдоль реки Бистрица и сквозь одноименное село, оно тоже на снимке:

17. На горе вдали виден христианский монастырь (фото с сильным зумом) :

В отличие от Голубого глаза, о Бутринте до этого года я не слышал. Это античные развалины, с амфитеатром и акрополем, город когда-то был основан древними греками, потом стал римским, упоминался у Вергилия, с основанием колонии связано имя Юлия Цезаря. Находится южнее Саранды и Ксамиля, в непосредственной близости от греческой границы. Комплекс находится под защитой ЮНЕСКО. Есть просторный паркинг, вход в сам комплекс платный (что то вроде 6 евро с человека). Город состоит из двух частей — нижняя и верхняя (акрополь). В нижней амфитеатр, бывший порт, развалины христианского периода, из которых самое значительное — остатки баптистерия. Наверху — бывшая крепость и современный небольшой музей. Это, конечно, не развалины Помпеи или Эфеса, обойти весь комплекс не спеша можно за час, однако, местами довольно интересно.

18. Башня и колонна неподалеку от входа:

19. Бутринт, нижняя часть города:

20.

21.

22. Амфитеатр:

23. Бывшая баня:

24. Баптистерий с мозаикой на полу:

25. Вид из акрополя на нижний город:

Здесь видно тот проливчик, который пришлось бы пересекать на пароме, если бы из Греции мы поехали нижней дорогой (за дальними горами уже Греция).

26. Крепость на том берегу:

27. Скульптура во внутреннем дворике музея

Осмотр окончен, дальше едем в Ксамиль. Это даже не город, а совокупность пляжей и современных построек, в основном отели и апартаменты. Место везде описывается, как «шикарные песчаные пляжи с кристально чистой голубой водой». Что ж, посмотрим, у нас с собой все пляжные атрибуты, хотим искупаться и поваляться немного на пляже. Первый негатив — запарковаться просто нереально. Покружив безрезультатно по переполненным улочкам у моря, вернулся ближе к трассе, где удалось приткнуться возле свежепостроенной мечети. Издалека видны пляжи, они переполнены. Оставили все пляжные вещи в машине, пошли просто прогуляться и посмотреть на знаменитые пляжи Ксамиля.

28. Мечеть в Ксамиле (одна из немногих, что мы видели в Албании за 18 дней):

29. Пляжи Ксамиля:

30.

31.

Песок здесь насыпной, пляжи, возможно, хороши, но заполнены под завязку. Посмотрели с тоской на море, кишащее купальщиками, подышали выхлопом бесчисленных лодок и аквабайков, достаточно, пора валить. Да, еще одна интересность. В Ксамиле много домов построены незаконно. В последнее время с подобной застройкой начали активно бороться, вплоть до того, что заваливают незаконно построенные дома.

32. Возможно, это один из таких:

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Но искупаться где-то все-таки нужно. Неподалеку от Ксамиля издалека видно безлюдное место с подъездной дорогой, скалистый пологий берег, миниатюрные бухточки, прозрачная голубая вода, чуть поодаль — сосны. Подъехали, мы не одни такие любители скальных уединенных берегов, машин мало, но есть. Расположились, втиснув зонт в щель меж камнями, искупались. Еще одно открытие — вода холоднее, чем на Халкидиках градуса на два. Забегая вперед — это на всем побережье. Если просто приехать сюда и ничего не сравнивать, то вода покажется нормальной, но после Греции разница заметна. После купания едем назад в Саранду. Близок вечер, но еще светло и солнечно. По пути время от времени тормозим, то перекусить, то отвлечься на виды.

33. Остров Корфу

34. Вид на Ксамиль:

Ближе к Саранде на горе есть монастырь св. Георгия, как не подняться? Жену оставил внизу, сам полез вверх наперегонки с пасущимися тут козами.

35. Монастырь Shën Gjergjit (св. Георгия):

В Албанию на своем авто. Часть 1. Саранда и окрестности

Женский он или мужской? Поглядев вокруг, обнаружил волейбольную площадку, представить монахинь в их одеждах, играющих в волейбол, оказалось трудно. Значит, монастырь мужской. Хотя мужики в рясах… тоже не очень разыграешься, но все же.

36. Вид от монастыря на Саранду, внизу — т.н. монастырский пляж:

37. В горах позади лимана виден очаг пожара, горит трава и кустарник:

Решил проехать на северный край Саранды, посмотреть, что там. Неподалеку от нашего апарта есть небольшой залив, в нем порт, стоит пара судов. Подъехали ближе — там все огорожено и повсюду знаки, что снимать запрещено, что-то военное. Хоть вокруг никого и не видно, снимать таки не стал. Проехал еще дальше, дорога перешла в грунтовку, становясь все хуже и хуже. Проехали кладбище, возле него стоит отель с симпатичным пляжем.

38. Отель у кладбища:

39. Пляж этого отеля:

Проехал еще дальше, вокруг какие-то унылые постройки, пыльно, к морю подъезда нет. Вернулись к себе. Вечером решили не идти ужинать на набережную, а посетить ресторан неподалеку от нас, в нем много посетителей, выглядит все хорошо. Увы, и здесь не обошлось без разочарований. Половины блюд из меню в реальности не оказалось, я взял дораду, запеченную на гриле, жена рыбный суп и что-то еще мелкое. Дорада моя была превосходна, а вот ее суп представлял собой просто воду с невыразительным запахом (я пошутил — при приготовлении этой ухи ни одна рыба не пострадала), есть ее жена не стала. Официант поинтересовался позже, что-то не так? Жена пояснила, мол, конечно не так, это ж просто вода. Официант задумчиво погрузил туда ложку, поводил ею, после чего унес. Справедливости ради, в счет этот суп не включили.

Что ж, Саранда изучена, как и местность вокруг нее. Можно ехать дальше. С утра выезжаем в Химару. Забронировали там апарт с хорошими отзывами, посмотрим на Албанскую Ривьеру.