Турист Татьяна Лишманова (Tur)
Татьяна Лишманова
была 9 марта 2015 22:13

Ханчжоу, Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Шанхай — Китай Июль 2010

Началась эта история пять лет назад, когда мы с одной китаянкой вместе учились в аспирантуре. Этим летом наши отпуска наконец совпали, и я улетела охлаждаться от Москвы на юг Китая. Да-да, именно охлаждаться: дыма нет, кондиционеры ВЕЗДЕ (в квартирах, магазинах, автобусах, такси…). Разве что влажность высокая. Но начну по порядку.

Получение визы. На руках у меня было приглашение (форма свободная) и ксерокс внутреннего паспорта подруги, т.ч. проблем не возникло, и через неделю с небольшим я получила свой паспорт с большой и красивой визой. 1500 рублей платятся при получении. За срочность (2–3 дня) плюс 900 рублей. За сверхсрочность (1–2 дня) плюс 2100 рублей. В качестве приятного бонуса по той же визе можно до двух недель находиться в Гонконге. Раньше виза была отдельной. На стеллаже в китайском посольстве можно бесплатно взять буклеты о достопримечательностях разных городов.

Сувениры. Поскольку ехала я всё-таки в гости, следовало прихватить подарки. Это может быть шоколад, с/к колбаса (то и другое там найти проблематично), янтарь, хорошая водка, хрустальные наборы (от чешских и выше), колоды карт с видами Москвы. Кстати, их нужно дарить по 2 штуки в руки, да и всё остальное тоже в чётном (кроме 4) количестве. Если подарки захватываются «на всякий случай» (вместо чаевых), вполне достаточно всякой мелочи типа магнитиков с Кремлём.

17–18.07 В путь

До Домодедово я добралась нормально (хотя и не экспрессом), с электрички сразу попала на регистрацию (за 3 часа), так же спокойно прошла и остальные процедуры. Самолетик у Cathay Pacific оказался очень симпатичным, с приятным ровным гулом набирал высоту, телевизор-музыка-напитки по первой просьбе. Некоторую проблему составляло только то, что русскоговорящих стюардесс не было, но с этим мне помог сосед-малаец, студент мед. института им. Сеченова. Еще там даже не пытались пугать народ традиционным надеванием спасжилета (Мне потом сказали, что это показывали на экранчике. Ну не заметила, извините). А вот места для ног могло быть и побольше. И еще два момента: на борту категорически запрещено курение и к пьяным могут принять меры от неналивания до высадки. Про красоты облаков и заката-восхода говорить не буду, это есть на фотографиях, благо девушка-регистратор так обрадовалась, что я говорю по-русски, что нашла местечко у окна

Аэропорт Гонконга громадный, с бегущими дорожками и довольно понятными указателями, кроме одного: стрелка разворачивается на 180* — там далеко уходить не надо, метров 5, не больше.

В Гуанчжоу нас вез самолетик поменьше, скрипящий побольше, со спасжилетами и еще более улыбчивыми стюардессами. В принципе, можно было поехать дальше и на поезде (ок. 100 юаней, 1,5 часа)

В Китай с погружением

Долетели, доехали… Кстати, такси там много, у крупных объектов они стоят в очереди (да, именно в очереди), и недорогих. Гуанчжоу из конца в конец (больше часа) обошлось в 86 юаней. Во всех такси место водителя защищено оргстеклом или решетками. Видимо, были прецеденты. Квартира у Юйпин — это что-то! Во-первых, дом расположен в огороженном квартале, где есть всё: школа, детский сад, магазин, банк, бассейн, спортплощадки, ооочень приличная территория с пальмами-дорожками-беседками-фонтанами-скульптурами. Всё чистое и охраняемое. Плюс через дорогу парк, арендованный той же компанией, тоже к услугам жильцов. Некоторые там огородики для души разводят. Квартплата — около 80 долларов в месяц. В квартире 4 комнаты кухня, гостиная и холл, 2 санузла, всё светлое и просторное — всего 150 м². А стоит меньше московской двухкомнатной хрущобы. Единственный минус — далеко от центра, примерно на уровне Новокосино.

Кстати, оцените ситуацию: компания построила три дома и продала в них квартиры (с гарантией, т. е. с устранением погрешностей, на год). Квартиры разошлись хорошо, и фирма решила построить неподалёку (700 м) ещё один дом. Но жители заявили, что они против, и в результате переговоров дом сейчас строят (в 3 смены), а с жильцов обещали 2 года брать существенно сниженную квартплату.

Моя комната

Простыни и наволочки сделаны из пластинок бамбука (хорошо охлаждает). Сегодня осматривалась и акклиматизировалась, так что больше ничего не посмотрела. Завтра уезжаем на экскурсию вместе с профессорами университета, где работает подруга. 5 дней и три вида транспорта (автобус, самолёт, поезд) обошлись в 15.000 рублей. Гостиницы 4–5* — ничего плохого сказать не могу, но и хорошего тоже. Нормальные.

19.07 Ханчжоу

Небольшой городок. Из достопримечательностей — озеро Сыху и красивая особенно в темноте башня-музей. По озеру можно поплавать на лодке, катере и разных других плавсредствах. Меня значительно больше поразило то, что гид назвала крестьянскими домами. Хорошие коттеджики

20.07 Пещера Будд

Экскурсовод нам попалась катастрофически низкоквалифицированная (а я на разных гидов насмотрелась), поэтому сегодня мы всё ещё в Ханчжоу. Она завела нас в парк, показала Пещеру Будд (действительно очень много высечено на стенах), затем сказала «Через час встречаемся в автобусе» — и убежала. А до автобуса — 700 метров, 5 поворотов и 3 развилки. На счастье почти половины группы (а в группе было больше 50 человек — там все-такие) один из экскурсантов оказался прирождённым гидом: он успевал показывать, куда идти, что посмотреть, снимал на камеру и краем глаза отслеживал наши перемещения. Спасибо большое этому господину Се, которого после поездки я, к сожалению, больше не встречала

Учжень

Известен своей водкой «Три белых цвета» (рис, мука, вода) и ромашковым чаем. Кстати, то и другое имеет смысл купить.

После ужина отправились в Западный парк. Это музей архитектуры под открытым небом (вроде Тальцов под Иркутском), но все домики жилые, а какие нежилые, значит, там гостиница или сувенирная лавка. Торгуйтесь. От 30–50%.

Не успели мы туда приплыть, как началась гроза. Тропический ливень, ветер и всё как положено. А спрятаться практически негде. К грозам, особенно во второй половине дня, в этом регионе надо быть готовым морально и материально: зонты носит подавляющее большинство — и от солнца, и от дождя.

Домики, улочки и каналы (на Венецию очень похоже) мы всё-таки посмотрели, потом сами добрались до гостиницы — вот тут-то и пригодился местный сувенир. В лечебных целях, разумеется

21.07 Учжень

Восточный парк. Та же Венеция, что и Западный. Разве что прогулка на гондоле подешевле (в разы)

21–22.07 Шанхай. Экспо

«Шифровка из центра до Штирлица не дошла. Он прочёл ещё раз. Всё равно не дошла»

До меня тоже так и не дошло, какова вообще идея Экспо и что мы там делали полтора дня. Разве что дочка подруги была рада, собрав печати с 60–70% павильонов в специальные «паспорта»: один себе, остальные на подарки.

На территории Экспо буквально через каждые 200 метров стояли волонтёры со знанием английского. Вообще сейчас в Китае английский учат очень энергично, и если нужно что-то спросить — тормозите ближайшего школьника или студента и грузите его

23.07 Шанхай-Гуанчжоу

После обзорной экскурсии по Шанхаю (лучше бы её два дня сделали) мы поднялись на небоскреб Цзиньмао (Jinmao Dasha) — башню в 88 этажей. Вид открывается совершенно шикарный. Открыточный. А для острых ощущений стоит посмотреть в центральный «колодец» до первого этажа. Да и лифт скоростной — 9,1 м/с, у меня уши заложило на 48 этаже. Цена — 50 юаней.

Здесь, на набережной и на рыночке, куда обычно завозят туристов, можно купить сувениры. На улице подбегают и предлагают их в 2–3 раза дешевле. 90%, что это подделки, но если вам всё равно, что раздавать друзьям и коллегам на память, то можно и затариться. Например, мягкий осьминог (символ Экспо) стоил в башне 50 юаней, на улице 15–20, но немножко другого оттенка.

В поезде

Вечером сели в поезд до Гуанчжоу. У них это плацкарт, фактически — купе без дверей и вместо двух полок три. На меня смотрели как на гения, когда я для переодевания девушек занавесила дверной проём простынёй. Кстати, проехаться зайцем там — предельно сложная задача. Контроль идёт в несколько этапов: сначала по билету (и через металлоискатели) пускают в здание вокзала, для каждых двух-трёх поездов — свой зал ожидания, из этого зала через два кордона попадаешь на платформу. Всё? Нет! На выходе тоже жёсткая проверка, так что «сохраняйте билеты до конца поездки».

А в соседнем купе праздновали окончание экскурсии, чему немало способствовали 5 литров саке на, примерно, 20 человек. Мне тоже дали попробовать: смешайте квас с водкой, уберите пузырьки — по вкусу будет как раз оно. Надо отдать им должное — никакого шума не было, все с интересом слушали лекцию одного из профессоров «Алкоголь и литература».

24.07Отсыпались

25.07 Гуанчжоу. Гора Байюнь

Сегодня мы решили подняться на гору Байюнь (Baiyun). Но до неё ещё надо доехать. Господа, готовьте мелочь! В автобусах без кондукторов цена фиксированная на всю поездку, при входе надо кинуть 2 юаня (или сколько написано) в стеклянный ящичек около водителя. Ящик сдачу не даёт! Если нет двух юаней, вы можете кинуть хоть сто — результат не изменится.

На гору Байюнь по красивому парку ведёт вполне комфортабельная пологая дорога длиной около 8 км, кое-где можно срезать путь или просто удалиться от людей по крутым узким тропинкам и лесенкам. Как и в большинстве парков Китая, дорожки проложены так, чтобы создавать много уютных уголков на небольших пространствах. При этом активно используются неровности местности.

С «промежуточной» вершины открывается неплохой вид на город, но нам его посмотреть не удалось из-за сильных испарений.

В Китай с погружением
Со второй вершины можно спуститься на фуникулёре. Особенно забавно в него заходить — на ходу. Также сердце проваливается, когда вагончик медленно выезжает «со станции» — и резко ускоряется!

Ехать домой обедать смысла не было, пошли в кафе. Их там безумное количество, порой через каждые три метра. Есть можно в любом, еда в кафе никак не зависит от запахов на входе (иногда весьма своеобразных) и интерьера. Миска лапши с мясом и зеленью стоит 5–7 юаней, и поверьте, это полноценный обед. А вот шоколад (сникерсы), сыр и пирожные реально найти только в центре. Вместо хлеба в магазине (какой-то он никакой) лучше купить на улице лаваш (в граммах).

После обеда заглянули на место работы моей подруги — Университет иностранных языков и внешней торговли. Ну что можно сказать. Университет как университет. Здания лет по 20, в меру потрёпанные жизнью, внутри тоже всё привычно и понятно. Вот территория впечатлила. Большая, с идеальными газонами, извилистыми дорожками, статуями великих людей (Лев Толстой, Конфуций и т. д.) и каналом. Там же располагаются общежития для студентов — жить вне кампуса запрещено. Это, кстати, относится и к школьникам 10–11 классов: даже если квартира через дорогу от школы, будь добр переселиться в общежитие. В каком-то смысле это и неплохо: морально подготовятся ко взрослой жизни, да и погружение в предмет глубже.

Вечером любовалась шикарной грозой.

26.07 Нефритовый шок

Наконец обменяла доллары. Курс 1:6,7098. В процессе выяснилось, что Bank of China ещё тормознутее (в разы!) нашего Сбера. Никогда бы не подумала, что такое возможно! Так что или ищите помощника, или меняйте в аэропорту.

Пыталась купить украшения с жемчугом. Наверное, это можно было сделать в ювелирном магазине, но подруга потащила меня «на рынок» — куча мелких магазинчиков одного профиля в одном здании. Так вот найти мы его не смогли. Ни жемчуг, ни рынок. Плюс все (все!), у кого мы спрашивали, отправляли нас в противоположную сторону. Ни один честно не сказал «не знаю». К сожалению, на регулярно маячивших милиционеров надежды оказалось мало: они тоже не знали и тоже посылали — не подумайте ничего плохого — вооон туда и за третий поворот.

В конце концов забрели на «рынок» с нефритом. Отдельные вещицы даже можно носить — если бы не цена! Простенький гладкий браслет (сделанный на токарном станке) или фигурка-подвеска божка/будды начинались от 2000 юаней. Напоминаю, 1 юань = 5 рублей. Мне приглянулась простая, но симпатичная подвеска из нефрита в виде угловатой капли. Спросила цену. Вы сидите? Ладно, раз читаете с компьютера, надеюсь, сидите. 40.000 юаней. 6000 долларов. Комментарии излишни. Чуть позже в другом ювелирном я остановилась посмотреть на брошку. В Москве я нечто очень похожее, но с жемчугом, купила за 6000. Рублей, естественно. Итак, симпатичная золотая брошка с мелким круглым нефритом — 85.000 юаней. Кто всё это покупает, ума не приложу

27.07 Козлы и другие скульптуры

Осматривали главный парк Гуанчжоу — Парк Юесю (Yuexiu Gongyuan). Основная его достопримечательность — символ города, скульптура с 5 козлами. Если будете спрашивать, как доехать, показывайте эту фотографию — поймут и покажут.

Автобусы: 33, 550, 529, 225, 297, 30, 122, 133, 241 до остановки Хуанг Ши Лу; 87, 101, 133, 187, 518, 21, 519, 182, 24, 58, 244, 127, 185, 5 до остановки Дье Фан Лу; 220, 33, 184, 6, 66, 190, 544, 219, 233, 36, 547, 10, 191 до остановки Сяо Бей Лу

Метро: Станция Юесю Гонг Юэнь по линии 2 (Yuexiu Gongyuan)

Время работы парка: каждый день с 6–00 до 21–00

Внимание! Маршруты автобусов могут меняться! Уточняйте на месте!

В Китай с погружением

Парк скульптур Гуанчжоу (Guangzhou Sculpture Park). Очень симпатичное и еще не забитое туристами место. Много забавных скульптур (см. альбом). Рекомендую. Вход бесплатный. Автобусы № 76а, 543, 544, 546, 547, 706, 864,?32 до остановки Sculpture Park.

28.07

Моя китаянка объявила забастовку, заявила, что её клиенты так не гоняли (она переводчик), так что бОльшую часть дня мы отсыпались.

29.07 Зоопарк

По моей просьбе пошли в океанариум, совмещенный с зоопарком. 120 юаней за комплект из 5 мест (дельфинарий, океанариум, 3D фильм о динозаврах, собственно зоопарк и спортивный уголок — про него позже), можно по отдельности, но дороже. Китаянка утверждает, что в Шеньжене океанариум и зоопарк лучше. Готова поверить, хотя сама увидеть не успела. Во всяком случае, заявленное в рекламе «вписывание в природу» было редкими вкраплениями больших вольеров для птиц, в которые можно было входить.

В целом всё заточено скорее под маленьких (или хотя бы средних) детей. Меня не впечатлило. Океанариум представляет собой круглое помещение в два этажа со стеклянными стенами, за которыми плавают скаты, акулы, другие незнакомые мне рыбы, черепахи и иногда аквалангисты с едой для акул. Рыбы помельче и повкуснее размещены в отдельных аквариумах.

В Китай с погружением
Спортивный уголок — это кучка состязательных игр в отдельном … так и хочется сказать «вольере». Во всяком случае, за решеткой. Кроме стандартного набора (набросить кольцо, сбить утёнка и т. д.) есть и нечто специфическое. Условное название — «рыбалка». (Защитникам природы дальше не читать!) Три небольших бассейна с водой чуть ниже колена и плавающими рыбками в палец размером. Тебе дают миску, и ты ловишь приглянувшуюся рыбку. Можно руками. Многие рыбки уже настолько заловленные, что плавают кверху брюхом и ловятся на счёт раз. Для меня это было дико, но они с детства привыкают к тому, что еда должна быть абсолютно свежая, т. е. шевелиться в кастрюле, и с удовольствием рыбачили.

30.07 Едем в Шеньжень

Переехали в Шеньжень. О дороге стоит сказать особо. В метро висит забавный значок, изображающий перечёркнутого человека с двумя корзинами на коромысле. Местная специфика, что поделаешь. Цена проезда в метро зависит от расстояния (2–10 юаней). Подходите к автомату, выбираете станцию назначения, вам сообщают цену. Сдачу даёт. Жетон на входе надо приложить к турникету, а на выходе бросить в щель.

Поезд Гуанчжоу-Шеньжень (с ещё двумя промежуточными остановками и дальше в Гонконг) ходит через каждые 10 минут и стоит (2 класс) 80 юаней. Внутри самолетные кресла, отсеки для багажа, туалет, бесплатная вода (её выдают на вокзале) и платные перекусы. Снаружи бегущие со скоростью до 205 км/ч пейзажи. Ехать около часа. Проскочить зайцем никакой возможности, везде 3–4 линии контроля.

Приехали. Квартира в центре города, в нескольких автобусных остановках от вокзала. Это плюсы. С одним из минусов я чуть не столкнулась сразу на входе. Она МАЛЕНЬКАЯ! Нет, меня об этом честно предупреждали, но не настолько же! Двухкомнатная квартира площадью 30 м², в них же гостиная, совмещенная с прихожей, кухонька и с/у. Жильцов — от 4 до 8 человек.

Естественно, меня там поместить было просто негде. Поэтому я сняла комнату в гостинице (-3*:-)), находящейся в том же доме. 108 юаней в сутки плюс 20 залога. Чистенько, аккуратно, кондиционер и телевизор исправно работают, Wi-fi бесплатный; бумага, мыло, шампунь, зубные щетки с пастой, тапочки и полотенца в наличии. Окна нет. Точнее, есть, но в коридор, под потолком, как в школах. Уборка по требованию, так никто в номер не входит.

В Китай с погружением

А вот туалет меня поразил. Сразу вспомнился анекдот, как Хрущёв не успел совместить окно с дверью, туалет с ванной и пол с потолком. Так вот они совместили! Туалет — дырка в полу, сверху висит душ. Про окно я уже говорила.

Уже в темноте гуляли с ребенком. Это нечто, сколько их гуляет! Понятно, что вечером не жарко, но так ведь и не страшно!

31.07 Насыщенный денёк

День начался с «Гуандунского завтрака» в одном из лучших ресторанов. Свободных столиков почти не было. Мы заказали прозрачные пельмени с креветками, «пончики» (очень вкусные) с соевым молоком и сахаром, жареные пельмени с овощами, тарталетки с яичницей, кашу с мясом, куриные ноги, рисовую лапшу (с чем, я не поняла) и чай из ромашки. На четверых получилось 70 юаней (350 рублей) — это общая сумма, не с каждого. Кстати, соевое молоко имело странный тёмно-серый цвет, но на вкусовые качества это не влияло, а китайцы утверждали, что так полезнее.

Отъезд приближался, и я начала затариваться сувенирами. Первым пунктом шёл магазин чая. Продавщица долго пыталась выяснить, сколько пачек я собираюсь купить и по какой цене. Поскольку денег у меня оставалось ещё порядочно, а беглый взгляд на витрины не отыскал никаких шокирующих цифр, то минут через 10 удалось убедить её, что меня больше интересует вкус. И началась дегустация. Сначала долго пробовали чай, потом ещё конфеты (цукатики из мандаринов, помидоров и т. д. — вкусно). Как ни странно, здесь переводчица не столько помогала, сколько мешала, но в конце концов я на пальцах (в буквальном смысле) объяснила, что чай мне нужен из верхушек (пальцы щепотью, потом раскрываются) и со вкусом жасмина. Одна пачка стоила в среднем 80 юаней, в подарок за покупку больше 200ю дали статуэтку бога богатства. Весёлый.

На море было ехать еще рано (11 утра), и мы отправились в салон красоты. Они в основном небольшие и узко специализированные. То есть на нашем было нарисовано лицо с подписанными точками — значит, массаж лица. В реальности мы получили общий массаж лица точечный маска массаж рук и шейно-плечевого отдела. За всё 300 рублей.

С 11 до 15–16 на море (и вообще на улицу) лучше не высовываться. Вплоть до теплового удара.

Высунулись в четыре. Жар накатывает волнами. Автобус № 103 до пляжа шёл больше часа. Кстати, в нём цена зависит от расстояния. До пляжа — 4 или 5 юаней. На втором этаже (многие автобусы двухэтажные) можно только сидеть — проверено, амплитуда великовата для стояния. Ещё ходят автобусы № № 53, 103, 239, 308, 380, 387, J1, остановка Hai Bing Yu Chan.

Пляж бесплатный, но на входе стоят турникеты. Их бояться не надо, они просто регистрируют количество людей на пляже. Когда мы там были (в воскресенье вечером), табло показывало больше 16.000. Раздевалки были забиты по самые коридоры, так что стеснительным лучше переодеваться дома. Там же есть пара туалетных кабинок, но в них, как можно догадаться, тоже переодевались. Неподалёку есть платный туалет и платный душ — в первом переодеваться не имеет смысла, это «корточный» туалет типа «траншея». Бесплатные души через каждые 50–100 метров.

Вода ОЧЕНЬ тёплая. До первой линии буйков грязная и густо набитая телами, у второй линии полегче. С кругами ВСЕ! Ну, 98%. На меня смотрели со смесью восхищения и ужаса. Пару раз просили сфотографироваться с кем-нибудь. Отказывать не видела смысла, тем более что на разглядывание и фотографирование себя они реагируют стоически.

Ушли с пляжа в восемь. На табло светилось 12 с мелочью тысяч.

01.08 За жемчугом

Наконец выбрались на жемчужный рынок. Фактически — несколько отдельных ТК с кучей фирмочек внутри. Изделия с нефритом и здесь повергают в шок: простенькая подвеска (божок, виноград) — от 2–6.000 юаней. Чуть поярче или побольше — 15.000 юаней. Более-менее подходящие европейцам (к деловому костюму) — 20–40.000 юаней. Самая маленькая цена — 300 юаней за бледно-зелёного дракончика или бусину. Ассортимент разнообразием не блещет.

Изделия из жемчуга тоже довольно однообразны, но подыскать что-нибудь можно. Браслетик на резинке — от 150ю. Подвеска или брошь (серебро с жемчугом) — от 150/500ю. Бусы — от 200. Вразвес — от 80ю за нитку (30–35 см). Крупные жемчужины дороже, чёрные и жёлтые ещё дороже. Кстати, последние оправлены в золото, что здорово их портит. Вот честное слово: выглядели дешёвой «позолоченной» пластмассой. А стоят намного дороже, чем нечто аналогичное в Москве.

После прогулки по магазинам очень кстати оказался массаж ног.

Во-первых, не только ног. Пока ступни отмокают в тазике с отваром каких-то местных трав, вам делают массаж шейно-плечевого пояса. В отличие от более привычных массажей, здесь больше внимания уделяется нажатиям, а не растиранию.

Потом собственно ноги. До колен. Каждый пальчик. 60–70 минут, 20–30 юаней.

02.08 Деревня национальной культуры Китая

Деревня национальной культуры Китая (Shenzhen Splendid China Folk Culture Village). На неё имеет смысл потратить весь день, начиная с 9.00.

Парк разделён на две части: народности Китая и уменьшенные (на 5–10 порядков) копии достопримечательностей Китая. Кстати, неподалёку есть парк с копиями мировых памятников. Вход стоит 100 юаней, но он того стоит! За что я искренне зауважала китайцев: если человек заплатил деньги, он должен уйти с уверенностью, что сделал это не зря. Должен уйти довольным.

В первой половине каждые полчаса (по расписанию, карты на китайском и английском лежат у входа) проходят концерты разных народностей. Посмотреть стоит. В конце (или в середине) на сцену вытаскивают пару человек из зала (по-моему, выбирают самых неспортивных) и предлагают повторить танец. Сами понимаете, зрелище своеобразное.

Особенно рекомендую посмотреть представление на ипподроме. Десятка 2–3 всадников плюс неизвестное число пеших разыгрывают настоящее сражение на историческую тему — с фехтованием верхом, стрельбой из луков и пушек и т. д.

Часть вторая. Копии памятников

Стоит посмотреть и пофотографировать. Когда ещё доведётся посидеть верхом на Великой Китайской стене, посмотреть свысока на Конфуция или перекрыть ногами всю Площадь Небесного спокойствия в Пекине! Кстати, подходить и трогать модели можно спокойно, никто не мешает, при этом следов вандализма я не заметила ни одного.

От входа курсируют экскурсионные «паровозики», можно взять электромобильчик на двоих — пешком не все выдерживают. Здесь же неплохой выбор сувениров, фотографии в национальных костюмах (1 напечатанный кадр — 20ю, дают выбирать). Да, сувениры можно найти только в местах, где ждут туристов, в обычных магазинах и парках продаётся то, что нужно местным жителям.

03.08

Купалась до 11 утра. Покраснела. Еще раз сходила на массаж лица: девушки учли состоянии моей кожи и сделали другую маску, а заодно подровняли брови. Затем прогулялась в парикмахерскую. Итак, заказана стрижка. В реальности: массаж головы с шампунем, мытьё головы, стрижка, укладка. 20ю.

До вечера отдыхала и подбирала сувениры. Взяла на пробу местные шампуни (на женьшене и других травах) — понравились; несколько бутылок китайского пива — сама не пью, дегустаторов не вдохновило; косметику «Doctor Li» — очень приличная, но не для сухой кожи и обладает отбеливающим эффектом.

04.08 Последний день

Последний день. Самолёт только в 10 вечера, и я мучительно пытаюсь упаковать ВСЁ в один рюкзачок. Как ни странно, получилось. От нечего делать пошла по ближайшим магазинчикам. Результатом стали отличные кроссовки (фирма MEIKE), почти неотличимые от туфель. Как выяснилось в процессе носки, ортопедически они тоже были разработаны очень грамотно. Стоили они около 150 юаней, но мне по непонятной причине (цена вполне устраивала) сделали скидку 20%. Выяснить, почему, я не смогла, т. к. общалась без переводчика, универсальным языком жестов. В самолёте повезло: сиденье рядом со мной оказалось свободным, а я опять летела у окна. Так что удалось и пофотографировать, и неплохо поспать лёжа. Помните, что какая бы жара ни стояла на улицке, в самолёте дует по ногам, так что кроссовки мне пригодились.

05.08 В Москве

Приземлились в Домодедово. Опять повезло — уже вечером из-за дыма самолёты принимали весьма и весьма частично (не подумайте ничего плохого).

В целом это был великолепный отдых, и я только в ноябре закончила разбирать 6 Гб фотографий.

Спасибо за внимание.

Буду рада ответить на вопросы.