Турист Роман Кондраков (CrocoSwompi)
Роман Кондраков
был 13 февраля 2017 12:55

Mór — Венгрия Октябрь 2016

Что я знаю про Мор? Да практически ничего. Поездка объема знаний не увеличила. Информацию о городе найти очень непросто. Все сведения я почерпнул от родителей и сестры.

Добраться до города можно несколькими путями — поездом, автобусом и машиной. Ничего нового. Оптимальный вариант (если вы без собственного транспорта) — автобус, который направляется в город каждые 30–40 минут. Но я выбрал поезд. Хотелось посмотреть на ж/д вокзал. Который, к слову, и вокзалом-то сложно назвать.

Городок и правда небольшой, тысяч 15–20 населения, я думаю. Но довольно уютный и чистый. Многое осталось совкового, которое местные стараются хоть немного облагородить. Центр начинается с большой клумбы и супермаркета, который я отлично помню.

По дороге к детству

Есть одна любопытная история, связанная с этим самым супермаркетом. До «прихода русских» в этом небольшом городке о воровстве вряд ли кто помышлял. Да и зачем? Ведь можно просто пойти и купить. Примерно так рассуждали мадьяры. Но наши соотечественники были на этот счет иного мнения… Обычно, как было заведено очень и очень давно, товар сгружался рано утром около магазина и ждал прихода работников. Никто, естественно, ничего не трогал. Это к вопросу об отношении к частной собственности. Так вот. Наши такого расклада не понимали, мягко говоря. Ну и начали потихоньку «двигать товар», попросту говоря, воровать. Местные быстро смекнули, что в случае чего, все можно свалить на русских, и переняли эту замечательную повадку. И стали воровать все, кому не лень. Местные предприниматели задумалитсь, почесали репу и решили: надо что-то менять. И поменяли. Товар начали привозить строго к открытию магазина.

По дороге к детству

Сразу возле супермаркета находится сдание местной «думы», или что-то вроде того. Обычное типовое здание.

Напротив парламента раскинулся очень уютный парк. Ностальгия прямо-таки ударила мне в мозг. Когда-то меня здесь катали на коляске, в то время как сестра гоняла голубей и искоса посматривала на мадьярских мальчиков. Ух! Именно это спокойствие, размеренность, ощущение комфорта, уюта и безопасности определяли первые годы моей жизни. Как же это важно! Сейчас я это пониманию, как никогда. В то время, когда я наслаждался всякими там вкусняшками заморскими, подавляющее большинство моих сверстников в Ядерной Сверхдержаве завтракали манкой на воде, а на ужин ели сосиски из картона…

Из мест, которые меня определенно порадовали, хотелось бы особенно отметить здание почты. Никогда бы не подумал, что в подобном здание может располагаться…почтовое отделение. Сразу вспоминается та самая, легендарная и замечательная «ФГУП Почта Росии»…Подобные штуки я встречал в Венгрии и в других городах. Самые лучшие здания и территории идут под школы и университеты, ну, а у нас под церкви. Попов много, да делателей мало…

По дороге к детству

Прямо перед зданием установлен памятник героям Первой Мировой. К СССР не имеет никакого отношения. Наши очень любили повсюду воздвигать себе памятники, стеллы и мемориалы. Заслуженно, конечно. Но! Такое складывается ощущение, будто только «наши» в войнах участвовали, спасая мир от «озверевших немцев». Как всегда перекос.

По дороге к детству

Любимое сооружение во всей Восточной Европе (в Западной не бывал) это, конечно, Чумной Столб. Даже в самой захолустной деревне можно встретить сию посторойку.

По дороге к детству

За зданием почты распологается католический костел ордена капуцинов.

По дороге к детству

Венгры не забыли о периоде Римской Империи, когда на этих территориях мадьяров еще и в помине не было.

Неподалеку расположен сквер с памятником известному (в узком, очень узком кругу) мадьярскому писателю, имя которого я естественно забыл. Позади сквера стоит католическая школа.

По дороге к детству

Ну и еще немного церкви.

По дороге к детству

После осмотра центра, я решил просто прогуляться по городу, посмотреть, как люди живут. Живут, к слову, хорошо. Все для них в этой стране. В глаза ничего не бросается, все очень скромно. Люди улыбаются, если ты случайно заглянул кому-нибудь в лицо, тебе обязательно улыбнуться в ответ. Какая же мелочь, но как нам этого не хватает…

По дороге к детству

Примерно так выглядит дворик в совковой хрущевке.

Чуть было не забыл об одной из главных церквей — костел Св. Креста. Как это понимать, не знаю. Святой крест. И все тут.

По дороге к детству

Итак. Из того что в центре, осталось рассказать только про замок Ламберг. Это и замок, и музей, и общественная библиотека и культурный центр. Построен он был где-то около 1766 г. архитектором Якобом Фелльнером. Стиль — барокко.

Внутрь я заходить не стал, решил прогуляться вокруг. К моему удивлению, за замком оказался очень даже приличный парк.

Кабанчик просто замечательный! Насколько я понимаю, в окрестных лесах, в свое время, конечно, их водилось предостаточно.

По дороге к детству

Итак, первая часть моего визита в город завершена. Осталось самое волнительное, дял меня, конечно. Закинув рюкзак на плечи, покурив и выпив пару горячих кофе с ванильным сиропом, я двинулся в сторону моего детства… Сейчас заплачу, мать его! Военный городок, где проживала моя семья, находился неподалеку от центра, около 3–4 км хода. Воспоминания о квартире, дворе, где я бегал еще совсем мелким, сохранились в моей памяти смутно. И это мягко сказано. Я надеялся на то, что прибыв на место, меня прямо таки накроет волной ностальгии. Примерно так и произошло. Какой именно мой дом, понял сразу, хотя все и поменялось. Причем кардинально. Я не плакал. А как хотелось… Ладно, шучу.

Ну, по порядку. Пешком пришлось идти недолго, минут 15–20 в горку. Чего было вокруг? Да ничего особенно интересного. Удивило большое количество березок. Наши что ли навысаживали?

По дороге к детству

На этой самой развилке, если повернуть направо, народ ловил рыбу. В те времена речка, протекающая через город, была более полноводной. Ныне обмельчала. Ручеек, да и только.

По дороге к детству

Я как-то не могу без хе.ни. И в этот раз не обошлось. Небольшая ремарка. Я врач, специальность моя психитария. Знаю, знаю, многие подумают, что я сам на больного похож. Может так и есть. Но разговор не об этом. В самом «центре» городка произошел инцидент, свидетелем которого я стал. Местный сумасшедший пристал к водителю автобуса, чего-то кричал, размахивал руками, вообщем, вел себя непотребно во всех отношениях. Тут же явились санитары и полиция. Парня оперативно связали, усадили куда надо и повезли по назначению. Совпадение? Не думаю…

Итак послдние шаги…

По дороге к детству

Пабам! Мой дворик. Это чертовски трогательно вернуться туда, где ты родился, рос и играл в песочнице с местной ребятней…

По дороге к детству

Дома остались прежними, только их покрасили и немного облагородили. В некоторых идет капитальный ремонт.

Прямо за домами, их всего четыре штуки, расположена войсковая часть. Ныне, конечно, помещения отданы под хозяйственные нужды.

По дороге к детству

Ну вот и мой дом! Даже деревья прежние остались, черт побери! Когда-то с балкона четвертого этажа, я сбрасывал на прохожих всякую хер.ю, таким образом отлично проводя время и поднимая себе натсроение.

Здание котельной.

Сам городок невелик. Обойти можно минут за 10–15. Ничего интересного для посторонних совершенно не представляет. Но не для меня. Потерпите еще немного.

По дороге к детству

Смахнув слезу, подумав о вечном, я направил свои стопы в сторону автобусной остановки. Ностальгия — это конечно хорошо, но автобусы ездят по расписанию.