Турист Елена Шацкова (Vantala)
Елена Шацкова — была 27 сентября 2023 7:28
Zindagi na milegi dobara)))

Варанаси — Индия Октябрь 2016

Индия славится огромным количеством религиозных праздников. В разных частях страны есть сугубо местные, есть общие, есть такие, которые известны под разным названием в разных штатах…

Наваратри — большой праздник, почитающий великую Богиню-Мать во всех ее ипостасях (Дурга, Сарасвати и др.). Длится он 9 ночей, завершаясь на десятую ночь фестивалем Дашера (Дассера), символизирующим победу добра над злом.

Он посвящен поражению демона Равана великим Рамой. Обычно празднуется в конце сентября — начале октября, в индийский месяц Ашвин (с 23 сентября по 23 октября). Как и все индийские религиозные праздники, вычисляется он по лунному календарю. Дашера — преимущественно североиндийский праздник, Дели и Варанаси — самые популярные места, чтобы его посмотреть. Из других мест можно отметить долину Куллу (в холодном северном штате Химачал Прадеш), Майсур в Карнатаке, Коту в Раджастане. В Западной Бенгалии Наваратри и Дашеру знают как Дурга пуджа.

Во время Дашеры, если посетить какой-нибудь крупный цветочный рынок, например, в Дадаре (Мумбаи), можно посмотреть, как жители в огромном количестве покупают золотые ноготки для традиционного украшения.

В северной Индии игры и театрализованные представления во время Дашеры называются Рамлила — описание жизни Рамы и его победы над Раваном. Согласно Рамаяне, демон Раван имел 10 голов и 20 конечностей, все это многообразие символизировало негативные и злые эмоции, обуревающие людей (гнев, зависть, гордыня, ревность, эгоизм и прочее). Если совсем коротко — Раван похитил жену Рамы, Ситу, и удерживал ее на острове Ланка. И вся Рамаяна излагает в подробностях, как Рама пытался вернуть Ситу, кого звал к себе на помощь, как терпел поражения и как одержал, наконец, блистательную победу.

Самая старая традиция Рамлилы — как раз в Варанаси. Этот фестиваль проводится здесь уже около 200 лет.

В этот раз посчастливилось побывать на Рамлиле и мне. Итальянка Джованна, с которой я познакомилась на второй день пребывания в Варанаси, позвала меня присоединится к ней и ее друзьям — вечером они собирались идти на фестиваль. Я, еще не очень пришедшая в себя после 10-часового ожидания на вокзале Дели (мой поезд отменили), согласилась. Друзей у Джованны было много; всех вместе нас собралось 10 человек. Один из них, Симоне, говорил на хинди и чуть ли не жил здесь, поэтому он был нашим пастырем. Плотной толпой мы выдвинулись. Идти было довольно далеко — действо происходило на некотором отдалении от Асси гхата, самого южного, а шли мы от Дашасвамеда, это где-то около 3 км.

Фестиваль Дашера

Рикши, хотящие 850 рупий за проезд, были мягко посланы. Обычно таких цен они не ломят, но решили, видимо, навариться на празднике.

Мы прошли Асси, прошли храм Дурги и, наконец, достигли какого-то пустыря. На пустыре собралось огромное количество народу.

Фестиваль Дашера

Поодаль ждал своего часа демон Раван, сооруженный на деревянном каркасе и оклеенный цветной бумагой — ему-то и предстояло быть сожженным. Демон был внушительный, грозного вида и высотой с три этажа.

Пробравшись сквозь скопище народу, мы, на правах неотесанных белых, нагло заняли места в первом ряду. Наряженные в разноцветные одежды, в париках, масках или просто с разукрашенными лицами, актеры изо всех сил изображали сцены из Рамаяны.

Фестиваль Дашера

Чтобы они что-то, не дай бог, не попутали, строгий мужик в очках и с папкой подходил к каждому в свое время, становился за спиной и суфлировал артистам прямо в ухо, зачитывая из своей папки. Иногда отправлял обратно особо ретивых, выходящих «на сцену» раньше положенного.

Фестиваль Дашера

Посередине толпы был образован живой коридор — в нем-то и давалось представление. Действие было довольно однообразным: из одного угла со зверским лицом бежал Раван, из другого — с не менее зверским, Рама. Сшибались они ровно посередине, каждый раз с разным оружием, от лука со стрелами до палиц.

Фестиваль Дашера

Маленькие дети с нарисованными густыми бровями и бородами изображали мелких демонов, эдаких вертлявых чертей.

Фестиваль Дашера

Зрители неистовствовали. Скандировали речевки так, что закладывало уши. Полиция периодически брала палки и оттесняла наиболее рьяных, норовящих выскочить поближе к актерам.

Фестиваль Дашера

В итоге двое офицеров встали сзади нас, охраняя от толпы, и даже принялись объяснять по ходу действия, кто кого победил и что сейчас на «сцене» происходит.

Периодически над головами раздавались залпы салюта, хорошего такого, яркого — в основном тогда, когда Рама или его помощник Хануман кого-то побеждали. Горящие ошметки от салюта не долетали до голов всего ничего.

Фестиваль Дашера

Длилось все это часа два. Мы оглохли, ослепли и совершенно очумели. В итоге — Раван был подпален волшебными стрелами, бумага загорелась и начали неистово рваться шутихи, припрятанные в недрах статуи.

Любят индийцы пиротехнику, этого у них не отнимешь. Когда демон был окончательно повержен, толпа с ревом повалила с пустыря, по всей видимости, отмечать. Ну, и мы потихоньку побрели обратно.

По всем улицам, обычно в этот час пустынным, шатались празднующие личности, все забегаловки были открыты, народ пил, закусывал и общался. Почти на каждом углу стояли огромные колонки, из которых рвалась оглушительная мелодия.

Фестиваль Дашера

Несмотря на мой ернический тон, зрелище мне понравилось. Сценки разыгрывались с такой старательностью и наивностью, что это вызывало умиление. Как не очень хорошо организованный утренник в детском саду. Индийцы — как дети. Всю эту самодеятельность они воспринимали так серьезно, так слаженно подпевали в нужных местах, что не проникнуться было невозможно.

Вобщем, абсолютно характерное для Индии действие — оглушительное, ослепительное, трогательное и слегка расхлябанное. Но в итоге, Рама же все-таки победил ужасного Равана, а Дашера и значит — победа добра над злом.

На следующий день статуи Дурги, расставленные во всех храмах на время праздника, со всеми возможными почестями опускают в воду и на этом Наваратри заканчивается, уступая место следующим фестивалям.