marsada
Мария Чахнашвили Пользователь — была вчера 14:29

В гости к великому вождю

21 октября 16:40 Гори — Грузия Сентябрь 2016
60 29

Фигура Сталина неоднозначна, но никто не будет спорить, что он оставил огромный след в истории нашей страны.

Как известно, родился и провёл своё детство он в городе Гори. По грузинским меркам Гори — большой город, около 50 тысяч человек, в центральной Грузии второй после Тбилиси, причем он долгое время был фактически столицей Картлийского государства, ибо Тбилиси 500 лет находился под арабской оккупацией. В связи с этим, казалось бы, история Гори должна восходить куда-то в античную древность, но раньше чем -12 й век сведений нет никаких.

Все что есть сейчас — 20й век. Виной тому Горийское землетрясение 20 февраля 1920 года: рухнули все храмы и светские сооружения, город был полностью разрушен, его начали отстраивать практически с нуля. Поэтому всё имеет устойчиво советский вид.

1

Центральный парк.

1

Городская архитектура ничем не примечательна особо, неплох только свеже-отреставрированный райончик, где мы и жили.

1 / 11
Основная достопримечательность Дом-музей Иосифа Сталина.

Это эдакий огромный дворец в оригинальном готическом стиле, построен он в 50-х годах прошлого века.

1
1
2

Музей, построен вокруг дома, в котором 21 декабря 1879 г. в семье сапожника Виссариона Джугашвили родился Иосиф Сталин. Сам дом, в котором все произошло сохранился в первозденном виде, он входит в территорию музея.

2
1

Это каменное строение с высокими потолками.

2

В те годы этот дом находился на окраине Гори, на первом этаже жила семья, а на цокольном этаже была оборудована сапожная мастерская, где трудился отец Сталина.

1

В этом домике Иосиф прожил до четырех лет. Грузины очень гордятся, что сумели его сохранить. На сегодня это самый-самый центр города.

2

Сразу за домом — непосредственно музей.

1

Очень советско-монументальное здание, всё в мраморе, широкие лестницы — как тогда было принято.

1
2

Музей посвящен всем аспектам жизни знаменитого вождя.

В нем работают три отдела,

1

в которых выставлены редкие экспонаты: оригиналы писем и записок, фотокадры, военная летопись, карты, схемы сражений, личные вещи Сталина — фотографии сыновей Якова и Василия, письма, форма генералиссимуса.

1 / 6
 
Отдельный жуткий зал это посмертная маска. Там темно и зловещая музыка. брр.

1

В музее также хранятся архивы вождя, среди которых детские и юношеские стихи.

1

В отдельном зале собраны подарки Сталину.

1 / 7
 
Повсюду — бюсты Сталина из камня, дерева, гипса, его книги на всех возможных и невозможных языках.

1

Слева от входа в музей — особый экспонат — личный бронированный комфортабельный вагон Сталина с роскошным интерьером: зеркалами венецианского стекла, резной мебелью.

1

Вагон разделен на две части: кабинет со столом, телефоном, диваном и ванная. Внутри вагона ничего не переделывали и не реставрировали. Всё, как было при жизни Сталина. Мне удалось только заглянуть в окно, ибо в вагон пускают до 17.00.

В городе несколько церквей, но ни водной мы внутри не были.

1

Еще одна достопримечательность города — крепость Горисцихе старинная громадная многоуровневая оборонительная крепость на горном холме, который находиться в центре Гори.

Предположительно крепость была возведена в 6 м веке во времена царствования легендарного грузинского царя — Давида Строителя. Раскопки показали, что крепость построена на месте более раннего, ещё античного укрепления. Во время землетрясения 20го века она устояла. Наверх не забирались по простой причине — мой муж (который был там неоднократно) сказал, что там вообще нечего смотреть.

2

У подножья холма, на котором находиться крепость, приютился красивый христианский собор.

5

После музея мы еще немного побродили по городу. Здание университета.

Автовокзал

Намёк на раскопки

Несколько памятников

1

и городской театр.

В целом, в самом городе Гори больше смотреть нечего. Можно только вернуться в новый район — там выигрышно смотрятся дома с подсветкой.

2
3

Зато в окресностях города есть много интересного. Одну важную достопримечательность я показала вчера — это знаменитый пщерный город Уплисцихе. А не далеко от него есть удивительный храм, Атенский Сион.

2
1

Он построен чуть позже, чем знаменитый Джвари, в самом начале 7-го века, около 630 года, еще до арабского нашествия. Внутри сохранились фрески эпохи Золотого Века, примерно 1080 года.

1 / 5
 
Они в ужасном состоянии, сейчас производится консекрвация фресок (я там внутри с гидом разговорилась), реставрацию решили не делать, так как потеряется вся ценность. Храм интересен как архитектурой, так и окружающей его местностью.

Атенский Сион интересен с точки зрения грузинской письменности. Вышло так, что в нем нашлась самая ранняя надпись шрифтом хуцури и самая ранняя надпись шрифтом мхедрули.

1

На внешних стенах храма редкие для того времени сохранившиеся барельефы и украшения на тему охоты.

1 / 7
 
Вокруг храма невозможно красивое ущелье.

3
4

Резюме — на город с окрестностями никуда неторопясь вполне хватает одного дня.

Фотоальбомы к рассказу

Бронирование отелей
в Гори

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

tinka61
+1
21 октября 17:44
Очень кстати, Маша! Мы с Наташей отказались от Гори в пользу Боржоми. Вот теперь имею полное представление городе и музее Сталина.
marsada
+1
22 октября 22:56
Ну сравнивать их сложно), Боржоми, безусловно выигрывает природой намного.
onegina17
+2
21 октября 19:10
Ну я бы не пошла в музей Сталина. Его роль в истории я ничуть не умаляю, но... Бабушка моя его боялась всю свою жизнь.
marsada
+3
22 октября 22:57
Я пошла ибо это история наша...
sonnenschein
+1
21 октября 20:52
Я всегда думала, что музей Сталина выглядит намного скромнее, такое помпезное здание.
marsada
22 октября 22:57
Да! Лен! Я тоже прямо не ожидала)
Maksim_Starostin
+1
21 октября 21:10
Мы тут тоже были, включая музей. Точнее в музее был один я. Товарищ не пошел, он либерал и любитель Ходорковского с Шендеровичем :))

Пожалуй, когда я доберусь до своих грузинских фотографий, то они уже будут никому не интересны, в последний год, похоже, уже все успели в Грузию съездить :)

Но зато я с той поездки сделал развернутый отчет про Карабах.
KonstantinPavlov
+1
22 октября 21:03
У меня тоже есть друг либерал, любитель Ходорковского и прочей своры
vasilets
+2
22 октября 21:25
KonstantinPavlov писал 22 октября 21:03
У меня тоже есть друг либерал, любитель Ходорковского и прочей своры

Вот уж развелось этих либерастов...
Maksim_Starostin
+1
22 октября 21:47
Вату в бан!
vasilets
22 октября 21:53
Maksim_Starostin писал 22 октября 21:47
Вату в бан!
marsada
+1
22 октября 22:59
Ну либералу и любителю Ходорковсокого ничего не мешает знать историю. )))
Интересно! Все ж разными глазами и мозгами смотрят)
А где отчет про карабах?
spatefillum
+1
22 октября 7:16
Меня впечатлил этот маленький домик... Он возвращает в то время, когда будущий вождь был милым крошкой и все могло пойти как-то по-другому
marsada
+3
22 октября 23:00
не могло, Люб... Ты же понимаешь, что не от него одного многое зависело.
vibas
+1
22 октября 10:51
Маша, классно! А мы были в Гори всего час и шел дождь... В музей Сталина не зашли. Спасибо за обзор!))
marsada
+1
22 октября 23:01
Ну без музея там больше часа делать нечего)
vibas
+1
23 октября 11:49
А как же улица Церетели?
marsada
+1
23 октября 12:19
Да она там сотни две шагов всего)
vibas
+1
23 октября 13:30
Ну, все равно достойная!
Leolik
+1
22 октября 11:50
Маша, места красивые. А про музей писать не буду!
marsada
+3
22 октября 23:03
Лен, ты в Киеве в Бабий Яр ходила? Если да - то ведь непотому, что тебе это нравится, а потому что это история... Так и музей Сталина - история...
Leolik
+1
23 октября 9:29
marsada писала 22 октября 23:03
Лен, ты в Киеве в Бабий Яр ходила
Маша, я в Киеве не была. И если бы была в Бабий Яр не пошла. Я в Кракове в Освенцим не поехала. Я с тобой согласна
marsada писала 22 октября 23:03
это история
. И помнить её несомненно надо. Но есть какие-то места, куда лучше не ходить. А писать не хотела не потому, что я этот музей не приемлю. А потому, что не хотела ранить чувства людей, кто его, в отличие от меня, приемлет и даже больше. Фактор просто любопытства тоже не исключаю.
Так что это совсем не в обиду.
marsada
+1
23 октября 9:58
А я в Бабий Яр специально ездила. Моя бабушка и Ее семья - из Киева, и для меня это как место памяти.
Ну и ты права, любопытство). Хотя мне больше нравится слово "любознательность"
Leolik
+1
23 октября 10:00
marsada писала 23 октября 9:58
больше нравится слово "любознательность"
согласна.
vasilets
+3
22 октября 13:16
[q.]Фигура Сталина неоднозначна, но никто не будет спорить, что он оставил огромный след в истории нашей страны[/q]

Маша, золотые твои слова! Только так и нуждно относиться к такой неоднозначной фигуре
Музей очень понравился, а остальной городок - так себе, непримечателен....
Maksim_Starostin
+3
22 октября 21:38
оставил огромный след в истории нашей страны
Оценивая фигуру Сталина, большинство народа считает, что Россия до коммунистов была примерно на уровне Англии, Франции или Германии, а коммунисты отбросили ее в развитии. А между тем Россия была намного более отсталой, и с этим тогда надо было срочно что-то делать.
А то теперь сравнивают жизнь при Сталине то с нашей нынешней жизнью, то с жизнью в Англии или Франции в аналогичное время. Сравнивать же нужно жизнь одних людей до и после, улучшилась она или нет. А то пишут про бедную жизнь колхозников без паспортов, забывая при этом рассказать о том, а как же жили крестьяне до колхозов? Вобщем не знает народ историю совершенно, окромя заезженных штампов.
vasilets
22 октября 21:51
Maksim_Starostin писал 22 октября 21:38
А то пишут про бедную жизнь колхозников без паспортов, забывая при этом рассказать о том, а как же жили крестьяне до колхозов? Вобщем не знает народ историю совершенно, окромя заезженных штампов.


Сегодня ко мне приезжал отец, ему без малого 90 лет, он не читал этого рассказа, но провозгласил тост за счастливые Сталинские времена!
Maksim_Starostin
+1
22 октября 22:07
А мне вот интересно. Есть на Вики такая статья - Население России.
Там есть раздел - Демографические показатели
На них хорошо виден всплеск смертности в 1933 году - тот самый Голодомор, вызванный реформами на селе.

Но затем мы видим всплеск смертности в 1991 году, который продолжается уже 25 лет. Ну вот оцените - при СССР ежегодно умирало по 1.6 млн человек - естественный фон. А потом - бац, и уже умирает по 2.3 млн и даже сегодня по 1.9, хотя население не как при СССР, а меньше. Если посчитать, то получается, что за это время умерло не меньше 12 млн лишних людей сверх того фона. Вот за этот голодомор кто ответит? Тоже Сталин? Или это хороший, демократический голодомор? Ведь при нем многие смогли начать ездить за границу, причем в весьма далекие и экзотические страны. Но при этом да, кто-то не вписался в рынок.

Да, и я вопроса рождений за эти 25 лет нарочно вообще не касался, хотя это тоже миллионы жизней.
vasilets
+1
22 октября 22:13
Maksim_Starostin писал 22 октября 22:07
Вот за этот голодомор кто ответит? Тоже Сталин? Или это хороший, демократический голодомор? Ведь при нем многие смогли начать ездить за границу, причем в весьма далекие и экзотические страны. Но при этом да, кто-то не вписался в рынок.


Я уверен, что предательство Горбачева и Ельцинский переворот принесли намного больше зла и горя нашему народу, чем вся предшествующая социалистическая эпоха
Maksim_Starostin
+1
22 октября 22:35
Причем проблемы позднего СССР к Сталину были вообще никаким боком.
Не хватило ума у последующего руководства. Вместо развития страны заставляли тупо учить цитаты Ленина и его труды.
vasilets
22 октября 22:38
Maksim_Starostin писал 22 октября 22:35
Не хватило ума у последующего руководства. Вместо развития страны заставляли тупо учить цитаты Ленина и его труды.


Эпоха застроя... хотя подавляющему числу граждан в эту эпоху жилось очень неплохо....
Maksim_Starostin
+1
22 октября 22:46
Насчет именно "застРоя" - это не шутка. У нас в Нарве и Силламяэ в те годы бешеное строительство шло. Целые районы вырастали. Я все мечтал, когда же в Нарве 100 тысяч населения будет и когда троллейбус пустят. Разговоры об этом шли.
А потом - как обрезало. И вот уже 25 лет как дома больше не строят. А собственно зачем - было в городе 85 тысяч жителей, а осталось 60. Но неоспоримый плюс - торговые центры не сравнишь с советскими :)

P.S. Заходил сегодня в Нарвский замок. Посмотрел, какой мутью потчуют интуристов на кассе. Целый набор книжек - "Жертвы советской оккупации", "Финские парни в боях с советами", "Вооружение Третьего Рейха" и т.п.
vasilets
+1
22 октября 22:53
Maksim_Starostin писал 22 октября 22:46
Целый набор книжек - "Жертвы советской оккупации", "Финские парни в боях с советами", "Вооружение Третьего Рейха" и т.п.


В Тбилиси тоже есть "Музей советской оккупации" - я как увидел, аж передернуло от мерзости и подлости такого "музея"

А в Азербайджане, наоборот, весь народ очень жалеет по поводу распада СССР и с ностальгией вспоминает времена СССР!
Maksim_Starostin
+1
22 октября 23:00
Да уж, забыли как товарищ Берия отсталую Грузию в XX век втащил. Сколько заводов построили, которые работали. Электровозы ВЛ10 и ВЛ15 строили. Я уж не говорю про Су-25.

А сейчас все закрыто, повсюду сидят, чурчхелой торгуют и на будущий безвиз молятся.
Vsevolod_Pimenov
+1
23 октября 3:47
Максим, к сожалению, Вы находитесь в плену глубокого (хотя, видимо, искреннего) заблуждения. Беда для России и всего мира случилась по вине Ленина, Троцкого, Свердлова и вообще большевиков, в октябре 1917г. из-за чудовищного переворота, устроенного ради абсурдной мировой коммунистической революции. А Иосиф Сталин - сам жертва ленинизма-сталинизма.
Vsevolod_Pimenov
23 октября 3:56
Я ошибся. Моё сообщение адресовано не МАКСИМУ, а VASILETS
marsada
+1
22 октября 23:04
Ну просто эта площадка - не то место, чтобы на политические темы дискутировать) У меня на счет Сталина своё мнение, у кого-то своё.

А мы то тут - про туризм )))
vasilets
+1
22 октября 23:05
marsada писала 22 октября 23:04
у просто эта площадка - не то место, чтобы на политические темы дискутировать) У меня на счет Сталина своё мнение, у тебя своё. А мы то тут - про туризм )))


Это верно, но музей Сталина ты отлично показала!
Chedty
+4
22 октября 18:08
Очень важный музей, я там не был, интересно было посмотреть. Замечательно, что удалось сохранить. Совсем не обязательно быть поклонником Сталина, чтобы интересоваться его биографией. В музеи концентрационных лагерей ходят совсем не потому, что это кому то нравится.
marsada
+1
22 октября 23:08
Вот да! Михаил, у меня та же позиция.
Nomad
+1
22 октября 18:51
Да уж, интересно! Думаю, что если бы он родился в Москве, то от него сейчас в лучше случае доска бы мемориальная осталась... а вещи, если бы сохранились, пылились бы в архивах да запасниках....
marsada
22 октября 23:08
Сложно сказать, скорее всего во времена Хрущева многое бы просто уничтожили.
Vsevolod_Pimenov
+2
23 октября 4:15
Даже во времена Хрущёва к истории относились с большим вниманием (не на показ). Ведь тогда большинство не погибших в ГУЛАГе историков и вообще специалистов были рождены до 1917 года. Учёные и даже простые люди, родившиеся до 1917г. и получившие воспитание от дооктябрьских родителей, были гораздо нравственней и гуманней, чем воспитанные, как строители коммунизма, в советское время.
Nomad
+1
23 октября 11:22
Запасники, запасники.. и никто ничего не увидел бы...
Svet-lanka
+1
24 октября 19:48
Интересный музей! Мария, полностью с Вами согласна! Фигура неоднозначная, но важная в истории нашей страны. Поэтому спасибо, что показали. Лично мне было интересно.
marsada
+1
25 октября 6:40
Спасибо
sovikont
+2
25 октября 8:13
Интересный музей,Маша.Особенно интересно смотреть на все начиная с дома,где человек родился....Историю важно знать...Город совсем другой...но все города Грузии очень приятные, в них есть душа и этот такой...Спасибо.
marsada
+1
25 октября 20:51
Да, историю важно знать.
larkis8
+1
25 октября 18:08
Если честно, то вначале тоже не хотела ехать в этот музей по идеологическим мотивам. А побывав там, поняла, что была не права. В первую очередь из-за того, что этот музей, хоть и называется музеем Сталина, и сформирован вокруг его жизни, но музей - именно об истории нашей страны. Причем, об очень сложном, неоднозначном, тяжелом периоде. Да, так сложилось, что именно Сталин стал той ключевой личностью в истории, роль которого необходимо учитывать, как один из основных факторов, что мы знаем из уроков политэкономии. Но для появления такой личности должна быть готова почва. Не может прыщ вырасти на здоровой коже.
А музей на самом деле очень большой, с интересными экспонатами, которые очень грамотно подобраны, с нужной атмосферой. Мне он очень понравился! Так что тем, кто будет в тех краях, рекомендую в него заехать. Этот музей - не про Грузию, он - про наше недавнее прошлое, которое такое, какое есть. Ведь и в жизни каждого отдельного человека не только одни приятности были? Темных полос у всех хватает. И про это не надо забывать!
marsada
+1
25 октября 20:52
Ларис, ты большая молодец. Каждое твоё слово в точку.
larkis8
+1
25 октября 21:47
Я пишу, как думаю... Я и Виктору написала, что надо было им в музей сходить!
larkis8
+1
25 октября 18:11
А вот, кстати, фото из вагона, куда Маша не попала. Это - спальня Сталина. Не шикарная... И рабочий стол.
julykum
+1
30 октября 23:11
Маш, я не помню, может, спрашивала, а может нет. а сами грузины как к Сталину относятся?
marsada
30 октября 23:17
По разному, но в основном чтят и любят. Уважают память. Основное - что порядок при нем был, и что войну выиграл. И ещё- что в деяниях он не виноват, дескать это все Берия за его спиной...
julykum
+1
9 ноября 21:52
Какая-то доля истины в этом есть. Не сам же он написал 3 млн доносов.
kindus
+1
19 ноября 14:29
Грузины - маленький, но гордый народ. Вот и гордятся тем, что сын нищего грузинского ремесленника правил империей. Не вдаваясь в подробности его непростой жизни
marsada
19 ноября 15:04
Может быть и так
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.