Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 25 марта 17:48
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Гагра — Абхазия Сентябрь 2016

Первую половину отпуска мы отдыхали в Сухуме (прочитать рассказ можно по ссылке Сухум). Но чтобы впечатление от Абхазии сложилось более полным, решили продолжить отдых уже в Гагре. На автобусе совершили переезд в Гагру. Вышли на остановке «Фонтан» и далее отправились искать себе новое жильё. Заранее нашли в интернете гостевой дом в Новой Гагре с хорошими отзывами. Но свободных мест не оказалось, и хозяин порекомендовал нам заглянуть к соседу. Так произошло наше знакомство с «Лакоба 30».

Абхазия. Гагра

Попадая во двор «Лакоба 30», первое, что бросается в глаза — это густая зелень, мягкий диван и кресло под открытым небом, лестница с белыми колоннами, ведущая на второй этаж дома, и хозяин в банном халате. Атмосфера пристанища хиппи. Нам была предложена комната в торце дома. Если бы не цена, я наверное никогда не согласилась на подобное жилище. Мебель совдеп, шторы совдеп, кровати совдеп с двумя матрасами: как в детском лагере. Душ как полагается в большинстве частных домов — во дворе, там же кухня со всей необходимой утварью.

Первым делом хозяин велел нам ознакомиться с Уголовным кодексом «Лакоба 30». Этот длинный свод правил рассказывал о законах, которые царят на территории «Лакоба 30». Здесь нельзя курить, нельзя пить, нельзя ругаться, нельзя жаловаться на комаров. Здесь нужно мыть посуду губкой определённого цвета, не мусорить, использовать только биологически безопасные моющие средства, не срывать фрукты, т. к. они предназначены для варки варенья и компотов. Кроме того давались бесценные советы, как выжить в Абхазии и вернуться домой отдохнувшим.

Растительность «Лакоба 30».

Абхазия. Гагра

Позже мы наткнулись на Youtube-канал хозяина и узнали дополнительные факты о нём. В «Лакоба 30» проводятся музыкальные вечера, психологические тренинги. Сам хозяин проводит уникальные экскурсии для своих гостей в горы и окрестности. Жена хозяина варит в огромном ассортименте варенье, компоты, соусы и соленья. В ход идёт всё, что растёт на территории «Лакоба 30». Всё это проходит строгий контроль от отбора фруктов-ягод до методов пастеризации и разливается по банкам. Далее на банки наклеиваются специальные этикетки с логотипом «Лакоба 30». Каждый гость может приобрести себе на пробу несколько понравившихся вкусов. А ассортимент действительно огромный: инжир белый, инжир чёрный, инжир с мандарином, инжир с лимоном, варенье из фейхоа, мушмулы, компоты из черешни, из персиков, из груши, соленья из помидорок и огурчиков, соусы из алычи в различных вариациях и многое-многое другое. Хозяин выкладывает целые видео-обзоры на своём канале.

По вечерам возвращаясь с прогулок можно было наблюдать во дворе фееричное световое шоу: различные цветные лампочки и фонарики, развешанные по деревьям, подмигивают и светятся, отбрасывая тени и создавая загадочное световое представление.

Благодаря ненавязчивой атмосфере я с каждым днём всё больше привыкала к этому месту. Да и соседи были вполне обычные люди: взрослые мама с дочкой на 2-м этаже, девушка с ребёнком в соседней комнате и парочка в палатке во дворе.

Но не будем долго задерживаться в «Лакоба 30», нужно посмотреть и окрестности.

В первый день прогулялись до центрального гагрского рынка, купили продуктов: овощи, сыр, арбуз и маленькие очень ароматные дыньки. На рынке большой выбор специй, абхазских чаёв, вина, сыра и связки лаврового листа. Также продают национальную выпечку, сувениры.

Вечером искупались в море в лучах заходящего солнца.

Абхазия. Гагра

На следующий день решили прогуляться до Старой Гагры, причём весь путь проделали пешочком в обе стороны.

Длинная-длинная улочка идёт через весь город вдоль побережья, временами то приближаясь, то удаляясь от береговой линии. По обе стороны расположены бесконечные кафешки, магазины, ларьки, гостиницы и частные домики, где сдаётся жильё. Очень быстро всё это приедается, превращаясь в бесконечную торговую кашу.

И тем не менее, если идти пешочком, то можно высмотреть несколько интересных мест.

Вначале мы сделали остановку у мемориала Славы.

Абхазия. Гагра

Далее наткнулись на столовую в отеле «Тихий Дон», в которой побывала и оставила свою наклейку ведущая «Ревизорро» Елена Летучая. Мы тоже сюда заглянули. Меню в столовой очень скромное, национальных блюд практически нет. Мы заказали суп-харчо, манты, блинчики и мандариновый сок.

У отделения связи установлен вот такой памятник Индо-Европейскому телеграфу, проходившему через Гагру.

Железнодорожная платформа «Гагрыпшь». По традиции — в удручающем состоянии.

Абхазия. Гагра

И вот наконец добрались до финишной точки — площадь Нартаа. По середине площади установлен фонтан. Здесь же конечная остановка у некоторых маршрутов транспорта. Площадь со своими серыми бетонными конструкциями уносит в далёкие советские времена.

На углу площади видны крупные буквы АБААТА.

Абхазия. Гагра

Абаата — это крепость, которая располагалась в этом месте, сейчас же здесь несколько ресторанов. И лишь в одном уголке крепости ещё царит средневековый дух. Проходя под низкой арочкой оказываешься в спокойном зелёном дворике, где под высокими деревьями расположился старинный каменный храм Святого Ипатия Гагрского. Когда мы сюда заглянули, двор был полон: в церкви проходил обряд крещения.

В один из дней пребывания в Гагре, прячась от внезапно обрушевшегося ливня, мы заглянули в ресторан «Абаата». В интернете много хороших отзывов о нём. Здесь мы заказали горячий чай и хачапур-лодочку. Цены в ресторане значительно выше среднего, но для Гагры вполне обычные.

Выйдя из крепости, заглянули в Приморский парк. Почти на входе встретили яркие отголоски советской эпохи.

Абхазия. Гагра

Парк очень красив, особенно в солнечную погоду, много пальм. Прогуляться можно как по самому парку, так и по аллее вдоль моря, а может даже выйти на пляж.

Абхазия. Гагра

Вскоре вышли к центральной точке пляжа к фонтану в пруду.

Абхазия. Гагра

За густой зеленью фонтана виден ресторан «Гагрыпш». Поднялись к нему по лесенке, заглянули в меню: цены явно завышены, поэтому внутрь решили не ходить. К тому же большинство отзывов в интернете негативные, в основном плохо отзываются об обслуживании и отношении персонала.

Абхазия. Гагра

Не произвела хорошего впечатления колоннада. Хоть она и отреставрирована, но все подъезды к ней заставлены машинами — нет никакого приличного вида. Здание кинотеатра «Гагра» (ранее — Зимнего театра) напротив так вообще выглядит удручающе, а территория вокруг него грязная и неухоженная.

Абхазия. Гагра

В отдельной часть береговой полосы наткнулись вот на такое необычное место: вдоль берега камушками выложены названия городов, жители которых отдыхали в Гагре. В 99% случаев — это города России.

Абхазия. Гагра

После такой длительной и насыщенной прогулки вернулись домой голодными. На кухне «Лакоба 30» приготовили своё фирменное блюдо из овощей с сыром и соусом из алычи. В прикуску с местным лавашом — пальчики оближешь!

Вечером погоду немного разъяснило, и мы успели окунуться в море.

Абхазия. Гагра

На следующий день с утра пораньше отправились в Пицунду. Очень хотелось увидеть пицундскую сосну с длинными иголками, Пицундский храм, чистое пицундское море, о котором много слышали, самшитовые рощи. Также в планах было съездить в село Лыхны, известное своим собором Успения Пресвятой Богородицы на фоне горных вершин. День выдался насыщенным. Прочитать рассказ об этой поездке можно по ссылке Пицунда и село Лыхны.

Третий день в Гаграх встречал нас солнечной погодой. Мы успели искупаться, позагорать. После решили съездить в старую Гагру и разыскать башню Ольминского, о которой вычитали в одном из интернет-источников. Но стоило только выйти из маршрутки на площади Нартаа, как полил дождь стеной. Вначале прятались под крышей, потом добежали до ресторана «Абаата» и отогревались горячим чаем. Когда дождь немного поутих, всё-таки отправились на поиски башни. Благодаря хорошо проведённой разведывательной работе башня была найдена в самом неожиданном месте — на участке жилого дома. Неплохо иметь в своём владении каменную башню, строил которую друг А. С. Пушкина К. П. Данзас.

По закону подлости, когда цель была достигнута, на небе появилось солнце. И мы ещё раз повторили маршрут первого дня — прошли вдоль набережной, по парку, через основные достопримечательности Гагры.

Последний день перед отъездом посвятили купанию.

Абхазия. Гагра

Ненадолго забежали на рынок, купили в дорогу несколько кругляшек сыра сулугуни (обычного и копчёного). Прощаясь с хозяином «Лакоба 30», купили несколько баночек знаменитого варенья с разными вкусами: белый инжир с мандарином, белый инжир с лимоном и чёрный инжир.

Подводя итоги путешествия по Абхазии мы с Сашей составили рейтинг посещённых мест и впечатлений: что запомнилось больше всего и оставило самые яркие впечатления. И так, топ-7 нашего абхазского отпуска. 1 место — самые яркие впечатления, далее идёт на уменьшение.

1. Поездка к горному озеру Мзы и к альпийским лугам

2. Абхазская кухня (в основном благодаря восхитительной апацхе в Сухуме).

3. Пицунда (красивый берег, чистое голубое море, ароматные сосны с длинными иголками).

4. Крепость «Анакопия» (дорога к крепости — это испытание на выносливость, но, оказываясь наверху, понимаешь, что всё было не зря, сверху открываются прекрасные виды).

5. Набережная в Сухуме.

6. Крепость «Абаата» в Гагре (спокойный уголок с красивой старинной церковью).

7. Приморский парк в Гагре (много пальм, отличное место для прогулок).