Турист Маша Малиновская (Masha_Apelsin)
Маша Малиновская — была 31 марта 18:50
Приятное чувство, когда вернулся из путешествия, сидишь на диване, пишешь текст, обрабатываешь фото.

Новый Афон — Абхазия Сентябрь 2016

Из Сухума до Нового Афона ехать на маршрутке что-то около получаса. Транспорта ходит много, как обычные большие автобусы (но их нужно ждать и ловить, т. к. расписание очень туманное), так и скоростные маршрутки (отправляются часто, летают быстро). Мы сели в маршрутку на площади у железнодорожного вокзала. В мгновение ока долетели до пункта назначения. Поражает виртуозность водителей и умение обгонять на крутых горных поворотах.

Маршрутка высадила нас у начала тропы к монастырю. Прежде чем начинать восхождение немного прогулялись по Приморскому парку. В своё время он был разбит монахами. И сейчас выглядит довольно прилично: озёра с лебедями, зелень, пальмы, мостики. Посередине одного озера расположился павильон кафе, попасть к нему можно по длинному помосту. Открывается потрясающий вид на горы, зелень и купола монастыря.

Абхазия. Новый Афон

Здесь же рядом знающий турист может обнаружить остатки Псырхинской башни. В пристроенных к ней зданиях расположился санаторий «Абхазия».

Абхазия. Новый Афон

Далее начали медленный подъём к монастырю. Утро было раннее, людей было мало, солнце ещё не начало припекать, но подниматься все-равно было уже не просто.

И вот появились красно-жёлтые стены монастыря.

Абхазия. Новый Афон

Мы зашли на внутреннюю территорию и в Пантелеймоновский собор. Больше доступа у туристов никуда и нет.

Абхазия. Новый Афон

Бродили по территории недолго. Рядом с монастырём за неприметной калиточкой начинается тропинка к одной из многочисленных дач Сталина.

Абхазия. Новый Афон

На даче проводят платные экскурсии, но по территории можно гулять бесплатно. Кроме того, некоторые деревянные домики на территории сдаются для проживания.

Абхазия. Новый Афон

Жил товарищ Сталин в очень славном домике с невероятно красивым видом: где-то внизу плещется море, все окрестности покрыты зелёной растительностью и тут же отвесные скалы, с которых, как лианы, спускаются корни невиданных растений.

С этих же растений с гулким звуком падают улитки.

Абхазия. Новый Афон

Углубившись в дальнюю часть сада я набрела на кусты лаврового листа и нарвала себе ароматных специй для варки пельмешек.

Посмотрев на дачу вождя, вернулись к монастырю и, пристроившись в хвост туристической группы, начали спускаться к водопаду, образовавшемуся в 1882 году при строительстве плотины на реке Псырцха.

На пятачке у водопада развернулся активный туристический сервис — можно и перекусить, и бутылку вина выбрать в подарок, и обзавестись новой обувью. Мы к тому моменту уже изрядно проголодались, поэтому перекусили национальным блюдом ачма. Представляет оно собой многослойный пирог с сыром. Вкусно, но мне показалось слишком простым это блюдо.

Рядом с водопадом можно увидеть храм Симона Кананита и недавно отреставрированное здание гидроэлектростанции. Электростанция была построена монахами, она вырабатывала электричество из падающих потоков воды.

А вот храм смотрится довольно старым, современное здание построено в 1882 году. Единственный минус — точно за ним стоит разрушенное панельное здание и портит весь вид. Пришлось найти удачный ракурс, чтобы получилось красивое фото.

Абхазия. Новый Афон

Наконец подошли к водопаду. Он действительно очень красивый — ровные стекающие потоки. Бесстрашные туристы, переступая через ограждения, пробирались к водопаду ради драгоценных кадров. А те, кто посмелее, даже умудрились искупаться в верхнем озере. Мне очень долго пришлось выжидать момент, когда в кадре никого не будет.

Но самая красота ожидает в верхней части водопада. Верхнее озеро невероятно живописно! К тому же открывается отличный вид на железнодорожную платформу Псырцха.

Абхазия. Новый Афон

Вдоль озера идёт специальная дорожка к железнодорожной платформе. Перед входом установлена памятная доска — это место в 1888 году посетил император Александр III с семьёй.

Абхазия. Новый Афон

Железнодорожная платформа Псырцха. Поезда выезжают из одного тоннеля, пролетают станцию без остановки и снова исчезают в другом горном тоннеле. Кассовый павильон заброшен, побиты стёкла. Но даже несмотря на это смотрится красиво и колоритно.

Абхазия. Новый Афон

Чуть дальше начинается тропа к гроту Симона Кананита. Мы туда не свернули, пошли в противоположную сторону — к Новоафонской пещере. Но и в пещеры тоже спускаться не стали, предпочтя им восхождение к Анакопийской крепости. Крепость расположена на вершине горы. Анакопией в своё время владели византийцы, абхазские цари (в VIII Анакопия была столицей Абхазского царства) , грузинские цари, генуэзцы, турки. Большую часть пути шли вверх по дорожке мимо жилых домов. Большинство из них сдаётся туристам. Непонятно, неужели туристы настолько спортивны, что каждый день по нескольку раз карабкаются в гору и спускаются с неё. Такие отважные отдыхающие действительно шли нам навстречу, пока мы, обливаясь потом, карабкались всё выше и выше.

Чем выше поднимаешься к крепости, тем красивее открывается вид. И вот уже где-то далеко внизу блестят купола Новоафонского монастыря.

Абхазия. Новый Афон

Пока шли наверх забрели в заброшенный сад c инжировым деревом, сорвали несколько вкусных фруктов. Ограды многих участков оплетены виноградной лозой, свисают сочные грозди винограда, но их мы уже трогать не стали.

Абхазия. Новый Афон

И вот наконец дошли до кассы Анакопийской крепости — до этой точки можно доехать на машине. Купили билеты. Далее подъём по серпантинной дороге продолжился, и вскоре появилась первая сторожевая башня крепости.

Абхазия. Новый Афон

Вид с самой верхушки на Новый Афон и окрестности.

Абхазия. Новый Афон

Поднявшись от башни ещё немного вверх оказываешься в старом городе. Здесь остались части строений, каменная кладка, какие-то помещения.

Абхазия. Новый Афон

Самая высокая точка — недавно восстановленная дозорная башня. Вверх можно подняться по внутренней лестнице.

Крепость Анакопия

Рядом с башней есть колодец с водой — многие наполняют ею бутылки и пьют на месте. Также на территории крепости есть небольшая церковь, устроенная в одном из каменных помещений.

Абхазия. Новый Афон

Отдохнув после долгой дороги, напившись воды и полюбовавшись видами, начали спуск вниз к водопаду.

На этом наша однодневная поездка из Сухума в Новый Афон завершилась.

Об отдыхе в Сухуме можно прочитать по ссылке Сухум.