Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 2:50

Тайбэй — Тайвань Июнь 2016

Путешествуя по Тайваню, я несколько раз спрашивал у людей к какой религии они себя относят. В большинстве случаев, каких то приоритетов они не придерживаются. Вспоминают, что перед экзаменом школе очень хорошо поклонится Даоситскому Богу Литературы, Будда был очень хороший, Конфуций — очень мудрый. Что там делить, зачем? Мне достаточно трудно представить буддистов громящих конфуцианские храмы, как впрочем и наоборот.

Церковь, дом, ребенок

В восприятии современных пользователей, популярной на Тайване религии — даосизма, боги — это вроде наших Перуна, Стрибога, …Философская составляющая вселенского единства, заложенная в основу этой религии Лоа-цзы, да и философская составляющая вообще утеряны. Просто множество богов на все случаи жизни, которых обижать не стоит. Да и требования у богов не высокие, на покупке банана и вонючей палочки бюджет семьи не подорвешь. Полчища голодных монахов, с мисками наготове, на Тайване не пройдут.

Кроме духовной составляющей, у каждой религии есть материальная составляющая. Поражает именно она. Тайванцы привыкли к тому что их окружает и не понимают, что это абсолютно уникально и восхитительно.

Это не миниатюрка, это многометровые каменные картины украшающие вход в храм.

Пару слов о храме Фен Тиань в Тайбее. Я видел резьбу по камню, попадалась изысканная. Такую я не видел. Работы выполнены по сверхплотному серому граниту. Колонны толщиной почти в метр, изрезаны в труху. Они превращены в каменное кружево.

Церковь, дом, ребенок

Глубина резьбы на некоторых барельефах превышает два метра. Это какой то не человеческий труд. Представить себе объем работы просто не возможно. Пытаться передать тончайшую эстетику летящей каменной птицы буквами, смешно.

Внутри храм представляет из себя деревянную книгу повествующую о жизни богов.

Церковь, дом, ребенок

На каждой колонне сверху вниз рассказывается о славной жизни и деяниях какого ни будь значимого персонажа.

Колонны из кипариса. Резьба сами видите какая. Сказать, что я удивился увидев все это нельзя. Понимаете, это не вероятно!

Церковь, дом, ребенок

Храмы разные. По внутренним ощущениям понравились почти домашние, не очень внешне интересные, конфуцианские. Да и логика там мне по жизни близкая, работать и учиться мне интереснее чем умерять желания. Не хочу я балдеть, хочу отдавать и получать, МНОГО!!!

На счет жилья тайванцам приходится «умерять желания». Большинство живут в квартирах многоэтажных домов. Кто то лучше, кто то хуже, но платят много все. Жилье дорогое. Здесь без истории и географии не разобраться. Самая большая проблема страны — ограниченные площади пригодные для хозяйственной деятельности, 80% территории — это склоны очень крутых гор. Хозяйственная активность в таких горах практически невозможна, тут же начинаются оползни.

Пригодно только для эстетических удовольствий

Сегодняшнее население Тайваня — двадцать три миллиона человек. Практически все оно сконцентрировано в единственной большой западной долине острова. Плотность населения здесь одна из самых высоких в мире.

В хорошей еде тайваньцы стараюся себе не отказывать

История развития острова началась с прихода на него европейцев. До этого на острове проживали аборигены, которые развивались мало и неохотно:) Аборигены не китайцы и даже не азиаты, они относятся к австронезийским народам на сегодняшний день их численность составляет полмиллиона человек. Как и в большинство развитых стран, хозяйственной деятельностью практически не занимаются, но контролируют достаточно большие территории, выделенные им в качество резерваций.

Территория принадлежит аборигенам, сдается под кемп. Чисто и не дорого

Развитие острова начали голландцы. Они построили форты, порты, таможни… и переселили на Остров китайцев из южной провинции Фудзян. Доминирующим языком на острове стал амойский.

Церковь, дом, ребенок

Голландцев перебил потомственный китайский пират — Коксинга. Его люди происходили из разных китайских провинций и говорили на разных языках. Языком международного общения стал мандарин, но самым распространенным языком оставался амойский.

Умер от злости когда охранник отказался отрубить голову его сыну.

В первой половине двадцатого века, в период японской оккупации, в школах преподавание велось на японском. В результате, мандарин был вытеснен. До сих пор люди старшего поколения считают родным амойский, при этом знают японский.

Церковь, дом, ребенок

После захвата власти в Китае коммунистами, на Тайвань переселилось более двух миллионов гоминьдановцев, родным языком для которых был все тот же мандарин. Два миллиона, по тем временам составляло около трети населения Острова. Если учесть, что на мандарине говорил недемократичный Чай Кайши, можно легко догадаться, что именно этот язык теперь является безусловно доминирующим.

Совсем немножко еще о домах, точнее даже об окнах и дверях. В Тайбее есть, так называемый, Старый Китайский Дом. Он не такой старый (лет сто), как построен под старый.

Церковь, дом, ребенок

На его примере хорошо заметна другая логика планировки по сравнению с европейской. В размещении, форме окон и дверей начисто отсутствует симметрия или функциональная целесообразность.

Маленькая дверь видимо для собачки:)

Окна и двери здесь, являются рамкой для вида, который открывается во дворе. Мебель в комнате размещена таким образом, чтобы сидя на кресле или лежа на кровати наиболее выигрышно увидеть дерево или пруд в собственном саду. Форма окна или двери подбирается по аналогии с формой рамки в живописи.

Церковь, дом, ребенок

Почему то, я долго этого не мог понять и целый час лазал по всему дому, пытаясь рационально объяснить логику архитектора. Когда вдруг все встало на свои места, я очень порадовался за китайцев.

В интерьере дома больше всего заинтересовала спальня. Если вопрос о наличии или отсутствии секса в Союзе до сих пор на обсуждении, в Древнем Китае секс был безусловно. Кровать с зеркалами, выполнено очень удобно угол наклона всех зеркал регулируется.

Церковь, дом, ребенок

Не смотря на то что хань (очень китайские китайцы), не являясь самым многочисленным народом Тайваня, активно насаждают свою культуру, каких-либо националистических настроений на острове я не почувствовал. Может быть аборигены, как обычно, со своими запросами выступают, но для них создали комитет при правительстве, который их активно развлекает. Народ не курит и не пьет, он жует. Пролетарское национальное развлечение здесь — бетель. Выглядит очень погано, слюни красные капают, зубы черные тошнят, выражение лица — точь в точь родной алкаш, или бразильский наркоша. Вот ведь говорят расы разные, а выглядят как родственники.

Фикус душит бетельную пальму, а так ей и надо

Численность населения Острова достаточно давно держится на одном уровне причем в основном не за счет рождаемости, а за счет миграции. С миграцией правительство борется, рождаемость поощряет. Рожать внука моего, невестка уверенно поехала на Тайвань, гражданкой которого по рождению она является. Очень привлекает санаторий для молодых семей с новорожденным ребенком, где семья может проживать до двух месяцев. Государство берет на себя достаточно значительную часть оплаты такого санатория. Кроме этого есть всякий материнский капитал, льготные медицинские страховки и прочие формы поддержки молодых семей.

Церковь, дом, ребенок

Народ умен и образован. В состоятельных семьях детей отдают учиться в четыре года. Представить себе сколько усилий требует изучение английского, до уровня легкого акцента очень тяжело. Это адская работа, китайский язык логически совершенно другой. Поступающий в университет на престижную специальность, не имеет права на ошибку. К абсолютной пятерке в аттестате, следует добавить абсолютный бал за единый государственный экзамен. Иначе ни Бог Литературы, ни его перевоплощение Конфуций не помогут. Все-таки в Штатах не так все сурово.

Пионеры и школьники берите пример с этой девушки, она поступила в Университет Тайваня на медицинский факультет

Люди часто собираются на площадях большими толпами и делают какие то странные физические упражнения. Это им не помогает. Выглядят они очень не крепкими. Мужики постарше еще кое-как обрастают мясом, а молодые ребята вызывают желание участливо погладить по голове.

Почти у каждого храма ребята очень коряво машут мечами

Я смотрел за упражнениями. Что они хотят развить. Они просто хотят двигаться как мы — медленно и плавно. Мы намного пластичнее, но мы намного медленнее. Они по другому устроены, руки двигаются так быстро, что положение не фиксируется взглядом. Если им не надо двигаться, они все равно двигаются. У большинства населения тик. Не обязательно на лице, дрыгается что попало. Таксисты на ровной дорогое игриво нажимают и отпускают педаль газа, машина постоянно дергается. Первые десять минут хочется оторвать ногу, потом понимаешь, что сигнал идет от головы… Интересно при скрещивании китайски и ямайский таксист дадут плодовитое потомство…

Многое здесь совершенно иначе. Как прямо с утра догадаться, что вы Китае?

Давайте на этом закончим обзорные рассказы и отправимся в путешествие по Тайваню. Если там, дальше, по ходу вспомнится, что ни будь про детей, дома и церкви, я добавлю.