Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 9:01

Ингушетия — Россия Август 2015

Более 10 лет каждый год, а иногда и 2 раза в год, я езжу в курортный город Кавминвод — Пятигорск. Отсюда организуются экскурсии во многие интересные места Северного Кавказа. Благодаря этим экскурсиям я побывала во многих красивейших местах: в горах, на водопадах, на озерах, в городах Северного Кавказа. В 2015 году ехала в санаторий и думала: ну куда съездить на выходные? Что новенького посмотреть? И вот, пожалуйста, новое предложение: экскурсия в Горную Ингушетию. Еду!

Ингушетия — один из самых маленьких субъектов России. Половина страны находится на равнине, а другая отделена от равнины высоким горным массивом и расположена в глубоких ущельях между ним и главным Кавказским хребтом.

Мы едем в горную Ингушетию.

Нам обещали показать курорт Армхи, башенный комплекс Эгикал, древнюю христианскую церковь Тхаба-Ерды, башни Вовнушки, ну и конечно же, восхитительную природу Горной Ингушетии.

Район Джейрахского ущелья, куда мы едем, считается жемчужиной Ингушетии, здесь находится более ста исторических памятников.

До комплекса Армхи мы ехали на обычном микроавтобусе, правда новеньком и с мощным двигателем, на другом бы не добрались. Подъем и вправду был нелёгким, дорога поднималась круто вверх по серпантину. Временами колеса автобуса ехали прямо по краю обрыва, аж дух захватывало, но не только от страха, а и от красот окружающей природы.

Раньше здесь был санаторий «Армхи», основанный в 1928 году. Потом были годы застоя, все пришло в упадок. И только недавно горнолыжный курорт «Армхи» начал новую жизнь.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Особая достопримечательность Архми — Лестница здоровья — самая длинная деревянная лестница в России, состоит из 1780 ступенек. Лестница поднимается с высоты 1280 метров, верхняя точка расположена на высоте 1520 метров над уровнем моря. Находится лестница среди хвойного леса, целебный воздух — чистейший, с запахом сосновой пыльцы — помогает сделать крутой подъем приятным.

Несмотря на то, что на курорте появились новые горнолыжные трассы, бассейны, фитнес-центр, Армхи по-прежнему остается тихим уголком с первозданной природой.

Поднявшись на высоту 1520 метров, туда, где заканчивается Лестница здоровья, и куда приходит кресельная канатная дорога, мы попадаем на площадку, где расположен ресторан «Эрзи». Открытая терраса и два уютных зала оформлены в национальном стиле.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Вот так ресторан выглядит изнутри

На втором этаже в ресторане висит ингушский ковер — истинг — с традиционным ингушским орнаментом.

Путешествие продолжается. Перед нами открываются завораживающие виды Горной Ингушетии. Удивительно красивый край!

Там, где виды особенно примечательны, наш автобус останавливался, чтобы мы могли полюбоваться новыми захватывающими пейзажами и сфотографироваться на память, вот как здесь — рядом с облаками.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Далее остановка на панорамной площадке на высоте более 1800 метров над уровнем моря, с которой открываются неповторимые по красоте горные ландшафты.

Нетронутая первозданная природа завораживает. Окружающие виды так живописны, что кажется находишься в сказке.

Вдали виднеются заснеженные горные вершины

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Туман окутал вершины гор и за дымкой тумана их плохо видно. Но надо сказать, туман придал всей окружающей местности особое очарование, загадочность.

У подножия горы Цей-Лоам на высоте 1842 м открыт единственный в России бейсджампинг клуб. При клубе работает отель, горное кафе, прокат туроборудования. Бейсджампинг — экстремальный вид спорта, прыжки совершаются на парашюте с неподвижных объектов. Цей-Лоам входит в тройку мест в мире(!!!), наиболее подходящих для бейсджампинга.

Вскоре открывается панорама башенного комплекса Эгикал и мы попадаем в другое историческое время — время великих мастеров строителей башенных комплексов.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Эгикал — древний город на Южном склоне Цей-Лаамского хребта. Это самый крупный архитектурный ансамбль Горной Ингушетии. Большинство строений Эгикала было воздвигнуто с конца XVI до начала XVIII веков. Ингуши называли себя «галгаи» — строители или жители башен. Ингуши были хорошими строителями, и не только для себя, но и для соседних народов — чеченцев, грузин, осетин. Ингуши строили башни, в которых жили, воевали и хоронили своих предков. Башни строились в пределах видимости друг друга. Поэтому сигнал об опасности передавался мгновенно на большие расстояния.

Эгикал состоит из нескольких десятков башен и большая часть из них — башни — галы, в которых жили ингуши. Они ниже боевых, но тоже хорошо укреплены за счет толщины стен. На первом этаже широкой жилой башни держали скот, на втором устраивали очаг, при этом очаг и цепь, на которую подвешивался котел, считались священными. На верхних этажах жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней строили полуподземный или наземный склеп. Склепы весьма разнообразны, есть небольшие, одноярусные, а есть трехъярусные, где захоронено более 200 человек.

В случае опасности все укрывались в боевых башнях, в которые можно было пройти по тонким мосткам между строениями, перекинутыми на большой высоте. Вход в боевую башню делали на втором или даже третьем этаже. Когда приближался неприятель, полено с глубокими зарубками, используемое в качестве лестницы, затягивали наверх. Боевые башни — воувы — считаются вершиной архитектурного искусства галгаев. Высота боевой башни более 20 метров. Ширина последнего этажа в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху в оборонительных целях, когда противник завоевывал первый этаж, обороняющие поднимались выше и баррикадировались там. Благодаря этому башни могли выдерживать длительные осады.

В Эгикале было 4 боевых башни, три из них полностью разрушены, а одна, высотой 27 метров, достояла до наших дней и состояние ее практически идеально. На ее внешней стене можно разглядеть загадочное изображение человеческой фигуры с расставленными руками и ногами, напоминающие крест.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Башни занимали огромное место в жизни ингушского рода. Существовало даже поверье: строительство башни должно быть завершено в течение 365 дней, если за это время башня не была построена, род начинал считаться слабым и терял уважение. Жизнь в горах была полна опасностей, горским народам часто приходилось обороняться от военных набегов неприятеля. Так что только наличие добротной каменной постройки делали жизнь горской семьи более менее безопасной.

В прежние времена Эгикал был довольно многолюдным. Здесь жили и крестьяне, и оружейники, и ювелиры, и гончары, и, главное, строители. Эгикал, некогда могущеставенный, сейчас погружен в сон. В 1944 году ингушей насильственно депортировали из родных аулов. После смерти Сталина ингуши стали возвращаться на родину, но селиться им разрешали только на равнине. Поэтому поражает тот факт, что один человек спустя десятилетия вернулся на родную землю и на сегодняшний день живет в башне.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Башни уникальны. Здесь неповторимая атмосфера. Гуляя по башенному комплексу, как бы переносишься на сотни лет назад и представляешь, как здесь жили горцы, как они работали, отдыхали, женились и рожали детей. И гулять здесь можно часами…

Башни восхищают. Просто удивительно, как в то далекое время можно было построить такие могущественные и дологовременные строения, которые являются наглядным результатом гениального творчества галгаев.

Ингуши очень чтут своих предков. Каждый род ревностно оберегает свои башни. По выходным и в праздничные дни ингуши всей семьей приезжают к родовым башням, чтобы поклониться предкам. Здесь, на свежем отдыхе, устраиваются обеды. Так было и во время нашего приезда в Эгикал. Вначале я подумала, что наш приезд совпал с каким-то ингушским праздником, во время которого посещение родовых башен обязательно, но узнав, что это происходит еженедельно, я была просто поражена почтением ингушов к своей истории и предкам.

Тхаба-Ербы считается одним из первых христианских храмов на Кавказе. Кто и когда построил этот горный храм — единого мнения нет. По одной версии, он возник в VIII — IX веках, и если это так, то Тхаба-Ербы можно считать одним из древнейших христианских храмов в России.

Откуда здесь древний христианский храм?

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Христианство проникло сюда благодаря тесным контактам с Грузией и тесно переплелось с язычеством. А ислам на территории Ингушетии приняли только около 2-х веков назад. Несмотря на принятие Ингушетией ислама, Тхаба Ерды оставался действующим культовым сооружением вплоть до депортации ингушей в 1944 году.

Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали. На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская композиция», ее можно датировать X — XII веками. В ее центре — Христос, справа, видимо, находится изображение ктитора — лица, выделявшего средства на постройку, украшение или поддержание храма. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайно была обнаружена в одном из окрестных сел, это фигура мужчины, возможно епископа.

Тхаба-Ерды воплотил в себя черты местных архитектурных стилей, в первую очередь грузинского и ингушского.

В храме практически нет окон, освещается храм через узкие щелевидные окна. Очень красиво выглядят сами стены храма — сочетание разнокалиберных камней, составляющих цельную стену, смотрится очень гармонично.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

С 2012 года в храме возобновили богослужение, но по очень большим праздникам и для очень высоких гостей.

Вовнушки — величественный башенный комплекс в Гулойхийском ущелье. Название «Вовнушки» переводится как «место боевых башен». Комплекс состоит из двух отдельных неприступных замков, которые в древности соединялись подвесным мостиком. Башни построены на вешинах скальных утесов и являются предметом особой гордости ингушей. Первая боевая башня Вовнушек была заложена в середине 14 века. Трудно представить, какие усилия были приложены строителями- ингушами, чтобы создать комплекс в столь сложном для возведения месте.

В Средние века на Северном Кавказе родоплеменные объединения назывались тейпами. Так вот, оборонно-сторожевые башни в Вовнушках возведены уважаемым старинным тейпом Оздоевых. Вовнушки состоят из трех башен, две из которых стоят на вершине одной скалы и одна на противоположной скале. Они представляют собой четырехэтажные строения с плоскими крышами и узкими окнами-бойницами. Башни гармонично вписываются в окружающий пейзаж.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

С Вовнушками связано много легенд. Одна из них про вайнахскую женщину, которая во время осады башен спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами в другую, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек.

В 2008 году Вовнушки стали финалистом конкурса «7 чудес России», как одна из самых удивительных рукотворных достопримечательностей страны.

Конечно, я слышала об этом и видела Вовнушки по телевизору, но наяву все выглядит более величественно, грандиознее. Настоящий средневековый замок. Период средневековья привычно связывают с Европой. А тут в российской глубинке такое сооружение! Гордость берет за то, что в нашей стране есть такие рукотворные красоты.

И как не сфотографироваться на фоне такой достопримечательности России!

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Около Вовнушек очень живописные места, людей мало, тишина и спокойствие! Башни радуют глаз и успокаивают душу. Здесь, кажется, и время идет гораздо медленнее, чем в наших городах. А воздух здесь кристально чистый! Дышишь и надышаться не можешь.

Но всё рано или поздно кончается. Пора домой. Наш путь лежит вдоль горной реки Асса. И бурная река, и окружающие ее горные массивы невероятно красивы.

И по Ассинскому ущелью покидаем Горную Ингушетию, щедро одаренную удивительно-красивой природой и уникальными древними памятниками под открытым небом.

Горная Ингушетия — страна башен и легенд

Впечатления от Горной Ингушетии просто непередаваемы. Но лучше увидеть все эти красоты своими глазами. Так что всё в ваших руках…собирайтесь, и вперед! Вас ждут живописная природа, древние архитектурные сооружения и дружелюбные ингуши!