Турист Елена Э (lady_travel)
Елена Э
была 22 июня 2023 14:07

Вязьма, Смоленск — Россия Октябрь 2016

Первое октябрьское утро, в отличие от череды дождливых сентябрьских, подарило солнце и синеву, вояж начинался радостно.

Смоленск и Вязьма

Дорога лежала — летела — в город Смоленск, славный историей, а также некоторой особенностью местоположения — самый дальний от столицы (400 км) центр области, непосредственно с Московской соседствующий. Ну и, конечно же, западный форпост России, через который век за веком перекатывались волны польских, французских, немецких нашествий. Мне всегда казалось странным, почему один из древнейших русских городов (уже в 9 веке существующий, упоминаемый в летописях), первым принимавший на себя удары военных действий, выдержавший многомесячные осады, оккупацию и великие сражения, почему этот город получил звание города-героя аж в 1985 году?! Практически последним. Ответ неизвестен…

Как-то не удавалось побывать прежде в этих местах, всё проездом, все мимоходом… Несколько лет назад, увидев во время стоянки поезда в Калининград сияющие главы кафедрального собора — решила обязательно здесь побывать. Брешь в личном знакомстве с российскими городами решено было закрыть в срочном порядке — собрались и поехали. Забронировали чуть не первый попавшийся отель, ориентируясь на приемлемую цену, положительные отзывы на букинге и название

Отель Прага***. Расположен в жилом районе, но если точнее — в небольшой промзоне на окраине города. Имеет общую территорию с многопрофильным автосервисом, отелем и рестораном Чаплин, а также с одноименным рестораном — в том же здании, что и наша временное жилище — Прага. Да, еще есть сауна. Автосервис, слава богу, не пригодился. В сауну идти было некогда, про рестораны — ниже…

Красивое имя «Смоленск» на первый взгляд однозначно понятно — от смолы, смолокурения. Полезного и нужного — для ремонта лодок, курсирующих по Днепру «из варяг в греки» — занятия. Однако, возможно, корень «смол» указывает на болотистую, богатую перегноем почву и связан с производством продуктов земледелия.

Древний Смоленск располагался немного поодаль нынешнего (вероятно там, где сейчас деревня Гнездово) имел удачное расположение на самом что ни на есть перекрёстке торговых путей: соединял Варяжское море с Волгой, далее вел в Верхнее Поволжье и на Селигер.

Современный же город стоит на берегах Днепра, делящего его на две части. Высокие холмы и остатки древних валов образуют ландшафт с приличным перепадом высот. Гулять по городу в связи с этим несколько утомительно, но пейзажи живописные.

Первое впечатление от города — суета, беспорядок, толкотня… Полностью оценили особенности национальной езды в 67 регионе. Не могу не позволить лирическое отступление: автомобильное движение в Смоленске насыщено, но очень плохо организовано. Дело не в ремонтах. Дело в водителях. Здесь в принципе не принято информировать прочих участников движения при перестроении или обгоне. Или, прости господи, пропускать машины, поворачивающие на примыкающие дороги, где нет светофоров. Лично видели две серьезные аварии на таких участках. Зато долго и упоительно принято сигналить наглым туристам с московскими номерами, медленно едущим по сходящему с ума в промзоне на переплетении дорог навигатору…

Обосновавшись в гостинице, поняли, что ногами гулять прямо отсюда не хотим. Быстренько нашли пешеходную обзорную двухчасовую экскурсию, начинающуюся от

Смоленск и Вязьма

Александр Григорьевич Лопатин — смоленский губернатор, высокообразованный и деятельный чиновник, уважаемый и известный человек, много добрых дел сделавшийся для смолян, до сих пор чтущих его память.

Единственный уцелевший в первозданном виде памятный знак Бородинского сражения здесь. Около 30 метров высотой и почти 30 тонн весом. Остальные в основном были уничтожены как символы самодержавия во времена советского безвременья.

Смоленск и Вязьма

Проходила экскурсия через живописный парк с водоемами,

полными темно-зеленой воды и неизвестными обитателями.

Смоленск и Вязьма

До стен древней (начало строительство 16 век) крепости с мощными кирпичными стенами и уцелевшими 18 башнями

Смоленск и Вязьма

В сквере памяти героев войны установлен колоритный запоминающийся памятник героям 1812 года

Герб Смоленска с мифической птицей Гамаюн

Увидели памятники местным уроженцам Твардовскому с его литературным героем Теркиным, Глинке; известному архитектору Федору Коню. И через парк Болонье и — еще одну — скульптуру оленю,

Смоленск и Вязьма

знаменитую тем, что вывезена был из владений кайзера Вельгельма, далее пешком по шумной трассе — дошли до Соборной горы, где знаменитый Кафедральный собор

Смоленск и Вязьма

с иконой Смоленской Божьей матери Одигитрией. Образ по преданию написан был евангелистом Лукой, в храме хранится точный список 16 века, именно тот, которому поклонялся Кутузов и русские войны на Бородинском поле…

Здесь гид нас и оставил.

Ну что сказать, спасибо гиду Роману за знакомство с совершенно незнакомым городом, но … то ли не совпали наши настроения, то ли гид «не горел» на работе, но город нам… не понравился. Да, историчен. Многолик ли? Может быть, но обилие наслоений мешает увидеть суть… Прощу прощения у смолян за категоричность субъективного впечатления. Конечно, мы увидели только крошечную толику, но иногда и этого бывает довольно…

Бродили далее самостоятельно. Городские пейзажи

Смоленск и Вязьма

Посетили древний монастырь, где воспитывалась мать Петра 1 Наталья Нарышкина.

Прошлись по малолюдной пешеходной улице.

Смоленск и Вязьма

Погода радовала, было очень тепло в кожаных куртках, а некоторые смоляне вообще гуляли в летних футболках… Как-то не было аппетита чтобы перекусить, решили вернуться в отель, а вечером уж серьезно поужинать. Это была стратегическая ошибка…

Вернувшись в отель дабы передохнуть и приготовиться к вечернему времяпровождению, обнаружили, что доступ в гостиницу физически перекрыт…Нам «повезло» как часто бывает: в ресторане праздновали свадьбу. На пятачке перед входом происходили традиционные свадебные игрища с выкупами и частушками… Эх… Имеют право, что тут скажешь. Ресторан располагался непосредственно под наших номером (№ 28) как мне показалась по силе долетающих — радостных и праздничных для кого-то звуков. Быстренько приняв душ, вызвали такси дабы съездить поужинать. Представьте себе таксист-смолянин оказался полностью солидарен с нашим мнением по поводу манеры езды местных водителей. И даже присовокупил, что, бывая частенько в Беларуси, после тамошнего безукоризненного порядка на дороге тяжко перестраиваться. И даже о московских дорогах сказал лицеприятно. Так что мнение объективное, увы

В ресторан не попали) А еще — забыли в номере фотоаппарат………… Приехали в новый торговый центр, где замечательно поужинали в кафе и дабы не возвращаться в гостиницу слишком рано, пошли в кино. Это ж надо было ехать 400 километров, чтобы проводить вечер за просмотром «Дуэлянта». Фильм мастерский, но настроения не прибавил) Вернулись в отель как можно позже. Свадьба практически утихла, а постели в «Праге» удобные, белье новое, так что выспались просто на славу.

Завтрак заказывается накануне на рецепции из 6 вариантов. Приносят в номер к обговоренному времени. Очень удобно. Завтрак сытный, только что приготовленный и достаточно вкусный. Даже кофе был молотый, а не растворимый. Поэтому общее мнение о гостинице положительное, но рекомендовать для туристов, желающих самостоятельно посмотреть город не стану. Возможно только тем, что собирается переночевать в Смоленске по дороге в Беларусь, например))

Выехали часов в 11 в Вязьму дабы увидеть воочию пятиглавную церковь во имя иконы Божьей Матери Одигитрии на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

Смоленск и Вязьма

По навигатору нашли адрес Вязьма, улица Докучаева 48а, доехали легко. Погода сухая, хотя уже и не солнечная, осенняя…

А вот эмоциально этот был самый лучший момент нашего вояжа. Атмосфера в монастыре поразительная: тишина, покой, умиротворение…

Смоленск и Вязьма

Посидеть на лавочке, полюбоваться цветами, зайти в тишину храма…

Смоленск и Вязьма

Замереть перед воздушной легкостью пятиглавого белоснежного собора.

Смоленск и Вязьма

Кстати, мы были в Угличе весной, и видели Алексеевскую церковь, построенную в том же стиле

Нашли в инете благоприятные отзывы про кафе Ольштын, где якобы можно попробовать вяземские колбаски (а что это?) Надо ли говорить, что кафе было закрыто на спецобслуживание?!

Если уже не задалось, так и не суетись…

Итоги. Наверное не было смысла ехать в Смоленск дабы мило провести выходные — далековато, да и город «не захватывает». Возможно, проездом куда-нибудь…

А вот Вязьму нужно посетить обязательно, хоть город и не велик, там чудесно и есть что посмотреть любителям истории: изящные древние храмы, один, нами не найденый даже 13 века… А еще это родина великого актера Анатолия Папанова…

Путь до Москвы был очень долгий по причине начавшего ливня, нескольких серьезных аварий на трассе и обстоятельств воскресного вечера. Оставшиеся до дома 250 км ехали пять!!!! часов.

А дорога все равно продолжается…