Турист Елена (Elpon)
Елена
была вчера 16:40

Валдай — Россия Апрель 2016

По трассе М10 «Россия», соединяющую две столицы, мы ездим уже много лет в Карелию, Финляндию, Норвегию. Старинный почтовый тракт из Москвы в Великий Новгород существовал задолго до основания Санкт-Петербурга. В 1712 году по указу Петра I началось строительство дороги между Москвой и Петербургом, а окончилось оно уже при императрице Елизавете Петровне в 1746 году. Протяженность трассы составила 778 километров. А в 1834 году Московское шоссе вымостили камнем, и оно стало первой российской дорогой с твердым покрытием.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

По пути мы встречаем множество малых и больших населенных пунктов, известных и не очень. Многие из них стоят здесь, между прочим, еще со средних веков: Бронница, Яжелбицы, Едрово, Крестцы…

Сегодня мы не станем проезжать мимо Валдая, а заглянем в него. Город расположен на берегу одноименного озера, приблизительно на полпути от Петербурга к Москве. Шоссе, в основном, равнинное, но в средней его части есть череда затяжных спусков-подъемов — они-то и сигнализируют, что мы въехали на знаменитую Валдайскую возвышенность. Валдайские горки — так я называю эту часть дороги. В качестве символа Валдая и Валдайской возвышенности на гербе города изображена «… в серебряном поле гора зеленая, показующая гористое местоположение окружающих мест».

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Существуют различные версии происхождения названия Валдай — так сказать, на любой вкус. Я бы даже разделила их на группы.

Первая группа — лингвистическая. Древнейшими жителями в этих краях были финно-угры. Потому считается, что именно они дали имя озеру. Соответственно, исследователи на разные лады трактуют топоним Валдай, используя финно-угорские наречия. Получается, например, «живая вода» или «царь-озеро».

Впрочем, есть и другие знатоки, которые пытаются выискать в данном названии древнеславянские или индоевропейские корни.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Вторая группа — экономическая. Дело в том, что когда-то рядом с озером проходил старинный скотопрогонный путь. Здесь, на границе Новгородских вечевых владений и Тверских княжеских земель, стоял таможенный пост, где пошлину брали не деньгами, а волами — «Вола дай!». Так и пошло — Вольдай, Волюдай. …А, может, и не было никакой таможни, а просто выпускали стада на вольный выпас в окрестных шелковистых лугах…

И, наконец, романтическая версия. Очень красивый юноша — кузнец по имени Валда — приходил каждое утро на озеро умываться. Завидев пригожего юношу, вода в озере начинала волноваться, плескать волнами на берег и повторять «Валда, Валда, Валда!». Да и потом, еще долгие годы, озеро звало своего возлюбленного. За что и стало называться Валдаем.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

В Валдае мы собирались осмотреть ключевые достопримечательности и переночевать, а наутро продолжить движение к Москве. Казалось бы, вопрос с ночевкой в Валдае может решаться легко и без затей, ведь город издавна славится большим курортно-туристическим потенциалом. В Валдае масса гостиниц и пансионатов, построенных еще в советское время. В начале апреля они, наверняка, еще пустуют и даже предварительная резервация не требуется. Однако, перелистывая предложения на Букинге, увидела новый интересный вариант — гостевой дом с примечательным названием «Кот и кошка».

Дом новый, отзывы отличные, цена за двухместный номер (и все предлагаемые опции) вполне бюджетная. На этом варианте мы и остановились. Что в итоге можно сказать: из-за кратковременности визита мы не сумели воспользоваться львиной долей всех предлагаемых возможностей, в том числе баней и шашлыком, но отдохнули прекрасно. И в доме, и в нашем номере, было очень комфортно-уютно.

Предусмотрена каждая мелочь.

Понравились стильные интерьеры.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

И, конечно, радушная хозяйка (с хозяином мы просто не успели пообщаться).
Меня очень радует тенденция, активно нарастающая у нас в последние годы — возникновение множества частных небольших гостиниц, гостевых домов, мотелей, кемпингов и т. п. с современным комфортом и подобающим набором услуг. Прошлым летом в похожей ситуации мы останавливались на ночевку в поселке Матросы под Петрозаводском — в гостевом доме «Хвойный». В таких местах рады принять гостей.

Теперь, когда мы познакомились с нашим путевым пристанищем, отправляемся гулять по городу.

Комсомольский проспект – главная улица города, до постройки объездной здесь проходила дорога из Петербурга в Москву.
Часовня Иакова Боровичского, 1826 г., построена в память императора Александра I.
Свято-Троицкий собор, 1744 г.
Мемориал «Вечный огонь».

Впервые о Валдае, как о населенном пункте, указано в новгородской писцовой книге 1495 года — «Валдайское селище в два двора: двор Якушки Демехова, двор сына его Климки».

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Город славен своими колокольчиками.

Валдайские колокольчики — это, прежде всего, ямские или ямщицкие колокольчики — обязательный атрибут конных троек на русской дороге. То, что литье колокольчиков возникло именно в Валдае — совсем неудивительно, ведь город находился на оживленном тракте, и все промыслы здесь, так или иначе, были связаны с обслуживанием дорожных нужд.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

И, хотя колокололитейные производства возникли в городе к концу XVIII в., первые валдайские колокольчики, согласно легенде, появились гораздо раньше. Говорят, чтобы положить конец Новгородской вольнице, царь Иван III повелел снять вечевой новгородский колокол и увезти его в Москву. Но по пути в столицу возок с колоколом опрокинулся где-то на одном из Валдайских спусков-подъемов. Колокол разбился на множество мелких осколков. Из тех осколков местные жители стали лить звонкие валдайские колокольчики.

Узнать все о колоколах и колокольчиках, и не только ямских, можно в Валдайском музее колоколов. Экспозиция музея размещается в Львовской ротонде — путевой дворцовой церкви Святой Екатерины, 1793 г., построенной по проекту Н. А. Львова. Есть еще и новая экспозиция в соседнем здании.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

В наших планах значилось также посещение Иверского монастыря. Монастырь стоит на одном из островов Валдайского озера.

С городской набережной его прекрасно видно. Монастырский комплекс и в начале весны смотрится довольно эффектно: купола церквей словно парят над белой гладью замерзшего озера. Летом к картинке добавится густая зелень деревьев и прозрачность воды…

До монастыря напрямик — около трех километров. Но лед уже слабоват…

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Следовательно, чтобы добраться туда, надо снова выехать на трассу, немного проехать, и повернуть на Боровичи.
Как многие равнинные водоемы, озеро Валдай имеет ледниковое происхождение. Глубина его достигает 92 м. Берега сильно изрезаны — имеется множество заливов и около 20 островов. Самые крупные из островов — Рябиновый, Сельвицкий и Муравьиный. Монастырь расположен на Сельвицком острове, а по пути предстоит перебраться еще и через Рябиновый остров. При реконструкции Иверского монастыря в 2008 году туда была проведена асфальтовая дорога и построены мосты между островами.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

На Рябиновом острове росло много рябин — отсюда он и получил свое название. Рябина была культовым деревом у финно-угорских племен, некогда проживавших в здешних местах.

Муравьиный остров отделен от Сельвицкого небольшим проливом. Этот остров называли Темным, так как по легенде на нем жил колдун — это было еще до основания монастыря. Посреди Муравьиного острова имеется собственное небольшое озеро — Глухое. Температура воды в Глухом озере всегда немного выше, чем в Валдайском.

Основателем Иверского монастыря был патриарх Никон. Уж очень здешние места ему приглянулись. Про Сельвицкий остров патриарх сказал «Не зело велик, но зело прекрасен».

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Летом 1653 года началось строительство монастыря на Валдайском озере.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

С этого времени он и ведет свою историю.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Патриарх Никон, навещая обитель, любил говорить «На небе рай, а на земле Валдай».

Иверский собор, 1655-1656 гг.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Церковь Богоявления, 1657-1659 гг.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

Колокольня, вторая половина XVII в.

Полпути или первое знакомство с Валдаем

С 1991 года монастырь возвращен Русской Православной церкви. В настоящее время Валдайский Иверский мужской монастырь полностью восстановлен и является действующим.

Другие рассказы из этой поездки: