Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Астрахань — Россия Июнь 2016

Сходив в Кремль и прокатившись по совету Дмитрия Путешественника на Пиво-водка-теплоходе, дальше я отправился гулять по Астрахани пешком. На этот раз решил воспользоваться другим его советом —

Астрахань — город мечетей

«Если хочешь экзотики, сходи на рынок Большие Исады. Это по улице Советской прямо от Кремля, никуда не сворачивая. Идти долго. С полчаса пешком. Но хапнешь полной экзотики. Восточный базар в самом его ужасном виде. Там все кафе халяль. И мечеть созывает на пятничный намаз.»

Началась прогулка с красивой набережной Волги с фонтанами и заведениями общепита.

Астрахань — город мечетей

На центральной площади у гостиницы «Акватория» проходила выставка вооружений:)

Еще одна сеть закусочных, эксплуатирующая перевернутую букву М — Шаурмиtta. Напомню — до этого был еще Шаурмен:)

Астрахань — город мечетей

Набережная заканчивается в месте, где в Волгу впадает речка Кутум. На другом берегу расположен речной порт.

А на стрелке Волги и Кутума стоит дворец бракосочетаний с фонтаном в виде двух стилизованных колец.

Астрахань — город мечетей

С другой стороны еще фонтан и свадьба

Старинная застройка

Астрахань — город мечетей

По Кутуму народ катается на водных велосипедах

Население Астрахани в настоящее время — 530 тыс. человек. Честно говоря, не думал, что так много. Главное предприятие в городе — «Газпром добыча Астрахань». Дело в том, что в 55 км от города находятся огромное Астраханское газоконденсатное месторождение и связанный с ним Астраханский газоперерабатывающий завод. Обратите внимание, как утыкана буровыми вышками вся пустыня рядом с заводом —

Добыча ведётся с глубины 4100 м. Приурочено к центральной, наиболее приподнятой части Астраханского свода. Запасы оцениваются в 2,5 трлн м3 газа и 400 млн т. конденсата с высоким содержанием сероводорода (26%) и углекислого газа (16%). При годовой добыче в 12 млрд кубометров, запасов газа в месторождении хватит на сотни лет.

Дама с собачкой

Современная застройка

Астрахань — город мечетей

Дом слева — усадьба М. К. Будаговой, годы постройки 1910–1916. Дом справа — усадьба М. А. Шелехова, построена в 1880-х годах. Оба здания являются объектами культурного наследия.

У моста Победы обнаружился вот такой импровизированный пляж. Из-за домов при этом выглядывает золотой купол собора Иоанна Крестителя. Он оказался не по дороге, а сворачивать туда сил уже не было.

Астрахань — город мечетей

У Красного моста началася тот самый торговый комплекс «Большие Исады».

Был правда уже вечер, а потому торговля уже сворачивалась.

Исламский магазин

Мечеть на Больших Исадах. Построена в 1900 году. В 1935–1990 годах использовалась не по назначению. Ныне известна также как Кавказская мечеть, поскольку большинство прихожан составляют выходцы с Кавказа.

Астрахань — город мечетей

Торговля тут достаточно хаотична, торгуют и в магазинчиках, и прямо на улице. Домик тоже интересный — старую избу снизу отделали сайдингом, а наверху оставили как было.

Продавцы сворачивают торговлю, тут же играют дети и валяется мусор.

Астрахань — город мечетей

Магазин часов в здании явно дореволюционной постройки.

После поездки в Баку вот такие висящие «скворечники» я называю азербайджанской перепланировкой:)

Астрахань — город мечетей

Торговая улица в этом месте выходит к Ямгурчевскому пешеходному мосту через Кутум. Это не в честь ли Ямгурчи — последнего хана Астраханского ханства — назван мост?

Туалет ЖЖР. Сразу после того, как я сделал этот кадр, ко мне прицепился какой-то бомжеватого вида мужик —

-А что это ты тут снимаешь? Кто разрешил?

Астрахань — город мечетей

Ну я ему сказал, что я просто турист, гуляю здесь и смотрю, что и как. Мужика такой ответ явно поставил в тупик —

-А что, туристам разве разрешено здесь фотографировать?

Мужик, такое ощущение, собирался пойти узнавать, действительно ли это так, ну, а я предпочел свалить оттуда, пока какие-нибудь бандиты не нарисовались:)

Астрахань — город мечетей

Католический собор Успения Пресвятой Богородицы. Построен в 1778 году. Правда прихожанки на переднем плане явно относятся к другой конфессии:)

На фото слева — тот же католический собор. Справа — колокольня Благовещенского женского монастыря. Изначально эта колокольня была выстроена в 1907 году, однако после революции монахинь из монастыря выселили, а церковные постройки снесли. До недавнего времени на территории находился областной военкомат. Но в 2008 году началась реставрация монастыря, и в 2012 году колокольня была восстановлена по старым чертежам.

Астрахань — город мечетей

На площади у монастыря в 2008 году установлен памятник Курмангазы Сагырбаеву — казахскому народному композитору и музыканту. Только мне одному кажется, что домбра у него в руке больше похожа на копье?

Ешь, охраняй, люби. Новый сериал уже смотрели? :)

Астрахань — город мечетей

Тут я развернул карту и обнаружил, что на другом берегу канала 1 мая находится сразу несколько мечетей. И несмотря на то, что ноги уже и так устали, все же решил туда дойти.

Старинная застройка в центре Астрахани

Астрахань — город мечетей

На берегу канала 1 мая обнаружилась вот такая предвыборная реклама от КПРФ:)

«Бывшая персидская мечеть» — значилось на карте. Пришлось немало побегать вокруг обозначенного места, пока я наконец не разглядел вот это здание.

Астрахань — город мечетей

Вот что удалось про нее найти —

Шиитская мечеть построена в 1860 году на средства персидского общества. Она представляла собой здание кубической формы с полусферическим куполом и четырьмя башенками-минаретами по углам. Вначале мечеть имела деревянную ограду и деревянные ворота в виде арки. Позднее была построена каменная ограда.

С 1939 года здание используется не по назначению (цех швейной фабрики). Главный объем бывшей мечети сохранился до нашего времени, однако здание сильно подпорчено перестройками. Завершавшие его восьмерик и четыре башенки-минареты по углам утрачены. В настоящее время единственная из исторических мечетей не возвращена верующим.

Почему не возвращена — понятно. Персидских купцов в Астрахани раньше было много, но после революции они из России уехали. Теперь разве что иранских коммерсантов удастся привлечь, завязав торговлю через Каспий.

Астрахань — город мечетей

Соборная мечеть, она же Казанская мечеть, она же Красная мечеть. В связи с последним названием не следует путать ее с мечетью на Больших Исадах, которая тоже красного цвета.

Мечеть построена в 1898 году на средства муллы Абдул-Вагапа Алиева и казанского купца Мухаммет-Шакира Казакова. Хоть и с перерывами, но работала и в советское время. Сейчас здесь находится резиденция муфтия Астраханской области.

Астрахань — город мечетей

Поставишь машину — дырки в шинах!

Черная мечеть. Построена в 1816 году на средства купца Якупова. С 1930 года здание использовалось не по назначению (школа) и разрушилось. Мечеть восстановлена в 2005–2008 годах.

Черная мечеть

Белая мечеть. Построена в 1810 году на средства татарского купца первой гильдии Давида Измайлова. С 1930 по 1992 год в здании по очереди размещались детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика. В 1992 году мечеть возвращена верующим, восстановлена в 2006–2008 годах.

Красная и Белая мечети

А вот до этой мечети я не добрался. Криушинская мечеть была построена в 1909 году. Свое имя получила по названию района Криуши, в котором находилась. В 1932 году была закрыта, в здании сначала находился склад, потом помещение было отдано под дом культуры. Восстановлена в 2004–2008 годах. В настоящее время передана азербайджанской общине и действует как шиитская мечеть «Бакы». Фото из Интернета.

Астрахань — город мечетей

И опять злобные надписи на воротах — Машыны не ставить!!!

Вернувшись в центр города, я увидел на карте еще один интересный объект — некий Тюремный замок. Решил пройти мимо и посмотреть, что же это такое. В итоге уперся в табличку — СИЗО № 1. Фотографировать не стал, мало ли чего, хотя фасад с годом основания — 1822 — есть на Google Street View.

В цетре Астрахани расположен Братский сад, в центре которого горит Вечный огонь. Увы, вечером там было уже темно, так что заснять удалось лишь недавно установленный памятник астраханским казакам, воевавшим в Первую Мировую. Вообще это новый тренд сейчас в России — везде ставить памятники героям той забытой войны.

Астрахань — город мечетей

Улица Эспланадная — ну прямо как в Хельсинки:)

Маршрут был вот примерно такой. Я попытался отметить на нем все посещенные места, но Гугл не дает ставить больше 10 точек, так что здесь не все. Ремонтная мастерская — так на карте отмечена бывшая персидская мечеть.

Вот и гостиница «Сказка». Наутро я заказал прямо на рисепшене такси до аэропорта. Сказали, что стоить будет 200 рублей. Однако, как потом написал Дмитрий Путешественник, за такую цену в аэропорт возят с багажом, у меня же его не было! Обманули? Но нет, наверно просто очень редко кто-то ездит в аэропорт без багажа, а потому и цена озвучивается сразу с багажом. А так поездка в аэропорт стоит столько же, сколько и «Пиво-водка-теплоход» :)

Астрахань — город мечетей

Аэропорт в Астрахани недалеко, сразу на окраине города. У поворота стоит вот такая инсталляция, напоминающая логотип American Airlines:)

Из Астрахани в Москву я улетал авиакомпанией «Победа». Соответственно при регистрации наблюдал в аэропорту вот такие приколы:)

Астрахань — город мечетей

Вот что бывает, если Воздушный кодекс не позволяет прямо брать деньги за багаж.

У меня ручная кладь была уже оплачена. Можно было, конечно, бесплатно сдать рюкзак в багаж, но не хотелось потом во Внуково ждать его получения. А вот парень рядом с небольшой спортивной сумочкой попал — его регистрировать не хотели. При этом какая-то хитрая тетка с несколькими баулами пыталась распихать их по остальным пассажирам, кто был без багажа.

Вобщем, вот так я провел день в Астрахани. А наследующий день поеду домой. Сначала на Победе, а потом на Сапсане :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОНачинается земля, как известно, от Кремля

Оглавление всего проекта —

День 1. На двухэтажном поезде в Коломенское. С китайцами

День 2. Родина-мать зовет! || Бармалей и Сталинградская панорама

День 3. Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход || Астрахань — город мечетей

День 4. Начинается земля, как известно, от Кремля