Maksim Starostin — сейчас на сайте
 – Сахалин и Кунашир - впервые на Туристере я получил 50 лайков за рассказ :)

Астрахань — город мечетей

4 октября 2016 г. 12:45 Астрахань — Россия Июнь 2016

Сходив в Кремль и прокатившись по совету Дмитрия Путешественника на Пиво-водка-теплоходе, дальше я отправился гулять по Астрахани пешком. На этот раз решил воспользоваться другим его советом —

«Если хочешь экзотики, сходи на рынок Большие Исады. Это по улице Советской прямо от Кремля, никуда не сворачивая. Идти долго. С полчаса пешком. Но хапнешь полной экзотики. Восточный базар в самом его ужасном виде. Там все кафе халяль. И мечеть созывает на пятничный намаз.»

Началась прогулка с красивой набережной Волги с фонтанами и заведениями общепита.

На центральной площади у гостиницы «Акватория» проходила выставка вооружений:)

Еще одна сеть закусочных, эксплуатирующая перевернутую букву М — Шаурмиtta. Напомню — до этого был еще Шаурмен:)

Набережная заканчивается в месте, где в Волгу впадает речка Кутум. На другом берегу расположен речной порт.

А на стрелке Волги и Кутума стоит дворец бракосочетаний с фонтаном в виде двух стилизованных колец.

С другой стороны еще фонтан и свадьба

Старинная застройка

По Кутуму народ катается на водных велосипедах

Население Астрахани в настоящее время — 530 тыс. человек. Честно говоря, не думал, что так много. Главное предприятие в городе — «Газпром добыча Астрахань». Дело в том, что в 55 км от города находятся огромное Астраханское газоконденсатное месторождение и связанный с ним Астраханский газоперерабатывающий завод. Обратите внимание, как утыкана буровыми вышками вся пустыня рядом с заводом —

Добыча ведётся с глубины 4100 м. Приурочено к центральной, наиболее приподнятой части Астраханского свода. Запасы оцениваются в 2,5 трлн м3 газа и 400 млн т. конденсата с высоким содержанием сероводорода (26%) и углекислого газа (16%). При годовой добыче в 12 млрд кубометров, запасов газа в месторождении хватит на сотни лет.

Дама с собачкой

Современная застройка

Дом слева — усадьба М. К. Будаговой, годы постройки 1910–1916. Дом справа — усадьба М. А. Шелехова, построена в 1880-х годах. Оба здания являются объектами культурного наследия.

У моста Победы обнаружился вот такой импровизированный пляж. Из-за домов при этом выглядывает золотой купол собора Иоанна Крестителя. Он оказался не по дороге, а сворачивать туда сил уже не было.

У Красного моста началася тот самый торговый комплекс «Большие Исады».

Был правда уже вечер, а потому торговля уже сворачивалась.

Исламский магазин

Мечеть на Больших Исадах. Построена в 1900 году. В 1935–1990 годах использовалась не по назначению. Ныне известна также как Кавказская мечеть, поскольку большинство прихожан составляют выходцы с Кавказа.

Торговля тут достаточно хаотична, торгуют и в магазинчиках, и прямо на улице. Домик тоже интересный — старую избу снизу отделали сайдингом, а наверху оставили как было.

Продавцы сворачивают торговлю, тут же играют дети и валяется мусор.

Магазин часов в здании явно дореволюционной постройки.

После поездки в Баку вот такие висящие «скворечники» я называю азербайджанской перепланировкой:)

Торговая улица в этом месте выходит к Ямгурчевскому пешеходному мосту через Кутум. Это не в честь ли Ямгурчи — последнего хана Астраханского ханства — назван мост?

Туалет ЖЖР. Сразу после того, как я сделал этот кадр, ко мне прицепился какой-то бомжеватого вида мужик —

-А что это ты тут снимаешь? Кто разрешил?

Ну я ему сказал, что я просто турист, гуляю здесь и смотрю, что и как. Мужика такой ответ явно поставил в тупик —

-А что, туристам разве разрешено здесь фотографировать?

Мужик, такое ощущение, собирался пойти узнавать, действительно ли это так, ну, а я предпочел свалить оттуда, пока какие-нибудь бандиты не нарисовались:)

Католический собор Успения Пресвятой Богородицы. Построен в 1778 году. Правда прихожанки на переднем плане явно относятся к другой конфессии:)

На фото слева — тот же католический собор. Справа — колокольня Благовещенского женского монастыря. Изначально эта колокольня была выстроена в 1907 году, однако после революции монахинь из монастыря выселили, а церковные постройки снесли. До недавнего времени на территории находился областной военкомат. Но в 2008 году началась реставрация монастыря, и в 2012 году колокольня была восстановлена по старым чертежам.

На площади у монастыря в 2008 году установлен памятник Курмангазы Сагырбаеву — казахскому народному композитору и музыканту. Только мне одному кажется, что домбра у него в руке больше похожа на копье?

Ешь, охраняй, люби. Новый сериал уже смотрели? :)

Тут я развернул карту и обнаружил, что на другом берегу канала 1 мая находится сразу несколько мечетей. И несмотря на то, что ноги уже и так устали, все же решил туда дойти.

Старинная застройка в центре Астрахани

На берегу канала 1 мая обнаружилась вот такая предвыборная реклама от КПРФ:)

«Бывшая персидская мечеть» — значилось на карте. Пришлось немало побегать вокруг обозначенного места, пока я наконец не разглядел вот это здание.

Вот что удалось про нее найти —

Шиитская мечеть построена в 1860 году на средства персидского общества. Она представляла собой здание кубической формы с полусферическим куполом и четырьмя башенками-минаретами по углам. Вначале мечеть имела деревянную ограду и деревянные ворота в виде арки. Позднее была построена каменная ограда.

С 1939 года здание используется не по назначению (цех швейной фабрики). Главный объем бывшей мечети сохранился до нашего времени, однако здание сильно подпорчено перестройками. Завершавшие его восьмерик и четыре башенки-минареты по углам утрачены. В настоящее время единственная из исторических мечетей не возвращена верующим.

Почему не возвращена — понятно. Персидских купцов в Астрахани раньше было много, но после революции они из России уехали. Теперь разве что иранских коммерсантов удастся привлечь, завязав торговлю через Каспий.

Соборная мечеть, она же Казанская мечеть, она же Красная мечеть. В связи с последним названием не следует путать ее с мечетью на Больших Исадах, которая тоже красного цвета.

Мечеть построена в 1898 году на средства муллы Абдул-Вагапа Алиева и казанского купца Мухаммет-Шакира Казакова. Хоть и с перерывами, но работала и в советское время. Сейчас здесь находится резиденция муфтия Астраханской области.

Поставишь машину — дырки в шинах!

Черная мечеть. Построена в 1816 году на средства купца Якупова. С 1930 года здание использовалось не по назначению (школа) и разрушилось. Мечеть восстановлена в 2005–2008 годах.

Черная мечеть

Белая мечеть. Построена в 1810 году на средства татарского купца первой гильдии Давида Измайлова. С 1930 по 1992 год в здании по очереди размещались детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика. В 1992 году мечеть возвращена верующим, восстановлена в 2006–2008 годах.

Красная и Белая мечети

А вот до этой мечети я не добрался. Криушинская мечеть была построена в 1909 году. Свое имя получила по названию района Криуши, в котором находилась. В 1932 году была закрыта, в здании сначала находился склад, потом помещение было отдано под дом культуры. Восстановлена в 2004–2008 годах. В настоящее время передана азербайджанской общине и действует как шиитская мечеть «Бакы». Фото из Интернета.

И опять злобные надписи на воротах — Машыны не ставить!!!

Вернувшись в центр города, я увидел на карте еще один интересный объект — некий Тюремный замок. Решил пройти мимо и посмотреть, что же это такое. В итоге уперся в табличку — СИЗО № 1. Фотографировать не стал, мало ли чего, хотя фасад с годом основания — 1822 — есть на Google Street View.

В цетре Астрахани расположен Братский сад, в центре которого горит Вечный огонь. Увы, вечером там было уже темно, так что заснять удалось лишь недавно установленный памятник астраханским казакам, воевавшим в Первую Мировую. Вообще это новый тренд сейчас в России — везде ставить памятники героям той забытой войны.

Улица Эспланадная — ну прямо как в Хельсинки:)

Маршрут был вот примерно такой. Я попытался отметить на нем все посещенные места, но Гугл не дает ставить больше 10 точек, так что здесь не все. Ремонтная мастерская — так на карте отмечена бывшая персидская мечеть.

Вот и гостиница «Сказка». Наутро я заказал прямо на рисепшене такси до аэропорта. Сказали, что стоить будет 200 рублей. Однако, как потом написал Дмитрий Путешественник, за такую цену в аэропорт возят с багажом, у меня же его не было! Обманули? Но нет, наверно просто очень редко кто-то ездит в аэропорт без багажа, а потому и цена озвучивается сразу с багажом. А так поездка в аэропорт стоит столько же, сколько и «Пиво-водка-теплоход» :)

Аэропорт в Астрахани недалеко, сразу на окраине города. У поворота стоит вот такая инсталляция, напоминающая логотип American Airlines:)

Из Астрахани в Москву я улетал авиакомпанией «Победа». Соответственно при регистрации наблюдал в аэропорту вот такие приколы:)

Вот что бывает, если Воздушный кодекс не позволяет прямо брать деньги за багаж.

У меня ручная кладь была уже оплачена. Можно было, конечно, бесплатно сдать рюкзак в багаж, но не хотелось потом во Внуково ждать его получения. А вот парень рядом с небольшой спортивной сумочкой попал — его регистрировать не хотели. При этом какая-то хитрая тетка с несколькими баулами пыталась распихать их по остальным пассажирам, кто был без багажа.

Вобщем, вот так я провел день в Астрахани. Как-нибудь попозже сделаю рассказ и про Волгоград тоже.

P. S. Цитату в начале рассказа хотел вставить сразу вторым абзацем, но тогда туда влезает мужик с Букинга, так что пришлось тиснуть между абзацев фотографию:)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

Все рассказы из этой поездки —