Vikus
Виктория Саркисова Пользователь — была вчера 20:32

Самара. Провинциальный модерн (часть 1)

27 сентября 2016 г. 21:28 Самара — Россия Сентябрь 2016
92 44

В далеком 1989 году моя семья была вынуждена перебраться на постоянное место жительства из Баку в Куйбышев (вскоре переименованный в Самару). Признаюсь, город, давший нам прибежище, показался мне серым и ужасно скучным после ярких красок и красоты Баку. Да, собственно, таким он и был, и я очень долго не могла себя заставить полюбить его. И вот тогда, в середине лихих 90-х, во время учебы в аспирантуре, в поле моего зрения впервые попал самарский модерн. Вспоминаю сегодня с благодарностью Аню, неизменную соратницу тех лет, восторженно декламировавшую вслух стихи М.Цветаевой и А.Блока, любившую напевать тонким голоском «Улетай на крыльях ветра…», называвшую себя «воробьем», а меня «вороной». Именно она вытаскивала меня порой побродить по району Самары рядом с нашим химическим корпусом.

— Смотри, это модерн! И это тоже! Какие решетки, какие окна! — восхищалась подруга. — Ах, доживут ли эти особняки до лучших времен?!

Помню, что тогда здания запомнились мне непривычными, порой казавшимися нелепыми, формами и красками, выделяющими их среди серых самарских будней.

Судьба развела нас с подругой по разным дорогам. Менялись времена и люди вокруг меня. Не менялась Самара — оставалась серой, заброшенной и забытой. Про наш промышленный, но при этом глубоко провинциальный, город правительство не вспоминало. Денежные потоки текли мимо, и Самара старела и разрушалась на моих глазах.

Но около 15 лет назад город стал меняться. Началось активное строительство — как грибы росли многоэтажки из бетона и стекла. Лишь исторический центр города продолжал влачить жалкое существование. Уже не верилось, что ситуация может измениться. Но вот произошло чудо — город выиграл конкурс на проведение ряда матчей чемпионата мира по футболу. В 2018 году сюда приедут туристы из разных стран. Нужно позаботиться о достопримечательностях вдоль туристических маршрутов города. Сегодня активно ведется реконструкция, но средств и времени на все не хватает…

К чему это я… Именно в это время мое внимание вновь привлек модерн. Благодаря еще одной Ане — тонкой, богемной блондинке с каре, держащей в нервных пальцах сигарету, и столь же восторженно рассказывающей о модерне, как та моя подруга из 90-х.

— Вика, это так красиво! Это надо увидеть своими глазами! Если ты сможешь снять эти дома, будет здорово!

И вот я подумала, почему бы не познакомиться самой подробнее с нашим провинциальным модерном.

Что для меня есть модерн? Трудно сказать… Серебряный век в архитектуре. Что-то невыразимо печальное, изящно-вычурное и одновременно летяще-парящее, эфемерное, что-то, чему чужда тяжеловесность… «Пена дней», как у Бориса Виана. Как же рассказать о том, в чем я не сильна, как выразить форму через слова? Ответ нашелся случайно. Бродя по просторам интернета, я обнаружила замечательную заметку на сайте СамКульт с названием «20 лучших зданий самарского модерна». Вот эта заметка: http://samcult.ru/heritage/6098. Кто же лучше расскажет о культурном наследии города, как не СамКульт — сайт о культуре в Самарской области?

И я решила, что покажу тем, кто любит модерн, эти 20 зданий, а может чуточку больше! Только покажу эти здания такими, какие они есть сегодня. Поэтому мой Вам совет — откройте в отдельном окне указанную заметку, читайте описание, смотрите старые фотографии, а я Вам покажу новые. Ну что, в путь?!

Итак, под номером 1 посетим адрес Чапаевская, 165, где расположился особняк доктора Э. Г. Эрна — предположительно, первая постройка в стиле модерн в Самаре. Годы постройки 1900–1902. Архитектор А. А. Щербачёв.

О том, что в годы Великой Отечественной войны в здании размещалось посольство Польши, свидетельствует табличка в центре фасада.

16

Рядом с особняком улица разрыта и огорожена высокой железной оградой ярко-красного цвета, так что удачного снимка сделать не удалось. Проблема фотосъемки большинства таких особняков в том, что растущие в непосредственной близости деревья пышными кронами закрывают здания.

6
3

Под номером 2 в списке значится Торговый дом С. Е. Пермякова (Торговый дом А. Н. Пермяковой). Расположен он по адресу Молодогвардейская, 70. Годы постройки 1900–1901. Архитектор А. У. Зеленко.

8

Здание недавно отреставрировано и выделяется яркими цветами среди окружающих домов. Суть его осталась неизменной, и сегодня, по прошествии более ста лет, в нем располагается торговый дом «Русь». Обращают на себя внимание детали фасада.

11

Женские лица в венках из цветов и раковин наводят на мысль о русалках. Хотя есть предположение, что это изображения самой заказчицы — госпожи Пермяковой. Именно ее вензель мы видим в центре композиции. Посмотрите на цветы слева и справа от центральных пилонов — выпуклые бутоны напоминают вышивку в стиле рококо.

5

Украшением фасада является изящный балкончик с филигранной решеткой в центральной части. Но, увы, в данный момент он скрыт за безобразным красным плакатом «Аренда», портящим вид здания. Полюбоваться на балкон можно лишь сбоку.

За номером 3 мы отправимся на улицу Самарскую, 179. По этому адресу увидим особняк архитектора А. У. Зеленко, получившего в 1900 году разрешение на постройку собственного дома. Годы постройки 1900–1903.

12
4

В статье читаем, что пожить в новом доме А. У. Зеленко не пришлось, так как в том же 1900 году он уехал в Москву по приглашению Ф. О. Шехтеля. Сегодня в здании особняка располагается Дом журналистов и литераторов.

7

К сожалению, особняк нельзя увидеть целиком — часть фасада скрыта за деревьями. Нужно ждать конца осени, чтобы сквозь обнаженные ветви увидеть фасад, как единое целое.

5

Здание выглядит нарядным и узнаваемым, благодаря белым украшениям над окнами и необычной конструкции балкона, поддерживаемого единственной массивной колонной.

7

Продолжаем двигаться по Самарской улице, нас будет интересовать дом 149 (номер 4 нашего списка). Здесь расположился доходный дом А. Ф. Нуйчева (Гимназия сестёр Харитоновых) — первая самарская постройка архитектора М. И. Квятковского. После революции здесь расположилась школа № 25. Мне довелось побывать в этом здании в год окончания школы — здесь мы, ученики школы № 6, проходили УПК. Девочки шили костюмы для пчеловодов, а мальчики тоже что-то делали. Помню, что здание в серо-голубых тонах в то время производило приятное впечатление своей необычной пышностью и вычурным орнаментом. Но сегодня на него больно смотреть. Состояние аварийное. И это при том, что здесь располагается престижный технический лицей им. С. П. Королёва, первым выпускником которого был, среди прочих, и мой муж.

9

Балконы почти обвалились. В глаза бросается единственная ярко-белая пластиковая дверь на втором этаже.

7

При взгляде на это сочетание красоты и крайнего упадка на глаза наворачиваются слезы. Буквально через пять минут после того, как я закончила фотографировать, раскрылась дверь, и стайка подростков-лицеистов выпорхнула на крыльцо — закончился урок. Трудно представить себе, что здесь учатся дети.

Атланты, о которых говорится в статье и которых можно увидеть на приведенной там же старой фотографии, снятые в 1980-е годы для реставрации, так и не вернулись на свои места — там теперь зияющая пустота.

13

На фотографии ниже видно, что часть элементов лепного декора утеряна. Остается только надеяться, что это прекрасное здание будет спасено, и будет вызывать только восторг, а не ужас, у тех, кто его увидит.

5

Номер 5 — Пушкинский народный дом. Улица Льва Толстого, 94. Архитектор Засухин Ф. П. Редкий пример общественного здания в стиле модерн. Хотя мы видели уже здание торгового дома в стиле модерн, дальше нас ждут складские помещения в стиле модерн. Почему бы не общественное здание? Здание в прекрасном состоянии, достаточно строгое в оформлении. Предлагаю просто посмотреть на него.

6

В настоящее время в доме расположен Дворец культуры железнодорожников им. А. С. Пушкина. Бюст поэта установлен на балконе под аркой.

2

Сегодня роскошные ели скрывают фасад со стороны улицы Ленинской, поэтому полюбоваться на здание в таком ракурсе, как на старой фотографии, сегодня не представляется возможным.

2

Читаем, что »крупные детали, металлические украшения ворот и крылец выполнены в духе европейского модерна».

2

Вдоль фасада установлены нарядные светильники.

2

Красивые кованые решетки отделяют внутренний дворик от улицы.

5

Номер 6. Продолжим нашу прогулку. Отправимся на улицу Фрунзе, 159, чтобы полюбоваться на одно из красивейших зданий в стиле модерн в Самаре, памятник исторического и культурного наследия федерального значения, особняк А. П. Курлиной.

Годы постройки 1900–1904. Архитектор А. У. Зеленко.

6

Особняк, построенный купцом 1-й гильдии А. Г. Курлиным для его жены А. П. Курлиной, стал одной из первых построек Самары в стиле модерн. Он украшает пересечение нынешних улиц Фрунзе и Красноармейской. С 1941 по 1943 годы в здании размещалось посольство Швеции. С 70-х годов прошлого века в особняке расположился областной краеведческий музей. В настоящее время в здании находится один из самых популярных в Самаре и единственный в России Музей Модерна.

4

В 2008 по 2012 год в здании проводилась реконструкция. 26 декабря 2008 года, в ходе реставрации, в особняке случился сильный пожар: http://camapa-py.livejournal.com/67388.html. Тем не менее, восстановлено было все — от интерьеров до крыши. В 2016 г. здание подновили, поэтому на фотографии оно в лесах, которые не успели убрать. Сегодня, проезжая мимо, заметила, что леса убрали, но в ближайшее время хорошей погоды не предвидится. При первой же возможности снимки заменю. А пока рассмотрим особняк с разных ракурсов.

5
1
5

Обратите внимание на изящную решетку на крыше.

2

Женская головка, предположительно, — портрет самой А. П. Курлиной.

3

А теперь мы переместимся на улицу Венцека, 55, где находится номер 7 из нашего списка — особняк богатого представителя самарской буржуазии П. И. Шихобалова.

Годы постройки 1903–1905. Архитектор А. А. Щербачёв при участии самарского архитектора Г. Н. Мошкова.

3

Визитной карточкой этого дома были атланты, которые поддерживали балкон над аркой — их я хорошо помню, так как в 1989—1990 гг. жила в непосредственной близости от особняка, находившегося уже тогда в весьма плачевном состоянии. Снятые для реставрации в 1993 году, атланты до сих пор не вернулись на свои места.

1

В настоящее время идет реставрация здания, и можно надеяться, что атланты (изображение одного из них вы видите на плакате) вернутся к своей нелегкой работе по поддержанию балкона.

Обратите внимение на красивый рельеф крыши дома.

1

Номер 8. Ресторан «Аквариум». Адрес Самарская, 95. Годы постройки 1900-е. Архитектор М. И. Квятковский.

5

Ресторан «Аквариум» принадлежал известным в Самаре братьям Ивановым и славился своим цыганским хором. После революции и вплоть до последнего времени в здании помещался Театр Юного Зрителя.

В статье хорошо охарактеризовано здание: «Эта постройка являет собой манифест строгого и рационального модерна. Эркер центрального объема был увенчан единственным декоративным элементом — металлической конструкцией, имитирующей купол. Выражением стиля модерн тут является не орнамент, а плавные изогнутые линии, вырастающие из плоскости стены, многообъемность и ритмика здания."

Видно, что в настоящее время конструкция, имитирующая купол, которую можно увидеть на старой фотографии в статье, отсутствует.

3

Сейчас ведется реконструкция здания, так что можно надеяться на скорое возвращение в строй еще одного исторического памятника.

2

Ну, а закончим мы сегодняшнюю экскурсию у здания Самарской государственной филармонии по адресу ул. Фрунзе, 141. Это номер 9 нашего списка — ранее здесь располагался театр-цирк «Олимп» (его фотографию можно увидеть в статье «20 лучших зданий самарского модерна»). Год постройки 1907. Архитектор П. В. Шаманский.

В 1980-е годы здание «Олимпа» было снесено из-за аварийного состояния и вместо него было выстроено новое (автор проекта Ю. В. Храмов), причем большая часть элементов декора «Олимпа» была скопирована и перенесена на фасад нового здания.

10

Ну, а наша с Вами экскурсия будет продолжена.

Бронирование отелей
в Самаре

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

vasilets
28 сентября 2016 г. 12:59
Вика, Интересная идея выложить тематическую подборку фото, посвященную одному стилю....
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 13:27
Сергей, на эту мысль меня навела Анна Абросимова своими материалами о московском модерне.
AnastasiaJulia
+1
28 сентября 2016 г. 14:48
Викуль, здорово! Как я люблю прогулки по городам туристеровцев) Красивая Самара, дай бог, чтобы нашлись деньги на реставрацию - некоторые дома просто шедевры)
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 19:27
Спасибо, Юля!
AnastasiaJulia писала 28 сентября 2016 г. 14:48
Как я люблю прогулки по городам туристеровцев)
Я тоже люблю узнавать что-то новое о наших российских городах.
tinka61
28 сентября 2016 г. 15:55
Вижу, что в Самаре имеются очень интересные образчики модерна.
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 19:28
Ирина, в Самаре, оказывается, много зданий в стиле модерн. Я даже не подозревала, что их так много. И есть, действительно,
tinka61 писала 28 сентября 2016 г. 15:55
интересные образчики
.
spatefillum
+1
28 сентября 2016 г. 16:18
Интересно, Вика! Последнее здание понравилось особенно.
Что для меня есть модерн? Трудно сказать… Серебряный век в архитектуре.
Да, наверное, наш модерн именно такой.
В каждой стране ему присущи какие-то особенные черты. Такой модерн я видела в Бельгии -https://spatefillum.tourister.ru/photoalbum/27036
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 19:43
Такой модерн я видела в Бельгии
- Люба, спасибо за ссылку! Потрясающий альбом! Такая красота! Наши здания в стиле модерн выглядят гораздо скромнее, но обладают своим очарованием.
spatefillum
+1
28 сентября 2016 г. 21:10
А еще более скромный, я бы сказала даже строгий или суровый)) модерн в Норвегии. Но до него не знаю, когда руки дойдут) Как и до киевского... Там тоже столько прекрасных домов в этом стиле... В общем, модерн и меня не оставил равнодушной
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 21:25
spatefillum писала 28 сентября 2016 г. 21:10
строгий или суровый)) модерн в Норвегии
В следующей части я добавлю здание, в котором расположен наш химической корпус. Оно как раз представляет собой северный модерн. Но выглядит недостаточно сурово из-за отсутствия камня в отделке.
Anna_08
+1
28 сентября 2016 г. 17:54
Люблю модерн, интересная подборка, Виктория! Правда наш Екатеринбург больше конструктивизмом славится. Давно хочу сделать рассказ об этом. Вот закончу вояжи этого года, займусь
Vikus
28 сентября 2016 г. 19:44
Правда наш Екатеринбург больше конструктивизмом славится. Давно хочу сделать рассказ об этом.
С удовольствием почитаю такой рассказ! Буду ждать!
onegina17
28 сентября 2016 г. 18:56
С одной стороны, получается, если бы не ожидание наплыва иностранных туристов, то приводить всю эту красоту в порядок никто бы и не подумал? А с другой стороны, хоть это сподвигло, иначе потеряли бы такое богатство! Ну что за люди у нас во власти, ничего им не надо, кроме возможности увать и наворовать...
Vikus
28 сентября 2016 г. 19:55
С одной стороны, получается, если бы не ожидание наплыва иностранных туристов, то приводить всю эту красоту в порядок никто бы и не подумал?
Печально, Таня, но так. На нас очень-очень давно обиделся господин Президент - область проголосовала не за него. С тех пор про Самару будто забыли. Его первый визит к нам состоялся только в 2014 году! Соответственно, гранты, субсидии - все мимо нас прошло!
onegina17
+1
28 сентября 2016 г. 20:11
Надо же, какой ранимый...
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 21:05
Да уж...
KonstantinPavlov
28 сентября 2016 г. 19:14
Прочитал с интересом. Подумалось, был бы весь город в стиле модерн. Вот бы красота была
Vikus
+1
28 сентября 2016 г. 19:49
Спасибо!
Подумалось, был бы весь город в стиле модерн.
Константин, чуть выше Люба spatefillum дала ссылку на альбом про Золотой треугольник модерна в Антверпене - потрясающая красота!
KonstantinPavlov
29 сентября 2016 г. 9:52
Спасибо, посмотрю!
sovikont
+2
28 сентября 2016 г. 21:43
Ах ,Вика!Как же здорово , что вы решили обратить внимание с Аней на такую красоту улочек своих городов! прекрасная прогулка а какие дома ! У каждого есть свой характер ,своя история и очень -очень жалко , что не берегут это и может такой пласт архитектурной истории исчезнуть ,А ведь это история страны , история ,когда места на Волге славились фамилиями и знатными людьми и они делали эту историю.
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 6:51
sovikont писала 28 сентября 2016 г. 21:43
это история страны , история ,когда места на Волге славились фамилиями и знатными людьми и они делали эту историю
София, как верно сказано! Но будем надеяться на возрождение архитектурных памятников города.
sovikont
+1
10 октября 2016 г. 13:19
Vikus писала 29 сентября 2016 г. 6:51
будем надеяться на возрождение архитектурных памятников города.
Vikus писала 29 сентября 2016 г. 6:51
будем надеяться на возрождение архитектурных памятников города.
arxitektor
+2
28 сентября 2016 г. 22:34
Ух, здорово! Спасибо за удовольствие! Второй дом конечно удивил контрастной раскраской. Ну и №8 не в моем вкусе. А так очень интересно. Будем ждать продолжения.
Vikus
29 сентября 2016 г. 7:00
Андрей, спасибо за интерес к материалу! Дома, действительно, очень разные. Возможно, некоторым не хватает утонченности. Но эпоху они характеризуют. Во второй части будет даже склад в стиле модерн, который и сегодня используется по назначению.
arxitektor
+1
29 сентября 2016 г. 9:07
Vikus писала 29 сентября 2016 г. 7:00
очень разные
да конечно. Это была эпоха экспериментов и поисков. И не все образцы стали шедеврами. Когда ты полностью свободен - работать сложнее, чем когда ты ограничен четкими рамками (например классического стиля).
annaabrosimova
+1
28 сентября 2016 г. 23:20
Вика, сколько же чудесных домов в Самаре!!! Жду не дождусь возможности вновь побывать в Самаре и пройтись твоими маршрутами!
Модерн всегда привязан к стране и к настроению места. По домам в стиле модерн можно судить о душе города. Как хорошо, что у самарского модерна есть шанс выжить и сохраниться!
Вика, спасибо тебе за этот рассказ! Жду вторую часть!!!
P.S. Вика, я себя поначалу не узнала... ох, как ты меня описала... я смутилась до невозможности...
Vikus
+2
29 сентября 2016 г. 6:58
annaabrosimova писала 28 сентября 2016 г. 23:20
Жду не дождусь возможности вновь побывать в Самаре и пройтись твоими маршрутами!
Аня, приезжай! Мы тебя покатаем по городу. Все эти дома очень уж далеко друг от друга!
annaabrosimova писала 28 сентября 2016 г. 23:20
По домам в стиле модерн можно судить о душе города.
Я как-то даже не задумывалась, что Самара и такая была. Ведь эти особняки - портреты определенного типа людей, олицетворявших собой эпоху начала 1900-х.
я себя поначалу не узнала... ох, как ты меня описала...
Аня, я вдруг поняла, что ты сама очень гармонируешь с Серебряным веком - я вдруг увидела тебя именно такой! Так что не смущайся!
annaabrosimova
+2
30 сентября 2016 г. 0:30
Вика, спасибо тебе большое!!! Очень хочу вновь побывать в Самаре. Да так, чтобы в деловом графике нашлось время на приятную встречу и знакомство с городом...
Фишка модерна в индивидуальности. ты очень верно сказала
Vikus писала 29 сентября 2016 г. 6:58
Ведь эти особняки - портреты определенного типа людей, олицетворявших собой эпоху начала 1900-х
. Модерн - не штамп. Это, как тема в музыке, как целый рассказ о владельце. Знаешь, архитекторы, зачастую, требовали от владельцев носить в их домах определенную одежду, чтобы поддерживать целостность созданного образа...
Про меня... ты будто заглянула в душу... Мне очень близок Серебряный век с его экспериментами, с его символами и романтизмом... Ты смутила меня еще больше! Ох, высока планка! Надо собой заняться
larkis8
+2
30 сентября 2016 г. 20:45
annaabrosimova писала 30 сентября 2016 г. 0:30
Про меня... ты будто заглянула в душу... Мне очень близок Серебряный век с его экспериментами, с его символами и романтизмом...
- Аня, спасибо тебе огромное, что ты начала эту очень интересную тему про модерн , а Вика её подхватила и расширила! Может, люди из других городов подхватят и разовьют её дальше? Ведь этот стиль очень для многих людей является самым любимым ! Эта утонченность, изысканность и нестандартность! А ты - само воплощение этого стиля, я абсолютно согласна с Викой !!! Так что не скромничай, прекрасно, что такие люди есть среди нас!!!!
annaabrosimova
30 сентября 2016 г. 22:01
Лариса, было бы здорово!!! Если
larkis8 писала 30 сентября 2016 г. 20:45
люди из других городов подхватят и разовьют её дальше
Сколько интересного и нового можно будет узнать!!!
Лариса, вы с Викой меня совсем за смущали... но как же все же приятно!!! Начинаю верить, что любовь к модерну хоть как-то на мне отразилась
larkis8
+1
30 сентября 2016 г. 22:20
annaabrosimova писала 30 сентября 2016 г. 22:01
Сколько интересного и нового можно будет узнать!!!
- надеюсь, туристеры подхватят эту тему!!!
annaabrosimova писала 30 сентября 2016 г. 22:01
любовь к модерну хоть как-то на мне отразилась
- да, ты просто очень ассоциируешься с этим стилем. Я бы тебя легко представила в салонах этих домов среди всей публики, которая жила там !!! Тебе бы шляпку, сигарету с длинным мундштуком и посадить в красивое кресло! Просто представляю эту картину!
annaabrosimova
30 сентября 2016 г. 23:11
larkis8 писала 30 сентября 2016 г. 22:20
надеюсь, туристеры подхватят эту тему!!!
было бы здорово!!!
ну, все я поверила! Завтра иду покупать себе шляпку! Надо же с чего-то начинать!
larkis8
+1
30 сентября 2016 г. 23:21
annaabrosimova писала 30 сентября 2016 г. 23:11
Завтра иду покупать себе шляпку! - и шарфик, и сумочку!!! Очень помогает в любой ситуации !!!
https://yandex.ru/...
annaabrosimova
1 октября 2016 г. 0:28
Лариса!!! Супер!!! Зайка все правильно понимает!!!
larkis8
+1
1 октября 2016 г. 0:43
Обожаю эти ролики! Очень поднимает настроение ! А этот - один из любимых!
annaabrosimova
1 октября 2016 г. 10:29
Спасибо, что поделилась!
Chedty
+2
29 сентября 2016 г. 5:54
Очень красиво и жалко, у нас ведь не так много истории (вечные войны и революции) конечно нужно восстановить то что осталось в живых.
Vikus
29 сентября 2016 г. 7:02
вечные войны и революции
Михаил, вот тоже задумываюсь, неужели человечество не в состоянии хотя бы относительно долго жить в мире? Особенно, когда вчера ваш сон про Арцах читала...
Chedty
+1
29 сентября 2016 г. 7:29
Нам, я имею ввиду Российскую империю в том или ином формате, как то особенно везет.
Prohoziy
+2
29 сентября 2016 г. 9:58
Здравствуйте, Виктория! Очень красиво! Будто сам прошел по этим улицам. Некоторые здания помню с детства (Клуб им. революции 1905 года, он же ДК железнодорожников, ныне Пушкинский дом). Всегда восторгался воротами-бабочкой на доме Курлиной... Атлантов помню и на Самарской, 149, и на Венцека, 55. Много красивых зданий в Самаре, но большинство в запустении...
Ваш альбом - прекрасный образец того, как можно заново взглянуть на знакомые сюжеты.
Спасибо! Жду продолжениея.
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 11:36
Спасибо Вам за внимание. Я рада, что пробудила хорошие воспоминания!
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 18:35
Prohoziy писал 29 сентября 2016 г. 9:58
Клуб им. революции 1905 года
Вот и я помню, что еще недавно он именно так назывался, а в народе и до сих пор его так называют.
Prohoziy
+1
29 сентября 2016 г. 21:44
...я такой древний, что ещё на Ёлку туда ходил, когда в школе учился.
Laskovsky
+1
29 сентября 2016 г. 12:32
Модерн, безусловно, очень интересный стиль. Виктория, очень хорошая тема у Вас для прогулок.
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 12:41
Laskovsky писала 29 сентября 2016 г. 12:32
Модерн, безусловно, очень интересный стиль
Мне очень понравился этот срез истории города ).
MarinaVR
+1
29 сентября 2016 г. 13:00
Ах, Самара городок... хорошо, что там остались такие дома!!
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 13:27
И их много!
borisnov
29 сентября 2016 г. 13:03
Какой красивый особняк - который без балконов..но мне кажется, ещё можно было бы навести прежний блеск
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 13:32
Надеюсь, наведут! Сейчас многие почти разрушенные здания начали реставрировать. Даже деревянный особняк, про который я писала, вот этот, https://img.tourister.ru/..., кажется, начали реставрировать.
FMarina
29 сентября 2016 г. 13:32
Как оказалось при просмотре фотографий, я люблю модерн , Вика, конечно же очень жаль, что у Администрации города нет ресурсов для реконструкции исторических зданий, очень хочется видеть наши города расцветающими и хорошеющими. Спасибо вам за экскурсию по Самаре!
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 13:36
Спасибо, Марина!
FMarina писала 29 сентября 2016 г. 13:32
Как оказалось при просмотре фотографий, я люблю модерн

FMarina писала 29 сентября 2016 г. 13:32
жаль, что у Администрации города нет ресурсов для реконструкции исторических зданий
Сейчас очень много строений реставрируется, просто все настолько запущено, что за такое короткое время ни один бюджет не потянет такие траты...
FMarina
+1
29 сентября 2016 г. 13:43
Главное, что процесс пошел!
Vikus
+1
29 сентября 2016 г. 15:19
Согласна!
Nina_nina
+1
29 сентября 2016 г. 16:27
Как же здорово, что наконец-то дома ремонтируют! Модерн - прекрасный стиль - художественное произведение от архитектора. Спасибо, Вика за интересный материал.
Vikus
29 сентября 2016 г. 18:28
Спасибо, Нина!
Nina_nina писала 29 сентября 2016 г. 16:27
Как же здорово, что наконец-то дома ремонтируют!
ronadort
+2
30 сентября 2016 г. 13:05
Вика, скажу честно (вот хоть ругай меня, хоть обижайся), но фото вызвали у меня печальное впечатление и грустные размышления, резко контрастирующие с приведёнными выше комментами. Чего не скажешь о твоей преамбуле к этому альбому. Она написана замечательно и отличным стилем. Видно не силён я в модерне начала прошлого века. Не способен проникнуть в сокровенный смысл отечественного градостроения и душой прочувствовать его величие. Ведь всё познаётся в сравнении. Да, бродя по Праге, Лондону, Риму, Мадриду и Барселоне я с замиранием сердца смотрел на фасады строений, где почти каждый дом представляет собой произведение искусства архитектуры. Любоваться теми домами я мог до бесконечности. А вот здесь (и не только в Самаре) у меня так не получается.
Извини меня, но я честно тебе высказался. Вины твоей в этом нет никакой.
Vikus
30 сентября 2016 г. 13:30
ronadort писал 30 сентября 2016 г. 13:05
Вика, скажу честно (вот хоть ругай меня, хоть обижайся)

Коль, ну как можно ругать или обижаться, если честно высказал мнение)))! Я согласна, что модерн - это не тот стиль, который нравится абсолютно всем. До меня он доходил долго, но я смогла полюбить его совершенно искренне. Состояние зданий, действительно, производит
ronadort писал 30 сентября 2016 г. 13:05
печальное впечатление
и наводит на
ronadort писал 30 сентября 2016 г. 13:05
грустные размышления
, но они - отражение своей эпохи, так и деревянная Самара - своей.
Коля, а как тебе антверпенский модерн: https://spatefillum.tourister.ru/photoalbum/27036? Тоже не понравился?
Барселона у меня тоже вызвала замирание сердца, но люблю я больше Париж и Петербург! )))
И, в любом случае, спасибо за внимание к материалу - для меня очень ценно твое мнение. А еще, Николай, ты, судя по всему, перфекционист! )))
ronadort
+2
30 сентября 2016 г. 13:54
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 13:30
а как тебе антверпенский модерн:
В Антверпене сам не был, а у Любаши понравилось, с удовольствием посмотрел.
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 13:30
ты, судя по всему, перфекционист!
Ой, Вика, хотелось бы им быть, да разве с нашей жизнью это возможно?
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 13:30
но люблю я больше Париж и Петербург! )
Париж, что скрывать, достойный город, хоть и не довелось мне его полюбить. Питер мне тоже нравится, особенно если во дворы и в подъезды не заходить.
Vikus
+1
30 сентября 2016 г. 14:05
Юморная фотография!!!! Но это наша Родина! Будем делать ее лучше!
ronadort
+1
30 сентября 2016 г. 14:09
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 14:05
Но это наша Родина!
, - сказал Червячок, вылезая из ...
Vikus
30 сентября 2016 г. 17:25
Да, да, этот анекдот я часто вспоминаю! )))
ronadort
30 сентября 2016 г. 17:29
Вика, у меня твой город ассоциируется с конфетами и "Крылышками", которым я симпатизирую.
Vikus
+1
30 сентября 2016 г. 18:40
Николай, фабрика "Россия" уже не производит конфеты. Для меня это было неприятным открытием. И водку "Родник" уже давно в Самаре не производят. Остались только наши не слишком удачливые "Крылышки".
ronadort
+1
30 сентября 2016 г. 18:56
А у нас "Зоркий" расформировали (просто денег нет) - многократного чемпиона России и обладателя европейских кубков. В "лихие 90-е" он выстоял, а вот в наше счастливое время у Подмосковья денег не нашлось на содержание знаменитой команды.
Vikus
30 сентября 2016 г. 19:16
Вот так сегодня, рыночные отношения...
larkis8
30 сентября 2016 г. 20:50
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 18:40
фабрика "Россия" уже не производит конфеты
- как не производят? А я их так любила!! Правда, давненько не видела ... Особенно любимый набор ассорти "Коллекция"... А еще никогда не забуду самую огромную в моей жизни коробку с конфетами тогда еще Куйбышевской фабрики с фигурными матрешками и прочими фигурками, которые лежали аж в 2 слоя!!!
Vikus
30 сентября 2016 г. 21:38
larkis8 писала 30 сентября 2016 г. 20:50
Особенно любимый набор ассорти "Коллекция"...
Лариса, вот представляешь, нет теперь "Коллекции"!
larkis8
30 сентября 2016 г. 21:40
Как же так??? Я всегда её считала самым вкусным подарком!!!
Vikus
30 сентября 2016 г. 21:48
Я пошла на днях в виде подарка покупать, а мне говорят, что их уже несколько месяцев назад перестали производить...
larkis8
+1
30 сентября 2016 г. 21:51
Печалька !!!! Может, поменяют руководство и вернут фабрику?
Leolik
30 сентября 2016 г. 17:07
серым и ужасно скучным после ярких красок и красоты Баку
Вик, занешь, я в еще тогда Куйбышев езжила из школы на экскурсию в 1877 году. И мне город, наоборот, понравился. Именно своей провинциальностью. Там казалось за каждым фасадом драммы в стиле Островского разворачиваются.
Здание, где музей модерна сейчас - красивое. Вообще, неожиданный модерн в Самаре. Отличный от моего какого-то воспоминания о нем. Хотя может воспоминания пора освежить!
Vikus
+2
30 сентября 2016 г. 17:29
Лена, Самара и осталась глубоко провинциальной. Только деревянные дома почти все снесли, а высотки из бетона и синего стекла понатыкали как попало. Модерновым зданиям еще удалось выжить, а деревянным почти нет. Может, сейчас что-то изменится.
Leolik
30 сентября 2016 г. 17:33
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 17:29
Может, сейчас что-то изменится
Ну да бог, Вика!
А это
Vikus писала 30 сентября 2016 г. 17:29
а деревянным почти нет
жаль, конечно!
larkis8
30 сентября 2016 г. 21:13
Вика, какая же ты молодчина, что подхватила Анину тему и стала её развивать, показывая красоты наших городов, даже если они и в убитом состоянии! Очень надеюсь, что все здания приведут в такой вид, когда можно будет увидеть всю их красоту в полном объеме! Ведь сколько лет все приходило в упадок и запустение. Но приводят в порядок, хоть и не так быстро, как хотелось бы... Но я оптимист и надеюсь на лучшее !
В этом альбоме больше всего понравились здания в такой последовательности : 4 - даже несмотря на ужасное теперешнее его состояние! Очень хочется увидеть это здание во всей красе! 3 - очень необычное сочетание с белыми "кокошниками" и изящные кованые элементы под крышей. 6 - интересные элементы разных размеров, да и в целом облик здания . 9 - праздничный вид и круглые окна - очень нестандартно (убрать бы еще провода с переднего плана ). Жду продолжения!!! Самара весьма симпатичный город, как оказалось!!!
Vikus
30 сентября 2016 г. 21:41
larkis8 писала 30 сентября 2016 г. 21:13
Жду продолжения!!!
Готовлю!
larkis8 писала 30 сентября 2016 г. 21:13
Самара весьма симпатичный город, как оказалось!!!
Местами, Лариса ). А местами, прямо-таки, не очень...
Svet-lanka
+1
1 октября 2016 г. 0:28
Вот все-таки отличается архитектура наших городов средней полосы! Интересная экскурсия, здорово иногда так, прогуляться по своему городу и открыть новые интересные здания для себя, познакомиться с его историей, людьми, прошлым
Vikus
+1
1 октября 2016 г. 6:37
Светлана, так получилось, что есть желание путешествовать, но финансовой возможности нет. Поэтому начинаю изучать то, что рядом. Когда мы с мужем в солнечный сентябрьский день переезжали с места на место и бродили по городу, то чувствовали себя туристами, открывая новое для себя в старом. Так что нет худа без добра.
Svet-lanka
1 октября 2016 г. 18:34
Vikus писала 1 октября 2016 г. 6:37
есть желание путешествовать
а это самое главное! Тоже не всегда есть эта возможность, а в своем городе много интересного можно найти
Ivan_Kuchin
+1
1 октября 2016 г. 10:20
На разрушающееся здание лицея грустно смотреть. Ощущение такое, что мы что-то теряем и потом уже будет не вернуть.
Vikus
+1
1 октября 2016 г. 12:19
Иван, пока еще вернуть можно, если сейчас этим заняться. Еще пара-тройка лет и будет, действительно поздно.
Shefer
+1
1 октября 2016 г. 18:25
Добрый вечер, Вика! Приятно познакомиться.
Когда-то перед перестройкой бывал в вашем городе. Интересно взглянуть. Самые интересные здания филармонии и техн. колледжа. Филармония, к счастью, в порядке, а вот колледж надо срочно реставрировать. Нельзя дать погибнуть такому изяществу.
Vikus
1 октября 2016 г. 19:22
Добрый вечер, Владимир! И я рада знакомству. Думаю, что все отреставрируют.
marsada
+1
4 октября 2016 г. 8:55
Вика, очень занимательная прогулка! Самара, как оказывается, интересный город. У меня, к стыду сказать, познания о Самаре на уровне "беспокойная я" (((
Vikus
+1
4 октября 2016 г. 13:31
marsada писала 4 октября 2016 г. 8:55
У меня, к стыду сказать, познания о Самаре на уровне "беспокойная я" (((
Маша, у меня, к еще большему стыду, о большинстве городов России познания на таком уровне (.
IrinaAnanyeva
10 октября 2016 г. 10:59
LeolikЛена как тебе удалось заглянуть в прошлое на экскурсию в 1 877 году???? В Куйбышев?, здорово!, долгожитель Вы наш не обижайся, понимаю - ошибка в цифре 9.
IrinaAnanyeva
+1
10 октября 2016 г. 11:14
Вика, вспомнила, действительно большое количество было деревянных домов в центре, в районе, который назывался Шанхаем.1977-1983 год. Шанхай был рядом со старым цирком, недалеко от трехъярусной набережной. Я Набережную в Куйбышеве больше всех любила когда-то. Театр драмы обожала, спектакли, костюмы, само здание вызывало восторг и чувство одухотворенности. Театр оперы и балета, в этом же здании была областная библиотека. А вот филармонии тогда не было. Много позже построили данное здание. Смотрю и не узнаю Куйбышев. Когда была молодой, не обращала внимание на улицы, город как город, учеба,общежитие. Электрички почти в каждую субботу в Сызрань родную. 4 часа на жесткой лавке в поезде и дома, в воскресенье назад. Конечно архитектура Самары сегодня изменилась, но многое осталось. Жалко, что здания разрушаются, а восстанавливать не на что. Набережную не узнать. Раньше на ней не было никаких ресторанов и кафе, тем более разных продовольственных лотков. Все чисто и ухоженно, елочки голубые, невысокие были. Грусть вы навеяли на меня и прошлое вернулось в память. Вот не хочу возвращаться в Куйбышев, не хочу...
Vikus
+2
10 октября 2016 г. 12:21
Ирина, я как раз жила в деревянном доме напротив Шанхая очень долго. Сейчас деревянная застройка искореняется быстрыми темпами. Скоро не останется этих домов вообще, и это печально. Одним новостроем сыт не будешь. Хотелось бы, чтобы район хотя бы под музей зодчества выделили. Пусть бы в таких домах разместили после реставрации магазинчики небольшие. А у нас - все сразу под снос. И жгут их нещадно.
IrinaAnanyeva писала 10 октября 2016 г. 11:14
Когда была молодой, не обращала внимание на улицы, город как город, учеба,общежитие. Электрички почти в каждую субботу в Сызрань родную. 4 часа на жесткой лавке в поезде и дома, в воскресенье назад.
Ирина, я до последнего времени в суете тоже не обращала внимание на город - таким он был серым, блеклым, нелюбимым. И только сейчас, когда его начали благоустраивать, то оказалось, что он как Золушка - если отмыть и причесать, да принарядить, то город-то красивый!
Набережные у нас после реконструкции недавней просто прекрасные - они есть в альбомах у Игоря Бутырского. Реконструкция прошла в 2011-2013 годах. Никаких лотков там нет. Есть 2-3 ресторана, памятники, спортплощадки, велодорожка, скамеечки.
IrinaAnanyeva писала 10 октября 2016 г. 11:14
Грусть вы навеяли на меня и прошлое вернулось в память. Вот не хочу возвращаться в Куйбышев, не хочу...
Ирина, приезжайте в Самару, как турист, чтобы полюбоваться на обновленный город!
Elena0604
+1
15 октября 2016 г. 19:47
Спасибо за фотографии родной Самары! Каждый раз к папе и брату туда приезжаю с удовольствием. Была вот недавно, в сентябре этого года.
Vikus
+1
16 октября 2016 г. 8:07
Как здорово, Елена! А Вы заметили, что Самара меняется в лучшую сторону хоть немного?
Elena0604
+1
16 октября 2016 г. 8:20
Однозначно меняется! Например, мне импонирует, что с набережной все эти кафешки убрали. Невозможно гулять было. И вообще, город как-то чище стал по сравнению с прошлым годом. Ну у меня к Самаре вообще радостное отношение - я там родилась и училась, так что многие недочеты склонна городу прощать
Cult-tourist
+1
27 ноября 2016 г. 2:05
Увы, Вика, на фоне Вашего пиршества мой тульский модерн несколько бедноват-с.
https://img.tourister.ru/...
Но вообще-то нам уже потихоньку пора гордиться своими городами, которые заметно меняются к лучшему, и Вы в своём альбоме это отразили. Думаю, до ЧМ-18 всё доделают, и Ваш легендарный «беспокойный городок» отразится на сайтах иностранных туристеров в комплиментарном ключе!
Vikus
27 ноября 2016 г. 7:45
Спасибо, Игорь, за добрые пожелания! Я тоже на это надеюсь!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.