Турист Shish_ka
была 23 сентября 2023 23:45

Хельсинки — Финляндия Август 2016

Finnish. part 1. Пробуждение внутреннего биолога

До ЖД Вокзала г. Хельсинки мы добрались на автобусе. До отеля дотопали пешком — оказалось очень близко. И тут же случилось

открытие #5

Отель оказался без персонала. Ну т. е. вообще без персонала. Даже без ресепшн — полное самообслуживание. Попасть внутрь отеля сразу, естественно, не удалось, т. к. мы приехали за час до указанного времени заселения (16.00). Оказалось, что код, который прислали нам накануне — это код не только от номера, но и от входной двери в отель… Пришлось коротать час в соседнем кафе за чашкой кофе. Ровно в 16.00 код сработал и мы попали в отель… где, как я уже сказала, не оказалось ни ресепшн, ни вообще какого-то помещения на 1-ом этаже, где можно было бы расположиться. При входе сразу лифт. Поднялись на 4 этаж, в лабиринте коридоров нашли свой номер. Ура! Квест пройден! Полный отзыв об отеле можно прочитать тут (Omena Hotel Helsinki Lönnrotinkatu 3*). В итоге за 2 суток проживания мы не встретили ни одного человека из персонала, причем и постояльцев тоже особо видно не было…

«Вот ведь социофобы!» — подумали мы… и в подтверждение этого обнаружили 2 замка и еще пару щеколд изнутри на двери номера…

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Хельсинки встретил нас ветреной, но солнечной погодой! «Повезло!» — подумали, ведь накануне видели неутешительный прогноз погоды. И первым делом пошли в сторону Рыночной площади по бульвару Эспланада

…где около памятника финскому поэту Ю. Л. Рунебергу, парень играл на скрипке мою любимую тему из к/ф Властелин колец «May it be», чем привел меня в акустический восторг и сделал мой день!

Эспланада вывела нас к площади, где стоит фонтан и статуя Havis Amanda,

а еще на площади куча палаток с едой и разными интересностями и, если хочется дешево и вкусно поесть «уличной еды», то Вам именно сюда. Здесь можно отведать традиционный суп из лосося, кебабы, бургеры, всякие закуски из мелкой рыбешки, кальмары и проч. Есть только одно неудобство- эти чудо-палатки закрываются в 16.00.

А около площади как раз расположен причал, откуда отходит городской и частный транспорт в зоопарк, крепость Соуменлинну и др.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Тут нас встретила девушка с листовками и предложила прокатиться по островам на катере. Мы решили, что пока погода радует- грех отказывать себе в этом удовольствии и, купив на площади с собой добрую порцию кольцев кальмара (за 8 евро), отправились в путь.

Катер оказался частным и стоил 24 евро. Дороговато за часовую прогулку, если учесть, что городской кораблик стоит гораздо дешевле, но там маршрут попроще… Кстати, за 45 Евро можно купить туристическую карту Helsinki card, в стоимость которой входит: такая вот прогулка на частном кораблике, поездка на туристическом красном автобусе (которая, если покупать отдельно, тоже стоит порядка 25 евро), проезд на общественном транспорте и куча скидок в музеях. В общем, если все это хотеть, то выгоднее покупать карту. Но у нас было маловато времени и мы решили, что обойдемся.

После прогулки мы замерзшие, но довольные, отправились гулять по центру.

Вообще, за 3 неполных дня в Хельсинки мы собирались:

1. Походить пешком по городу, увидеть основные достопримечательности

2. Съездить в крепость Suomenlinna

3. Посетить зоопарк Korkeasaari

В Москве, когда мы собирались в Хельсинки, многие говорили: «Да там все можно за один день посмотреть!» Как-то не верилось… В первый вечер мы, действительно, прошли по основным местам- Сенатская площадь, Торговая площадь, Президентский дворец, Успенский собор, главные улицы — Алексантеринкату, Эспланада. Это все очень близко и хватит буквально пары-тройки часов. Но от такой ускоренной прогулки, как правило, остается весьма смазанное впечатление. Тем более вечером уже остается только наблюдать снаружи, ведь все закрыто. К тому же смеркалось. Поэтому мы особо не спешили, впереди у нас было еще 2 дня. В спокойном темпе мы добрести до настоящего Лебединого озера

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Недалеко от озера «паслось стадо» интересных птичек… Оказалось — белощекие казарки (небольшие гуси). Их в Хельсинки часто можно встретить, и похоже они не очень-то боятся людей.

В качестве завершения вечера, решили добежать до церкви в скале — Темппелиаукио. Церковь построена сравнительно недавно, в середине прошлого века, поэтому привлекает не своей древностью, а необычностью расположения — прямо внутри скальной породы. По темноте мы ее нашли не сразу. Полазили поверху, внутрь не попали.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Второй день был уже не таким солнечным, периодически заряжал дождь, но все-таки нам еще везло на погоду.

Мы снова прогулялись по Алексантеринкату — центральной улице, соединяющей проспект Маннергейма с Сенатской площадью. Улица названа в честь русского царя- Александра I, который после окончания шведско-русской войны даровал Финляндии статус автономии в составе России. Там в основном магазины и рестораны, но много интересных зданий

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Однако задачей № 1 у нас в этот день было посещение Успенского собора, Сенатской площади и Кафедрального собора Святого Николая. С этой задачей мы благополучно и с удовольствием справились…

Успенский собор

Сенатская площадь и собор Святого Николая

тут произошло еще одно открытие #6

я, конечно, привыкла к тому, что в туристических местах в Соборах есть сувенирные магазины, церковные лавки, пекарни в конце-концов… Но я никак не могла подумать, что в соборе Святого Николая окажется кафе!

Итак, кафе Krypta открыто ежедневно с июня по август с 11.00 до 17.00, вход в крипту со стороны улицы Kirkkokatu. Весьма интересное решение! Там же еще и проходила какая-то художественная выставка. Смело, ничего не скажешь… и на удивление это все «безобразие» даже как-то радует!

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

И вот мы уже готовы были двинуть в сторону причала, чтобы с чистой совестью приступить к задаче № 2, а именно посещение Соуменлинны, но… внутренний голос подсказывал- что-то мы забыли… «Точняк! Университетская библиотека!». И правда, когда мы готовились к поездке, одно мобильное приложение для путешественников предложило нам посетить Национальную библиотеку Финляндии. «А почему бы и нет?». Я вот никогда за рубежом не была в библиотеках… Если честно, я и в Москве-то не частый их гость, в век интернета-то! В общем, в ее поисках мы забрели в один из корпусов Государственного Университета Хельсинки, причем там нет никакой турникетной системы- заходите люди добрые) Так что с успехом можно было побродить и по коридорам универа. Но мы обратились к «привратнику» (который сначала вообще не обратил на нас никакого внимания) — мужичку, сидевшему недалеко от входа, и он подсказал, что нам нужно в соседнее здание. Что интересно — библиотеку можно осмотреть не только снаружи, но и зайти внутрь совершенно бесплатно. И совсем не обязательно быть читателем.

Да, библиотека впечатляет! Во- первых своей коллекцией. Здесь хранится одно из наиболее впечатляющих собраний книг, напечатанных в Российской империи. Во-вторых с- оформлением старинных залов. Немножко напомнило фильм про Гарри Поттера…

Интересное место! Даже не думала, что библиотека может вызвать такую бурю эмоций! Я прямо почувствовала погружение в историю… эти старинные книги, на которые можно не только поглазеть, но и прикоснуться- снять с полки, полистать… эти реликвии… Подумать только, сколько рук касались этих страниц! Сколько событий пережили эти книги! Прямо дух захватывает!

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Насытившись духовно и получив полное эстетическое удовлетворение, мы почувствовали, что пришло время обеда. Пообедать решили на рыночной площади — откушать традиционный лососевый суп. В итоге «комплексный уличный обед бюджетного путешественника» — суп, хлеб с маслом и кофе — обошелся в 7 евро.

«Класс! Теперь и в Крепость рвануть можно…», куда мы и отправились на городском паромчике. Ехать минут 15.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Соуменлинна, похоже, одна из самых известных и посещаемых достопримечательностей Хельсинки. Это национальный памятник и одновременно объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крепость была построена во времена, когда Финляндия была частью Королевства Швеция и называлась Свеаборг (1746 г.). Однако крепость сдалась под натиском русских войск во времена русско-шведской войны. Тогда Финляндия вошла в состав Российской империи.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Посмотреть там можно бастионы, пушки… в общем, как в любой крепости. Внутри крепостных сооружений есть тоннели. Морской пейзаж тоже радует глаз. Символом крепости являются Королевские ворота- главный вход в крепость…

Особого восторга у меня это все не вызвало (впрочем тут, как говорится, на вкус и цвет), но прогуляться там было очень приятно — меня больше впечатлили скорее природные красоты береговой линии, чем сама крепость, но для любителей окунуться в историю с головой, там даже построили хостел, где можно переночевать…

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Вернулись уставшие — находились вдоволь. Но несмотря на усталость и периодически налетающий из неоткуда дождь, все-таки решили дойти до памятника композитору Яну Сибелиусу — уж очень хотелось посмотреть. И действительно — интересный памятник (вообще, в Хельсинки много необычных памятников).

Памятник поражает своей формой-это 600 сплавленных между собой труб. То ли орган напоминает, то ли консервную банку, но считается, что «этот чудо-инструмент передает всю мощь, красоту и насыщенность жизни Яна Сибелиуса». Мощно, конечно, тут не поспоришь. А еще готично в каком-то смысле… Трубы действительно буд-то устремляются вверх и вот-вот взлетят! Еще говорят, что при сильном ветре эти трубы издают звуки, похожие на мелодии композитора. Получается поющий памятник!

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

В последний день нашего пребывания в Хельсинки, выселившись из гостиницы, мы кинули вещи в камеру хранения на вокзале и отправились гулять. В этот день погодка была преотвратная. Шел дождь и мы все никак не могли решить ехать ли нам в зоопарк. Поскольку дождь зарядил по-хорошему, решили сходить в Национальный музей Финляндии.

В этом музее собрана довольно большая коллекция экспонатов, рассказывающих об истории и культуре страны. Вся коллекция музея распределена по тематическим блокам и экспонируется в разных залах. Исторический блок — самый внушительный.

Потом двинулись в сторону Готической церкви, где в этот момент было закрытое венчание

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Затем вышли к Старому зданию рынка «Vanha Kauppahalli» на рыночной площади, где отведали очень вкусных бутербродов — с тар-таром из лосося, икрой и проч. Выбор там потрясный! Все так вкусно выглядит, а главное свежее и, как говорят, из экологически читых продуктов! Правда, пришлось есть стоя, так как немногочисленные столики были все заняты.

В итоге дождик чутка поутих и мы поехали в зоопарк на паромчике, но когда доплыли, полило так, что я за каких-то пару минут промокла насквозь, невзирая на зонт и навесы около вольеров. Ходить по зоопарку в ливень- то еще сомнительное удовольствие…

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Я была наслышана о большом разнообразии представителей кошачьих в зоопарке, поэтому основной интерес, конечно, был к ним. Однако, из-за дождя котики сидели по своим домикам и караулить их было практически бесполезно.

Поэтому я пошла поглазеть на всех остальных. К тому же вроде дождь потихоньку уменьшался…

Хорошо, что в зоопарке есть вольеры в помещении, где можно не только погрузиться в мир животных, но и подсохнуть…

Но вообще, даже в плохую погоду совершенно очевидно, что зоопарк потрясающий! Мало того, что там 150 видов животных, почти 1000 видов растений, так это еще и зоопарк на острове! К тому же это один из старейших зоопарков мира (с 1889 года).

Мое внимание привлек павлин. Не в клетке… Большая красивая птичка, мирно прогуливающаяся после дождя. Непривычно видеть такую экзотику просто гуляющей по территории зоопарка… Ну что-то, а с птичками я умею находить общий язык)))

«Павлинья женщина», впрочем, сидела дома и оказалась совсем не такой привлекательной и общительной…

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Кто еще меня потряс, так это маленькие обезьянки. Причем у меня создалось впечатление, что не я, а они меня рассматривали… особенно одна любопытная была

открытием #7 в славном городе Хельсинки для нас стали грязные туалеты. Уж простите, но таких «засранных» туалетов я давно в Европе не встречала. Причем ладно в 1–2 местах, но ведь везде же- начиная от общественных в Соуменлинне и заканчивая приличными кафе в самом центре города. Не знаю, что там за забастовка уборщиков была, но не коснулась она пожалуй только зоопарка…

К концу нашей прогулки по зоопарку погодка стала совсем налаживаться… Вот так всегда- закон подлости. Но время уже поджимало.

Конечно же мы не могли уехать из Хельсинки, не посетив напоследок знаменитую кондитерьскую Fazer, расположенную в центре Хельсинки на улице Клууивикату, д.3.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Около входа стоит памятник, который был подарен городу торговым домом Fazer в честь 100-летия кондитерского дела Fazer (установлен в 1991 году и называется Fazerin kukko) — это стилизованный петушок с крыльями (хотя мне он упорно напоминал какой-то странный летательный аппарат)…

В 1891 году эту кондитерскую основал сын скорняка Карл Фазер, который не оправдал надежд отца на получение престижного и достойного образования и отправился учится кондитерскому делу в Санкт-Петербург, Париж и Берлин. И совершенно не зря. Говорят, что «с момента основания и по сей день, кафе-кондитерская является самым посещаемым местом в Хельсинки», и что «это заведение обладает какой-то особенной атмосферой, манящей расположится там с чашечкой горячего шоколада». Ну людей тут действительно много, пришлось в очереди постоять довольно долго. Но сказать, что там какая-то особенная атмосфера… я лично не могу. По мне так особенной атмосферы в таком огромном заведении с таким потоком людей просто не может быть. Пироженые там, конечно, вкусные, но цены соответствуют раскрученности. Пожалуй, у меня это был самый дорогой прием пищи за все пребывание в Хельсинки. За тарталетку с ветчиной и сыром, сладкую корзиночку и чай я заплатила 15 евро. Не супер дорого, конечно, но нечто подобное можно найти дешевле… «Бренд- есть бренд» — подумали мы и побежали на вокзал…

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

О том, как добраться до Питера быстро, чтобы до развода мостов попасть в отель на Васильевском, мы озаботились заранее. Ради этого не пожалели 60 евро на поезд Аллегро, который едет всего-то три с половиной часа: отправляется в 20.00, прибывает на Финляндский вокзал в 23.27. Но планы — они на то и планы, чтобы рушиться в самый неподходящий момент…

Когда мы приехали на вокзал, оказалось, что наш поезд просто не пришел из Санкт-Петербурга. Рейс был задержан до 22.00. Кроме того, на вокзале не обнаружилось ни одного сотрудника, который мог бы прояснить ситуацию. Кассы работают до 18.00. Стойка информации отсутствовала вообще — что стало для меня весьма неожиданным и печальным открытием #8, раньше в Европе с этим вообще проблем не возникало (в камере хранения тоже все автоматизированно- удобно, но ни души). «Социофобы, блин» — вспомнила я…

Также не удалось найти и нормальный зал ожидания, вместо него очевидно выступал огромный Бургер Кинг, где нам пришлось расположиться. «Ну ладно, подождем, всяко бывает»… Но просидев там около часа, мы поняли, что не все так просто. Телефон к тому времени сел, информации по задержке не было никакой, поезд так и не пришел и наше отправление уже было отложено до 23.00. Мы поняли, что ни на какой Васильевский мы до развода мостов уже не успеваем… а тут еще к моей попутчице, закрывшей глаза чтобы подремать, подскочил огромный и смурной охранник и строгим голосом сказал: «Не спать! Если Вы хотите спать — идите в отель!»… «Да мы поезда ждем, чувак, релакс! Мы не бомжи!» — пробормотала я… К тому времени в зале начали прибавляться люди, причем преимущественно иммигрантского вида. Не то, чтобы стало не по себе… хотя да, стало. Еще на биостанции нам рассказывали о том, что в последнее время иммигрантов и в Финляндии прибавилось, и что они начали «вытворять». Успокаивало наличие охранника, бдительно обходившего свои владения каждые минут 5–10.

Тем временем, отправление перенесли уже на 0.15. В общем, я не выдержала и пошла к охраннику проситься заряжаться, потому что во всем вокзале доступной розетки я не нашла, а информационная блокада уже начала напрягать. В итоге, вопреки своей строгости, охранник показал мне розетку, запрятанную за столик. Единственную доступную, похоже! «Не, ну Вашу Машу, одна розетка?» — возмутилась я внутри, но рожу скорчила очень благодарную… В общем телефон я зарядила, а за тем самым столиком, где пряталась розетка, оказалась русская женщина, которая тоже ждала нашего поезда. В итоге общими усилиями, мы выяснили, что на финской территории на ЖД пути упало дерево и поезд, который ехал из Питера, на него наехал. Трах-бах-тарарах! Става Богу, без жертв. Бедных пассажиров отправили обратно в Выборг, откуда на автобусе уже повезли в Хельсинки. А нам оставалось только ждать, пока дерево уберут, электричество починят и поезд наконец — таки доберется до нас. Но Бургер Кинг оказался не круглосуточным и мы рисковали после 1.00 остаться со своими манатками в вестибюле, где даже сесть некуда…

Но нам повезло и в 0.15 нас запустили в поезд, мы выдохнули и отправились… Справедливости ради скажу, что поезд Аллегро очень комфортабельный, с бесплатным вай-фаем и розетками. Кроме того, нам тут же предложили бесплатные сендвичи и горячие напитки на выбор, что было очень кстати. И тооолько мы расслабились, как поезд встал в каких-то Луумяках… на неопределенное время… потому что финны никак не могли дочинить электричество. Перед нами стоял поезд Лев Толстой, который выехал из Хельсинки вовремя- в 18.22 (!!!). Вот кому уж точно не повезло, так это тем, кто был в этом поезде!

Пока мы стояли, по вагонам ходили работники РЖД и записывали кому в какой район Питера ехать, чтобы организовать доставку пассажиров, пока не открылось метро.

В итоге на Финляндском вокзале мы были в 5 утра. Тут на удивление резво сработали наши РДЖшники- рассовали нас по автобусам. До Васьки ехали только мы, поэтому к нам в автобус посадили еще несколько человек, кому было по пути… Так по очереди всех и развозили. Но водитель, оказалось, совсем не знает Васьки и, когда дошла очередь до нас, тут прозвучал до боли знакомый вопрос с известным акцентом: «А дорогу покажешь?»… «Ну вот я и в Рашке!» — немного с грустью, но и с облегчением подумала я — «Тут вам — не Там»… — и показала дорогу.

Finnish. part 2. Холодный Хельсинки и долгая дорога в Санкт-Петербург

Пы. Сы: В целом, приятные впечатления остались от посещения Финляндии. Интересная страна! Места потрясающие, природа! Ляпота! Если б еще дождик не мешал, то было бы вообще замечательно! Однако смешанное какое-то впечатление у меня сложилось о финнах. С одной стороны — очень уютные и домашние люди, но при этом четкие и холодные, как немцы чтоли… Все-то у них по полочкам, и вроде это хорошо и правильно, но как-то без души… вернее «не от души»… И такая пропасть образовалась между теми финнами в лесах, которые вроде и профессора-ученые, но в общении простые и теплые люди… и хельсинскими жителями… И вопреки моей нелюбови к холодам, прям таки захотелось совсем в северную часть этой страны.

А через неделю после нашего возвращения в Россию, нам на почту пришло письмо от финской ЖД с извинениями за задержку поезда, мол «наш косяк», и просьбой выслать реквизиты для полного возврата стоимости билетов. Реквизиты выслали. Деньги вернули полностью… Получается так вот бесплатно, хоть и с приключениями прокатились… Вроде как и неприятные впечатления сгладились, и по сути за лишнюю оплату первых суток в питерском отеле уже было не обидно. Однако не всем так повезло, как нам. Потом уже читали на форумах, что деньги вернули только тем, кто покупал билеты на финском сайте. А тем, кто покупал на РЖД — хрен. Вот такая вот она… наша Раша. Но дело вовсе не в деньгах, а в отношении…

В общем, хоть и «холодные» нравы у финнов, но порядка-то там побольше будет… и, кажется, это все-таки хорошо.