Турист Olga Kuzmina (olku)
Olga Kuzmina
была 23 июня 2016 13:50

Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия Октябрь 2009

Путешествие было совершено в прошлом году. Пусть небольшой тур всего 6 дней, но сколько впечатлений за один раз по четырём столицам: Хельсинки, Стокгольм, Осло, Копенгаген. Переезд между столицами автобусом, а между странами паромами.

Как всегда путешествие начиналось в столице нашей Родины. Пьяные от счастья внезапно свалившегося на нас и счастливые получаем документы на Ленинградском вокзале г. Москвы. Наш гид Ильяс Минхайров. Итак, документы получены и мы уже в раскладываем вещи, в купе поезда Москва -Санкт-Петербург. Не успели толком опомниться, а уже ранним утром стоим на перроне Питерского, точнее Московского вокзала, быстренько в автобус и на границу в Торфяновку.

Пока ехали до границы досмотрели сны, которые по причине раннего приезда не досмотрели в поезде. Уже полностью рассвело, когда автобус с группой заспанных туристов остановился у таможенного пункта Торфяновка. Ильяс объявил побудку и сорок шесть заспанных мордашек потянулись к своим сумкам за паспортами, и как раз вовремя. Наши пограничники, славные ребята, в зелёных фуражках появились в тот же момент у автобуса. Молча проверили паспорта, сличая владельца паспорта с фото. Инструктаж Ильяса о том, как будем проходить границу и по поводу запрета провоза мясо-молочной продукции, чем очень расстроил и напугал большую часть группы. Народ собрался со всей матушки России. Понятно, что добирались в столицу издалека, остались излишки провизии. А тут вдруг финны будут отбирать всё, что нажито непосильным трудом. Быть бы беде, но спасибо опять же Ильясу, заверив всю группу что никого за 100 г колбасы и сыра отводить в кусты и расстреливать не будут. Граница, действительно проходит не так как в Бресте. Там из автобуса не выходили. Паспорта собрали, потом выдали. Здесь прохождение границы как в аэропорту. Сначала наши потрясли слегка, а финны тормошить не стали. Выходили из автобуса налегке, чемоданы ни где не проверяли, ни на нашей стороне, ни на финской. На нейтральной территории народ затарился спиртным от души у местного магазинчика дьютифри. Цены космические. Финны быстренько нас пропустили. И вот мы на чужбине. До свидания Родина, мы вернемся через шесть дней.

Немного отъехав, остановились перекусить на первой остановке, прозванной туристами, когда-либо уже побывавших в этих краях «шайбой» за цилиндрическое круглое здание. Под одной крышей уместились кафе, туалеты, киоски, пункт обмена и магазины. Обед действительно, очень вкусный, если брать первое, салат, напиток — обходится в 6 евро, со вторым 12 евро, за отдельной стойкой чай, кофе, но всё входит в стоимость обеда. А вот если захотел пирожное, тут же за отдельную дополнительную плату. Лучше здесь поесть, в Хельсинки времени нет, а до ужина на пароме ещё дожить надо. Сувениры мне не понравились. Затёртые плюшевые лоси не один раз побывавшие в руках туристов разных национальностей. Какие-то коврики, шапочки и шарфы наполовину из акрила и шерсти (50*50). Тапочки меховые, но не из оленей шкуры. А вот в продуктовом супермаркете есть очень вкусное варенье на выбор из брусники, черники, голубики. С собой можно взять. Тем более вечером, гулять не где. Так что в самый раз чайку попить с голубичным вареньем и просмотреть всё что за день наснимал.

За окном мелькал холмисто-моренный рельеф с многочисленными выходами скальных пород, чисто карельский пейзаж, только разница небольшая — чистота, радующая глаз. А ведь когда-то Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, и хорошо, что в 1920 г. между Финляндией и Советской Россией был заключён мирный договор и установлены дипломатические отношения, короче отдали финнам их законное, а то ведь ещё б одним захолустным краем больше для России было бы.

Так вот мы и ехали, кто пил, кто спал, кто гида слушал о том, что жизнь в Финляндии очень дорогая. Финны живут в кредит. Но при этом заботятся даже о тех, кто не может жить без спиртного. На учёте каждый пьющий финн. Специальные сообщества закупают для них продукты с доставкой на дом. Продукты питания очень дорогие, причём если у нас в России мясо и молоко очень дорогие, то у финнов наоборот. Молочные продукты очень качественные, так молоко проходит два раза проверку на качество и различные заболевания. Очень дешёвая недвижимость поэтому наши любят покупать здесь дома под дачи. А вот вид на жительство получить очень трудно. Нужно представить кучу разных справок, что тебя преследуют на родине.

Так незаметно за разговорами пролетело время и въехали в Хельсинки. Современные жилые кварталы плавно переходят в лесо-парковые зоны. Остановились на несколько минут для фотосессии у памятника Яну Сибелиусу скульптор Э. Хилтунен, в одной такой парково-лесной зоне. На гранитном основании возвышается стальная конструкция из труб, напоминающая орган. Памятник конечно оригинальный, необычный. На солнце трубы сверкают. Рядом залив с качающимися на волнах яхтами.

«Куда нас черти понесли, чего нам дома не сидится…» (записки на коленях)
Дома в современном районах Хельсинки обычной панельной конструкции, невысокой этажности (5, 6, 7 — этажные). И по этим прямым улицам ходит зелёный скоростной трамвай, не тот дребезжащий привычный для наших городов.

Проехали мимо высокого с пилонами здания парламента, построенного в духе неоклассицизма. От здания вниз тянется широкая лестница, рядом интересный памятник мужчины с лицом до боли знакомым похожим на Владимира Ильича.

В одном из жилых кварталов находится подземная церковь Темппльауккио, архитекторы братья Суомалайнен. Если бы не алтарь, расположенный в центре зала, то здание вполне могло сойти за концертный органный зал. Но так оно и есть на самом деле, хорошая акустика позволяет проводить здесь вечера органной музыки. Кстати наш соотечественник М. Ростропович тоже устраивал здесь свои концерты.

От церкви можно вскарабкаться на так называемую крышу, где открывается вид на близлежащие дома. Жалко времени маловато. От церкви кружным путём выезжаем на проспект Маниргейма, проезжаем мимо фундаментального здания из стекла и бетона дворца Финляндия и сворачиваем к железнодорожному вокзалу.

Ежедневно из Хельсинки отправляются в Россию два поезда «Ян Сибелиус» и «Лев Толстой». Отправление поездов объявляют на русском языке. Мелочь, а приятно. Чистая привокзальная площадь. Нет столпотворения от машин, киосков «быстрого питания». Сразу вспоминаются наши привокзальные площади, в Саратове, Астрахани, к примеру. Рядом на привокзальной площади находятся здание финской оперы, напротив через площадь здание музея Атениум. А мы движемся дальше к Сенатской площади. Кафедральный собор наполовину в лесах, но это не мешает вести съемку. Соотечественники запечатлевают себя на фоне памятника Александру II. Очень хорошие виды получаются от собора сверху. Площадь как на ладони здание Государственного Совета, президентский дворец, Ратуша, университет с библиотекой. Напоминает Питер в районе набережной около памятника Медному всаднику. Свободное время было затрачено на обмен валюты. Сделали большую глупость, что пошли вместе со всеми на вокзал, там уже народ с других туров оккупировал «forex». А можно было сразу от Сенатской площади пройти к рыночной площади, но приняли мудрое решение развернулись, и бегом в сторону бульвара Эспланады. Конечно с первого раза мы этот «forex» прошли. Но на наше счастья встретили нашу соотечественницу, живущую здесь, и она нам посоветовала зайти в другой обменный пункт «Taivex». Пункт находится недалеко от «forex», если идти от рыночной площади по правой стороне, второй перекрёсток, сразу за перекрёстком налево, а «forex» прямо. Спрашивали потом у тех кто в «forex» менял, получилось также, а вот кто менял на пароме, много потерял. Так, что ребята не расстраивайтесь, если на вокзале не успеете обменять, то есть «Forex» на
Эспланаде, или в крайнем случае «Taivex за углом. После обмена осталось немного времени для прогулки по бульвару. Возвращались улицами, где много кафе, дорогих магазинов, очень интересные здания с национальной финской символикой по всему фасаду. Везде играет музыка. Хельсинцы готовились к встрече выходных.

И снова в дорогу. Путь лежал на юго-запад к старой столице Финляндии Турку. Где нас ожидал паром Viking Izabella для переезда в столицу Швеции Стокгольм.

В город Турку въехали, когда начинало смеркаться. Вдоль набережной р. Ауры-Йоки движемся к порту. Справа промелькнул кафедральный собор и вот уже едем вдоль стен крепости, а впереди сверкает огнями красавец паром, но это не наш Viking. Вещи из багажного отделения доставали под проливным дождём и скоренько в терминал.

Час с небольшим потомились в терминале в ожидании посадки, пока Ильяс ходил за билетами. Запустили в притык, времени столько, чтобы занести вещи в каюту, переодеться и на ужин на седьмую палубу. На пароме было всё от ужинов с рыбным изобилием до дискотек с грациозными джентльменами аккуратно ведшими своих пожилых партнёрш в танце, а также удалось почувствовать качку.

Утром нас ждала столица Швеции Стокгольм. С вечера перевели ещё на один час назад стрелки. Город встретил неласково, хмурой погодой. Сойдя с трапа, смогли воочию насмотреться на красавец-паром, на котором только что пропутешествовали, в Турку то этого сделать не смогли по вполне понятным причинам. Небольшая фотоссесия на фоне корабля и путешествие продолжается. А прибыли мы в район о. Сёдермальма, автобус движется по набережной Шллюсен. За окном проплывают симпатичные разноцветные домики за живой изгородью. А вот и смотровая площадка. Прямо перед нами городские острова — Гамластан, Шипсхольман, Юргорден. Первое знакомство с городом состоялось… Ах, чёрт, а приятно после бессонной ночи на пароме вот так запросто сфотографироваться на фоне городских стокгольмских силуэтов. Огибаем набережную Шебсбрунн с ее разноцветными тесноприжатыми доходными домами, и вот уже виден прямоугольное здание королевского дворца на высокой террасе с верной стражей, охраняющей рабочие покои короля. Его величество не живёт, а только работает во дворце. Но в воскресенье шведы, а тем более король отдыхают, так что не судьба повстречаться с королём «спешащим» на работу, а потому продолжаем знакомство с городом. За дворцом крохотный островок, но зато какой островок — островище власти, где создаются законы страны. Проезжаем через мост и поворачиваем налево. Справа здание королевской оперы. Ещё раз взгляд на парламент, но уже под другим ракурсом и выезжаем на площадь, где расположен культурный центр. В середине стеклянная стела, окружённая по всему периметру площади маленькими фонтанчиками. А мы уже в районе Нормальма в сердце финансового Стокгольма-Сити, а еще здесь находятся самые дорогие магазины, кафе. Но зачем нам магазины, да не нужны они нам. Переезжаем на другой остров Кугсхольм и вдоль набережной движемся к городской ратуше. Дождя нет, но порывы ветра всё сильнее. Пустынно и тихо в ратушных закоулках и переходах, только вой ветра да щелчки фотоаппаратов вездесущих туристов. С набережной открывается чудесная панорама на близлежащие окрестности опять же королевский дворец, рыцарский остров и мосты, мосты… От сюда особенно хорош вид. Познакомившись еще с одной исторической частью города, возвращаемся к королевскому дворцу и новый остров Риддархольмен. Одноимённая церковь, где похоронены все шведские монархи, дворец Врангеля, спуск на террасу Эверта Тоба, тут же не далеко и памятник ему. Дали не много прогуляться, размять затёкшие ноги, ну и соответственно по фотографироваться всего и всех, а как же без этого. На обратном пути красивое здание дворянского сословия, а рядом памятник Густаву Вазу. Автобус привозит нас к южному фасаду королевского дворца и от площади Сломсбажи Ильяс ведет нас на прогулку по Гамластану, в самое сердце, старого Стокгольма полностью замощенного булыжником, когда-то и в России были такие мостовые… От дворца проходим на площадь Стюрторгет. В центре огромный колодец, рядом здание бывшей биржи, сейчас музей Нобеля, наверняка в далёкие времена площадь была торговой и здесь проходили ярмарки, базары. Народ обменивался последними новостями, щелкая семечки. В современное время ещё добавили клумбы, скамеечки. Площадь окружают фасады домов с крышами в форме щипцов. Вехние этажи в домах не отопливались, обычно живущие там принимали гостей. А не плохо и не надо напоминать гостям не пора ли вам домой. От площади по крутым извивающимся улочкам попадаем на другую площадь Йорнторгет, тоже не менее значимая площадь. В центре стоят весы, когда-то шведские корабли причаливали прямо к площади, а весы предназначались для взвешивания железа. Рядом здание Государственного банка. Где-то рядом с площадью прошли мимо самого узкого переулка, точнее самого узкого лестничного прохода между домами.

В небольшом закрытом дворике находится финская церковь, а рядом крошечная фигурка железного мальчика.

«Куда нас черти понесли, чего нам дома не сидится…» (записки на коленях)

Сердобольные стокгольмцы вяжут малышу тёплые вещи, весь постамент у ног мальчонки был усыпан конфетами и …нашими монетами. Значит мы не первые, наши соотечественники щедро осыпали мальчонку. Рядом находится монумент, установленный королём, в память погибшим шведам, охранявшим город от русских, хозяйничавших в окрестных шхерах. У монумента всегда свежие цветы. Да и такое бывало в истории. А под конец экскурсии побывали у дома, на чердаке которого жил самый умный, красивый, в меру воспитанный мужчина в расцвете лет…

После обзорной экскурсии едем к телебашне, сначала вдоль набережной, а затем через район, где находятся посольства Германии, Франции, Великобритании. Телебашня расположена в парковой зоне. Пока небольшая группа туристов любуется видами сверху на город, мы уютно себя чувствовали в сувенирном магазинчике внизу телебашни. В воскресенье магазины в Стокгольме не работают, только музеи. Страна развитого социализма. Когда-то нам со школьной скамьи вещали, что наше поколение будет жить при коммунизме… не получилось. Теперь вот изучаем быт других стран.

И, наконец, едем на остров Юргодарден (остров, где находятся этнографический музей Скансен, Северный музей, музей корабля Ваза, и Юнибакен). Сначала идем в музей корабля Ваза.

Давным-давно по указу короля Густава Вазы был построен корабль предназначенный для парадный выездов короля. Строили его долго, а когда наконец-то спустили на воду, красавец — корабль на глазах у изумлённой публики затонул. Случись у нас такое, это же национальный позор… Пьянство, воровство и т. д. А шведы молодцы, несмотря на то, что пролежал корабль триста тридцать три года сумели поднять, восстановить и создать музей для будущих поколений. Заходишь в павильон и ощущение, что находишься на морском дне. В центре зала корабль, а вокруг вся история его создания. Отдельно макеты, как тонул, как поднимали. Со всех этажей можно рассмотреть корабль-великан.

«Куда нас черти понесли, чего нам дома не сидится…» (записки на коленях)

А через лужайку находится Юнибакен. В прочем это даже и не музей, а развлекательное шоу для детей и взрослых детей. Садишься в вагончики по три человека, и переезжаешь из сказки в сказку, аудиогид на русском языке. Интересно, пока на всё это глазеешь, слюна капает… А вот после шоу можно самим уже по сказкам походить, заглянуть в сказочные домики, только вот смотреть приходится нагибаясь, а детвора местная с удовольствием внутрь забирается. Нам вот взрослым тяжеловато приходилось… С этими домиками игрушечными и горками, немного впали в детство и прибежали к автобусу последними.

Вот так и подошло наше пребывание в этом чудесном и сказочном месте, а за одно и в Стокгольме. Конечно, маловато времени, но есть повод побывать еще и ещё. К следующему визиту можно и в Скансен махнуть. А пока бегом к автобусу.

А дождь всё-таки в этот день состоялся. Только мы успели сесть в автобус, чтобы отправиться дальше и засверкали молнии, громыхнули раскаты грома. Так нас провожала столица Швеции. Но мы не прощались, мы еще вернёмся сюда на обратном пути. А пока удобно устроявшись в креслах, положив под голову дорожные подушки, слушали затаив дыхание рассказы Ильяса о шведском ансамбле АВВА, что стало с его музыкантами после распада ансамбля. Затем коллективный просмотр фильма о королеве Швеции Кристине. Пока доехали до норвежской столицы, три раза останавливались на санитарные пятиминутки. Так что в автобусные туалет никто не бегал, все терпели, несмотря на то, что много пили на местах. В отель системы Скандик, расположенный на окраине Осло приехали затемно. Вокруг одни частные владения за заборами. Это конечно не Италия, Испания, Португалия и уж точно не Австрия — не погуляешь. Так что купленное варенье в «шайбе», очень пригодилось к чаю. Ну еще конечно 50 капель кому в чай, кому в стакан. Мой юный друг сильно этим переездом измучился, после 50 капель спал как убитый.

Утром за завтраком к удивлению наших туристов, вернее той немногочисленной категории, которая любит приходить на завтраки в любой европейской стране с сумкой (встречаются почти в каждых автобусных турах) не было продуктов, которые было бы можно положить в сумочку тайком. Облом полный. Селёдку же с яйцом не положишь. И сладкого тоже не было, это уже огорчило моего юного друга, большего сладкоежку. Не любят норвежцы сладкого. Позавтракав норвежской селёдочкой в прикуску с яичным омлетом и запив всё это горячим чаем, а после вернувшись в номер и прихватив немудреные свои пожитки отправляемся дальше в путь. Сегодня мы целый день в Осло и только вечером красавец-паром DFDS ждём нас, а также других путешественником с кем волей судьбы нам ещё предстоит столкнуться на необъятных скандинавских просторах.

А пока норвежская столица встретила белоснежными яхтами и одиночными домиками, раскиданными в беспорядке. День обещал быть солнечным, благодаря местным метеосиноптикам, и настроение у нас тоже было чудесное. Вскоре наш автобус въехал в престижные районы невысокой этажности, где проживают наиболее состоятельные граждане норвежской столицы. А ещё через какое-то время мы подъехали к воротам Фрогнер-Парка, где находится знаменитая коллекция норвежского скульптора Г. Вигеллана. Место конечно удивительное, что не скульптура, то сюжет на тему: история человеческой жизни. Опять же маловато времени, но на первый раз достаточно. После парка мы уже в районе новой ратуши, оттуда мимо памятнику (фонтану) перчатке, на этом месте когда-то стали строить город, а бросил её король Кристиан IV, застолбив тем самым место для будущего города. Затем вдоль фонтана «перчатки» и здания старой ратуши въезжаем в район, где когда-то селились купцы, моряки, рыбаки — узкие прямые улочки… Автобус попетляв по этому лабиринту выезжает на широкий простор водной глади. Перед нами здание оперного театра, распластавшего на воде крылья, подобно чайке. В 2010 г. здесь будет проходить Евровидение. Поднимаемся на крышу театра и перед нами весь город, чуть вдалеке стоит красавец-паром FDFS. Сняв панораму Осло возвращаемся в автобус и дальше путь наш лежит ещё на один полуостров Бюгдё — к музеям. На полуостров можно попасть на рейсовом автобусе № 30, идущим от жел.-дор. вокзала, или у национального театра. Но это на будущее, когда самостоятельно приедем. А пока едем централизованно. Первый музей Викингов, где выставлены огромные корабли викингов, найденные в погребальных курганах и весь их домашний скарб, включая даже средства передвижения. На берегу острова находятся ещё два музея — музей шхуны Фрам и музей Кон-Тики. В музей Кон-Тики мы с юным другом не пошли, хотелось ещё по острову погулять, так что за содержание музея не знаю. А вот музей Фрам очень понравился. В центре стоит легендарная шхуна, покорившая Северный и Южный полюса. Поднимаемся на борт, знаменитого Фрама, постояв за штурвалом спускаемся в трюм- жилище отважных путешественников.

По всему периметру музея находится экспозиция, представленная фотодокументами, рассказывающая о самом исследователе Ф. Нансене. В оставшееся время пока соотечественники посещали музей Т.Хейрдала, прогулялись по берегу, покормили толстых «наглых» чаек. Вернувшись в Осло и осталось у нас ещё свободное время до парома. Не знаю, что делали другие путешественники в оставшиеся время, но лично мы с моим юным другом успели от площади Нансен (здание новой Ратуши) пройти к Национальному театру, от туда к королевскому дворцу, обошли университет со всех сторон, вышли на прогулочную улицу Юхангате, по ней прогулялись до железнодорожного вокзала, там она и заканчивается, прикупив по дороге незатейливые сувениры родным и знакомым. От вокзала дошли до крепости Акерхус, пробежались по крепости, скатились с косогора прямо на площадь перед ратушей и, пожалуй всё. Мой юный друг отправился в ближайшую лавку за свитером, а я продолжила прогулку вдоль набережной.

На паром запустили засветло, поэтому кинув вещи в каюте бегом на верхнюю палубу и фотосессия по случаю отбытия парома.

«Куда нас черти понесли, чего нам дома не сидится…» (записки на коленях)

Пока шли по фьордам было тихо, а как вышли в открытый пролив закачало, многие отказались от ужина лежали в каютах и б….ли. Ну, а у нас как всегда по плану ужин, дискотека. Вообще паром понравился больше чем финский «Viking», какой-то уютный, верхние открытые палубы огромные, хочешь на нос иди, хочешь на корму. На «Viking» на верхней палубе малое пространство, да ещё и водой залито, не разгуляешься. А может в темноте садились не разглядела, что к чему.

Утром быстренько позавтракав, снова на верхнюю палубу, паром вошёл в пролив Эресунн, прошли Хельсингер, замок Кронберг остался позади. Мы ещё вернемся, но уже по суше. А пока дождались, когда покажется первые здания Копенгагена, бегом за вещами, и к выходу. У трапа нас провожала вся команда парома, у них видимо традиция такая. Прощались тепло, без слёз, но с надеждой ещё раз вернуться сюда.

Первая встреча состоялась тут же недалеко от порта, где находится замок Кастеллет, а на берегу ожидает своего принца русалочка.

«Куда нас черти понесли, чего нам дома не сидится…» (записки на коленях)
С этого места и началось наше знакомство с городом. Мы были не первыми, только-только отъехала очередная партия туристов. Пока пристраивала камеру, чтобы заснять в одиночестве русалочку, меня уже опередила одна наша, ну очень ретивая туристка, а там уже и остальной народ набежал. Не судьба. А может быть так и надо. Ну не хотят люди, чтобы русалочка была одна, вот поэтому в любое время года у русалочки — символа Копенгагена всегда так много людей. Побывав в гостях у первой фотомодели города, едем вдоль северных кварталов. Сразу за парком, где расположена земляная крепость Кастеллет протянулся старый квартал Нюбодер — это первый жилой квартал построенный в 17 веке по типовому проекту и указу короля Кристиана IV для проживания чиновников и моряков королевского флота. Ряды аккуратных двухэтажных домиков, улицы с такими названиями как улица Крокодила. Сейчас дома надстроили ещё на один этаж. Квартиры в домах площалью 40 кв.м., но вот жить в этом районе до сих пор считается очень престижно. А за окном уже мелькают зелёные лужайки парка Розенборг, когда-то здесь была летняя резиденция короля Кристиана IV, а сейчас музей королевских сокровищ. Выезжаем на ратушную площадь. В центре площади фигуры двух викингов, охраняющих покой горожан. А мы едем дальше мимо парка развлечений Тиволи (местного Диснейленда), здания Глиптотеки и переезжаем на остров Кристианхавн. Остров очень напоминает Амстердам, также изрезан водными каналами. Промелькнула очень красивая церковь Христа Спасителя с золотым куполом и винтообразной лестницей, ведущей наверх. Промчались вдоль стены, за которой находится ещё одно государство, но «свободное» Кристиания. Ильяс предостерёг, не дай бог туда соваться. Покружив по Кристианхавн, переезжаем через мост, слева на набережной канала огромное здание из черного мрамора — это новое здание библиотеки, пристроенное к старому зданию. Мрамор был завезён из Африки. За сегодняшний день мы ещё здесь побываем один раз, только на другом транспорте. Так вот переезжаем на дворцовый остров, к бывшему королевскому дворцу Кристиансборг, где заседает парламент и работает датское правительство. Через огромную арку проходим во внутренний двор. Часть зданий парламента в лесах, рядом в парке главный жокей дворца тренирует пару гнедых лошадок. Наши конечно выскочили на поле сделать фото, того и гляди, под копыта лошадей угодят. Но возница, ездок искусный, легко объезжал «наглых папарацци». А ещё памятник там был Фредерик IX, (дедушка Николая II) как две капли воды похожего на нашего царя Николая II. Ну оно и понятно — дальние родственники. Зашли во дворик библиотеки, опять небольшая фотосессия у фонтана на фоне уток. На выходе из двора библиотеки напротив центральный вход в здание парламента. В этот час ожидался приезд высокого гостя — красная дорожка, депутаты в галстуках, полиция на стрёме. Но вот какого гостя — это мы узнаем позже. А пока едем к следующему объекту — дворцу Амоллинсборгу, действующей резиденции датской королевы Маргарете 2. Здесь королева проживает вместе в двумя с сыновьями и невестками. Аккуратная площадь, в центре памятник Фредерику V, а по периметру здания в стиле «рококо». За площадью виден купол мраморной церкви точь-в -точь, как собор Св. Петра и Павла в Ватикане. В этот час на площади, вернее у подъезда здания, где проживает её величество с семейством необычное волнение со стороны простых обывателей. Тут же полиция корректно выпроваживает всех любознательных подальше от главного входа дворца. Решили и мы подождать и посмотреть, что же будет дальше. И вдруг ворота распахнулись, и мимо нас проплыл чёрный лимузин, сопровождаемый эскортом мотоциклистов. Сама королева Маргарете II собственной персоной галантно, приветствовала ручкой из окна чёрного лимузина. Вот так приехать на один день в Копенгаген и повстречаться с самой королевой датской — это Вам не фунт изюма съесть. А дальше всё по нарастающей. Недалеко от резиденции королевы находиться красивый фонтан Гефион, напоминающий римский фонтан «Треви», с этого места открывается вид на ту часть парка, где в дальнем его конце находиться русалочка. А мы едем дальше мимо парка Черчилль. И вот уже снова на главной королевской площади. На пристани набережной Нюхавн дружно садимся на экскурсионный кораблик и двухчасовая водная прогулка по каналам, с массой новых впечатлений.

В свободное время прогулялись по пешеходной городской улице Стрёгет, трижды меняющей своё название. Закончилась прогулка на ратушной площади. Пока народ опузыривался пивом на пивоваренном заводе «Карлсберг» мы в это же время любовались архитектурой «латинского квартала», который в конечном итоге вывел нас к круглой башне. Башня эта знаменита тем, что когда-то давным давно, посетивший Копенгаген, Пётр 1 верхом вслед за каретой супружницы Екатерины въехал на самый верх. Здесь тоже проходит прогулочная улица, перпендикулярная улице Стрёгет. Следующим пунктом ознакомительной прогулки был дворец Розенберг, по зелёным лужайкам парка с удовольствием гуляли местные жители. Здесь уже не было толп туристов. Улица привела нас к новой королевской площади, рядом канал Нюхавн. Пешком вдоль каналов, и вышли к парку Тиволи. А тут и время подошло уезжать.

Семьдесят километров пути и мы в городке Хельсингер. Здесь нас ждал паром обратно в Швецию и ночовка в городе Хельсинборг. По пути заглянули в таинственный замок Кронсберг, заполненный приведениями.

Утром следующего дня под шведскую музыку был длительный переезд в столицу Швеции. Путешествие наше заканчивалось и мы медленно продвигались в сторону Родины. Стокгольм встретил солнцем. Всё свободное время прогуляли в переулках старого города. Ели мороженое, замерзали, отогревались кофе в маленьких кофейнях на два человека и снова гуляли, гуляли… Напоследок прошлись по прогулочной улице Дротингаден. И на паром с прощальным ужином, дискотекой.

Снова Турку, заезд в Хельсинки. Пока Ильяс возил большую часть группы в аквариум, мы напоследок успели захватить на рыночной площади Кауппатори, проходивший каждый год в октябре фестиваль салаки.

«А всё кончается, кончается, кончается, едва качаются перрон и фонари. Глаза прощаются и снова изучаются, и так всё ясно, слов не говори».

Через шесть месяцев мне посчастливилось снова побывать в этих местах, услышать шум водопадов, прокатиться на кораблике по водной глади фьордов с криками чаек над головой, но эта уже совсем другая история.