Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Астрахань — Россия Июнь 2016

В Астрахань я приехал вечером на поезде из Волгограда. Гостиница «Сказка» была у меня заказана заранее, через Букинг, а поскольку от вокзала до нее, согласно навигатору, было всего около 3 км, я решил пройтись пешком.

3 км — это как раз расстояние от вокзала до самого центра города, так что с утра, выйдя из гостиницы, я оказался сразу у астраханского Кремля. Ближайшая к гостинице башня — угловая Архиерейская, 1843 г.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Вдоль южной стены Кремля протянулась главная площадь Астрахани — площадь Ленина. В центре, как и положено, стоит памятник вождю мирового пролетариата. На заднем плане — Житная башня XVI в.

Тут я пошел искать, как зайти в Кремль, но, как потом оказалось, начал свои поиски не в том направлении.

На площади повсюду фонтаны

А здесь вода льется прямо у девушки из кувшина

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Входа в Кремль все не было и не было, пришлось обходить его вокруг.

Это башня Красные ворота. Она самая молодая из всех.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Поднявшись к ее подножию, я смог окинуть взглядом улицу. Обратите внимание на закусочную «ШаурMen» :) Что характерно — это не единственная сеть забегаловок, обыгрывающих знаменитый бренд, дальше будет еще.

С обратной стороны Кремля вход найти также не удалось, зато был встречен вот такой памятник. Как оказалось, отец будущего вождя мирового пролетариата — попечитель учебных заведений Илья Николаевич Ульянов - родился как раз в Астрахани.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Обойдя Кремль вокруг, я уже почти вернулся туда, откуда начал его обход. По-видимому, вход находился вон там, у главной колокольни.

И точно, вход был именно здесь. Я думал, что прямо у входа будет касса, но нет — вход на территорию бесплатный.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Как известно, Астраханское ханство было покорено Иваном Грозным в 1558 году. Вскоре после этого здесь, в дельте Волги, был заложен новый город и построен белокаменный кремль. Как можно видеть на карте слева, в прежние годы крепость здесь была куда как больше нынешней и охватывала своими стенами не только собственно цитадель, но также и т.н. Белый город. Позже, когда русское государство расширилось, и враги перестали угрожать Астрахани, внешние стены снесли. Осталось только то, что изображено справа.

Вот так астраханский кремль выглядит с воздуха. Фото с Википедии. На переднем плане — Артиллерийская башня.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Не все здесь строилось в одно время. Успенский кафедральный собор был построен в 1698–1710 годах.

А вот Пречистенская колокольня, сквозь ворота которой посетители попадают внутрь, появилась совсем недавно — в 1910 году.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Это Троицкий собор XVII—XVIII вв.

А это Никольский надвратный храм (1729–1738), я его заметил, еще когда обходил кремль с той стороны.

Здание бывшей гауптвахты.

Большое желтое здание — бывшие солдатские казармы. Сейчас в них находится этнографический музей, экспозиция которого рассказывает о жизни и быте русских, татар, казахов, калмыков и других народов края.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

А вот и башня Красные ворота. Когда я прочитал, что она построена в 1958 году, то немало удивился. На самом деле она конечно была построена в XVI веке, но позднее из-за ветхости была разобрана. Поскольку к тому времени кремль свое военное значение уже потерял, на месте разобранной башни сначала построили декоративный павильон, а потом пожарную каланчу. И лишь в 1958 году во время реставрации было решено восстановить башню по старинным чертежам.

Теперь здесь находится музей. Вход 50 рублей. К сожалению, на самый верх не пускают, подняться можно лишь к бойницам.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Из экспозиции внутри наибольший интерес представляют дореволюционные фотографии астраханского порта. Тогда это был важный перевалочный пункт на торговом пути в Персию, соответственно в Астрахани жило много персов.

Снимать сверху через бойницы жутко неудобно. Стены очень толстые, а окошки маленькие. Чтобы высунуться, надо всем телом залезать на широкий подоконник, но к окну с фотоаппаратом все равно не протиснуться, поэтому снимать приходится вслепую, отбирая из двадцати сделанных кадров один нормальный:)

Сверху немного видно Волгу и гостиницу «Акватория» на набережной

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

В остальном виды на другую сторону не слишком примечательные

Угловая башня называется Крымская. Вот казалось бы, Кремль строили в XVI веке, но уже тогда башню назвали в честь Крыма, который будет присоединен к России лишь спустя 200 лет. Впрочем, если вы знаете историю, то должны помнить, что тогдашнее Крымское ханство, с которым Россия постоянно воевала, включало в себя не только сам Крым, но и все Причерноморье.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Но пора уже идти к выходу и двигаться в сторону Волги

Выходим из Кремля. Сразу напротив видим вот такой вот типичный образец стиля «сталинский ампир». Здание построено в 1950-х годах как общежитие. Вот ведь даже в советское время умели красиво строить.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Но вот площадь Ленина остается позади. Вдали — башня Красные ворота, на которую я поднимался, позади желтой Газели — Крымская башня.

От Кремля уже недалеко и до набережной Волги

Здесь стоит памятник Петру I, и стоит не просто так. Царь приезжал в Астрахань в 1723 году, готовясь к Персидскому походу. В ходе этого похода русский экспедиционный корпус, выйдя из Астрахани, захватил у персов Дербент и Баку.

Правда уже в 1735 году, пытаясь привлечь Персию на свою сторону в войне с турками, русские дипломаты договорились отдать все завоеванное назад. Персы вполне ожидаемо территории взяли, а с турками воевать не стали. Вот спрашивается, а зачем вообще надо было завоевывать что-то, если потом это все отдали за просто так?

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Собираясь в Астрахань, я спросил у местного жителя, туристеровца Дмитрия Путешественника, можно ли у них там покататься на кораблике по Волге. На что он мне ответил следующее —

С городской пристани ходит «Пиво-водка теплоход». Это его так в народе называют. Трамвайчик от ресторана «Поплавок». Час вокруг городского острова по Волге. С закусью, разумеется. Слегка прикольно.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Вот только тут я сделал ошибку. Выйдя на набережную, я пошел не к ресторану «Поплавок», а в противоположную сторону. И вышел к пристани, где в ожидании кораблика собирался местный народ. Однако, посмотрев расписание, я все же понял, что ждут они вовсе не прогулочный кораблик, а речную маршрутку, чтобы попасть на другой берег. Тоже, кстати, вариант, но я все же хотел прокатиться вокруг острова.

Пришлось идти по набережной в другую сторону. Вот, теперь нашел, вот он — ресторан «Поплавок» :)

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Подбежал очень удачно — теплоход как раз собирался отчаливать. Билет стоил 200 рублей. За эту поездку у меня это уже был третий теплоход. Первый в Москве, в Коломенском — 500 рублей, второй в Волгограде — 300 рублей, ну, а этот — самый дешевый, провинция же:)

Идем вдоль набережной

Здесь в Волгу впадает речка Кутум. На стрелке расположился дворец бракосочетаний.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

На том берегу Кутума начинается грузовой порт. В порту идет погрузка. А вдали виднеются какие-то старинные здания.

Волга вблизи Астрахани делится Городским островом на две протоки, Городскую и Трусовскую.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

В 1980–88 гг. через остров и обе протоки переброшен Новый автодорожный мост.

Проходим устье реки Болда

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Вдали виднеются автомобильный и железнодорожный мосты через Болду. Ж/д мост, судя по всему, имеет подъемную ферму.

Астраханский порт. Перевалочный грузовой район «Солянка»

Огибаем Городской остров с севера

На обратной стороне острова раскинулся городской пляж. С той стороны, впрочем, тоже купаются, но меньше.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Из-за леса на острове виднеется Успенский собор и колокольня

Вдали виднеется Старый мост. Он был построен в 1946—1952 гг. Обратите внимание — мост имеет разводной пролет.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Пролет моста с подъемной фермой предназначен для прохода крупногабаритных судов. К примеру, если по Волге везут какую-нибудь огромную турбину или космическую ракету, то для их прохода движение по мосту перекрывают, ферму поднимают и проводят баржу под ней. Вот только хватит ли там глубины? Пролет-то практически рядом с берегом!

Мост совмещенный, по одной полосе в каждую сторону для автомобилей, плюс железнодорожная линия.

Но вот мы снова приближаемся к центру города

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

Что интересно, вчера, гуляя по набережной в Волгограде, я увидел стоявший там круизный лайнер «Афанасий Никитин». А вот сегодня, как можно видеть, он уже прибыл в Астрахань.

Завершился речной круиз здесь же, у ресторана «Поплавок» и гостиницы «Акватория». Той самой, которую было видно с башни Красные ворота.

Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход

А в завершение рассказа — ВИДЕО. Надо сказать, теплоход свое название оправдал. Там и правда все время, пока мы плыли по Волге, официанты без останову разносили пассажирам кому пиво, а кому и что покрепче:)

А теперь сделаю анонс следующей части про Астрахань. Как написал тот же Дмитрий Путешественник —

Если хочешь экзотики, сходи на рынок Большие Исады. Это по улице Советской прямо от Кремля, никуда не сворачивая. Идти долго. С полчаса пешком. Но хапнешь полной экзотики. Восточный базар в самом его ужасном виде. Там все кафе халяль. И мечеть созывает на пятничный намаз.

И действительно, мечетей я там сфотографировал аж целых пять штук. Но про это в следующий раз.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОАстрахань — город мечетей

Оглавление всего проекта —

День 1. На двухэтажном поезде в Коломенское. С китайцами

День 2. Родина-мать зовет! || Бармалей и Сталинградская панорама

День 3. Астраханский Кремль и Пиво-водка-теплоход || Астрахань — город мечетей

День 4. Начинается земля, как известно, от Кремля