Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была вчера 20:58

Калининград — Россия Июль 2016

Я никогда не была в прибалтийском регионе. Сначала он был мне не по пути: живя на севере, в отпуске навещали родственников и возили детей на теплое море. А когда стала доступна «заграница», хотелось увидеть дальние страны, о которых раньше только читал или видел в кино. То, что рядом, ведь никуда не убежит?

Пришло время увидеть Прибалтику, тем более, что годовой шенген еще не закончился. Решила посмотреть сразу три столицы прибалтийских стран, начать путешествие в Калининграде, а закончить в Санкт-Петербурге. Еще в феврале купила билеты, забронировала отели, в мае купила билеты на автобусы для переездов между городами. Поездку планировала экономной, поэтому внимательно прислушивалась к предложениям Booking и искала недорогие тарифы на перелеты.

15 августа я вылетела в Калининград через Москву «Аэрофлотом» — и бонусы капнут, и накопленные сохранятся еще на два года. Погода в Калининграде была солнечной, несмотря на то, что прогнозы пугали дождями. Рейсовый автобус довез до остановки у гостиницы «Калининград», откуда до заказанной гостиницы было недалеко. При выборе гостиницы, помимо цены, главным было удобство расположения относительно основных достопримечательностей и вокзалов. На три ночи был заказан сетевой отель «Ибис», мне нравится эта сеть, я не первый раз останавливаюсь в их отелях.

Прибалтийский вояж_Калининград

Попробую как-то обобщить свои впечатления о Калининграде, хотя получается трудно. Легко ходить по той Европе: идешь и, как нанаец, — «что вижу, о том пою», на каждом шагу достопримечательности. Здесь сложнее, от былого после большой войны мало что осталось.

Калининград в целом мне понравился — зеленый, чистый, есть очень симпатичные уголки. Пытаются восстановить крупицы того, что было до войны, строят новое. Конечно, за полтора дня, что ходила по городу, увидела не так много, но кое-что покажу.

Отель «Ибис» стоит на берегу речки Преголи, рядом с островом Канта. Если пройти за отель по набережной, попадешь в знаменитый калининградский «Музей мирового океана». Но я в него не попала, дошла до памятника посвящённого пионерам океанического и лова и рыбакам, погибшим в море, как написано на пьедестале. Перед ним стоит памятник Николаю Чудотворцу.

Прибалтийский вояж_Калининград

Здесь меня остановила женщина, приглашающая на прогулку по реке Преголя. Катера отправляются как раз от памятника. Погода была замечательная, катер заполнился быстро, поэтому решила начать знакомство с городом с такой прогулки.

Музейные суда, стоящие на причале у Набережной исторического флота, я увидела со стороны реки:

— Самое крупное в мире научно-исследовательское судно-музей «Витязь», которое тридцать лет плавало под флагом Академии наук СССР, совершило 65 научных рейсов. Например, с его борта измерена максимальная глубина (11 022 м) Марианской впадины.

— Научно-исследовательское судно Роскосмоса «Космонавт Виктор Пацаев», которое до 1994 года обеспечивало радиосвязь между космическими аппаратами и Центром управления полётами.

— Подводная лодка «Б-413».

— Рыболовецкое судно «СРТ-129», типичное рыболовецкое судно, использовавшееся для ловли рыбы в море калининградскими рыбаками.

Прибалтийский вояж_Калининград

На речной экскурсии увидела много интересного, чего не увидишь сам, гуляя по городу. Например, можно ближе разглядеть двухъярусный железнодорожный мост необычной конструкции. Он разводной, разводится поднятием среднего пролёта. Железная дорога проходит по верхнему ярусу, а снизу — автомобили и пешеходы.

Прибалтийский вояж_Калининград

Всем известно, что порт Калининграда — единственный незамерзающий порт России на Балтике. На набережной находится здание Администрации морского порта.

Во время экскурсии есть возможность немного заглянуть на территорию порта. Особенно интересны здания элеваторов и Кёнигсбергской вальцовой мельницы, построенной в 19 веке. На здании элеватора заметны следы артобстрелов времен штурма Кёнигсберга, заложенные более ярким кирпичом. Часовня Николая Чудотворца построена в порту недавно.

Катер разворачивается и направляется в историческую часть Калининграда. Путь лежит мимо острова Канта или Кнайпхоф (Окруженный водой), как он исторически назывался. Река Преголя в этом месте разделяется, огибает остров с двух сторон и бежит дальше двумя рукавами.

Прибалтийский вояж_Калининград

До войны остров Кнайпхоф был районом города с плотной жилой застройкой, а сейчас на нем только возвышается Кафедральный собор, относительно уцелевший при бомбардировках английской авиации в 1944 году.

Прибалтийский вояж_Калининград

На противоположном берегу Преголи стоит здание кёнигсбергской биржи — одна из достопримечательностей города. Сейчас его занимает Областной центр культуры молодёжи. Биржа была построена в необычном для Кёнигсберга стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма в 1870–1875 годах по проекту приглашенного из Бремена архитектора К.Мюллера. Здание украшено скульптурами львов со щитами по обеим сторонам лестницы главного входа.

Дальше Преголя делает поворот, а на берегу открывается вид на Рыбную деревню, небольшой участок берега, застроенный зданиями в немецком стиле под архитектуру довоенного Кёнигсберга.

Прибалтийский вояж_Калининград

В комплекс Рыбной деревни входит пешеходный разводной Юбилейный мост. Его так назвали потому, что открыли в 2005 году к 750-летнему юбилею города. Мост построен на опорах разрушенного во время войны Императорского моста.

Прибалтийский вояж_Калининград

Катер идет до Высокого моста, затем разворачивается и возвращается. Рядом с мостом стоит обратить внимание на остатки каменных опор первого моста, построенного на этом месте, а также на небольшое симпатичное здание в стиле неоготики «Домик смотрителя моста», где были установлены механизмы для разведения моста. Домик — памятник архитектуры, построенный в 1900 году и сохранившийся в войну почти без повреждений. К сожалению, его мы видели только вот в таком ракурсе.

Когда катер вернулся к причалу, я пошла гулять по городу. Плана не было, были точки на карте и хорошая погода, без жары, которая замучила Урал этим летом. Пошла по Московскому проспекту. Это одна из главных транспортных магистралей города, но застройка проспекта совершенно для туриста неинтересна. Это понятно, исторический центр города был в 1944–1945 годах разрушен, а застраивался сначала «хрущевками», затем панельными девятиэтажками, с вкраплением в более поздние годы офисных стекляшек.

К Московскому проспекту примыкает большая площадь, на которой когда-то стоял великолепный Кёнигсбергский замок, уничтоженный в результате налетов англо-американской авиации в 1944 году, штурма Кёнигсберга в 1945 и деятельности «хозяев города» в годы 60-е. На его территории возвышается знаменитый калининградский долгострой — Дом советов, судьба которого до настоящего времени не решена. Но выглядит прилично, в 2005 году к юбилею города снаружи привели в порядок. Разговоры о восстановлении замка все еще ведутся, сейчас территория окружена забором, так как в этом году начаты раскопки сохранившихся подвалов и фундамента замка.

Прибалтийский вояж_Калининград

В начале Московского проспекта есть интересное здание, которое занимает Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. Это здание было построено в 1928–1931 годы специально для Восточно-Прусского Земельного управления Имперского Министерства труда Германии. Здесь были Земельная и городская биржи труда «Arbeitsam». В годы войны в нем находился концлагерь «Шихау», а весной 1945 года здание биржи труда было превращено гитлеровцами в один из опорных пунктов обороны Кёнигсберга. В мае 1945 года его брали штурмом.

Кёнигсберг был основан как замок и оставался городом-крепостью до конца Второй мировой войны. До наших дней сохранились элементы фортификационных сооружений XIX века. Фортификационные сооружения не в сфере моих интересов, но часть из них я вам покажу.

Если дальше с Московского проспекта пройти по улице Горной, то увидишь сооружения Астрономического бастиона.

Прибалтийский вояж_Калининград

Рядом к 100-летию начала Первой мировой войны установили Памятник героям Первой мировой. Красивый памятник, очень выразительный: на высоком постаменте три бронзовые фигуры представителей разного сословия, как символ их единения в начале войны, а на постаменте медсестра, помогающая раненому, как символ милосердия. Автор — Салават Щербаков, скульптор, работы которого в последнее время устанавливают во многих городах. Например, памятники патриарху Гермогену, Александру I и Петру Столыпину в Москве. Очень симпатичный сквер, в котором стоит памятник.

На противоположной стороне улицы раскинулся парк Победы, открытый в 2000 году к 55-летию Победы. В парке есть братская могила, где похоронены воины, погибшие при штурме Кёнигсберга в мае 1945 года, памятник разведчикам.

Но главный памятник — Памятник 1200 гвардейцам. Это мемориал, братская могила и памятник воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кёнигсберга . Он был открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых мемориалов, сооруженных во славу павших и в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это обелиск, две скульптурные группы, мемориальная стена с фамилиями павших, памятники генерал-майору С. С. Гурьеву и полковнику С. И. Полецкому, получившим за штурм Кёнигсберга звания Героя Советского Союза и через несколько дней после этого погибшим. Вечный огонь у обелиска зажгли в 1960 году.

Рядом с памятником находятся Аусфальские ворота — одни из семи сохранившихся городских ворот Кёнигсберга. Из всех сохранившихся ворот Аусфальские были перестроены в большей степени. В 1993 году на верхнем покрытии ворот была построена православная часовня Святого Георгия, посвящённая советским солдатам, погибшим при штурме Кёнигсберга.

Пройдя по улице Дмитрия Донского,

Прибалтийский вояж_Калининград

не с парадного входа захожу в Центральный парк культуры и отдыха. История парка начинается еще в конце XVIII века, когда на этом месте был парк Луизенваль, названный одним из владельцев в честь своей жены. В первом десятилетии века XIX парк стал летней резиденцией прусского королевского семейства, там был построен небольшой дом, в котором во время пребывания в Кёнигсберге жила королева. Парк оставался королевской собственностью до 1914 года, потом Вильгельм II подарил парк городу. После войны к парку присоединили территорию кладбища и назвали парк именем Калинина.

Неплохой парк, все как обычно: пара фонтанов, цветники, лавочки, аттракционы, киоски со всем необходимым. Есть так популярное во всех прибалтийских городах «Певческое поле».

Есть, на мой взгляд, неплохой памятник Владимиру Высоцкому, а для желающих посидеть на ядре, — памятник барону Мюнхгаузену.

Прибалтийский вояж_Калининград

В парке стоит одна из городских достопримечательностей — Кирха памяти королевы Луизы, бывшая лютеранская церковь, построенная в 1899–1901 годах. Сохранилась, благодаря тому, что ее переобрудовали под театр кукол, но внешний вид соответствует предвоенному.

Прибалтийский вояж_Калининград

Есть в парке еще один интересный домик, который, как пишут, построен в конце XIX века и раньше находился в императорском охотничьем замке Роминтен. Перед домиком установлена небольшая скульптура — Лесная фея, сидящая на грибе и исполняющая желания (инструкция прилагается), а под грибом спрятана капсула времени, которую откроют в 2028 году.

Выйдя из парка через главный вход, я сделала ошибку, но поняла это уже потом. Нужно было повернуть налево: рядом с парком расположен знаменитый район Кёнигсберга Амалиенау, виллы которого в начале XX века проектировали известные архитекторы того времени. Я решила, что туда еще вернусь и свернула на проспект Мира вправо.

Вот Памятник землякам-космонавтам, установленный в честь калининградских космонавтов — Алексея Леонова, Юрия Романенко и Виктора Пацаева.

Прибалтийский вояж_Калининград

Застройка проспекта Мира более разнообразная: есть интересные жилые здания, но требующие ремонта фасадов, неплохие офисные здания. Интересно здание гостиницы «Москва», построенное в 1936 году для страхового общества «Северная звезда», с гербами Берлина и Кёнигсберга на фасаде на уровне верхнего этажа.

На проспекте Мира находится Калининградский зоопарк, история которого начинается в 1896 году,

и стадион «Балтика», самый старый стадион в России. В 1892 году городской советник Кёнигсберга Вальтер Симон построил на этой территории и подарил городу спортивно-игровые площадки.

Прибалтийский вояж_Калининград

Следующая остановка в Театральном сквере с фонтаном и памятником Фридриху Шилллеру.

Если сквер Театральный, то значит рядом театр — это Калининградский областной драматический театр. Это здание было построено для Нового драматического театра Кёнигсберга в 1912 году. Во время авианалетов Второй мировой войны было сильно повреждено, после войны было восстановлено и перестроено по проекту архитектора П.Кухтенкова. В 1960 году сюда переехал Калининградский областной драматический театр, основанный в 1947 году.

Прибалтийский вояж_Калининград

Рядом с Театральной площадью на улице Дмитрия Донского размещается Правительство Калининградской области. Здание в списке культурного наследия, это бывшее «Финансовое управление провинции Восточная Пруссия», построенное в 1928 году.

В сквере у здания стоит памятный знак в честь 750-летия города, подаренный городу Санкт-Петербургом. Это бывший верстовой столб времен Екатерины Великой, а центре «782» — расстояние в верстах между Санкт-Петербургом и Калининградом.

Прибалтийский вояж_Калининград

А теперь перейдем на улицу с другой стороны Театрального сквера. Здесь в здании Верховной дирекции почт, построенном в Кёнигсберге в 1914–1916 годах, располагается штаб Дважды Краснознаменного Балтийского Флота.

В 2003 году, когда праздновали 300-летие Балтийского флота в сквере перед зданием штаба Балтийского флота установили памятник Петру I, основателю регулярного Военно-морского флота России. Это последняя работа известного московского скульптора Л. Е. Кербеля. Царь, облачённый в рабочую одежду, стоит, опираясь на якорь и бухту корабельного каната. Это копия скульптуры, установленной в Измайловском парке Москвы в 1998 году.

Прибалтийский вояж_Калининград

Рядом за деревьями прячется здание, построенное архитектором Германом Тиле в 1913–1917 году для административного и земельного судов. С 1959 года его занимает Калининградский государственный технический университет.

В сквере перед зданием в 1912 году была установлена скульптурная композиция «Борющиеся зубры» — две большие фигуры зубров работы немецкого скульптора Августа Гауля, самого известного скульптора-анималиста своего времени. Прусским министром культуры они были переданы городу Кёнигсбергу для обустройства фонтана перед новым зданием Верховного суда Восточной Пруссии. Зубры символизируют борьбу защитника и обвинителя в суде.

Прибалтийский вояж_Калининград

Вместить рассказ о Калининграде в один отчет не получилось, поэтому закончим у монумента «Мать-Россия». Темнеет, пора на отдых.