Lene (Lene)
Lene Пользователь — была вчера 22:29

Большой Заяцкий остров и архипелаг Кузова

13 сентября 9:24 Россия Июнь 2015

На Большой Заяцкий остров и на Архипелаг Кузова мы ездили в разные дни, но рассказ я напишу один, так как сделала мало фотографий.

Соловецкие острова — это самый большой архипелаг в Белом море. Он включает в себя несколько островов: Большой Соловецкий остров, Малая Муксалма, Большая Муксалма, Анзерский остров или Анзер, Большой Заяцкий остров, Малый Заяцкий остров. Расположен архипелаг в Белом море, на входе в Онежскую губу. Площадь 347 кв.км. Соловецкие острова территориально принадлежат Архангельской области.

Архипелаг Кузоваостровная группа в Белом море находится западнее Соловецких островов. Состоит из 16 небольших островов. Русский Кузов и Немецкий Кузов самые крупные острова. На Русском Кузове наивысшая точка находится на высоте 123 м. ,на Немецком — 118 м. Архипелаг Кузова принадлежит республике Карелия.

Большой Заяцкий остров.

С пристани Большого Соловецкого острова на катере «Савватий» мы поплыли на Большой Заяцкий остров. Дует холодный ветер. На море волны. Серое северное небо, любимое небо хочет нас полить дождём. От Большого Соловецкого острова до Большого Заяцкого острова 5 км. Мы плыли около часа. Плыли тихо, потому что море было беспокойное.

Мы отплыли. Нас снова сопровождают чайки.

Большой Заяцкий остров интересен тем, что на нём сохранились древние лабиринты, курганы, насыпи камней. По Заяцкому острову в последние годы запрещено ходить по лабиринтам. Всюду проложены удобные деревянные настилы. Растительность здесь не такая как на Большом Соловецком острове. Здесь нет высоких деревьев. Преобладает тундровая растительность: мхи, лишайники, карликовые деревья, кусты. Но отличает от тундры наличие камней.

Археологи нашли на острове 13 лабиринтов и больше 850 курганов.

Лабиринты (вавилоны) — спиралевидные фигуры из валунов различного размера. Диаметр лабиринтов различный. Есть небольшие 2,4 метра. Максимальный размер лабиринта на Большом заяцком острове 25 метра. Название «вавилон» связано со спиралевидной структурой лабиринта. По спирали осуществлялся подъём и на Вавилонскую башню. Высота лабиринтов около 0,5 метра.

Насыпи камней. По мнению некоторых исследователей представляют собой своеобразные могильники.

Заяцкий остров лежал на пересечении промысловых маршрутов в древности (II—I вв. до н. э.) Во второй половине XVI в. для приезжающих купцов и паломников игумен Филипп (Колычев) возвёл первые каменные постройки: гавань, поварня и жилая палата.

Русская печь в поварне.

Каменные постройки выполнены из валунов, также как и стены Соловецкого Кремля. Промежутки между камнями заполнялись известью, которая использовалась как вяжущее скрепляющее вещество и кирпичами, которые изготавливали на местном кирпичном заводе. Кирпичный завод основал неугомонный и деятельный игумен Филипп. Получились строения на века и красивые, и прочные.

16 августа 1702 года на Большом Заяцком острове по указу Петра I была построена церковь Андрея Первозванного, где был освящен Андреевский стяг — символ Российского флота.

Церковь Андрея Первозванного.

На Большом Заяцком острове много обетных и поклонных крестов, которые ставил на берегах. Обетные кресты ставили, когда выходили в море, что бы вернуться. Они же служили для поморов ориентиром в море.

Архипелаг Кузова.

Сегодня мы плывём на Кузова. Погода отличная. Тепло, светит солнце.

Заказник Кузова был создан в 1991 году для сохранения ценных природных ландшафтов и своеобразия растительного и животного мира Белого моря.

Как появились Немецкий и Русский Кузова.

Существует легенда, что однажды шведский отряд решил напасть на монахов, высадились шведы на одном из Кузовов. Но русский отряд их выследил и расположился на соседнем Кузове. Шведы отступили. Так как русские слышали иностранную (немецкую) речь, то тот остров на котором находились шведы назвали Немецким, а на том на котором русские, соответственно, Русским.

Немецкий Кузов, на который мы плывём ниже Русского. Мы осуществим подъём на его вершину.

Плывём снова на корабле «Савватий»

Маяк и чайка.

Готовимся к подъему.

Поднимаемся по деревянным лестницам, держась за верёвки.

Все выше, выше.

И вот мы наверху.

Внизу виден корабль на котором мы приплыли.

Виды с Немецкого кузова открываются величественные.

Сейды. Священные камни. Это огромные, отдельно стоящие в неустойчивом положении валуны, вес которых доходит иногда до 30 и более тонн. При нас сейд покачали, дотронувшись до него пальцем, но сейд остался на месте.

Также мы видим туры(гурии) — искусственные конусообразные сооружения из камней.

Возвращаемся. Спуск оказался намного легче, чем подъём. Спускались по плоскому склону.

Ну вот и Большой Соловецкий остров.

Погода замечательная. Мы ещё погуляли по Соловкам. Нам завтра уезжать.

Итог. Когда я посещаю города, смотрю достопримечательности я не реагирую «Ах! Ах! Ах! Всё чудно» или «Фу-фу-фу! Всё не нравится». Везде есть и плюсы и минусы. Вот и с Соловками тоже самое. Посещением Соловков я осталась довольна. Ботанический сад просто чудо! Если приедете на Соловецкие острова, посетите его обязательно. Народ, как и везде на Севере душевный. Доехать из Москвы и Санкт-Петербурга, так как к поездам, которые приходят в Кемь приурочены рейсы теплоходов в Рабочеостровске. Туристы на Соловки прибывают отовсюду и всем нравится природа, особая атмосферность.

Минус. Реставрируют монастырь уже много лет, а незабвенный игумен Филипп Колычев построил стены Кремля за 2 года. Гуляя по Соловкам я видела хорошо экипированных рабочих, которые встречались на территории монастыря, сгрудившихся в кучки и ничего не делающих.