Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Домбай — Россия Август 2015

Ущелье Гоначхир — одно из мест обязательного посещения в Домбае, особенно летом и осенью. Разнообразные пейзажи, горы, реки, озёра, леса не оставляют равнодушным никого.

Ущелье Гоначхир начинается в 7 км от Домбайской поляны, у места слияния рек Аманауз и Гоначхир. Протяженность его около 30 км до Клухорского перевала. Туристов же пускают только на 15 км, до пограничного шлагбаума у реки Гитче-Муруджу, дальше путь закрыт — погранзона. Большую часть пути лучше совершить на автомобиле. Наш проводник по Домбаю Алексей пообещал нам, что мы не пожалеем, если этот день проведём в этом ущелье. Мы ему доверились и, вправду, не пожалели ни на минуту.

Прежде, чем начать любоваться красотами, мы по совету того же Алексея, заехали в одно интересное местечко. Это форельное хозяйство, где предлагают половить форель. Дали удочки, стульчики и пожелали хорошего клёва.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Форель была невероятно прожорлива в этот день. Рыбёшки самых разных расцветок и размеров соревновались с погоне за нашей наживкой.

И как результат — 8 прекрасных пятнистых рыбок лежали в ведре буквально через три минуты.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Даже как-то обидно, не успели на крючок поплевать. Хозяин уверял, что так бывает далеко не каждый день. Верилось с трудом. Но убедились в правдивости его слов буквально через несколько дней, когда с горем пополам за 1,5 часа выловили всего трёх штучек. Раз на раз не приходится!!! Даже в рыбалке. Итак, прихватив с собой пойманную рыбку для пикника, мы отправились в Гоначхир.

Как и везде в Домбае, на въезде пришлось оплатить сбор.

В самом начале дорога поднимается крутым серпантином по склонам, но затем становится все более пологой. Местами повороты почти на 180 градусов, повороты резкие и узкие. Немножко страшновато, но не настолько. Те, кто едет на автомобиле, обычно не успевают разглядеть все красоты — с дороги их видно не так хорошо. Так что, почаще делайте остановки, а лучше — идите пешком. Идти по ущелью приятно, дорога ровная, машин мало, особенно по будням. Советую сделать остановку в начале пути и свернуть направо в лес.

Домбай. Ущелье Гоначхир

В лесу уже не настолько солнечно, мох и огромное количество поваленных стволов немножко пугают. Оказываешься как будто в сказке, во владениях Лешего или Яги.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Нагромождения камней — это остатки военной дороги, построенной еще до революции. Тогда она называлась Военно-Сухумской, вела в Сухуми через Кавказский хребет. Но пользовались ею недолго — как оказалось, из-за постоянных обвалов, селей и осыпей дорогу в районе перевала нужно всё время подновлять, никто не захотел этим заниматься.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Погуляв по лесу, мы услышали шум воды и пошли на него. Глазам открылось чудесное зрелище.

Бурная река билась в конвульсиях, пытаясь протиснуться среди каменных глыб. Потрясающе!

Домбай. Ущелье Гоначхир

На всем маршруте останавливайтесь почаще, пейзажи меняются, боишься пропустить хотя бы что-то.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Невероятно живописный пейзаж открывается с площадки рядом с третьим мостом через реку, около Бу-Ульгена, притока Гоначхира

Домбай. Ущелье Гоначхир

Само слово Гоначхир означает по-карачаевски «узкое место». Начало ущелья вполне оправдывает это название — горы с двух сторон сжимают реку, скалы буквально нависают над дорогой.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Посмотрев с дороги вниз, можно увидеть, как в тесных объятиях скал бежит резвый Гоначхир.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Дорога для массового проезда заканчивается, последняя остановка, впереди блокпост.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Хвойный воздух просто пьянит, уходить не хочется

Домбай. Ущелье Гоначхир

На Кавказе частенько в одном ущелье одинаково называются и гора, и перевал, и река, и ледник. И только в Гоначхире это правило не действует. Есть ущелье и река Гоначхир, но вершины и ледника Гоначхир не существует. Главный же перевал носит имя Клухорского.

Домбай. Ущелье Гоначхир

Мы возвращаемся тем же путем, делаем остановку для пикника. Форель ждет своего часа! Шикарное место для посиделок.

Форель, к слову, удалась! Вкус невероятный. Горный воздух — лучшая приправа!

Домбай. Ущелье Гоначхир

Время летит просто незаметно! Шум воды притягивает. Вокруг только природа, мы спрятались от людских глаз

Домбай. Ущелье Гоначхир

И в конце этого прекрасного дня мы остановились у главной достопримечательности ущелья Гоначхир, у озера Туманлы-Кёль.

Озеро Туманлы-Кёль расположено на уровне 1850 м над уровнем моря. Оно является остатком древнего озера моренного происхождения

Домбай. Ущелье Гоначхир

Летом вода прогревается почти до 20 градусов и мы с большим удовольствием искупались. Популярность Форельного озера имеет и обратную сторону — шум и многолюдность, особенно в выходные.

Ущелье необычайно живописно — скалы, поросшие мхом; огромные валуны; высокие пихты и сосны; чистейшая, бирюзовая вода горной реки…