Елена Кулешина Пользователь — была вчера 21:01

Домбай. Ущелье Гоначхир

10 сентября 20:39 Домбай — Россия Август 2015

Ущелье Гоначхир — одно из мест обязательного посещения в Домбае, особенно летом и осенью. Разнообразные пейзажи, горы, реки, озёра, леса не оставляют равнодушным никого.

Ущелье Гоначхир начинается в 7 км от Домбайской поляны, у места слияния рек Аманауз и Гоначхир. Протяженность его около 30 км до Клухорского перевала. Туристов же пускают только на 15 км, до пограничного шлагбаума у реки Гитче-Муруджу, дальше путь закрыт — погранзона. Большую часть пути лучше совершить на автомобиле. Наш проводник по Домбаю Алексей пообещал нам, что мы не пожалеем, если этот день проведём в этом ущелье. Мы ему доверились и, вправду, не пожалели ни на минуту.

Прежде, чем начать любоваться красотами, мы по совету того же Алексея, заехали в одно интересное местечко. Это форельное хозяйство, где предлагают половить форель. Дали удочки, стульчики и пожелали хорошего клёва.

Форель была невероятно прожорлива в этот день. Рыбёшки самых разных расцветок и размеров соревновались с погоне за нашей наживкой.

И как результат — 8 прекрасных пятнистых рыбок лежали в ведре буквально через три минуты.

Даже как-то обидно, не успели на крючок поплевать. Хозяин уверял, что так бывает далеко не каждый день. Верилось с трудом. Но убедились в правдивости его слов буквально через несколько дней, когда с горем пополам за 1,5 часа выловили всего трёх штучек. Раз на раз не приходится!!! Даже в рыбалке. Итак, прихватив с собой пойманную рыбку для пикника, мы отправились в Гоначхир.

Как и везде в Домбае, на въезде пришлось оплатить сбор.

В самом начале дорога поднимается крутым серпантином по склонам, но затем становится все более пологой. Местами повороты почти на 180 градусов, повороты резкие и узкие. Немножко страшновато, но не настолько. Те, кто едет на автомобиле, обычно не успевают разглядеть все красоты — с дороги их видно не так хорошо. Так что, почаще делайте остановки, а лучше — идите пешком. Идти по ущелью приятно, дорога ровная, машин мало, особенно по будням. Советую сделать остановку в начале пути и свернуть направо в лес.

В лесу уже не настолько солнечно, мох и огромное количество поваленных стволов немножко пугают. Оказываешься как будто в сказке, во владениях Лешего или Яги.

Нагромождения камней — это остатки военной дороги, построенной еще до революции. Тогда она называлась Военно-Сухумской, вела в Сухуми через Кавказский хребет. Но пользовались ею недолго — как оказалось, из-за постоянных обвалов, селей и осыпей дорогу в районе перевала нужно всё время подновлять, никто не захотел этим заниматься.

Погуляв по лесу, мы услышали шум воды и пошли на него. Глазам открылось чудесное зрелище.

Бурная река билась в конвульсиях, пытаясь протиснуться среди каменных глыб. Потрясающе!

На всем маршруте останавливайтесь почаще, пейзажи меняются, боишься пропустить хотя бы что-то.

Невероятно живописный пейзаж открывается с площадки рядом с третьим мостом через реку, около Бу-Ульгена, притока Гоначхира

Само слово Гоначхир означает по-карачаевски «узкое место». Начало ущелья вполне оправдывает это название — горы с двух сторон сжимают реку, скалы буквально нависают над дорогой.

Посмотрев с дороги вниз, можно увидеть, как в тесных объятиях скал бежит резвый Гоначхир.

Дорога для массового проезда заканчивается, последняя остановка, впереди блокпост.

Хвойный воздух просто пьянит, уходить не хочется

На Кавказе частенько в одном ущелье одинаково называются и гора, и перевал, и река, и ледник. И только в Гоначхире это правило не действует. Есть ущелье и река Гоначхир, но вершины и ледника Гоначхир не существует. Главный же перевал носит имя Клухорского.

Мы возвращаемся тем же путем, делаем остановку для пикника. Форель ждет своего часа! Шикарное место для посиделок.

Форель, к слову, удалась! Вкус невероятный. Горный воздух — лучшая приправа!

Время летит просто незаметно! Шум воды притягивает. Вокруг только природа, мы спрятались от людских глаз

И в конце этого прекрасного дня мы остановились у главной достопримечательности ущелья Гоначхир, у озера Туманлы-Кёль.

Озеро Туманлы-Кёль расположено на уровне 1850 м над уровнем моря. Оно является остатком древнего озера моренного происхождения

Летом вода прогревается почти до 20 градусов и мы с большим удовольствием искупались. Популярность Форельного озера имеет и обратную сторону — шум и многолюдность, особенно в выходные.

Ущелье необычайно живописно — скалы, поросшие мхом; огромные валуны; высокие пихты и сосны; чистейшая, бирюзовая вода горной реки…

11 сентября 11:01
Какая дивная природа Кавказа!
11 сентября 11:04
Спасибо, Ярослав! Согласна с тобой полностью
11 сентября 11:43
Прекрасный рассказ - фото-отчёт, спасибо огромное! Мы во время своей поездки по Кавказу выбрали посещение Эльбруса, а не Домбая... В следующий раз надо будет исправиться)))
11 сентября 11:58
Спасибо на добром слове. А Эльбрус у меня был месяц назад. Так что вы теперь догоняйте!!!
11 сентября 12:06
Похоже мы "долго запрягаем", Эльбрус у нас был в конце XX века)))
11 сентября 12:28
Уверена, что стоит освежить впечатления. Всё меняется. Правда, горы всё такие же, но "даёшь Эльбрус в каждом столетии!!!"
11 сентября 12:30
Я только за
11 сентября 18:46
Отличная поездка.
Хвойный воздух просто пьянит, уходить не хочется
Представляю! Природа потрясающе красивая! А за форель по факту вылова платили?
11 сентября 20:19
А за форель по факту вылова платили?
Да, на тот момент это стоило 500 рэ за кило живого веса. Там же и приготовят, если хотите. Очень уютное место, беседки. Но мы сразу же решили, что сами будем жарить на "дикой" природе. К слову, в этом году на Эльбрусе подобная рыбалка стоила 1200. Вот где обдираловка!!!
12 сентября 7:00
LenaTula писала 11 сентября 20:19
Но мы сразу же решили, что сами будем жарить на "дикой" природе.
В таком варианте самая вкусная рыба!
11 сентября 21:13
От одного вида форели слюнки потекли Лена,потрясающе! А природа какая! Как не хватает всего этого в душном и надоевшем город-все надо срочно ехать в горы!
11 сентября 21:23
надо срочно ехать в горы!
Вот это я одобряю всей душой. Спонтанные поездки дарят ещё больше эмоций, не успеваешь перегореть за время подготовки. А то по интернету начитаешься-насмотришься, а потом уже ничему не удивляешься, всё знакомо виртуально. Хотя вам-то и так знакомо не понаслышке. Но говорят, что осенний Кавказ - это отдельная песня!
12 сентября 12:03
Бесподобно!! И хотя я не была в этих местах , но могу живо представить такое путешествие ,Лена! В свое время мы любили углубиться в Жоэкварское ущелье в районе города Гагра. Спасаясь от жары бродили по горам вдоль горной реки и так же в небольшом ресторанчике отлавливали себе форель!!! Сказочно!!
12 сентября 13:53
Соня, я рада, что всколыхнула у вас такие приятные воспоминания. Такие места надо хотя бы иногда посещать, я в этом уверена! Заморские города и замки - это прекрасно, интересно и шикарно! Но каждому, я думаю, стоит периодически сливаться с природой и пропитываться ею. А где это сделаешь лучше, чем на нашей необьятной Родине?
12 сентября 13:58
Безусловно ,Лена стоит
LenaTula писала 12 сентября 13:53
сливаться с природой и пропитываться ею.
и делать это надо там где живешь .Такие места есть повсюду и у них своя красота.. так что я всегда с любовью вспоминаю свое время , которое мы проводили в гаграх .путешествие на озеро Рица и другие уголки Абхазии. там потрясающая природа!
12 сентября 20:56
Лена, какая красота, дремучий лес с поваленными корягами и повсюду мох-сказка! Буйная река, зажатая скалами-мощь и сила! И как бонус-форель на костре, ммммм!! А нас быстренько провезли по серпантину к озеру и все!!
12 сентября 21:50
Наташа, спасибо, что заглянула. Многое, действительно, зависит от гида. Нас, например, Алексей не повёл на Алибеке вниз к леднику и на вершину водопада. Очень потом об этом жалела. А там на месте как-то растерялась от красоты и забыла про это.
13 сентября 13:46
LenaTula писала 12 сентября 21:50
-нас тоже не водили, гид отказалась категорически! И так оба раза! И к озеру я так и не попала!!
13 сентября 13:57
NataliaC писала 13 сентября 13:46
И так оба раза!
В третий раз надо самостоятельно идти! Ты сама уже за гида сможешь группу провести, каждый камушек небось знаешь!
13 сентября 16:21
LenaTula писала 13 сентября 13:57
каждый камушек небось знаешь!
-до водопада-да, а вот далее к озеру-нет!!
надо самостоятельно идти!
-компания нужна!!
18 сентября 13:08
NataliaC писала 13 сентября 16:21
до водопада-да, а вот далее к озеру-нет
до водопада - это по факту только начало пути. До озера ещё пёхать и пёхать.
19 сентября 13:43
LenaTula писала 18 сентября 13:08
До озера ещё пёхать и пёхать.
-ого, значит я практически там и не была!!