Константин Павлов — был вчера 22:53
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

Вперед, на Русский Север! Ростов Великий – первая остановка

9 сентября 12:01 Ростов Великий — Россия Июль 2016

Ударим автопробегом по «белым пятнам» на карте России!

«Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!» — всем известный афоризм сочиненный коллективным разумом Ильфа и Петрова. «Ударим автопробегом по „белым пятнам“ на карте России!» такой афоризм придумал уже я, имея в виду, что слишком много на территории моей Родины есть мест, в которых еще не бывал, а побывать там надо обязательно. И тут очень кстати поступило предложение от моих подмосковных родственников составить им компанию, проехаться на их автомобиле, на Русский Север, имея конечной целью автопробега Соловецкий архипелаг. Изначально планировалось, что поедут две пары на одном автомобиле, но у моих подмосковных родственников нашлись московские родственники, и в итоге нас собралось девять человек. Целая экспедиция!

Основную часть путешествия мы планировали провести на Соловецких островах -архипелаге в Белом море на входе в Онежскую губу, но и по дороге туда, и по дороге обратно была запланирована насыщенная программа «покорения» Русского Севера, посещения различных уголков нашей страны не менее удивительных и знаменательных. Маршрут мы разработали таким образом, чтобы в день, от ночлега до ночлега, проезжать не более 500–600 километров, а посередине «трудового дня» через 250–300 километров пути делать длительную культурно-познавательную остановку в каком-либо интересном месте. Автопутешествие продолжалось ровно две недели, намеченная программа была выполнена на 100%, живые и здоровые, полные впечатлений и новых знаний мы вернулись по своим домам, дав друг другу обещание совершить совместное путешествие еще не раз.

Сейчас мне бы хотелось систематизировать увиденное и услышанное в ходе поездки, нарастив собственные впечатления и эмоции «информационным жирком» и поделится своими опусами с теми, кому это будет интересно.

Ростов Великий — первая остановка

Наро-Фоминск, Московская область — Ростов Великий, Ярославская область (Киевское шоссе, Минское шоссе, МКАД, Ярославское шоссе). Расстояние 300 км. Время в пути 4 часа 45 минут.

Город Ростов Великий, ныне районный центр Ярославской области. Население 32тысячи человек. Старинный русский город, один из восьми городов, входящих в классическое «Золотое кольцо». Достопримечательности, которые мы увидели: Ростовский Кремль, озеро Неро, Спасо-Яковлевский монастырь.

Ростовский Кремль — Митрополичий двор, похожий на крепость

В Ростове Великом, как известно, есть Кремль, который поражает воображение обилием золоченых куполов. Кстати, его виды известны, наверное, каждому человеку постсоветского пространства, ведь именно там снимались сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию», относящиеся к временам Ивана Грозного.

Давайте сначала разберемся в терминологии. В Древней Руси термином Кремль назывались городские укрепления, такой город-крепость, окруженный городской стеной, с бойницами и башнями. За пределами крепостной стены обычно находился посад (подол), а жившие там люди занимались торговлей или ремесленным делом. В случае нападения врага население посада старалось укрыться на территории Кремля. Иногда, везло не всем. Когда враг появлялся слишком неожиданно, городские ворота в спешке закрывались и посадские люди оказывались за пределами Кремля и, очевидно, их участь была предрешена.

Получается что и Ростовский Кремль изначально задумывался как оборонительное фортификационное сооружение? Оказывается, что нет. Вообще-то, издалека он кажется грозным и непреступным, но на самом деле это лже-Кремль. И если, когда-нибудь неприятель с артиллерией решил бы его осаждать, он был бы абсолютно беззащитен.

Идея возведения Ростовского Кремля принадлежала тогдашнему ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу. Он задумал построить свою резиденцию и, желая обитать в «райском саду», решил создать архитектурный ансамбль, выдержанный в едином стиле, в котором будут органично сочетаться церкви, сады и пруды. Есть и другое название Ростовского Кремля — Митрополичий двор. Началось строительство Кремля в 1664 году, и с самого начала с ним было связано много загадочного и необъяснимого. Для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена резиденция митрополита похожая на мощную крепость? Или еще вопрос. На какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? Ведь рядом были и другие, более богатые митрополии, но не в Москве, не в Киеве, не в Новгороде не занимались в те годы таким небывалым по масштабам строительством. Зато происходило это в Ростове, который к тому времени уже утратил свое былое значение и величие. Ученые историки придумали на этот счет много версий (некоторые очень оригинальные, мол, Иона Сысоевич нашел невероятно ценный клад), но полной ясности нет. Поэтому строительство Ростовского Кремля остается во многом загадочным событием в российской истории.

Ясно одно, что история Ростовского Кремля неразрывно связано с яркой личностью ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В построенном митрополитом Кремле явно угадывается замысел вознести церковную власть над светской, и что эти убеждения опальный митрополит выразил в архитектуре. Историки считают, что таким образом честолюбивый Иона Сысоевич совместно с патриархом Никоном (а именно Никон, ставший патриархом в 1652 году, посвятил в митрополиты Иону Сысоевича) бросил прямой вызов светской власти, стремясь учредить в России клерикальную власть, для чего и превратил мирный митрополичий двор в подобие военной крепости. Вообще годы, предшествующие строительству Ростовского Кремля, один из самых сложных периодов в истории Православной Церкви. Именно тогда имели место быть реформы патриарха Никона и вызванный ими раскол. Потом был разлад, произошедший между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, после которого последний по собственной воле оставил патриарший чин.

А еще интересна загадочная история, когда назначенный, после отставки патриарха Никона, местоблюстителем патриаршего престола Иона Сысоевич неожиданно принял благословение от опального патриарха Никона, признав тем самым его легитимность. После этого Иона Сысоевич был отправлен из Москвы назад в Ростов Великий, в котором продолжил масштабное церковное строительство.

Вот так, под аккомпанемент рассказанных фактов и мифов, связанных со строительством Ростовского Кремля мы прогулялись по его территории, посмотрели обнесенный высокими стенами Архиерейский двор, увидели Успенский Собор и знаменитую Ростовскую Звонницу, посетили храмы Кремля, его музеи и выходящий на озеро Неро Митрополичий Сад.

Об озере Неро, в котором много ила

Кстати, озеро Неро является отдельной достопримечательностью ростовской земли.

Я подумал, что уж очень необычное, совсем не славянское, название у озера. И правда, имя озера пришло из далеких времен, от племени Меря, населявшего эти земли до появления здесь славян. Оно обозначает «тенистое, болотистое». Говорят, что озеро не глубокое, не более полутора метров. Но при этом толщина ила в некоторых его местах составляет до 20 м. А еще говорят, что с глади озера Неро открываются красивейшие панорамы Ростова Великого с видом на Кремль и Спасо-Яковлевский монастырь. Однако, прокатиться по озеру на лодке мы не успели, несмотря на уговоры местных мужичков. А вот Спасо-Яковлевский монастырь посетили.

О Спасо-Яковлевском монастыре, святителе Иакове, Димитрии Ростовском и графе Шереметьеве

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь (такое его официальное название) древний (летоисчисление ведется с 1390 года), с богатой историей, был возвращен Православной Церкви в 1991 году.

Мне всегда, говоря о какой-либо достопримечательности, хочется уделить внимание той или иной яркой личности, связанной с этим местом. Вот, например, святитель Иаков, о котором известно, что родился он в Ростовской области и в юном возрасте принял иночество. При митрополите Киевском и всея Руси Пимене и великом князе Дмитрии Донском святитель Иаков становится епископом Ростовским. В его жизни произошло событие, в котором Иаков фактически повторил поступок Христа. Один раз, к нему за помощью пришла женщина, обвиненная в супружеской измене и приговоренная к казни. Епископ спас ее от смерти и отправил на покаяние. Однако, это не понравилось ростовским гражданам и их князю и пастырь был отлучен. Тогда он пришел к озеру Неро, положил церковные одежды на воду, перекрестился, встал не них и поплыл прочь от города. Увидев такое чудо, люди признали ошибочность своего решения, но святитель, простив их, отказался вернуться. Недалеко от Ростова он вышел на берег, где выстроил себе хижину и остался в ней жить. Вскоре к Иакову стали стекаться почитатели. Новые братья начали сооружать кельи, а позже был возведен и храм. Вот так и появилась святая обитель, о которой сейчас идет речь.

Посетителей в Спасо-Яковлевском монастыре много — паломники, туристы, местные прихожане. Но территория его обширна и пришедший народ рассредоточивается по церквям, гуляет по ухоженному озелененному двору, любуется окрестными пейзажами со смотровой площадки, устроенной на монастырской ограде.

Именно так, провели время и мы, атмосфера там очень приятная. Это действующее религиозное учреждение, но с элементами музея. На территории установлены стенды, где особо любознательные могут почитать об истории обители, ее современной жизни, познакомиться с личностями, сыгравшими заметную роль в развитии монастыря. Если идти по центральной дорожке, то сразу слева увидим объединенные в единый архитектурный ансамбль собор в честь Зачатия святой Анны, построенный в 1686–1687 годах, и церковь святого Иоанна. Церкви действующие, и, конечно, фотографировать я там не стал. Не стоит нарушать уединение людей общающихся с Богом, решило мое атеистическое сознание.

Самым величественным сооружением монастырского комплекса является собор в честь Димитрия Ростовского, который начали воздвигать в 1794 году. На стенде рядом с ним было написано, что собор один из лучших образцов русского провинциального классицизма. Раз написано, значит так и есть.

Собор Димитрия Ростовского был построен исключительно на деньги Николая Петровича Шереметьева. Этот меценат значительно обогатил культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга, вот и в Ростове Великом оставил свой «след» на века. Собор построен в честь митрополита Димитрия Ростовского, который избрал Спасо-Яковлевскую обитель местом своего погребения. Позже его мощи были признаны святыми и, говорят, исцеляли людей и соответственно стали местом паломничества. Правда это или нет? Поверим на слово.

На территории обители, в окружении пышной зелени, стоит небольшая часовня над источником святого Иакова.

Она была сооружена совсем недавно, в 1996 году, 10 декабря, в день памяти основателя монастыря. Кстати, неплохое место для отдыха и водички святой попить можно. Обращу ваше внимание и на трехъярусную колокольню Спасо-Яковлевской обители, но Благовест мы не слышали, видно время не подошло.

По углам монастырской стены устроены башни.

Мы поднялись на Юго-Западную башню, там есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на Зачатиевскую церковь, собор Димитрия Ростовского и озеро Неро.

Вот таким мы увидели Ростов Великий. Но впрочем, пришло время ехать дальше. Нас ждала Вологда!

следующий рассказ

в Ростове

9 сентября 12:56
Бывал в этом славном городе не один раз за последние 35 лет И каждый мельком, бегом, успевая только краем глаза отметить его красоты. Так что всегда с интересом смотрю отчеты о нем! Спасибо!
9 сентября 14:07
Спасибо! Вот и я наконец-то побывал. К сожалению, это единственный город классического "Золотого кольца" который увидел. Надеюсь ликвидировать "белые пятна" как можно скорее
9 сентября 13:01
Красиво! и с погодой повезло!
Константин,а 9 человек не слишком напрягает? всё-таки в 9 раз чаще останавливаться приходится
9 сентября 14:16
С погодой повезло это точно, особенно на Соловках. Набрали теплых вещей, а пригодились плавки.
vadimbryansk333 писал 9 сентября 13:01
9 человек не слишком напрягает?
в таком количестве мы уже на Соловках собрались, главном пункте нашего автопробега. Вроде нормально все было, хорошая компания подобралась
9 сентября 13:29
Знакомые места, приятные воспоминания...
Вам повезло с погодой , да и реставрация минула вас))) Легенды и факты очень занятные, даже от экскурсовода мы не слышали таких интересных интерпретаций.
Загадок там полно, но очарование этих мест от них только выигрывает... Некоторые кадры мы с вами делали почти с одних и тех же мест. Последний раз мы ездили в Ростов в ноябре 2011г, когда ударили первые морозы
9 сентября 14:19
vasilets писал 9 сентября 13:29
Знакомые места, приятные воспоминания.
а я, к своему стыду первый раз сюда добрался. Но дал себе обещание исправиться, покататься, посмотреть Россию родную А ноябрьский Ростов посмотрю, интересно сравнить впечатления
9 сентября 13:59
Большая собралась компания, практически тургруппа, главное чтобы все были едины в целях, а не как лебедь-рак да щука!Много будет для меня интересного в твоих рассказах!!
Церкви действующие, и, конечно, фотографировать я там не стал.
-я тоже не могу в наших храмах фотографировать.
9 сентября 14:23
NataliaC писала 9 сентября 13:59
нормально получилось. Никто никого не напрягал, да и веселей была дорога, как поется в детской песенке
Много будет для меня интересного в твоих рассказах!!
спасибо Наташа, постараюсь оправдать доверие
9 сентября 14:33
KostantinPavlov писал 9 сентября 14:23
Никто никого не напрягал,
-это самое главное в большой компашке!!
sany4
9 сентября 14:04
Хорошее начало путешествия! А в галереях Кремля взгляд так и ищет Буншу и Жоржа Милославского!
9 сентября 14:28
А в галереях Кремля взгляд так и ищет Буншу и Жоржа Милославского!
да места всем хорошо знакомые. Как минимум раз в год, под Новый Год, там все бываем
9 сентября 15:01
Красивые русские храмы, я тоже в православных храмах не могу фотографировать. Отличная у Вас компания собралась и маршрут был хороший
9 сентября 15:16
sonnenschein писала 9 сентября 15:01
Отличная у Вас компания собралась и маршрут был хороший
Маршрут правда интересный получился, Ростов это только начало, потом еще много всего было. Хорошо покатались
9 сентября 15:54
Историю люди делают, я тоже с удовольствием с личностями и их жизнями знакомлюсь, а тут все родное. И красивое такое. К стыду своему, тоже практически нигде по России не была, а на севере история и начиналась. Вот начитаюсь, Костя, твоих рассказов, и рвану.
9 сентября 16:09
evgeniaczech писала 9 сентября 15:54
Вот начитаюсь, Костя, твоих рассказов, и рвану
Так вот какая моя миссия! Если серьезно, Женя, на Соловки рекомендую. Сильное место!
9 сентября 16:13
Соловки обязательно, жду рассказа. Я серьёзно задумалась, 2 недели надо? Будем искать.
9 сентября 16:17
На Соловках мы были полные пять дней. Посмотрели очень много и на Большом Соловецком, и на соседние острова Соловецкого архипелага, на Кузова ездили, это уже другой архипелаг. А остальные дни Вологодская область, Карелия, Ленинградская область, Новгородская -обширная программа получилась
Elpon
9 сентября 16:09
Хорошее начало путешествия!
Спасо-Яковлевский монастырь красивый, мы там не бывали. В следующий раз надо будет обязательно заглянуть.
В Ростове и окрестностях много интересного.
9 сентября 16:12
Elpon писала 9 сентября 16:09
В Ростове и окрестностях много интересного
да, конечно. Имеем большое желание проехать по Центральной России более основательно. Сейчас Ростов не был основной целью, ехали на Север, на Соловки
9 сентября 16:22
Ростов - классный город! Как-то весь день там пролазили, с утра до вечера... есть там что посмотреть... Есть тут отчет и мой....
9 сентября 16:26
Nomad писал 9 сентября 16:22
почитаю вечерком, интересно сравнить
9 сентября 16:28
http://nomad.tourister.ru/photoalbum/23820 вот, пожалуйста!
9 сентября 17:23
один из лучших образцов русского провинциального классицизма

Ох, хорош!
А зря на лодочке не прокатились! 20 метров ила!!!Вот где удобрения-то!
9 сентября 19:26
Покататься на лодке уговаривали мужики и недорого, но время, ночевать запланировали в Вологде. А про ил точно, читал что шикарное удобрение, во все времена в этих местах этим пользовались
9 сентября 17:36
Мне тоже очень понравился Ростов Великий. Особенно запомнила колокольный звон! Удивительный голос колокола.
9 сентября 19:31
И нам, конечно, очень Ростов пришёлся по душе. Старинный русский город, дух там особый
denis111
9 сентября 19:35
Бывал один раз в Ростове Великом. Очень интересный город. Правда был там в очень ненастную погоду, фотки получились так себе, даже не стал их здесь выкладывать. У Вас же фото отличные и с погодой Вам повезло
9 сентября 20:46
С погодой везло всю дорогу, почти. Все-таки середина лета. А город, конечно, интересный. Старинный
9 сентября 20:02
Надо посмотреть Золотое Кольцо, уже даже неприлично тянуть с этим. Но и на север тоже хочется не меньше... Вот еще бы так научиться с погодой договариваться!
9 сентября 20:50
Да у меня с Золотым тоже не идеально, вот только Ростов и есть в активе зато севера немного стали ближе, покатались, посмотрели. А погода, так лето, июль, если не летом, то когда
9 сентября 22:35
Экспедиция!
Будем следить за маршрутом!
10 сентября 6:01
Здорово!), буду наблюдать за передвижениями.
А на звонницу поднимались? Там звонарь очень интересно рассказывает о колоколах "Сысой", "Лебедь", почему так назвали, потрогать даёт, попробовать в самый большой ударить).
10 сентября 10:06
Спасибо! На звонницу не поднялись, жалею. Про колокола слышал и про знаменитый Сысой, названный в честь отца митрополита. На месте не сообразили, а потом уже поздно было. Но по Кремлю неплохо походили, остальное вроде ничего не пропустили
10 сентября 11:54
Старинный русский город! Очень красиво!
10 сентября 13:50
Да, Ростов старинный город, несколько лет назад отметил 1150 лет. Все историей пропитано
Gms
10 сентября 18:43
Очень нравится Ростов! С большим удовольствием с вашей помощью еще раз там "побывала" :)
11 сентября 10:27
10 сентября 23:23
Небольшой, но красивый город! Тоже были там не так давно, но зимой. С удовольствием понастольгировала с Вашими снимками.
11 сентября 10:28
Интересно какой он зимой
12 сентября 11:05
Вот примерно такой. С катком и медовухой посреди кремля, с сугробами не ниже, чем по колено, в монастыре. С замерзшим и белым озером Неро.
12 сентября 11:30
Экзотика для меня, южного человека. По мне летом лучше
12 сентября 11:33
Не, ну определенная прелесть тоже есть зимой, особенно если солнечно, красивые города, типа Ростова, Казани и т.д., могут и в сугробах красиво выглядеть. Но летом шансы выше, конечно, на красивый вид, и посмотреть точно удастся больше.
12 сентября 14:43
ttttasha писала 12 сентября 11:33
верю, но у меня нет зимней одежды для морозов мне она дома без надобности. Так что зимой я в Азию
12 сентября 15:07
У нас одежда есть, но мы тоже в Азию!
11 сентября 12:15
С удовольствием "окунулся" в историю Государства Российского! И легенду о Иакове - тоже. Храмы - великолепны!)
11 сентября 12:32
Спасибо Олег! Я вот тоже туда, в историю, у удовольсвием окунаюсь, чтобы она стала ближе и понятнее
11 сентября 17:50
Красивый город с богатой историей, красивый альбом. Радует, что исторические сооружения практически в идеальном состоянии.
есть Кремль, который поражает воображение обилием золоченых куполов.
А я что-то золоченых не заметила на снимках...
11 сентября 22:58
кресты на куполах точно золочённые, но и сами колокола тоже есть, помню А исторические сооружения из тех, что видели в поездке, к сожалению, не везде в идеальном состоянии , но ситуация меняется в лучшую сторону. Некоторые после реконструкции стали в изумительном состоянии. Вот, например, Иверский на Валдае просто изумительный
12 сентября 7:18
KostantinPavlov писал 11 сентября 22:58
Вот, например, Иверский на Валдае просто изумительный
Никак не доберусь до альбома. Как только выдастся минутка, посмотрю - я про него помню.
12 сентября 10:14
У меня про Иверский еще нет, это была наша последняя остановка
12 сентября 11:06
Да, посмотрела. Значит, у кого-то материал похожий на днях видела ). Буду ваш альбом ждать.
11 сентября 21:38
Ну вот и дождались-отличное начало,Константин!
11 сентября 22:59
Спасибо! Начало было хорошее и вся поездка удалась
12 сентября 11:36
Многообещающее начало.
12 сентября 14:31
natchen писала 12 сентября 11:36
Многообещающее начало
ирония? вообще, и началось и закончилось все хорошо
12 сентября 17:26
Костя, никакой иронии! С погодой вам повезло. Маршрут интересный. Так что не было даже никакого намека на иронию.
12 сентября 18:22
да я пошутил. Да, все было просто замечательно
12 сентября 22:55
Вот когда уже экспедиция получается это здорово! Купола храмов просто радуют взгляд! Лепота!!
13 сентября 9:50
Gensha писал 12 сентября 22:55
Лепота!!
вот именно лепота. Самое подходящее слово!
Ege
13 сентября 23:58
Была в Ростове Великом несколько раз, но вот всего здесь описанного не знала , да и фотографий нет. Пора опять посетить этот красивый городок, все-таки он в Ярославской области, а в Ярославле я прожила 10 лет и сейчас бываю почти каждый год.
14 сентября 9:57
В красивых местах Вы жили. До Ярославля совсем рядом, мы его проезжали по пути в Вологду, но заехать не успевали. оставили на следующий раз
Ivan_Kuchin
14 сентября 21:11
Ростов впечатляет.

Лже-Кремли есть не только в Ростове, в других городах они также в наличии. Например, в Ярославле, Вологде, Кириллове и др. От серьезной осады не спасут, но выглядят внушительно.
15 сентября 9:56
Ivan_Kuchin писал 14 сентября 21:11
точно, после Ростова поехали в Вологду и в Кириллов и в этом убедились
15 сентября 17:26
виды с озера, и правда, хороши) как-то довелось там прогуляться в начале марта по льду))
15 сентября 17:33
Chiffa7 писал 15 сентября 17:26
как-то довелось там прогуляться в начале марта по льду))
ничего себе. В таком ракурсе я не думал, исключительно на лодке. Жалею, что не прокатились и не дорого совсем. Хотя пешком по льду совсем бесплатно
16 сентября 15:13
пешком по льду не совсем бесплатно - в марте плата - мокрая обувь, никакие пропитки и мембраны не спасали)) спасал сбитень)) но в марте было очень круто - все на рыбалку по льду ездят на машинах, зимник накатан, начало подтаивать и все ехали с шикарными фонтанами воды со снегом))
16 сентября 15:36
Chiffa7 писал 16 сентября 15:13
на лодке значительно дешевле
начало подтаивать и все ехали с шикарными фонтанами воды со снегом
так это еще и опасно
19 сентября 9:35
так это еще и опасно
ну не лезь на трассу и нормально) а лед толщиной около полуметра был, даже под широкими джипами не пытался треснуть))
19 сентября 14:01
Chiffa7 писал 19 сентября 9:35
а лед толщиной около полуметра был
ну это нормально, конечно. У нас такого не бывает в принципе, поэтому по льду никто не ходит
16 сентября 21:10
Чудесные, светлые места! И природа хороша
19 сентября 14:02
Svet-lanka писала 16 сентября 21:10
Чудесные, светлые места!
Точно. И наконец-то мы их посетили
21 сентября 11:04
Костя, ты не налоговый инспектор случайно?
Классная поездка! Пусть это пятно так и останется белым, только в другом смысле) Очень красив твой белоснежный Ростов)
21 сентября 14:11
spatefillum писала 21 сентября 11:04
Костя, ты не налоговый инспектор случайно?
Нееет Люба! Какой ужас! Я по другую сторону баррикад
На какие средства
просто я прочитал одну статейку на эту тему, где автор уверенно утверждает что Иона Сысоевич нашел клад, приводит доказательства... Я статейку не стал пересказывать, но вопрос обозначил. Занимательный факт!
Очень красив твой белоснежный Ростов)

21 сентября 14:13
KostantinPavlov писал 21 сентября 14:11
Я по другую сторону баррикад
уф
13 октября 9:15
Милый край, он дорог сердцу. Благодарю.
13 октября 10:58
Спасибо Вам!
9 ноября 22:38
Как к лицу Ростову Великому летнее голубое небо! И сколько загадок с ним связано, оказывается! Я раньше думала, что есть только два вопроса на которые нет ответа: "Откуда берется пыль и куда деваются деньги?" Теперь есть еще один вопрос: откуда митрополит Иона добывал деньги?