Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 11:29
Филиппины покорены! Куда дальше?

Ростов Великий — Россия Июль 2016

Ударим автопробегом по «белым пятнам» на карте России!

«Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!» — всем известный афоризм сочиненный коллективным разумом Ильфа и Петрова. «Ударим автопробегом по „белым пятнам“ на карте России!» такой афоризм придумал уже я, имея в виду, что слишком много на территории моей Родины есть мест, в которых еще не бывал, а побывать там надо обязательно. И тут очень кстати поступило предложение от моих подмосковных родственников составить им компанию, проехаться на их автомобиле, на Русский Север, имея конечной целью автопробега Соловецкий архипелаг. Изначально планировалось, что поедут две пары на одном автомобиле, но у моих подмосковных родственников нашлись московские родственники, и в итоге нас собралось девять человек. Целая экспедиция!

Основную часть путешествия мы планировали провести на Соловецких островах -архипелаге в Белом море на входе в Онежскую губу, но и по дороге туда, и по дороге обратно была запланирована насыщенная программа «покорения» Русского Севера, посещения различных уголков нашей страны не менее удивительных и знаменательных. Маршрут мы разработали таким образом, чтобы в день, от ночлега до ночлега, проезжать не более 500–600 километров, а посередине «трудового дня» через 250–300 километров пути делать длительную культурно-познавательную остановку в каком-либо интересном месте. Автопутешествие продолжалось ровно две недели, намеченная программа была выполнена на 100%, живые и здоровые, полные впечатлений и новых знаний мы вернулись по своим домам, дав друг другу обещание совершить совместное путешествие еще не раз.

Сейчас мне бы хотелось систематизировать увиденное и услышанное в ходе поездки, нарастив собственные впечатления и эмоции «информационным жирком» и поделится своими опусами с теми, кому это будет интересно.

Ростов Великий — первая остановка

Наро-Фоминск, Московская область — Ростов Великий, Ярославская область (Киевское шоссе, Минское шоссе, МКАД, Ярославское шоссе). Расстояние 300 км. Время в пути 4 часа 45 минут.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Город Ростов Великий, ныне районный центр Ярославской области. Население 32тысячи человек. Старинный русский город, один из восьми городов, входящих в классическое «Золотое кольцо». Достопримечательности, которые мы увидели: Ростовский Кремль, озеро Неро, Спасо-Яковлевский монастырь.

Ростовский Кремль — Митрополичий двор, похожий на крепость

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

В Ростове Великом, как известно, есть Кремль, который поражает воображение обилием золоченых куполов. Кстати, его виды известны, наверное, каждому человеку постсоветского пространства, ведь именно там снимались сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию», относящиеся к временам Ивана Грозного.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Давайте сначала разберемся в терминологии. В Древней Руси термином Кремль назывались городские укрепления, такой город-крепость, окруженный городской стеной, с бойницами и башнями. За пределами крепостной стены обычно находился посад (подол), а жившие там люди занимались торговлей или ремесленным делом. В случае нападения врага население посада старалось укрыться на территории Кремля. Иногда, везло не всем. Когда враг появлялся слишком неожиданно, городские ворота в спешке закрывались и посадские люди оказывались за пределами Кремля и, очевидно, их участь была предрешена.

Получается что и Ростовский Кремль изначально задумывался как оборонительное фортификационное сооружение? Оказывается, что нет. Вообще-то, издалека он кажется грозным и непреступным, но на самом деле это лже-Кремль. И если, когда-нибудь неприятель с артиллерией решил бы его осаждать, он был бы абсолютно беззащитен.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Идея возведения Ростовского Кремля принадлежала тогдашнему ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу. Он задумал построить свою резиденцию и, желая обитать в «райском саду», решил создать архитектурный ансамбль, выдержанный в едином стиле, в котором будут органично сочетаться церкви, сады и пруды. Есть и другое название Ростовского Кремля — Митрополичий двор. Началось строительство Кремля в 1664 году, и с самого начала с ним было связано много загадочного и необъяснимого. Для чего в центре русского государства, которому в то время не грозила прямая военная опасность, была возведена резиденция митрополита похожая на мощную крепость? Или еще вопрос. На какие средства ростовский митрополит Иона Сысоевич на протяжении тридцати лет занимался этим грандиозным строительством? Ведь рядом были и другие, более богатые митрополии, но не в Москве, не в Киеве, не в Новгороде не занимались в те годы таким небывалым по масштабам строительством. Зато происходило это в Ростове, который к тому времени уже утратил свое былое значение и величие. Ученые историки придумали на этот счет много версий (некоторые очень оригинальные, мол, Иона Сысоевич нашел невероятно ценный клад), но полной ясности нет. Поэтому строительство Ростовского Кремля остается во многом загадочным событием в российской истории.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Ясно одно, что история Ростовского Кремля неразрывно связано с яркой личностью ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В построенном митрополитом Кремле явно угадывается замысел вознести церковную власть над светской, и что эти убеждения опальный митрополит выразил в архитектуре. Историки считают, что таким образом честолюбивый Иона Сысоевич совместно с патриархом Никоном (а именно Никон, ставший патриархом в 1652 году, посвятил в митрополиты Иону Сысоевича) бросил прямой вызов светской власти, стремясь учредить в России клерикальную власть, для чего и превратил мирный митрополичий двор в подобие военной крепости. Вообще годы, предшествующие строительству Ростовского Кремля, один из самых сложных периодов в истории Православной Церкви. Именно тогда имели место быть реформы патриарха Никона и вызванный ими раскол. Потом был разлад, произошедший между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, после которого последний по собственной воле оставил патриарший чин.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

А еще интересна загадочная история, когда назначенный, после отставки патриарха Никона, местоблюстителем патриаршего престола Иона Сысоевич неожиданно принял благословение от опального патриарха Никона, признав тем самым его легитимность. После этого Иона Сысоевич был отправлен из Москвы назад в Ростов Великий, в котором продолжил масштабное церковное строительство.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Вот так, под аккомпанемент рассказанных фактов и мифов, связанных со строительством Ростовского Кремля мы прогулялись по его территории, посмотрели обнесенный высокими стенами Архиерейский двор, увидели Успенский Собор и знаменитую Ростовскую Звонницу, посетили храмы Кремля, его музеи и выходящий на озеро Неро Митрополичий Сад.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Об озере Неро, в котором много ила

Кстати, озеро Неро является отдельной достопримечательностью ростовской земли.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Я подумал, что уж очень необычное, совсем не славянское, название у озера. И правда, имя озера пришло из далеких времен, от племени Меря, населявшего эти земли до появления здесь славян. Оно обозначает «тенистое, болотистое». Говорят, что озеро не глубокое, не более полутора метров. Но при этом толщина ила в некоторых его местах составляет до 20 м. А еще говорят, что с глади озера Неро открываются красивейшие панорамы Ростова Великого с видом на Кремль и Спасо-Яковлевский монастырь. Однако, прокатиться по озеру на лодке мы не успели, несмотря на уговоры местных мужичков. А вот Спасо-Яковлевский монастырь посетили.

О Спасо-Яковлевском монастыре, святителе Иакове, Димитрии Ростовском и графе Шереметьеве

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь (такое его официальное название) древний (летоисчисление ведется с 1390 года), с богатой историей, был возвращен Православной Церкви в 1991 году.

Мне всегда, говоря о какой-либо достопримечательности, хочется уделить внимание той или иной яркой личности, связанной с этим местом. Вот, например, святитель Иаков, о котором известно, что родился он в Ростовской области и в юном возрасте принял иночество. При митрополите Киевском и всея Руси Пимене и великом князе Дмитрии Донском святитель Иаков становится епископом Ростовским. В его жизни произошло событие, в котором Иаков фактически повторил поступок Христа. Один раз, к нему за помощью пришла женщина, обвиненная в супружеской измене и приговоренная к казни. Епископ спас ее от смерти и отправил на покаяние. Однако, это не понравилось ростовским гражданам и их князю и пастырь был отлучен. Тогда он пришел к озеру Неро, положил церковные одежды на воду, перекрестился, встал не них и поплыл прочь от города. Увидев такое чудо, люди признали ошибочность своего решения, но святитель, простив их, отказался вернуться. Недалеко от Ростова он вышел на берег, где выстроил себе хижину и остался в ней жить. Вскоре к Иакову стали стекаться почитатели. Новые братья начали сооружать кельи, а позже был возведен и храм. Вот так и появилась святая обитель, о которой сейчас идет речь.

Посетителей в Спасо-Яковлевском монастыре много — паломники, туристы, местные прихожане. Но территория его обширна и пришедший народ рассредоточивается по церквям, гуляет по ухоженному озелененному двору, любуется окрестными пейзажами со смотровой площадки, устроенной на монастырской ограде.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Именно так, провели время и мы, атмосфера там очень приятная. Это действующее религиозное учреждение, но с элементами музея. На территории установлены стенды, где особо любознательные могут почитать об истории обители, ее современной жизни, познакомиться с личностями, сыгравшими заметную роль в развитии монастыря. Если идти по центральной дорожке, то сразу слева увидим объединенные в единый архитектурный ансамбль собор в честь Зачатия святой Анны, построенный в 1686–1687 годах, и церковь святого Иоанна. Церкви действующие, и, конечно, фотографировать я там не стал. Не стоит нарушать уединение людей общающихся с Богом, решило мое атеистическое сознание.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Самым величественным сооружением монастырского комплекса является собор в честь Димитрия Ростовского, который начали воздвигать в 1794 году. На стенде рядом с ним было написано, что собор один из лучших образцов русского провинциального классицизма. Раз написано, значит так и есть.

Собор Димитрия Ростовского был построен исключительно на деньги Николая Петровича Шереметьева. Этот меценат значительно обогатил культурное пространство Москвы и Санкт-Петербурга, вот и в Ростове Великом оставил свой «след» на века. Собор построен в честь митрополита Димитрия Ростовского, который избрал Спасо-Яковлевскую обитель местом своего погребения. Позже его мощи были признаны святыми и, говорят, исцеляли людей и соответственно стали местом паломничества. Правда это или нет? Поверим на слово.

На территории обители, в окружении пышной зелени, стоит небольшая часовня над источником святого Иакова.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Она была сооружена совсем недавно, в 1996 году, 10 декабря, в день памяти основателя монастыря. Кстати, неплохое место для отдыха и водички святой попить можно. Обращу ваше внимание и на трехъярусную колокольню Спасо-Яковлевской обители, но Благовест мы не слышали, видно время не подошло.

По углам монастырской стены устроены башни.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Мы поднялись на Юго-Западную башню, там есть смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на Зачатиевскую церковь, собор Димитрия Ростовского и озеро Неро.

Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Вот таким мы увидели Ростов Великий. Но впрочем, пришло время ехать дальше. Нас ждала Вологда

Цикл материалов "Россия. Золотое кольцо"

1. Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь
  2. Боголюбово. Дорога к храму
  3. Владимир. Начало начал
  4. Владимир. Полумесяц на кресте
  5. Кидекша и Суздаль. Белокаменный храм
  6. Ростов Великий – первая остановка по дороге на Русский Север

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия