Турист Иван Кучин (Ivan_Kuchin)
Иван Кучин
был 4 февраля 2023 7:36

Горно-Алтайск — Россия Сентябрь 2013

Итак, наш автопробег по Чуйском тракту подошел к своей логистической и смысловой середине. Где-то в глухих алтайских степях, недалеко от границы с Монголией мы сделали разворот. Событие не особо знаменатеьлное, просто постояли, попили чайку из термосов, полюбовались окрестностями.

Две степи

А полюбоваться, скажу я вам, было чем. Обе степи — Курайская и Чуйская открылись нам во всем своем великолепии. Суровая алтайская действительность хлынула на нас со всех сторон света, а также сверху и снизу. Оказалось, достаточно выключить двигатель и отойти немного от машины, как тебя буквально окунает во все это — и звуки, и запахи, и колючий степной ветер, проносящий одинокие снежинки — все заставляет почуствовать, что ты как минимум, на краю света.

Началось все еще задолго до разворота. на горизонте показались заснеженные вершины. Это Северо-курайский хребет. Чуть позже показался и Южно-курайский. Кажется что оба хребта — вот они, рядом, а на самом деле до них еще ой как много километров!

Первой была степь курайскаяа, которая, строго говоря, вовсе не степь, а собственное название высокогорной долины, между Курайским и Северо-Чуйским хребтами.

Две степи

В Курайской степи можно осмотреть курганы, древние захоронения. Никто точно не знает кто там похоронен. Формально они охраняются государством, но, поскольку, места дикие, то руки у государства до курганов не доходят и их ковыряют разные любопытные кладоискатели и доморощенные археологи.

Еще задолго до степей, на берегах Катуни, да и других рек мною были замечены террасы — ровные горизонтальные площадки по берегам реки, иногда в нескольких уровнях. Это довольно известное на Алтае явление, объясняемое тем, что когда-то очень давно, несколько тысяч лет назад по долинам протекали огромные потоки воды вперемежку с грязью. Они образовывались в результате прорыва ледниковых запруд, создаваемых в долинах Алтая.

Две степи

Следы этого же явления можно наблюдать и в степях Курайской и Чуйской. Протекавшие гигантские реки оставляли на дне русла огромны волны из донного грунта. Особенно хороши они видны с вертолета или из космоса. Наверняка вам приходилось видеть пересохшие русла небольших рек или ручьев — на песке хорошо видны как бы волны. Похожие явления наблюдаются в песчаных местностях, где под действием ветра образуются дюны и барханы. Также и тут. Но волны, образованные на поверхности степей, в отличие от пересохших весенних ручейков, здесь действительно гиганские. Остается только догадываться о мощности потоков, протекавших по степям.

Можно представить себе полноводную реку, протекающую между западными и восточными сколонами гор, окружающими Курайскую и Чуйскую степи. А в тех местах, где перевалы, очевидно были гиганские пороги! Настолько большие, что ни о какой жизни не могло быть и речи. Если только в то время наша Земля не была населена гигантами и титанами.

Поскольку вертолета в нашем распоряжении не было, нам пришлось довольствоваться наблюдением с поверхности. Выглядит тоже убедительно. К тому же просто красиво.

Две степи

Суровый климат добавляет окружающему пейзажу особый колорит. И как-то совсем неожиданно на горизонте показывается Курай, небольшое алтайское поселение, давшее название всей окружающей его долине.

Дороге тут нет необходимости петлять, поверхность почти ровная, и она стремительно уходит вдаль, скрываясь не за поворотом, а за горизонтом.

Две степи

Вообще, я уже отмечал эти особенности алтайских степей — можно ехать не выбирая дороги, поверхность достаточно ровная. Просто по асфальту удобнее.

Несмотря на кажущуюся равнинность, долина, изначально расположенная на приличной высоте, примерно 1500 метров, по мере приближения к Северо-Чуйскому хребту поднимается еще выше. Снег тут уже повсюду, откуда его не сдувает ветер (за окном сентябрь месяц).

И после небольшого перевала взору открывается Чуйская степь.

Две степи

В Чуйской степи тоже хорошо различимы следы гигантской ряби течения, свидетельства всемирного потопа.

Где-то здесь берет начало река Чуя.

А нам пора возвращаться домой.