Nedoma
Роман Жаринов Пользователь — был 29 ноября 18:43

Веретьево урочище. Заброшенный погост невдалеке от цивилизации

5 сентября 15:07 Владимирская область — Россия Сентябрь 2016
7 14

Тишина. Ни единой живой души, ни единой тени или хотя бы духа. Что то лишь отдаленно напоминающее действительность. Хотя нет… дух есть, пусть и затерявшийся в буднях городской суеты, но где то вдалеке, хорошо спрятанный, но есть. И с наступлением Большого утра дух этот все явственней вырисовывается из молодой сентябрьской тишины. И этот Дух никогда не выпустит просто так демона, осмелившегося осквернить Затерянное святилище.

Грязное землистое небо, едва прогретый воздух, безуспешно пытающееся взойти солнце — после нескольких дождливых недель осень все же переборола лето и упорно начала входить в свои права. Хоть и прогретый полуденным полу-зноем и уже влажный осенний воздух казался уже не по-летнему прозрачным и затхлый вкус свежескошенной травы приятно горчил пр каждом вздохе.

Ветер жесткими порывами треплет лямку рюкзака, бросает в лицо песок, а мы уже второй раз делаем попытку пробраться в старое заброшенное то ли святилище, то ли чертилище.

1

Веретьев погост. То самое «то ли святилище, то ли чертилище» — заброшенная древняя церковь, вокруг которой раскинуто старое кладбище, — Веретьев погост, оно же Веретьево урочище. Место до нельзя мистическое, вокруг него ходит множество «страшилок» и древних легенд. Полузаброшенная деревушка на границе областей Ивановской и Владимирской — Ряхово. Любопытно, что в гугле по запросу «Ряхово» в топ-10 по выдаче идет одноименный поселок на границе Румынии и Болгарии с известным рестораном Дунав. Ну да ладно. По сути, единственно достойное упоминания место в Ряхове — это на редкость красивая полуразрушенная церквушка Троицы Живоначальной (Троицкая церковь). Здание убитое, датируется 19 веком, к реставрации наверное все же непригодно.

От Ряхово до Веретьево час-полтора ходу. Но главное куда:) В прошлый раз все местные жители единогласно посылали нас по одной дороге. Учитывая, что вокруг одни охотохозяйства и нет жилых деревень, дорог, по идее, не так и много должно быть. Но увы:( В прошлый раз впятером на протяжении двух суток искали мы чертово у(д)рочище! Десяток раз по уровню говняности вспоминал я свою Камчатку — как-никак, но эталон четырех «Г» (подробней по ссылке). В тот раз и речку то мы форсировали, и в болотах увязнуть успели, и ноги в Г по полной программе замочил, и костром пропах, и поругаться даже успели — в общем, классика походной жизни! Но, главного, увы, так и не нашли — того самого чертового урочища! Хотя и погода в прошлый раз была прямо на ура, и народу поболее, то бишь с моральной поддержкой все в порядке было, и gpsами всякими, включая 2 яблофона последней модели, тоже запаслись, и карту тщательно изучили, и местных просто «выпотрошили» распросами — и все же несудьба оказалось! Усталые, и ни черта не довольные вынуждены были мы вернуться ни с чем.

В этот же раз все было с точностью до наоборот: вдвоем, с массой ненужного фото хлама, но при этом позабыв топор, с потенциально хреновой погодой, да еще и после 2 недель практически непрекращающегося дождя. Опять же, с кучей дорогих и капризных фото стекляшек, весом суммарно кг. в 5 — никак это не облегчало и без того, казалось бы, безнадежный поиск. Церковь Смоленской Божией Матери, аж 1802 года постройки — ну чем не место для пары дней сакрального отрыва? :))))

Церковь Веретьевская стоит посреди поляны, величественно возвышаясь над берегом местной говноречушки. В этот раз, кстати, мы ее так и не нашли, ну то есть, особо то и не искали — болото, да, было. Речка — бог его знает. Но раз написано (теоретическая часть взята еще с прошлого похода) — значит есть. А церквушка то очень необычная оказалась. Первая «странность» самая главная и встречается довольно редко: церквушка эта двухъярусная, то есть имеет два разделенных друг от друга этажа. Вторая заключается в том, что алтарь церкви направлен не на восток, как у всех православных храмов, а почти на север.

Веретьево, точнее то, что от него осталось, находится на большой поляне. А осталось совсем немного — лишь заброшенная церковь да множество старинных могил. Как удалось узнать позже, Веретьево никогда не было большим селом. Издревле это было уединенное поселение, где вокруг церкви располагалось кладбище да несколько домов служителей — то, что в у нас принято было называть «погостом». Веретьевский храм поначалу был деревянным, а в 1802 году был освящен новый, большой, кирпичный, с главным престолом во имя иконы Смоленской Божьей матери. Говорят, что окрестности погоста — места «блаженные», есть там некий святой ключ, который видимо я и окрестил говноручьем:). Ключа этого мы, правда, так и не нашли, т. е. Особо, честно говоря, и не искали.

1

По легендам жизнь в Веретьеве затихла лет 50 назад. Как мне кажется, причина проста — что погост находился в немалом удалении от соседних деревень. После того как церковь закрыли, и без того малое население стало уходить. В конце концов остались лишь учителя тамошней школы, а последней обитательницей погоста была некая бабушка-монашка. Весьма неоднозначны сведения об этом месте, но почти все источники сходятся в одном: В 60-х годах якобы проходила там банда беглых «каторжан» и разгромила весь погост. Чтобы замести следы, бандиты сожгли постройки и будто бы убили единственного жителя Веретьева — старую незрячую монашку. С тех пор там никто не живет. Грустная легенда.

На непролазном болоте теперь аккуратные мосточки и даже с неким подобием перил — кому то большая благодарность! Церквушка, хоть и заброшена и труднодоступна, но, судя по интерьеру, весьма популярна у особо нелюдимых ортодоксов — есть алтарь, иконы и походу периодически ведутся богослужения.

Место, как и говорил, действительно весьма необычное, мистическое и слегка потусторонее. Правда, все же, больше надуманное, нежели взаправду «нечисть», чертовщина и пр. легендарные характеристики. Зачастую еще задолго до похода в заброшенную церковь люди уже начинают ждать чего-то потустороннего и сверхъестественного. Даже заходя в темную комнату, человек подсознательно начинает фантазировать — любое дуновение ветра или шорох превращаются в привидения. Вот и я, особенно перед первым походом, начитался массу всяких небылиц про страшных чудишь, заселяющихся при первой же ночевки в самый твой мозг, и про невинно убиенных монахов, что светятся по ночам в решетчатых окнах церквушки… Для меня вообще как то диким казалось, что церковь, вот так может стоять посреди леса, никому не нужная и совершенно заброшенная, хотя всего полсотни лет назад на берегу реки Возотьмы было большое, хотя и уединенное, село Веретьево.

2

Так и хочется написать, как у Стивена Кинга: «Стоя посередине, я рассматривал потолок, как вдруг все стихло: юркин голос, шум леса, ветер — полная тишина вокруг, вакуум и вдруг от стен начинает идти сначала невнятный гул, а потом угадывается церковное пение, несколько голосов, вроде бы мужских, пение как будто становиться громче и звон колоколов, и снова звон, но уже откуда то со стороны, и… резко замолкает… невнятно поначалу, но все более и более осязаемо от стен отделяются блики черных монахов, все покрывает какая то липкая паутина, и черные вОроны вокруг, и огромные пауки, и глаза, руки, и мягкой поступью приближается к тебе НЕЧТО, и глаза перестают видеть, и ноги все глубже уходят в какую то мягкую болотистую пучину, и…»

1

Уж извините за фантазию:) У Кинга наверняка лучше, вот его бы туда — такой Шедевр мог бы родиться! :)

Вот такие замечательные вещи можно прочитать про Веретьево в интернете: «По преданию, храм строился в безлюдном месте специально, чтобы освятить землю, где всегда творилась чертовщина. Там находился так называемый медвежий угол. В реку впадали ручьи, образуя треугольник. Возвышенность служила местом для языческих игрищ на многочисленных капищах, а их, как правило, в этой местности посвящали Мокоши. Эту гипотезу подтверждает название реки Возих-Ма („Ма“ — сокращенное имя богини Мокоша). На этих капищах устраивали оргии — для продолжения рода, для его увеличения. А также приносили жертвы. Особыми днями поклонения были 10 мая по нынешнему стилю, день летнего солнцестояния и еще день осеннего равноденствия».

Существует и еще одна легенда о пропавшей в стенах храма экспедиции исследователей. Говорят, что несколько лет назад, приехали в эти места молодые ученые с огромными баулами всевозможной измерительной техники. Весь день изучали храм и окружающую территорию. На ночь решили остаться прямо в храме, поставив там палатку. А на утро все пропали. Все, кроме одного. Его и встретил на рассвете один из жителей села в лесу.

1

Вид его был жалок и ужасен. Носом шла кровь, одежда порвана, а волосы молодого парня были седыми. Из его сбивчивого, истеричного рассказа картина произошедшего выглядела так. К полуночи все стали устраиваться на ночлег. Вдруг поднялся сильный ветер, перерастающий в ураган. В храм полетели листья, ветки, комья земли. Все с ужасом смотрели на происходящее. В церкви стоял жуткий гул, палатка упала. Было такое ощущение, что стены и земля пришли в движение.

2

А потом в стены снаружи со всех сторон словно стали бить огромными молотами. Началась паника. Уцелевший член экспедиции рассказал, что сам он сумел на корячках доползти до зоны алтаря и лежал там, вжавшись в землю и закрыв голову руками. Потом, судя по всему, он потерял сознание. А когда очнулся, уже брезжил рассвет, никого в храме не было. Лишь разодранная палатка с остатками вещей.

3

Происходило ли это на самом деле, или эта история — очередная страшилка, куда девались люди, почему не было проведено полноценное расследование — так и осталось под вопросом…

4

Интересное место. Вроде и не далекое и даже не скажу что неисследованное, но тем более таинственное и загадочное. Кстати, на всех фресках у ликов выцарапаны глаза, на стенах нацарапаны всякие гадости, типа «здесь был Вася». Нездоровая фобия выцарапывать глаза у безжизненных картин. Много вопросов осталось после посещения. Наверное придется возвращаться и искать ответы. Вообще вся территория эта — Камешковский район Владимирской области — место древнее 14–17 веков, много еще там любопытных мест. Одним из первых крупных феодалов того края был некий князь Воейков, которому земли на Владимирщине были пожалованы царем Иваном IV (Грозным) за особые заслуги во время опричнины.

1

Частные гиды
в Владимирская область

Комментарии

Nomad
6 сентября 11:46
Ром, редко, но метко!!! Здорово как!!! И фрески такие... Интересно, как эта церковь выглядела, когда была новой... Огромная такая...
А в котелке небось грибы?
Dimitry
7 сентября 9:30
Вот тоже первым делом захотелось спросить:
--- Супчик-то из грибов удался?
kandidat
7 сентября 9:30
Интересное путешествие, хороший альбом...не стандартный и вызывающий...В хорошем смысле слова. Вызывает мысли о нашей истории, культуре... Сколько же мы всего загубили...Не восстановим... Спасибо за альбом и рассказ.
Nedoma
7 сентября 10:09
Nomad Dimitry В том то и дело, что в котелке шулём - мясная похлебка. Грибной суп как то сразу, без обработки, да и не будучи до конца уверенным в качестве грибов, не рискнули делать. Случись что - ведь хрен до цивилизации доберешься!
Alware
8 сентября 8:21
Пора вам металлоискателями вооружаться!
Nedoma
8 сентября 9:13
Alware Айда с нами как нибудь! Змей вон снова туда хочет в середине сентября
usman56
14 сентября 11:03
Олег "землистое небо" это сильно! Вспоминаются собственные ощущения когда были в Карелии на бывших финских территориях. Избы, могилы. Церковь деревянную кто то сжег В домах сапоги маленького размера. По берегу озера бани стоят... И тишина...
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.