Турист Александр Селифанов (Aleksandr_Selifanov)

Обераммергау, Этталь, Линдерхоф — Германия Июнь 2016

Предыдущие отчеты и фотоальбомы:

1. Вступление или Здравствуй, Любимая!!!

2. Вечернее светошоу в деревушке Мозерн

10. Воздушная роспись Миттенвальда

11. Грайнау

Понеслась дальше…

Маршрут Линдерхоф-Обераммергау-Этталь является настоящей «клаcсикой» Баварии. Красивейшие места фактически рядом друг с другом. В основном туристы едут сюда из Мюнхена на один день. Некоторые останавливаются в Обераммергау. И лишь немногие добираются из Гармиша. Я же как раз вхожу в число последних.

И так для начала смотрим расписание автобусов на сайте ЖД Германии. Для удобства отмечу названия нужных остановок:

1. Garmisch-Partenkirchen

2. Oberammergau

3. Linderhof Schloß, Ettal (Дворец Линдерхоф)

4. Klostergasthof, Ettal (Монастырь Этталь)

Из Гармиша ехать с пересадкой в Обераммергау минут 45. Автобусная остановка в Гармише находится у ЖД вокзала. Обращайте внимание на информационные стенды. Там указаны какие именно автобусы здесь останавливаются. Остановок несколько, но они все рядом. Для удобства и экономии средств покупаем у водителя Тагестикет за 9,8 евро. Фото смотрите ниже. Это проездной на день на все автобусы, включая внутренние по Гармишу. Просто при входе предъявляете билет водителю и проходите. Я ехал с пересадкой в Обераммергау. Погодка в этот день была традиционной для моей поездки. Пасмурно, утром холодища. Передавали и дожди. Смотреть в такую погоду дворцовый комплекс не очень, но деваться было некуда. Время отпуска неумолимо заканчивалось. Тем более Линдерхоф был последним в моем графике из шедевров Людвига Второго и пролететь мимо него дважды я не мог.

И так сначала я доехал до Обераммергау. Как назло пошел дождик. Я немного прогулялся вокруг и зашел в кафе при обычной автомобильной заправке рядом с автобусной остановкой. Это оказалась Мекка вкуснейших бутербродов. Скушал две самых вкусные чиабатты в моей жизни. Далее подъехал автобус и я отправился в Линдерхоф. Расстояние 8 километров. Отмечу, что маршрут идет снова через Этталь. Он доезжает до него и уже оттуда, возвращаясь немного назад, едет к дворцу. Т. е. вы можете допустим изначально выйти не в Обераммергау, а в Эттале и после его обхода поехать в Линдерхоф. Я это не просчитал. Надеюсь информация будет полезной.

Баварская «Классика»

Автобус подъезжает не сразу к кассам, а немного позади. До касс буквально 200 метров через деревья. Как обычно все подробности о часах работы и ценах на билеты смотрите на официальном сайте. Ниже приведу фото билета и турникетов. Система, как и в других замках Людвига, следующая. Вход осуществляется только с экскурсиями. Языков несколько. Я приехал прям к открытию и успел на первую экскурсию. В кассах при покупке билетов спрашивают удобное для вас время и язык. Меня об этом вообще никто не спросил. Сотрудница просто поздоровалась со мной и выдала билет на англоязычную экскурсию, начинающуюся……через 10 минут. Эта фигня вообще уже стала для меня нормальной. Со дворцом Херрренкимзее в прошлом году была похожая ситуация. Но там меня спросили о желательном языке и я указал на русский. (Заранее знал, что он там точно есть) И после моих слов мне выдали билет и сказали, чтобы я бежал скорее, т. к. экскурсия начинается через 15 минут, а расстояние приличное. Здесь я особо не спешил, зная масштабы всего комплекса. И вы не пугайтесь. От касс до входа минут 5 пешком. У турникетов сверьте номер входа на билете и, когда загорится на табло ваше время, то проходите. После прохода вас будет ждать экскурсовод. Т. к. это была первая группа, то все, как обычно, задержалось еще минут на 10. В очередной раз привет мифам о железной пунктуальности немцев. Не верьте в эту чушь! Я в это время немного пофоткал округу. Экскурсоводом был молодой парень а-ля «студент». Он сразу уточнил на каком языке всем будет удобнее его слушать. Конечно же невозмутимо сказал «онли инглиш». Я же его просто «прекрасно» знаю)))) И началась настоящая сказка. Всего для обзора в Линдерхофе открыты 10 комнат, расположенных строго симметрично на втором этаже здания. Внутри снимать нельзя. А жаль. Я конечно заранее смотрел многочисленные фотки в интернете, но в живую испытал настоящий шок. Минут 30 экскурсии ахал и охал. Херренкимзее и Линдерхоф — самые шикарные увиденные мной по внутреннему убранству дворцы. Каждая комната Линдерхофа — настоящий шедевр. Барокко, роккоко, шикарные картины, море позолоты, гобеленов, зеркал, столов. А каким чудом являются изделия из мейсеновского фарфора. Еще в Херренкимзее меня сразила фарфоровая комната с потрясающими люстрами. А тут вазы, у которых цветы ручной работы тоже фарфоровые и фиг сам догадаешься! Глаза от этого всего великолепия блестят. Конечно вычурно, аляписто, но ох и как же я это все люблю. Историю самого Людвига я пересказывать не буду. Расскажу лучше о Линдерхофе. Тем более из лекции экскурсовода-студента почти ничего не понял.

Сразу отмечу, что именно Линдерхоф является единственным из великолепной тройки законченным сооружением. И так Людвиг начал строительство нового дворца в 1969 году. На этом месте раньше был охотничий домик его отца Максимилиана, который приобрел участок у монастыря Этталь. Нефиговая так территория была раньше у монастыря! Придворный архитектор Георг Долманн спроектировал замок так, чтобы ничто не мешало уединенному отдыху короля. Строился Линдерхоф в несколько этапов:

— В 1869 году Людвиг перестроил домик лесника и сделал из него «Королевскую виллу»

— В 1870 году под руководством Доллмана к домику было пристроено восточное крыло. В это время первоначальный проект здания был существенно пересмотрен.

— Весной 1871 года построено западное крыло и спальня, соединяющая эти два крыла.

— В феврале 1873 года Людвиг одобрил заключительный проект дворца. Здание было облицовано камнем и закрыто крестообразной крышей.

— В январе 1974 король дал разрешение на перемещение королевского домика на 300 метров, где он и стоит поныне, а на его месте было построено южное крыло.

— В 1885–1886 годах спальня, как центральная часть комплекса, была расширена и продлена на север. Это потребовало обширной реставрации дворца и доваления новой секции для северного фасада, включая крышу. Но король так и не увидел завершения новой спальни. 13 июня 1886 года его утопили.

Всего постройка продолжалась 10 лет. Король был в своем стиле. Людвиг требовал исторической верности и в стиле, и в обстановке, и, главное, в костюмах, позах, внешности персонажей многочисленных картин, украшающих дворец. Художники и строители много раз посылались в Париж для детального изучения Версаля и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в париж. В общем полное помешательство и сумасшествие. Читаю брошюру и нахожусь в шоке. Если в Херренкимзее он скопировал с Версаля добрую половину залов+парковый комплекс с фонтанами, то здесь все подчистую.

Замок до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Подражая своему кумиру Людовику XIV, баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. И это правда. Хоть экскурсия и длится практически теже 30 минут, как и в Херренкимзее, но комнат много меньше и успеваешь внимательно все осмотреть. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи. В центре этой роскоши конечно же портреты, бюсты и статуи французского короля. Людвиг явно был психически не здоровым человеком.

Как и другие замки Людвига, Линдерхоф быстро расцвел. В общей сложности на строительство было потрачено 4,4 миллиона евро в переводе на современные деньги. Сущие копейки. Для сравнения некоторые богачи покупают квартиры в Нью-Йорке с видом на центральный парк за 60 лямов баксов.

Баварская «Классика»

Хватит исторических фактов и вернемся снова на территорию дворцового парка. Эту картину (ниже на фото) вы будете наблюдать на выходе после экскурсии. Фонтан «Нептун» просто великолепен. А на самом верху один из двух храмов Венеры. Потрясающая красота. Дождитесь, времени, когда уйдут из твоей группы все желающие сфоткаться на фоне. У вас будет буквально минута, т к далее выйдет следующая группа.

Баварская «Классика»

Повторюсь, погода в этот день стояла дождливая и практически все кадры из-под зонтика. Территория очень компактная, понятная без карты, и возможно из-за погоды, но туристов было не так много. Гулять одно удовольствие.

Баварская «Классика»

А это ротонда со статуей Венеры внутри. Король хотел на том холме изначально построить театр, но денег не хватило. В очередной раз подчеркиваю, что все дворцы Людвиг строил на свои личные деньги. По крайней мере так мне рассказывал экскурсовод.

Баварская «Классика»

После основной экскурсии по дворцу вам предлагают пройти выше по указателям к гроту Венеры. Слева от входа указано время следующей экскурсии. Не в курсе с какой периодичностью они проходят. Напротив грота отмечу, что есть бесплатный туалет.

Грот Венеры крайне необычен. Никогда не был в подобных местах. И дело не в самом гроте, а для чего он был преспособлен. Он искусственный и создал его Август Диригль. Внутри все как положено, включая сталактиты и сталагмиты. Но фишка не в них, а в искусственном озере, где на нем и вокруг которого и разворачивались сцены из опер любимого Людвигом Вагнера. И все это только для короля. Он единственный зритель. Часто Людвиг садился в лодку слушал музыку. В гроте создана уникальная система освещения, являющаяся прообразом современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов фирмы Сименс. А воду в озере подогревали. Приведу маленький пример видео, снятое на телефон. Полноценное видео о всей поездке выложу много позже.

Сама экскурсия непродолжительна, но весьма эмоциональна. Очень понравился гид. Даже с моим английским было практически все понятно. В конце группа его поблагодарила и мы остались одни минут на 10 для подробного осмотра и фотографирования.

А теперь о неприятном. Грот изначально не был продуман до конца и внутрь после тех же дождей попадает вода. Плюс огромные проблемы с вентиляцией. Так что с августа 2016 года грот закрыт на масштабную реставрацию аж до 2021 года. Увы…

Баварская «Классика»

Описывать каждую скульптурную композицию я не буду. Кому интересно, тот найдет море информации на просторах интернета. Отмечу лишь, что сам парк был спроектирован придворным садовником Карлом фон Эффнером. Король настолько был доволен его работой, что пожаловал ему дворянский титул. Лично я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от всего этого великолепия.

Баварская «Классика»

Отдельного упоминания заслуживает система включения главного фонтана. Вот скупердяи!!! Раз в 30 минут на короткий срок!!! Но еще и не факт, что включат. Это вам не Петергоф!!! Лучше спросить расписание у сотрудников музея. Фонтан нужно обязательно дождаться. Особенно кто не видел вживую петергофский Самсон. Мощная струя устремляется высоко в небо. Этой заветной минуты ждут все. В ожидании народ залезает кто куда для лучшего вида. Многие, как я, успевают даже увидеть его в один заход и снизу и с верху. Для этого правда придется побегать.

Баварская «Классика»

Удивительно, но в день моего посещения 13 июня 2016 исполнилось ровно 130 лет со дня смерти сказочного короля Людвига II. Очень неоднозначная личность и порой кажется, что действительно нереальная и выдуманная из сказок, легенд. Но вот его наследие настоящее, осязаемое и приносящее большую материальную прибыль стране. Я уже не говорю о. Мне удалось побывать и в Линдерхофе, и в Нойшванштайне, и в Херренкимзее. Побывать необходимо везде. Тут нет чего-то лучше или хуже. Уникальные памятники. А замок Нойшванштайн в Германии просто не имеет конкуренции по популярности. Приведу одну любопытную цитату. Она очень точно одновременно показывает натуру Короля и для чего создавалась великолепная дворцово-замковая троица. «Находиться в моих роскошных покоях в стиле рококо в Линдерхофе приносит мне чувство высокого наслаждения, которое никогда не исчерпывается. Возможность углубиться в чтение интересных книг дает мне уединение от всего того жестокого и болезненного, что приносит с собой грустная действительность XIX века, который мне так противен», — писал Людвиг в 1874 году.

Баварская «Классика»

Погода испортилась совсем и не было никакого желания обследовать всю территорию парка, а это того стоит. Тем более вокруг горы. Знаменитую покупку Людвига Мавританский павильон я так и не увидел. Вернулся обратно на остановку, заранее посмотрев на смартфоне расписание через официальное приложение железных дорог Германии. Всем настоятельно рекомендую. Людей уже было много. По дороге назад в планах был Этталь и с учетом дождя ни о каком Обераммергау и речи не шло. Напомню, что Этталь это не только монастырь, но и местность вокруг, поэтому остановка называется «Klostergasthof, Ettal». От остановки буквально добежал внутрь церкви. Внутри полный фарш. Словами все великолепие описать тяжело. Огромный храм и просто потрясающие фрески, лепка, картины.

Баварская «Классика»

Сам монастырь был основан в 14 веке Людвигом Баварским. Из интересных фактов отмечу, что было время, когда в одной части жили монахи-женщины, а в другой мужчины. На территории есть ресторанчик, где можно покушать и выпить монастырского пива. Также при входе в храм справа есть фирменный магазинчик, где кроме церковной утвари, продаются фирменные настойки и пиво. Я же поленился тащить все это дело в Гармиш через прогулку по Обераммергау и, облизнувшись, вышел на улицу. Но в результате оказался прав. Все пиво и настойки продаются в обычном супермаркете типа «REWE» в самом Гармише. Покупайте хоть ящиками. Пиво отличное, хотя мне больше понравился вайсбир из монастыря «Андекс». Его продукцию вы также можете купить в супермаркете. Поездка в «Андекс» у меня числилась, как необязательная. В итоге туда и не поехал.

Баварская «Классика»

На улице немного распогодилась и вышло солнышко. На автобусе доехал до Обераммергау, где нужно было успеть на канатку Laber-Bergbahn. Она входила в мою Цугшпитцкард голд. Никаких дополнительных плат не нужно. Все подробности о работе канатки смотрите на официальном сайте.

Подъем осуществляется в один этап. Виды очень красивые, хотя здесь уже фактически равнина и высоких гор вокруг нет. Наверху есть ресторанчик и несколько пеших маршрутов. Людей почти никого. До закрытия оставалось минут 40 и я успел только прогуляться вокруг домика, но рекомендую обязательно пройтись по дороге в сторону Этталя. Можно даже спуститься. Очень красивый маршрут.

Баварская «Классика»

С одной стороны вид на Гармиш. Там конечно в этот момент было адское зрелище. У меня солнышко, а буквально за перевалом грозовые тучи.

Баварская «Классика»

А с другой стороны равнина и можно увидеть не только озеро Штарнберг, но и Мюнхен.

Баварская «Классика»

Канатка располагается несколько удаленно от центра Обераммергау. Идти минут 20 точно. Для тех кто едет из Этталя или в Этталь со стороны вокзала рекомендую выйти на остановке «Aufackerstrabe». Она ближайшая к канатке. Обратно я шел пешком вдоль горной речки. Очень красивые места.

А что смотреть в Обераммергау? Конечно расписные домики. Правда для меня это уже особо неинтересно. Понасмотрелся я на них лет на 10 вперед в Гармише и Миттенвальде. Но не прогуляться по центру не мог.

Баварская «Классика»

Городок чудесный, игрушечный, сказочный. Гуляешь реально по картинкам. Хотя у меня абсолютно не сложилось впечатление о курортной составляющей этого места. Гармиш, Миттенвальд — 100% курорты, а Обераммергау не тянет и на 80%.

Баварская «Классика»

Стоит ли остановиться здесь на несколько дней? Пожалуй, нет. Мне больше нравится Гармиш. Намного красивее место. Расписные домики обошел далеко не все. А те что увидел произвели неизгладимое впечатление.

Баварская «Классика»

Погода снова начала портиться и не было смысла ужинать и потом ехать обратно. Решил вернуться в Гармиш, занести в хостел рюкзак и уже налегке пойти ужинать и смотреть футбол в любимую «La Baita».