Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Гуанчжоу — Китай Май 2016

О том, как козлы могут принести достаток и процветание

Последний день нашего большого китайского путешествия пришелся на город Гуанчжоу. Путешествия с севера на юг. Именно Гуанчжоу — столица провинции Гуандун, стал крайней южной точкой разработанного и осуществленного маршрута нашего открытия Поднебесной. Огромный китайский мегаполис не отягощен достопримечательностями высшего уровня. Это экономический центр южного Китая, транспортный узел, внешнеторговый порт. В этот город люди в основном едут по делу, у нас же особых дел не было, а был просто один свободный день.

В Гуанчжоу — городе козлов

Ранее в Европе Гуанчжоу был известен как Кантон. Скорее всего, это латинизированная вариация названия региона Гуандун присвоенное и самому городу Гуанчжоу. Интересно, что в китайском языке у города есть и другие названия: Уянчэн («Город пяти козлов») или Янчэн («Город козлов»). При этом, никаких обид жители Гуанчжоу не имеют, а наоборот весьма довольны этим обстоятельством. Всему виной, легенда, которую вы обязательно прочтете в любом рекламном проспекте представляющем Гуанчжоу. В этой легенде утверждается, что 2000 лет назад земли Гуанчжоу были бесплодными, и многие люди, несмотря на напряженную работу, страдали от голода. Однажды пять неизвестных странников, одетых в одежду разных цветов, приехали в город верхом на пяти козлах. Во рту у животных были пучки риса, и неизвестные раздали их людям. Благословив местный народ и их город, и оставив козлов, неизвестные ушли. Козлы превратились в камень, а Гуанчжоу стал богатым и процветающим городом. Не знаю, верить этой истории или нет, но превращенных в камень козлов я видел лично. Застывшие на века, они доступны к всеобщему обозрению в парке Юэсю и даже считаются символом города.

В Гуанчжоу — городе козлов

Гуанчжоу действительно процветает в экономическом отношении, что вроде бы можно приписать в заслугу вышеупомянутых козлов. Но мне почему-то кажется, что это все благодаря удачному географическому расположению бывшего Кантона. Ведь еще с эпохи династии Тан город превратился в крупный океанский порт. С тех давних времен, в этот регион стали прибывать торговцы со всего мира, сначала арабские купцы, а за ними португальцы, испанцы, голландцы, британцы и французы. Дальше шло все по нарастающей. Во второй половине 17-го века в Кантон перенесла свою резиденцию могущественная Ост-Индская компания, а с середины 18-го, волей императора Цяньлуня через Кантон стала идти вся заокеанская торговля. Даже в коммунистические времена, в погруженном в «зимнюю спячку» Китае, дважды в год проводилась знаменитая на весь мир кантонская ярмарка, кстати, единственная в те годы внешнеторговая ярмарка в стране.

В Гуанчжоу — городе козлов

А сейчас, в нынешние времена, Гуанчжоу яркий пример успеха управляемой рыночной экономики. А вы говорите козлы! Хотя, может и козлы!

О войне между Великобританией и империей Цин или о главном наркоторговце Европы

Наш отель располагался недалеко от парка Юесю (Yuexiu) самого крупного парка в центральной части города. На его территории находятся три искусственных озера, семь холмов, городская стена эпохи Мин и огромное количество китайских физкультурников. И не надо пугаться, увидев людей хлопающих в ладоши, идущих задом (в смысле спиной) вперед, танцующих с веерами и чего только не делающих. Это специальная гимнастика тайцзи и ее боевая модификация — тайцзицюань исключительно для здоровья.

В Гуанчжоу — городе козлов

Есть у китайцев такая мечта — жить долго и счастливо. Не то, что в середине 19-го века, когда полстраны были опиумными наркоманами, а в роли наркодилера выступала «просвещенная» Великобритания. Прогуливаясь по парку Юесю, я вкратце напомню вам о тех событиях происходивших в этих местах.

В Гуанчжоу — городе козлов

И сейчас и в конце 18-го века, в торговом балансе коммерческих отношений между Великобританией и Китаем наблюдался заметный уклон в пользу китайского экспорта. Конкурентные преимущества нынешнего Китая определяются наличием огромной по размеру и относительно не дорогой рабочей силы. А в те времена профицит внешней торговли Китая определялся конъюнктурой рынка. В Европе китайские товары считались экзотикой и признаком шика, спрос на них был устойчивый, а предложение ограничено. Династия китайских императоров Цин проводила политику изоляционизма, открыв для иностранных торговых судов только один порт — Кантон. Продавать свои товары в Китае европейцы практически не могли, да и спросом пользовались лишь русские меха и итальянское стекло. Так что для оплаты возрастающих закупок китайских товаров требовались исключительно драгоценные металлы. Для поправки торгового сальдо в свою пользу Великобритании срочно нужен был товар жизненно необходимый жителям Поднебесной. И такой товар был найден. Начиная с 1773 года, Британская Ост-Индская компания приобретает монополию на закупку бенгальского опиума и уже на следующий год она нелегально, но очень выгодно для себя продаёт в Китае 1,4 тонны этого наркотика. Начало было положено. Тонны опиума ежегодно поставлялись китайским потребителям. Эта торговля была абсолютно нелегальна, но имела полную поддержку Британского правительства. В результате, долгожданный положительный торговый баланс с Китаем был достигнут, произошло это в 1833 году. К этому времени поставки опиума составили ¾ всего импорта Китая. В страну ввозилось до 2000 тонн ежегодно, миллионы китайцев всех слоёв и сословий были вовлечены в потребление наркотика. Китайский народ был почти полностью деморализован.

В Гуанчжоу — городе козлов

Но англичанам этого было мало. Они поставили перед собой цель сломать политику «изоляции» Китая и захватить какой-нибудь остров у его побережья для оплота свободной коммерции. Английское правительство окончательно склонились к силовому варианту «открытия» китайского рынка. Нужен был только повод. И он без сомнения нашелся. В 1839 году китайские власти потребовали от англичан и американцев в Гуанчжоу сдать весь запас опиума. Действуя жестко и решительно, они смогли изъять и уничтожить значительные объемы наркотика. Также они поставили условие допуска английских и американских торговцев на рынок Китая, это была подписка о неучастии в контрабанде наркотика. В Лондоне обиделись на такое «закрытие» китайского рынка и сочли, что повод для войны с Китаем найден. В апреле 1840 года Великобритания объявила Китаю войну и направила флотилию в количестве 40 кораблей с 4000 солдатами на борту из Индии. Американский президент назвал эту войну справедливой. Не буду пересказывать все перипетии военной и политической конфронтации, сообщу лишь ее результаты, печальные для китайской империи. А результатом был Нанкинский договор, подписанный в августе 1842 года. Согласно ему, империя Цин возместила Великобритании и стоимость уничтоженного опиума, и ущерб от неполученной экономической выгоды, и расходы на проведение военной компании. Кроме того, Великобритании был передан остров Гонконг, а также открыты все китайские порты для английской торговли. Первая опиумная война стала началом длительного периода ослабления государства и гражданской смуты в империи Цин. Европейские державы получили доступ на внутренний китайский рынок, импорт опиума был легализован. Поток продаваемого опиума увеличился в разы, это привело к невероятному распространению наркомании среди китайцев, деградации и массовому вымиранию китайского населения.

О Сунь Ятсене и его мемориальном зале

Впрочем, пришло время заканчивать прогулку по парку Юесю. Очень жаль, ведь так хотелось рассказать, что было дальше с Китайской Империей после заключения Нанкинского договора. Правда ничего хорошего то и не было. На 60 лет страна превратилась в полуколониальное и полуфеодальное государство. Аппетит Запада, нашедшего в лице Китая гигантский рынок сбыта и постоянный источник дохода, постоянно возрастал. Была новая опиумная война и новый, более тяжелый для Поднебесной, Тяньцзиньский договор. Было и невероятно жестокое крестьянское восстание, получившее известность как восстание тайпинов и еще одно, закончившиеся очередной неудачей, восстание «боксеров». Завершающим этапом Китайской империи стали годы правления вдовствующей императрицы Цыси (однажды про нее уже был разговор). Она то и стала фактически последним правителем Цинской империи, если не считать младенца Пу-И, взошедшего на трон в трехлетнем возрасте. А потом произошла Синьхайская революция. В 1911 году Маньчжурская династия Цин была низложена, появилась Китайская Республика, и первым ее президентом был выбран Сунь Ятсен.

В Гуанчжоу — городе козлов

Вот так ловко я вывел разговор на это имя. Очень вовремя, ведь мы подошли к его мемориальному залу. Уроженец Гуачжоу, Сунь Ятсен очень почитаем в Китае, которого и гоминьдановцы, и коммунисты признавали в качестве «отца нации». Ведь именно его считают предшественником китайской демократической революции и отцом основателем современного Китая.

Благодарные жители Гуачжоу, в память о своем земляке докторе Сунь Ятсене в период между 1929 и 1931 годами построили этот мемориальный зал.

В Гуанчжоу — городе козлов

Это внушительное восьмиугольное здание построено в традиционном китайском стиле. Мы зашли во внутрь здания, не пожалев на это дело целых 10 юаней. Вход не случайно стоил так дешево, ибо почти все внутреннее пространство здания занимал огромный, на несколько тысяч, зрительский зал со сценой.

Конечно, мы посмотрели фотографии, о жизни Сунь Ятсена, вывешенные в коридоре, могли бы еще и письма почитать, вывешенные там же. Но поди, разбери эту китайскую грамоту.

На прощание окинув, пятиметровый бронзовый монумент Сунь Ятсену мы отправились дальше, смотреть чего там еще есть интересного в городе Гуанчжоу.

Остров Шамянь — кусочек Европы на юге Китая

Надоела китайская экзотика? Соскучились по европейской архитектуре? Я лично нет. Всякая «азиатчина» даже в трешэвом исполнении мне больше по душе, чем ухоженная Европа. Но все же.

Прогуливаясь по набережной реки Жемчужной, мы забрели на остров Шамянь, наполненный образцами европейской архитектуры начала прошлого века.

В Гуанчжоу — городе козлов

Отделенный узким проливом от материковой части Гуанчжоу, этот остров большими размерами не отличается. Но принципиально отличается от остального мегаполиса своим антуражем и европейским шиком. После второй опиумной войны, в результате подписания очередного «мирного» договора 1861 года, остров Шамянь перешел под власть английских и французских союзников и оставался европейской территорией более 80 лет. Он был разделён на две части между Англией и Францией. Европейцы возвели на острове респектабельные виллы, католические храмы, деловые офисы, банки, дорогие отели, обустроили иностранные представительства.

В Гуанчжоу — городе козлов

В 1949 году остров Шамянь вновь перешёл под юрисдикцию китайского правительства, но за прошедшие после возвращения годы, практически не изменился, сохранив колониальное наследие прошлого. Сейчас это очень уютный и привлекательный район Гуанчжоу с некой романтической атмосферой. Эмоционально-возвышенный дух острову Шамянь придают свадебные фотосессии, проводящиеся на его улицах в режиме нон-стоп и многочисленные бронзовые скульптуры, украшающие улицы и парки острова.

В Гуанчжоу — городе козлов

На острове Шамянь мы провели остаток нашего единственного дня в городе Гуанчжоу.

В Гуанчжоу — городе козлов

Вот такое не китайское окончание нашего китайского супертрипа получилось.

Когда полтора миллиарда китайцев зарыдали навзрыд

Настало время возвращения домой. Тремя самолетами: Гуанчжоу — Урумчи, Урумчи — Москва, Москва — Краснодар я был возвращен на свою малую родину, полный эмоций и впечатлений. Китай провожал проливным дождем.