Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Москва — Россия Август 2016

Утром мы думали — куда пойти прогуляться, и полистав сайт с местами Москвы выбрали ближайшее территориально от нас место, в котором мы еще не были. Это оказалось Покровское-Стрешнево, кусочек между Волоколамкой и Иваньковским шоссе.

Покровское-Стрешнево

Сначала мы пошли в парк — парк чудесный, множество дорожек, есть и асфальтированные с велосипедной полосой и «дикие».

Покровское-Стрешнево

Есть пруды с утками, прокат лодок.

Есть лужайки, на которых можно и бегать-прыгать, и играть в бадминтон, и просто загорать.

Покровское-Стрешнево

Купаться правда запрещено, и кстати сказать никто не нарушал.

Есть мини-зоопарк для малышей. Не мини даже, а микро)))

Сооружены голубятни, можно покататься на пони.

Покровское-Стрешнево

Главное — чудесный воздух, сосны, огромные деревья, лавочки.

Покровское-Стрешнево

Белки (отказались от фотосессии) и мышки-полёвки,

а еще множество птиц, которых я не видела, а только слышала.

Парк огромный, несколько гектаров — так что тесть где разгуляться.

Покровское-Стрешнево

А вот дальше… Дальше мы пошли к усадьбе.

Покровское-Стрешнево

О государстве можно судить по тому, как оно относится к пожилым людям, детям… и памятникам старины… Это не первая заброшенная усадьба в моих прошулках, не так давно я была в Михалкове и тоже расстраивалась. Но здесь просто апофеоз!

Ведь ее уже начали восстанавливать после пожара в 1992 году! Но то, что я увидела, не поддаётся здравому смыслу — почти отремонтированный дворец вновь разрушается… часть окон выбиты, ставни сорваны с петель, полы сняты, замки на дверях выворочены… И за это никто не несёт ответственности…

Но давайте по порядку, начну с истории этого места.

Покровское-Стрешнево

История этой усадьбы уходит в далекий 1664 год, когда село Покровское купил окольничий Стрешнев Родион Матвеевич (в дальнейшем один из воспитателей Петра I). До этого времени там была пустошь Подъелки, и в этом месте даже в свое время был разбит лагерь Лжедмитрия 2-го. С этого времени Стрешневы владели усадьбой почти 250 лет. Род их был не знатным до 1626 года, когда царь Михаил Федорович женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой. От этого брака у них было 10 детей, в том числе и будущий царь Алексей Михайлович.

Покровское-Стрешнево

При Родионе Матвеевиче особых изменений в селе Покровском не было, он лишь построил «двор боярский» да несколько хозяйственных служб. Еще он приказал выкопать пруды и развести в них рыбу. Пруды я уже показывала, и судя по всему рыбы в них достаточно, так как рыбаков масса.

После смерти Родиона Михайловича имение перешло сначала к его сыну Ивану, а затем и внуку генерал-аншефу Петру Ивановичу Стрешневу. Петр Иванович перестроил родовое гнездо: в 1750-х гг. перестроил в стиле барокко церковь, к которой пристроил трапезную и в 1766 году возвел каменный дом в стиле Елизаветинского барокко.

Покровское-Стрешнево

После смерти Петра Ивановича имение перешло к его любимой дочке Елизавете, девице избалованной и сумасбродной. Елизавета Петровна вышла за муж за Федора Ивановича Глебова и именовалась со всем своим потомством как Глебова-Стрешнева. После смерти мужа Елизавета Петровна в 1803—1806 гг. перестроила усадьбу: вместо старого дома построила новый 3-х этажный, в стиле ампир, и построила 6 оранжерей. В доме у нее была собрана хорошая библиотека, приобретались технические новинки. На стенах парадных комнат висели гербы Стрешневых и Глебовых.

В 1807 году здесь жил и работал Н. М. Карамзин, который писал «Историю Государства Российского». В 1856 году Покровское-Стрешнево посещал Л. Н. Толстой. После смерти Елизаветы Петровны в 1838 году имение перешло к полковнику Е. П. Глебову-Стрешневу, а затем к его племяннице Евгении Федоровне Бреверн. Евгения Федоровна вышла замуж за князя М. В. Шаховского и стала именоваться Шаховская-Глебова-Стрешнева. Евгения Федоровна была последней хозяйкой этой усадьбы. Она решила снова перестроить усадьбу.

Покровское-Стрешнево

На этот раз усадьба превратилась в некий замок из сказочного средневековья. В 1880 году были приглашены архитекторы А. И. Резанов и К. В. Терский. Был построен оригинальный ансамбль барских служб, в виде подковы. С торцевых сторон дома пристроено два флигеля в виде стилизованных замковых башенок, сделали надстройку над старым домом в форме зубчатой деревянной башни, раскрашенной под кирпич. В 1889–1890 годах по проекту Ф. Н. Кольбе и А. П. Попова вокруг усадьбы возведена каменная ограда с башнями.

Покровское-Стрешнево

От былого величия не осталось и следа. Ставни заколочены — но через дерево можно одним глазком заглянуть внутрь, что я и сделала. Наверное было красиво)

После революции усадьба была реквизирована и превращена в санаторий ЦК, потом передана в ведение дома отдыха текстильщиков. В 1925 году в главном доме открыли музей, в котором была воссоздана обстановка прежней барской усадьбы, но просуществовал он совсем недолго. В 1928 году музей был закрыт и разорен. В 1933 г. в усадьбе был устроен дом отдыха военных летчиков, с 1970 года находился НИИ гражданской авиации.

Покровское-Стрешнево

После осмотра усадьбы мы прошли к церкви Покров Пресвятой Богородицы.

Покровское-Стрешнево

Собственно именно она дала название «Покровское», а до этого были Подъелки. Эта церковь была в селе еще с 1629 года, самая древняя постройка этого места.

Покровское-Стрешнево

За время своего существования она не раз перестраивалась. Храм действующий и в нем проводятся службы. А сегодня служба была праздничная.

Покровское-Стрешнево
В храме пекут удивительные прироги с маком, персиком, черносливом, выносят прямо на улицу.

Вот такая чудесная прогулка с налётом грусти и боли за нашу историю состоялась сегодня. Ну неужели эта усадьба никому не нужна? Ведь у нее есть хозяин, наше государство…