Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Постойна — Словения Август 2015

Продолжаю повествование о своей поездке в Словению. Первый рассказ был посвящён Бледу. Затем последовали три материала о столице Словении — Любляне. В сегодняшнем повествовании я расскажу о местечке под названием Постойна (Postojna). Находится Постойна на расстоянии чуть больше 50-и километров от Любляны в юго-западном направлении. Постойна, как и Блед, и Любляна полностью соответствует названию моего цикла рассказов — «Словения. Замки и не только…». В Постойне находится одна из самых больших пещер в мире — Постойнска яма (Postojnska jama) и уникальный замок, примыкающий к пещере — Предъямский замок. Пещеры на словенском языке называются ямами, а Предъямский замок по-словенски означает — замок перед пещерой. Сайт, на котором можно почерпнуть информацию об этих двух объектах — один и тот же.

Почитав в интернете информацию о пещере, я понял что, пещеру надо посетить обязательно. А увидев фотографию общего вида Предъямского замка, стало понятно, что и замок нужно увидеть собственными глазами. Стал собирать информацию: часы работы, проезд и т. д. Добраться в Постойну из Любляны особой сложности не представляет. Можно доехать и до ж/д-станции Постойна, можно и на автобусе от автовокзала Любляны. Причём автобусы идущие из Любляны, заезжают не только на автовокзал Постойны, но и на саму автостоянку Постойнской пещеры. И всё же, в конце рассказа я покажу на плане города, где находится автовокзал Постойны. Схема эта больше нужна при отъезде из Постойны в Любляну. Не все автобусы, следующие в Любляну заезжают на автостоянку у пещеры. Так что, как добраться до пещеры у меня вопросов не было. Но когда я увидел вот эту схему (эта схема была на сайте пещеры в прошлом году, сейчас её там нет), что-то мне стало как-то грустно. Оказывается, замок находится на расстоянии 9-и километров от пещеры.

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

И до замка нужно ещё каким-то образом добраться. Как ни крути, а 9 километров в один конец — расстояние не шуточное. На сайте никакой информации о проезде от пещеры до замка не было (сейчас такая информация уже есть). Стал искать нужную мне информацию в отзывах. Нашёл много хвалебных отзывов о замке, легенду какую-то вычитал (уже и не помню о чём: о замке? О владельце замка? Или о местности? Не помню, не суть.). И все, как под копирку, списали друг у друга эту легенду…Положа руку на сердце, мне эта легенда и даром не нужна: я и так «уговорился» побывать в этом замке, увидев всего-то одну фотографию замка. И лишь только в одном месте кто-то упомянул, что летом между пещерой и замком курсируют бесплатные автобусы. Появилась надежда. Вдобавок ко всему, прямо перед моей поездкой, супруга поехала в Хорватию. Из Пореча, где она отдыхала, есть экскурсионные поездки в пещеру (только пещеру, без замка). И супруга, в итоге, побывала в пещере. Она сфотографировала стенд с расписанием автобусов. Так что, душенька моя успокоилась — я понял, что своим ходом можно добраться и до замка.
А теперь всё по порядку.
Летом, в пик сезона, экскурсии в пещеру начинаются с 9 часов. Проводятся они с интервалом в один час. Продолжительность экскурсии — порядка полутора часов. А со всеми организационными вопросами (посадка на поезд в пещере, проезд на поезде туда и обратно, посещение сувенирного магазина и т. д.) уходит около двух часов. В Постойну я выехал на автобусе, отправляющимся из Любляны в 8.00 (6 евро проезд). В 8.53 я вышел из автобуса на автостоянке неподалёку от пещеры (обращаю внимание — не на автовокзале Постойны). Сразу же направился в кассу. Взял единый билет в пещеру Постойнска яма и Предъямский замок на 10.00. Единый билет стоит чуть дешевле (я платил 31,9 евро), а главное — билет нужно показать при посадке на автобус, курсирующий между замком и пещерой. Обязательно советую оплатить сразу же и аудиогид (3 евро). Забегу чуть вперёд и скажу, при входе в пещеру, за несколько минут до начала экскурсии, туристов разбивают на группы по языковому принципу. И хоть я встал в группу с русскоязычным сопровождающим, на деле это разбиение не имеет какого-то принципиального значения. Сопровождающий лишь номинально ведёт группу — обеспечивает посадку туристов на поезд, ведёт группу. Саму же информацию о пещере туристы получают, слушая аудиогид. Поэтому, по большому счёту, нет никакой разницы в какую языковую группу встанешь. На покупку билетов ушло максимум пять минут времени. И в итоге до начала экскурсии у меня был свободный час времени. Этого было достаточно, чтобы посмотреть по сторонам, изучить обстановку. Я поднялся по ступенькам и подошёл к площадке, где собираются туристы за несколько минут до начала экскурсии

А далее вернулся вниз и прошёл к речке Пивка, протекающей рядом. Прошёл мимо водяной мельницы

Собственно, воды этой речки и сотворили эту пещеру. Постойнска пещера находится в районе, именующимся Карст (Крас — по-словенски). Район Карст находится между словенской Постойной и итальянским Триестом. Это плато, сложено породами, которые легко растворяются водой (водой рек и дождей), в результате чего в породе образуется много пустот. По имени местности эти пустоты называют карстовыми. Карстовые пустоты и образовали множество пещер в этой области. Вот та «чёрная дыра» и есть то место, где воды речки Пивка уходят под землю

А вскоре, подошло время моей экскурсии. В пещере весьма прохладно (впрочем, как и в любой пещере), температура около 10 градусов. За два часа экскурсии, если не одеть тёплую одежду, конечно же, продрогнешь до костей. Лично я одел поверх своей одежды тёплую толстовку, которую предусмотрительно взял с собой. Но если кто-то не взял с собой тёплых вещей, не беда — на входе можно взять напрокат тёплое пальто (6 евро). А вот аудиогид, как я уже говорил, нужно заранее оплачивать в билетной кассе.
В своих рассказах я всегда делаю упор на то, чтобы показать место. Поговорку про то, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать не я придумал. Сама жизнь «придумала». Но вот и настал момент, когда мне приходится только говорить. Увы…Выкладывать фотографии ужасного качества не в моих правилах. А в пещерах, с фотографированием у меня, к сожалению, что-то никак…Выкладывать чужие фотографии считаю неэтичным (а они в интернете есть). Поэтому выложу парочку всё с того же официального сайта пещеры.
Опять — маленький экскурс в историю пещеры. Первые упоминания о пещере относятся к XVII веку. В начале XIX века местный житель Лука Чех разведал 300 метров пещерных ходов и начал водить в пещеру посетителей. По сути, Чех был первым официальным гидом, который водил туристов в пещеру. И было это в 1819-м году. Пещеру посещали императоры из династии Габсбургов. Для их приёма перед входом в пещеру был построен Предъямский дворец. В 1872 году была проложена первая в мире пещерная железная дорога, вагонетки которой поначалу толкались гидами, а в начале XX века был установлен газовый локомотив. В 1884 году в Постойнске яме было проведено электричество и пещеру осветили. После 1945 года газовый локомотив был заменили на электрический. На сегодняшний день спелеологами пройдено чуть более 20 километров внутри пещеры. Для посещения туристами открыто порядка 5 километров, из которых 4 километра посетители проезжают на поезде, а километр идут пешком.
Итак, посетителей, войдя в пещеру, рассаживают в поезд

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Не знаю точно, сколько человек везёт такой поезд, но точно можно сказать, что не так уж и мало. В поезде к локомотиву прицеплено Н-ное количество вагончиков. В каждом из вагончиков помещается 8 человек. Я не считал количество этих вагончиков, но их не меньше 7–8. Т. е. пассажиров помещается человек 50 минимум. Сели в поезд, поехали…А едет поезд с весьма реальной скоростью. Конечно, едет не со скоростью наземного поезда, но и не плетётся с «черепашьим» шагом. Во время движения поезда становится весьма холодно. И вот на этой скорости, через несколько минут езды (!!!), поезд привозит посетителей до места, откуда и начинается экскурсия. Обязательно упомяну, чтобы хоть как-то представлялись масштабы пещеры — проложено два пути железной дороги. Уже в пути все посетители включают аудиогиды. По приезду, откуда начинается пешеходная часть экскурсии, все посетители идут по весьма широким бетонным дорожкам. Гиды фактически просто ведут группу, лишь иногда показывая лазерными указками тот или иной объект на пути экскурсии, в соответствии с тем местом, о котором говорит аудиогид. А посетители просто включают на аудиогиде соответсвующую кнопку, согласно маршруту. Масштабы пещеры просто поражают! Передать это словами сложно. Есть места, где в залах видишь сталагмиты (те, что снизу растут) и сталагнаты (сросшиеся сталактиты и сталагмиты) размером более десяти метров. Помню, проходили какой-то зал, размеры которого что-то вроде двухсот метров в длину и в ширину что-то около сотни. Могу, конечно, ошибаться…Причём, даже не знаю в какую сторону ошибаться — в сторону преувеличения, или преуменьшения…Размеры некоторых залов просто огромные. Сами дорожки, по которым идут посетители, местами напоминают горный серпантин

Разные на пути попадаются сталактиты (те, что растут вниз). Был один зал, сталактиты которого называют спагетти. С потолка этого зала свисает огромное количество тонких узких сталактитов. Увы, всего я описать не могу, а главное — показать не могу. Было место, где мы проходили по мосту, который называется — Русский мост. Его строили советские военнопленные во время второй мировой войны. Последним местом в пещере оказывается место весьма немалых размеров, именуемое Концертным Залом. В этом зале может разместиться 10 тысяч человек. Высота потолков в этом зале достигает сорока (!!!) метров. В этом зале, и в самом деле, иногда проходят концерты. Это последний зал на пути посетителей. В этом же зале посетители напоследок заходят в сувенирный магазинчик, а затем садятся на поезд, который увозит посетителей к выходу.

Вот и закончилась моя экскурсия по этой грандиознейшей пещере. Мне предстоял ещё путь в Предъямский замок. Как я и говорил, суммарно по времени со всеми посадками-высадками в поезд, с посещением сувенирного магазина, экскурсия длится порядка двух часов. Т. е. вышел я из пещеры примерно в 12.00. Согласно расписанию автобусов между пещерой и замком, у меня был час свободного времени

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Это было самое удобное время для обеда. Заведения, в которых можно пообедать в Постойне, конечно же, имеются. Далеко я не уходил. Там же, никуда не уходя, в одном из заведений я спокойно пообедал. И вот около 13.00 я уже стоял и ждал автобуса, курсирующего между пещерой и замком. Автобус подъезжает к остановке возле касс, где я брал билеты в пещеру и замок. На входе в автобус девушка проверят билеты в замок. И вот уже минут через 10 езды автобус останавливается неподалёку от замка. Сразу же побежал (и в самом деле…чуть ли не бегом) фотографировать замок

Я тут всё упоминал про фото замка. Но по большому счёту, как ни фотографируй замок — горизонтально или вертикально…крупнее или мельче… с одной точки или с другой… Практически без разницы. Все эти фото, фактически — одно и тоже фото. По-другому там и не снимешь…

На этих фото видно какое-то деревянное сооружение перед замком, напоминающее трибуны. Это и в самом деле — трибуны. В замке иногда проводятся различные костюмированные представления, в том числе и рыцарские турниры. И проходят они как раз возле этой трибуны. Так же на одной фотографии видно и смотровую площадку перед замком

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

А вот и замок во всей своей красе

Не знаю, кому как, а мне этот замок напоминает некое осиное гнездо. А может — некую «заплату» в скале… Замок закрывает собой этот огромный вход в пещеру.
Итак, буквально через пару минут, я стоял возле кассы. Я показал свой билет и получил аудиогид. В замке, в отличие от пещеры, аудиогид отдельно оплачивать не нужно. Опять же, в отличие от пещеры, сеансов посещения замка нет. Осмотр замка проводится самостоятельно, без экскурсоводов. Впрочем, все замки, которые я посетил в Словении, осматриваются самостоятельно и без привязки ко времени.
Похоже, наступил момент сказать пару слов о замке.
Предъямский замок — один из самых старых замков в Словении. Свою историю замок ведёт с XII века. В настоящее время, после реставрации 1990-го года, мы видим замок, каким он был в XVI веке. В 1570 году новый хозяин замка Иван Кобензл, перестроил замок в скале в том виде, в каком он существует и ныне. Наиболее известный за всю историю замка хозяин — рыцарь Эразм проживал в замке во второй половине XV века. Согласно словенской легенде, в 1482 году Эразм убил на дуэли родственника императора Священной Римской империи Германской нации и Австрийского эрцгерцога Фридриха III Габсбурга. В связи с чем, между Фридрихом III и Эразмом вспыхнула война. За голову Эразма было обещано большое вознаграждение. Спасаться от гнева Фридриха III Эразму пришлось в Предъямском замке, откуда он регулярно совершал разбойничьи нападения на австрийские торговые караваны. Фридрих III отправил войска и взял в осаду Предъямский замок. Но наличие подземных ходов и неприступность конструкции замка позволили его хозяину выдерживать осаду целый год. Победить Эразма удалось благодаря предательству слуги. Когда Эразм отправился туда, куда, по словам словенского историка Вальвазора, «даже турецкий султан должен идти сам», слуга зажег фонарь, указавший направление пуле.

Итак, пройдя по деревянному мосту, через ворота я направился в замок.

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Над входом в замок установлен герб семейства Кобензл с орденом Золотого руна. Имя Ивана Кобензла я упоминал выше.

На территории замка достаточно много экспонатов. Много разных манекенов в обстановке быта замка того времени

В их числе и сам Эразм

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Много всяких лестниц, ходов в виде тоннелей и даже мост имеется. Впрочем, чему удивляться? Видно же, что замок имеет несколько этажей. Значит и лестницы должны быть

Интересное место, где проходишь через тоннель

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Оказываешься на площадке перед очередной лестницей

На этой площадке лежат каменные ядра

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

А эта очередная лестница ведёт к мосту

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

И пройдя по мосту попадаешь на самый верх замка

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Это огромная полость в скале естественного происхождения. Далее прохода для туристов нет. На деле там есть какие-то ступеньки, идущие вверх. Я так понимаю, что это и есть вход в пещеру… Но раз прохода выше нет, остаётся только поворачивать назад и уже идти вниз

В одном из залов мне вновь встретился герб Кобензлов

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Я не стал торопиться на первый автобус в Постойну. Поэтому замок я осматривал весьма спокойно, не торопясь. И уже после замка я один из немногих (если не сказать — единственный) пошёл посмотреть другое местечко. Его хорошо видно на этой фотографии

В самом низу фото в левой трети кадра видно какой-то непонятный искусственный объект. Я спустился вниз по тропинке, ведущей к этой непонятной стене

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Уже перед самой стеной я прошёл по деревянному мосту

Поглазел на эту стену и отправился назад

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Уже дома я узнал, что это за стена такая. Там, в весьма не маленькой пещере, находилась конюшня замка. До автобуса в 15.30 у меня было весьма много времени, поэтому я спустился почти к самой речке. Уж туда кроме меня никто не пошёл

Не поднимаясь наверх, я так и ушёл по тропике в сторону остановки. Напоследок сфотографировал замок снизу

Словения. Замки и не только... Часть четвёртая. Постойна

Вот так я провёл этот день в Словении. Убедился, что и своим ходом можно добраться до замка. Напоследок, как и обещал, показываю план Постойны, на котором указал местонахождение автовокзала Постойны.

Ну и покажу ещё некоторые информационные справки. Сайт пещеры и замка немного сумбурный, не так уж просто в нём разобраться. Здесь можно увидеть расписание в Постойнску пещеру в разное время года. А здесь можно увидеть расписание в пещеру Предъямского замка (я не ходил).