Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Шанхай — Китай, + 1 город — Малайзия, Сингапур, Хошимин — Вьетнам Январь 2016

Раненько утром нас загрузили в микроавтобус у отеля и повезли на экскурсию в район Ку-Чи. В этом пригородном районе находится «подземная деревня», известная как туннели Ку-Чи. Мы долго думали, чему посвятить свой второй и последний день в столице южного Вьетнама: хотелось и дельту Меконга посмотреть, и на пляж сгонять, но предпочтение отдали снова военной истории. =) Данная достопримечательность, посещаемая практически каждым туристом, который приезжает в Хошимин не на часок, находится в 60 км от центра города. Казалось бы — тьфу! Что там ехать… Поэтому сначала мы даже рассматривали вариант съездить туда самостоятельно. Однако как же хорошо, что лень взяла верх и мы заказали групповую экскурсию. Господа, дорога заняла 3 часа! Это чистое время в пути, без учета санитарных остановок и прочего. 3 часа! Вроде и пробками толком не назовешь, что происходит на дорогах во Вьетнаме, но и ездой — тоже! Как я уже говорила, эта свалка из машин, грузовиков, с/х техники и кучи мотороллеров, движущихся по дороге по хаотичному принципу — не лучшее место для того, чтобы быстро добраться до места назначения. Это не упорядоченное движение, а вихревая энтропия.

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

Ни за что бы не подумала, что дорога до туннелей займет три часа в одну сторону. Ну ничего, за это время наша многонациональная, большей частью состоящая из европейцев (в первую очередь — итальянцев) группа познакомилась, пообщалась с гидом (на английском языке), который, как оказалось, даже жил какое-то время в СССР во время учебы в вузе по обмену. Правда, кроме пары слов, ничего уже не помнил из русского языка.

Уже почти у цели нашего мини-путешествия, когда все уже мечтали о том, чтобы размять ноги, спины и 5 точки, нас завезли на фабрику (в целях санитарной остановки), где делают различные картины и другие украшающие интерьер предметы. Стоит признать, что все было очень ненавязчиво, никто за нами по пятам не ходил и не просил срочно купить их поделки. Лишь слегка надавили на жалость, сказав, что многие работники — инвалиды, да не разрешили фотографировать внутри магазина готовые изделия. Зато снимать процесс создания — сколько угодно. И это было интересно, я никогда не видела, как создают классические вьетнамские мозаичные картины из скорлупок, из перламутра и т. д.

Цены высоки по вьетнамским меркам, но адекватны на общем уровне. Мы все же прикупили маленькую картинку на память. Это единственный сувенир, который мы привезли из поездки (ну кроме фруктов). Т. к. вешать уже все равно некуда. =) К тому же самые красивые картины интересны сами по себе, так сказать, в вакууме, но дома на стене они будут смотреться странно и плохо сочетаться с мебелью/цветом стен/обоями и т. п. (у кого что). Поэтому мы взяли нейтральное закатное изображение, а не вьетнамских красоток, которые мне понравились больше всего.

Выбор изделий очень обльшой. Картины от малых до огромных составных. Вазы, шкатулки, тарелочки, посуда… В общем — всё! Главное, держать себя в руках, и лучше даже забыть кошелек и карты в отеле. =))

Пережив обязательный атрибут групповых экскурсий, мы наконец приехали в сам район Ку-Чи. Название деревеньки происходило от каучука, результаты переработки которого нам не преминули продемонстрировать. В общем-то деревня не особо отличалась от множества таких же, где американцы производили зачистки. Зато отличались усердием и трудолюбием. Система туннелей, прокопанных аж до границы с Камбоджей, составляет около 187 км! В некоторых местах они даже многоуровневые. Сверху туннели были проложены кладкой и укреплены на несколько метров, так что выдерживали и обстрелы, и даже разрыв бомбы. По сути это можно назвать подземным городком. Там и полевые госпитали, и жилые помещения, и кухни, и арсеналы… Вообще туда может пролезть европеец не шире 44 размера, однако некоторые туннели сейчас расширили для того, чтобы туристы могли тоже пролезть и посмотреть. Собственно по прибытию, после обязательного просмотра небольшого и нудного старого фильма о военных тяготах этих мест,

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

нас провели по экспозициям различных разорвавшихся боеприпасов, захваченного оружия и прочих «трофеев».

Ну, а затем — пригласили спускаться вниз. Да, у меня клаустрофобия, и я это сразу прекрасно понимала. Моя реакция на замкнутые пространства и заслонения меня, а также недостачу воздуха, очень веселит моего мужа. =) Однако моя боязнь замкнутых пространств не возведена в ранг гигантской проблемы, так что я не стала мяться и полезла туда. Сердобольные европейцы спрашивали любимое западное «Are you sure, are you ok?». Шуа, шуа! Не зря же ехала. На самом деле не так и страшно: темно, но не сильно затхло и холодно. Правда, много летучих мышей, они нас встретили прямо при входе.

Внутри размещены имитационные экспозиции, изображающие, как тут лечили раненых, как рабочие распиливали снаряды и делали из них бомбы, какие там были ловушки…

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

Периодически мы снова поднимались на поверхность и заходили в другой туннель. Один из таких «заходов» обернулся потом подъемом по туннелю с крутым уклоном и в дикой тесноте, чтобы вылезти на улицу. Мокрые вылезли все, как мыши. Если б еще предупредили, что портфели с фототехникой можно оставить на улице… Выход оказался в пяти метрах от входа, если смотреть с поверхности. =)

Нам даже устроили небольшой ланч на партизанской кухне, угостив неким плодом, внешне очень напоминающим внутреннюю часть ананаса, а по вкусу — безвкусный картофель или репу. Пояснили, что рацион партизан состоял из таких продуктов и блюд, которые не требовали особой обработки, во всяком случае, чтобы с кухни не шел дым, т. к. его легко заметить с воздуха, и запах, так как лес прочесывали. Затем так вообще повели показывать изуверские ловушки, которыми партизаны и жители деревни защищали свои дома и семьи. Особенно жестокими показались капканы, из которых ногу уже не вынуть, и система противовеса с желеными шипами на дверь, которые при выбивании двери солдатами оставляли их если не без жизни, то без возможности иметь потомство.

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

Ну и основная часть экскурсии, конечно, прогулка по лесу с классическим заданием от экскурсовода: «Давайте, попробуйте найти вход и выход из туннеля». Конечно, никто не нашел, мы обнаружили визуально только несколько дотов, которые торчали из земли сантиметров на 10–20, не больше. Потом, как по волшебству, посреди листвы открылся люк, и вьетнамец продемонстрировал собственное скрывание в уже настоящем туннеле, без удобств в виде лестницы и входа. И через пару минут вылез посреди листвы в совсем другом месте леса. Не удивительно, что американцы никак не могли совладать с этими партизанами.

Муж тоже попробовал свои силы в нелегком труде партизан. Плечи прошли со скрипом. =)) Извозюкался в грязи, пока пролез, но пролез.

Ну, а главный аттракцион этой экскурсии, за который в частности россияне ее и любят, это возможность посетить «тир» (не обустроенный) и пострелять из винтовок, автоматов и пулеметов — трофейных, в основном американских. Когда экскурсовод спросил, кто из группы вообще желает (надеялся, что таких не окажется, видимо), руки подняли только мы с мужем. Видели бы вы лица европейцев, на которых было написано: «Сумасшедшие русские, вот им не сидится мирно!». Что же стало с их лицами и глазами, впрочем, когда они еще и поняли, что стрелять в первую очередь собирается не муж, а я. Представляю, что они там у себя в Италиях и т. д. порассказывают знакомым и родным про ненормальных русских, у которых даже бабам нужно пострелять из пулемета, возведя эту историю в ранг гротеска! =) Наблюдая их реакцию с поджатыми губами, я уже представляла, откуда растут ноги у таких вот историй про русских, водку, автоматы, шапку-ушанку и гуляющих по улицам медведей. Но зато вывалили смотреть в наушничках на нашу стрельбу в полном составе, да! =)

Мы стреляли из американских винтовки М-16 и пулемета М-60. АК-47 выглядели больно подозрительно у них, старые совсем и китайского производства. Патроны очень дорогие, существенно дороже, чем у нас. И они еще, хитрецы, поставили автомат в режим очереди, а не одиночных выстрелов, но все равно было здорово!

Поглядев на нас, еще один мужчина все же тоже решился и отстрелял несколько патронов. Мы погрузились обратно в микроавтобус с улыбкой до ушей, а на задних сидениях среди европейцев стояла звенящая тишина. =)

Так мы и доехали обратно до Хошимина. Кстати, мы прихватили с собой несколько гильз от пулемета и винтовки в качестве сувенира, т. к. в магазинчике при стрельбище их как раз таки и продавали в сувенирном отделе. Значит, можно, решили мы. Ох как же это аукнулось нам! Причем при упаковке чемоданов я специально их положила во внешний карман чемодана, чтобы взял — и вытащил, если что. Но не при одном досмотре в аэропорту проблем не было, а вот при посадке в самолет — да… Уже при выходе из гейта в самолет сотрудник авиакомпании Air Astana отвел нас в сторону, отказал в посадке и в качестве причины на очень ломаном русском сказал, что мы везем в багаже оружие — пули. Я ему пояснила, что, во-первых, это не пули, а гильзы, в которых ничего опасного уже нет и быть не может, а во-вторых, что если уж такая засада, то пусть вынимают и выкидывают, какие проблемы. Неееет, они протащили мужа через всю систему помещений аэропорта в какие-то **еня дальние, там заставили мужа самолично их выкинуть в огромную такую корзину, где такого добра было навалом уже. В общем, чудные они. Зачем же тогда в сувенирных их продавать, если все равно не увезешь?

По приезду обратно в Хошимин все требовали их высадить в удобном месте, но нас довезли строго до отеля, откуда брали. Нечего тут разгуливать, где попало. =))) Экскурсии экскурсиями, а обед по расписанию! Время которого, впрочем, если честно, давно уже прошло, пока мы снова добирались эти несчастные 60 км. Мы еще в Москве присмотрели несколько лучших ресторанов Хошимина для посещения. И теперь наконец отправились в один из них. Ресторан Hum Vegetarian, Lounge & Restaurant вызывал большие восторги у туристов, которые оказались по нашему опыту вполне оправданными. В данной сети два ресторана, мы были в том, что у набережной реки Сайгон.

Приятная атмосфера, прохлада, интерьер… Ну, а уж блюда — выше всех похвал. Хоть ни я, ни муж вегетарианцами не являемся, но рис с орехами в ананасе и зеленый карри в сопровождении гречишного и лемонграссного чаев привели нас в очень благодушное состояние. Цены, кстати, там тоже очень умеренные, даже удивительно!

Пока мы отдыхали, стали свидетелями странного за соседним столом. Вот ничего не имеем с мужем против представителей нетрадиционной ориентации, если они ее не навязывают и не выставляют напоказ, но поведение у них все же странно вызывающее, даже если дело не касается вопросов их эротических предпочтений. Вот чем надо думать, чтобы так сидеть в приличном ресторане, честное слово? Наверное, тем местом, что их так волнует.

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

Мы с мужем решили «сматывать удочки», к тому же что они еще и закурили. Официант на удивление невозмутимо битых полчаса стоял и отвечал на их вопросы по меню. Вот это выправка! =)) Мы уже пообедать успели, а они все выясняли, как готовится рис в каком-то блюде, т. к. если на пару, то их не устраивает. Еще бы. =)))

На вечер у нас оставалось еще важное дело, помимо сборов. Хотелось привезти родным фруктов, так что мы отправились на рынок Бен Тхань. К тому же что он в общем-то считается одной из ключевых достопримечательностей Хошимина. Был у нас еще и заказ на джинсы, но… В общем, прибыв туда, я оказалась в каком-то кошмаре посреди Черкизона, который еще и сворачивался потихоньку к вечеру. Короче, кромешный ад. Толкотня, шум, грязь… Если вкратце, то, может я и не права, но мне показалось, нет во Вьтенаме золотой середины в плане покупок: в крупных ТЦ бутики, где цены еще даже с московскими посоревнуются, например, обычные мужские Levi’s там стоили 5500-6000р., а на рынках — сплошной ширпотреб низкого качества. Если и есть что хорошее, нужно перелопатить кучу всего, чтобы отделить зерна от плевел и найти это хорошее. И еще уметь хорошо торговаться. Т. к. мы в итоге с женщиной, торгующей фруктами, жарко спорили минут 15–20, но все равно я знала, что она осталась почти при своем. Близкое закрытие рынка дополнительно ослабляло мои позиции в споре. =) Но уж главное, что ушли не с пустыми руками. Хотя денег взяли немало. В былые времена в Таиланде все было куда дешевле.

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

С закрытием часов в 19 рынка Бен Тхань расцветает уличная торговля вокруг.

Мы все-таки решили в этом бедламе не участвовать, а спокойно отужинали в свой последний вечер во Вьетнаме в достаточно популярном Soul Burger, где бургер по вкусу себе, пожалуй, действительно сможет найти каждый. Даже вегетарианец.

Наше знакомство с Азией: Хошимин клаустрофобный

Вот таким получилось завершение нашего путешествия. Напоследок Хошимин подарил нам еще один чудесный восход, провожая нас в аэропорт.

После нервотрепки с гильзами в аэропорту, о которой я рассказывала выше, мы, приземлившись в Астане, отказались от идеи попытаться там что-то посмотреть, и остались в здании аэропорта дожидаться рейса в Москву. К тому же канитель с транзитом почему-то очень затянулась. Но как обычно, хорошо всё, что хорошо кончается. Непростым получился наш новогодний вояж в Азию, я бы даже сказала, с испытаниями воли и физической подготовки. Но что полным впечатлений — это точно! К тому же со временем все тяготы всегда забываются, острые углы сглаживаются, и остаются только приятные воспоминания и эмоции, вызывающие улыбку и ностальгию. Подводя итог первому серьезному азиатскому турне («пакетный» Таиланд — не в счет), могу с уверенностью утверждать, что Азия нас покорила окончательно! Ей даже не пришлось применять уловки в виде теплого Индийского океана и гастрономических удовольствий в виде обалденных фруктов и морепродуктов. Она хороша и так. Даже без пляжа. У нее особый шарм, незабываемый колорит, интересная кухня, чудесная архитектура, разнообразная флора и фауна и восхитительные рассветы! Мы обязательно вернемся, обещаю!