Турист Александр Смирнов (Sanych)
Александр Смирнов
был 6 сентября 2023 13:02

Онега, Северодвинск — Россия Август 2011
Архангельская область.

Предыдущая Часть. Малые Корелы - Северодвинск - Ягры.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ, 15.08.11, ПОНЕДЕЛЬНИК

Ягры — Северодвинск — Куртяево — Покровское

170 (1889) км

Сегодня с утра погода еще лучше вчерашней. После завтрака думаем, остаться ли еще на один день, или все же продолжать путешествие. Искупались в море, и решаем ехать дальше — дорога манит и зовет. Недолгие сборы и мы снова готовы отправиться в путь.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

В Северодвинске остановка и небольшая прогулка по центру города.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Заправка на Лукойле и теперь наш путь лежит в Онегу. Сначала идет вполне приличная дорога с асфальтовым покрытием. По дороге нам попалось симпатичное озеро и на его берегу мы пообедали и отдохнули.

Неплохо подкрепившись, продолжаем свой путь. Оба навигатора исправно работают и показывают одинаковый маршрут. Следует поворот на Онегу и начинается пыльная грунтовка.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Вдруг неожиданно снова начинается асфальт и, судя по информации, мы оказались у природного памятника «Куртяево». Недолго думая, решаем отправиться на самостоятельную экскурсию по этим местам.

Недалеко от стоянки есть источники «мертвой» и «живой» воды. Они представляют собой небольшие роднички, которые сочатся из-под земли. Вода в них с большим содержанием железа.

Основной маршрут пролегает вдоль речки Верховка, протяженностью несколько километров.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Тропа разделяется, и если держаться левее, то можно выйти к Алексеевской церкви. Вокруг красивый лес, всюду развешены указатели направления движения, идти приятно. Иногда навстречу попадаются немногочисленные, как и мы туристы.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

На большой поляне стоит церковь и она вся в строительных лесах.

Церковь открыта и никого внутри нет. Рядом стоит небольшая часовня.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

По строительным лесам можно забраться на самый верх церкви и с высоты птичьего полета осмотреть близлежащие окрестности. Лепота!

Дальше дороги нет и надо идти в обратном направлении, но теперь следовать по указателю в сторону Надкладезной часовни и колодца. Туда ведет тропа с деревянным настилом.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Наконец, показывается часовня и колодец. После осмотра часовни, не отказываем себе в удовольствии окунуться в колодце. Вода просто обжигающе ледяная!

Настроение отличное и можно возвращаться обратно, но по другому пути, на котором нам встречается гостевой домик.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Оставшись довольными от осмотра «Куртяево» продолжаем свой путь. Снова пошла грунтовка с порой очень плохими и неровными участками. Порой проходится ехать со скоростью 30–40 км/час. Редкие машины очень сильно пылят и попутки почти все нас обгоняют. Но с маршрута сбиться почти невозможно — исправно работают навигаторы и на поворотах везде вывешены указатели.

В деревне Кянды неожиданно образовалась пробка, организованная местным пастухом и стадом коров. Приходиться ехать медленно за ними через всю деревню, пока они не свернули в стороны от дороги.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Теперь путь свободен, и мы продолжаем свое путешествие по лесной грунтовой дороге.

В селе Тамица начинается долгожданный асфальт. День близится к концу, и засветло мы не успеваем добраться до Онеги, а ехать в темное время суток для нас совсем нежелательно. Поэтому надо искать место для ночевки. У села Покровское, видно по навигатору и карте, что дорога здесь очень близко проходит вдоль берега моря. Свернув направо с главной дороги, выезжаем на берег небольшой речки Пильема, которая впадаем в Белое море. Разведка местности подтверждает, что здесь можно остановиться на ночлег.

Прогулка на берег моря показала, что там отлив, до большой воды очень далеко.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

После ужина спать укладываемся в машине, так как палатку устанавливать совсем не хочется.

ВОСЬМОЙ ДЕНЬ, 16.08.11, ВТОРНИК

Покровское — Онега — Прошково

183 (2072) км

Погода продолжает нас баловать — с утра снова солнечно и тепло. После небольшой разминки, водных процедур и завтрака, надо привести в порядок нашу Ласточку. Она сильно запылилась после езды по грунтовке.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Около 12.00 собираемся и едем в Онегу по хорошей асфальтированной дороге.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Через полчаса, приехав в Онегу, находим парковку в центре города.

Сначала неспешная прогулка по центральной части города, а потом с берега реки Онеги любуемся ее видами перед впадением в Белое море.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

При осмотре Троицкого собора нам даже разрешили подняться наверх и полюбоваться видами города с колокольни.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Недалеко от собора находится дом Кучина А.С. — мореплавателя и полярного исследователя.

Через дорогу расположен городской историко-мемориальный музей, в котором гостеприимные музейные работники провели для нас интересную экскурсию.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Закончив культурную программу по осмотру достопримечательностей Онеги, теперь неплохо было бы подкрепиться. В центре города находится кафешка, в которой мы вкусно пообедали, отдав за двоих всего 303 руб.

После Онеги, примерно 40 километров в сторону Плесецка и Мирного идет хорошая асфальтированная дорога.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Затем, где-то за Глазанихой, снова начинается грунтовка, но достаточно ровная.

Дорога проходит через Верховье, Большой, Павловский и Сельский Боры, а потом снова выходит к Онеге и идет вдоль ее берега. После деревни Прошково на берегу реки показывается хорошее место для стоянки. Кто-то соорудил небольшой столик и оборудовал место для костра.

Путешествие на Север. Ягры - Онега - Прошково.

Недолго думая, мы решаем здесь остановиться на ночевку, так как уже время к вечеру, и вряд ли где-либо дальше, мы найдем такое хорошее место. Располагаемся, отдыхаем и любуемся замечательными видами Онеги. Не отказываем себе в удовольствии искупаться в бодрящей воде этой красивой северной реки.

После ужина надо пособирать дрова на вечерний костер. На вечерней зорьке побеседовали еще с местным рыбаком, который проходил с удочкой вдоль берега. Вот, говорит, раньше были времена — река была полноводной, рыбы было много, а сейчас река обмелела, и рыбы почти не стало. Поговорили о жизни, и он пошел дальше ловить оставшуюся рыбку. Мы разожгли костер и долго сидели около огня, не спеша попивая свой вечерний чай.