Павлов Константин (KonstantinPavlov)
Константин Павлов Пользователь — был сегодня 14:29

По Китаю, с севера на юг. Луньмэнь — пещерные храмы, вырезанные в скалах

18 августа 17:00 Лоян — Китай Май 2016
70 36

Чтобы улучшить свою карму, надо вырезать Будду в камне

С давних времен в Индии существовала традиция вырезать в скалах пещерные храмы. Считалось, что подобные деяния улучшают карму и способствуют лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай эта традиция прижилась и в Поднебесной. Император, его сановники, да и обычные люди жертвовали деньги на высеченных Будд, чтобы увеличить свои заслуги перед высшим миром и достичь вожделенной нирваны.

Надо сказать, что буддизм оказал значительное влияние на формирование культового искусства в Китае, на традиции раннего древнекитайского зодчества. Среди появившихся архитектурных культовых сооружений отдельно стоит выделить пещерные храмы. Буддийские монастыри и храмы, в периоды правления благосклонных к ним императорских династий, богатели, получали во владение крупные земельные наделы и начинали играть значительную роль в экономике и культуре страны. Именно в эти годы, китайские зодчие создавали поражающие воображение грандиозные пещерные комплексы. Это были крупные пещерные храмы, которые высекались в толще отвесных скал, около столичных городов или на важных магистральных дорогах.

Буддийские пещерные храмы Китая это такой синтез скульптуры, архитектуры и живописи. При этом, сюжетами для скульптуры выступали изображения Будды в различных его состояниях, высеченные в камне легенды из его жизни, изображения его учеников и монахов.

2
4

Как правило, пещерный храм представлял собой высокий округленный ближе к потолку грот, в котором все основное пространство занимали гигантские (до 20 метров) сидящие фигуры Будды. Эти фигуры располагались так, чтобы на них, через вход или световое окно, падал мягкий свет. Китайские зодчие, продумывая наружное оформление таким образом, чтобы человек за пределами храма не мог получить представления о внутреннем решении пространства и о размерах помещенной внутри скульптуры. А попав внутрь, вплотную приближаясь к сидящей статуе внушительного размера, чувствовал себя восхищённым. Большие фигуры Будд в замкнутом пространстве производили сильное впечатление на зрителя, создавая культовым сооружениям ауру величия.

Пришло время, и одним из таких восхищенных зрителей оказался и я, попав в гроты Луньмэнь — комплекс буддистских пещерных храмов в 12 км к югу Лояна.

О китайской династии Северная Вэй или о тех далеких временах, когда даосизм и буддизм враждовали друг с другом

О династии китайских императоров Северная Вэй, правивших Поднебесной в 3–6 веках нашей эры, нельзя не вспомнить в рассказе о пещерных храмах Луньмэнь. Эта династия известна, во-первых, объединением царств Северного Китая в середине пятого века, а также, щедрым финансированием развития искусств на территории своей империи. Именно при этой династии были сооружены знаменитые пещерные храмы в Юньгане, недалеко от Датуна и комплекс пещерных буддистских храмов Луньмэнь вблизи Лояня. При планировании поездки в Китай, я решил не заезжать в Датун, отдав лишние дни пребыванию в Пекине. А вот в Лоянь приехал специально, что посмотреть и знаменитый монастырь Шаолинь и пещерные храмы Луньмэнь, о которых сейчас и идет речь.

9
11

И Датун и Лоянь были столицами Китайской Империи при династии Северная Вэй и благодаря этому в их окрестностях были сооружены потрясающие пещерные храмы, дошедшие до нашего времени.

Отношение к буддизму китайских императоров тех времен не отличалось постоянством. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Взять хотя бы императора Тоба Тао (очень известного в династии Северная Вэй). При его дворе шла напряженная конфессиональная борьба. Поначалу он, также как и его предшественники, слыл весьма веротерпимым. Император Тоба Тао доверил управление страной конфуцианцам, щедро одаривал буддийские монастыри, активно прислушивался к проповедникам — даосам. Последние, однако, и надоумили императора стать ревностным даосом. «Зачем нам, китайцам, почитать варварских богов?» с негодованием внушали ему даоские деятели. Их усилия не прошли даром, император Тоба Тао неожиданно стал оказывать протекцию даосизму, усмотрев в его учении альтернативу чужеземному буддизму. Он выстроил в столице даосский храм и взял даосский титул «Государя-покровителя наивысшего покоя». Даосизм постепенно стал серьезным противовесом буддизму, широко распространенному среди северовэйской знати. До этого, буддийские монастыри были крупными землевладельцами, не платили налогов, обрастали богатством. Год от года увеличивалось количество монахов. А тут Тоба Тао, готовясь к очередной войне, ради пополнения своего войска, велел вернуть в мир всех буддийских монахов моложе 50 лет. Укрыватели монахов подвергались преследованиям, закрывались буддистские школы. Также под запрет попали и шаманские культы язычников, которых обязали почитать китайских богов. Дальше было хуже, Тоба Тао издал указ об уничтожении всех буддийских икон и статуй, сожжении индийских книг, предании смерти и всех монахов и тех, кто, почитая чужеземных богов, делал идолов из серебра или меди. Даже конфуцианцев поразила жестокость его указа. При дворе императора развернулись неслыханные страсти. Некоторые считали казни монахов справедливыми, так как они чтили чужеземный закон, не несли воинской повинности, грешили перед своим телом, изнуряя себя постом, не работали, собирая милостыню, а соблюдая целомудрие, могли оставить империю без воинов. Другие миролюбиво советовали: если государь любит тех подданных, которые мудры, то он должен жалеть тех, которые глупы, и просвещать их, а не казнить, лишая возможности исправиться. А многие, симпатизировавшие буддистам были невероятно возмущены. Так, наследник престола, сын императора, задержал опубликование указа, дав возможность многим монахам скрыться и спасти книги и иконы. Император Тоба Тао казнил своего сына, защитника буддизма. Однако, вскоре стал жертвой заговора и был отравлен. Его внук, новый император Тоба Цзюнь увидел в произошедшем знак свыше, стал поддерживать буддистов, возвел гигантскую статую Будды, приказал делать пещерные храмы, а потом и вовсе ушел в монастырь. Его сын император Тоба Хун перенес столицу в Лоян, великолепно отстроив его заново, а в его окрестностях заложил грандиозный пещерный монастырь Луньмэнь.

4
7
3
1

Вот такая история из далеких времен!

Прогулка по гротам Лунмэнь или что сохранилось до наших дней с тех далеких времен

Ну, вот и пришло время посетить комплекс пещерных буддистских храмов Луньмэнь. Как лучше туда добраться? Туда я доехал на такси, договорившись с водителем за 20 юаней. Это, конечно, не дорого, примерно 200 рублей, но, я знаю точно, что переплатил. Сразу, увидев иностранца, таксист выключил счетчик — любимая забава китайских таксистов — так что торгуйтесь. Такси доставляет к остановке специального автобуса, а уже на нем бесплатно, минут за 10 до билетных касс. Там надо купить входной билет стоимостью 100 юаней и билет на электрическую повозку (стоит 20 юаней), на которой вас довезут ко входу в комплекс. Путь домой оказался и проще и дешевле, выйдя из ворот музейного комплекса, я увидел остановку обычного городского автобуса, и уже на нем, за 2 юаня, доехал до центра города. Заходим на территорию музея «Гроты Лунмэнь».

Он расположен на склонах невысоких гор в узкой долине вдоль реки Ихэ.

3
3

Осмотр начинают с западного склона реки Ихэ. Именно там все самое интересное.

2
6

Вот, например, пещера Биньян, она встретит нас сразу после входа. Пещера была вырублена самой первой, еще в начале 6 века.

2
3

Планировалось, что в этом пещерном храме будет три отдельных грота, но что-то этому помешало. В результате, сделали только центральный грот, а боковые гроты остались недоделанными. Войдя в грот, мы видим Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисатв (трактовок последнего термина много, например: это выдающиеся учителя, основатели буддистских школ). Сидит Будда в обычном халате, с улыбкой на лице, такой простой и доступный обычным людям.

За пещерой Биньян тянется целая череда гротов. Они разных размеров, одни побольше, другие поменьше.

1
1
3
1
2

Гроты вырублены в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй и в начале эпохи Тан. Каждый грот имеет свое название.

Есть там, например, грот лотосного цветка, в котором, над сидящим обезглавленным Буддой потолок украшен резьбой в виде цветущего лотоса или грот медицинских предписаний, на стенах которого высечены рецепты приготовления лекарств.

3
1
2

Или, например, грот десяти тысяч Будд, название говорит само за себя. Ведь все стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных Будд.

5
2
2

Особенно хочется обратить внимание на грот поклонения предкам (по китайски Фэнсянсы). Он был построен на деньги императрицы У Цзетянь, она же У-Хоу, она же императрица У. Не первый раз, я упоминаю в эту даму. Узурпировавшая власть и оттеснившая по пути к трону сыновей-наследников, она запомнилась в истории своим самодурством и злодейством. Но при этом императрица У была ревностной буддисткой. Она профинансировала строительство множества храмов, включая и этот — Фэнсянсы.

2

В этом гроте расположена 17-метровую фигура Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти Будд и олицетворяет собой чистое сознание. Будда Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных сущность буддийского учения. Есть догадка что лику Вайрочаны были приданы черты лица У Цзетянь, но это только догадка. Когда-то, статуи были алтарной частью большого деревянного храма, который столетия назад сгорел.

Замыкает многочисленную череду гротов на западном берегу Ихэ пещерный храм Гуян. В этом храме все больших размеров, несколько шестиметровых Будд, скульптуры изображающие жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей.

5
5
6
1
3

На восточный берег можно попасть на кораблике, но он доставит вас к выходу и придется возвращаться. Поэтому лучше перейти по мосту.

2

Что там стоит посмотреть? Там тоже имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Но надо иметь в виду, что гроты восточного берега сохранились плохо, многие из статуй представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы. Поэтому, я сразу отправился в буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Храм состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма.

1
3
3

Если вы правоверный буддист поклонитесь Будде и его ученикам или покормите разноцветных карпов, плавающих в пруду (для улучшения кармы зачтется). А можно просто отдохнуть в тени деревьев, обозревая великолепные виды, как это сделал я.

6
6

Отдохнуть можно и в усадьбе матери почитаемого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи. Усадьба расположена около самого выхода из музейного комплекса и очень живописна. Это уютный образец традиционного китайского парка с зарослями бамбука, кипарисовыми и пальмовыми рощами, с ручьями, образующими запруды с лотосами.

2
8
3

На территории усадьбы есть могила самого поэта, он покоится в специальном павильоне, в котором установлена его статуя, вырезанная из куска скалы. А по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и его личные вещи.

2

Прогулка закончена! Спасибо за внимание!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

Комментарии

onegina17
+1
19 августа 10:04
Ну ничего себе.... Потрясающе и очень впечатляюще, даже на фотографиях. В реальности - даже представить сложно.
KostantinPavlov
+1
19 августа 10:30
Старались древние китайцы, целых 400 лет выбивали в скалах пещерные храмы
onegina17
+1
19 августа 10:33
Я не хотела писать, но все-таки скажу. Когда смотришь такие монументальные сооружения, невольно думаешь - сколько народа полегло, создавая это. Никто и не считал..
KostantinPavlov
+1
19 августа 10:59
Это точно. Работа с камнем очень опасна. В Армении рассказывали, что мастер выбивавший хачкар -крест в камне, долго не жил. Получал смертельную болезнь легких. А уж в древнем Китае, людей точно никто не считал
Nomad
+2
19 августа 11:25
Фантастическое место! Я был в подобных храмах в Бирме, но там пещеры и изваяния гораздо меньше... Зато сохранились фрески...




KostantinPavlov
19 августа 11:52
Да, изумительно! Традиции те же, пришедшие из Индии, очень впечатляет!
Nomad
+1
19 августа 12:06
Чего только не сделаешь, чтобы карму поправить...
KostantinPavlov
19 августа 12:29
ну да
vadimbryansk333
20 августа 22:22
Олег,а где в Бирме такие храмы? Что-то я проф..пропустил такое
Nomad
20 августа 22:27
Вадим, это недалеко от города Моньва.... Там вообще масса всего интересного, в этой Моньве... ))
Вот тут она, в двух частях..))
vadimbryansk333
20 августа 22:41
тут-это где?
Leolik
+1
19 августа 13:40
А те кто камасутру в камне выбивал тоже долго не жил? И поправил ли он свою карму?
А на чьей это голове Будда так вдохновенно отплясывает в храме Гуян?
KostantinPavlov
+2
19 августа 14:24
В Кхаджурахо я был, камасутру в камне видел. Там другое, там индуизм. Вот скопировал свой текст из давнишнего альбома для чего выбивали эротические сцены в камне:
Существуют следующие объяснения. Подобно тому как злодеяния притягивают злодеев, так и набожность притягивает Богов. А такие Боги, как Индра или Варуна, повелевают стихийными бедствиями, ураганами и грозами. Храмы притягивают Богов, и Индру и Варуну, но увидев непристойные сцены, изображенные на каждой стороне, они покидают это место в крайнем отвращении и поэтому храмы остаются нетронутыми
Вторая возможная причина заключается в том, что эротические фигуры были вырезаны для испытания верующих на искренность и сосредоточенность. Если верующие праведны, то, при виде этих непристойностей они будут стоять невозмутимо. В противном случае, они поддадутся чувствам и покинут храм, не дойдя до святилища и не поклонившись богу
Есть еще третья версия. Один раджа очень переживал по поводу небольшого количества людей в своем королевстве, в семье было 1-2 ребенка, как у нас сейчас. Люди были очень религиозные, работали и поклонялись своим богам. И тогда радже пришла идея построить храмы любви и через религию заставить людей плодится. И это ему удалось, через 20 лет в его армии было много молодых воинов. Но думаю, что гид сам придумал эту сказку, чтобы сильно не заморачиватся. Первые две версии я взял из книги американского профессора -индолога Уолперта, а третью рассказал гид, индус Паша
Leolik
+1
19 августа 15:46
Как научный подход, так и чисто человеческий заслуживают внимания и понимания!
spatefillum
+1
23 августа 19:25
А по-моему третья версия больше всего похожа на правду))
KostantinPavlov
24 августа 10:42
во всяком случае, она ближе к жизни
KostantinPavlov
+1
19 августа 14:28
Leolik писала 19 августа 13:40
А на чьей это голове Будда так вдохновенно отплясывает в храме Гуян?
а вот этого я не знаю, так глубоко в историю буддизма не копал
KIE
+1
20 августа 13:07
Это не Будда, это Небесные цари, их четыре, по количеству сторон света. А "отплясывают" они на головах демонов.
KostantinPavlov
+1
21 августа 10:50
Спасибо, да логично, что именно так
sany4
+1
19 августа 14:46
Да уж... Кропотливый труд многих поколений... Впечатляет!
KostantinPavlov
+1
19 августа 14:52
sany4 писал 19 августа 14:46
Кропотливый труд многих поколений.
очень кропотливый, 400 лет долбить скалы. Зато китайцам есть теперь, что показать, а нам посмотреть
natchen
+1
19 августа 16:30
Потрясающие места, конечно. Вот только где взять время, чтобы все это увидеть. У меня начало складываться ощущение, что Китай просто резиновый. Столько вмещает в себя .
KostantinPavlov
19 августа 16:45
Сейчас еще там Наташа?
natchen
+1
19 августа 16:50
Да, Костя, на Хайнане уже. Неделю просто отдыхаем.))
KostantinPavlov
0
19 августа 17:11
Класс!
natchen
+1
19 августа 17:22
Ege
+1
19 августа 16:59
Интересно! Но вот когда я была в ю.корейском буддистком монастыре, то мы не только не платили за вход, но и ночевали там (служба бала в 4 утра) и завтракали. Пение монахов было очень красивым, и тоже великолепные виды из монастыря. Вот дописала, а теперь думаю: м.б. это корейцы, кот. нас туда привезли, заплатили
KostantinPavlov
+1
19 августа 17:17
В Лояне Луньмэнь - музейный комплекс (правда на территории есть монастырь и монахов там видел) Плата за вход понятна. А там в ЮК возможно и бесплатный вход, раз действующий монастырь
Ege
+1
19 августа 17:46
Это я больше про Шаолинь (про плату)
KostantinPavlov
+1
19 августа 19:59
Здесь вроде логично, музей
Chedty
+1
20 августа 17:01
С огромным интересом читаю ваши рассказы по Китаю. Они очень содержательны и познавательны.
KostantinPavlov
+1
20 августа 18:58
Спасибо!
denis111
+1
20 августа 18:21
Очень интересно!
Svet-lanka
+1
20 августа 21:03
Необычные места, впечатляют точно! Какой многогранный Китай все-таки!
KostantinPavlov
+1
20 августа 21:59
Буддисткие пещерные храмы есть в разных странах , вот и в Китае, под Лоянем, очень впечатляет!
Svet-lanka
20 августа 23:56
Ни разу не была в таких
happiness
+1
20 августа 21:13
Комплекс буддийских храмов просто уникален-потрясающе,Константин!
KostantinPavlov
+1
20 августа 22:01
Поражает и то, что работа длилась 400 лет, сколько поколений мастеров
happiness
+1
21 августа 8:25
Человеческая вера не знает границ и времени.
KostantinPavlov
+1
21 августа 10:47
Да, здесь это наглядно видно
vadimbryansk333
+1
20 августа 22:23
Константин,вот это круто! мне такой Китай нравится больше,чем Китай небосребов
KostantinPavlov
+1
21 августа 10:43
Тоже самое и я. В Шанхай я не поехал преднамеренно, в Гуанчжоу был только день. Зато с удовольствием провёл время в небольших Пиньяо и Лояне
vadimbryansk333
+1
21 августа 15:23
очень одобряю!
Olegka
+1
21 августа 10:27
Люблю такие "музеи под открытым небом"!) Ну, почти под открытым!)
KostantinPavlov
+1
21 августа 10:46
Под открытым , под крышей только Будды. Надо быть готовым несколько часов по холмам, вверх-вниз. И солнышко припекает
Olegka
+1
21 августа 13:56
KostantinPavlov писал 21 августа 10:46
несколько часов по холмам, вверх-вниз

Нам не привыкать!)
KostantinPavlov
+1
21 августа 17:14
Тяжела доля туриста
borisnov
+1
21 августа 16:18
Впечатлило ! Действительно интересна идея с большой статуей одного будды в отдельно вытесанной пещере. На Шри-Ланке в пещерном храме сотня будд в одном длинном зале. Тоже, конечно, интересно, но выглядит как выставочный зал.
KostantinPavlov
21 августа 17:18
Сотня Будд в одном зале? Если они они большого размера, то эффект сильный, наверное
borisnov
+1
21 августа 17:36
Нет, размер от 3-4 м до совсем маленьких. Не совсем понравилось. Росписи по потолку больше увлекли.
KostantinPavlov
22 августа 9:29
borisnov писал 21 августа 17:36
Росписи по потолку больше увлекли.
понятно, а в луньмене их нет или не сохранились
NataliaC
+1
22 августа 17:26
Впечатлило, даже очень!! Снаружи пещеры смотрятся как-то очень грубо и кустарно, а внутри!! А гороты друг с другом соединены, как комнаты или как вы по ним ходили?
KostantinPavlov
+1
23 августа 9:42
NataliaC писала 22 августа 17:26
А гороты друг с другом соединены, как комнаты или как вы по ним ходили?
нет-нет, это отдельные пещеры выдолбленные в стене. Заходишь, а там Будда сидит
spatefillum
+1
23 августа 19:28
Пещерные храмы очень похожи на грузинскую Вардзию. Только, конечно, в Вардзии нет вырезанных в камне Будд)) И ни один китаец не подсказал грузинам, как карму поправить. Глядишь, сейчас бы в мире все по-другому повернулось))
KostantinPavlov
+1
24 августа 10:35
spatefillum писала 23 августа 19:28
Пещерные храмы очень похожи на грузинскую Вардзию
да, я помню твой материал про те места. Идея понятна, не только китайцы до нее додумались
spatefillum писала 23 августа 19:28
И ни один китаец не подсказал грузинам, как карму поправить.
evgeniaczech
+1
24 августа 11:48
Очень интересный рассказ, впечатлил даже больше фотографий. Лица у богов явно китайского происхождения.
KostantinPavlov
+1
24 августа 15:06
evgeniaczech писала 24 августа 11:48
Лица у богов явно китайского происхождения.
Но, кстати, часто в качестве моделей скульпторы использовали лики императоров, императриц или тех кто давал деньги...вот и китайское происхождение
evgeniaczech
+1
24 августа 15:15
Ну тогда понятно.
Chiffa7
+1
26 августа 12:10
Очень впечатляюще! Какой они каменный муравейник накопали за 400 лет.
Сложный выбор маршрутов в Китае... То ли национальные парки смотреть, то ли древности, то ли современные достижения.
KostantinPavlov
+1
26 августа 12:21
Chiffa7 писал 26 августа 12:10
Сложный выбор маршрутов в Китае... То ли национальные парки смотреть, то ли древности, то ли современные достижения.
сложный. Для себя я определился, что мегаполисы не хочу, я вообще их не люблю. В Китай надо ехать несколько раз, по разным маршрутам. Можно, например, по Великому Шелковому Пути, с востока на запад
Chiffa7
+1
26 августа 13:01
например, по Великому Шелковому Пути
да, наверно это должно быть очень интересно.
vasilets
+1
26 августа 13:32
Сильное место!
мы там тоже были 10 лет назад, впечатления восторженные!
KostantinPavlov
26 августа 14:05
Да, там стоит побывать. Известная в Китае достопримечательность
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.