Турист Александр Смирнов (Sanych)
Александр Смирнов
был 6 сентября 2023 13:02

Холмогоры — Россия Август 2011
Северная Двина.

Предыдущая Часть. Москва - Шенкурск - Голубино.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ, 11.08.11, ЧЕТВЕРГ

Голубино — Красная Горка — Усть-Пинега — Холмогоры

148 (1468) км

Утро выдалось выше всяких похвал — тепло и солнечно! Завтрак в номере после небольшой прогулки и зарядки на территории турбазы.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Экскурсия в пещеру, которая начинается в 10 часов утра, стоит 300 руб. с человека. Можно идти в своей одежде, но лучше взять экипировку в прокат на базе — еще по 250 руб. Подготовка к экскурсии и экипировка проходит по полной программе, с головы до ног (от каски и фонарика до сапог), и уже экскурсовод по знакомой тропе ведет нашу группу к пещере.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Перед спуском в пещеру экскурсовод рассказывает об истории пещеры. А затем мы по одному начинаем почти вертикальный, 11-метровый спуск в пещеру.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Сразу внизу на открытой площадке грозно свисает огромная глыба льда.

Экскурсовод ведет нас дальше по пещере и иногда приходится передвигаться в приседе.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

По пещере протянуты провода и висят осветительные фонари.

Затем мы попадаем в большой зал, где можно спокойно ходить в полный рост. Там даже стоит новогодняя елочка.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Вершина большого камня покорена!

В одном из ответвлений пещеры течет подземная речка, где можно набрать целебной глины.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Идем дальше по пещере, немного согнувшись. У пещеры два яруса и иногда видны провалы на нижний ярус.

По пути встречаем камень, прикоснувшись к которому нужно загадать желание, которое обязательно (по словам экскурсовода) сбудется.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Продолжаем движение вглубь пещеры. В интересных местах экскурсовод продолжает свой рассказ.

На пути нам встречается отслоившийся пласт породы, который назван «Тещин язык».

Это конечная точка нашей экскурсии, хотя сама пещера продолжается и дальше.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Возвращаемся обратно, и в одном месте экскурсовод предлагает мужчинам путь, который можно преодолеть только по-пластунски. Мы с честью преодолеваем этот отрезок пути.

На этом наша замечательная экскурсия подходит к концу, и мы благополучно поднимаемся наверх. После пребывания в прохладной пещере теперь кажется, что наверху стоит просто тропическая жара. Вернувшись на турбазу, сдаем инвентарь, и вся наша группа получает почетные грамоты почетного спелеолога лесного отеля «Голубино».

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

После обеда есть возможность съездить и посмотреть Красную горку. Можно это сделать в составе экскурсионной группы на автобусе, но мы решили поехать самостоятельно на своей машине.

Дорога идет в направлении Пинеги, а потом по указателю нужно повернуть налево. Действительно, чтобы добраться до Красной горки, нужно ехать 2 км в крутую горку. Стоянка находится у Красногорского Богородицкого монастыря, рядом расположены музей и гостиница.

У края горнолыжного «Шального спуска» установлены деревянные скульптуры старичка-боровичка и русалки. Чуть дальше стоит крест с архангелом.

Монастырь стоит совсем заброшенный и разрушенный. Рядом валяются надгробные плиты.

Богородицкий монастырь известен как место ссылки князя Василия Голицына, сосланного сюда после стрелецкого бунта. Сейчас его надгробная плита стоит у стены монастыря.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

На стенах разрушенного храма еще видны чудом уцелевшие фрески.

Удивительно, но по узкой и темной лестнице можно подняться на колокольню. Виды вокруг — изумительные.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Вид сверху на гостиницу и близлежащий поселок.

Еще в наших планах на сегодня — это на обратном пути в Голубино посетить водопад, который находится в логу «Святого ручья». Оставив машину на обочине дороги, мы по деревянному настилу-дорожке идем к водопаду.

Вокруг стоит лес первозданной и сказочной красоты. Так и кажется, что сейчас появится еще и избушка на курьих ножках. По мере приближения к водопаду, все больше слышен шум падающей воды. Наконец, последний подъем по лестнице, и мы оказываемся на площадке, с которой сверху вниз открывается великолепный вид на водопад и окружающие его скалы.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Очень крутой спуск вниз и мы уже у подножия водопада. Вода просто обжигающе леденящая! Купание в таком водопаде пропустить никак нельзя.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

По очереди подставляем свои спины под этот бурлящий поток. Чувства от купания непередаваемые!

Получив невероятный заряд энергии и бодрости, отправляемся в обратный путь. По бокам от тропы, справа и слева, растут невероятных размеров лиственницы. После такой прогулки к водопаду обед на турбазе кажется невероятно вкусным. Сдав номер, по знакомой грунтовке отправляемся в обратный путь.

На переправе в Усть-Пинеге, пока ждали паром, привели в порядок нашу Ласточку. На последнем в этот день пароме в обратном направлении пересекаем Северную Двину.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Хорошо знакомая нам грунтовка приводит в Холмогоры, на родину М. В. Ломоносова. Прямо у дороги стоит Спасо-Преображенского собор, который находится на реставрации. Рядом расположены Архиерейские палаты и небольшая церковь.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Теперь наш путь лежит в село Ломоносово, которое расположено на острове, образованном протоками Северной Двины. У огромного плаката, посвященному великому ученому, есть поворот на дорогу, которая ведет к переправе на остров.

Через пару километров показывается переправа, рядом с которой стоит летнее кафе.

В расписании движения указано, что последний паром был сегодня в 18.00, а на часах уже 20.00.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Значит, место ночевки будем искать на этом берегу. Проехав немного вдоль реки, находим хорошее место для стоянки, как раз напротив того места, куда причаливает паром на противоположном берегу.

После ужина приятно полюбоваться вечерними видами Северной Двины. Отсюда видно, как к переправе подошло большое стадо коров, а на небе появилась красивая радуга.

Путешествие на Север. Голубино - Красная Горка - Холмогоры.

Палатку снова решили не ставить, а переночевать в машине, опасаясь, что ночью может пойти сильный дождь.

Следующая Часть. Холмогоры - Архангельск - Малые Корелы.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия