Турист Alenka17
Alenka17
был 24 февраля 2017 1:14

Будва — Черногория Июль 2016

Мой отзыв длинный и, пожалуй, один из самых правдивых из тех, что вы прочтёте. Если интересна вся правда этого маленького и наглого города, все его плюсы и минусы, не поленитесь и прочитайте.

Отдыхали в Будве с молодым человеком две недели с 21 июля по 4 августа 2016 года. Первое о чём хочу сказать — не верьте людям, которые с пеной у рта будут вам доказывать, что Будва — прекрасный город, где можно СПОКОЙНО отдохнуть, наслаждаясь Черногорской природой и тишиной.

Обо всём по порядку. Итак, 21 июля мы приземлились в аэропорте города Тиват. Что удивило, от самолета до непосредственно аэропорта люди идут пешком. На пути стоят сотрудники, жестами указывая, куда идти. Сам аэропорт очень маленький, крошечный. В Домодедово при вылете были неполадки, наш рейс задержали на 6 часов, и так вышло, что в Тиват приземлилось сразу 3 самолёта из Москвы — аэропорт технически не смог вместить всех гостей. Очередь на паспортный контроль начиналась далеко за пределами здания аэропорта. Забегая вперёд — никакой безопасностью там тоже не пахнет, когда вы полетите обратно, ваш багаж даже не будут проверять. Оно и понятно — на всю Будванскую Ривьеру у людей стоит один рентген аппарат, и то в платной клинике.

Если вы уже начали изучать Будву и Черногорию в целом, наверное, уже знаете, что все пляжи в этой стране, как и во всей Европе, городские. Найти отель со своим пляжем практически невозможно, к тому же, стоить это будет бешеных денег. Да и сами отели расположены все достаточно далеко от береговой линии, поэтому мы решили снять квартиру. В принципе, так поступает большинство туристов в этом городе. Поэтому жильё здесь снять очень просто — все улицы пестрят вывесками об аренде квартир (здесь это называется апартаменты). Мы остановились в апартаментах на улице Святого Стефана. Скажу сразу, квартира, в принципе, неплохая — есть всё, что нужно для жизни: ванная комната с туалетом, достаточно большая кухня (есть плита, можно готовить самим), комната (кровать, телевизор, кондиционер, шкаф, прикроватные тумбочки, даже DVD проигрыватель), огромный балкон с панорамным видом на город — самый главный плюс. Стоило это удовольствие 40 евро в сутки. Итого за 14 дней мы отдали 560 евро на двоих.

Покидав вещи и переодевшись в купальные костюмы, мы побежали на пляж — всё-таки к морю приехали. Хозяйка квартиры сказала, что идти 5 минут. Скажу честно, увидев, что такое пляж «по-черногорски», у меня было одно желание — развернуться, собрать свои вещи и улететь подальше отсюда. Береговая линия достаточно длинная. Но одинаковая — людей РЕАЛЬНО очень много (больше, чем на наших курортах даже в самый пик сезона), вода грязная (буйки метрах в 10 от берега и сразу за ними плавают катера, моторные лодки, слева в море впадает речка-вонючка, грязная и с какой то слизью) и ОЧЕНЬ холодная (любители Турции и тёплой воды в 28–30 градусов будьте готовы к холодной Адриатике — вода здесь не поднимается выше 22–23 градусов).

Мы прошли влево по набережной, надеясь, что картина хоть как-то изменится, но всё оставалось по-прежнему: хренова туча людей, которые лежат на земле (лежаки, естественно, платные, цены напишу чуть позже) и грязное море. И, в завершении, самое неприятное — на всех пляжах долбит (именно долбит) клубная музыка. От нее нигде не спрячешься — Будва та же Ибица, но, возможно, менее дорогая. Единственное время суток, когда можно насладиться тишиной и морским прибоем — это утро. Объяснение этому у меня только одно: все тусовщики, на которых Будва работает и днём и ночью, встают не раньше 12. А как только они все вылезают на пляж — тот час врубается ТУЦ-ТУЦ-ТУЦ.

Единственный пляж, заслуживающий внимания, это Могрен. Людей там не меньше, но море гораздо чище и пейзаж поприятнее. P. S. — что такое «не меньше людей»: на пляже есть платная зона и бесплатная (люди лежат на полотенцах и приходят со своими зонтиками), так на бесплатной зоне лежит специальная деревянная дорожка, в цивильных странах она сделана для того, чтобы людям удобнее было идти, а здесь она лежит для того, чтобы люди просто не ложились хотя бы на проход, потому что справа и слева от нее после 11-ти уже даже не пройдёшь (либо придётся идти в прямом смысле по головам). Могрен делится на два пляжа: Могрен-1 и Могрен-2. Чтобы попасть на Могрен-2, надо сначала попасть на Могрен-1. А это: пройти по горной тропинке минут 10 (причем в час-пик эти 10 минут превращаются в 15, а то и 20), потом по Могрен-1, и далее через пещеру по двум мостикам (!). В общем, путь от дома до пляжа у нас занимал минимум полчаса.

первый мостик

второй

Фотографии сделаны после 7-ми вечера, поэтому те люди, которых вы видите, это, можно сказать, абсолютно пустой пляж, по сранению с тем, что тут бывает днём.

Лежаки: На Могрен-2 изначально стоили 15 евро первый и второй ряд (2 лежака+зонт), третий и четвёртый по 10 евро. С 1 августа подняли цены — все лежаки по 15. Сразу скажу, если вы всё-таки добрались до Могрен-2 и решили взять лежаки, лучше берите те, которые слева (если стоять спиной к бару). Когда в 14.00 включают музыку, её не так слышно (в первый день мы легли справа от бара и нас буквально оттуда выгнали). Оплачиваете лежаки спасателю, он сам к вам подойдёт и вручит чек, поможет установить зонт. Если с пляжа куда-то уходите, оставляйте на лежаках полотенца. При возвращении можете опять ими пользоваться (т. е. оплачиваете на весь день). Альтернатива Могрен — остров Святого Николая. Считается визитной карточкой Будвы. Попасть туда очень просто — ежедневно с пирса около ресторана …туда отправляются катера каждые полчаса, начиная с 8.00. Стоит это 3 евро с человека (туда — обратно). Лучше ехать с утра, не позднее 9.30: на острове практически все пляжи крупная галька, и лишь один очень приятный, с песком и маленькими камушками, места там разбираются очень быстро. Лежаки стоят 10 евро вне зависимости от ряда. Пляж этот находится за рестораном Гаваи (собственно, сам остров чаще всего и называют Гаваи из-за этого ресторана): пройдите его, встаньте спиной и идите прямо. Что примечательно, музыки там нет, море теплее, потому что там бухта, и людей не так много. Но еда достаточно дорогая: обед на двоих обойдётся в 15–20 евро, а вот перекусить можно недорого: большой бутерброд с пршутом и сыром — 3 евро (пршут — местное вяленое мясо). Вода везде дорогая, поэтому мы всегда покупали в маркете и брали с собой.

Теперь о еде. Обедали мы всегда в одном и том же месте, столовая при отеле Могрен. Прилагаю геопозицию: https://goo.gl/maps/TM3QPKSq1HM2 Отличное место с огромными порциями и улыбчивыми поварами. Берёте поднос, подходите к линии раздачи и сами выбираете, что хотите. Тарелка супа — 1.5 евро, daily meal (мясо + гарнир) — 4.5 евро, салаты/пицца/десерт — 1 евро. Мы брали один обед на двоих и наедались до отвала — выходило всегда 6–8 евро, не больше. Опять-таки вода/соки/вино — от 2€. Если забыли воду дома, можно неподалеку купить бутылку воды/спрайта/холодного чая за 1€.

В Будве очень развит фаст-фуд. На бордюрах сидят семьи (мама, папа, ребёнок) и едят пиццу/бургер/блин и т. д. К вечеру в палатки фаст-фуда не протолкнёшься — ощущение, что народ только этим и питается. Самое вкусное, что можно в Будве попробовать из фаст-фуда, это гирос. По нашему, шаурма. В свернутую пшеничную лепёшку сначала кладут мясо (свинина, жаренная на гриле), а потом то, что вы скажете, на выбор: лук, помидоры, салат, огурцы, павлока (местная сметана), кетчуп и т. д. Для местных есть ещё картошка фри (она всегда стоит под прилавком), по-черногорски, помфрит. Если попросить — положат. Стоит гирос 3€. В принципе, как перекус очень вкусно и сытно. А главное — много. Мы ещё очень любили брать палаченку — это огромный блин, который при вас жарится на огромной конфорке, а затем смазывается всевозможными джемами, еврокремом либо нутелой, посыпается на выбор орехами/ бисквитом и сворачивается. Блинчик с еврокремом стоит 1.5€, с нутелой — 2€. Для местных могут добавить банан, опять-таки, если попросить — положат.

Ужинать старались в разных местах. Ресторанов, кафешек в Будве много, но приятное впечатление о себе мало кто оставляет. В первый день ужинали на набережной в Fishman's pub, очень приятное местечко, но еда немного однообразна и цены не сказать что маленькие. За тарелку с куриными крыльями и картошкой фри + лимонад и мохито мы отдали 17€. Зато хорошее обслуживание (что в Будве редкость) и приятная живая музыка.

В следующий вечер посетили ресторан KRALJ, потому что он был недалеко от дома + было видно море и цены радовали глаз. В этом ресторане делают неплохое мясо. Цену скажу из расчёта, что мы ВСЕГДА брали одну порцию на двоих. За шопский салат (очень вкусно и недорого: свежие овощи+натёртый сыр брынза), порцию свиной шеи на гриле, отварной картофель и по бокалу вина (вообще минимальная порция — 200 мл (3€) на человека, но можно попросить, чтобы разлили одну порцию на 2 бокала) мы отдали 12€. С этим рестораном у нас связаны очень плохие эмоции, потому что обслуживание, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Об этом позже.

Ещё были в ресторане Kangaroo. Цены ОЧЕНЬ приемлемые, если есть желание пробовать их национальные блюда (например, стейк карабанджо), лучше это делать там. Будет вкусно и с вас не сдерут три шкуры. Зайдёте туда, поднимайтесь наверх — атмосфера поспокойнее и не так жарко. Мясное ассорти (огромная тарелка с различными мясными блюдами, приготовленными на гриле) и лимонад с вином обошлись в 12€. Обслуживание тоже не очень — наверху один официант, уставший и забегавшийся, уронил на нас наш же лимонад. Извинился, но скидки не сделал. Во второй наш визит взяли стейк, шопский салат и большой стакан апельсинового фреша — обошлось в 11€. Гарнир не брали, т. к. картофель фри уже включен в большинство предлагаемых блюд.

Самое приятное впечатление о себе оставил konoba bocun. Находится он в городе, идти до него нам было минут 20. Ресторан держит семья: отец, мать и сын (+повара). Хозяин сам принимает гостей, не брезгует за всеми убрать тарелки, всегда улыбчив и вежлив. Сын так же гостеприимен. Все знают по несколько языков, очень доброжелательны. Еда безумно вкусная, всё домашнее. Будете там, обязательно попробуйте пахлаву — пальчики оближите. Цена счета немного больше — от 15€ и выше. Например, за куриное филе на гриле, гарнир, шопский салат и вино (вкусное, домашнее) мы отдали 16€. Но туда мы возвращались с удовольствием — и не только мы.

Завтракали дома — покупали молоко, хлопья, сосиски, кексы и шоколад. В Будве есть отличная сеть супермаркетов — MegaMarket. Там, пожалуй, самые дешёвые продукты и самый большой выбор. Фрукты тоже неплохие. Там же можно попробовать пршут (1.25€ за 100 г). Из того, что действительно стоит попробовать в Будве, это домашнее ежевичное вино. Купили литр за 6€, выпили с удовольствием. Оно слабоалкогольное (примерно 5%), сладкое, очень легко пьётся. Вообще Черногория славится алкоголем собственного производства — начиная от такого слабого вина и заканчивая ракией всевозможного вкуса (фруктовая водка, 42%).

Немного об экскурсиях. Проходя по набережной, вы не останетесь незамеченными со стороны экскурсионных агентств. Вечно пристают, предлагают рассказать, показать, суют буклеты. Основных агентств три и все предлагают экскурсии примерно за одни и те же цены. Прилагаю прайc

Вся правда о Будве.

Выбрали две экскурсии — на катере в Котор и панорамную на автобусах, называется Каньоны. Брали две экскурсии у агентства Atlantix tours (не та, что на фото), просто потому, что они делали неплохую скидку на каньоны (30€ вместо 35) и давали в подарок билеты на остров Гаваи. ИТОГО за две экскурсии на двоих (только одна с обедом — та, что на катере) мы потратили 110€. Ох, как мы об этом пожалели.

Экскурсия в город Котор на лодке. Бедный катер перегрузили так, что половину пути при минимальных волнах была ужасная качка с огромной амплитудой. 80% людей были зелёного цвета, 20% из них рвало. Некоторые лежали прямо на палубе в надежде хоть как-то пережить эту поездку. Таблетки не спасали. На первой остановке вам предлагается на выбор: либо остаться на городском пляже, либо поплыть в голубую пещеру (3€ с человека). Повелись на красивые фотографии, решили поплыть туда (не повторяйте наших ошибок!). Вас сажают в маленький катер, минут 15 вы плывёте до пещеры, там минуту стоите, пытаясь не задавить тех, кто приплыл раньше, затем оплываете пещеру с другой стороны и по свистку (!) все лезут купаться, так же пытаясь не попасть под катера, которые подплывают. Течение в пещере очень сильное, обратно к лодке плыть тяжело. Людей много, спускаясь в воду с лодки, чувствуешь буквально всех людей, которые вокруг тебя, и это не очень приятно. Залезая обратно, так же по свистку, начинается небольшая паника, потому что всех гонят, а лесенка одна, при чём очень узкая. А вокруг катера, которые постоянно вертятся и кажется, что тебя сейчас задавят. Нормальных фоток сделать не получится.

В экскурсию входят несколько остановок: остров святой Богородицы, город Герцег-Нови (город ступенек) и, собственно, Котор. На остановку вас только довозят, всё остальное — вход в собор, подъём в храм, посещение чего-либо и даже краткая экскурсия по городу — платно. Все южные города Черногории поражают своей одинаковостью: маленькие белые дома с красной черепичной крышей, одни и те же переполненные пляжи, наличие так называемого «Старого города» с узкими улочками. Мой вам совет — захотите посмотреть города Черногории, садитесь на автобус и езжайте сами. Не тратьте деньги на экскурсии.

Каньоны. Вам обещают: неподражаемые виды прямо из автобуса, Вы проедете 450 км, а это 80% всей Черногории, посетите национальный парк с Чёрным озером и ознакомитесь с историей страны. А теперь рассказываю, как всё было на самом деле: в 7.10 мы стояли на остановке в ожидании автобуса, который приехал в 7. 35 практически весь забитый, особенно правая его сторона. Мы сели на последнее оставшееся место слева. Все обещанные пейзажи, каньоны, панорамы были справа. Всё, что видели люди, сидящие слева, это скала. С 8 утра и до 8 вечера — скала. 95% пути справа простилалась красота Черногории, но не было ни одной попытки со стороны экскурсовода хотя бы на час поменять нас местами. Ни одна сволочь в агентстве не предупредила об этом. И, естественно, места справа и слева в автобусе стоили одинаково — 30€ с человека. Так же было несколько остановок, первые две — на фотографии, третья — у лавочки с алкоголем. Чтобы вы понимали, полчаса между второй остановкой и третьей экскурсовод откровенно заливал в уши, какая прекрасная у них ракия и как вам повезло, что у нас по дороге будет семья, которая этим занимается. Вы сможете попробовать и приобрести всё, что вам понравится. Четвёртая остановка происходила уже на территории национального парка (въезд — 3€ с человека). Вам предлагают скатиться с самого длинного в Европе зиплайна — трос между одной скалой и другой — ВСЕГО ЛИШЬ за 20€. С автобуса желающих было немного — 4 человека, но очередь на сам зиплайн была большая — человек 50. Мы их высадили и поехали ждать в другое место — на мост, через который они будут пролетать. Мост, и правда, красивый, один из самых высоких в мире, внизу — река Тара. Да и с самого моста очень красивый вид. А что самое главное — на другом его конце такая же палатка с зиплайном, только за 10€. И, конечно же, об этом экскурсовод никому не сказал. Даже тем четверым, которые отстояли пол очереди. Затем начался дождь — а в дождь не катают из-за сильных порывов ветра — и они вернулись обратно ни с чем.

В завершении моего рассказа, хочу поделиться с вами моим впечатлением о том, как в Черногории относятся к туристам, особенно к русским. И немного о наболевшем — о сервисе.

Русские для черногорцев — очень богатые люди. Поэтому, услышав русскую речь, они могут заламывать цены, грубить и хамить. Будьте к этому готовы — знаете английский, лучше разговаривайте на нём.

О сервисе в Черногории знают не все — в ресторане Краль, который я описывала выше, в последний раз нас откровенно пытались обмануть, пробив в чеке булки, которые мы не заказывали (в некоторых ресторанах пишут в меню, что хлеб/булки пробиваются автоматически, в счет обслуживания). Так как мы были в крале не первый раз и до этого никакого хлеба нам не предлагали и не пробивали, мы спросили у официанта, что это такое. На что получили ответ — вы забронировали столик и поэтому вам придётся это оплатить (пробил в чеке 2 раза хлеб — 0.80€). Когда мы ему сказали, что здесь не в первый раз и попросили объяснить, в чём дело, он замахал на нас руками и ушёл. Принёс салат, сверху которого лежал гнилой помидор. На вопрос: «Молодой человек, вы считаете это НОРМАЛЬНЫМ?», он хмыкнул, развернулся и ушёл. Второй раз. Мы откровенно психанули, пошли разбираться к хозяину. После чего нам беспрекословно поменяли салат, прислали девушку с бесплатной ракией и тысячу раз извинились. Однако мою просьбу, чтобы перед нами извинился официант, проигнорировали.

На пляже тоже обманывают. Заказываете арбуз за 3€, сдачу с 5€ дают 1,5€. Спрашиваем, почему 1,5€, ведь в меню стоит три. В наглую показывает чек, где действительно арбуз стоит 3.5€. На вопрос, почему в меню цены меньше, чем на самом деле, отвечает, это же всего лишь полцента, расслабьтесь. В этом — вся Будва.

Что происходило в нашей квартире, пока нас не было — одному Богу известно. Горничная, не стесняясь, могла воспользоваться нашим туалетом (бумага постоянно заканчивалась), у нас забирали стулья без нашего ведома для соседей справа, которые три ночи не давали нам спать, орали в пьяном угаре и хлопали дверьми; ходили ругаться сначала с ними, потом с хозяйкой, которая разводила руками и говорила, что ничего не может с этим сделать, мол, поговорит, но на этом всё, баста. В общем, чувствовали мы себя как в гостях у знакомой. Только за 40 € в сутки.

Итак, каковы мои впечатления о поездке? Ниже Удовлетворительного. За весь отпуск мы потратили 145 000 рублей (вместе с билетами), но ТАКОЙ отпуск не стоит и половины этих денег. Показатель отношения Черногорцев к туристам — наша хозяйка квартиры. Вместе с нашими деньгами закончилась и её любезность — ровно в 9 утра в последний наш день она нас в прямом смысле слова выгнала за дверь.

Ехать ли в Черногорию отдыхать? Не знаю, решать вам. Думаю, посмотреть страну стоит, природа очень красивая. Только ехать туда в июле—августе я вам не советую. Испортите отдых, как это сделали мы. Не берите экскурсий — если есть возможность, арендуйте машину. А лучше подыщите другую страну для отдыха.

P. S. — Будва идеальна подойдёт для тех, кто едет туда большой компанией с одной целью — оторваться и потусить. Людям, ищущих тёплое море на спокойном пляже там, к сожалению, делать нечего.