Турист Владимир Городзейский (VladimirGorodzeyskiy)

"И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ"

Рио-де-Жанейро — Бразилия Ноябрь 2013

«И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ…»

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

«Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,

Суда уходят в плаванье к далеким берегам.

Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию.

И я хочу в Бразилию — к далеким берегам!

А в солнечной Бразилии, Бразилии моей

Такое изобилие невиданных зверей!

Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,

Увижу ли Бразилию до старости моей?»

Озорная песенка Сергея Никитина на слова Киплинга, которую я знал, уж не помню, сколько лет, и при случае с удовольствием подпевал, даже не особенно вдумываясь в слова. Но закон перехода количества в качество наконец-то сработал, и вопрос «увижу ли Бразилию до старости моей?» вдруг зазвучал громко и явственно и незамедлительно потребовал ответа. А тут еще совершенно случайно подвернулись еще сорок три жаждущих путешествий к далеким берегам, большая половина из которых просто – друзья-приятели. И вот «летят они в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию, и я лечу в Бразилию к далеким берегам».

“British airways”, 757-м боингом из Москвы за четыре часа в «туманный альбион», который, впрочем, туманным отнюдь не был, и через пару часов мы уже сидели в огромном “Boing-777”, перенесшим нас за 12 часов через Атлантический океан в город-мечту незабвенного Остапа Бендера, второй по величине и самый знаменитый город Бразилии - Рио-де-Жанейро. Рио – река, жанейро – январь. Все очень просто. Первые европейцы, появившиеся здесь (а это были португальцы) пятьсот с лишним лет назад ( а месяц на дворе был январь), приняли залив за устье реки. И что голову ломать и отказываться от того, что само на ум идет? Январская река – Рио-де-Жанейро. До 1960 года город был столицей Бразилии. Но затем столица переехала, а Рио-де-Жанейро остался.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Наш отель в самом центре на Копакабане. До знаменитого пляжа – не спеша семь минут. Улочка узенькая. Туристическому автобусу припарковаться негде. Пока выгружались, несмотря на позднее время, сзади собралось множество сигналящих автомобилей. Номера в отеле очень приличные, на крыше сауна и бассейн – все хорошо.

Утром – обзорная экскурсия по городу. Но сначала несколько слов и цифр о самой стране. Бразилия – это самая большая и по территории, и по населению страна в Южной и Центральной Америке, и единственная страна, говорящая на португальском языке. Все остальные – на испанском. Коренное население – индейцы. Осталось их не больше по разным источникам от ста до четырехсот тысяч, говорят они на 170-ти (!) языках и живут в основном в индейских резервациях, которые находятся под защитой государства. Той истории и культуры, какой обладают инки, майя или ацтеки, с которой мы соприкоснулись в прошлогоднем путешествии по Мексике, здесь нет и в помине. Империя инков располагалась в основном на территории Перу, Эквадора, Боливии и не охватывала Бразилию. Майя – это юг Мексики, Гватемала, Белиз, а ацтеки – северная и центральная Мексика.

История встречи двух цивилизаций в Бразилии достаточно трагична. Португальские колонизаторы с индейцами не цацкались. Истребляли их жестоко, и они были вынуждены уходить все дальше вглубь страны. Конечно, никакой статистики нет, но множество индейцев выкосили им неведомые, но привезенные португальцами болезни – оспа, тиф и др.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Мы видели индейцев только в Фор Игуасу - в своих нарядах с перьями они сидели на рогожках и торговали какими-то незамысловатыми сувенирами. Всего же бразильцев больше, чем россиян – недавно численность превысило 200 млн. человек. По территории - меньше нас, но - пятая страна в мире.

Безопасность

Вопрос этот не праздный. Город пользуется славой самого криминального мегаполиса мира. Это первое, что мы услышали от встречавшего нас гида в аэропорту Рио-де-Жанейро: все деньги с собой не носить, драгоценности, да и просто побрякушки не надевать, фотоаппараты надевать на шею и держать руками … Об этом писал и известный телеведущий и писатель Михаил Кожухов. И продолжал: «Мне самому, впрочем, эти советы не помогли, был очищен, как липка тремя темнокожими Аполлонами, один из которых размахивал перед моим носом огромным ножом, пока другие движениями фокусников освобождали меня от документов и денег». Но самые яркие впечатления мы получили от инструктажа, как надо вести себя, если наш автобус остановят бандиты и попросят отдать деньги и украшения.

- Не вздумайте не то, что сопротивляться, а даже не пытайтесь спрятать колечко или купюрку.

- А если...?

- Тогда застрелят.

Знаменитый пляж Капакабана с наступлением темноты становится безлюдным. Опасно. Торговка на импровизированном рыночке на одной из прилегающих к нашей гостинице улиц, увидев меня с фотоаппаратом в руке, укоризненно покачала головой. – Сэр! – и руками показала на место, где должен быть ремень аппарата. Вот в таких «комфортных» условиях мы должны были любоваться красотами Рио-де-Жанейро.

Кто живет в Бразилии?

Все страны Латинской Америки говорят на испанском языке. Все, кроме Бразилии. В прошлом это португальская колония, и поэтому язык здесь португальский.

Соотношение мужчин и женщин в Латинской Америке сложилось не таким, как у нас в Иваново, а ровно наоборот и даже хуже. Поэтому переселенцы брали в жены индейских женщин. Для работы на плантациях и фазендах португальские колонизаторы активно завозили рабов из Африки (чего не делали колонизаторы испанские в соседних странах). Поэтому и негритянок они тоже брали в жены.

В итоге возникло три этнических типа: от смешения африканцев и европейцев – мулаты, потомки европейцев и индейцев – метисы, дети индейцев и африканцев – самбо. Как называется смесь метисов с мулатами и далее с самбо – не знает никто, но «забирает».

Это, правда, не исключает присутствия в Бразилии представителей чистых этнических типов, то есть негров, индейцев и белых.

Вот угадайте, девочка на фото мулатка или метиска? По-моему мулатка. Но красотка же, правда?

Народу в Рио-де-Жанейро больше шести миллионов. Это, естественно, без туристов. Большая часть метисы. Помните, мечты О.Бендера: "Полтора миллиона жителей и все в белых штанах". С тех пор народу здесь явно прибавилось, да и в штанах белых ходят далеко не все. Самая распространенная одежда – шорты и майки.

Корковада и Христос-искупитель

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Гора Корковадо (в переводе с португальского "горбун"

Первый вопрос, который смеясь, мне все задавали в Москве после нашего возвращения – правда, что в Бразилии много диких обезьян. Много обезьян! Действительно много.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Видели мы их но горе Корковада – доминирующей горе в Рио-де-Жанейро, на вершине которой установлена знаменитая и самая большая в мире статуя Христа-искупителя.

Это не редкость в Латинской Америке. Христос-искупитель стоит на границе Аргентины и Чили, на перевале. Статую Христа-искупителя мы видели в Мексике, в сказочном небольшом городке Таско. Он также стоит на горе, но по размеру раз в сто меньше.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Бразильский Христос уникален. Высотою 30 метров, он был установлен в октябре 1931 года. Внутри его находится церковь Святой Троицы. Это несомненно визитная карточка Рио-де-Жанейро. Он виден из любой точки города. Стоя на постаменте с распростертыми руками и слегка наклоненной головой, Христос как будто обнимает город. Сделал Христа французский скульптор польского происхождения Поль Ландовски. Обо всем этом можно прочитать в энциклопедии, но я бы все же добавил здесь пару деталей. Проект уникален не только своими размерами, выбранным местом, но и тем, что детали статуи (20-е годы прошлого века) проектировались, изготавливались во Франции, откуда на кораблях доставлялись в Рио.

Здесь тоже есть "зеленые человечки"

От подножья горы и почти до самой вершины (710 м над уровнем моря) проложена узкоколейная железная дорога, по которой детали доставлялись наверх. По этой самой дороге, которой уже больше ста тридцати лет, поднимались и мы в самое посещаемое туристами место на стареньком поезде из двух вагонов.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Всего здесь работает три поезда, которые в час поднимают 540 человек. Стоимость - 21$. Время в пути - 20 минут. Подъем достаточно крутой, слева-справа заросли из диковинных деревьев, среди которых изредка встречаются и кофейные деревья, и хлебные деревья.

Прибываем. Далее на лифте еще метров на 40 вверх и, казалось бы, вот оно одно из семи новейших чудес света - ан, нет. Христос в облаке. И мы вместе с ним.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Облако рвется, и тогда стрекочут фотоаппараты многоязыкой туристической толпы. Люди расставляют руки в стороны – всем хочется обнять мир вместе с Христом.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Наконец, уплыло противное облако, и мы смогли воочию увидеть картинку, которую часто видели и в фильмах, и в путеводителях и еще давно когда-то, даже не мечтая о таких путешествиях, в Клубе путешественников у Юрия Сенкевича.

Как на ладони лагуна Родриго-де-Фрейтас, гора Сахарная голова, изумрудный залив Гуанабара, сам Рио-де-Жанейро со своим знаменитым стадионом Маракана, на котором блистал легендарный Пеле. Мы туда еще подъедем, а пока спускаемся к поезду по красивой каменной с бесчисленными пролетами лестнице в окружении «диких обезьян».

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Называются эти обезьянки - игрунки обыкновенные. Бывают еще игрунки черноухие или иначе мармозетки. У этих, вроде, уши не черные. Окрас - "перец с солью" с рыжиной, очень длинный полосатый хвост, глаза карие, настороженные, а во лбу белая звездочка.

Это мы здесь в гостях, а они дома. Приветливыми я бы их не назвал. Прелесть, какие дикие! Скалятся, показывая кривые желтые зубы. Угощение не просят, а требуют, и дареный виноград трескают за милую душу.

Сахарная голова

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Есть еще одна гора, которая делает неповторимым залив Гуанабара, и сам Рио-де-Жанейро. Называется она Пан-де-Асукар (Pão de Açúcar ). В переводе с португальского это «Сахарная голова». Гиды рассказывают, что португальское название горы трансформировалось из индейского, которое звучит действительно очень похоже – Паунх Укукуа – охранник залива. «Сахарная голова» - это, на сленге молодежи, «прикольно», тем более что вид горы похож на сахарную голову – в старину сахар продавался именно в таком виде.

Сахарная голова. Вид через залив

Не использовать никак такую красоту было бы по меньшей мере глупо. Бразильцы построили на вершину горы канатную дорогу – две очереди: первая – на скалу Морро да Урка, а вторая уже на вершину Сахарной головы. Это приличные по размеру вагончики, в которые запускают по 65 человек и которые в горнолыжной среде называют «чемоданами». За шесть минут вы на вершине (396 м) – по три на каждой очереди. Недешево! И очереди бывают очень большими. Но зато виды на залив Гуанабара, на Корковаду и подсвеченную на ее вершине статую Христа, говорят, потрясающие. Особенно перед заходом солнца. Что касается, меня, то придется приезжать сюда еще раз, т.к. на Сахарную голову я, к сожалению, не попал.

Маракана

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Спустившись с Корковады, на автобусе едем к знаменитому стадиону Маракана. Здесь произносят название стадиона с ударением на последний слог. А я, благодаря нашим футбольным комментаторам, думал, что надо на третий. И еще оказывается, официальное название Мараканы - Estádio Jornalista Mário Filho – Стадион имени журналиста Марио Филью, человека страстно любившего футбол. Во многом благодаря именно ему идея создания такого грандиозного стадиона воплотилась в жизнь.

У памятника капитану чемпионской сборной Бразилии Идералду Беллини

В 2010 году стадион «Маракана» закрылся на реконструкцию, (третью за 11 лет!). Связано это было с подготовкой к чемпионату мира 2014 года. Но если при прежних реконструкциях внешний вид стадиона не сильно изменялся, то теперь «Маракану» просто не узнать. Нетронутым остался лишь фасад стадиона. В остальном же это практически совершенно новая арена. Затраты озвучили примерно в полмиллиарда долларов США. Интересно, а во сколько обойдется реконструкция стадиона имени Кирова в Питере? И ещё бы сравнить цифры, сколько украли там и там, только это вряд ли.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Трибуны были приближены к полю, и теперь расстояние до них составляет всего 13 метров. Раньше было около 30. А еще раньше, до 2005 года, поле и трибуны разделял глубокий ров!!! Трибуны теперь рассчитаны на 78 838 зрителей.

Перед одним из входов на стадион установлен памятник великому бразильскому футболисту Идералду Беллини, капитану чемпионских сборных Бразилии на ЧМ-1958 и ЧМ-1962. А на постаменте памятника выбиты фамилии всех бразильских футболистов, когда-нибудь становившихся чемпионами мира. Есть здесь, конечно, и имя Короля футбола легендарного Пеле, забившего на Маракане свой тысячный гол. Здесь Пеле забил и самый красивый гол Мараканы, когда он один обыграл шесть защитников, а затем и вратаря Флуминенсе.

Перед памятником чеканил мяч очень не молодой бразилец в футбольной форме, который сообщил нам, что когда-то играл за сборную страны. За небольшую плату охотно фотографировался со всеми желающими. Имя свое он почему-то не назвал, хотя с мячом управлялся действительно мастерски!

Интересно, что пятикратные чемпионы бразильская сборная ни разу не ставила победную точку в чемпионатах мира здесь, на Маракане. В первом послевоенном чемпионате 1950 года, а он был обещан Бразилии еще до войны, в финале на Маракане Бразилия встретилась с Уругваем. Несмотря на то, что уругвайцы были первыми чемпионами мира, безусловными фаворитами на этом мундиале были бразильцы. При счете 1:1 и явном преимуществе бразильцев за 11 минут до конца матча уругваец Хиггия забивает победный гол. Это был шок! Впоследствии футболисты сборной Уругвая признавались, что такой тишины на стадионе им никогда не приходилось слышать.

Сам же Хиггия говорил: «Только три персоны заставляли хранить молчание «Маракану», заполненную 200 тысячами лиц, — Фрэнк Синатра, Папа Иоанн Павел II и я».

Через 64 года в 2014 году бразильцам еще раз представилась возможность стать чемпионами мира именно здесь, на Маракане. И опять прокол! А вернее проколище!!! Проигрыш в полуфинале Германии со счетом 7:1. С таким счетом Бразилия не проигрывала никогда и никому!

С 2002 года сборная Бразилии не была чемпионом мира, но любовь к футболу простых бразильцев не уменьшилась.

А ведь на Маракане был еще один матч, заставивший плакать бразильцев. Это был товарищеский матч, но повод к этому матчу был более, чем значителен. 12 июня 1980 года бразильцы отмечали 30-летие Мараканы и 10-летие победы Бразилии в Девятом чемпионате мира, когда в финале они разгромили Италию 4:1. Спонсоры изготовили специальный кубок для победителей этого матча ( читай: «для сборной Бразилии») стоимостью 30 тысяч долларов. В это самое время по другую сторону Атлантики, в Италии проходил чемпионат Европы, на который не попала сборная СССР. Наша сборная была абсолютно свободной и с радостью приняла приглашение бразильцев. При 130 тысячах зрителей матч открыл легендарный Диди. И вот при счете 1:0 в пользу сборной Бразилии пенальти, назначенный в ворота Рената Дасаева, не забивает знаменитый Зико (ему тоже есть памятник на Маракане), а далее спартаковец Федор Черенков сравнивает счет, а в дополнительное время Сергей Андреев из ростовского СКА ставит победную точку!

Есть, господа, чем и нам гордиться в истории футбола!!!

Бразильские фавелы

Отъезжаем от Мараканы. То слева, то справа от дороги видим уже знакомую картинку тянущихся вверх по склонам фавел. Фавелы, что мексиканские, что бразильские, что аргентинские, мало чем отличаются друг от друга. Всё это самозахват, самострой… Говорят, что первые фавелы появились в конце 19 века, и построили их солдаты, не имевшие жилья. На самом деле это обыкновенные городские трущобы, а по-португальски звучит, как «фавела».

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Но это португальское название трущоб прижилось и во всей испаноязычной Латинской Америке. Кварталы эти хаотичны, дома, похожие на коробки, построены друг на друге и из того, что попалось под руку. Какие там архитекторы, какой там инженерный расчет… Недавно у нас в Тульской области власти разрушили цыганский самострой с ворованным газом и электричеством. Домов двадцать. В Бразилии в фавелах живет 6 процентов населения - миллионы! Здесь процветает наркомафия, преступность, проституция, болезни… Власти предпочитают их не трогать, не замечать. Иногда, полиция устраивает облавы на наркоторговцев с погонями и со стрельбой. Недавно наводили порядок в связи с предстоявшей Олимпиадой. На самом деле эффект от этого небольшой и очень временный. Все гиды, все туристические справочники крайне не рекомендуют посещать фавелы без сопровождения полицейских. Кто-то, конечно, ходит. И фотографий в Интернете много, а значит не всех там застрелили или ограбили. Мы же искушать судьбу не стали.

Акведук, по которому теперь ходит трамвай. В двух шагах от него знаменитая лестница Селарона.

В одной фавеле мы таки побывали. Недалеко от монастыря Сан-Тереза есть фавела с таким же названием. Была она не хуже и не лучше других до тех пор, пока в 1990 году не поселился здесь чилийский художник Хорхе Селарон.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Я нашел в Интернете фотографию Салерона, стоящего на старой пошарпанной бетонной лестнице, ведущей к монастырю. И решил Селарон сделать из этой лестницы «конфетку». И сделал! 250 ступеней, и не только ступеней, но и парапетов и прилегающих стен художник украсил изразцами и керамическими плитками. Сам он стал местной достопримечательностью, а лестницу свою преподносил, как «дань бразильскому народу».

Сначала над причудами Селарона подсмеивались, потом стали помогать, потом появились туристы, которые повезли художнику плитки со всего света. Мы нашли и из России – Храм Василия Блаженного.

Триста изразцов были расписаны Селароном лично. Более двадцати лет он потратил на облицовку лестницы, которая стала известной во всем мире и принесла известность самому художнику.

И я впервые увидел произведение Селарона «по ящику» в какой-то передаче о далеких заморских странах. Причем, тогда, когда о поездке в Латинскую Америку и не помышлял. Что ж, тем приятнее было появиться здесь лично. Сегодня лестница Селарона - одно из самых посещаемых мест в Рио-де-Жанейро.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Сам художник говорил, что проект его вечный! Но всё закончилось очень печально. 10 января 2013 года Хорхе Селарон был убит и найден мертвым на ступенях своей знаменитой лестницы. Ему было 65 лет.

Старый Рио-де-Жанейро

Куда везут туристов в первый день их пребывания в Рио? Правильно! Туда, где впервые вступила нога португальского мореплавателя на благословенную индейскую землю.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

К этому месту подошел первый португальский корабль

Случилось это 22 апреля 1500 года, когда адмирал Кабрал Педру Алвариш высадился на берегу неведомой земли, приняв ее за остров, который тут же назвал Санта-Круш. Когда же пришло осознание, что это не остров, он послал в Португалию один из своих кораблей, капитан которого доложил королю о сделанном открытии.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

В месте высадки адмирала Кабрала установлен якорь, на котором я и не преминул сфотографироваться.

В двух шагах от этого места Императорский дворец и памятник одному из королей, при котором Бразилия стала независимой.

Район, по которому мы прогуливаемся, самый старый в Рио-де-Жанейро. Улочки кривые и узкие. Видим на дверях: Кармен Миранда.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Оказалось, что в этом доме с 1925 по 1932 год жила знаменитая бразильская и американская актриса Кармен Миранда - посол бразильской самбы. Родилась она в Португалии, но родители эмигрировали в Бразилию. Карьеру сделала в Голливуде, была представлена лично президенту Рузвельту, а в конце сороковых была одной из самых высокооплачиваемых голливудских актрис. Ростом она была низким и в Бразилии ее ласково называли «Маленькой знаменитостью», а в США – «Бразильской бомбой».

Узкие улочки старого Рио

Старинный почтовый ящик

Церковь Канделария

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Через переход, чуть левее открылась взору католическая церковь, о которой в любом путеводителе написано, что она является самой красивой в Рио-де-Жанейро. В первый день в Рио сравнивать было особо не с чем, но церковь Канделарии действительно красива. Правильно она называется церковь Богородицы в Канделарии и находится на Praça XV. Легенда о том, что какой-нибудь мореплаватель, чудом и в единственном числе спасшийся в кораблекрушении, в ознаменование своего спасения поклялся и построил таки часовню, а если побогаче, то и церковь – растиражирована по всему свету. Но вещественные тому доказательства есть – стоят часовни, стоят церкви… Вот и церковь Конделарии была заложена испанским капитаном Антонио Пальма, спасшимся во время шторма в кораблекрушении и давшим обет построить в знак благодарности храм. Небольшая часовня была построена в самом начале XVII века.

Через полтораста лет на ее месте стали возводить церковь. Строили долго, но и получился шедевр.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Убранство богатое, отделка мрамором и гранитом. Двери бронзовые, украшенные искусной неповторимой резьбой, демонстрировались в 1889 году на выставке в Париже. Витражи, скульптуры – немецкие. Материалы везли на кораблях из Португалии.

Позже был построен и расписан библейскими сюжетами купол из лиссабонского камня. Шесть панно описывают историю кораблекрушения и строительства храма. Красота неописуемая!

Кроме богослужений здесь проходят концерты духовной и классической музыки.

Традиционно церковь оказывает покровительство детям-беспризорникам. Они, конечно, отнюдь не ангелы. Но то, что случилось на площади перед главным входом в Канделярию, навсегда вошло в историю как черное пятно. Семьдесят подростков, спавших на площади около церкви, были расстреляны внезапно подъехавшими неизвестными людьми. Восемь человек погибло. Проведенное расследование показало, что стрелявшими оказались полицейскими. Суд, «срока огромные»…

Из 62-х, оставшихся в ту ночь живыми подростков, в дальнейшем в результате стычек либо от рук полиции погибло еще 39.

В память о расстрельной ночи возле церкви установлен крест на бетонном постаменте на котором указаны имена всех погибших подростков.

И еще. Не хотелось писать об этом, но что поделаешь. Фонтан перед церковью грязный, что там только не плавает. Бомжи моют ноги, стирают – черт знает что!!!

Монастырь Сан-Бенту

Недалеко от Канделарии в историческом центре императорского Рио-де-Жанейро находится высокий холм, на котором уже более четырехсот лет располагается еще одна достопримечательность города - монастырь Сан-Бенту. Построили его монахи-бенедиктинцы в 1590 году. Оказывается, что за каждого обращенного в католичество Римский папа неплохо платил.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Монашеские ордена типа доминиканцев, францисканцев или бенедиктинцев оперативно следовали за мореплавателями и колонизаторами, конкистадорами, завоевателями и прочими авантюристами. Вот и здесь всего через 25 лет после основания города Рио-де-Жанейро возник оплот Римской католической церкви в виде бенедиктинского монастыря. Орден бенедиктинцев основал Святой Бенедикт в VI веке. Главный девиз бенедиктинцев - «Молись и работай».

Самое большое сокровище монастыря - церковь Богоматери Монтсеррат.

Если снаружи монастырь вид имеет довольно скромный, то внутри, и особенно в самой церкви – просто роскошь! Всё верно, это барокко!

Кафедральный собор.

По каким странам мы бы не ездили, где бы мы не бывали, маршруты любых традиционных экскурсий ведут в монастыри и храмы. А религиозны ли бразильцы? Ведь часто бывает так, что в двух соседних странах отношение людей к церкви и к вере вообще – совершенно разное. Например, поляки – народ очень набожный и в вере своей консервативный. А в соседней Чехии церкви пустуют. Бразилия – страна с самым большим в мире количеством католиков - самый успешный проект Римской католической церкви! Католицизм – основная религия среди населения. В 1964 году в Рио-де-Жанейро было начато и через 15 лет закончено строительство нового Кафедрального собора, иначе называющегося как католический собор Сан-Себастьян Рио-де-Жанейро. Из совершенно нетрадиционных (в смысле архитектуры), необычных католических соборов, которые мне довелось увидеть, это второй. Первый – это Базилика Божьей матери Гваделупской в Мексике https://www.tourister.ru/responses/id_4823

Кафедральный Собор в Рио-де-Жанейро безусловно одно из необычных культовых сооружений. Назвать его еще и красивейшим, как пишут в большинстве статей, честное слово, я не могу. Грандиозный – это да! Его высота внутри - 64 метра, а снаружи 75 метров. Здесь все говорят, что он похож на пирамиду майя, хотя местные индейцы к майя никакого отношения не имеют, да и если он что-то напоминает, так это этакий гигантский чукотский чум с отрезанной макушкой. А вот эта цифра действительно поражает – в соборе помещается 20 тысяч человек!

Еле заметен алтарь, над которым в воздухе висит огромный деревянный крест. На срезе конуса – тоже крест. Но что бы ни говорили, никаких ощущений того, что я нахожусь в культовом сооружении, главном католическом храме города, у меня не возникло. Концертный зал – в лучшем случае!

Мост Рио - Нитерой

Знаменитый мост имени Президента Коста-и-Силвы, или Рио-Нитерой. Мы будем проезжать по этому мосту, когда отправимся из Рио-де-Жанейро в знаменитый курортный город – Бузиос. А пока о нем просто необходимо сказать несколько слов, так как он всё время на виду, он красив, поражает своими размерами и просто функционален.

Мост соединяет муниципалитеты Рио-де-Жанейро и Нитероя через залив Гуанабара. Заложен он был в 1968 году, а 4 марта 1974 года был открыт и получил название в честь Артура да Коста-и-Силва, бывшего Президента Бразилии, инициировавшего его строительство. Мост является самым длинным и высоким в стране. Несколько цифр: длина — 13290 м, в том числе над водой — 8836 м; высота в центре — 72 м; пропускная способность 140 тысяч автомобилей в сутки.

Для сравнения мост через Керченский залив будет длиной 19 км. А высотой в два раза ниже – 35 метров, но видимо этого достаточно. Пропускная способность анонсируется на первых порах в 40 тысяч автомобилей в сутки. Хватит? Зато, если через мост в Нитерой переправляются только автомобили, то по мосту в Крым будут ходить и поезда – по сто штук в день!

КАРНАВАЛ

Писать о Рио-де-Жанейро и не сказать пару слов о карнавале просто нельзя. Хотя мы на нем не были, но так называемый, Самбадром - видели. Это огороженная семисотметровая улица с трибунами по обеим сторонам. Чем ближе к центру, тем места на трибунах дороже. Календарь карнавалов расписан на десятилетия вперед. Билеты, например, на 2035 год можно было купить по вполне демократичным ценам, однако, кто его знает, как сложится жизнь в ближайшие двадцать лет. А можно совершенно бесплатно посмотреть так называемые технические репетиции, которые регулярно проходят на самбадроме, начиная с декабря. Даты проведения карнавалов плавающие, но они известны на много лет вперед. Дело в том, что карнавал проводится перед сорокадневным католическим постом, начало которого церковь давно уже просчитала. Это февраль – март.

Самбадром

Продолжительность главного карнавала страны – четыре-пять ночей, однако еще за две недели до его начала начинаются карнавальные шествия на улицах города. Здесь участвуют уличные танцевальные группы (банды) и небольшие школы самбы, не прошедшие строжайший отбор. Но показать-то себя хочется, вот ходят эти банды по улицам Рио все две недели.

Возможно будущая звезда Самбадрома

А уже на самбадроме - только лучшие! 14 главных школ и представители тех, кто выдержал конкурс. Это самая красочная часть карнавала. Здесь есть и ликующие победители, и несогласные побежденные. Первые участвуют в параде чемпионов. Лучшие представители этих школ приняли участие в красочном открытии Олимпиады в Бразилии. А Самбадром приспособили для проведения соревнований лучников. И трибун специальных строить не надо! А мы видели только пустынный самбадром и слышали множество восторженных рассказов об этих удивительных карнавалах. Тем не менее, какое-то представление о самбе мы всё таки получили. Это доступно и любому туристу обязательно предложат посетить Шоу самбы, куда попали и мы. Шумно, красочно! Кто-то в восторге. Что-то понравилось и мне. Но Шоу танго в Буэнос-Айресе!!! Вот куда бы я обязательно сходил бы еще раз, если бы довелось еще разок зарулить в эти края!

Фото с Шоу Самба можно посмотреть в прикрепленном альбоме.

Копакабана

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

А под конец моего рассказа я хочу пригласить Вас подышать воздухом Копакабаны - одного из самых известных пляжей в мире. Это визитка, символ, главная достопримечательность города, без которого Рио-де-Жанейро просто бы не было. Золотой песок пляжа тянется на 4 километра. Пляж широченный, на котором с утра до вечера гоняют мяч будущие пеле и гарринчи. По всему пляжу стоят волейбольные площадки с натянутыми сетками. Глядя на репортаж с Олимпиады, увидел, что стадион для проведения соревнований по пляжному волейболу, построили прямо на Копакабане.

Волны Копакабаны

Океан теплый, вода чистая… Но поплавать в удовольствие большинству из вас здесь не удастся. Не все же любители бороться с двухметровыми волнами и всё время побеждать! А такие волны там постоянно. И дерутся больно! А вот серфингистам здесь полный кайф – и волны подходящие, и зрителей много!

Знаменитые волны Роберто Бурле Маркса

Набережная Копакабаны красива. Вымощена камнями с рисунком в виде волн, который стал своего рода символом Рио. Волны можно увидеть на майках, кружках, полотенцах и других сувенирах, продающихся здесь же на Копакабане. Это один из многочисленных проектов знаменитого художника, архитектора, дизайнера, Роберто Бурле Маркса. Отец его Маркс был выходцем из Германии, но имел ли он какое-то отношение к основоположнику марксизма, история умалчивает. В 1960 году столица переехала из Рио-де-Жанейро в Бразилио и практически весь ландшафто-парковый дизайн новой столицы был создан Роберто Бурле Марксом.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Два слова о происхождении названия Копакабана. В Боливии есть небольшой городок с таким названием, расположенный на берегу знаменитого озера со странным и запоминающимся названием Титикака (Помню, в путешествии по Новой Зеландии проезжали озеро с не менее экзотическим названием – Пукаки. Где зимуют раки? В озере Пукаки!) Пардон, отвлекся. Так вот в этом самом боливийском городке Копакабана, отодвинув на второй план сохранившиеся с времен инков руины, главной достопримечательностью стала обладающей чудодейственной силой исцеления статуя Вирхен-де-ла-Канделария, она же Богоматерь Копакабана, она же Святая Дева Озерная, она же Черная Мадонна, она же Черная Дева, покровительница Боливии. (Сразу вспоминаешь Высоцкого в «Месте встречи…»: «она же Анна Федоренко, она же Элла Кольценбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панияд»). Пардон, опять отвлекся.

Сделал эту статую потомок последнего правителя инков из ствола агавы в 1580 году. В 1617 году испанцы построили для нее церковь.

Святая дева Копакабана не только исцеляла, но творила всякие чудеса. Например, спасла одного бразильского рыбака, который в честь Черной мадонны и назвал место своего спасения ее именем – Копакабана. Здесь же была построена часовня. Рио разрастался и постепенно район Копакабана вошел в состав города и стал богемным престижным районом города. Сегодня мой хороший приятель улетел в путешествие по Боливии и Перу. Будут они и в боливийской Копакабане. Фото Святой девы обещал сделать - размещу.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

И вот я, спустя два месяца после опубликования статьи, сдерживаю своё обещание и размещаю фотографию Святой девы Копакабаны. Фотография настоящая, а не сдёрнутая с Интернета!!!

Однако вернемся на бразильскую Капакабану. Вдоль пляжа, на тянется знаменитая Авенида Атлантика – красивые дома, отели, рестораны…

Авеню, как толкует один из словарей, это широкая улица, обычно обсаженная по обеим сторонам деревьями (во Франции, в Англии, США и некоторых других странах). По-португальски авеню – это авенида. Авенида Атлантика действительно широкая улица с деревьями по обеим сторонам.

Копакабана Палас Отель

Самое красивое здание это безусловно роскошный «Копакабана Палас Отель». Построен он был в 1923 году и дал толчок развитию всего этого района. Именно в этом отеле стали останавливаться короли и президенты, миллионеры и звезды Голивуда… В этом районе предпочитают останавливаться туристы – цены средние, а место хорошее!. И мы тоже не стали исключением.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

Прогуляться по Авениде Атлантике приятно! В кафешках вкусно и сравнительно недорого. Через дорогу, напротив Палас Отеля, там, где пляж примыкает к мостовой, местные умельцы строят замки из песка – в буквальном смысле.

Сделал фото – заплати денежку. Смутило одно. Сравнил свои фото с теми, что нашел в Интернете – те же сооружения в разные годы. Соорудили один раз и сохраняют длительное время, делая вид, что сделали только что – скребочки в руках, бутылочка с водой… И сидят-то у этих песчаных шедевров, думаю, не сами ваятели.

Здесь поют, играют, рисуют. Очень много народу бегает трусцой, катается на велосипедах и на роликах, на пляжах – футбол, волейбол. Кстати, именно здесь на Копакабане к Олимпиаде соорудили стадион для пляжного волейбола.

Замки на песке

А еще Копакабана – это огромный концертный зал под открытым небом. Мы видели, как шел монтаж грандиозной сцены прямо на песке. Кто должен был выступать, я не знаю, но в истории копакабанских концертов – сэр Элтон Джон и американский певец и автор ретро-песен Ленни Кравитц, британец Род Стюарт (33-е место в списке ста величайших певцов мира) и великий Микк Джаггер со своими Роллингами, после выступления которых на Копакабане в 2006 году был выпущен DVD - «Rolling Stones — Copacabana Beach, Rio de Janeiro, Brazil».

Вот, собственно, и всё, что я хотел рассказать о Рио-де-Жанейро. То, что вы прочитали, я написал почти через три года после поездки. Наверное, потому, что ожидал увидеть чего-то большего, а реальность этих надежд не оправдала. Бразильская Олимпиада всколыхнула мои воспоминания, а что из этого получилось, судить вам.

И Я ХОЧУ В БРАЗИЛИЮ К ДАЛЕКИМ БЕРЕГАМ

А это автор этих строк со своей женой Ириной на пляже Копакабаны с пожеланиями Госпожи Удачи и приятных путешествий!