Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Флом — Норвегия Июнь 2016

Да… Вот хотела написать отзыв о хостеле… Начала обрабатывать фото и на первом же из них и зависла,

Фломская бесконечность

перенеслась назад во Флом, и показалось мне будто я и не сижу уж в своей скучной, давно надоевшей квартире, а выглядываю в окно кухни, расположенной на втором этаже милого деревянного домика.

А вокруг Флом…

Фломская бесконечность

Ума не приложу, как можно здесь торопиться. Толпы туристов, вооруженные упаковками комплексно купленных билетов, суетятся на маленьком пятачке у причала.

Только прибыли сюда по Фломсбане, а через пятнадцать минут нужно нырнуть на паром. С парома будут открываться красивые виды, но там уже не будет видно этого милого местечка, окруженного горами, с ниспадающими с них водопадами и спокойной водой гордого своей красотой Эурланн — фьорда…

Фломская бесконечность

Нет, конечно уезжают так быстро далеко не все. Для счастливчиков, которые решили задержаться, расположившись, хоть в кемпинге, хоть в дорогом отеле, во Фломе найдется множество занятий. Начать стоит с пеших прогулок. Для разминки неплохо заглянуть в парк, расположенный на небольшой возвышенности, оттуда открываются чудные виды на причал и Эурланн- фьорд.

Фломская бесконечность

Отсюда же можно заглянуть и на крышу отеля Фретхейм,

Фломская бесконечность

присоединившего к своему названию гордое определение «исторический».
Истории во Фломе не чувствуется совсем. Здесь нет ощущения погружение в прошлое. Но здесь так четко чувствуется бесконечность, заключенная всего лишь в одно мгновенье. Эта бесконечность содержится в каждой секунде и наступает снова и снова… В ней и прошлое, и настоящее и будущее одновременно. Наверное, так можно сказать о любом красивом месте, а может и нет… Но в Норвегии довольно часто у меня возникало такое чувство.
Однако, здесь что-то было и раньше, до того, как в это место проникли вездесущие туристы? Рыбаки, селившиеся вдоль реки в этой живописной долине на протяжении столетий, не смогли -таки сохранить в секрете, что река эта богата невероятным количеством форели и лосося. И потянулись сюда за знатным уловом сначала искатели приключений из Бергена, а после слух распространился и за пределы страны. Флом облюбовали англичане. В конце 19 века один из фермерских домов на постоянной основе открыл свои двери для гостей и превратился в отель.

Фломская бесконечность

И ничего бы в этой истории не показалось мне необычным, если бы не описание гостеприимства, оказываемого гостям сестрой хозяина отеля Мартой. «Приехавших на повозках, а иногда их было по 10–15 в день, переодевали, укутывали в длинные вязаные шали и укладывали в спальные мешки, где тепло поддерживалось бутылками с горячей водой».
Реклама обещает и сегодня обеспечение комфорта в отеле по высшему разряду, конечно же в соответствии с современными представлениями об удобствах) И поговаривают, что за соблюдением всех тонкостей до сих пор присматривает сама Марта.

А мы продолжим прогулку.
Чуть дальше, километрах в 2,5, за довольно крутым подъемом, попытался спрятаться от любопытных глаз водопад Бреккефоссен.

Фломская бесконечность

Но не тут-то было. С погодой повезло, было довольно сухо, и до водопада мы добрались,

Фломская бесконечность

восстанавливая потом сбитое дыхание любованием окружающими красотами.

Фломская бесконечность

Отправляться к водопаду после дождя я бы не решилась. Будет скользко, и без дополнительного снаряжения, хотя бы в виде трекинговых палок, забраться на горку будет очень сложно.

Спустившись вниз, не спешите поворачивать назад во Флом, прогуляйтесь дальше вдоль реки к деревушке Харейна.

Фломская бесконечность

Там стоит старинная деревянная церковь, которая называется Фломскирке.

Фломская бесконечность

Это будет еще 2,5 км ходьбы по весьма живописной местности.

Сюда же за 9 евро возит паровозик из Флома,

Фломская бесконечность

но лично я ни за что бы не променяла эту пешую прогулку на подпрыгивание на деревянной скамеечке в дребезжащем транспортном средстве) На обратном пути мы сворачивали на всякие тропинки и по одной из них пришли к интересному домику, который оказался открыт.

Внутри что-то напоминающее мельницу, но узнать подробности было негде.

Фломская бесконечность

Дорога шла вдоль путей и вскоре мы пришли на станцию Лунден.

Усевшись на скамейку чтобы отдохнуть, случайно остановили поезд. Дело в том, что на таких маленьких станциях вдоль Фломсбаны поезд останавливается по требованию и машинист, увидев нас, решил, что мы хотим ехать.

Фломская бесконечность

Но мы хотели еще посидеть, а потом идти во Флом, поэтому поезд поехал без нас дальше) Нагулявшись по горам долам, мы отправились в музей Фломсбаны. Он небольшой, но бесплатный и работает до восьми вечера.

Вход в него предусмотрительно задуман через сувенирный магазин.

Фломская бесконечность

Кстати, сувениры в Норвегии попадаются довольно любопытные. Сделаны они в основной своей массе в Швеции, а не в Китае, и стоят довольно прилично, как впрочем и все в Норвегии. В числе купленных мной маленькая такая шарманочка, проигрывающая грустную-прегрустную песню Сольвейг Эдварда Грига.
Все это мы успели проделать за вторую половину первого дня нашего пребывания во Фломе. Самое время вернуться в наш хостел Flåm,

Фломская бесконечность

который по совместительству является кемпингом.

Если забыть о том, что в номере нет удобств, все остальное довольно мило. Домик чистый и удобный. Отделан деревом, есть кухня с холодильником и всем необходимым для приготовления пищи.

Холодильник, конечно, общий. Нам не раз пришлось столкнуться с этим в Норвегии. Продукты принято складывать туда в пакете, подписав дату начала хранения. Надо сказать, что ни в одном общем холодильнике у нас ни разу за весь отпуск ничего не пропало… На первом этаже есть прачечная и при заселении каждому гостю выдают жетон на одну стирку в день. Ресепшн работает с 7 до 22, там же можно оставить вещи на хранение при раннем заезде или позднем выезде. Я уже упоминала, что все эти удовольствия стоят аж 70 евро в сутки. Но разве не забудешь о такой мелочи, когда выйдешь из домика часов в 5 утра и увидишь такие картины.

Фломская бесконечность

Сложно контролировать себя, оказавшись в плену сиюминутной бесконечности, тем более, что полусонный, но уже залитый ярким солнечным светом Флом, необычайно красив. Но нужно двигаться дальше. В первой половине дня нам еще предстояли две экскурсии — на пароме по Нерой — фьорду и автобусная — на смотровую площадку Стегастейн. Их, как и многие другие, можно приобрести на сайте visitflam.com или в информационном центре.

Добраться во Флом можно из Осло на поезде с пересадкой на станции Мюрдаль. Не забудьте заранее приобрести билеты на поезд и вы гарантировано получите более приятные цены на билеты. Из Бергена — на крутом пароме Hurtigruten или на более дешевом скоростном катере компании Норлед. С Осло и Бергеном этот городок связан и с помощью автобусного сообщения.

Итог таков. Флом более, чем доступен для самостоятельного путешественника и более, чем популярен у огромного числа туристов, но это вовсе не лишает его присущего только ему, особенного очарования. Окажетесь во Фломе, передавайте ему привет)