Тукало Любовь (spatefillum)
Любовь Тукало — была сегодня 18:36
 – Есть ли свет в конце... документооборота?)

Фломская бесконечность

11 августа 7:54 Флом — Норвегия Июнь 2016

Да… Вот хотела написать отзыв о хостеле… Начала обрабатывать фото и на первом же из них и зависла,

перенеслась назад во Флом, и показалось мне будто я и не сижу уж в своей скучной, давно надоевшей квартире, а выглядываю в окно кухни, расположенной на втором этаже милого деревянного домика.

А вокруг Флом…

Ума не приложу, как можно здесь торопиться. Толпы туристов, вооруженные упаковками комплексно купленных билетов, суетятся на маленьком пятачке у причала.

Только прибыли сюда по Фломсбане, а через пятнадцать минут нужно нырнуть на паром. С парома будут открываться красивые виды, но там уже не будет видно этого милого местечка, окруженного горами, с ниспадающими с них водопадами и спокойной водой гордого своей красотой Эурланн — фьорда…

Нет, конечно уезжают так быстро далеко не все. Для счастливчиков, которые решили задержаться, расположившись, хоть в кемпинге, хоть в дорогом отеле, во Фломе найдется множество занятий. Начать стоит с пеших прогулок. Для разминки неплохо заглянуть в парк, расположенный на небольшой возвышенности, оттуда открываются чудные виды на причал и Эурланн- фьорд.

Отсюда же можно заглянуть и на крышу отеля Фретхейм,

присоединившего к своему названию гордое определение «исторический».
Истории во Фломе не чувствуется совсем. Здесь нет ощущения погружение в прошлое. Но здесь так четко чувствуется бесконечность, заключенная всего лишь в одно мгновенье. Эта бесконечность содержится в каждой секунде и наступает снова и снова… В ней и прошлое, и настоящее и будущее одновременно. Наверное, так можно сказать о любом красивом месте, а может и нет… Но в Норвегии довольно часто у меня возникало такое чувство.
Однако, здесь что-то было и раньше, до того, как в это место проникли вездесущие туристы? Рыбаки, селившиеся вдоль реки в этой живописной долине на протяжении столетий, не смогли -таки сохранить в секрете, что река эта богата невероятным количеством форели и лосося. И потянулись сюда за знатным уловом сначала искатели приключений из Бергена, а после слух распространился и за пределы страны. Флом облюбовали англичане. В конце 19 века один из фермерских домов на постоянной основе открыл свои двери для гостей и превратился в отель.

И ничего бы в этой истории не показалось мне необычным, если бы не описание гостеприимства, оказываемого гостям сестрой хозяина отеля Мартой. «Приехавших на повозках, а иногда их было по 10–15 в день, переодевали, укутывали в длинные вязаные шали и укладывали в спальные мешки, где тепло поддерживалось бутылками с горячей водой».
Реклама обещает и сегодня обеспечение комфорта в отеле по высшему разряду, конечно же в соответствии с современными представлениями об удобствах) И поговаривают, что за соблюдением всех тонкостей до сих пор присматривает сама Марта.

А мы продолжим прогулку.
Чуть дальше, километрах в 2,5, за довольно крутым подъемом, попытался спрятаться от любопытных глаз водопад Бреккефоссен.

Но не тут-то было. С погодой повезло, было довольно сухо, и до водопада мы добрались,

восстанавливая потом сбитое дыхание любованием окружающими красотами.

Отправляться к водопаду после дождя я бы не решилась. Будет скользко, и без дополнительного снаряжения, хотя бы в виде трекинговых палок, забраться на горку будет очень сложно.

Спустившись вниз, не спешите поворачивать назад во Флом, прогуляйтесь дальше вдоль реки к деревушке Харейна.

Там стоит старинная деревянная церковь, которая называется Фломскирке.

Это будет еще 2,5 км ходьбы по весьма живописной местности.

Сюда же за 9 евро возит паровозик из Флома,

но лично я ни за что бы не променяла эту пешую прогулку на подпрыгивание на деревянной скамеечке в дребезжащем транспортном средстве) На обратном пути мы сворачивали на всякие тропинки и по одной из них пришли к интересному домику, который оказался открыт.

Внутри что-то напоминающее мельницу, но узнать подробности было негде.

Дорога шла вдоль путей и вскоре мы пришли на станцию Лунден.

Усевшись на скамейку чтобы отдохнуть, случайно остановили поезд. Дело в том, что на таких маленьких станциях вдоль Фломсбаны поезд останавливается по требованию и машинист, увидев нас, решил, что мы хотим ехать.

Но мы хотели еще посидеть, а потом идти во Флом, поэтому поезд поехал без нас дальше) Нагулявшись по горам долам, мы отправились в музей Фломсбаны. Он небольшой, но бесплатный и работает до восьми вечера.

Вход в него предусмотрительно задуман через сувенирный магазин.

Кстати, сувениры в Норвегии попадаются довольно любопытные. Сделаны они в основной своей массе в Швеции, а не в Китае, и стоят довольно прилично, как впрочем и все в Норвегии. В числе купленных мной маленькая такая шарманочка, проигрывающая грустную-прегрустную песню Сольвейг Эдварда Грига.
Все это мы успели проделать за вторую половину первого дня нашего пребывания во Фломе. Самое время вернуться в наш хостел Flåm,

который по совместительству является кемпингом.

Если забыть о том, что в номере нет удобств, все остальное довольно мило. Домик чистый и удобный. Отделан деревом, есть кухня с холодильником и всем необходимым для приготовления пищи.

Холодильник, конечно, общий. Нам не раз пришлось столкнуться с этим в Норвегии. Продукты принято складывать туда в пакете, подписав дату начала хранения. Надо сказать, что ни в одном общем холодильнике у нас ни разу за весь отпуск ничего не пропало… На первом этаже есть прачечная и при заселении каждому гостю выдают жетон на одну стирку в день. Ресепшн работает с 7 до 22, там же можно оставить вещи на хранение при раннем заезде или позднем выезде. Я уже упоминала, что все эти удовольствия стоят аж 70 евро в сутки. Но разве не забудешь о такой мелочи, когда выйдешь из домика часов в 5 утра и увидишь такие картины.

Сложно контролировать себя, оказавшись в плену сиюминутной бесконечности, тем более, что полусонный, но уже залитый ярким солнечным светом Флом, необычайно красив. Но нужно двигаться дальше. В первой половине дня нам еще предстояли две экскурсии — на пароме по Нерой — фьорду и автобусная — на смотровую площадку Стегастейн. Их, как и многие другие, можно приобрести на сайте visitflam.com или в информационном центре.

Добраться во Флом можно из Осло на поезде с пересадкой на станции Мюрдаль. Не забудьте заранее приобрести билеты на поезд и вы гарантировано получите более приятные цены на билеты. Из Бергена — на крутом пароме Hurtigruten или на более дешевом скоростном катере компании Норлед. С Осло и Бергеном этот городок связан и с помощью автобусного сообщения.

Итог таков. Флом более, чем доступен для самостоятельного путешественника и более, чем популярен у огромного числа туристов, но это вовсе не лишает его присущего только ему, особенного очарования. Окажетесь во Фломе, передавайте ему привет)

в Фломе

11 августа 10:27
Как только доберусь, обязательно передам привет! Мне остро не хватает красот природы, простора и чего-то далекого и одновременно прекрасного. И Норвегия в этом плане идеальная страна, судя по твоим рассказам.
11 августа 10:37
onegina17 писала 11 августа 10:27
И Норвегия в этом плане идеальная страна
да, Танюш. Теперь мне тоже очень не хватает этой красоты...
11 августа 10:48
Люба - молодец!!! Вот это я понимаю турист. Увидела водопад и вперед к нему, а не сидеть на берегу в какой-нибудь кафешке и пить что-то типа пива. Много чего увидела. Но 70 евро за хостел это просто вах!!!! Надеюсь когда-нибудь в моей жизни сбудется главная мечта как путешественника и я увижу Норвегию уже своими глазами.
11 августа 10:54
Спасибо, Саша )
Пиво все было выпито в Бельгии, а в Норвегии, да, не было на это времени ))
От цен мы, конечно, тоже обалдели... Но у нас другого выбора не было, а когда сбудется твоя мечта, может ты сможешь выбрать и другие варианты )
11 августа 10:57
если я в Австрии и Баварии от природных красот бегаю как сумасшедший с выпученными глазами, то что будет в Норвегии я даже не представляю. Люб, а продолжение будет?
11 августа 11:00
Конечно, мы еще много где были ) Но насколько быстро, не могу сказать. Кстати, судя по твоим рассказам, красоты Австрии и Баварии не уступают норвежским
11 августа 11:58
Люб, красиво конечно. Тут нет споров, но самые сильные впечатления были все-таки на озере Кенигзее. Немецкий фьорд. Это было потрясающе. Я на пароме представлял себя не в Германии, а в Норвегии.
11 августа 12:07
Горы и водоемы - беспроигрышное сочетание и тут уже не важно, как страна называется)
11 августа 11:13
Эта бесконечность содержится в каждой секунде и наступает снова и снова…
красиво сказано! Действительно, Норвегия имеет другой масштаб. Он гораздо крупнее нашего повседневнего. Нигде этого до сих пор не испытывал. Хотя, думаю в России есть со масштабные просторы, глядя на которые можно зависнуть в бесконечности....Но я там еще не был.
11 августа 11:54
arxitektor писал 11 августа 11:13
красиво сказано!
спасибо )
мне тоже кажется, что есть, где-нибудь в Карелии или на Алтае...
TRenv
11 августа 18:02
Для меня притягательна Норвегия как раз тем, что её природа не контрастирует с российской. Пусть у нас не фьорды, но реки, озера. Она очень ложиться на сердце в отличии от явной экзотики, где я замечаю отличия, но не душевность.
А твои репортажи душевные. И домики как у нас, внутри дерево, общий холодильник на общей кухни, где так приятно поболтать...
Эх, хорошо
11 августа 18:10
Наверное север везде такой - спокойный, душевный, с отпечатком вечности... Особенная красота!
А вот с "поболтать на кухне" была проблемка )) Соседями были неразговорчивые китайцы, да и я языковыми знаниями не блещу... Пытаюсь исправить этот свой недостаток, но все времени не хватает )
TRenv
11 августа 18:30
Поболтать с неразговорчивыми китайцами пару раз глядела Полиглот на Культуре про китайский
Меняю мнение на противоположное: как хорошо помолчать в таком месте созерцая....
Вдали от китайцев
11 августа 18:32
Помолчать созерцая - мне по душе )
11 августа 11:23
какое чудесное место и действительно преступление сразу уезжать отсюда , но погода... песня .. как же она вас радовала ! очень красивая прогулка ,Люба!
11 августа 11:54
Спасибо, Сонечка ) В погодном смысле это был самый радостный норвежский день
12 августа 13:44
Вот и нам на корабле сказали , что погода Норвежская в этом году дарила солнечные дни. Многие только вернулись из этих мест и сразу в другое путешествие:)
Ena
11 августа 12:15
Люба, какое чудесное, умиротворенное и сказочно красивое местечко! Как ты заманчиво описала-показала его. Очень похоже на затерявшуюся меж горных вершин сказочную страну.
- как удачно сказано, наиболее точно передает особую атмосферу и энергетику Флома
11 августа 12:50
Спасибо, Эна! Я рада, что у меня получилось передать атмосферу и свои эмоции. А они там просто захлестывали, Норвегия, и правда,
Ena писала 11 августа 12:15
сказочная страна
11 августа 13:07
В копилку!!! Так доступно и божественно красиво! Люба, вы молодцы, что не бросились скорее на паром, место в правда достойное неторопливого созерцания!!!
11 августа 13:16
Спасибо, Лена!
Kapuletta писал 11 августа 13:07
Так доступно и божественно красиво!
и радует, что почти все те туристы остались на том пятачке )) На всем маршруте людей встретили человек десять )
место в правда достойное неторопливого созерцания!!!
11 августа 13:13
Люба,

Пейзажи весьма миленькие, с погодой невероятно повезло
Разительно отличаются впечатления пакетного турика и самостоятельного исследователя
Цена хостела неприятно удивляет, непонятно, ну почему же Норвегия так дорога

Ну ничего себе сервис))))
11 августа 13:19
vasilets писал 11 августа 13:13
ну почему же Норвегия так дорога
видимо, такая политика у страны... Средств для существования у них и без туристов более чем хватает. Может быть хотят остановить таким образом большой наплыв туристов и сохранить свою природу...
Ну ничего себе сервис))))
нам было жутко неловко ) Но с другой стороны, никаких знаков мы машинисту не подавали, это была его добрая воля )
11 августа 13:35
Очень мне нравится твоя Новрегия, Любаш! Вообще, чувствуется скоро перейду на природные красоты. Сколько можно на домики смотреть.
И меня поразил этот жест машиниста. Остановить паровоз. Круто, ничего не скажешь.
А про красоты...что говорить. Необыкновенные!
11 августа 13:43
Leolik писала 11 августа 13:35
Сколько можно на домики смотреть.
после всех походов и плаваний по фьордам, когда мы приехали в Олесунн, мне даже было как-то не по себе, сбежать хотелось, но дождь помешал... Да, Леночка, к природе тянет все больше и больше )
И меня поразил этот жест машиниста.
Подумал, наверное, что мы бестолковые, не догадались знак подать )) У нас бы, конечно, и автобус мимо проехал, не то что поезд. А видела, какая там чистота в домике на этой станции? От этого я еще больше обалдела ))
11 августа 13:46
spatefillum писала 11 августа 13:43
какая там чистота в домике
Да у них там даже трава кажется пропылесошенной!)))
11 августа 13:49
Траву часто косят, а сено упаковывают в белые пакеты )
11 августа 13:55
spatefillum писала 11 августа 13:49
а сено упаковывают в белые пакеты
И пишут:"Пастеризованное"!
11 августа 14:18
Люба, как же здорово ты спланировала здесь ночевку, просто остановить время и зависнуть в таком месте-это бесценно!! Уйти в природу от шумной набережной и пассажиров с круизных лайнеров!
случайно остановили поезд.
-ах вы проказники!! Нам во Фломе тоже повезло с погодой, но прогулялась я всего лишь часик!
11 августа 14:21
NataliaC писала 11 августа 14:18
Люба, как же здорово ты спланировала здесь ночевку
я тоже так рада, так рада ))
Нам во Фломе тоже повезло с погодой, но прогулялась я всего лишь часик!

День, конечно лучше, чем час, но час лучше, чем ничего )
11 августа 14:27
spatefillum писала 11 августа 14:21
День, конечно лучше, чем час, но час лучше, чем ничего )
-это точно! Вот, ностальгирую! http://nataliac.tourister.ru/photoalbum/19548
11 августа 14:29
Ага, я помню ) И перед поездкой смотрела )
11 августа 14:24
Любаша,фотографиями можно любоваться бесконечное количество раз! Представляю,что творилось с тобой там!
Усевшись на скамейку чтобы отдохнуть, случайно остановили поезд.
это у нас в крови,кто коней на скаку останавливает,а ты поезда
11 августа 14:26
Спасибо, Леночка!
sonnenschein писала 11 августа 14:24
Представляю,что творилось с тобой там!
по уши была в счастливых восторгах )
это у нас в крови,кто коней на скаку останавливает,а ты поезда
11 августа 18:11
Фото лошадок под солнечными лучами просто АХ! Виды изумительные!
11 августа 18:20
Спасибо, Теоночка! Оно было малость засвечено, но мне тоже понравилось, решила оставить )
11 августа 22:05
Вход в него предусмотрительно задуман через сувенирный магазин.)) ато))
12 августа 7:56
Люб, ну вот очень-очень красиво! Пейзажи просто ах! Но вот так соберешься в эту Норвегию за красивыми картинками, а там непогода, обидно будет, отдав такие деньжищи Вам повезло с погодой!
12 августа 8:13
Оксана, ты права. Погода там ключевой момент. Если по городам даже в дождь можно собрать всю силу воли в кулак и пойти гулять, то по горам не особенно походишь... Но полностью испорченным у нас оказался только один день, так что, наверное, повезло ) А так, начиная со следующего дня все больше тучки и мелкий дождик были... Но впечатлений все равно масса )
12 августа 8:44
Потрясающей красоты природа. Чистота вокруг и чистые краски. Кстати, хостел тоже замечательный и очень соответствует общему настрою.
12 августа 8:48
Vikus писала 12 августа 8:44
Кстати, хостел тоже замечательный и очень соответствует общему настрою.
согласна, Вика! Если привыкнуть к ценам, чему несколько мешает ограниченность содержимого кошелька, хостел просто превосходен!
12 августа 9:16
spatefillum писала 12 августа 8:48
Это, Люба, наша общая проблема, к сожалению (.
Но зато у этого хостела за такие деньги есть и плюсы. Ведь в отелях стирка - за отдельные и немалые деньги. А здесь раз в день - пожалуйста ).
12 августа 9:19
Согласна ) Да и вид из окон половину стоимости окупает ))
12 августа 9:21
spatefillum писала 12 августа 9:19
Да и вид из окон половину стоимости окупает ))
Про вид я вообще молчу! Даже фотографии вызывают восторг, что уж говорить о реальных пейзажах и воздухе.
12 августа 9:00
Невообразимые пейзажи! Флом прекрасен!
12 августа 9:14
Спасибо, Ярослав! Не могу не согласиться )
12 августа 14:09
Любаш, какой простор, какие краски... А водопад! Аж сердце замерло от красотищиии))))
12 августа 14:24
И у меня замирало... На каждом шагу... )) А сына в город тянет, представляешь? )
12 августа 17:50
Все такие разные а природа норвежская и правда волшебная))) И с погодой вам повезло, солнечно, сочно)))
12 августа 16:44
Красота, Люба! Жаль, что второй раз в Норвегию я уже не поеду.
12 августа 16:45
Anna_08 писала 12 августа 16:44
Жаль, что второй раз в Норвегию я уже не поеду

А я еще помечтаю
12 августа 16:46
Мечтай, ты еще молодая, успеешь не раз
12 августа 16:50
Мир большой, а денег мало
12 августа 16:52
Вот так и я всегда отвечаю, и предпочитаю ехать в новые места. Но иногда заезжаю и второй раз, как в этом году ради Порту заехала в Лиссабон
12 августа 16:54
Я бы в Норвегию тоже вернулась...
12 августа 16:59
Как вспомню цены и сопоставлю с доходами в данное время, желание пропадает
12 августа 17:06
К сожалению, это касается многих направлений...
13 августа 10:50
Вот хотела написать отзыв о хостеле…

Расширенный такой отзыв о хостеле получился, с бонусами!)
когда выйдешь из домика часов в 5 утра и увидишь такие картины

Разве оставит кого-нибудь равнодушным такая красота!)
13 августа 11:02
Olegka писал 13 августа 10:50
Расширенный такой отзыв о хостеле получился, с бонусами!)
бонусов - хоть отбавляй )) Спасибо, Олег!
13 августа 12:37
Прекрасные места для неторопливого отдыха. Чистые реки
Кстати, а как решён вопрос с рыбалкой ?
13 августа 13:01
Борис, краем уха слышала, что на рыбалку нужна лицензия. Сколько стоит не подскажу, но кое-где встречала народ с удочками )
13 августа 13:19
Просто все берега чистые, ни человечка ...подумал - совсем нельзя. Или лицензия сильно дорогая, проще до маркета дойти
13 августа 13:59
Мы вообще встречали мало людей ) Мне кажется, на рыбалку едут больше на море и севернее
oceana
13 августа 19:35
Окажетесь во Фломе, передавайте ему привет)

Ну как не окажешься после таких фотографий)
13 августа 21:24
Спасибо, Люба!
14 августа 11:25
Да,вот это красота! Обожаю такие пейзажи! Даже не думала,что в Норвегии ТАК красиво!!!
14 августа 11:35
Ах, Лина, как мне хочется туда вернуться... )
14 августа 12:12
Верю,верю )Такие места оставляют неизгладимые впечатления
14 августа 16:29
было бы еще в Норвегии лето как лето,цены бы не было стране
14 августа 16:32
Жаркое? Лучше не надо ) Должны же оставаться места, куда можно сбежать от жары ))
14 августа 20:05
Люба! Очень красиво!!! Просто восторг!
Я очень давно облизываюсь на Норвегию! Очень давно! И еще раз утвердилась.
14 августа 20:54
Спасибо, Маша! Желаю, чтобы твое желание сбылось)
15 августа 2:00
Да... здесь в основном платишь за возможность пожить в окружении такой красоты! Надпись на русском приятно удивила . Любочка, спасибо, что поделилась с нами частичкой невероятной красоты Норвегии, дух захватывает!Живут же люди в таких необыкновенных местах .
15 августа 8:24
Svet-lanka писала 15 августа 2:00
Надпись на русском приятно удивила
меня она сначала озадачила. Я решила, что они именно нам пытаются намекнуть на неаккуратное отношение к природе) Но потом я встретила эту надпись и на других языках и успокоилась ))
Живут же люди в таких необыкновенных местах
я только об этом и думаю, когда вижу очередной домик среди такой красоты )
Miss_smile
15 августа 7:13
Пейзажи почему-то напомнили Алтай Красота!
15 августа 7:25
Если так, то тогда я теперь буду хотеть на Алтай Спасибо!
20 августа 17:30
Очень приятное место во всех отношениях. Красиво, ничего не скажешь...
22 августа 8:27
Да, Флом предстал перед нами во всей своей красе) Повезло с погодой
22 августа 9:02
Погода важна в нашем деле.))
22 августа 9:06
Как бы мы ни делали вид, что дожди нам нипочем, хочется, чтобы солнышко светило
22 августа 9:18
Люба , золотые слова!
Chiffa7
29 августа 11:52
Вот хотела написать отзыв о хостеле
и ведь удалось)) Люба, убедили, что не жить во Фломе в хостеле невозможно))
Фломская бесконечность прекрасна, особенно в тишине раннего утра и с такими замшелыми камнями, но и водопад с пасторальными овцами очень-очень.
29 августа 11:54
Спасибо, Катя! Утро во Фломе, правда, было какое-то нереально драгоценное... Два часа полного счастья)
Mikhail_Despotashvili
Вчера 20:27
Обожаю горы!
Вчера 20:33
Вам повезло, Вы можете часто их видеть)