Турист Ирина Максимова (IrinaMaksimova)
Ирина Максимова
была 9 октября 2017 19:03

Святой Стефан — Черногория Июль 2016

Откровенно говоря, писать отзывы — не мое призвание и даже не хобби. Но вежливые просьбы «Booking.com» и желание хоть немного облегчить сомнения путешественников, еще не начавших, но уже готовых к приключениям, все-таки заставили меня взяться «за перо».

Начну с того, что по-настоящему путешествовать мы начали в 2009 году, и первым маршрутом, который мы проложили, было 16-дневное плавание на четырехпалубном теплоходе «Семен Буденный» по Волге от Самары до Москвы по Золотому кольцу России. За 7 лет всей семьей мы побывали в Египте (обязательная программа любых путешественников!), Греции, Кипре, Чехии, Черногории, и, конечно, во многих российских городах. По-моему, туристический опыт настолько достаточный, что им можно уже поделиться.

Сегодня я расскажу о пляжном отдыхе в Черногории. Начну с того, что впечатления об этой небольшой стране очень положительные: синее чистое небо, щедрое солнце, бирюзовое море и живописные горы.

Билеты и гостиницу покупали (бронировали) сами, надежные и достаточно объективные партнеры нашлись в сети Интерент! Самыми неинтересными и трудными делами занимался муж, а я лишь констатирую свершившиеся факты. За недостатком времени гостиницу выбирали недолго. Основными критериями была стоимость и местоположение. Мы не впервые собирались в Черногорию, поэтому четко представляли, чего хотим: спокойный, размеренный пляжный отдых на чистом комфортном пляже в живописной местности. Выбор пал на небольшой поселок, расположенный поблизости от фешенебельного отеля «Agora Sveti Stefan». Сразу отмечу, что Свети Стефан довольно примечательное местечко неподалеку от шумной, не очень ухоженной Будвы. Смотреть там, собственно, нечего, кроме самого отеля, соединенного с сушей насыпной дорожкой.

Черногория. Свети-Стефан

Но для тихого, размеренного отдыха многоработающих, воспитывающих детей да и просто ленивых людей — место идеальное.

Вдоль побережья, простирающегося в сторону Будвы, расположен живописный парк, именуемый Милочер («Королевский»). В утренние часы воздух в нем наполнен чудесным ароматом хвойной смолы и морского бриза. Пересекая парк по вымощенным дорожкам, нависшим над морем, можно дойти до поселка Пржно и пляжа «Каменово». Но если с вами дети и коляски, то это не будет легкой прогулкой.

Черногория. Свети-Стефан

Требования к проживанию также были обозначены сразу: отдельная комната, свой душ и санузел, просторная кровать, холодильник. И место такое нашлось — гостевой дом «Ljubisa» в 15 минутах ходьбы до главного пляжа.

Сделаю одно важное замечание: все в восприятии картины мира определяет настроение, с которым вы относитесь к обстоятельствам жизни! Наше настроение определялось желанием получить положительные эмоции от всех событий! С таким позитивом мы и начали отдыхать.

Номер, конечно, оказался очень скромным, больше похожим на комнату в общежитии, слегка приукрашенную ковриками и искусственными цветочками в керамических чайничках (хотя мы были готовы к этому, так как стоимость его за 16 дней проживания составляла на двоих 41 тысячу рублей). Скромный телевизор с завидным для заграницы количеством русских каналов и шумный, но прекрасно работающий кондиционер были в наличии и радовали нас своими возможностями.

Душ и сантехника чистые, все в исправном состоянии, полы — в плитке. В общем, все скромно, но для жизни, которая в основном протекает на пляже, вполне сносно.

Отдельной похвалы заслуживает чудесная придумка владельцев гостиниц, расположенных на море, патио. Здесь патио представляет собой просторную веранду (балкон), увитую виноградом или букенвилией, со столом, стульями и зонтиком от солнца. Причем патио есть на любом этаже здания. (В Свети Стефане здания невысокие не более 3-х этажей, чтобы вид на море открывался с любой точки). Лично меня патио привело в восторг! Общажный вид комнаты как-то забывался, когда с нашей уютной веранды, где мы встречали каждое утро за завтраком и провожали уходящий день за бутылочкой сербской сангрии, взору открывался прекрасный вид на красные черепичные крыши, горы и море.

Черногория. Свети-Стефан

Жирный плюс можно поставить и за месторасположение гостиницы: море совсем недалеко, даже размеренным, неспешным шагом по 35-градусной жаре идти ненапряжно (особенно если заглянуть в соседний магазинчик, расположенный справа от гостиницы, и запастись малиной и персиками отменного вкуса!) Спускаться к пляжу и подниматься наверх придется по лестницам, лучше всего использовать главный спуск, так как его убирают и ремонтируют (чего не скажешь о других путях, ведущих к морю), да и с коляской придется потрудиться (но, несмотря на объективные трудности, по-моему, пляж в районе Свети Стефана наиболее безопасный и удобный для отдыха с детьми).

Кроме того, в пяти минутах от гостевого дома находится довольно известный в округе (и даже за ее пределами!) ресторанчик «Драго» и автобусная остановка на Будву (автобус ходит часто, ехать недолго, минут 20). Чтобы пополнить запасы продовольствия, мы не отправлялись в дальние дали (выгоды не ухватишь!) и все, что необходимо, по вполне приемлемым ценам, мы приобретали в небольшом магазинчике «Tea 2». Разница с супермаркетом в Будве не слишком велика! Снова уточню. Завтракали мы в номере. Наш завтрак состоял обычно из чая или кофе со сгущенным молоком (купила испанскую сгущенку в железной баночке как у нас в точности в «Tea 2» за 2,80 евро!) свежей булочки с маслом, пршута, сыра и для пущего разнообразия джема, паштета, каймака. Маленький холодильник, некоторая необходимая утварь (чашки, тарелки, вилки и ложки) электрический чайник и даже чистое кухонное полотенце были в номере. Нож следует взять из дома или попросить у хозяек. Да, владеют скромными апартаментами, по-видимому, женщины, потому что присутствия мужской руки мы не заметили. В этой гостинице все в некотором «хаотичном порядке», а может быть это объясняется особенностями черногорского менталитета? Владелицы гостевого дома женщины простые, понятливые и доброжелательные. По-русски общаются немногословно, впрочем, как и по-английски, но все, что необходимо вам узнать, они объяснят, а вы обязательно поймете.

Несколько добрых слов скажу о ресторанчике «Драго». Все, что сказано о нем в интернете, правда: цены демократичные, обслуживание хорошее, кухня достойная. Особенно рекомендую ягнятину во всех видах и, безусловно, блюда национальной кухни. Официанты в основном сербы. И это плюс! Потому как коренные черногорцы несколько нерасторопны (то есть, очень неторопливы). Видимо для экзотики в «Драго» один такой есть: пожилой черногорец — воплощение всех 10 черногорских заповедей! Средний счет за ужин на двоих без спиртного 20–23 евро (черногорское вино мы пробовали, но, на мой вкус, оно горько-кислое и терпкое. Утешение мы нашли в сербской сангрии двух сортов за 4 евро 1 литр с ароматными персиками, сливами и еще чем придумаете).

Черногория. Свети-Стефан

Добавлю, что блюда в меню мы выбирали, ориентируясь на вес мяса — не менее 300 граммов, также выбирали салаты. Нам на двоих хватало для гастрономического восхищения одного большого салата и одного второго блюда.

Кроме «Драго» мы побывали и в рекомендованном на «Трипадвизор» ресторанчике «Famelja Kentera». Были разочарованы: заявленный вес блюд значительно не совпадал с их реальным воплощением, а цены очень совпадали!

Отдельно скажу о чаевых. В ресторанчиках Свети Стефана принято включать в счет различные виды хлеба (3–4 сорта, это где-то 6 небольших кусочков), даже если вы и не просили их подать. Стоит это около 2 евро. Поэтому официанта сразу надо предупредить, если вы не желаете хлеба, чтобы его не приносили. И проверяйте счет, это вовсе не стыдно! Кстати чаевые мы всегда оставляли — 1,5 — 2 евро (правда, не знаю- много это или мало, интернет ничего не ответил на это, но именно столько мне было совершенно не жалко, а даже приятно оставить!).

Снова вернемся к пляжам Черногории. Их, как известно, великое множество. Надо ориентироваться на свои предпочтения. Мы желали получить чистый, благоустроенный пляж (Будва отпала сразу!) Плоче — далеко и вода, хотя и чистая, но холодная, вдобавок много музыки. Пляж на острове Святого Николая хорош и живописен, но там тоже как повезет: многое зависит от направления ветра. Мы не разгадали закономерности розы ветров, но от сюрпризов в виде пластика, пакетов и др. нельзя застраховать ни один пляж Черногории. Просто на Свети Стефане таких сюрпризов было меньше, чем в Будве или Святом Николае.

Температура воды в Свети Стефане с 02.07–16.07 была не ниже 25 — 27 градусов! Пляж оборудован лежаками и зонтами различного размера и по разной цене (от 15 до 30 евро). Мы брали 2 лежака и зонтик за 15 Евро на 4 линии лежаков, который надежно укрывал от солнца в течении всего дня. Можно пользоваться и своими зонтиками (в магазинчике можно купить за 10–12 евро), мягкие коврики для отдыха на пляже стоят 10 евро. На пляже есть кафе (не посетили ни одного!) и несколько лавочек с мороженым и прохладительными напитками, цены нормальные (от 1 до 2,5 евро). Иногда на пляже были замечены наиболее предприимчивые местные с пончиками и вареной кукурузой (2 евро).

О достопримечательностях.

Если вы отправляетесь в Черногорию впервые, то работы у вас много: Цетин (там хранится десница Иоанна Крестителя), пещера Василия Острожского в горах, Пераст и многое другое …Мы ограничились в этот приезд только посещением Котора. Город расположен недалеко от Тивата. Добирались через автовокзал Будвы (билет до Котора на 1 человека 3 евро, дорога займет не больше часа). Котор представляет собой крепость-лабиринт с узкими улочками времен венецианской эпохи. В порту Котора можно увидеть океанские суда необыкновенной величины! В сувенирных лавках можно найти интересную керамику и разные безделушки ручной работы.

Черногория. Свети-Стефан

На обратном пути из Котора мы отправились в старый город Будвы, где до этого бывали неоднократно. Прошли по улочкам старой крепости (всем рекомендую подняться на смотровую площадку, туда вход платный (3,5 евро), но вид на бухту и окрестности очень интересный).

Заглянули и в знаменитый ресторан «Ядран». В прошлом году мы несколько раз ужинали там, но сейчас были разочарованы: планку самого лучшего, на мой взгляд, он не удержал. Если будет желание, зайдите в «Обалу», более душевно. По цене одинаково — 23–25 евро без спиртного.

Вернуться из Будвы в Свети Стефан можно на автобусе, который курсирует до 1.30 ночи, стоит 1,5 евро.

Отдельно отмечу, что Черногория очень безопасная страна. Я не слышала ни об одном случае кражи, драки и других безобразий ни на пляже, ни в ресторане, ни в ночном клубе. Очень много наших соотечественников, все в адеквате, да, собственно, Черногория и не Монте Карло. Еще одна удивительная деталь: сюда приезжают люди с разным уровнем благосостояния и запросов, и все расходятся по интересам.

В завершении своего опуса, хочу поблагодарить всех, кто дочитал до конца, и очень буду рада, если кому-нибудь пригодятся мои заметки. Ирина.