Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:55
Как интересно изучать собственное Отечество!

Порхов — Россия Июль 2016

Российская глубинка — это всегда путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Порховская идиллия

Заехали в маленький городок Порхов с населением чуть больше 9000 человек, проехали паутинкой деревянных, почти деревенских улиц и вдруг оказались у крепости, которую основал сам Александр Невский еще в 1239 году! Как не зайти!

Должна признаться, что будучи любительницей крепостей, я никогда ни в одной из виденных, не чувствовала себя так уютно, как на этой маленькой, но основательно обжитой внутренней территории.

Порховская идиллия

Вначале я даже не очень поняла — что это тут такое!

Почти у самого входа — церковь, но рядом детская площадка, словно это детский парк.

Потом часовня.

Небольшой погост — всего две могилы.

Порховская идиллия

Недалеко — памятник герою — основателю порховского подполья во время Великой Отечественной войны, потом…

Первым делом, я по очень высоким и крутым ступеням все же полезла на крепостную стену, чтобы сверху еще раз убедиться, что пространство, которое крепость обнимает — совсем небольшое.

Порховская идиллия

Какое? Да можно и на таком велосипеде объехать.

Это не намек, и не улыбка, а реальная возможность, которая предоставляется здесь маленьким посетителям, для них тут много чего приготовлено. Вот, например, солнечные часы. Видите? Тень только зашла за 17 — тогда так и было.

Порховская идиллия

Крепость сохранилась довольно хорошо, хотя всюду шли восстановительные работы — чувствовалось желание жителей города сохранить этот исторический памятник во всей красе.

К сожалению, бесконечные провода, столбы, строительные приспособления мешали сделать хорошие снимки, но, сам процесс радовал.

Порховская идиллия

Заглянула в бойницу — река Шелонь золотилась в лучах прощального солнца, хотя густая листва прибрежных деревьев заслоняла этот блеск.

Вообще Порхов — очень зеленый городок, а рядом с крепостью, в которую мы прошли через маленький мостик, вообще какие-то вековые деревья произрастают.

Порховская идиллия

На территории крепости тоже много деревьев, в тени которых можно посидеть, подумать.

А еще можно выпить воды из святого источника, рядом с часовней Александра Невского.

Порховская идиллия

Что ж! Когда-то на Руси, Порхов входил в состав двенадцати главных крепостей и основателя города-крепости — Александра Невского здесь должны помнить. Почему-то вызвала умиление такая вот память — плакат прямо на дереве, словно Невский — свой, близкий, знакомый. Так вот о нем — по-простому.

Есть в крепости и свой музей — Почты, ведь Порхов был городом с большим историческим прошлым, которое жители хранят и сегодня.

Порховская идиллия

Я ходила по стенам крепости и читала очень интересные сведения, узнавая о прошлом города много интересного.

Нет смысла перепечатывать текст. Посмотрите и прочитайте сами!

Порховская идиллия

Само название Порхов вызывает разночтения. Порох вряд ли был причиной названия, ведь в то время, когда крепость возникла, на Руси порох еще не знали.

Скорее всего, в основании названия было слово «парох» — белый известняк, которого вокруг было много. Однако первая крепость все же была не каменная, а деревянная. Каменная же была построена уже в 1387 году.

У крепости три башни. Никольская башня находится рядом с Никольским храмом.

Порховская идиллия

Сам храм тоже древний, он был построен в 1412 году, а перестроен в 1777.

Вторая башня называется Малая. Хотя не такая она и малая: только высота с зубцами 11 метров.

Порховская идиллия

Третья башня называется Средняя, она действительно больше малой — высота 17,3 метра.

Вообще в крепости чувствовалось какая-то вольность. Как в детстве, можно было пролезть в лаз.

Порховская идиллия

Да и крепостные стены были без оградительных перил и никто не назидал, не страховал… Ходи и береги себя сам!

Бродить по небольшой территории вообще никто не мешал, поэтому, когда я подошла к Музею почты и из дверей вышла женщина, мне подумалось, что она желает пригласить на просмотр экспозиции.

Порховская идиллия

— Жду-жду, когда ко мне кто-нибудь заглянет, — сказала служительница музея немного огорченно. Оказалось, что она в музее терпеливо ожидала, когда гуляющие по территории крепости люди (нас было совсем немного) сами зайдут к ней в музей и купят входной билет, дающий право бродить по территории крепости (!) Тут я вспомнила, что где-то видела предупреждение о том, что входной билет в крепость стоит 40 рублей, но где покупать билет — не поняла, тем более что вход был совершенно свободен.

Теперь мы купили билеты, и пошли по Тропе здоровья, где произрастали лекарственные травы порховщины.

Порховская идиллия

Недавно, побывав у Пушкина в Пушкиногорье, я купила травный чай из таволги и теперь хотелось узнать эту траву. Что ж! Мне это удалось. Увидела и таволгу, и бадьян, и другие растения, которые лечат.

В шесть часов ударил колокол, и началась служба в Никольском храме. Батюшка служил один, певчих было двое, прихожан тоже немного — я да муж.

Порховская идиллия

Вечерняя служба была посвящена св. Владимиру и мы тогда искренне молились о том, чтобы два Крестных хода, что в Украине двигались навстречу друг другу, с запада и с востока, все же назавтра (как и было запланировано) встретились в Киеве.

Нет, я не все успела. Не удалось заехать в близлежащие имения, которые когда-то посещал Пушкин, не успелось и кое-что другое. Но было ясно, что городок Порхов обязательно нужно посетить еще раз, и непременно!