elenarossi
Елена Яхонтова Пользователь — была 8 декабря 20:50

Порховская идиллия

5 августа 20:10 Порхов — Россия Июль 2016
50 33

Российская глубинка — это всегда путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Заехали в маленький городок Порхов с населением чуть больше 9000 человек, проехали паутинкой деревянных, почти деревенских улиц и вдруг оказались у крепости, которую основал сам Александр Невский еще в 1239 году! Как не зайти!

4

Должна признаться, что будучи любительницей крепостей, я никогда ни в одной из виденных, не чувствовала себя так уютно, как на этой маленькой, но основательно обжитой внутренней территории.

3

Вначале я даже не очень поняла — что это тут такое!

1

Почти у самого входа — церковь, но рядом детская площадка, словно это детский парк.

1

Потом часовня.

3

Небольшой погост — всего две могилы.

2

Недалеко — памятник герою — основателю порховского подполья во время Великой Отечественной войны, потом…

Первым делом, я по очень высоким и крутым ступеням все же полезла на крепостную стену, чтобы сверху еще раз убедиться, что пространство, которое крепость обнимает — совсем небольшое.

1

Какое? Да можно и на таком велосипеде объехать.

2

Это не намек, и не улыбка, а реальная возможность, которая предоставляется здесь маленьким посетителям, для них тут много чего приготовлено. Вот, например, солнечные часы. Видите? Тень только зашла за 17 — тогда так и было.

3

Крепость сохранилась довольно хорошо, хотя всюду шли восстановительные работы — чувствовалось желание жителей города сохранить этот исторический памятник во всей красе.

5

К сожалению, бесконечные провода, столбы, строительные приспособления мешали сделать хорошие снимки, но, сам процесс радовал.

1

Заглянула в бойницу — река Шелонь золотилась в лучах прощального солнца, хотя густая листва прибрежных деревьев заслоняла этот блеск.

9

Вообще Порхов — очень зеленый городок, а рядом с крепостью, в которую мы прошли через маленький мостик, вообще какие-то вековые деревья произрастают.

1

На территории крепости тоже много деревьев, в тени которых можно посидеть, подумать.

1

А еще можно выпить воды из святого источника, рядом с часовней Александра Невского.

4

Что ж! Когда-то на Руси, Порхов входил в состав двенадцати главных крепостей и основателя города-крепости — Александра Невского здесь должны помнить. Почему-то вызвала умиление такая вот память — плакат прямо на дереве, словно Невский — свой, близкий, знакомый. Так вот о нем — по-простому.

2

Есть в крепости и свой музей — Почты, ведь Порхов был городом с большим историческим прошлым, которое жители хранят и сегодня.

2

Я ходила по стенам крепости и читала очень интересные сведения, узнавая о прошлом города много интересного.

7

Нет смысла перепечатывать текст. Посмотрите и прочитайте сами!

6
3
1
3
1
1
1
1
1
2

Само название Порхов вызывает разночтения. Порох вряд ли был причиной названия, ведь в то время, когда крепость возникла, на Руси порох еще не знали.

Скорее всего, в основании названия было слово «парох» — белый известняк, которого вокруг было много. Однако первая крепость все же была не каменная, а деревянная. Каменная же была построена уже в 1387 году.

У крепости три башни. Никольская башня находится рядом с Никольским храмом.

4

Сам храм тоже древний, он был построен в 1412 году, а перестроен в 1777.

3

Вторая башня называется Малая. Хотя не такая она и малая: только высота с зубцами 11 метров.

4

Третья башня называется Средняя, она действительно больше малой — высота 17,3 метра.

3

Вообще в крепости чувствовалось какая-то вольность. Как в детстве, можно было пролезть в лаз.

6

Да и крепостные стены были без оградительных перил и никто не назидал, не страховал… Ходи и береги себя сам!

4

Бродить по небольшой территории вообще никто не мешал, поэтому, когда я подошла к Музею почты и из дверей вышла женщина, мне подумалось, что она желает пригласить на просмотр экспозиции.

1

— Жду-жду, когда ко мне кто-нибудь заглянет, — сказала служительница музея немного огорченно. Оказалось, что она в музее терпеливо ожидала, когда гуляющие по территории крепости люди (нас было совсем немного) сами зайдут к ней в музей и купят входной билет, дающий право бродить по территории крепости (!) Тут я вспомнила, что где-то видела предупреждение о том, что входной билет в крепость стоит 40 рублей, но где покупать билет — не поняла, тем более что вход был совершенно свободен.

5

Теперь мы купили билеты, и пошли по Тропе здоровья, где произрастали лекарственные травы порховщины.

2

Недавно, побывав у Пушкина в Пушкиногорье, я купила травный чай из таволги и теперь хотелось узнать эту траву. Что ж! Мне это удалось. Увидела и таволгу, и бадьян, и другие растения, которые лечат.

1

В шесть часов ударил колокол, и началась служба в Никольском храме. Батюшка служил один, певчих было двое, прихожан тоже немного — я да муж.

11

Вечерняя служба была посвящена св. Владимиру и мы тогда искренне молились о том, чтобы два Крестных хода, что в Украине двигались навстречу друг другу, с запада и с востока, все же назавтра (как и было запланировано) встретились в Киеве.

5

Нет, я не все успела. Не удалось заехать в близлежащие имения, которые когда-то посещал Пушкин, не успелось и кое-что другое. Но было ясно, что городок Порхов обязательно нужно посетить еще раз, и непременно!

3

Комментарии

Leolik
6 августа 10:14
Надо же какой древний город. Хорошо, что восстанавливают крепость!
elenarossi
+1
6 августа 10:49
Там какой-то удивительный дух - древность, словно вчерашнее событие. Все просто.
Anna_08
6 августа 11:00
Интересно, тем более, что я никогда об этом городке не слышала
elenarossi
+1
6 августа 11:16
Большая наша страна!!! А если еще и вглубь веков заглянуть!
borisnov
6 августа 11:09
О интересном месте узнал, спасибо !
elenarossi
6 августа 11:16
borisnov писал 6 августа 11:09
О интересном месте узнал

Действительно, знаковое историческое место!
happiness
6 августа 13:34
Стены крепости неплохо сохранились.
elenarossi
6 августа 13:54
Если учесть, какие здесь были бои в Великую Отечественную, можно сказать повезло крепости.
Vladimir_Shalaev
6 августа 16:06
Я настолько давно был в Порхове, проездом....даже посмотрев альбом, совсем ничего не вспомнил...получается. что я там не был, а может и был - но не я....
elenarossi
+1
11 августа 14:27
Vladimir_Shalaev писал 6 августа 16:06
посмотрев альбом, совсем ничего не вспомнил...получается. что я там не был, а может и был - но не я..


Так бывает! Жизнь не стоит на месте, все меняется и мы тоже)
Nomad
6 августа 22:24
Надо же, чего только не найдешь, если знаешь, где искать!
Крепость интересная, да и информация тоже!!
Prohoziy
7 августа 4:12
Спасибо за интересную экскурсию! Порадовало, как очень не дорого, но весьма познавательно решили вопрос предоставления информации о городе через репродукции.
Да, богата наша страна на интересные места!
elenarossi
+1
11 августа 14:29
Prohoziy писал 7 августа 4:12
Порадовало, как очень не дорого, но весьма познавательно решили вопрос предоставления информации о городе через репродукции.

usman56
7 августа 16:24
Елена, действительно, соглашусь с предыдущими ораторами, и информация и сам объект очень интересные! Но, не соглашусь с тем, что
К сожалению, бесконечные провода, столбы, строительные приспособления мешали сделать хорошие снимки, но, сам процесс радовал.

Современные чудесные технологии многих графических редакторов позволяют пролонгировать радость процесса уборки этих самых столбов и проводов, да и перспективку тоже подправить позволяют посему, провода окромя как о лени автора снимка более не о чем не говорят
ala
9 августа 22:05
Тут главное - не переусердствовать, а то перспективу так подправили, что она совсем исчезла. Был взгляд снизу и чувствовалась высота
usman56
11 августа 10:49
Алла, "падающие" и наклонные всякие разные строения всегда считались на фото "Не тру" а перспектива передается "конусом"
ala
+1
13 августа 11:22
Согласна, Михаил, что падающие - не хорошо. И что перспектива передается конусом, тоже согласна. Так ведь тут именно конус, а не наклон всех строений в одну сторону, которой мог бы свидетельствовать о падении.
Vikus
+1
12 августа 18:08
usman56 писал 7 августа 16:24
Современные чудесные технологии многих графических редакторов позволяют прологировать радость процесса уборки этих самых столбов и проводов
Михаил, но ведь из песни слова не выкинешь. Зачем же провода убирать?
А горизонт выравнивать - ну если уж совсем завален, на мой взгляд. Вот я из Питера все фотки сикось-накось привезла. Пришлось учиться вчера в фотошопе выравнивать.
usman56
+1
13 августа 22:32
Vikus писала 12 августа 18:08
Михаил, но ведь из песни слова не выкинешь. Зачем же провода убирать?

Виктория, мы ведь с вами не эксперты криминалисты?! Чтобы все точно, как на месте преступления фотать.
"Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах". отображает, а не повторяет и копирует его досконально. Опять же посмотрите на большинство представленных на туристере фото. Небо на них часто белое, но ведь в природе оно голубое! Но мы с этим на фото как то миримся. Так неужели мы огорчимся отсутствию проводов?
Есть у фото несколько общих правил, ну это как в обществе правила этикета, или хорошего тона. Горизонт одно из них. Конечно из каждого правила бывают исключения, если вы хотите показать драматизм или динамику событий то тогда конечно. но в пейзажах ни ни!
Пришлось учиться вчера в фотошопе выравнивать.
Добавить ответ

Ну для этого есть программы попроще.
Vikus
+1
14 августа 7:43
usman56 писал 13 августа 22:32
Ну для этого есть программы попроще.
Михаил, не подскажете, какие? Хотя в фотошопе вроде освоила выравнивание.
usman56
14 августа 10:39
Ashampoo Photo Commander удобная программа
Vikus
14 августа 12:12
Спасибо! Про такую первый раз слышу.
elenarossi
+3
7 августа 22:12
usman56 писал 7 августа 16:24
посему, провода окромя как о лени автора снимка более не о чем не говорят

А и то правда! Лень-матушка...
Спасибо, Михаил за вразумление.
Это Михаил
Это я
usman56
8 августа 11:18
elenarossi писала 7 августа 22:12
Это Михаил
Это я

Елена, н у а чего вы ждали от старшего преподавателя кафедры?!
elenarossi
+1
10 августа 20:59
usman56 писал 8 августа 11:18
чего вы ждали от старшего преподавателя кафедры


usman56
+1
11 августа 10:46
Vikus
12 августа 18:09
usman56 писал 8 августа 11:18
н у а чего вы ждали от старшего преподавателя кафедры?!
Какой вы суровый старший преподаватель . Вас, наверное, студенты боятся.
usman56
12 августа 21:46
Уже не боятся! Чего нас пенсионеров бояться? но и в прежние времена не боялись. И не студенты, а курсанты. военного училища. Задача чтобы боялись не ставилась, задача стояла чтобы курсант научился, причем сам! Поскольку из опыта знаю, научить никого ничему нельзя!
В Афгане был лучай, Духи зажали нашу роту на дне ущелья, которое простреливалось со склонов как в тире. до ночи продержались. Но утром было бы очень кисло! Ночью, командир роты накрывшись плащ палаткой при свете фонарика изучал карту, увидел на карте условный знак промоины - кривую коричневую линию, точнее даже штрих идущий практически до самого верха на хребет. По промоине почти вся рота поднялась на гребень хребта. оставленные внизу отделения утром развили "бурную деятельность". Духи начали со склонов обстреливать. Кто поднялся на хребет огневые точки засекали, но не вмешивались, распределяли цели. Духи не перемещались, позиций не меняли - были уверенны, что все внизу. а потом по команде ротного, кто был на хребте - выше духов, практически залповым огнем всех "подавили". Бой длился минут пять. Без потерь с нашей стороны! А всего то, знание командиром условных знаков топографической карты. Кстати, мог бы и не знать, если бы не учил!
Vikus
+1
13 августа 6:46
usman56 писал 12 августа 21:46
И не студенты, а курсанты. военного училища.
Михаил, огромное вам уважение. Мой отец, светлая ему память, тоже преподавал в Каспийском высшем военно-морском училище в Баку.
Спасибо за интересный и поучительный рассказ. !
usman56 писал 12 августа 21:46
Кстати, мог бы и не знать, если бы не учил!
Находчивый командир роты столько бойцов спас.
usman56
13 августа 10:15
Виктория, так бывает... У меня мама была преподаватель, отец был военным, а я был военным преподавателем
Vikus
13 августа 12:18
usman56 писал 13 августа 10:15
У меня мама была преподаватель, отец был военным, а я был военным преподавателем
Здорово, потому что я тоже преподаватель .
usman56
+1
13 августа 22:33
я тоже преподаватель
elenarossi
16 августа 19:27
Прочитала вашу переписку.
Уважение! Михаил.
Kapuletta
+2
7 августа 23:17
Сколько у нас на Руси таких "Порхов". не счесть... Хорошо, что хоть как-то выздоравливает город, но билет 40 рублей - это, конечно, слезы... Долго они будут восстанавливать комплекс...
elenarossi писала 7 августа 22:12
А и то правда! Лень-матушка...
Спасибо, Михаил за вразумление.
Это Михаил
Это я
arxitektor
+1
9 августа 21:56
Kapuletta писал 7 августа 23:17
Сколько у нас на Руси таких "Порхов"
таких мало. Чтобы со своей крепостью. Вот я знаю по Ленобласти только Старую Ладогу, Приозерск, Шлиссельбург (в девичестве Орешек), Копорье. Причем в первых трех крепости содержатся в хорошем состоянии, а в Копорье примерно как в Порхове. В хорошем состоянии крепости в Новгороде, Пскове и Изборске. А вот о других не слышал. Спасибо Елене, про Порхов рассказала. Надо будет съездить.
Kapuletta
9 августа 22:14
Порхов - один, согласна, но много на Руси городков с великой историей, изо всех сил пытающихся не разбазарить и как-то сберечь для потомков...Изо всех сил стараются. на голом энтузиазме...
elenarossi
10 августа 21:06
Мы были в отличный летний день, а моя знакомая - зимой и тоже отметила эту крепость, как особенную. Есть там что-то такое! Но это если откроется
elenarossi
+1
10 августа 21:03
Kapuletta писал 7 августа 23:17
40 рублей - это, конечно, слезы... Долго они будут восстанавливать комплекс...

Да уж.
Хочется пожелать доброго! У них там все с любовью.
Kapuletta
+1
10 августа 21:57
Дай, Бог...
marsada
9 августа 13:55
Как хорошо, что народ боится потерять свою ценность и восстанавливает её. Хотя и так сохранность отменная. Как только во время войны не пострадала?
elenarossi
10 августа 21:06
marsada писала 9 августа 13:55
сохранность отменная. Как только во время войны не пострадала?

NataliaC
10 августа 16:41
Очередной маленький провинциальный городок, но как хранит свою реликвию!!
elenarossi
10 августа 21:08
Очередной маленький провинциальный городок,

Но какова история!!! И ведь когда-то был большим городом на рубежах Руси (конечно, по тем понятиям))
NataliaC
+1
11 августа 11:46
elenarossi писала 10 августа 21:08
Но какова история!!
-да, да!!
Vikus
12 августа 18:01
Какой замечательный городок Порхов, я о таком и не слышала никогда. Очень у него название необычное. Вроде порох и не порох... Очень понравилась крепость, а особенно солнечные часы. Все очень ухожено. И если денег на восстановление пока нет, то ясно, что хоть дальше не будет рушиться все.
elenarossi
12 августа 18:09
Я уж там написала про "порох".
Само название Порхов вызывает разночтения. Порох вряд ли был причиной названия, ведь в то время, когда крепость возникла, на Руси порох еще не знали.

Скорее всего, в основании названия было слово «парох» — белый известняк, которого вокруг было много. Однако первая крепость все же была не каменная, а деревянная. Каменная же была построена уже в 1387 году.

Видимо так)
Vikus
12 августа 18:20
Я рассказ весь прочитала, включая таблички ))), ведь это совершенно неизвестное мне место, но у меня все время выговаривается непроизвольно Порохов . С известняком, конечно же, версия интересная, но, возможно, что и она не истинная
elenarossi
+1
12 августа 18:31
Vikus писала 12 августа 18:20
но, возможно, что и она не истинная

Конечно! Это только версия.
Кстати у меня всегда была такая же ассоциация ( с порохом))) - ничего не поделаешь...
BortnikL
17 августа 13:33
Кто бы мог подумать, что есть такой город. Сколько в России ещё не изведанного и не осмотренного.
elenarossi
17 августа 14:17
И мне приятно чувствовать себя "первооткрывателем", хотя бы на сайте)
Спасибо! Новые земли ждут нас)))
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.