Турист Morozcat
Morozcat
был 5 мая 2017 13:39

Тиват, Ульцинь, Цетинье, Пераст, Радовичи, Будва — Черногория Июль 2016

Посетили мы Черногорию в июле 2016, впервые, семьей, с двумя детьми 1 года и 7 лет. Ездили самостоятельно, на 20 дней. Поскольку сама я долго искала подробную информацию о том, как там в Черногории с малышом, пишу собственный отзыв, с упором на особенности путешествия с детьми, особенно, с годовалым малышом. Мы с мужем самостоятельно объездили много стран, и поездка с годовалым и пока не ходячим ребенком была для нас первым «блином» :-) Итак, все по порядку. Девиз: Настроиться надо на лучшее, но обязательно быть готовым ко всему.

1) Перелет. Билеты «Аэрофлот» купили на мили, за полгода до отъезда. Кстати, хорошее предложение по милям окончательно определило выбор страны. Мы живем в Перми, поэтому перелет был через Москву (2 часа + ожидание в Москве +3 часа). Переживали, как ребенок перенесет перелет. Малыш во время перелета почти все время сидел у меня на коленях. Иногда спал. А когда не спал — играл с машинками, ремнями безопасности, смотрел журнал, кушал, строил рожи сзади сидящим и пытался подергать за волосы сидящих впереди. Иногда мы вставали, а малыш сам крутился на сиденье, как хотел, вставал и садился и снова вставал. Я поняла — главное, что мама рядом. Наличие папы и брата тоже, конечно, радовало. Он был спокоен, чувствовал себя в безопасности, и это определяло спокойное настроение. Хотя, конечно, иногда немного капризничал, не без этого. Важно не нервничать родителям. Некоторые переживают, что ребенок мешает криком другим пассажирам, и начинают злиться на ребенка, от чего тот капризничает еще больше. Ребенок имеет такое же право на перелет, как и взрослые. Хороший человек думает не только о себе и с пониманием отнесется к детским крикам, а плохой не стоит того, чтобы ради него нервничать и ругать невинного малыша. До самого трапа мы доезжали с коляской, затем быстренько складывали ее, заворачивали в целлофан и сдавали. По прилету при выходе с трапа сразу же нам коляску отдавали. Очень удобно. С собой в полет для малыша брали воду (не отбирают, если лететь с ребенком), его любимый батон, банки с мясом и овощами, печенье, кашу готовую в пустой банке от детского питания. Ложки — из Баскин Робинс, розовые, очень удобны в дороге, ведь каждая упакована в целлофан. Еще заранее заказали в Аэрофлот питание для младенцев, мне оно тоже понравилось, там тоже было детское питание в банках, Gerber.

2) Жилье. Заказали апартаменты через booking. Жили в апартаментах 3* в пос. Радовичи, недалеко от Тивата. И здесь уже много особенностей, на которые раньше, путешествуя вдвоем, мы даже бы не обратили внимания. Территория нужна. У нас таковой не было, тени не было, и когда мы оставались дома, то выйти погулять было некуда. Спасались от жары на детской площадке — под горкой. Кстати, наличие детской площадки очень желательно. И если ребенок еще ползающий, то важно понимать, где и в чем он будет ползать. Наш, например, после площадки был по уши в грязи, стер штанишки на коленках чуть не до дыр. Далее, сами апартаменты. Если это бюджетные 3*, как у нас, то надо быть готовым к тому, что убирать номер будут неважно, придется мыть посуду вручную, а также может быть жарко, душно, да и вообще не комфортно. Мы выбирали апартаменты по отзывам в интернете, оценка была «превосходно», очень высокая. Но на самом деле оказалось все далеко не так. Поэтому лучше бы заручиться отзывами со стороны знакомых и внимательно изучить все детали. Очень нужен стульчик для кормления. Нам дали его только на 3й день, к сожалению, а я уже и забыла, как без стульчика неудобно. Если пол плиточный, то он, как правило, холодный и не всегда чистый, поэтому нужно быть готовым, что ребенок будет по нему ползать, и вариантов нет. Мы, например, в тапках ходили (отельных). Насчет отдельной детской кроватки — не знаю как у других, но я даже пробовать не стала ее заказывать. Да и в спальне было так мало места, что кроватка бы не поместилась. Мы спали с малышом вместе, хотя дома он в своей кроватке спит. Малыш ночью первое время просыпался, оглядывался (все страшное и незнакомое), плакал. Потом привык. Детская кроватка пригодится детям постарше, может, с 2 лет хотя бы, когда уже возраст более осознанный и самостоятельный.

3) Питание. Детское питание или какое-то привычное домашнее питание брать с собой нужно! Наши каши «Нестле» вообще нигде там не видела. Мы взяли с собой (предварительно вытащили из коробок и подписали внутренние пакеты маркером). Мясо и овощи в банках продают, но в каких-то странных соединениях. В основном, с морковью. Моему малышу не очень понравилось. Да и отпуск — не время для экспериментов. Итак акклиматизация, стресс. А еще если приболеет ребенок, то вообще не рекомендуется новое пробовать. Кроме того если поехать на машине куда-то, то с собой взять пару банок очень удобно. Можно, конечно, готовить. Но вот у нас в поселке мясо и рыба не продавались, и мы потом уже, через несколько дней, поехали на прокатной машине в город, купили там мясо, сварили малышу суп. Кстати, блендер! Взяла с собой, у меня пока малыш мясо не может прожевать. Теперь насчет есть со взрослого стола в ресторане. Можно. Но вот мой мальчик ел далеко не все. Например, ему очень понравился ягненок запеченый с картофелем, но это была песня, а не блюдо. В Ловчене, где мы были один день. А так со стола практически не ел. И хлеб у них немного резиновый что ли… Мой вообще очень любит хлеб, но этот хлеб жевал — жевал, потом выкидывал. Кроме того, придется подстраивать свой заказ под ребенка. А если я хочу салат из осьминогов с уксусом и кальмары на гриле с картошкой фри?.. Тут ребенку и не дашь ничего. Вобщем, есть риск, что ребенок не наестся и будет капризным. Поэтому нас очень выручали банки/готовая каша, взятые с собой в ресторан.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

Идем дальше. Фрукты. Купила яблоки в магазине Voli. У ребенка такая аллергия с зудом началась! И у старшего, в 7 лет, аналогично! Что за яблоки такие, откуда? У нас даже в России зимой на яблоки такого не было. Конечно, покупать лучше на рынке. Но рынка в нашем поселке не было! Приезжала машина с овощами — фруктами, но там выбор был очень ограниченный. Потом купили яблоки в городе Тивате на рынке, все ок. Вобщем, если будете жить в поселке, будьте готовы к тому, что там может не быть не только нормального детского питания, но и даже элементарно мяса, рыбы и хороших фруктов. Вода. Мы покупали воду, кипятили. Воды требуется очень много, конечно. Но у нас воду продавали в ближайшем магазине за километр. Поэтому муж один ходил по жаре, таскал 5литровые бутылки, потом на прокатной машине воду на несколько дней вперед закупали. В день на нас четверых уходило 7–10 литров питьевой воды. Кормление грудью я специально еще не отменила с целью поддержки иммунитета ребенка. Ну и успокоить в самолете, например (один раз пригодилось). И все же насчет готовки в апартаментах — неблагодарное это дело в отпуске, особенно с детьми…

4) Одежда, обувь и подгузники. Куртки, шапку малышу, теплые носки взяли зря, не пригодилось. Тонкие штанишки пригодились один раз, а тонкая кофточка с капюшоном — 2 раза (в Ловчен и в ресторане у моря, когда была гроза с ветром). Самая популярная одежда для малыша — тонкие короткие шорты и майки, тонкая панама. А в самолете комбезик с длинными рукавами и штанинами, но тоже достаточно тонкий. Одежда, обувь в нашем поселке не продавались. В городах посматривала на детскую одежду, но мне все показалось дорого и скучно, ничего так и не купила. Наш малыш еще не ходит, и обувь мы не брали, и правильно сделали. Такая жара, еще и в обуви — издевательство. Малыш у нас был все время босиком: и на пляж, и в автопутешествиях. Только дома на плиточном полу надевали носочки, и на детских площадках, чтобы ножки не натер. Подгузники. Pampers в Черногории есть везде, кроме трусиков. Мы как раз пользуемся этой маркой, поэтому проблем не было. Говорят, японских подгузников нет или трудно найти. Старший сын — все время в футболках и трикотажных легких шортах, все остальное — жаркое. Резиновые тапки на пляж нужны. Отельные тапки домой — тоже нужны оказались и нам, взрослым, и старшему сыну.

5) Пляж и море. У нас пляж был в 15–20 минутах ходьбы от апартаментов. По тротуару вдоль трассы, по жаре, с коляской. Утомительно! Лучше, если пляж рядом. Идеально было бы на период с 12 до 15 час уходить домой на тихий час, но как представишь, что идти домой в гору в солнцепек 20 минут с коляской! Поэтому иногда оставались на целый день на пляже вдали от дома. Сон, конечно, у малыша был не такой долгий на пляже, тк шумно и жарко. Соответственно, раз сон не удался, то и настроение дальнейшее могло испортиться. Как повезет. Поэтому лучше бы пляж поближе. Но в Черногории, я знаю, с этим не очень, надо искать. Пляж у нас был песчаный, Плави Горизонти. Хороший, много про него в интернете написано. Народу, конечно… Сотни людей.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

Мы покупали ежедневно прокат 2 лежаков и зонтика за 10 евро, после 17.00 бесплатно. Затем муж следил за старшим, а я — за младшим. Потом менялись. Хорошо, что старшему ребенку взяли нарукавники для купания. Меня удивило, что дети в Черногории плавают без нарукавников. Это или следить нужно не отрывая глаз или плавать постоянно с ребенком. Ну да ладно. Итак, младший: ему все поначалу нравилось. Как приходили, сразу слезал с лежака и засовывал в рот какой-нибудь окурок из песка. Затем мы шли на море, он там сидел, играл с пляжными игрушками, ел песок. Прямо в рот песок засовывал, жевал и глотал. И ничего не поделать. Потом, уже дома, извините, какал им. Купание у нас было не очень долгим, т. к. море теплым было не всегда. Хоть мы и отдыхали в июле, иногда море было ледяное. А когда море теплое, то купались у меня на ручках. В круге и на надувной лодочке не хотел. На малыша я взяла комбинезон и отдельно шорты с футболкой — купальные, с УФ защитой 50. Купила в Next. И очень довольна. Малыш не сгорел ни на сантиметр. Не перегрелся, ничего. Хотя, конечно, таких одетых детей я не наблюдала. В основном, голышом или в трусах. Не понимаю, как можно в солнцепек голышом. Даже если намазать. Или сколько тогда понадобится солнцезащитного средства! И сколько песка потом выковыривать изо всех мест. У нас ушло за 20 дней на малыша 1 полный тюбик с УФ защитой 50 фирмы clinic, на старшего — полный тюбик с защитой 30 и немного с защитой 50.

Еще, что я заметила на пляже: детей до года ооочень мало. Буквально по пальцам пересчитать. В основном, дети возраста 3–7 лет. Вообще на берегу ни одного ползающего, как мой, не видела, уже все ходячие. Так что, видимо, неспроста. Тяжело с маленькими. Ну что я все о детях, надо и о нас самих. Ну да, ни разу не получилось нам с мужем поплавать вдвоем, только по очереди. Или полежать мне на лежаке, закрыв глаза. Муж только однажды поспал полчаса, пока я с 2 детьми замки на песке строила)) Один раз за все время. Это я о том, что расслабиться на пляже не удастся. Все время мысли о детях и их безопасности. А от маленького и ни на шаг не отойти.

6) Автопоездки. Мы посетили с детьми несколько мест: Пераст, Котор, Ловчен, Будву, Ульцинь, Цетинье, Тиват, аквапарк, проехались по полуострову Луштица. Сразу скажу, что прокат машины мы заказывали заранее, в забронированных апартаментах. Сначала на 4 дня, и потом, через неделю, еще на 5 дней. И указали, чтобы нам дали 2 автокресла. В итоге для малыша было полноценное автокресло, а для старшего — бустер. Нас устраивало. Машина — Форд Фиеста, ручная коробка, муж остался доволен. Кондиционер в машине очень нужен. Шторки на окна для детей были бы кстати, но мы обошлись, у нас не было. Иногда малыш капризничал, когда солнце светило ему в лицо. Насчет укачивания в машине. Слава Богу, мы этого избежали. Малыш еще в таком возрасте, когда качания привычны и усыпляют. А старший чудом держался, один раз только укачало, по пути в Цетинье. Вообще старший сын нормально себя вел, спокойно катался и почти не стонал в дороге) Еще я беспокоилась о том, что во время сна в машине у детей падает голова и болтается. Я изучала заранее этот вопрос и нашла, что есть специальный шлем, стоит примерно 3 тыс руб (но он от 2 или 3 лет и для бустера не подходит), также есть подушка для автокресла как самолетная. Но мы сшили тонкую подушечку на резинке (похожую на маску для сна), которая цепляется за кресло и фиксирует голову в районе лба. Пару раз она пригодилась, для младшего. А старший в этом году не спал в машине, сильно повзрослел. Еще год назад эта подушка — держалка была бы актуальна и для старшего. Расскажу о местах посещения в порядке убывания интереса, с точки зрения и взрослых, и детей.

7) Итак, первое место отдаю Ловчен. Красиво, свежо, не жарко.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

Но туда мы поехали под конец отпуска, когда муж привык к машине и потренировался на не сложных серпантинах. Потому что красивая дорога Котор — Ловчен — это односторонний серпантин высоко в гору. Это значит одна полоса, по которой может ехать только одна машина. Если идет встречка, то надо прижаться на обочину и постараться разъехаться. Очень сложная и волнительная дорога. Возможно, вдвоем мы бы только поймали адреналин, как обычно, но зная, что с нами двое детей. Младший еще и завывал, так что мужу было нелегко машину вести))

Ехали медленно и долго. Останавливались пару раз сфоткать захватывающие виды и отдохнуть. К обеду добрались. После шикарных блюд с запеченым ягненком (в ресторане при отеле недалеко от веревочного парка) пошли в веревочный парк и устроили старшему праздник. Для детей до 7 лет есть 3 трассы, интересные, красивые, не страшные. Я сама впервые попробовала, классно!

Малыш в это время был с папой, наблюдал за нами и просился то на ручки, то в коляску, немного капризничал, вобщем, папе было не скучно. Время пролетело незаметно. На обратном пути заехали в поселок Негуши, купили пршут (отличный оказался!) и козий сыр домой. Малыш всю обратную дорогу спал. Воздух в горах шикарный! Прохладно, много деревьев в парке, приятно гулять. Жаль, было мало времени, так там было хорошо! В мавзолей Негоша не пошли, тк, во-первых, времени не было, а во-вторых, там подниматься долго по 400 ступенькам, мы бы с малышом умаялись. Естественно, без малыша пошли бы обязательно. А еще там есть пещера, тоже не успели. Старшему бы понравилось.

8) Второе место — Цетинье. Бывшая столица Черногории, как ни странно, находится высоко в горах. Тоже серпантин, но считается менее опасным, тк менее крутой и более широкий. Но зато гоняют там быстрее. Я была удивлена, но неожиданно город мне очень понравился! Центр напомнил мне Гватемалу, г. Антигуа. Только вулкана не хватает) Народу мало, кафешек много, цены приемлемые на все, в т. ч. на сувениры и шопинг. Погуляли по городу, посидели в ресторане, зашли в Монастырь со святыней — десницей Иоанна Крестителя. Очень красиво, спокойно, хорошо.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

Малыш, правда, в ресторане вел себя плохо: лез на стол, ревел, выгибался, и уже не первый раз. Мы уже отчаялись спокойно сидеть в ресторанах. Быстренько заказывали, затем я или муж шли с малышом гулять, до первых блюд. Затем быстренько ели по очереди, поддерживая ребенка, чтобы, прыгая, не выпал из коляски. Стульчики для кормления в ресторанах есть не везде. И чаще стали заказывать еду с собой, чтобы дома поесть.

9) Третье место — полуостров Луштица. Просто ездили по дороге, ближайшей к морю. Тоже горные дороги, но машин мало, никто не летает. Очень красивые, необыкновенно сказочные пейзажи, тоже не ожидала. Останавливались, чтобы покушать и прогуляться. Расстояния небольшие, и мы так катались 2 дня разными дорогами. Это легкие поездки, на них мы разогревались, отдыхали, муж привыкал к машине.

10) Аквапарк не вошел в тройку лидеров, потому что после него на следующий день заболел старший ребенок, я и муж. Вот так, хорошо, что аквапарк интуитивно тоже оставили под конец отпуска. Аквапарк новый, открылся в июле 2016, буквально незадолго до нашего приезда. Еще не достроен до конца, но работает 3 ступени: нижняя с детским аква комплексом, средняя ступень с горками посложнее и верхняя ступень со взрослыми горками в том числе.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

Старший ребенок светился от счастья! Начал с детского комплекса: шикарный, конечно, для детей. Единственное — вода прохладная, и ее очень много, льется со всех сторон, обливает. Думаю, старший там и переохладился. Потом пошел на горки посложнее, там детей его роста пускают одних, хотя горки большие. Но охраны много, система безопасности работает, и это хорошо. Один спасатель запускает детей сверху с горки, другой внизу смотрит, по рации общаются. Я столько персонала в аквапарках еще нигде не видела, поэтому не боялась ребенка одного отпускать, сам катался. На одной из прямых горок — трубе — стукнулся головой. Вроде не сильно, но неприятно, и больше кататься там не стал. Ну и выше поднялись вместе со старшим на сложные горки. Та, на которой надо ехать верхом на матрасе, на животе, головой вперед, просто отпааад! Страшно, у меня дыхание перехватило, круто. И детей ведь пускают! Классная горка. Затем горки, с которых надо спускаться на кругах, тоже классные! И несколько взрослых горок. На одной из них — на крутой прямой — муж ушибся сильно, вот уже 2 недели как болит у него спина. Вобщем, мы оторвались по полной. Ну, а как же малыш? С ним были по очереди. Один из нас катал его на коляске по аквапарку, ходил с ним за ручку по территории, где тень. И сам малыш ходил — коляску катал. Залезал по ступенькам наверх, под присмотром. Играл с пустой бутылкой. Ел, спал. Хотя музыка, конечно, грохочет, шум воды, но часик все равно поспал. Был в купальном своем костюме с уф — защитой. Но в воду его не пустили, побоялись, что подхватит какую-нибудь заразу, народу все равно много. Причем, на горки нет очередей, а в бассейнах полно народу. В итоге на следующий день заболели все, кроме малыша. Муж спину ушиб, а у нас со старшим сыном — насморк, кашель.

11) Ульцинь. Город, ближайший к Албании. Очень хотелось услышать и увидеть немного востока:-) Ехали долго, но дорога прямая. По дороге остановились у Пекарни, перекусили местной выпечкой. Старый город в Ульцинь интересный, но очень маленький, мы его обошли за полчаса. Важно то, что старая неровная мостовая и обилие ступенек в старом городе не дают возможности проехать детской коляске. И здесь мы пользовались эргорюкзаком. Муж нес ребенка на спине в эргорюкзаке, а я тащила пустую коляску.

Не знаю, как носят другие, но после такой прогулки малыша пришлось переодевать в сухую одежду, тк он был весь сырой, вспотел. Муж тоже удовольствия не получил. Малыш сидел тихо только когда муж шел. При каждой остановке начинал хныкать. Вобщем, за весь отпуск эргорюкзак пригодился только один раз — вот здесь, на полчаса. Считаю, зря мы его покупали. Кстати, местное население с удивлением смотрело на малыша в эргорюкзаке, и некоторые даже показывали пальцами. Видимо, такие детские переноски для них — редкость. Пообедали мы здесь же, в ресторане, с видом на море. Хорошо накормили. Вообще здесь народу мало, ресторанов много. Жаль, что не успели пройтись по улицам современного города, там было очень заманчиво (из окна машины). Без детей мы бы обязательно вышли, но дети уже устали, и времени было много. Поехала бы я в Ульцинь, зная, что меня ждет? С детьми — нет. Ну или если совсем нечего делать. Слишком далеко, неудобно гулять по старому городу, сам город мал, и обычный город рассчитан прежде всего на взрослых отдыхающих. Без детей — да, интересно погулять:-)

12) Котор. Я уверена, что старый город так прекрасен, как и пишут. Но с ребенком в коляске это сложно понять. Если я везу коляску, то смотрю больше всего на ребенка, под ноги, чуть приглядываю за старшим (но он в ответственности мужа) и немного по сторонам)) Народу очень много, жара. Предложений по сувенирке — на каждом шагу, много магазинчиков. Но нам было не до шопинга. Только остановишься поглазеть — «аааа» из коляски. Вот так мы быстро — быстро обошли старый город и сели в одном из кафе. К счастью, ребенок вскоре заснул (редкое совпадение — кафе и сон малыша))), и я отпустила мужа со старшим сыном сгонять на крепость. А сама пока сидела, ждала в кафе. Примерно через час они вернулись очень довольные))

13) Тиват. Посмотрели порт Монтенегро и прогулялись по набережной. Честно говоря, я ожидала чего-то большего. Все шла и думала: хваленая набережная уже началась или нет? Так и дошли до ее конца. Как-то пустынно и скучновато. Нашли музей подводных лодок и детскую площадку в виде корабля. На детской площадке минут на 40 задержались, но опять же жарко, да и ничего особенного. Малыш все обползал, стер очередной песочник на коленках чуть не до дыр. Обратно к стоянке возвращались по парку — приятная была дорога.

14) Пераст. Это был самый первый наш пункт назначения:-) Изначально отправились в Котор, но решили проехать чуть дальше — до Пераста, и там пообедать на берегу моря, а не в старом людном городе Котора. А затем вернуться в Котор. Таков был план)) Действительно, в Перасте много приятных ресторанов на берегу, в одном из них мы по очереди поели, как обычно. Один ел, второй нарезал круги с коляской по набережной, потом менялись. Затем сели на моторную лодку и сплавали до ближнего острова с маленькой церквушкой. Малыш особого удовольствия от лодки не получил, тк немного был растерян и напуган. А нам остальным понравилось, ну так, ради разнообразия можно. Обратно в Котор мы уже не успевали, тк малыш устал. Вобщем, такая легкая поездка, для начала хорошо.

15) Ну и Будва. Наверное, хуже набережной я не видела нигде. Толкотня, кафешки и магазины друг на друге, пляж… Ну я бы лучше вообще не купалась, чем на таком пляже. С детьми тут делать нечего. Зашли на детские аттракционы, так я будто в 90-е попала.

Черногория с детьми 1 год и 7 лет

В нашем городе тогда луна-парки приезжали с полуразвалившимися каруселями. Так здесь так же. Будто эти аттракционы на помойке нашли и отмыли. Короче говоря, поездку в Будву считаю самой никчемной.

16) Аптечка. Почти все время — 2 недели из 3-х, наш годовалый малыш болел. Но эти 2 недели мы, конечно, дома не сидели. Заболел он не сразу, а на 5-й день по приезду в Черногорию. Начался насморк, затем температура 38. У нас была страховка Сбербанк — страхование. Созвонилась со страховой с утра, днем приехал врач из ближайшего города Тиват, тк в нашем поселке поликлиник и, кстати, аптек (!) нет. Врач по-русски не говорит, поэтому пришлось хозяйке апартаментов дать трубку, чтобы она объяснила ему, как проехать. Вобщем, с этими разговорами тыщи рублей на телефоне как не бывало. В дальнейшем переписывались по вайберу и с врачом, и со страховой. К страховой претензий никаких, сработали четко. Итак, пришел врач: молодой, высокий мужчина. Малыш его страшно испугался и весь прием проревел. Ребенка даже послушать было невозможно, как он сказал. В итоге выписал рецепт на антибиотик, который принимать в случае, если температура продержится 3 дня, и физраствор (электролит — на сербском) в нос. Объяснялся на сербском языке, иногда чуть на английском. Ну, в принципе, поняли. Через 3 дня температура у ребенка прошла. Эти сложные 2 дня мы ходили на море по очереди, пока малыш был дома, немного покатались на машине на 3й день, когда ему стало лучше. А потом насморк усилился втройне, начался кашель. Опять врач. Он нашел, что режутся зубы, и мы повеселели, решив, что зубы — причина всего. Врач выписал почему-то эриус (противоаллергенное), и всё. Но кашель усиливался с каждым днем. И я делала ребенку 2–3 раза в день массаж специальный (на оливковом масле, что было), чтобы откашливалось, вызывала кашель шпателем, промывала ребенку нос, отсасывала сопли, капала капли, и все эти получасовые процедуры под дикий ор. Я не знаю, что думали о нас соседи, но успокоить было невозможно. Под конец отпуска малыш начал поправляться. Кстати, все эти дни мы ходили на море, но малыша я не купала, только окунала, умывала морской водой, и на берегу он дышал морским воздухом. И на машине тоже ездили, дома не сидели. Наверное, так даже лучше, малыш отвлекался и не сосредотачивался на своей болезни. А мы тоже старались думать о хорошем и подбадривали друг друга и малыша тоже. Все-таки это была инфекция, причем, бактериальная, что можно заметить по зелени, и после переохлаждения в аквапарке она перешла на меня и старшего сына (он тоже сильно болел, с каким-то ужасным кашлем), оба мы по 2 недели болели. А позже, уже после отпуска, ею заболел и муж, ушел на больничный. Вот так мы «оздоровились» в Черногории)) Поехала бы я в это путешествие, зная, что нас ждет? Да, поехала бы. Потому что в целом впечатление от страны и отдыха было хорошее, а заболеть мы могли и дома. Конечно, одной мне было бы не справиться даже с одним малышом, даже морально. А с двумя детьми — точно не справиться одной, даже пытаться не надо. Потому что это не отель 5* в Турции с территорией и пляжем на первой линии. Это апартаменты, общественный пляж отдаленно, прокатная машина, путешествия по стране, и это диктует свои условия, а точнее, добавляет забот. Однозначно, если ехать, то только со вторым взрослым. И важно то, что с собой у нас было все необходимое, что облегчило нам жизнь и уход за ребенком. Об этом немного расскажу.

17) Что хорошо бы взять с собой.

*Удобная, легкая коляска — трость. Мы купили перед отпуском недорогую коляску «Мишутка», с двойными колесами, которая хорошо справилась. Одно колесо под конец отпуска отпало, но мы его приклеили. Дороги в Черногории жесткие: гравий, неровные тротуары, мостовые…

*Складной горшок — отличная вещь! Сколько были в Черногории, не нашла, где там горшки продают. Наверное, в городах есть, но в поселках не найти.

*Нарукавники для плавания ребенку постарше, ну очень удобно и безопасно.

*Солнцезащитные кремы детские с УФ защитой 50 и 30 любимых фирм, тк в Черногории выбор очень ограничен, либо надо искать магазины в больших городах. Но если фирма не важна, то без проблем купить.

*Аптечку: от жара, аллергии и т. п. Лучше больше, чем меньше. (Аптеки есть не во всех поселках.) Очень пригодился соплеотсос. Термометр.

*Детское питание, ниблер, блендер

*Купальную одежду малышу с УФ защитой

*Пачку или рулон полиэтилен пакетов обычных: очень пригодилось! Для всяких мелочей, фруктов, одежды и прочего.

*Тряпочки в рулоне — тоже очень удобно, малыша вытирать после еды и выкидывать

*Подарки (сувениры) в страну. Я всегда беру — детей угостить, хозяевам подарить, поблагодарить за что-то или просто так, на память.

*Новую игрушку малышу в самолете играть.

Вот такое немножко замороченное, но интересное путешествие у нас получилось. Наверное, если бы малыш был первым ребенком, я бы вся изнервничалась, и поездка не показалась бы мне отдыхом. Оправданные ожидания и опыт — вот что залог спокойствия. Полезно ли путешествие годовалому малышу? С точки зрения физического здоровья — думаю, нет, ведь почти все время малыш болел. Может быть, в плане развития было полезно: много нового увидел, услышал, ощутил, узнал. Оставили бы мы ребенка лучше дома и поехали бы без него? Да, пожалуй, если бы взяли малыша бабушки — дедушки)) И еще — если есть возможности, то не надо экономить на жилье. Лучше с маленькими детьми брать проверенное хорошее жилье «все включено» или близко к этому, и рядом хороший пляж, лучше песочный. Ну и конечно, лучше ехать минимум на 3 недели, чтобы пережить акклиматизацию и успеть отдохнуть. Спасибо, что дочитали до конца:-) Надеюсь, мой опыт вам пригодится. Всем желаю отличного отдыха!