Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была сегодня 10:00

Новый Афон, Гагра, Пицунда — Абхазия Июнь 2016

Давным-давно мечтала побывать в Абхазии. Уже почти все мои друзья посетили Абхазию, и своими фотографиями и отзывами вызывали дикую зависть. Вот и мой черед настал: поехали на неделю Сочи в начале июня 2016 г. Один день посвятили автобусной экскурсии по Абхазии. Экскурсия начинается рано утром, в 6 нас уже забрал автобус. Всегда отдыхала на Черном море в августе, но только в эту поездку поняла как хорошо отдыхать вне сезона. Народу достаточно мало, и можно сделать отличные фотографии.

Первое испытание — прохождение границы на стороне России. Обычно занимает, по слухам, от часа и более в разгар лета, нас же провели минут за 10. Заранее нужно помнить о наличии паспорта и действующей визе (кому нужно), отсутствии неоплаченных налогов; если едете с ребенком, то разрешения и свидетельства. Все колюще-режущие предметы нужно заранее оставить дома, иначе лишитесь их на месте. Второй этап приятный — пограничники на территории Абхазии даже не заглянули в автобус.

И еще, поесть вам удастся только на озере Рица, поэтому советую взять с собой напитки и что-нибудь перекусить.

Итак, мы попали в Абхазию, переехали первую реку — Псоу. По реке Псоу проходит восточная граница Сочи (Российской Федерацией) и Республики Абхазии. Псоу берёт начало на склонах горы Агепста (длина — 53 км) и впадает в Чёрное море.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Далее наш маршрут проходил по главной магистрали, обновленной недавно. По пути мы проехали по главной улице Гагр. Жаль, но хороших фотографий из автобуса сделать не удалось, поэтому выложу несколько. Я бы с удовольствием еще вернулась в Гагры и побродила по улицам. Состояние многих зданий плачевное, после боевых действий грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг., требуется реконструкция, но архитектура интересная.

Зимний театр, повреждённый в ходе грузино-абхазского конфликта по состоянию на 2016 год.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Здание вокзала платформы Гагрыпшь.

На пути следования встречаются оригинальные остановки причудливых форм. Экскурсовад утверждал, что это работы Церетели, но за достоверность не ручаюсь.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Причем на остановке могут стоять не только люди, но и коровы, лошади, овцы. Вообще достаточно часто мы были остановлены стадом коров, которые вовсе не собирались уступать дорогу автобусу.

Далее экскурсионная программа привела нас в Пицунду, где было около часа свободного времени. Советую взять с собой в дорогу купальные принадлежности, чтобы не кусать логти и наблюдать за купающимися с берега. Как этот местный житель:)

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Пицунда — курортный город на берегу Пицундской бухты Черного моря. Вдоль побережья Пицунды расположились отели и пансионаты — это семь стационарных 14-ти этажных пансионатов, окруженных сосновой рощей.

Заповедник реликтовой пицундской сосны протянулся вдоль берега на 4 км. Название города происходит от древнегреческого «питиус» (сосна). Возраст отдельных деревьев достигает 200 лет. Особенно ценен целебный морской воздух с ароматом хвои и смол.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

На набережной установлена скульптура работы Церетели «Ныряльщики».

Покидая набережную, примечаем Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного начале X Векаю Внутри собора, в западной его части находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроеннные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананитую.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Возвращаемся на Сухумское шоссе и продолжаем наш путь. В начале XX века планировали построить железнодорожный мост, сейчас можно рассмотреть его высокие каменные опоры.

Следующая по плану — коммерческая остановка — горная пасека, на которой рассказывают о видах меда, как отличить настоящий мед, проводят дегустацию меда, и конечно сложно удержаться и не купить баночку с собой в дорогу. Так и я приобрела дикий мед, который необходимо по чайной ложке есть натощак каждое утро. Как уверяли — улучшает память, что сейчас я и проверяю, если не забываю по утрам:)

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Одним из способов отличия настоящего меда — налить его на дно тарелки, залить простой водой. Как уверяют, молекулы меда помнят свою структуру и приобретают вид сот. Доказательство ниже. Пойдут ли на это торговцы меда — вопрос?! :)

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Кстати пчел своих абхазцы ласково называют — Абхазиночками.

Местный житель

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Заканчивается все дегустацией вин, медовухи, коньяка и чачи. Далее «взбодрившиеся» туристы направляются в автобус до следующей остановки — Голубое озеро. Ведет к озеру шоссе, построенное в 1947 году. Начинается оно в равнине перед Бзыбским ущельем и тянется вдоль самой длинной реки Абхазии — Бзыбь. Длина 110 км, она не пригодна для судоходства. В большом количестве водятся форель и черноморский лосось.

Дальше по пути прямо у дороги сквозь известняковые скальные породы просачиваются подземные воды и стекают со скал подобно слезам — Девичьи слезы и Скупые мужские слезы. К сожаления не удалось запечатлеть на скорости.

И вот мы приехали к завораживающему Голубому озеру, находящемуся на 13 км дороги на правом берегу реки Бзыбь.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Поверхность его совершенно спокойна, хотя рядом бурным потоком проходит подземная река.

Голубое озеро карстового происхождения. Оно невелико: площадь его всего лишь 180 квадратных метров, глубина неизвестна. Озеро Голубое, удивительно яркого цвета, который не блекнет и не темнеет даже в самую ненастную погоду. Озеро не замерзает круглый год, но рыба здесь не водится, не растет планктон. Питается Голубое озеро водами подземной реки, начинающейся на склонах высокой горы Ахцых. На берегу установлен памятник старцу. Считается, что если шепнуть ему свое желание в левое ухо и умыться водами Голубого озера, то желание сбудется. Не могла не последовать традиции, жду исполнения:) Красива одна из легенд образования озера:

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

«Там, где сейчас Голубое озеро, в стародавние времена была пещера, в которой жил столетний старец. Белоснежная борода его свисала почти до самой земли, а необычно голубые глаза излучали мудрость и доброту. Этот умудренный жизненным опытом старец был в прошлом охотником. Состарившись, он отдалился от людей, чтобы быть ближе к природе, и поселился в пещере. Местные охотники часто приходили к нему за советом, за его знаниями горных троп, повадок зверей и возможностей их отстрела. За его полезные советы охотники считали своим долгом, возвращаясь домой, оставить ему одну шкуру убитого зверя и часть мяса. Однажды в ненастную погоду в этих местах оказались чужестранцы и попросились на ночлег в пещеру к старику. Он гостеприимно их принял. Угостив их, отшельник показал место для ночлега, постелив им шкуры убитых животных. Увидев большое количество шкур, алчные гости решили завладеть ими, убив хозяина. Неожиданно мощный поток воды запрудил выход из пещеры. Злоумышленники оказались в западне. Так и образовалось Голубое озеро, или Озеро абхазского старца, воды которого напоминают голубизну глаз старика, тело которого осталось на дне, а открытые глаза придали необычный цвет водам озера».

Вдоль дороги завораживает течение реки Бзыбь.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Налюбовавшись красотами, мы запрыгнули в автобус и помчали дальше до Юпшарской теснины (или, по-другому, ущелье «Каменный мешок»), расположенной на полпути между поворотом на Гегский водопад и озером Рица. Длина ущелья — 8 км. Резко смыкаются горы, заметно темнеет. С полукилометровых отвесных карнизов свисают зеленые и красноватые мхи. Начинается самый живописный и величественный участок пути — Юпшарский каньон. По-видимому, его начало было положено гигантской трещиной, раздвинувшей скалы, которую впоследствии размыла река Юпшара.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Река Юпша́ра берет начало из озера Рица, впадает в реку Гега. Принадлежит бассейну реки Бзыбь, которая впадает в Чёрное море. Река имеет подземное русло, и в жаркое время года наземное русло на протяжении нескольких километров остаётся сухим. Через Юпшару построено 11 мостов. Река порожиста, протекает по узкому и глубокому ущелью, используется для спортивного сплава.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Уже на подъезде к озеру Рица автобус мчится над обрывом на большой скорости, экскурсовод просит выполнить «смертельный номер», водитель приближается максимально близко к обрыву. Вид на кроны деревьев, русло реки действительно завораживает дух. Такой же аттракцион повторяется на обратном пути для второй половины туристов.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Озеро Рица — горное озеро ледниково-тектонического происхождения на Западном Кавказе, в Гудаутском районе Абхазии. Оно расположено на высоте около 950 метров над уровнем моря и окружено со всех сторон горами, поросшими густыми лесами.

Площадь — 1,27 км², длина — 2,5 км, ширина — до870 м., средняя глубина — 63 м, наибольшая — 131 м. Местные жители знали о существовании озера давно, но в 1895 году с вершины хребта Ацетук его увидел известный русский ботаник, географ — Николай Альбов. Питание озера дождевое и снеговое. Цвет водного зеркала меняется по временам года. Весной и летом преобладает зелено — желтый цвет воды, осенью и зимой — холодный сине-голубой. Причина этого явления кроется в разной степени прозрачности вод впадающих рек и развитием микроскопических водорослей — фитопланктона в самом водоеме. В озеро Рица впадает р. Лашипсе и вытекает р. Юпшара.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Озеро образовалось приблизительно 250 лет назад, когда часть горы Пшегишхва обрушилась в реку Лашипсе и запрудила её. В озере обитает форель. Неподалёку находится озеро Малая Рица, но наш маршрут, к сожалению, не включал его посещение.

Красавицу Рицу с трех сторон охраняют неприступные стражи — высокие лесистые горы с заснеженными вершинами, Три эти горные массива — Пшегишха — высота 2222 м над уровнем моря, Арихуа (Рихва) — 2700 м над уровнем моря, и Ацетук (вершина — Агапста) — 3261 м над уровнем моря — эти высоченные горы издревле были героями национальных легенд о происхождении озера:

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

«Когда-то на этом месте была долина и по ней текла река. На сказочных пастбищах вдоль берегов пасла стадо девушка-красавица по имени Рица, единственная сестра трех братьев — Агепсты, Ацетука и Пшегишхи. Днем братья охотились, вечерами собирались у домашнего очага. Рица готовила ужин, братья, любуясь ею, пели. Ушли как-то братья на охоту в дальние горы. Прошел день, второй, они все не возвращались. Рица, скучая по ним, все глядела на дорогу и пела своим чарующим голосом. Услышали ее голос два лесных разбойника Гега и Юпшара. Увидев красавицу, они решили ее похитить. Юпшара схватил ее и поскакал на своем коне по долине. Крики о помощи услышали братья. Они помчались вдогонку. Пшегишха метнул в разбойников богатырский меч, но промахнулся. Меч упал и перекрыл реку. Вода стремительно стала заливать долину и через мгновенье превратила ее в озеро. Подоспевшая помощь окрылила Рицу, и она из последних сил вырвалась из цепких рук разбойников, но, не удержавшись на ногах, упала в бурлящее озеро. Как ни старались братья, но спасти сестру не удалось. Рица осталась под водой. Тогда Пшегишха схватил Юпшару и швырнул его в озеро. Но воды Рицы не приняли злодея, бурный поток понес его в море. За ним побежал Гега, но не смог спасти друга. Тогда и он присоединился к нему. А братья от страшного горя окаменели и превратились в высокие горы. Стоят они и поныне над озером, охраняя покой Рицы».

Нас ждут новые места, а пока наслаждаемся обратной дорогой. Невозможно передать красоты этих мест, каждый новый пейзаж завораживает.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Возвращаемся на сухумское шоссе и следуем в долину Лыхны, а по пути пересекаем ряд рек: р. Мчишта, р. Хипста, р. Гудоу.