catys
Екатерина Пользователь — была сегодня 22:21
Признание
модераторов

Большая прогулка. Эпизод 2

1 августа 22:06 Мёрсо, Алокс-Кортон — Франция Июль 2016
77 40

Скажи мне, что ты ешь и пьешь, и я скажу тебе, кто ты. Знаете, в чем разница между нами и французами? Мы пьем и закусываем. А они едят и запивают. Франция — винная страна, это ни у кого даже не вызывает никаких сомнений. Помню, когда я первый раз оказалась в гостях у своей подруги и ее французского мужа — у моего неподготовленного организма случился легкий шок, когда они за ужином откупорили бутылочку вина… Ну понятное дело, за приезд и все такое. Но то же самое повторилось и на следующий вечер… и еще на следующий вечер. И все семь вечеров подряд, что я гостила в их гостеприимном доме. И что я хочу сказать — на седьмой день (да нет, наверное это случилось все-таки раньше) организм к этому так привык, и почувствовал себя так хорошо и прекрасно, что до меня наконец-то дошел весь глубинный смысл присказки «Не пьянства ради, а здоровья для». Вино во Франции — это не алкогольный напиток. Вино во Франции — это кровь нации, это то, без чего не состоится ни один душевный или дружеский разговор, это то, без чего не раскроется вкус ее великолепных блюд. Если не национальная идея — то, по крайней мере, что-то очень близкое к этому.

18

История виноделия в Бургундии начинается в шестом веке, и начинается благодаря монахам. Хотя конечно же, человечество познакомилось с вином намного раньше. Кому и когда первому пришло в голову давить виноград для получения этого напитка — остается неизвестным, но упоминания о производстве вина встречаются практически у всех цивилизаций древности. Древние греки и римляне возвели винопитие чуть ли не в культ, и на самом деле большей частью своих нынешних виноградников Европа обязана именно римлянам. Те во время своих завоевательных походов разносили не только споры великой римской цивилизации — они занимались еще и более практическими делами, например рассаживали виноградники. Ведь действительно, как жить римскому легионеру без вина??? В Римской империи виноделие процветало, с упадком Рима пришло в упадок и оно.

14

Пока по Европе туда-сюда перекатывались полчища варваров — было как-то не до этого, но уже начиная с шестого века монахи взялись за восстановление виноградников. Потому что вино христианской церкви необходимо как часть литургии, а взять его больше было неоткуда… Вот и приходилось все делать самим. И надо сказать, что подошли обстоятельные монахи к этому процессу со всей серьезностью. Стараясь засаживать лозой все имеющиеся в наличии у монастыря площади, они быстро выяснили, что урожай, выросший в разных условиях и на разных почвах, имеет разные вкусовые свойства. Где-то лучшие условия для выращивания красного винограда, где-то — белого. И пошел-поехал процесс селекции. В итоге нынешними знаменитыми бургундскими аппеллясьонами — Кортон, Вужо, Мёрсо, Поммар, Шабли — мы обязаны монахам, цистерцианцам и клюнийцам, которые развивали виноделие на этих территориях.

9

Исторически на территории Бургундии культивировались всего несколько сортов винограда — Шардоне с Алиготе для белых вин и Гаме для красных. Причем больше всего было именно винограда сорта «Гаме» — он неприхотлив в уходе и мало подвержен болезням, так что разводи не хочу! Что и делали примерно до 14 века, когда герцог Бургундии Филипп Смелый — а он был известный эстет — решил, что негоже благородным господам довольствоваться таким простецким вином — ведь вино из этого винограда действительно получалось, прямо скажем, не самым изысканным… Монаршая воля — всегда самый сильный аргумент, и вот всю лозу Гаме выкорчевали, засадив освободившиеся площади благородным и капризным Пино Нуар. Этот сорт винограда крайне капризен и нестабилен, культивировать его — сплошная морока, но вина из него получаются благородные и элегантные. До чего простому люду, работавшему на виноградниках, впрочем, не было никакого дела… Но демократия — это мнение тех, кого не спросили, поэтому все попытки воспротивиться были пресечены на корню и не самым гуманным образом.

1

Но виноград сорта Гаме, конечно же, не был уничтожен полностью — трудоемко это слишком, да и ни к чему… Его по-прежнему продолжали выращивать на территориях, принадлежащих семье Божё. И продолжают выращивать и по сей день, и имеет это вино наименование — догадались уже наверное? Божоле.

Это что касается красного винограда. А что касается белого — тут все было не столь драматично, Шардоне вытеснил Алиготе тихой сапой самостоятельно, исключительно благодаря своим органолептическим свойствам. Хотя и Алиготе тоже не пропал полностью с карты Бургундии. Вы наверняка слышали про такой коктейль — Кир Руаяль. Так вот, в оригинале его делают как раз из молодого и кислого вина Алиготе, сдабривая его Кассисом — черносмородиновым сиропом, еще одним специалитетом Бургундии. У рачительных французов ничего не пропадет:)

Итак, веками лучшие виноградники сосредотачивались в монастырских владениях, и лучшими селекционерами-виноделами были тоже монахи. Но нет на свете ничего вечного — и грандиозный катаклизм под названием Французская революция в один момент изменил все. Церкви и аббатства были закрыты, многие — порушены в революционном угаре, а все их богатства — национализированы и распроданы по частям.

14

Единственным примером «старого уклада» можно считать Оспис дю Бон — и то довольно относительно, потому что это давно уже не монастырская больница, а музей. Хотя его винная традиция — одна из самых славных в регионе, с самого момента создания больницы богатые и титулованные покровители дарили ей виноградники, чтоб хоспис мог самостоятельно обеспечивать себе существование. И не абы какие, разумеется — вспомните, кто был основателем и покровителем Отеля Дье! Таким образом орден госпитальерок Бона сосредоточил в своих руках немалое количество прекрасных виноградников, среди которых множество гран-крю — дарить так дарить! Причем процесс дарения Оспису виноградников не прекращается и по сей день — не так давно он приобрел виноградники Шамбертен и Кло-де ля Рош, а в 2012 году — еще один гран-крю в Эшезо. Из этого аппеллясьона, на минуточку, происходит в том числе и знаменитейшее, одно из самых дорогих в мире, вино Романэ-Конти. А все почему? Потому что последние сто пятьдесят лет в Оспис дю Бон проводится ежегодный винный аукцион, одно из самых значимых событий в винной жизни Франции. Аукцион всегда поддерживается какой-либо престижной благотворительной организацией, и в его президенты избирается какая-нибудь знаменитость, как например Жерар Депардье, Фанни Ардан или Карла Бруни-Саркози.

Но вернемся опять к бургундским виноградникам, которые непримиримые борцы с капиталистической собственностью дербанили на части и продавали по кускам. Казалось бы, ужасная ситуация — но Бургундия выстояла и даже приспособилась к новым условиям. А они заключались в том, что теперь один виноградник мог принадлежать огромному количеству владельцев. И сегодня любой крупный и уважающий себя винный дом Бургундии владеет кусками виноградников разных терруаров, что сильно усложняет классификацию, но ведет к необыкновенному разнообразию бургундских вин.

Но простите меня ради Бога, если кому показалось что лирическая часть слегка затянулась. Заканчиваю с теорией и перехожу к практике — говорить о вине можно бесконечно, но лучше его все-таки пить. А самое приятное — и интересное — это пить его прямо на исторической родине, практически у той самой лозы, на которой оно созревало… Тем более что большинство шато не только красивы чисто эстетически, но еще и имеют долгую и славную историю. А такая добавка вино, согласитесь, только улучшает.

10
10

Помните, в первой части я упоминала про то, что Бургундия была съемочной площадкой для фильма «Большая прогулка»? Одним из городков, в которых проходили съемки фильма, был Мёрсо — коммуна к юго-западу от Бона. Мёрсо находится на «Дороге Гран Крю» провинции Кот д`Ор — «Золотого берега» и знаменит он в первую очередь своими превосходными белыми Шардоне. Мёрсо ведет свою историю еще от галло-романских времен, но наибольший интерес представляют памятники средневековья, сохранившиеся в городе. Городок расположен на холме среди виноградников, куда ведет тихая пустынная дорога среди невысоких каменных домиков. Первое, что встретилось нам на пути — романо-готическая церковь Святого Николая.

11

Церковь построена на месте романских часовен 12 и 13 века в середине века четырнадцатого, но после того, как сгорела в конце следующего столетия, была восстановлена деятельными монахами Клюнийского ордена — разумеется, в клюнийском стиле! Без него в Бургундии никуда… Позднейшие раскопки показали, что изначально церковь находилась на территории феодального замка — но сейчас от него не осталось и следа.

14

Мы поднимаемся вверх по пологой улочке, разглядывая домишки и палисадники — жители Мёрсо-то, как оказалось, еще те затейники! Вот как вы думаете, что означает этот человечек за решеткой?

4

Тут справа мелькнул забор, а за ним, в окружении виноградников — строгое здание шато де Сито — шато, построенного на месте виноградников, некогда принадлежавших цистерцианскому аббатству Сито. Аббатство это, основанное бенедиктинским монахом святым Робертом Молемским, положило начало новому монашескому ордену — цистерцианцев. Шато де Сито находилось в их собственности до 1792 года, то есть до Революции, после чего начался период упадка знаменитого виноградника. К счастью, исторический надел в 1995 году купила семья Бузеро, восстановила лозу и вернула шато его былую славу.

13

Еще два шага — и мы уже в центре городка. На площади перед церковью раскинулся рынок, хотя не рынок — а рыночек, ведь и городишко-то крохотный… А из-за палаток выглядывает то, ради чего мы, собственно, и потащились сюда — Отель де Вилль с роскошной, сияющей на солнышке изразцовой крышей.

7

Когда-то, точнее в середине XIV века, это был замок. Его построил для себя некто Роберт из местного феодального рода Грансей, впоследствии замок кочевал из рук в руки и побывал даже в собственности известного и могучего рода Монморанси. Но это нельзя было назвать большой удачей — Анри де Монморанси, внук всем известного коннетабля Франции Анна де Монморанси, поддержал мятежного принца Гастона Орлеанского в его восстании против кардинала Ришелье. Затея окончилась полным провалом, войска Монморанси были разбиты наголову, а сам он попал в плен и был казнен. Все владения Монморанси были конфискованы в пользу короны (помните замок Шантийи? Его, да и не только его, потом выклянчил себе принц Конде), а замок в Мёрсо был попросту разрушен по приказу того же кардинала Ришелье. Это было в 1633 году, что происходило с замком между семнадцатым и девятнадцатым веками — история умалчивает, но наверное что-то да происходило, и может быть он даже был восстановлен, потому что в девятнадцатом веке он переходит в собственность муниципалитета Мёрсо и в нем поселяется городская мэрия. Тогда же замок приобрел и свою роскошную изразцовую крышу, которая видна на километры вокруг.

12
7

Ну вот, сам Мёрсо я вам немножечко показала. А сейчас вспомните опять фильм «Большая прогулка». Конечно, за давностью лет узнать что-то практически невозможно… но довольно большое количество эпизодов фильма снималось тут. Почему? Мёрсо был выбран благодаря исторической достоверности — во время войны совсем недалеко от него находилась демаркационная линия и нейтральная зона, куда стремились герои «Большой прогулки». А комендатура, где держали задержанных героев Луи де Фюнеса и Бурвиля, располагалась как раз в Отель де Вилль.

12
11

Ладно, хватит истории, пойдемте пить вино наконец:) А то все бродим-бродим среди виноградников, и все без пользы:) И приглашаю я вас для этого мероприятия в место совершенно потрясающее — «Шато Мёрсо». Это не просто очень и очень хорошая винодельня — «Шато Мёрсо» пользуется славой одного из лучших винодельческих хозяйств Кот дю Бон, его терруары, расположенные в Вольнэ, Поммаре, Алокс-Кортоне, Пюлиньи-Монтраше и конечно же Мёрсо, считаются одними из лучших. И девиз дома «Мёрсо» — «Mille ans d`historie», «Тысяча лет истории» — это отнюдь не рекламная замануха.

14
10

Его история восходит к XI веку, когда Роберт I, герцог Бургундский, пожаловал эти земли одному из своих оруженосцев. Потом шато несколько раз меняло владельцев, всегда оставаясь впрочем в руках бургундской аристократии. После революции поместье, разумеется, было конфисковано, и началось его хождение по мукам, прежде чем попасть в 1973 году в руки Андре Буассо — представителя одной из старейших винодельческих династий Бургундии. Это ознаменовало собой новый взлет в истории поместья.

5
3

Мёрсо — это «белый берег». Здешние почвы малопригодны для выращивания красного винограда, зато вот белые вина получаются замечательными. «Шато Мёрсо», конечно же, производит и красные вина тоже, но главная их гордость — это белые вина. Я внимательно слушала милую девушку, которая рассказывала нам об особенностях выращивания винограда в Мёрсо, о терруарах, принадлежащих винному дому, о танинах, цветочных и фруктовых нотах… и даже тщательно старалась все это ощутить и прочувствовать. Я не очень хорошо разбираюсь в белых винах, просто потому что я их не очень-то и люблю, хотя Mersault-Charmes Premier Cru мне понравилось. Действительно хорошее выдержанное вино с ярко выраженным фруктовым букетом. И девушка была очень убедительна, видно было что она действительно занимается любимым делом.

13

Но главной причиной, почему мы выбрали для посещения именно «Шато Мёрсо», было даже не вино — в конце концов, можно было не мелочиться и поехать сразу в Романэ-Конти;). Но больше ни у одного шато в Бургундии нет такого подвала, какой есть в шато Мёрсо! Это просто фантастика! Когда попадаешь в этот подвал — святая святых винодела — охватывает самый настоящий священный трепет. Подвал этот выкопали монахи-цистерцианцы в 12–13 веках и, говорят, протяженность его коридоров составляет десятки километров. Даже если сейчас используются далеко не все площади подземного хранилища — все равно его масштабы поражают! В погребах шато Мёрсо может разместиться 7000 бутылок и 2000 бочек. Мне очень хотелось побольше нафотографировать этот удивительный подвал — но, к сожалению, внутри очень темно, уж что вышло то вышло. Тем более что все равно никакими фотографиями не передать это ощущение, когда идешь под низкими, поросшими плесенью сводами, которые помнят еще монахов-цистерцианцев, а вокруг тебя растворяются в темноте бесчисленные ряды покрытых пылью бутылок с «белым золотом». Я сильно впечатлительна, да, но думаю что на любого эти грандиозные подвалы произведут не менее ошеломляющее впечатление.

8
7
6
9

Еще буквально пару лет назад дегустации проводились прямо тут, в подвалах — представляете себе как, должно быть, раскрывался вкус вина в такой-то атмосфере? :) Но спасибо большое отдельным туристам — сотрудники Шато стали замечать, что бутылочки-то пропадают…. Поэтому теперь страдают все — дегустации перенесли наверх, в помещения Шато, где стырить особо нечего, а в подвалы желающих пускают только с отдельным туром в сопровождении бдительного экскурсовода. И конечно же, как и во всех приличных винодельнях, бокальчик с монограммой «Шато Мёрсо», из которого вы дегустировали вино, вы можете оставить себе в качестве сувенира. И вам даже дадут для него коробочку, чтоб сувенир пережил долгую дорогу домой.

4
5

Вдохновленные и слегка опьяненные посещением шато, мы вышли на свежий воздух — душа требовала продолжения банкета, и несмотря на то, что время уже поджимало, мы решили немножко прогуляться по саду. Сад у шато тоже исключительный — занимающий несколько гектаров вокруг замка, он плавно переходит в виноградники, окружающие поместье со всех сторон. Вот она, гордость «Шато Мёрсо», еще на корню, созревает под ласковым бургундским солнышком.

11
17
9

Кстати, да… в Мёрсо нет ни одного виноградника «Гран Крю». Вина «Шато Мёрсо», хоть они и признаются одними из лучших в регионе, маркируются только «Промьер Крю». Я не очень вникала в тонкости присвоения категорий виноградникам — но сомелье из «Шато Мёрсо» сказала, что некоторые из их терруаров стоят на очереди на присвоение статуса «Гран Крю». Я желаю им удачи!

17
10

А на десерт я покажу вам еще одно шато — но исключительно в качестве вишенки на торте, есть мы ее не будем, только посмотрим. Аппеллясьон Кортон находится на севере Кот дю Бон и тоже относится к лучшим аппеллясьонам региона. История его появления восходит еще к римским временам, ну, а в средние века виноградники Кортона оказались в руках всесведущих цистерцианцев, которые, как мы уже знаем, были прекрасными селекционерами. Думаю, истории о том, как виноградники страдали от грибков и филлоксеры и боролись за выживание, вам не очень интересны, главное же в этом деле результат, а он говорит сам за себя — даже один из виноградников Отеля Дье находится в Алокс-Кортоне. Собственно, в Алокс-Кортон — маленькую деревеньку в составе аппеллясьона Кортон, мы и заехали по дороге, привлеченные узорчатыми изразцовыми крышами «Шато де Кортон Андре».

8
15
6

Сверкающий, как хвост павлина, замок довольно молод — он построен всего лишь в девятнадцатом веке (правда, на развалинах более старинной постройки 15 века, но это же вполне обычное дело). Но тем не менее тут любят рассказывать историю о том, что виноградником, одним из тех, что сейчас принадлежит этому винному дому, в восьмом веке владел сам император Карл Великий. А чтоб ни у кого не возникло никаких сомнений на этот счет, виноградник этот так и называется — Кортон-Шарлемань. И весьма, кстати, высоко котируется. Историческое, так сказать, вино… и разумеется, белое:)

11

10
6

Но поскольку «Шато де Кортон-Андре» таким знаменитым подвалом, как «Шато Мёрсо», похвастать не может, то тратить время и деньги на дегустацию мы не стали и решили полюбоваться им только снаружи, а заодно пройтись по крошечной сонной и безлюдной деревеньке Алокс-Кортон, сердцем которой и является это поместье. Конечно, нужно родиться и всю жизнь прожить в этих местах для того, чтобы перестать воспринимать такие идиллические пейзажи как что-то экстраординарное. На меня же эти малюсенькие французские деревушки оказывают совершенно гипнотическое воздействие — я все никак не могу поверить, что это не сон, не мираж и не плод моего воображения… Что они действительно существуют, что тут живут простые люди, такие же, как и я, и что вся эта пасторальная красота на развеется, как дым, стоит мне только повернуться к ней спиной. Самая настоящая параллельная реальность… А может, это просто действие волшебных паров, которые витают над этой землей? ;)

11

Комментарии

natchen
+2
2 августа 11:46
Катя, какой изысканный коктейль ты нам приготовила из виноделия и архитектуры, добавив немного истории. Выпила с удовольствием.
catys
+1
2 августа 14:00
Тут только одно хочется сказать - на здоровье!
Спасибо, Наташ!
elsarieva
+1
2 августа 12:49
Катя! Спасибо за потрясающий рассказ о настоящей Франции - милой, дорогой сердцу.
Вспоминаются французские детские сказки, где непременно присутствует примерная фраза: "пошел второй сын в лес, и мать точно так же, как старшему, дала и этому пирог и бутылку вина".
Уникальные места. А фильм Большая прогулка мне очень симпатичен, как и все фильмы с Луи де Фюнесом, Пьером Бертеном.
Подвал, конечно, впечатляет!
Удачный рассказ, удачное название, фотографии просто чудесны!
catys
+1
2 августа 14:14
elsarieva писала 2 августа 12:49
Вспоминаются французские детские сказки, где непременно присутствует примерная фраза: "пошел второй сын в лес, и мать точно так же, как старшему, дала и этому пирог и бутылку вина".
сказки - это народная мудрость! Какие же французы без вина!
Огромное спасибо! Бургундия действительно уникальна, она красива, элегантна и самобытна... память прошлого заставляет гордо держать спину )
О да! Фильмы с Луи де Фюнесом - вечная классика, можно смотреть и пересматривать бесконечно )
elsarieva
+1
2 августа 17:15
catys писала 2 августа 14:14
память прошлого заставляет гордо держать спину )
Красиво и справедливо!
sonnenschein
+1
2 августа 19:09
Вино во Франции — это кровь нации, это то, без чего не состоится ни один душевный или дружеский разговор, это то, без чего не раскроется вкус ее великолепных блюд.
итальянцы тоже пьют каждый день,но и едят очень много. Чем же питаются французы я никак не могу взять в толк. Подвал с винными бочками производит впечатление.
catys
+1
2 августа 21:25
sonnenschein писала 2 августа 19:09
Чем же питаются французы я никак не могу взять в толк.
Чем только не питаются! Они тоже поесть ой как любят
sonnenschein
+1
3 августа 12:08
catys писала 2 августа 21:25
Чем только не питаются!
в Эльзасе луково-ветчинный пирог и луковый суп знаю,на Лазурном берегу морепродукты,а так одни салаты и сыры с багетом. Так я и не поняла французскую кухню,может Вы меня, Катюша,просветите
catys
+2
3 августа 12:58
Ой, да Вы что! Там столько всего вкусного! Причем кухня в зависимости от региона, конечно же, сильно отличается. Одно из любимейших блюд французов - утку в медовом соусе - можно встретить практически везде. То же и с петухом - только на севере его готовят в пиве, а в Бургундии - в вине. "Биф бургиньон" - говядина, тушенная в вине, на севере есть примерно то же самое, только в пиве. Кухня департамента Нор вообще сильно похожа на бельгийскую - там тоже едят ватерзой, очень много мяса - кролик в вине, Карбонад Фламанд, курица под соусом из Камабера, курица под соусом из сыра Маруаль, вельш, мидии в белом вине... Знаменитые бургундские виноградные улитки - очень, кстати, неплохо, я думала будет дрянь
В Лионе тоже очень много разных блюд из мяса и рыбы, один из специалитетов - голова теленка Местные уплетают... бррр ))
Еще и региона Рона-Альпы пошло моножество блюд из расплавленого сыра - фондю, тартифлет, раклет. Это очень вкусно! А еще разнообразные терины - что-то вроде паштета из мяса и субпродуктов, но более крупной фракции, и подается как самостоятельное блюдо. Киш - пирог с начинкой, и вариантов начинок - миллион. Галеты - блины из гречневой муки с разнообразными начинками в из сыров, колбас, курицы, яйца, грибов... Вот я разошлась И это ведь далеко не все
sonnenschein
+1
3 августа 14:26
Катюша,спасибо очень интересно!
AnastasiaJulia
+1
4 августа 15:22
Читаю тебя и слюнки текут)))
catys
+1
4 августа 15:34
На голодный желудок читать воспрещается Это я перед обедом, видимо с голодухи, вошла в раж!
AnastasiaJulia
+1
4 августа 16:56
На голодный, да еще в российской действительности! Ни тебе "Камамбера", ни кролика в вине.... а уж про улиток я молчу))))
catys
+1
4 августа 17:07
AnastasiaJulia писала 4 августа 16:56
да еще в российской действительности!
ох не трави душу!!!
Kapuletta
+1
2 августа 21:40
Вкусно было читать и вкусно было смотреть! Не буду оригинальной, если скажу, что непременно захотелось в винный тур по Франции... И очень захотелось посмотреть "Большую прогулку". И захотелось перечитывать рассказ, поскольку много незнакомых слов встретила и винных, и просто французских... Зацепился взгляд за фото отеля, там в окне настоящая Фрекен Бок или бумажная? Ну и фото с лавандой - отпад....
catys
2 августа 22:25
Спасибо моя дорогая! Ты знаешь, я после встречи с Францией поняла, что я очень много чего не понимала... и про нее, и про жизнь вообще )) Теперь начало доходить, хотя бы почему одна моя подруга с мужем из года в год ездят в Бордо гулять по виноградникам... Так что ты очень права насчет винного тура
Kapuletta писал 2 августа 21:40
там в окне настоящая Фрекен Бок или бумажная?
нарисованная Вот тебе еще одно французское слово, это называется trompe-l`oeil, тромплёй, "обман зрения". Помнишь, как любили итальянцы этот эффект? ))
Kapuletta
+1
2 августа 23:06
catys писала 2 августа 22:25
Помнишь, как любили итальянцы этот эффект? ))
еще бы! Их купольные фрески в храмах с таким эффектом с ума могут свести!
Aleksandr_Selifanov
+1
2 августа 22:49
Очень красивые места. Сюда бы на старость лет.
catys
+1
3 августа 8:59
Aleksandr_Selifanov писал 2 августа 22:49
Сюда бы на старость лет
обычно все хотят в Швейцарию, но я с тобой согласна, Саш Я бы тоже предпочла Францию )
Cult-tourist
+1
3 августа 0:59
Катя, разве так можно (чуть слюной не захлебнулся)!
Клянусь - пива больше ни капли!
А в Испании у Вас нет друзей и планов на винно-познавательные маршруты?
catys
3 августа 9:00
Cult-tourist писал 3 августа 0:59
Клянусь - пива больше ни капли!
ну зачем же так категорично! Они, говорят, и пиво неплохо делают...
Cult-tourist писал 3 августа 0:59
А в Испании у Вас нет друзей и планов на винно-познавательные маршруты?
пока нет, но это дело наживное
Leolik
+2
3 августа 5:33
А лоза тебе досталась еще зеленая. У нас она уже была сизая и мы даже ели этот Пино Нуар. Знаешь, вкусный!
Романи-Контэ попробовать было бы очень интерсно...Но самая дешевая бутылочка 5 тыс.евро!!! Боюсь колом в горле станет за такие деньги. Кто бы угостил!
Все больше и больше убеждаюсь, что французская провинция - это та Франция, о которой мы грезили в девичестве, зачитываясь французскими романами. Чудесный край, Катюш! И показала и рассказала про него чудесно!
catys
+1
3 августа 9:07
Спасибо Леночка! Я помню твой рассказ про бургундские виноградники - я тогда даже и не предполагала, что меня судьба сюда тоже занесет...
А лоза тебе досталась еще зеленая
да, начало июля - ей еще зреть и зреть! Хотя и виноградники в Мёрсо, по которым мы гуляли - в основном Шардоне, Пино Нуар на корню увидеть не удалось!
Романи-Контэ попробовать было бы очень интерсно...
и не говори! Но они да, на туриков и на дегустации не размениваются... не пристало Будем ждать, а вдруг подфартит ))
NataliaC
+1
3 августа 12:22
Боже мой, Катенька, какая чудесная винная экскурсия по Бургундии!
Кому и когда первому пришло в голову давить виноград для получения этого напитка 
-удивительно, что сей наиважнейший для человечества факт неизвестен!
монахи взялись за восстановление виноградников.
-вот как тут не удивляться?
Подвал этот выкопали монахи-цистерцианцы в 12–13 веках
-представляю, какой трепет охватил тебя там и холод, наверное!
«Шато Мёрсо»
-изумительно красивое место, фото у тебя обалденные и очень поразил толстенный ствол виноградного куста!! Сколько ж ему лет?
узорчатые изразцовые крыши
-какая красота!!
catys
+1
3 августа 14:01
Спасибо, Наташенька! Жаль только, что такая короткая, я б там и осталась!
NataliaC писала 3 августа 12:22
удивительно, что сей наиважнейший для человечества факт неизвестен!
наверное, уж очень давно это было, люди еще писать-читать не научились, а вот вино давить - это пожалуйста
NataliaC писала 3 августа 12:22
какой трепет охватил тебя там и холод, наверное!
холодно и сыро, а еще я потом мхи и лишайники со стен долго из волос вытаскивала Но ощущение просто непередаваемое!
NataliaC писала 3 августа 12:22
толстенный ствол виноградного куста!! Сколько ж ему лет?
наверное, эти лозы помнят еще Наполеона... Это же самое настоящее национальное достояние
NataliaC
+1
3 августа 16:24
catys писала 3 августа 14:01
люди еще писать-читать не научились, а вот вино давить - это пожалуйста
-уверена, именно так все и было!!
catys писала 3 августа 14:01
наверное, эти лозы помнят еще Наполеона..
-вполне! Я в Англии в Хэмптон Корт Паласе видела теплицу только для одного побега винограда, помню как поразилась толщине ствола. Его там видимо не сильно-то и обрезали, поэтому куст оплел все теплицу.
catys
+1
3 августа 16:47
NataliaC писала 3 августа 16:24
Я в Англии в Хэмптон Корт Паласе видела теплицу только для одного побега винограда
вот это я понимаю - уважение к своей истории!
NataliaC
+1
3 августа 19:59
catys писала 3 августа 16:47
уважение к своей истории!
-у них это на самом высоком уровне!!
KonstantinPavlov
+1
3 августа 17:05
Во французских винах я полный балбес, но читая об этом, чувствовал себя эстетом. Очень оживился на "Большой прогулке" , люблю старое французское кино, не меньше, чем советское. И пасторальные пейзажи чудо как хороши
catys
+1
3 августа 17:12
Константин, если вино хорошее, то это так легко - почувствовать себя эстетом! Напиток-то магический!
KostantinPavlov писал 3 августа 17:05
люблю старое французское кино, не меньше, чем советское
в моем сознании старое французское, итальянское и советское кино сплетены в один большой клубок. Наверное потому, что смотрелось это все в основном в счастливом советском и постсоветском детстве ))
KostantinPavlov писал 3 августа 17:05
пасторальные пейзажи чудо как хороши
кажется, я нашла регион, которому удалось слегка подвинуть Тоскану в моем сердце
Спасибо, Константин!!!
KonstantinPavlov
+1
3 августа 21:16
По поводу французского вина не искушён, но верю Вам Катя всей душой! Сельские районы Франции и Италии согласен очень живописны и выбор между ними очень сложен. А старое кино смотрю и сейчас и люблю актеров 60-70-80-х, и европейских и особенно наших
catys
+1
3 августа 22:08
Хотя вино я по-прежнему предпочитаю итальянское )) Но, может быть, это лишь вопрос времени...
KostantinPavlov писал 3 августа 21:16
А старое кино смотрю и сейчас
да, я тоже. Сейчас так уже не снимают, к сожалению...
borisnov
+1
3 августа 23:45
Екатерина, браво ! И рассказ, и фото с удовольствием читал.
catys
+1
4 августа 9:40
Спасибо, Борис! Жаль только, что вкус вина не передается онлайн
vibas
+1
4 августа 7:14
Катя, вкус какого-нибудь изысканного аппеллясьона чувствуется на протяжении всего рассказа!
Про римлян-виноделов не знал! И, кстати, если монахи начали возрождать виноделие, потому что им нужно было вино для литургии, интересно, почему другие монахи (и совсем недалеко) начали практиковать пивоварение, хотя пиво в литургии вроде как не участвует?
Бургудния прекрасна! Шато и виноградники - что может быть лучше?!
Спасибо! Получил большое удовольствие!
catys
4 августа 9:43
Спасибо Вить! Я рада, что получилось поделиться тем удовольствием, которое там получила я ))
vibas писал 4 августа 7:14
хотя пиво в литургии вроде как не участвует?
зато участвует в монастырской жизни Пили монахи, и пиво пили, и вино А когда попробовали продать излишки и поняли, что это приносит хороший доход - так вообще дело пошло!
vibas
+1
4 августа 9:48
Монахи всегда были прогрессивны!
И что я хочу сказать — на седьмой день (да нет, наверное это случилось все-таки раньше) организм к этому так привык, и почувствовал себя так хорошо и прекрасно
И что? Привычка укоренилась?
catys
+1
4 августа 9:52
vibas писал 4 августа 9:48
И что? Привычка укоренилась?
ты знаешь, пока нет... То ли еда наша не способствует... то ли просто дефицит хорошего вина Французский образ жизни хорош во Франции, на нашей почве укореняется с трудом ))
vibas
+1
4 августа 10:01
catys писала 4 августа 9:52
то ли просто дефицит хорошего вина
Да уж. Теперь весьма недешево получается...
catys
4 августа 10:26
Да уж... все для людей
marsada
+2
4 августа 8:10
Кать, винный тур удался на славу!)
А я больше люблю черные Грузинские вина. Я понимаю, что технология грузинского виноделия для Бургундии окажется чуть ли не варварской, но с другой стороны чем грубее - тем больше полифенолов и тем полезнее для здоровья.
Кстати, в Грузии тоже принято стаканчик за ужином, а черное вино дают даже беременным и младенцам. А в советское время Грузия была единственной республикой, где не было вытрезвителей.
vibas
4 августа 9:46
marsada писала 4 августа 8:10
А я больше люблю черные Грузинские вина.
Маша, а черные это какие? А то, Бог даст, через полтора месяца мы окажемся в Грузии и сядем там в калошу со своим незнанием черных вин.)))
marsada
+1
4 августа 10:03
Вить, это домашнее вино. Такое красное, что его называют черным. Грузины говорят, что вино в бутылках это для туристов))). А если захочешь настоящего, густого и терпкого, попроси "шави гвино". Шави - это черный).
vibas
+1
4 августа 10:39
marsada писала 4 августа 10:03
А если захочешь настоящего, густого и терпкого, попроси "шави гвино"
Маша, спасибо, учту!
А мы в Тбилиси встречаемся или как?
catys Катя, сорри за оффтоп! )
catys
+1
4 августа 10:44
vibas писал 4 августа 10:39
Катя, сорри
ни за что!!!
Это я просто завидую Мы-то в Тбилиси не встречаемся
marsada
+1
4 августа 10:50
Да, думаю! Договаривались же)
И с Теоной тоже. И вроде Ольга должна там быть в это время.
vibas
+1
4 августа 10:54
Ага! А когда? Мы в Тбилиси 20-23 сентября вроде.
marsada писала 4 августа 10:50
И вроде Ольга должна там быть в это время.
Ольга? Какая?
marsada
+1
4 августа 11:49
//kvesisskaya
Или я что то путаю?
vibas
4 августа 12:10
А я вроде не в курсе))
marsada
4 августа 13:13
Так я из твоего блога об этом узнала!)))
vibas
4 августа 13:34
А, я забыл уже! Ну, прекрасно!
marsada
+1
4 августа 13:38
Мы в самом Тбилиси будем 5-6 сентября, потом 20-21 и 29 перед отъездом.
Может 21го? Погуляем, посидим. У меня по планам была Мцхета, Светицховели, Самтавро, Джвари.
vibas
5 августа 10:59
Мы еще про планы не думали. Можем вечером поужинать в Тбилиси!
vibas
12 августа 9:54
Маша, да, давай 21-ого! Там еще одни товарищи хотят подтянуться!))
catys
4 августа 9:47
Спасибо Машенька! Жаль только, что такой короткий...
Я, к сожалению, не знаю ничего о технологии производства грузинских вин - расскажи поподробней!
marsada писала 4 августа 8:10
А в советское время Грузия была единственной республикой, где не было вытрезвителей.
это потому что культура... и пития в том числе. Вот я и говорю: "не пьянства ради, а здоровья для". Француза пьяного или буянящего на улице мне тоже видеть не приходилось, да и, честно говоря, с трудом могу себе такое представить!
marsada
4 августа 10:06
В отличие от Французских, после того как мнут виноград, в Грузии его хранят в глиняных кувшинах (квеври), вкопанных в землю, вместе со шкурками и веточками. Во Франции веточки недопустимы.
Про культуру пития я и хотела сказать.
catys
4 августа 10:31
Ааа, так и процесс брожения совсем другой получается, если вино созревает в глиняных кувшинах, а не в дубовых бочках!
Интересно, хотелось бы попробовать ))
marsada
+1
4 августа 10:51
Присоединяйся утрам в Тбилиси!)
Ну или приезжай ко мне в гости)))
catys
+1
4 августа 13:08
marsada писала 4 августа 10:51
Ну или приезжай ко мне в гости)))
в Москву или в Тбилиси?
marsada писала 4 августа 10:51
Присоединяйся
да я бы с удовольствием, давно хочу туда, но в эти даты - точно мимо...
marsada
+1
4 августа 13:14
В гости в Москву) в любые даты!
catys
+1
4 августа 14:14
Спасибо Машенька! С удовольствием воспользуюсь как-нибудь твоим предложением
AnastasiaJulia
+1
4 августа 15:29
Катюш, какая прелесть!!! Я очень люблю выпить вина просто ооочень))) Наверное, поэтому все традиционно "выпивающие" страны - Италия, Грузия, Греция, Испания, так милы моему сердцу) а мечта моя - проехаться по винным дорогам Франции... Так что ты понимаешь, сегодняшний твой рассказ мне - просто бальзам на душу)))
catys
+1
4 августа 15:42
Я тоже - еще та винная душонка! Так что дело это я так не оставлю... кстати, еще ждут своего часа винные маршруты по Тоскане ))
AnastasiaJulia писала 4 августа 15:29
а мечта моя - проехаться по винным дорогам Франции...
о да, очень понимаю! )) Если выбирать - то самое лучшее!
AnastasiaJulia
+1
4 августа 16:54
catys писала 4 августа 15:42
Если выбирать - то самое лучшее!
ой Катюнь, никак не забыть мне бокал беленького (а если честно, то два ) пригубленные во Франции, да под свеженьких устриц, ммм...Сказать, что было вкусно - ничего не сказать!
catys
+1
4 августа 17:04
Ой ой ой, не говори ничего!!! Я до сих пор забыть не могу ту гору морепродуктов в Довиле... Беленькое там тоже было, только я его особо не помню - так была поглощена всем остальным
AnastasiaJulia
+1
4 августа 19:25
Тааак, хде там твой рассказ о Довиле?! Оооо, как я хочу в Нормандию!!! А моя сестра, та самая что диплом о Моне писала, так вообще ею бредит... Но доедем, обязательно, я верю!
catys
+1
4 августа 21:25
AnastasiaJulia писала 4 августа 19:25
Но доедем, обязательно, я верю!
точно доедете! Обязательно, главное же - это желание! А сестре так просто необходимо
AllaW
+1
4 августа 20:35
Тут справа мелькнул забор, а за ним, в окружении виноградников — строгое здание шато де Сито
как бы мне хотелось, чтобы и у нас (как на фото) вокруг домиков вместо стриженого газона росла "стриженая" виноградная лоза! Замечательное путешествие у тебя, Катя, и рассказ интересный!
catys
4 августа 21:28
Спасибо Алла!
AllaW писала 4 августа 20:35
как бы мне хотелось, чтобы и у нас (как на фото) вокруг домиков вместо стриженого газона росла "стриженая" виноградная лоза!
ох, ну это уже вообще просто космос был бы! Некоторым местам даже стриженый газон только снится
evgeniaczech
+1
5 августа 19:42
Что бы мы без монахов делали, Катюш! Как жаль, что монастырь-родоначальник не сохранился!
Прекрасный рассказ, Катюш, хоть и не была в Бургундии, не сомневаюсь, Франция вся прекрасна!
catys
5 августа 21:06
evgeniaczech писала 5 августа 19:42
Как жаль, что монастырь-родоначальник не сохранился!
Клюни да, к сожалению до наших дней не дожил... Но даже его развалины очень впечатляющие! А вот Сито жив и здоров к счастью
Спасибо Женечка! Франция прекрасна, в этом даже сомневаться как-то кощунственно!
Svet-lanka
+1
6 августа 1:15
Какие очаровательные места! Шато - действительно, целый отдельный мир Спасибо, с удовольствием, прогулялась
catys
+1
6 августа 20:10
Спасибо Вам за внимание, Светлана! Мир французского виноделия - это действительно целая вселенная, и она очень, очень увлекательна и интересна
FMarina
+1
20 августа 11:40
Катя, какая кладезь информации твой рассказ! Винный дух витает между строчками и дразнится на фотографиях... Не, я была не права, читая рассказ утром... Видимо надо перечесть в субботний вечерок под бокальчик пьемонтского Бароло ( ну то, что есть, я ж из Пьемонта вернулась Не Брунелло, но тоже неплохо)
catys
+1
20 августа 17:20
Мариночка, я уверена, что и Бароло тоже прекрасно пойдет! Тем более что красные бургундские вина я не оценила... Все-таки Бургундия - это белые вина. Но винодельческая традиция там потрясающая и очень интересная!
teona
+2
17 октября 17:45
marsada писала 4 августа 8:10
Кстати, в Грузии тоже принято стаканчик за ужином, а черное вино дают даже беременным и младенцам. А в советское время Грузия была единственной республикой, где не было вытрезвителей.
- истинная правда Маш :) Может у нас и не так все изысканно как в Бургундии, но зато колоритно и вкусно :)))
Прекрасный рассказ о прекрасной стране и очень красивые виноградники. Я тоже поклонница красного, и белое пью очень редко, но все зависит наверно от вина и места дегустации :) - в Венеции нас хозяин тратории угостил бокалом тАкого белого, что мы тут-же взяли бутылку и распили с Важей с превеликим удовольсвием :)
catys
17 октября 20:22
У Грузии свой особенный колорит, и вина такие же, как и страна - густые, насыщенные и яркие )) У меня такое впечатление складывается ) Ведь гастрономия - это в какой-то мере отражение национального характера.
teona писала 17 октября 17:45
в Венеции нас хозяин тратории угостил бокалом тАкого белого, что мы тут-же взяли бутылку и распили с Важей с превеликим удовольсвием :)
даааа, и белые вина есть совершенно исключительные! Я вот неожиданно для себя во Франции пристрастилась к сладким белым винам, чего практически никогда раньше не пила
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.