Турист Olga Korobkova (aga_olya)
Olga Korobkova
была 1 ноября 2022 10:32

Гори, Мцхета, Батуми, Тбилиси — Грузия Июль 2016

Обычно я стараюсь увидеть по максимуму те страны, которые посещаю. В этот раз поездка была не такой насыщенной, как обычно, но все-таки что-то я увидела. И это что-то мне понравилось!

Планировать начали заранее, месяца за два купили билеты (СПб-Минск-Тбилиси). Кстати зря, где-то за полтора месяца до вылета цена упала на пару тысяч, а уж потом плавно полезла вверх. Программу на более чем две недели спланировали обширную, благо на нашем сайте можно найти множество маршрутов, проработанных и проверенных. Собирались побывать кроме Тбилиси (место прилета) и Батуми (море), в Мцхете, Боржоми, Кутаиси, Вардзии, Кахетии, Местии, приблизиться к Казбеку насколько хватит сил, съездить в Поти, где служил мой папа… Но жизнь вносит свои коррективы, за неделю до вылета вся поездка чуть вообще не сорвалась, и хотя в итоге я все-таки полетела, программу пришлось основательно подсократить. Жаль, а с другой стороны — более основательно узнала людей и те места, где побывала. Спокойно и без гонки.

Итак, маршрут. Прилетели в Тбилиси, там три дня. Экскурсии. Переезд на поезде в Батуми. На море 11 дней. Экскурсии по окрестностям из Батуми. Поезд в Тбилиси, день там, отлет домой. Банально, зато было время все спокойно рассмотреть, распробовать, познакомиться с каждым местом поближе.

Расскажу по-порядку обо всех посещенных местах в Грузии.

вечерняя прогулка по Тбилиси

Тбилиси. Красивый город, старая часть напоминает Санкт-Петербург: дворы колодцы, огромные величественные парадные лестницы в подъездах, высоченные потолки, барельефы, и разруха, разруха, разруха… По этим улочкам можно бродить часами, то там, то сям встречая покрытые паутинкой таблички «в этом доме жил С. Есенин, В. Сименс, и другие». Ближе к реке встречаются современные, необычные постройки. Видно, что пробуют разные стили, не боятся рисковать, и это создает уникальный облик города, современного Тбилиси. Видно, что город живет и развивается. (Нам такое и не снилось, ведь у нас считается, что наоборот, идентичность заключена только в архитектуре позапрошлого века, а хоть что-то современное ее полностью и безвозвратно разрушит…).

улица в Тбилиси - ну чем не Санкт-Петербург?
площадь свободы

Вечером очень приятно гулять в парке Рике, по мосту Мира, по канатной дороге проехать до холма Нарикала и полюбоваться на монумент Матери Грузии вблизи, а оттуда спуститься пешком к району Серных Бань (Абанатобани). Кругом много гуляющих и отдыхающих, но в большинстве своем это местные, туристов не так много.

Еще одно очень приятное место — парк Мтацминда, до которого можно добраться на фуникулере, которому более ста лет! В парке очень зелено, красиво, много скамеечек, есть интернет, кафе и рестораны, а для детей — аттракционы. Прямо около фуникулера есть большой ресторан с прекрасным видом, нормальной едой и приличным обслуживанием — невероятное сочетание для Грузии! Мы провели в этом парке почти полдня, просто прогуливаясь и расслабляясь на лавочках. Там постоянно дует освежающий ветерок, а для знойного дня сочетание тени и прохлады — самое то. Правда из-за этого ветра не работало колесо обозрения, на которое я очень хотела попасть.

на горе Мтацминда
вид с горы Мтацминда

Из музеев я побывала в Национальном музее Грузии. Действительно стоящий музей. Особенно интересны нулевой (подвал) и последний этажи. Внизу — иконы и золотая коллекция, ради которой я сюда и пришла, множество монет, древних украшений, которые можно рассматривать несколько часов кряду. Если бы я принесла с собой стульчик, то наверное провела бы там весь день, а так, просто устала спина склоняться и разглядывать изысканные орнаменты на каждом из изделий. Восхитительно!

От Тбилиси до Батуми

Последний этаж посвящен «Советской оккупации Грузии». Можно сколько угодно возмущаться названием, напоминать, а кто же был Сталин и Берия, но это просто пропагандистские методы и они везде одинаковы. Если подходить без эмоций, то там просто показаны отрицательные стороны Союза (ну да, и НЕ показаны положительные), а экспозиция составлена действительно хорошо, она цепляет, заинтересовывает, притягивает. Я так понимаю, это просто попытка показать, что страна преодолевает (преодолела?) предыдущий исторический этап и перешла на следующий. Отрицать — это нормальная, естественная реакция. Все равно, что ругать своего бывшего/ую, пока не переболело, не пережилось. Просто здесь, видимо, еще не переболело. Кстати, и наши современные лидеры там отмечены в видеоматериалах в связи с вопросами Абхазии и Южной Осетии. Можно иметь какое угодно мнение на этот счет, но боль Грузии в этом вопросе слишком очевидна. Обязательно сходите, почувствуйте.

В Мцхету, Гори, на Казбек мы собирались ехать самостоятельно, но в связи с форс-мажором отказались от ежедневных переездов и отправились туда с экскурсиями, причем разделились: я в Мцхету, подруга — на Казбек. В Тбилиси достаточно агентств, которые организуют однодневные туры, как правило на меленьких комфортабельных микроавтобусах, а если вы предпочитаете более индивидуальный подход, то предложения отвезти вас куда угодно на джипе или легковом автомобиле любого класса тоже будут сыпаться на вас со всех сторон.

Гори. В этот город я приехала с экскурсией чтобы посетить музей Сталина. Музей огромный и точно стоит того, чтобы его посетить. В экспозиции рассказывается и про его детство, юность, начала, все этапы жизни, семью, есть залы с подарками для него. Информация подается осторожно, без крайних оценок «хорошо-плохо», но экскурсия все равно очень насыщенная, а выводы всегда за вами. Вне музея — домик его родителей и бронированный вагон (за отдельную плату). Самое удивительное, что из целого микроавтобуса только пять человек захотели пойти в музей. Пока мы были в музее, они просто ждали нас. Зачем они вообще ехали туда — не очень понятно, потому что сам город мне ничуть не показался интересным. Просто маленький городок, серый.

в музее Сталина
От Тбилиси до Батуми

Недалеко от Гори есть древний пещерный город Уплисцихе, которому почти три тысячи лет. На протяжении веков в мягкой породе над рекой жители выкапывали себе комнатки, залы, туннели, пока таких помещений не набралось более 700. Конечно, столько вы не увидите, что-то законсервировано, что-то обрушилось, но тем не менее полазить по тому, что осталось интересно. Есть таблички с указаниями, для чего предназначалось то или иное помещение. Вокруг открываются красивые виды. Атмосфера такая спокойная, несмотря на ползающих здесь и там туристов. Видимо, многие проникаются, потому что нет криков, шума, свойственного туристическому месту.

Мцхета. Маленький уютный городок у слияния двух рек Аргавы и Куры, одна из древних столиц Грузии. Там же расположен Светицховели, главный кафедральный собор всей Грузии. Наверное здесь стоило остановиться на ночь, просто побродить по улочкам, чуть подольше насладиться этим местом. На другой стороне реки на горе расположен памятник всемирного наследия — монастырь Джвари, ценный с исторической точки зрения, ну, а на вид — храм как храм.

Джвари
От Тбилиси до Батуми

В Кахетию нас очень сильно уговаривали поехать, но в итоге мы от этой мысли отказались. Самостоятельно выбраться не получилось, а в экскурсии доминировали дегустации (я не пью вино, а ждать час там и час сям, просто гуляя вдоль забора, не хотелось) и мастерклассы по выпеканию лепешек и изготовлению чурчхелы. В общем, не заинтересовало.

Очень хотела попасть в Кутаиси, каньоны и пещеры рядом, но не сложилось. Наверное это то, о чем я по настоящему жалею. В итоге мы сразу поехали в сторону Батуми. Остановились в деревне Махинджаури, неподалеку. До Батуми 15 минут на маршрутке.

Батуми. Очень красивый и интересный город. Сочетание истории и современности, старые узкие улочки и огромные современные отели, необычные постройки и множество арт-объектов на улицах. Мы приезжали туда почти каждый вечер, гуляли по набережным, бродили по улочкам, кушали в разных кафешках и ресторанчиках или покупали вкусняшки прямо на улице, и даже попали на концерт Prodigy за каких-то 40 лари с человека! Настоящие Продиджи чуть больше чем за тысячу рублей!!! Концерты там идут один за одним, и стоят копейки, так что такую возможность просто нельзя упускать. Даже такой нетусовочный человек как я это постепенно там осознала)

От Тбилиси до Батуми
Алфавитная башня - все буквы грузинского алфавита, туго закрученные в спираль ДНК. а наверху - обзорная площадка

Если надоела набережная, можно посидеть в парке 6 мая, у озера. Там же находится дельфинарий, небольшой, но уютный, приятная программа и тоже очень дешево. Обратите внимание, первые два ряда мест там не под навесом, и если будет дождь, то вы промокнете. Мы сидели на втором ряду в плащ-пакетах, болялись что забрызгают дельфины. Этого не случилось, но от внезапно начавшегося дождя плащики нам очень помогли.

От Тбилиси до Батуми

Для отдыха, конечно, сам Батуми шумноват, и рада, что мы остановились в нашей деревне. Многие еще хвалили Кобулети и Уреки, тоже морские курорты, но как мне показалось от деревни они не сильно отличаются, а ехать из них до Батуми далековато. А вечером еще и автобусы начинают ходить реже.

Из самого Батуми особо съездить некуда. Поблизости нет ничего особо интересного. Есть несколько направлений со стандартной программой: водопад (водопадик), мост времен царицы Тамары, традиционный обед на природе. Экскурсии это явно не стоит. Если вы на машине/велосипеде, то можно покататься по окрестностям самим.

Если ехать на север, то попадете в ботанический сад. Приятное место, со своей историей, ну и просто неторопливо побродить там в жаркий день — одно удовольствие. А надоест — спуститесь к одному из выходов и отправляйтесь на пляж или посидите в ресторанчике у моря. Только в сам саду берите воду и покушать. Он большой, а кафе там только на выходах.

От Тбилиси до Батуми

До крепости в Гонио можно доехать на автобусе, погулять там часок. Она небольшая, просто периметр стен (на которые можно забраться, и это плюс!) и внутри трава, дорожки и цветы. Несколько раскопанных фундаментов. Все.

крепость Гнио
главное развлечение в крепости - забраться повыше

В Сарпи делать нечего. Деревня и погранпереход. Очереди машин, толпы народу, шум. Говорят там море чище. Мы даже искупались для проверки данных. Нет, такое же. Еще и медузы плавают (в Батуми и Махинджаури их нет). Возможно только галька крупнее немного и нет вкраплений песка, поэтому вода кажется чуть прозрачнее.

В целом пляжи везде одинаковые, галечные (где-то галька крупнее, где-то мельче). Много мелких речек втекает в море, через пляжи. Говорят, что они чистые, что это не канализация, и что за слив отходов в реку — большой штраф. Но правда ли это — не знаю. Визуально они прозрачные и не пахнут, но вода не очень холодная, что наводит на подозрения.

Это были города, достопримечательности и пляжи. Но то, что действительно перевернуло мое представление о Грузии — это люди. Об этом вы можете прочитать здесь.