Korobkova Olga (aga_olya)
Olga Korobkova Пользователь — была 21 сентября 21:01

'Я расскажу вам о нашем гостеприимстве', или о грузинской непосредственности

43 23

В каждой стране, куда я приезжаю, есть несколько вещей, на которые я обращаю внимание: это исторические и культурные достопримечательности (историческое наследие выраженное в артефактах); современность (наверное это сравнение с жизнью у нас, и все современные блага: транспорт, услуги, быт); природа; кухня; жители (а точнее атмосфера, которая там создана и в которой они живут). Обычно это все умещается в одном отзыве, но в Грузии меня настолько поразили люди, что я посвящаю им целый отдельный рассказ.

Наверняка вы слышали о невероятном грузинском радушии и гостеприимстве? Я тоже о нем слышала. Еще я слышала о грузинской любвеобильности, поэтому на всякий случай, мы, две замужние подруги, решили не злоупотреблять ни одним из этих качеств, и рассчитывать только на свои силы.

Но как сразу же выяснилось на месте, оба этих качества мы понимаем совсем не так, как грузины и те, кто их воспевает. А ко всему остальному мы и вовсе оказались абсолютно морально не готовы.

Итак, по порядку.

Первое, с чем мы столкнулись, это удивительная и массовая злобность женщин, причем как тех, кто хоть как то с тобой пересекался в минимальной коммуникации, так и просто прохожих на улице. Нас толкали и пихали на улице (даже когда мы явно не мешали им пройти), продавщицы после вопроса «сколько стоит?» и не последовавшей мгновенной покупке (даже когда я действительно собиралась купить, просто не успела выбрать) разражались бранью, криками, совместно с размахиваниями руками и уходами за прилавок с видом «я обиделась». Еще у нас отбирали кулек с уже выбранной зеленью и овощами, мол, все, поздно, валите). В ресторане заказ принимался с видом «ну чего там вам еще?», а принесенная тарелка с размаху летела через весь стол. Особенно это было массово в Тбилиси, а поскольку сначала мы приехали туда, то первые дни я ходила с непрекращающимся чувством недоумения, разочарования и стыда — что мы им сделали? Возможно они ненавидят в нас «проклятых советских оккупантов»? Но нет, когда обращались по-английски — это ничего не меняло, да и принимали нас за кого угодно — и русских, и украинок, и шведок, и израильтянок.

Позже я поняла, что кроме просто злобствующих женщин, эта страна характеризуется еще и тотальным отсутствием сервиса. Сразу скажу — я не привереда и не ожидала чего-то супер изысканного, но даже для меня обслуживание во всех ресторанах и кафе — безобразное, точнее его просто нет. Ты бегаешь ищешь кто бы принял заказ. На вопросы по блюдам — скривленные лица или просто отворачиваются и уходят, мол разберитесь сами, что хотите, потом зовите. Могут принести не то, а на сообщение о том, что мы не это заказывали — восхитительная фраза «ну да, значит другое». Ешь, мол, что принесли. Да, кто-то скажет — не повезло. Но мы каждый раз ходили в новые места, каждый! За две недели нам попалось два нормальных места, где на нас не наорали, прокомментировали меню и принесли то, что мы заказали, не швырнув это нам в лицо. Это ресторан на вершине горы Мтацминда, рядом с фуникулером, и небольшая кафешка Canape недалеко от серных бань. После того безобразия, что творилось в остальных местах, мне хотелось расцеловать официантов просто за их спокойствие и дружелюбный взгляд.

А это клиенты ресторана, которые так долго ждали официанта, что превратились в статуи

С отелями тоже есть свои особенности. Когда вы бронируете и пишете какие-то специальные условия (например ранний заезд), то вам не отвечают, даже если специально писать в отель и просить письменное подтверждение. У нас был ранний заезд (4 утра), который нам не подтвердили, и пришлось уже на месте искать где поспать до полудня, чтобы приехать к традиционным двум часам. А когда мы прибыли в отели, то на нас опять набросились с криками, руганью и попытками выставить вон, раз мы не приехали, во сколько сообщили («мы вас ждали тогда, а теперь вы нам не нужны! ну и что мы вам не ответили, мы никому не отвечаем!» и «Убирайтесь откуда пришли, раз вы нашли где ночевать, так там и оставайтесь!») Просто сил уже не было искать что-то еще, да и от шока, удивления, отчаяния появилось какое-то упорство и мы остались. Оставшиеся два дня нас постоянно спрашивали, не убираемся ли мы еще восвояси, и вообще мы тут гости, и должны слушаться. Так-то. А бронь нашу отменили, как будто мы и не заехали, что вдвойне обидно? и я даже не могу поделиться своим возмущением на букинге. А в целом, если не считать агрессивных хозяев, то место там неплохое, тихо, очень красивый вид, чистая комната. Если вдруг решитесь, и чувствуете, что уж вы-то не вызовете их агрессию, то вот этот отель — Old District Guest House.

парк аттракционов

В Махинджаури — это деревня, рядом с Батуми, где мы забронировали отель, который нам тоже не ответил, нас ждала еще одна накладка. «Мест нет. Какая бронь? А, мы вас с завтрашнего дня ждем. Здесь написано? Хм, точно…. Ну ладно, но мест все равно нет». Это Sea Side Hotel. Место вроде удобное, рядом с морем, но окна выходят прямо на дорогу, шумно и насквозь все прокурено, войти внутрь невозможно. Максимум — остановиться на ночь от безысходности. К счастью на улице нас не бросили, а отвезли в гостевой дом брата или каких-то родственников. Он тоже есть на букинге — Гостевой дом «Иракли в Махинджаури» (Irakli Guest House in Makhinjauri). Милое местечко, недорого, чуть подальше от моря, но очень приятный, тихий уголок, большой сад вокруг, слышно только пение птиц, а как там спится! На кухне можно готовить, есть посуда, все необходимое. Туалет/ванна правда не очень, но в целом — мы бы там остались. К сожалению у них все было разбронировано вперед и нам снова пришлось искать жилье. Нашли у самого моря, с видом на пляж — восхитительно! Этого дома уже нет на букинге, но контакты есть, если что. По цене все примерно одинаково.

3
А вот такой вид на яблоки, море и закат открывался из нашего домика. Сидишь бывало вечером на балконе, любуешься заходящим солнцем, а яблоки так и сыпятся тебе в руки....

Еще одна особенность местных — это курение. Курят просто везде, мужчины, женщины, старики, дети! В ресторане, на вопрос, а где у вас места для некурящих, официант, выдыхая вам дым в лицо отвечает — таких нет. Таких действительно нет, и от дыма не спрятаться ни в парке, ни на пляже, ни у окна в ресторане, ни в маршрутке (водитель пыхтит в салон). Для меня это была большая проблема, ну, а сами они просто этого не замечают. Зато еще раз убедилась, как хорошо, оказывается, стало у нас после запрета курения в общественных местах, как незаметно мы перешли к этой норме, и как посмотрев на прочих, начинаешь ценить то хорошее, что не замечаешь у себя дома.

С общественным транспортом в стране все хорошо, много автобусов, маршруток, ходят электрички, такси не слишком дорогие, а если вам не очень далеко, то вас без проблем подбросят до места и это безопасно. Просто автомобилей тоже очень много, авто есть практически у каждого. Но с уважением ПДД там просто беда. Во-первых, пешеходы бродят по дороге где попало, хотя зебро-переходов очень много. Соответственно водители пешеходов ни в грош не ставят, и даже когда ты на зебре идешь в своем праве, тебе сигналят, мол, испарись с дороги. Много машин с правым рулем, и много лихачей, а дороги не широкие и извилистые. Поэтому столкновения все больше боковые, а не лобовые как у нас, но из-за скорости — достаточно сильные повреждения как у авто, так и у пассажиров. Видели несколько крупных аварий, это везде страшно. Плюс сесть за руль пьяным — ни для кого не проблема. При этом очень много полиции на улицах, постоянно ездят с мигалками, патрулируют, штрафуют за мелкие нарушения (при мне оштрафовали водителя за разговор по телефону за рулем), и, говорят, взяток не берут.

3
Вид из поезда - красота!
6

Очень интересно обстоит дело с домами. Пристроить к своему частному дому еще комнатку, а потом еще и еще — благое дело. Но в Грузии идут дальше, и пристравивают комнаты еще и к многоэтажкам, причем на всех этажах! В итоге некоторые дома больше похожы на колонию кораллов, где первоначального дома и не видно под слоем наслоений, а пристройки порой выбиваются на десятки метров во все стороны.

дом-коралл, обросший несанкционированными пристройками, но кого это волнует?

Теперь расскажу о мужчинах. Не знаю насчет любвеобильности, но что в них есть, так это дикая склонность с кучности и болтливости. На остановке, в транспорте, на улице, на рынке, на пляже — подходит один, начинает что-то говорить, советовать, и вот вокруг тебя уже три, пять, десять человек, все говорят, говорят, говорят с тобой и между собой, спорят, советуют что-то, тут же курят на тебя, и единственное, что хочется сделать — убежать. Причем никакой угрозы нет, в плане насилия, как я поняла, это совершенно безопасная страна, можно хоть всю ночь гулять по непроверенным районам одной, можно сесть в машину, и тебя довезут в целостности и сохранности, просто вся вот эта толпа вокруг… фу. И еще, тебя просто не слышат. Твое «нет», «да», «через час» не воспринимается вообще никак. Просто монолог.

1
а кто устал - может присесть на лавочку и отдохнуть, благо, их тут много, хватит на всех

А болтливость — она как раз о том невероятном грузинском гостеприимстве, да мы, да у нас, да последнюю рубашку. Надо отдать им должное, в мелочах тебя действительно не оставят, помогут, подвезут, покажут. Как женщина заплатила за нас в автобусе («у меня же есть билетик, как раз на три проезда, а у вас нет») — я никогда не забуду, вроде копейки, но такие мелочи пронимают до слез.

Но! Если грузин запел о гостеприимстве, то он не остановится на малом. Он споет вам и о том, что его дом в вашем распоряжении, что он решит вам все проблемы с полицией, доктором и чем угодно, что достанет любой продукт хоть из-под земли, что хоть днем, хоть ночью, он, все его браться, дяди и прочие родственники по всей стране, а также в других странах, поднимутся в едином порыве на помощь вам, что… В общем, красивые, интересные, национальные песни, которые никому не придет в голову связать с реальностью.

1
а можно собраться и на пляже, покурить и спеть кому-нибудь национальные песни о гостеприимстве

Просто однажды нам вдруг действительно понадобилась помощь. Я попала в больницу (об особенностях грузинской медицины позже), только вышла, а нам уже ехать в Тбилиси, я без сил. И мы решили рискнуть, и согласиться на предложение переночевать там в квартире («это явно лучше, чем любой отель, и никто вам не помешает, будете там одни» — ну да, согласны). Что ж, нас встретили, привезли, но там ни подушек, ни белья, ничего! «А у вас нет своих подушек? У всех есть! Может вам еще и в Махинджаури белье давали? Не может быть!» Хорошо, хоть мы не отменили бронь. Поехали в ночи в пакистанский хостел (в котором останавливались в первый день), почувствовали себя как дома. Чистые хрустящие наволочки, мягчайшая кровать, полотенца! Да, это хостел, но он удивительно гостеприимен не на словах, а на деле.

Позже я поняла, в чем дело. Предлагал нам все это мужчина, а собственно, мужское дело на этом заканчивается: похвалиться, предложить, пригласить. Все остальное — женская работа: наметать на стол, приготовить постель, прибраться, принести, проследить за мелочами. А тут, так случилось, что женщины рядом не оказалось, так можно ли удивляться, что вопрос подушек оказался не решен? В грузинском мужском мире ведь как: блюда сами появляются на столе, рубашки на утро волшебным образом оказываются чистыми, а постель сама всегда застелается чистыми простынями. В общем, такого жесткого разделения гендерных ролей (да еще и с таким перекосом в обязанностях) я давно не встречала, даже на востоке. И снова — как оказывается хорошо в нашем родном обществе, где уже совсем равноправие и равно-обязанностие, и как мы этого не замечаем замыленным взглядом из дома!

"Если ты любишь меня, то мне больше ничего не нужно!" - послание настоящего грузинского мужчины.

Еще одна смешная вещь произошла уже перед отъездом. Наши дорогие грузинские друзья предложили довезти нас до аэропорта. Ну что ж, там, конечно ходит круглосуточный автобус, но до него надо пройтись, а чемоданы к отъезду стали явно толще и тяжелее, так что конечно мы согласны! К вечеру выясняется, что «мы вам отвезем, только вот бензина нет. Надо залить, да, думаю литров двадцать хватин. Почем? По 1,2 лари, хотя нет, зальем по 1,5 который. Давайте вы нас сейчас заправите, чтоб мы уже заехали за вами ночью и время не тратили тогда». Хм, до аэропорта 18 км. Прощайте, грузинские друзья! Жадные русские девушки умеют считать.

Ничего, есть план Б. Еще один грузинский друг обедал сегодня с моей подругой в ресторане, но ой, у него не прошла оплата по кредитке и заплатила она. Как настоящий мужчина, он чувствует, что должен вернуть долг (хотя при чем тут мужчина он или нет), поэтому конечно же довезет нас до аэропорта. Ночь. Мы стоим у отеля с чемоданами. Подъезжает машина, выходит друг: «В смысле вы сразу в аэропорт? Тогда лучше на такси!», садится, уезжает. Эээй, а долг? Зато теперь ясно, отчего грузинские женщины такие злые. Как они еще не воют, вот в чем вопрос! Хорошо, что есть такси. Прощай, Грузия. Не знаю, вернемся ли мы еще, но особого желания пока не возникает…

А чтобы мой отзыв не казался столь же однобоким, как музей советской оккупации, хочу сказать, что в грузинских людях есть и положительные черты:

  • они прилипчивые, но безобидные, в этой стране не страшно
  • по мелочам тебе всегда помогут
  • если вы любите разговаривать, а особенно слушать — вам точно туда
  • они в общем любят угощать, накормить, угостить вином — подозреваю, что это плата, за то, чтобы их слушали, но тем не менее))
  • Грузия — отличное место для тех, кто любит заводить много, очень много новых знакомых
  • многие из них очень набожные, когда мы проезжаем церковь, храм, монастырь - пол-автобуса начинают креститься и молиться. Даже если это и поверхностно, все равно показывает сплоченность нации, я считаю

  • у них есть библиотеки, и они популярны!
  • 1
    женщина читает свежую прессу в библиотеке

    Ну и последний положительный аккорд. Думала ли я, что после стольких посещенных стран, после востока и запада, я вдруг получу настоящий культурный шок практически у соседей, под боком, в Грузии? Я-то думала, что я достаточно открыта всему новому… Я очень благодарна людям этой страны за то, что через удивление, неприятие, шок, недоумение я по новому смогла взглянуть на наших собственных граждан, оценить их, понять, какие (и в каком грандиозном объеме!) произошли изменения в нашем собственном обществе. Насколько лучше, оказывается, стали у нас ездить автомобилисты. Как прекрасно на наших улицах и в кафе без удушающего дыма. Как можно у нас забронировать отель, и бронь не потеряется, и тебе перезвонят или напишут о подтверждении. Что твои друзья не пообещают тебе того, чего не смогут выполнить.

    Спасибо, Грузия, я благодарна тебе за эти знания.

    Комментарии

    Borracho
    +3
    9 августа 9:23
    Не легла у вас Грузия, я погляжу))
    Странно, это первый отзыв без восторгов! Но, видимо, должен быть и такой)
    rezo86
    9 августа 14:50
    Для меня это тоже очень странно, первые такое читаю )) ну, не повезло девушкам ))
    aga_olya
    –1
    11 августа 10:54
    Да в чем же невезении? В том что увидели не только красивые здания, но и живых людей узнали, прочувствовали, испытали другие модели отношений, не свойственные тем, что у нас? Это наоборот везение! Все равно что переночевать в деревне людоедов, заглянуть в котел и уйти целехонькой)
    aga_olya
    11 августа 10:41
    Borracho, почему не легла? Просто любой опыт - важен и интересен. А опыт он разный, бывает и такой.
    Maksim_Starostin
    +1
    11 августа 11:11
    Для равновесия :) А то читаешь про Грузию, и каждый раз кажется, что вот сейчас монитор замироточит :)
    У меня про Грузию помимо Батуми будет еще примерно пять частей, но они уже будут в основном без политики, а потому положительные.
    aga_olya
    11 августа 11:23
    Максим, спасибо) не читала ваши отзывы, но обязательно прочту
    andreimuz
    +2
    9 августа 10:21
    Прочитал... А ведь ничего нового Вы не сказали. Примерно то же самое слышал от других. Просто многие путешественники наверное хотят отделить неприятные эмоции и находят и видят только положительные впечатления. А Вы показали так. И это будет действительно кому-то.
    Но, я давно подметил одну вещь. Возвращаясь из путешествий в аэропорту отлета попадаешь в круг соотечественников и сталкиваешься с агрессивным поведением последних. Что продолжалось и в аэропорту прилета. Мои наблюдения не голословны - был свидетелем многих неприятных сцен.
    Так что болтливость и хвастовство грузинских мужчин просто невинные шалости.
    aga_olya
    11 августа 11:57
    Наши соотечественники тоже не ангелы, да) но полетав, я заметила, что во многих странах граждане ведут себя в аэропортах и самолетах, мягко говоря, так себе) а вот с сервисом в наших аэропортах западает заметно... хотя вроде в последние годы постепенно ситуация выравнивается.
    andreimuz
    9 августа 10:24
    Читать "И это будет действительно кому-то интересно".
    bakaeva_maria
    +3
    9 августа 11:56
    Согласна только с этим
    Еще одна особенность местных — это курение. Курят просто везде, мужчины, женщины, старики, дети!

    В остальном как будто мы были в двух разных странах. Очень удивительно было подобное читать, и дело даже не в
    Просто многие путешественники наверное хотят отделить неприятные эмоции и находят и видят только положительные впечатления.
    . Мы ездили вчетвером, и никто не нашел отрицательных моментов о поездке. Да и от других знакомых я слышала только восторженные рассказы.
    aga_olya
    11 августа 12:01
    Ну вот, а здесь удалось увидеть и другие моменты. Думаю, что если бы мы были в большем составе, да еще и на машине, а не общественном транспорте, это бы тоже помогло нам более изолироваться от окружающего и замкнуться друг на друге, так что многое из описанного мы бы возможно тоже не испытали. Но не было бы это в итоге скорее потерей во впечатлениях, чем приобретением?
    spatefillum
    +5
    9 августа 12:20
    Рискну предположить, что Вам сильно не повезло. Люди, конечно же, бывают разные, и я, дважды побывав в Грузии и проехав через всю страну, не стану утверждать, что в Грузии 100% замечательных, со всех сторон положительных и идеальных людей. Но в целом картина сложилась абсолютно противоположная той, что описываете Вы.
    Кстати о мужчинах. В селе Гергети мы жили в хостеле "Лео". Хозяин, пожилой мужчина, лично подготовил нам номер, по утрам готовил для нас завтраки, а днем возил по окрестностям за очень умеренную плату.
    Возможно стоит дать Грузии второй шанс? Желаю Вам в будущем только приятных впечатлений от поездок )
    aga_olya
    11 августа 12:08
    Я думаю нам наоборот повезло. Мы узнали больше, чем могли бы, и это очень важно. Я думаю, что когда после поездки я не могу сказать ничего, кроме "ой, было классно! ВСЁ!", то я по сути ничего и не вынесла из путешествия. Здесь мы узнали другой подход к жизни, ну а то, что он не на наш вкус - так мне там не жить. Зато больше узнали и о себе. Это важно, я считаю.
    teona
    +8
    9 августа 12:51
    «Один смотрит в лужу и видит грязь, другой видит отраженные звезды» Э.Кант

    С каким настроем вы приехали в страну, так ее и людей увидели .....
    rezo86
    9 августа 14:52
    Вот это точно сказано !!!
    aga_olya
    +1
    11 августа 11:08
    Спасибо и за такой комментарий. Я подозревала, что кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное. Что я заранее ненавидела всех грузин, что у меня было предупреждение, а может и имперские амбиции из генетической памяти так влияют на мой взгляд... Предположить можно все что угодно, и у меня действительно есть предубеждение к некоторым местам. Просто если мне заранее (возможно, что и несправедливо) где-то не нравится, то я туда и не еду. А еду туда, куда мне хочется, в места, образ которых притягивает меня, по отзывам, чужим рассказам, телепередачам, стереотипам даже. Так что не нужно тревожить Канта и его грязь.
    Да впрочем грязи я там и не увидела. Увидела, что люди живут по-другому, что распределение мужских и женских прав и обязанностей отличается от того, что я вижу и чувствую дома, что грузины ценят в людят другой набор качеств души или характера... Где же тут грязь? Наоборот, ценный опыт, интересно. И это явно лучше, чем если бы я увидела только памятники и здания из окна туристического автобуса, так и не узнав людей. А уж как они живут друг с другом, не мне судить. Описать - да. А настрой у меня был и остался самый доброжелательный.
    vibas
    11 августа 11:37
    Это точно!
    TRenv
    +2
    9 августа 15:52
    Вы немного сбалансировали отзывы о Грузии. Конечно, не стоит идеализировать какое -либо место, меньше разочарований. Теперь просто буду готова к особенностям характера, думаю всё -таки отдельных индивидов. В Грузию меньше хотеть не стала. И думаю, честные отзывы о своих впечатлениях очень даже нужны даже в разрез общепринятому настроению
    aga_olya
    +1
    11 августа 11:10
    Спасибо большое) я писала не для того, чтобы отговорить. Обязательно поезжайте и составьте собственное впечатление!
    11veronika
    +3
    9 августа 21:01
    Прочитала отзыв. Вспомнила все наши девять поездок в Грузию. Начала вспоминать сколько мы были в Италии? Раз пять. В Германии, Америке, Португалии, Словании, Франции? Да, бывали. И ещё в пятнадцати странах. А куда тянет? В Грузию! Удивительно. Но это так. Наверное у каждого человека есть страна, которая ему ближе всего. В Грузии жили не менее, чем в тридцати гостиницах. От самых дорогих до обычных эконом вариантах. На удивление практически всегда уезжали с позитивом. Да были мелкие проблемы и с канализацией и с муравьями. Но общее впечатление многократно превышали негатив. Объездили её всю неоднократно. До лета ещё далеко, но уже планируем маршрут недели на три на июнь следующего года. А еда? Из десяти походов в рестораны в девять хочется вернуться снова. Да курят, да неосторожно ездят, да бывают немного назойливы. Но лично нас это не напрягает. Вообще. Единственное, мы очень тщательно готовимся к поездкам. И практически всегда получаем ожидаемое. Конечно кому- то ближе красота и ухоженность городов европейских. Лично нам ближе внутренняя красота этой удивительной страны. Не обижайте её. Она очень ранима.
    aga_olya
    11 августа 11:19
    Спасибо. Да, каждому свое. Как раз муравьев у нас не было) а с Европой я Грузию уж точно не пыталась сравнить, хотя сейчас это модный тренд (не знаю, можно ли тут добавлять ссыоки на статью из посторонних источников). А внутренняя красота... так я ее и описала, то внутреннее, что меня поразило. Красота - понятие относительное, и может быть именно то, что удивило, оттолкнуло меня - притянет другого. Это привычки складывающиеся веками, очевидно, что для многих они комфортны, правильны, красивы, иначе бы разве стали люди жить так, а не иначе? Я не претендую на всесторонний охват, к тому же, я же не отказываю грузинам и в огромном количестве положительных качеств. Некоторые из них я и перечислила в конце рассказа.
    den-ekb
    +7
    9 августа 21:20
    Ольга, здравствуйте .
    Буквально недавно читал Ваш негативный отчёт о Черногории. Сейчас негативный опус о Грузии. Дважды случайностей не бывает . Рискну предположить, что что-то не так было с Вашим настроением в этих поездках. Ведь если вы настроены на нужную волну, то те мелочи, описанные в рассказе, должны либо восприниматься с пониманием и юмором, либо не замечаться совсем. Грязи можно найти в абсолютно любой стране, уж поверьте. Надо быть немножечко проще

    Тем не менее, это свободный ресурс. Здесь каждый вправе опубликовать своё мнение, которое может быть вразрез общественным интересам. Вы молодец, что не побоялись опубликовать такой отзыв, поскольку здесь собрались в основном почитатели Грузии, которые могут обрушиться волной критики в ваш адрес. Не каждый осмелиться написать, что его отпуск был чем-то омрачен, а потраченные деньги ушли в другое русло, т.е. мимо ваших впечатлений и радостей.

    Не могу сказать, что Ваш отзыв изменил моё мнение или развернул меня спиной к этой стране. Однако это неплохое, яркое и образное дополнение к имеющимся сладостным отзывам.
    aga_olya
    +1
    11 августа 12:20
    Денис, спасибо, но от вас особенно так грустно слышать про "грязь". Ну где здесь грязь? Вот вы писали, что черногорцы ленивые - но это же не грязь или негатив? Нет, просто наблюдение. Вот и у меня - наблюдения. И, поверьте мне, кроме как с юмором относиться ко всему этому в поездке и не получится, иначе это слезы и разочарование, а разочарования нет. Как мы смеялись, оказавшись на улице во втором отеле подряд - вы не представляете. Потому что в путешествии плакать - глупо. А уж когда два раза нас кинули с аэропортом, то мы просто покаиывались по пустынной ночной улице, подозревая, что сейчас может и заказанное такси не приедет или выкинет еще какой фокус. И это не сарказм, правда было смешно. Но наблюдений это не отменяет. А поездку делает более насышенной и запоминающейся. Так что я рада, что все сложилось так, а не иначе.
    sky
    10 августа 2:44
    спасибо за отзыв, мне лично не хотелось бы испытывать такие эмоции в отпуске...
    aga_olya
    11 августа 12:23
    Спасибо и вам, что прочитали. Ну вот так, всякое бывает
    Pirat
    10 августа 9:58
    Такое впечатление, что автор нигде не была. Весь Кавказ такой. Грузия подойдет на 1-2 дня в качестве транзита. За морем можно и в Абхазию съездить.
    aga_olya
    11 августа 12:34
    На ненашем Кавказе автор действительно нигде не была. Только в Пятигорске и окрестностях десять лет назад. Но там впечатления были совсем другие, все было прекрасно, впрочем, это и место другое, и столько лет прошло, может уже все поменялось... В Абхазию я точно не хочу, уж очень боюсь кишечных инфекций, от которых никому из знакомых там так и не удалось спастись... Уж лучше то же море у нас)
    Зато очень хочу посмотреть Баку, как там, если вы бывали?
    Pirat
    +1
    11 августа 14:11
    Это не кишечные инфекции, а акклиматизация. Бояться не стоит. Сейчас уже Абхазия потеряла ту душевность, которая у нее была раньше. Испортилось многое. Но все равно море лучшее из всего Черноморья. Природа. Абхазия дает в одном месте все, что нужно туристу: море, природу, историю, кухню. По сравнению с Грузией выигрыш в валюте и уровне цен, инфраструктуре. По цене экономия будет раза в три. Не надо менять валюту. Грузия мною рассматривается только как стыковка и транзит в Турцию автобусом. В Баку был лет 30 назад, еще в СССР. Современное состояние не знаю. Думаю, дня на 3-4 заехать можно)))
    aga_olya
    11 августа 21:26
    Нет, это именно кишечная инфекция. Ни в одной другой мне известной стране (может есть и совсем экзотика, не знаю) нет такой массовой и абсолютно одинаковой реакции организмов, приехавших на отдых. Акклиматизация бывает, не спорю, но там не такое отличие в климате (причем в Сочи или той же Грузии - ее нет, или отнюдь не у всех). Да и проявляется акклиматизация у разных людей по-разному, а здесь - как на подбор. Про цены слышала, да. О грузинской кухне я еще просто не успела написать рассказ, не знаю, похожа ли она на абхазскую.
    И спасибо за совет по Баку)
    Maksim_Starostin
    11 августа 7:56
    Да, как-то слишком уж неудачно вышло.
    Хотя кое-что правда.
    Помню, как пять лет назад тбилисских отелей еще совсем не было на Букинге. Пришлось писать в два найденных места обычные е-мейлы. С первого прислали всю информацию, и я у них забронировал проживание.
    А со второго на вопрос, есть ли у них номера на мою дату, уже через несколько дней после возвращения ответили "ЕСТ" :)
    А в остальном так как мы не были девушками, то нас никто настойчиво в гости и в рестораны не приглашал :)
    aga_olya
    11 августа 13:21
    Да они не настойчиво)) это просто песня такая национальная, как я понимаю, под названием "вот мы какие молодцы!". Никто и не считал это реальным приглашением)) просто так сложилось, что понадобилась помощь, вот и решили принять 'предложенное'. Думаю со всяким такое может произойти, но ведь никто про это заранее не писал, нигде не упоминалось, везде хвальба. А мы слишком наивно этому поверили)
    Gensha
    +2
    11 августа 9:27
    Нужный отзыв. Каждая страна и путешествие по ней, кроме красивой картинки, имеет оборотную сторону и нужно быть к этому готовым. Если взять даже Европу, то похожая ситуация с сервисом может произойти в Италии - вас просто не заметят, если вы о себе не заявите. Прилипчивые чернокожие и цыгане, навязчивые арабы будут преследовать во всех западных странах. В Барселоне и Милане попытаются ограбить уличные воришки. Ночная жизнь многих европейских столиц - это валяющиеся по тротуарам наркоманы и бомжи, толпы трансов и проституток, и ссаная вонь в каждом темном углу. Ну, всем это давно вроде известно. А что делать?
    Что касается Грузии, то соглашусь, что сервиса, в нашем понимании, там нет. И не было. Но нужно просто поговорить с человеком, туда-сюда, и если найдёте общий язык, то у вас все будет. Даже лучше, чем вы ожидаете. Такова видимо особенность менталитета кавказцев. Не соглашусь, что женщинам ночью одним будет безопасно. И ещё, тема, не нравится - проходи мимо, в Грузии присутствует. Перед носом у покупателей продавец может закрыть магазин или кафе в неурочное время, но чтобы лично показать вам дорогу или угостить чачей и т.д. Ну это из моего опыта!))
    С откровенным хамством в Грузии на сталкивался. Да, разговор может сложиться очень эмоционально, но до конфликта, как правило, никогда не доходит. Правда я был давно в этой стране, но не думаю, что все изменилось в людях совсем в худшую сторону. У меня остались самые добрые воспоминания. А так, предупреждён значит вооружён!:)
    aga_olya
    11 августа 21:16
    Спасибо за комментарий, за поддержку!
    О конфликтах - у нас тоже их не было, просто нам хамили или рвали пакет с овощами-фруктами из рук, а мы в шоке хлопали глазами) да, честно говоря, я и опасаюсь как-то пожестче отвечать, мало ли что у людей на уме. Все-таки не дома, разбирайся потом...
    Pirat
    +1
    11 августа 22:06
    Есть такое понятие - сочетание цены и качества. Ну не стОит Грузия тех денег, какие она хочет. И Черногория не стОит. Европа стОит. И не надо тут говорить, что в Европе есть негатив. Негатив есть везде. Я за свои деньги хочу получить определенный набор услуг, сервиса, впечатлений. Если мне не хотят это дать за мои же деньги, то почему я должен их отдавать просто так? Если вы готовы отдавать деньги ни за что - вперед.
    11veronika
    +2
    12 августа 12:00
    Категорически с Вами не соглашусь. Грузия по соотношению цена- качество значительно лучше, чем Европа. По роду своей деятельности за последние четыре года побывала в США, Франции, Италии, Португалии, Германии, Словакии, Грузии. И в этих же странах были в отпусках. За те деньги за которые мы живём, едим, путешествуем по Грузии в Европе делать нечего. Например взяли такси в центре Лиссабона- проехали через красивый мост длиной 6 км (выехали за пределы Лиссабона) поднялись к статуе Христа, вернулись назад и доехали до океанариума, всего проехали где-то 30-35км и заплатили 40 евро. За эти деньги в Грузии на хорошем мини- вэне везут 150 км с Кутаиси в Батуми, ещё и час- два ожидают, если захочешь искупаться в Уреках. Рыбку типа дорадо в Европе сможешь скушать в пределах 12-20 евро, иногда значительно дороже. В Батуми такую рыбу, привезённую из Турции можно скушать в 2-3 раза дешевле, а по вкусу она будет лучше, потому- что это не просто гриль, а зачастую приготовленная на гриле, но с добавлением всевозможных приправ. Грузию можно принять и полюбить только побывав в ней неоднократно и попутешествовать по ней. Мы также очень скептически относились к ней, предпочитая ей другие страны и курорты. Сегодня же для нас Грузия с идеальным соотношением цена- качество. Обязательное условие- тщательно подбираем гостиницы, рестораны, такси. И практически всегда получаем то что хотим. У каждого человека есть свои критерии, что он хочет получить от путешествий. Кто- то считает, что лучше Турции ничего нет. Мы были в Турции в отличных отелях шесть раз. Больше не хотим. А в Грузию хотим. Каждому своё
    aga_olya
    14 августа 6:56
    Вероника, подскажите, пожалуйста, в чем на ваш взгляд заключается тщательность отбора (такси, гостиниц и проч.)? Я тоже пришла к совершенно аналогичному выводу, но ведь это явный недостаток, на мой взгляд? Для меня это означает, что, условно говоря, ты обращаешься в пять на первый взгляд равноценных мест, а на деле четыре из них оказываются несоответствующими по качеству, сервису, вкусу, или чему-то еще. И это никак не проверить заранее. Вот и получается, что тщательность отбора - это постоянное обращение в места с несооветствующим качеством с последующим их отбрасыванием. Поэтому и интересуюсь, как еще можно тщательно отбирать, заранее, а не после.
    aga_olya
    11 августа 13:23
    Дорогие читатели, простите за опечатки в комментариях! Ужасно неудобно отвечать с телефона, а уж редактировать потом так вообще невозможно(( обещаю, доберусь до компа и все ошибки поисправляю!
    11veronika
    14 августа 9:21
    Начинаем готовиться к поездке за 3-6 месяцев. Составляем перечень мест, которые хотелось бы посетить. Составляем предварительный очень подробный маршрут (чуть ли не почасовой). Используем полученную ранее информацию и изучаем порядка десяти сайтов, все что интересует, записываем. Передвижение между городами исключительно на такси. Понимая расстояния и время в пути заранее определяем стоимость поездки. Требования к машине- такси высокие. Минут десять заранее обязательно поговорим с таксистом. Инициатива по стоимости оплаты всегда за нами, т.е не спрашиваем сколько стоит, а говорим, что готовы предложить столько- то. Всегда с улыбкой и юмором. Позволяет сохранять нервы. Например, планируя поездку в Кахетию изучаем места, которые хотелось бы посетить, далее изучаем маршрут и зная, что все просят за дневной тур 250 лари, озвучиваю маршрут, и предлагаем 200. В процессе переговоров с несколькими таксистами цена опускается до 170 и это все без нервов. Особенно когда не сезон (С 15 июля по 30 августа мы не ездим). Сегодня предложения значительно превышают спрос. Очень важно найти хорошего собеседника. Сразу предупреждаем, что езда только по правилам- никаких обгонов в темную. Извините, необходимо бежать, отпишусь позже еще
    aga_olya
    21 сентября 19:50
    спасибо за подробный комментарий. я тоже стараюсь готовиться заранее, правда по часам не расписываю, как-то уж очень мне это рабочий график напоминает) да, и разница в том, что на такси я как правило езжу минимально. понятно, что есть случаи, когда кроме такси выхода нет, но для меня важно именно понять людей, как они живут в своей повседневности, поэтому общественный транспорт - то, что я выбираю. помню свои первые поездки, много лет назад, на экскурсионных автобусах, без выхода в народ - через стекло все кажется действительно совсем не таким, как если смотреть с остановки автобуса, автовокзала, или из общего вагона поезда. Оба варианта в общем-то имеют свои преимущества)
    vasilets
    +1
    19 августа 10:34
    Думаю о поездке в Грузию. Ваши впечатления очень настораживают...
    Lilija_Krjazheva
    13 сентября 16:30
    Прочитала все комментарии, очень интересно! Хорошую полемику развернули читатели! Нельзя не согласиться с тем, что пишет каждый. А истина - где-то посредине. Хотела тоже здесь описать свои наблюдения, но у меня ещё подробный отзыв о Грузии не написан, поэтому, видимо, там я и свои плюсы-минусы распишу. На минусы в плане сервиса приходилось натыкаться постоянно, но в моих впечатлениях они не оставили особого следа. Или плюсы от посещения Грузии были настолько весомыми, что остальные неувязки я пропустила мимо своей души. Многого в Грузии я ещё не увидела, поэтому хочу ещё туда вернуться. А в плане цен, в Грузии многие продукты питания намного дороже наших, а поесть в ресторане там обойдётся дешевле, чем в ресторане в России. Ещё есть некоторые приятные мелочи по смешным ценам - например, все детские аттракционы стоят 15-20-30 рублей, а у нас на порядок дороже У каждого человека складывается свое мнение о стране, лично у меня от Грузии остались очень хорошие воспоминания
    aga_olya
    21 сентября 19:51
    да, цены меня тоже удивили: помидоры по 15 рублей и кефир по 130)
    11veronika
    Сегодня 14:35
    В основном передвигаемся на такси между городами и ездим на экскурсии, потому что последние три года с нами путешествует сын. Ему сейчас шесть лет и он в Грузии был уже шесть раз. Когда едем, часами, беседуем и в процессе поездки получаем много интересной информации о жизни людей и их традициях. Останавливаемся где хотим. Пьём вино и наслаждаемся жизнью. Когда первый раз с ним ехали беспокоились, что он будет кушать, ведь еда отличается. Проблем не возникло и сегодня он очень любит хинкали, хачапури. Вместе лазаем по горам, он уже купался под водопадом Махунцети, в некоторых горных реках, был с нами в походе по Мтирале, и объехал почти всю Грузию. Планируем заранее, что бы с максимальной пользой использовать время. Естественно в процессе планы иногда меняются, т. е всегда есть запасные варианты, которые используются по ситуации. Но в основном за 2-3 месяца до поездки гостиницы уже забронированы, а некоторые и оплачены. Первая часть поездки активный отдых, вторая -побережье. Уже сегодня думаем и рассматриваем как минимум два путешествия в Грузию в следующем году. Поедем обязательно в Рачу- туда, где можно попробовать настоящую Хванчхару- самое подделываемое вино, которого очень мало и настоящее оно дорогое.
    Войдите, чтобы оставить свой комментарий.