Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Будва, Бар, Катун-Режевичи, Милочер, Пржно + 3 города — Черногория Июль 2016

Наша нынешняя поездка в Черногорию имела несколько иной формат, чем все другие поездки. В первую очередь это связано с наличием в путешествии 5-тимесячного ребёнка, что вносит свои коррективы.

Когда я готовилась к поездке, у меня возникала масса вопросов по организации отдыха и досуга именно с малышом. На часть я нашла ответы в сети, на часть — нет. Хочу тут систематизировать.

Где жить?

Конечно у моря! Итак, Приморье — это часть Черногории от мыса Плантамуни к северу от Будвы до границы с Албанией. Море и солнце. Как правило города прижаты к морю горами, равнинный рельеф лишь в Будве и Баре. И поэтому эти города приемлемы для отдыха с малышом. Мы же место для отдыха не выбирали, а как и в прошлый раз жили в посёлке Свети-Стефан, ибо у моей тётушки там квартира, слава Богу на первой линии в сказочно чудесном комплексе Монтесан

Итак, Свети-Стефан. Это и плюс и минус. Старая островная деревня, ставшая эксклюзивным городом-отелем, окружённая самыми красивыми пляжами Адриатики.

В Черногорию с малышом

Визитная карточка Черногории. Чистейшая вода. Напротив на берегу посёлок с одноимённым названием, пару отелей и огромное количество аппартаментов. Но! Для жизни с малышом это мало пригодно, хотя детей тут море. Почему? Рассказываю. Посёлок плотно прижат к морю горами и имеет вид амфитеатра. Жильё на береговой линии лежит далеко от трассы «ядранский путь», по которой ходят автомобили и автобусы. Всюду ступеньки — с коляской не пройти. Магазины и рестораны (кроме ресторанов Амадеус и Олива) тоже не на первой линии. Банально за пакетом молока или килограммом персиков нужно либо топать в обход ступенек по автомобильной дороге (тротуаров нет!, идешь прямо по трассе), или брать в одну руку младенца, в другую — коляску, и топать по лестнице.

Примерно этаж 10-й, а до трассы вдвое больше. Пандусов нет вообще нигде. Ступеньки каменные, разной ширины и высоты, а значит «шагать» коляска тоже не может.

Из тех городов, где мы были — равнинно и удобно с коляской только в Будве и Баре. Относительно удобно в Петровце.

Море и пляж.

Море у нас в Свети-Стефан чистейшее! И в прошлый приезд казалось мне райским. Теперь же, с малышом я поняла, что не все коту Масленица))). Там камни. Достаточно крупные и хаотично разбросанные.

В Черногорию с малышом

Заходить лучше в коралловых тапках. Устойчивость и равновесие с 9-килограммовой детью под мышкой соответствующее))) Три-четыре шага, и уже глубоко. Поэтому море не прогревается до состояния «парного молока». Но с другой стороны именно это позволяет ему оставаться хрустально чистым, и не иметь медуз — ибо им тхолодно. Наш ребёнок хорошо относится к холодной воде, поэтому для нас это проблемой не было, но от других мам/бабушек жалобы были.

В Будве и Петроваце оборудованы пляжи,

В Черногорию с малышом

там не так глубоко, камни помельче, местами песок. Но и не так чисто. В Баре при всей красоте пляжа — рядом порт… Думаю, без комментариев.

Конечно, полно прекрасных пляжей не в посёлках, а рядом. Например между Свети-Стефаном и Режевичи пляж Дрибни пьесак. Или пляж Милочер, стоимость посещения которого 75 евро.

В Черногорию с малышом

Но! Я веду речь про отдых с малышом. И тут-либо брать машину в аренду и ездить на пляж, (к которому от стоянки авто не всегда можно съехать с коляской), либо на такси, что с нынешним курсом евро — накладно. В итоге даже не знаю какой вариант идеальный. Очень неплохой пляж в Пржно.

Передвижение.

Наверное можно было взять авто напрокат,

В Черногорию с малышом

и мы были бы более мобильны. Но мне это было не удобно. Если бы я отдыхала не одна с детьми, а ещё и с мужем — скорее всего мы бы так и поступили. Но чаще всего папы «работают работу», чтобы мамы могли оздоравливать детей на морях.)) В итоге мы передвигались на автобусах, пешком и пару раз на такси.

В Черногории нет обязательного требования возить ребёнка в детском кресле. Это я выяснила ещё до поездки, т.к мне надо было решить вопрос с трансфером. Поэтому деть сидит/лежит на руках. Не удобно. Можно ли взять кресло напрокат — не знаю. Ни одной машины с девайсом внутри за три недели не встретила. Как они передвигаются, когда в авто только водитель и ребёнок — не представляю. Но совсем не удивлюсь, если на руках у водителя.

В Черногорию с малышом

В автобусе ездить вполне удобно, если ребёнок по темпераменту спокойный. Коляску сразу при входе положат в багажное отделение, на нужной остановке отдадут. Денег за коляску как за место багажа на междугородних автобусах не берут. За три недели мы ездили в Петровац, Будву, дважды в Бар (час в пути), в монастырь Режевичи. Цена на проезд в автобусе конечно зависит от расстояния, но не всегда фиксированная. Один раз в Бар с нас взяли по 3 евро, назад по 4. В следующую поездку туда по 4, назад по 5. Может в выходной другой тариф? Такси в среднем 1 евро за километр, можно «поймать», а можно и вызвать. Но не рассчитывайте, что оно будет ко времени. Черногорцы вообще никуда не торопятся.

Покупки.

Что касается Свети-Стефана, там есть 3–4 магазина «метр на два». Все самое необходимое можно купить для взрослых. Для детей нет ничего. Поэтому нужно ехать в супермаркет либо в Петровац, либо в Будву.

Детское питание — в основном Хипп, единичная Бэбивита, в одном месте смесь НАН. Баночки с пюре — многокомпонентные. Купить отдельно яблоко или тыкву — проблема. Из каш есть только рисовая. Гречки нет вообще нигде никакой. Я это выяснила заранее в черногорской группе на фейсбуке- поэтому везла с собой. Подгузники — только Pampers и какие то местные. Так что те, кто пользуется японскими — тоже в чемодан, или пробуйте дома Pampers.

Что касается покупок для взрослых — обычный ассортимент супермаркета по вполне Московским ценам, за исключением гречки и черного хлеба. Отличное качество мяса. Невероятно вкусная свинина, и баранина, в Мск такой нет. Ещё и дешёвая!!! Шейка свиная по 3 -4 евро за кг, баранина чуть дороже.

Что вкусно и аутентично: 1) Миллион сортов сыра: обычного, козьего, со специями, зрелого и не очень, брынзы, и всего того, что можно было купить до санкций. 2) пршут (сыровяленное мясо); 3) каймак — это что то среднее между сметаной, маслом и сыром. Едят как закуску с хлебом, добавляют в блюда, соусы.

Рестораны

Их сотни на разный вкус и кошелёк. Начиная от фастфуда и чевабджниц, заканчивая фэнси -заведениями.

Почти везде есть традиционно черногорские чевапчи (люляшки),

В Черногорию с малышом

плескавица (большая котлета), мясо/рыба «из-под сача», т.е запечённая в углях. Шопский салат. Много кальмаров и осьминогов (на гриле, фаршированных), мидии и креветки, разная рыба.

Все подаётся с горой жареной картошки, а в приличных заведениях можно взять овощи на гриле. Кроме традиционной кухни почти везде итальянская в виде пиццы, пасты и нескольких видов ризотто (вкусно черное с каракатицей). Ну и вездесущий цезарь и греческий салат! Куда ж без них!

Детского меню не видела ни в одном ресторане. Нам то пока рано, смотрела на будущее. И ещё! В ресторанах курят. На уличных террасах и внутри, в дорогих и в дешевых, мужчины и женщины. Апофеозом для меня была девушка с сигаретой и малышом в слинге, который сосал в это время грудь….

Конечно, курят не только в ресторанах, а вообще везде! И даже водитель автобуса «в окошко». Это, пожалуй, единственный момент, который расстраивал меня в Черногории.

А вообще черногорцы очень любят детей. Датошка нигде не оставался без внимания. Все стараются ущипнуть за щечку и говорят «бэбо, бэбо», улыбаются. Я спокойно к этому отношусь, многим не нравится)))

В Черногорию с малышом

На этом наверное все, что касается особенностей отдыха с малышом. В основном я старалась писать о том, чего я не нашла при подготовке к поездке. А что мы успели увидеть и узнать — буду понемногу рассказывать.