Чахнашвили Мария (marsada)
Мария Чахнашвили — была вчера 15:52
 – Наконец то мы в Грузии! Будем тут до начала октября.

Наша нынешняя поездка в Черногорию имела несколько иной формат, чем все другие поездки. В первую очередь это связано с наличием в путешествии 5-тимесячного ребёнка, что вносит свои коррективы.

Когда я готовилась к поездке, у меня возникала масса вопросов по организации отдыха и досуга именно с малышом. На часть я нашла ответы в сети, на часть — нет. Хочу тут систематизировать.

Где жить?

Конечно у моря! Итак, Приморье — это часть Черногории от мыса Плантамуни к северу от Будвы до границы с Албанией. Море и солнце. Как правило города прижаты к морю горами, равнинный рельеф лишь в Будве и Баре. И поэтому эти города приемлемы для отдыха с малышом. Мы же место для отдыха не выбирали, а как и в прошлый раз жили в посёлке Свети-Стефан, ибо у моей тётушки там квартира, слава Богу на первой линии в сказочно чудесном комплексе Монтесан

Итак, Свети-Стефан. Это и плюс и минус. Старая островная деревня, ставшая эксклюзивным городом-отелем, окружённая самыми красивыми пляжами Адриатики.

Визитная карточка Черногории. Чистейшая вода. Напротив на берегу посёлок с одноимённым названием, пару отелей и огромное количество аппартаментов. Но! Для жизни с малышом это мало пригодно, хотя детей тут море. Почему? Рассказываю. Посёлок плотно прижат к морю горами и имеет вид амфитеатра. Жильё на береговой линии лежит далеко от трассы «ядранский путь», по которой ходят автомобили и автобусы. Всюду ступеньки — с коляской не пройти. Магазины и рестораны (кроме ресторанов Амадеус и Олива) тоже не на первой линии. Банально за пакетом молока или килограммом персиков нужно либо топать в обход ступенек по автомобильной дороге (тротуаров нет!, идешь прямо по трассе), или брать в одну руку младенца, в другую — коляску, и топать по лестнице.

Примерно этаж 10-й, а до трассы вдвое больше. Пандусов нет вообще нигде. Ступеньки каменные, разной ширины и высоты, а значит «шагать» коляска тоже не может.

Из тех городов, где мы были — равнинно и удобно с коляской только в Будве и Баре. Относительно удобно в Петровце.

Море и пляж.

Море у нас в Свети-Стефан чистейшее! И в прошлый приезд казалось мне райским. Теперь же, с малышом я поняла, что не все коту Масленица))). Там камни. Достаточно крупные и хаотично разбросанные.

Заходить лучше в коралловых тапках. Устойчивость и равновесие с 9-килограммовой детью под мышкой соответствующее))) Три-четыре шага, и уже глубоко. Поэтому море не прогревается до состояния «парного молока». Но с другой стороны именно это позволяет ему оставаться хрустально чистым, и не иметь медуз — ибо им тхолодно. Наш ребёнок хорошо относится к холодной воде, поэтому для нас это проблемой не было, но от других мам/бабушек жалобы были.

В Будве и Петроваце оборудованы пляжи,

там не так глубоко, камни помельче, местами песок. Но и не так чисто. В Баре при всей красоте пляжа — рядом порт… Думаю, без комментариев.

Конечно, полно прекрасных пляжей не в посёлках, а рядом. Например между Свети-Стефаном и Режевичи пляж Дрибни пьесак. Или пляж Милочер, стоимость посещения которого 75 евро.

Но! Я веду речь про отдых с малышом. И тут-либо брать машину в аренду и ездить на пляж, (к которому от стоянки авто не всегда можно съехать с коляской), либо на такси, что с нынешним курсом евро — накладно. В итоге даже не знаю какой вариант идеальный. Очень неплохой пляж в Пржно.

Передвижение.

Наверное можно было взять авто напрокат,

и мы были бы более мобильны. Но мне это было не удобно. Если бы я отдыхала не одна с детьми, а ещё и с мужем — скорее всего мы бы так и поступили. Но чаще всего папы «работают работу», чтобы мамы могли оздоравливать детей на морях.)) В итоге мы передвигались на автобусах, пешком и пару раз на такси.

В Черногории нет обязательного требования возить ребёнка в детском кресле. Это я выяснила ещё до поездки, т.к мне надо было решить вопрос с трансфером. Поэтому деть сидит/лежит на руках. Не удобно. Можно ли взять кресло напрокат — не знаю. Ни одной машины с девайсом внутри за три недели не встретила. Как они передвигаются, когда в авто только водитель и ребёнок — не представляю. Но совсем не удивлюсь, если на руках у водителя.

В автобусе ездить вполне удобно, если ребёнок по темпераменту спокойный. Коляску сразу при входе положат в багажное отделение, на нужной остановке отдадут. Денег за коляску как за место багажа на междугородних автобусах не берут. За три недели мы ездили в Петровац, Будву, дважды в Бар (час в пути), в монастырь Режевичи. Цена на проезд в автобусе конечно зависит от расстояния, но не всегда фиксированная. Один раз в Бар с нас взяли по 3 евро, назад по 4. В следующую поездку туда по 4, назад по 5. Может в выходной другой тариф? Такси в среднем 1 евро за километр, можно «поймать», а можно и вызвать. Но не рассчитывайте, что оно будет ко времени. Черногорцы вообще никуда не торопятся.

Покупки.

Что касается Свети-Стефана, там есть 3–4 магазина «метр на два». Все самое необходимое можно купить для взрослых. Для детей нет ничего. Поэтому нужно ехать в супермаркет либо в Петровац, либо в Будву.

Детское питание — в основном Хипп, единичная Бэбивита, в одном месте смесь НАН. Баночки с пюре — многокомпонентные. Купить отдельно яблоко или тыкву — проблема. Из каш есть только рисовая. Гречки нет вообще нигде никакой. Я это выяснила заранее в черногорской группе на фейсбуке- поэтому везла с собой. Подгузники — только Pampers и какие то местные. Так что те, кто пользуется японскими — тоже в чемодан, или пробуйте дома Pampers.

Что касается покупок для взрослых — обычный ассортимент супермаркета по вполне Московским ценам, за исключением гречки и черного хлеба. Отличное качество мяса. Невероятно вкусная свинина, и баранина, в Мск такой нет. Ещё и дешёвая!!! Шейка свиная по 3 -4 евро за кг, баранина чуть дороже.

Что вкусно и аутентично: 1) Миллион сортов сыра: обычного, козьего, со специями, зрелого и не очень, брынзы, и всего того, что можно было купить до санкций. 2) пршут (сыровяленное мясо); 3) каймак — это что то среднее между сметаной, маслом и сыром. Едят как закуску с хлебом, добавляют в блюда, соусы.

Рестораны

Их сотни на разный вкус и кошелёк. Начиная от фастфуда и чевабджниц, заканчивая фэнси -заведениями.

Почти везде есть традиционно черногорские чевапчи (люляшки),

плескавица (большая котлета), мясо/рыба «из-под сача», т.е запечённая в углях. Шопский салат. Много кальмаров и осьминогов (на гриле, фаршированных), мидии и креветки, разная рыба.

Все подаётся с горой жареной картошки, а в приличных заведениях можно взять овощи на гриле. Кроме традиционной кухни почти везде итальянская в виде пиццы, пасты и нескольких видов ризотто (вкусно черное с каракатицей). Ну и вездесущий цезарь и греческий салат! Куда ж без них!

Детского меню не видела ни в одном ресторане. Нам то пока рано, смотрела на будущее. И ещё! В ресторанах курят. На уличных террасах и внутри, в дорогих и в дешевых, мужчины и женщины. Апофеозом для меня была девушка с сигаретой и малышом в слинге, который сосал в это время грудь….

Конечно, курят не только в ресторанах, а вообще везде! И даже водитель автобуса «в окошко». Это, пожалуй, единственный момент, который расстраивал меня в Черногории.

А вообще черногорцы очень любят детей. Датошка нигде не оставался без внимания. Все стараются ущипнуть за щечку и говорят «бэбо, бэбо», улыбаются. Я спокойно к этому отношусь, многим не нравится)))

На этом наверное все, что касается особенностей отдыха с малышом. В основном я старалась писать о том, чего я не нашла при подготовке к поездке. А что мы успели увидеть и узнать — буду понемногу рассказывать.

29 июля 13:24
Отчаянная ты, Маша! А с другой стороны, чего тянуть, пусть парень привыкает сразу к жизни путешественников.
30 июля 8:35
Да чего отчаянная?! Я же не в Африку и не в Индию, а типа в Европу)))
И правильно, пусть привыкает), он первый раз вообще внутриутробно летал на море)))
29 июля 14:09
Машуня, Датошка твой подрос,а старший, вообще практически жених
30 июля 8:35
Ага, спасибо!)
29 июля 14:28
Малолетних детей нет, но на ЧГ всегда приятно посмотреть!
Ну и в любом случае - вы молодцы!
30 июля 8:36
Ещё раз поеду в ЧГ обязательно. У меня там нериаоизованный кусок севера: Колашин, Жабляк, Дурмитор, Ловчен ну и мост через Тару)
30 июля 13:58
Да, одного раза там явно мало...
29 июля 15:30
Маша, сколько нового для меня в твоем рассказе )) Впервые слышу, например, о японских подгузниках ))) А вы молодцы, конечно! В путешествие да еще и без папы!
30 июля 8:37
Люб, когда рос Ростик (и Игрик) не было их ещё) а сейчас самые лучшие, правда.
Evrostroy97
29 июля 15:55
Морские купания,чистый воздух,фрукты-главное,что нужно малышам и всем каждый год для оздоровления,а проблемки-они в любом месте могут оказаться,все всегда решаемо.
Два брата,как это здорово,лучшие друзья друг другу навсегда.Прекрасный отдых!
30 июля 8:38
Все правильно! Да это не проблемки, а особенности местности, о которых лучше знать.
den-ekb
29 июля 19:16
Даа... про курение я полностью согласен. Хуже было только в Сараево!
Молодцы! Смелые и счастливые! Прекрасный отдых
30 июля 8:38
Куда уж хуже?)))
29 июля 23:26
Красивенные пейзажи... А рассказ - отличный урок молодым родителям . 100 раз отмерь - 1 отрежь. Испокон веков деткам нравился мелкий песочек... Я помню эти глыбы у Свети - Стефана, без тапок порой и не зайти...Может, мало таких отчаянный мамочек, поэтому и дороги для колясок непригодны...Но ведь как же там хорошо, несмотря на все "но"...а?
ПС. МИлочер обнаглел совсем...
30 июля 8:40
Лен, там кстати как никогда было много детишек в этом году. Ведь чисто очень, никаких кишечных инфекций, и медуз нет. А камешки - так дополнительная стимуляция зон стопы)))
30 июля 12:04
marsada писала 30 июля 8:40
А камешки
я помню эти камешки.. .Камнищи!!! Но чистота девственная, это правда....
30 июля 13:03
Маша,

Ну ты и отчаянная! [qВ первую очередь это связано с наличием в путешествии 5-тимесячного ребёнка, ][/q]
Это же надо решиться на такую далекую поездку со столь крошечным ребенком!
30 июля 13:07
Ну ладно!) не в Австралию же я укатила!) там всего 3 часа лёту!)
30 июля 13:11
marsada писала 30 июля 13:07
Ну ладно!) не в Австралию же я укатила!) там всего 3 часа лёту!)

Три час, но с крошечным бэйби...
В наши времена мы таких детей берегли ото всего...
30 июля 13:16
Да, в советское время было не принято до 3х лет выезжать на море. Ужас)))
На самом деле, ребёнок получил мощную антигенную стимуляцию, и его иммунитет будет напряжённо и слаженно работать). Тут главное ехать не меньше чем на 3 недели, чтобы гладко прошли процессы акклиматизации и адаптации.
30 июля 13:23
marsada писала 30 июля 13:16
Да, в советское время было не принято до 3х лет выезжать на море. Ужас)))

Да-да, все было именно так...

Дай Бог богатырского здоровья твоему малышу!
30 июля 13:43
Малыш начал приобщаться к путешествиям практически с пелёнок. Это замечательно!
Мне вот тоже в Черногории вода показалась холодноватой. Но с другой стороны она очень чистая. Две стороны медали.
30 июля 14:01
Как и везде ) палка о двух концах)))
30 июля 14:32
Ну Маша, тебе уже тут написали и я присоединяюсь - ты смелая женщина! :) Я бы с 5-месячным малышом и без мужа уж точно бы не поехала в путешествие :) Но как же там красиво! Как раз эти места были моей самой первой заграницей :) и впечатления помню до сих пор и от чистейшей воды, и от бирюзового неба и от вкусной еды :)
31 июля 9:44
Рассказ о твоей первой загранице, когда она ещё была Югославией - я помню, конкурс был)
Я бы не поехала в новую страну. А в Чг я была именно в этом месте и представляла что и как. Ну и Игрик уже совсем взрослый!)
30 июля 22:27
Маша, молодец, что вывезла детей на море!! Без папы и водителя конечно вам было не так удобно, но в остальном думаю, тебе помогал так уже выросший старший сын!!
31 июля 9:45
Я то тоже водитель, но ландшафт там, прямо скажем, брутальный) В некоторых местах нужно правым колесом в 2 см от обрыва постоять, чтобы разъехаться с встречной машиной...
31 июля 9:49
marsada писала 31 июля 9:45
-о, ужас!
Nata7777
31 июля 7:20
Молодец, я бы, наверное, так не смогла.
31 июля 9:46
Сама бы не смогла и я, а с 17-летним помощником - отлично!
1 августа 2:15
75 евро пляж....да уж! А вообще спасибо за подробный отчет по пляжам, это актуальный вопрос! Хочется, чтоб и вода чистая была и камней поменьше, и спускаться удобно... Черногория - красивая!
11 августа 15:53
По пляжам я подробно три года назад писала отчет. Мы тогда были более мобильны, без малыша. Есть вообще отличные пляжи!
1 августа 9:44
Маша, ну с почином нового путешественника! Фото в надувном круге на фоне Свети Стефана - вообще шедевр! Здоровья Датошке, а тебе терпения!
11 августа 15:54
AsiaGate писала 1 августа 9:44
Фото в надувном круге на фоне Свети Стефана - вообще шедевр!
у меня подружка говорит - как ты его одного оставила посреди моря, вокруг никого!?
1 августа 12:07
Маша, ты молодец!!! А малыш - с пеленок путешественник!
Или пляж Милочер, стоимость посещения которого 75 евро.
Вот пляж как раз - дешево и сердито!
11 августа 15:55
ну пляж типа королевский. И почти всегда пустой)))
o_zhuravel
4 августа 14:00
Спасибо за рассказ! Всё посматриваю в сторону ЧГ. У меня вопрос. Нужна ли при вьезде в Черногорию доверенность от второго родителя?
4 августа 14:12
Нет.
Более того, по законам РФ никуда не нужна. Без такого док-та выпускать обязаны в любую страну. Препятствием является только если второй родитель письменно обратился в органы фмс с просьбой о запрете вывоза ребёнка второй стороной.
У нас кстати ни разу не спрашивали. Паспорт и свидетельство о рождении.
o_zhuravel
4 августа 14:15
Благодарю!
10 августа 21:40
Главное все получилось и судя по всему Датошка очень счастлив !! так что советы народу в копилку а вас с первым супер отпуском в новом составе!!
11 августа 15:55
Спасибо!) Датошка да, из воды бы не вылезал))) куча эмоций!
Coshara
11 августа 9:43
Я всегда завидовала таким мамочкам, которые не боятся ездить с малышней в дальние страны. Я бы, наверно, побоялась трудностей :)). Хотя сейчас это все проще, так что - молодцы!
11 августа 15:57
Кать, а какие трудности то? Ну только на ручках таскать периодически? так мне с ним на даче тяжелее, чем было на море. Ибо на даче надо найти чем развлечь. А тут спустился, занырнул - и два часа до следующего сна )))
Эх, знала бы ты что ему в сентябре предстоит?)))
Coshara
12 августа 8:18
А что???
12 августа 8:59
Чуть больше 6 тыс км "за рулём" )))
11 августа 14:08
Подробно рассказано о всех "подводных камнях" отдыха с малышами, но впечатление радости от поездки чувствуется и не умаляется таким откровенным рассказом.
Молодцы!!!
11 августа 15:58
Впечатлений море, и все отменные
Selena58
11 августа 22:33
Маша, вы настоящий туристер ( или туристеровка ? ) . Подумали и о других родителях и их малютках, когда рассказали о подробностях пляжного отдыха в Черногории. Мы были на здешнем пляже в 1998 году. Побродили в основном по отелю на острове. Все понравилось, конечно. А жили мы за мысом справа в отеле "Панорама". К морю надо было спускаться по горным дорожкам, мостику. Пляж там очень просторный,мелкогалечный , но многолюдный. Морская вода тоже чистая, но не такая прозрачная, как у Свети-Стефана. Меня тогда очень удивило наличие в большом количестве курящих семей с малыми детками ,в колясках в том числе . Сейчас там также много курят на пляже? Вам большое уважение за оптимизм и выносливость в не совсем приспособленных условиях .
12 августа 6:13
Да, на пляже тоже курят повсюду...
12 августа 9:21
Отличный отдых!
12 августа 13:08
Очень полезный рассказ, Маша, особенно для тех, кто едет отдыхать с малышами. Крестная моего сына для первой поездки со своим малышом - ему было 8 месяцев тоже выбрала Черногорию. И осталась совершенно довольна (тем более, что там она познакомилась с немцем, который теперь стал ее мужем).
Или пляж Милочер, стоимость посещения которого 75 евро.
Ничего себе пляж!
25 августа 11:41
Я сомневалась, но меня Сергей (Alware) как то приободрил) они в 7 мес именно с Черногории начали.
25 августа 13:30
marsada писала 25 августа 11:41
Сергей (Alware)
- это супер-турист. У него и дети такие же закаленные ). Хороший пример заразителен. Они, помнится потом с малышом еще и ЮВА освоили.
25 августа 13:31
Да), мы общались на эту тему
kusena
12 августа 14:58
отличное место чтобы поправить фигуру! Я вот стандартно 3 года езжу с ребенком и коляской по всем направлениям - лестницы и засады везде, даже там где их нет Стандартно минус 5 кг после каждой поездки Правда дома опять прилипают - здесь -то я детеныша пешком заставляю гулять, а в поездках каждая минута на счету, каждый пройденный километр дорог - там без коляски никак! Из последнего- очень тяжело было в Гонконге, тоже сплошные лестницы, тротуары узкие - наклонился чтоб коляску сложить - твоя попа вылезла на дорогу и перегородила дорогу транспорту - автобусы сигналят, люди нервничают
25 августа 11:42
)))
А вы с какого возраста начали летать-ездить?
kusena
27 августа 13:46
Мы летаем с года, а ездить на расстояния больше тысячи км в машине начали с 3 месяцев. Самый тяжелый период с 1,5 до 2, уже без сиси , но ещё на руках
Prisekina
12 августа 20:48
Чудное место - Бечичи!!!Отдыхала там в 2012 году. Отдыхающих с детьми, в том числе и местных , было ну очень много, хотя водичка и прохладная. И детей из воды не вытащить. Я даже удивилась, что отдыхают с грудничками... Но ...курят на пляже...
25 августа 11:42
Что да - то да...
kindus
25 августа 10:52
Оч. полезно, спс.
Я бы с пятимесячным не рискнул, но нам следующим летом будет год и два, вот тогда и поедем :)
25 августа 12:05
В 1.2 тяжелее имхо ))), ибо ходит уже. Этого под мышку - и вперёд)))
kindus
25 августа 12:21
Я думаю, от дитя тут мало зависит. Как родители решат, так и будет
29 августа 12:41
Ой! Наша невестка тоже такая же отчаянная - малышу сейчас 10 месяцев, а он уже побывал с ней ранней весной в Непале ...
29 августа 13:23
Ну несравнимо))) Непал это сильно круче!) Умничка!!!