Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 16:40

Едем к морю… Белому!

Тотьма, Вологодская область, Великий Устюг, Котлас + 4 города — Россия Июль 2014

Наше летнее путешествие 2014 года от Москвы к Белому морю было автомобильным, но мы считаем его речным — ведь все древние пути в этих краях шли по рекам, а уже потом появились сухопутные тракты и людские поселения — вплотную к берегам больших и малых северных рек. В этой заметке я хочу перелистать некоторые страницы наших воспоминаний, касающихся судьбы и красоты разных рек, речек, озёр и, конечно, Белого моря.

Итак, первый пункт путешествия — город Тотьма, и первая река Сухона. Сухона — самая крупная река Вологодчины, берет свое начало в Кубенском озере. Она связывает среднерусские края с Белым морем и Северным Ледовитым океаном. Еще сто лет назад Сухона и Двина были главными дорогами Русского Севера — ключевыми купеческими фарватерами и траекториями зимних рыбных обозов.

Едем к морю… Белому!

Название «Сухона» или «Сухана» можно перевести как «легкопреодолимая». Такое имя-прозвище могло возникнуть из-за наличия многочисленных бродов. Сходная версия названия — от слова «сухой», т. е. наличия на реке мелководных участков, создающих проблемы для судоходства.

У Сухоны есть интересная особенность — иногда во время половодья она течет в обратную сторону. Это происходит из-за того, что ее притоки, рано вскрываясь ото льда, поднимают уровень реки, так что он ненадолго становится выше, чем у Кубенского озера, еще скованного льдом.

Едем к морю… Белому!

Сухопутную Тотьму можно по праву считать «морским портом». А всё потому, что в XVIII веке жители Тотьмы и её окрестностей сыграли решающую роль в освоении тихоокеанских островов, Аляски и западного берега североамериканского континента. Путь по рекам на Тихий океан был очень не прост — через Урал и Сибирь — в Охотск. Оттуда мореходы направлялись на Алеуты и в Аляску. В 2005 году на центральной площади Тотьмы был установлен памятник землепроходцам и мореходам: корабль с парусом в виде панорамы города.

С автодорожного моста через Сухону открываются раздольные виды всего ансамбля тотемских храмов-бригантин, будто плывущих над зелеными волнами. Эти стройные и нарядные церкви сооружались в конце XVIII века на «избыток капитала» местных купцов-мореходов, возвратившихся из промысловых экспедиций к тихоокеанским берегам Северной Америки. На американских землях тотьмичи охотились на черных лис — так на гербе города появился этот зверь, никогда не водившийся в наших лесах.

Подробнее про Тотьму: Обаяние Русского Севера. Уютная Тотьма

Всего в реку Сухона впадают сотни речек, речушек и тысячи ручьев. В Тотьме течет небольшая речка, левый приток Сухоны. Ее смешное название — Песья Деньга, произошло от искаженного финно-угорского Песь-Еденьга — песчаная река, и к деньгам отношения не имеет.

Едем к морю… Белому!

Первое летописное упоминание о Тотьме относится к 1137 году. Правда, тогда поселение находилось в пятнадцати километрах ниже по течению Сухоны. Название Тодма или Тотма произошло от финно-угорского — «топкая земля». Там же в Сухону впадает река Старая Тотьма. Определение «Старая» река получила после переноса города на новое, более удачное, место около Усолья. Свое начало Старая Тотьма берет при слиянии речек Илезы и Вотчи в Бабушкинском районе Вологодской области.

Едем к морю… Белому!

Тамошние речушки, питающие Сухону, очень живописны и извилисты. И деревни на их берегах такие радостные и добротные. Мы добрались до деревни Тиманова Гора — в самой глубинке Вологодской области. Были сомнения — а сохранилась ли жизнь в таких дальних уголках? Но после очередного холма нам открылась очень приятная картина: на следующем и окрестных взгорках привольно раскинулась довольно крупная и вполне обитаемая деревня. Между деревенскими домами затейливо петляет речка Кептур. За деревней она продолжает свой бег к Сухоне, вливаясь в воды уже упомянутой Илезы.

Едем к морю… Белому!

Примерно в 80 километрах от города Великий Устюг есть одно необычная деревня на берегу Сухоны — Опоки. А уникально это место своими 70-метровыми полосатыми скалами. Ближе к своему устью (возле Великого Устюга река впадает в Северную Двину) Сухона вдруг резко меняет свой кроткий характер на крутой горный нрав. Начинаются перекаты и пороги, русло несколько раз круто меняет направление, а течение ускоряется до 5 м/сек.

Едем к морю… Белому!

Постепенно вгрызаясь в толщу древних пермских и четвертичных отложений, река обнажила 70-метровый слой и красных глин, и белых гипсов, и прочих минеральных пород, возраст которых сотни миллионов лет. И вся эта обнажившаяся «конструкция» завораживает своими правильными, а местами даже идеальными, геометрическими формами и сдержанной, но выразительной палитрой. Сверху на скалах зеленеет дремучий северный лес.

Подробнее:

Северное Диво

Опоки в деталях: что смотреть, где жить, как добраться

Великий Устюг — старинный купеческий город Русского Севера. Сейчас он известен как вотчина Деда Мороза. Само по себе название города — Усть-юг — намекает на то, что он расположен возле устья реки Юг. Кстати, в древнепермском языке слово «юг» так и означало — «река». В действительности нынешний город стоит на Сухоне.

Едем к морю… Белому!

Первоначальное поселение обреталось на противоположном берегу реки — на возвышенности, именуемой гора Гледен, с которой хорошо было «оглядывать» окрестности. Однако в XV веке то древнейшее укрепление, предшественник современного Великого Устюга, было окончательно заброшено. Позже на месте старинного городка воздвигли Троице-Гледенский монастырь. Возле него, у деревни Морозовица, речки Сухона и Юг сливаются, образуя «двойную реку» — Двину. Этот факт хорошо обыгран на городском гербе: попечитель города — Водолей — наклонив два кувшина, сливает из них водные струи (символизирующие Юг и Сухону) в один поток -Двину.

В Великом Устюге сходились важнейшие торговые пути на Запад, Север и Восток — они шли, в основном, по рекам Сухоне, Северной Двине, Югу и Вычегде. В Сибирь из центральной России везли хлеб, сало, лен, рогожу, пеньку. Из Сибири возвращались с ценной пушниной. Как следствие, в XVII веке Великий Устюг превратился в зажиточный купеческий город.

Едем к морю… Белому!

На участке между Великим Устюгом и Котласом Двина именуется как Малая Северная Двина. И лишь после слияния с Вычегдой она становится Северной Двиной. Между прочим, в месте слияния Вычегда несет больше воды, чем Двина.

Вычегда, или Эжва на языке коми, означает «луговая вода» или «луговая река», то есть река с травянистыми берегами, или река, протекающая среди сырых лугов. Именно такие ландшафты окружают Вычегду на большей части течения. Протяженность реки составляет 1130 км.

В старину Вычегда была оживленной водной магистралью — былинным северным путем из Европы за Урал — в Азию.

По реке Вычегде на пароме мы добирались до Сольвычегодска — одного из самых маленьких городов России, на периферии Архангельской области, там, где она соседствует с Вологодской и Кировской областями и республикой Коми.

Едем к морю… Белому!

Вслед за древними животными, которые некогда протоптали тропу к лизунцам — соленым ключам, сюда пришли люди. У соляного источника и зародилось поселение Усолье, или, на языке коми — Сов-дор — «у соли», а затем название трансформировалось в Соль Вычегодская.

Рядом, через дорогу — Солёное озеро, образованное водой источника.

Едем к морю… Белому!

С XVI века Сольвычегодск считается семейной вотчиной российских промышленников, купцов и меценатов — Строгановых. В те времена Сольвычегодск был крупным центром солеварения и одним из форпостов, с которого начиналось освоение Урала и Сибири.

Подробнее про Сольвычегодск: Соль Вычегодская

Автомобильный путь из Котласа до Архангельска пролегает вдоль русла Северной Двины.

Сначала, между Котласом и Двинским Березником, предстоит ехать по дороге областного значения, а затем, до самого Архангельска — по федеральной трассе М8 Холмогоры. Хотя, судя по карте, река все время бежит где-то рядом, с дороги её синяя лента видна лишь изредка. Но еще во время подготовки маршрута я старалась найти места, где можно будет передохнуть и полюбоваться речными просторами.

Едем к морю… Белому!

Примерно за 200 километров до Архангельска между селениями Звоз и Почтовое по обеим сторонам реки можно увидеть чрезвычайно интересные и красивые гипсовые берега. Там, где мы останавливались берег реки пологий и словно бы выложен белоснежными гипсовыми плитами. Порой кажется, что это не природный пейзаж, а остатки рукотворной набережной. Противоположный берег реки — обрывистый, поросший лесом. Обрыв сформирован из слоев красноцветных глин и бело-розового гипса.

Едем к морю… Белому!

Дальше, по пути следования к Архангельску, мы отклонились трассы М8 в сторону и посетили Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Обитель находится в лесной местности на мысу в окружении Большого Михайловского озера. Монастырь основал в 1520 году преподобный Антоний. Здесь некогда томился в заточении боярин Федор Никитич Романов — отец будущего первого русского царя династии Романовых.

Едем к морю… Белому!

Ближе к своему устью Северная Двина течет несколькими рукавами. В местечке Холмогоры река, направляясь к Белому морю, после крутого поворота разделяется на несколько рукавов-проток, образуя большие и малые острова. Холмогоры с XIV по XVII в. были экономическим и административным центром поморского Севера.

Напротив Холмогор, через протоку, находится наиболее крупный из островов — Куростров — малая родина М. В. Ломоносова. Во времена Ломоносова жители Курострова занимались морскими промыслами. На правом берегу Двины, отделенном от Курострова самой большой судоходной протокой, в деревне Вавчуга существовала большая корабельная верфь.

Подробнее: Остров академика

В XVI веке, с развитием торговых связей с заморскими странами стало очевидно, что Русскому государству необходим порт, расположенный ближе к морю. На месте современного Архангельска, в устье Двины с XII века стоял построенный новгородцами Михайло-Архангельский монастырь. Около него был небольшой поселочек и пристань, где швартовались иностранные суда. По указу Ивана IV на мысе Пур-Наволок в 1584 году была возведена крепость, названная Новохолмогоры. Что и положило начало основанию города Архангельск — колыбели отечественного кораблестроения, первого морского порта России.

Едем к морю… Белому!

Подробнее: В столице корабелов и трескоедов

И, наконец, в городе Северодвинске мы оказались на побережье Белого моря. На месте впадения Северной Двины в Белое море есть живописный остров Ягры. В теплые летние дни жители Архангельска всем городом выезжают сюда на морские на пляжи.

Этот остров с историей — 24 августа 1553 года у бухты Николо-Корельского монастыря остановился английский корабль «Эдуард Бонавентура», под командованием Ричарда Ченслера. Чуть позже с Англией было заключено торговое соглашение. А остров англичане назвали Розовым: «Розовый остров в бухте святого Николая полон алых и красных роз, фиалок и дикого розмарина. Этот остров имеет 7 или 8 миль в окружности; на нём хорошие пастбища…».