Турист Realnoe_Vremya
Realnoe_Vremya
был 27 июля 2016 17:07

Бугульма — Россия Май 2016

Шестой день мы начинали в Бугульме. Заехали мы туда случайно. Капризные, мы не смогли справиться с желанием оказаться в комфортных условиях отеля на ночь. Испытание туристической базой не прошли. Обзванивая отели Бугульмы, умоляли: скажите честно, у вас хорошие условия? В одной из гостиниц нам сказали: лучшие во всем городе. Цена была приемлемой, и решение было принято.

Достопримечательность под землей и нелетная погода

Бугульма изначально основана в 1736 году как слобода Большая Бугульма. 23 декабря 1781 года указом Екатерины II получила статус уездного города Уфимского наместничества. Город является крупным многоотраслевым промышленным, культурным и научным центром республики. В городе есть аэропорт, с десяток достопримечательностей, в том числе очень приятной купеческой застройки, и даже «Макдональдс» — любимая примета туристов.

На Бугульму у нас был совсем небольшой план. Наш ведущий Айрат огорошил нас, сказав, что мечтает купить легендарный «Бугульминский бальзам» в бутылке в форме солдата Швейка. «Что, прямо мечта?», — удивлялись мы. А Айрат пояснял, что эта книга вызывает у него ностальгию по времени, когда он служил в армии. И хоть служба его проходила по армейским меркам в прекрасных условиях (под Казанью), армия его потрясла, как любого отслужившего срочника. А «Похождения бравого солдата Швейка», которые он прочел как раз в армии, как ничто лучше художественно описывает все несуразицы службы, в какое бы время она не велась — в начале XX века или века XXI.

Как выяснилось, Музей Ярослава Гашека не работал (закрыт в воскресенье и понедельник), да и бальзам «Бугульма», несмотря на все старания, мы найти не смогли. Да и времени долго искать не было. Нас уже ждали. Но если в Бугульме будете вы — зайдите в Музей Гашека. Его история удивительна: всего за пару месяцев, что он провел здесь, полюбил Бугульму до такой степени, что посвятил ей произведения.

Татарстанские горы, похожие на холмы

Наш путь лежал в Сарманово, где мы договорились встретиться с Алексеем Гунько, спелеологом, который, наверное, лучше всех в Татарстане разбирается в пещерах и штольнях. А на пути к нему мы сделали небольшой крюк, чтобы взглянуть на самую высокую точку Татарстана — Чатыр-Тау (Шатер-Гора). Гора эта 321,7 м высотой и находится в семи километрах от Азнакаево. Она, конечно, совсем не похожа на Арарат или Фудзияму. Но все, что выше 200 м, называется горой, и для равнинного Татарстана Чатыр-Тау выглядит величественно. К ее подножию мы не поехали. На самом деле, ехать туда будет интересно в том случае, если вас по-настоящему интересует фауна республики. Чатыр-Тау — это заказник, на территории которого обитает колония обыкновенных (степных) сурков, а также обыкновенная слепушонка, хомячок Эверсмана, серый хомячок и степная пеструшка, у которых Чатыр-Тау — северная граница ареалов.

Бакыр-Тау, куда мы ехали дальше, тоже гора. В переводе означает «медная». И именно из-за меди мы сюда и направились.

«Бакыр-Тау» — название комплекса, который он получил благодаря своему древнему медному руднику. Медь здесь добывали с незапамятных времен, скорее всего, открытым способом, а вот рудник появился уже в XVII—XVIII вв. При этом версии его появления существуют разные. Но главная, что в нем в ужасающих условиях трудились крепостные. Таким образом, Сармановский медный рудник в первую очередь является памятником горнорудного дела с удивительной и до конца не ясной историей. Его исследование продолжается, со временем здесь будет создан музей. Вход в рудник настолько мал, что, стоя во весь рост, пройти внутрь невозможно. Высота входа составляет всего 90 см. Общая протяженность подземных проходов и лазов составляет несколько километров.

Достопримечательность под землей и нелетная погода

Алексей Гунько — один из главных популяризаторов этого места. Он профессионал, объехавший пещеры и штольни по всему миру, и он считает, что Сармановский рудник достоин большой туристической судьбы. Он говорит, что Бакыр-Тау интересна своими запутанными ходами, архитектурой и обилием галерей. Людей всегда удивительным образом манит подземелье. И это видно по тем отметинам, которые оставляют в руднике заблудшие сюда, такие же, как мы, самостоятельные путешественники или мальчишки из Сарманово.

Алексей Гунько считает, что Сармановский рудник достоин большой туристической судьбы

Но для широкого круга может быть любопытен больше своей историей. Трудно представить, как крепостным крестьянам удавалось работать в адских условиях рудника, где местами сложно встать в полный рост, не то что везти перед собой тележку с рудой. И таких рудников по всему Татарстану было немало. Удивительно, рассказывает нам Алексей, зайти в такую пещеру первым после добытчиков, которые вышли из рудника в последний раз лет сто назад. Здесь же находят орудия добычи — совершенно простые и примитивные инструменты, которыми, не щадя здоровья, трудились люди.

Информацию о том, где находится Сармановский рудник, вы можете найти на нашей карте.

У Алексея есть четкое видение того, как должен выглядеть здесь музей, когда он будет построен. План такой у чиновников есть, есть и концепция, основанная на разработках Алексея. Но когда — это вопрос открытый. Подобный «профессиональный» музей уже открыт в Шугурово, и о нем мы рассказывали в предыдущей заметке. Сармановский рудник мог бы стать точкой притяжения для туристов, в первую очередь — с Закамья. Алексей родом из Воронежа и приехал в Набережные Челны благодаря родителям, которые отправились сюда на стройку «КАМАЗа». Он очень болеет за Закамье, ведь здесь, по большому счету, помимо Елабуги нет достопримечательностей, которые бы привлекали внимание туристов. Хотя даже молодые, как Челны, города ведут свою историю, по некоторым источникам, с XII века, а еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь поселились племена срубной культуры.

В гости по вечерам

Мы тоже столкнулись с проблемой отсутствия кинематографичных достопримечательностей в Закамье, поэтому решили завершить день после посещения прекрасного медного рудника в гостях у семьи Каримовых — пасечников из Челнов, которые в селе Мальцево делают прекрасный мед. Халит Каримов упрашивал нас: приезжайте в июне, когда будут цвести поля (он засевает их сам лучшими медоносными травами). Но экспедиция есть экспедиция. Поля к нашему приезду еще не цвели, зато пчелы успели собрать майский мед. Обычно пасечники не успевают его собрать. Но в этот раз удалось. Честно скажем, за всю поездку наша съемочная группа, наверное, ничего вкуснее не ела!

Достопримечательность под землей и нелетная погода

На ночевку поехали в Елабугу. Тут уж с достопримечательностями проблем точно не будет. Поэтому выделили на Елабугу целый день. Подробнее — в следующей серии!

Источник:http://realnoevremya.ru/today/36455

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия