Турист Бендер Родригес (Robo)
Бендер Родригес
был 18 февраля 2011 14:41

Камбоджа Июнь 2009

Честно признаюсь, что еще пару месяцев назад даже не представляла, где это находиться.

Но я не одна такая невежественная. Потому что, когда собралась лететь туда и оповестила об этом решении своих родных и друзей, то в ответ видела округлившиеся глаза и возглас «Куда-куда собралась?!! Это вообще где? в Африке?»

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли

Это, конечно, не Африка, хотя путь не близкий. Камбоджа — это Азия, королевство граничит с Таиландом, Лаосом и Вьетнамом (в последнюю страну мы тоже ненадолго заезжали в нашем путешествии). Камбоджа — преемник древней империи Кхмеров. Ангорская империя являлась центром Южной Азии с 9–15 века. Потом было колониальное господство французов, а потом и самый страшный период страны — правление красных кхмеров под предводительством Пол Пота, который развязал долгую кровопролитную гражданскую войну. И только пару десятилетий назад, в страну пришел мир, и туризм начал активно развиваться. Хотя говорят, что мины кое-где еще встречаются… поэтому по джунглям лучше не лазить, а ограничиваться туристическими центрами, где все очищено от военных последствий.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли Остальные географические и политические сведения кому интересно лучше посмотреть в справочниках и путеводителях. В моем отзыве можно найти эмоции и несколько практических советов.

Начало путешествия

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли

За выбор направления большое спасибо моим товарищам, которые до меня посетили Камбоджу, и поэтому особо усиленно меня сподвигали на эту поездку. Они-то и помогли спланировать маршрут на имеющиеся 2 недели: Москва-Сайгон (транзит)-Сием Риеп (3 дня на осмотр Ангкора)-Сиануквиль (неделя отдыха на побережье)-Пномпень (1 день в столице Камбоджи, закупка сувениров)-Сайгон (1 ночь по транзитной программе)-Москва.

В отпуск я собралась с сестренкой (22 года), которая первый раз ехала заграницу, да и меня продвинутой путешественницей язык не повернется назвать, поэтому некоторые сомнения по поводу поездки двум молодым девушкам в непонятную страну были — наша мама даже не хотела нас отпускать. Тем более туристические агентства в этот раз мы решили оставить без работы. Т. к. в Камбоджу лучший вариант ехать дикарями — намного дешевле, да и программу можно составить гораздо интереснее, чем предлагают в турах. По туру туда стоит ехать только в том случае, если знание английского зависло на уровне beginner.

Мы сами купили билеты у «Вьетнамских авиалиний» (22 тысячи все 4 перелета и транзитная программа в Сайгоне), забронировали по инету на первый день отель в Сием Риепе и все — полетели.

Перелет

Я жуткая трусиха и даже перелет в Турцию заставляет биться меня мелкой дрожью. Поэтому перелет до Сайгона я ожидала с особым страхом. Но надо признаться, что кроме взлета и посадки страшного ничего не было — самолет большой, хороший, в зону турбулентности не попадали — все 9 часов летели ровно, обслуживающий персонал доброжелательный. Еще до взлета успела занять 3 свободных места — поэтому ночью можно было нормально лечь и поспать. Вобщем, перелет проходит спокойно и совсем не утомляет (Ха! что интересно бы я сказала, если бы не успела занять свободные места и провела все 9 часов, упираясь коленями впереди стоящее кресло…)

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли

Вот местные перелеты — это пострашнее. Например, перелет из Пном Пеня в Сайгон запомнился нам такими ямами, при которых сок из стаканчиков выплескивался. Летели на маленьком АНе. На следующий день же день в Камбодже разбился такой же самолет с туристами, летящими из Сием Риепа в Сиануквиль… так что может внутренние поездки лучше на автобусе?

Сием Риеп

Первая точка нашего путешествия (в Сайгоне были только в аэропорту).

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Город, куда миллионы туристов съезжаются посмотреть храмы Ангкора. Рассказывать про Ангкор сложно — это надо видеть. Ангкор — это десятки потрясающих храмов, город, затерянный в джунглях, место, после которого Р. Киплинг написал «Маугли», декорации, где развивались события фильма «Лара Крофт». О храмах Ангкора мне рассказывать сложно — невозможно описать словами эту правильность пропорций и совершенство форм, изысканность барельефов и красоту скульптур. Даже фотогарфии не могут передать очарование этого места. Поэтому придется обойтись сухими фактами.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли Билет в территорию Ангокра можно купить за 20 $ на один день, или за 40 $ на 2 или 3 дня. Мы выбрали второй вариант. Еще в Москве мы нашли координаты одного из самых популярных русскоязычных гидов в Сием Риепе — Вирака, и договорились с ним на 1 день совместной поездки (40 $ — услуги гида, 25 $ — услуги водителя), оставшиеся 2 дня ездили с водителем самостоятельно, опираясь на сведения путеводителей.

Из всех посещенных храмов я бы выделила 3:

• 1) Ангкор Ват- самый известный храм Ангкора, его изображение можно увидеть на всех сувенирах. 5 башен, 3 уровня, высота 65 метров, площадь 210 гектаров, построен всего за 30 лет — за сухими цифрами скрывается красота внутренних площадок, галерей, километровых барельефов, вертикальных лестниц, сложность переходов. Важно: в храм обязательно надо ехать в удобной обуви — архитекторы удобство при строительстве отодвигали на последний план — придется и забираться по лестницам, с наклоном в 70 градусов, и перепрыгивать с разных площадок — физически все это достаточно тяжело. Но того стоит.
  • 2) Байон — наш любимый храм. Издалека выглядит просто сумбурным нагромождением глины. И только вблизи начинают прорисовываться лица Байона. Храм состоит из 54 башенок, на каждой из которых с 4 сторон вырезаны лица (на втором уровне с 8 сторон, на 3-ем с 16). Все лица разные, но все улыбаются, поэтому Байон называют храмом улыбок и атмосфера внутри него особенно приятная. Можно долго ходить по храму, разглядывая улыбки, изображения апсар, барельефы, рассказывающие о быте тех времен.
  • 3) Та Пром — единственный нетронутый археологами и реставраторами храм. Постройки, захваченный джунглями. Огромные древние деревья, опутанные окаменелыми лианами растут прям на крышах храмов. Именно здесь снимался фильм «Лара Крофт, расхитительница гробниц».

Важно: Та Пром в таком виде останется еще недолго, следует поторопиться. Т. к. через 5 лет начнет действовать программа, по защите храма, когда спилят все деревья, т. к. заканчивается их срок жизни. И если их вовремя не уничтожить, то они разрушат храм. Та Пром без деревьев, переплетенных со зданиями, потеряет свою романтичную ауру.

Так же нам запомнился кукольный, весь в ажурной резьбе храм Бантей Срей, построенный из розового песчаника и пахнущий сандалом; Пном Бакенг, на который мы забирались верхом на слонах, чтобы встретить закат; Терраса Слонов, где мы наткнулись на стаю обезьян и кормили их зернами лотоса и много других мелких моментов, которые все здесь и не упомянешь.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Недавно закончилось голосование по выбору новых 7 чудес света — Ангкор был в финале, но в семерку так и не попал. Это очень обидно, потому что это круче пирамид, а уж сравнивать храмы Камбоджи со статуей Христа в Рио просто бессмысленно.

Еще неизгладимое впечатление оставило посещение водной деревни недалеко от Сием Риепа. Это был шок — бедные люди живут в жалких лачугах, стоящих прямо на воде грязного желтого озера. В этой воде они купаются, туда же сливают отходы канализации, ею же чистят зубы, в ней же в загоне плавают десятки крокодилов. Жуткое зрелище. В домике 3 на 3 метра, где из мебели только гамак, могут жить 2 семьи, каждая из которых по 4–6 человек

Когда со всех сторон к нам начали на лодках или даже в тазах дети и мамы с грудными младенцами и просить милостыню, я готова была отдать все, что было в кошельке. За подаренный 1 $ я могла сделать счастливой на этот день всю их семью.

Духота в Сием Риепе стоит такая, что уже в 6 утра обливаешься потом. Поэтому на экскурсии мы выезжали в 6 утра, потом к 11 возвращались в отель, где весь полдень плескались в бассейне, затем с 15–18 вновь ездили по Ангкору. Поэтому, несмотря на то, что нормальное жилье можно найти всего за 5 долларов, в Сием Риепе я бы посоветовала выбрать отель подороже, но все же с бассейном. Ну насчет подороже, все относительно. Мы вот снимали номер за 15 долларов на двоих. Вряд ли есть где-нибудь дешевле.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Кстати, если кто соберется в Камбоджу рекомендую «Green Village Palace» — по такой низкой цене, да еще в 5 минутах ходьбы от центра города «Old Market», где расположено большинство баров и ресторанов и кипит вечерняя жизнь города.

Сиануквиль

Дорога из Сием Риепа до Сианкувиля занимает 9 часов на автобусе, но не пугайтесь — комфортабельные автобусы с кондиционерами, интересные виды за окном (рисовые поля, пальмовые плантации, домики на сваях), остановки каждые 1,5 часа на грязных полустанках с сомнительной едой — экзотика, одним словом. Самое страшное за время дороги — это туалеты на станциях: в кабинках тысячи комаров, антисанитария неописуемая, никакого слива, воду надо из ведра зачерпывать. Зато прям рядом с таким туалетом готовят еду на продажу. Бэээ…

Но сразу, как вы приедете в Сиануквиль, все тяготы переезда позабудутся. Там счастье!

Снимаешь комнату в гостинице на побережье (у нас была неплохая комната с кондиционером и горячей водой за 10 $ на двоих в 50 метрах от пляжа), находишь ресторанчик с большими удобными креслами, заказываешь большую порцию свежайших морепродуктов за 5 $ — и чувствуешь, что жизнь прекрасна.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли Сиануквиль — это небольшой, но активно развивающийся город, главный курорт Камбоджи на побережье. эээ. вот тут я не поняла-то ли индийского океана, то ли Сиамского залива, то ли какого-то Китайского моря, как это обозначается на местных картах. Ни в одном справочнике четко не написано, а на картах по-разному пишут.

Но не это главное! Важно, что в Сиануквиле вы найдете длинные белоснежные пляжи, пальмы, вкуснейшую еду и теплое чистейшее море без каких-либо медуз, кусачего планктона и прочей живности. Вода, действительно очень теплая, по вечерам даже горячая. На пляжах есть шезлонги, зонтики, которые принадлежат соседним кафешкам. Если вы купите завтрак в этом кафе, то сможете весь день валяться в шезлонгах бесплатно. После того, как мы 3 дня позавтракали (цена вопроса 2,5 $ за хорошую порцию свинины-барбекью с рисом) в одном и том же кафе, нас там так полюбили, что всегда занимали для нас шезлонг, отгоняя от них других туристов, угощали нас бесплатно фруктами и напитками, дарили браслеты, давали надувные круги, чтобы качаться на волнах. За 3 дня мы стали для них постоянными и любимыми клиентами. Но это еще что… За завтраки и ужины в кафе вам могут предложить бесплатное жилье — во многих кафе есть маленькие жилые комнатушки — топчан, вентилятор, и москитная сетка, туалет и душ на улице — зато бесплатно. Самое удивительное, что мы встречали много совсем не бедных иностранцев, которым было в кайф жить именно в таких бесплатных комнатках. Но по мне, лучше заплатить 5 $ и жить все же в гостинице или в гэстхаусе в более комфортабельных условиях.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
В Сиануквиле можно проводить весь день на пляже, а вечером ужинать в ресторанах у самого прибоя, так что сидишь, а море омывает ножки кресел. Можно съездить на катере на острова — с бирюзовыми лагунами и золотистыми пляжами (15 $, включая завтрак и ланч), можно прокатиться на банане или арендовать скутер, можно съездить в национальный парк, посмотреть на дельфинов и обезьян — но туда мы почему-то так и не доехали.

Нам повезло — в Сиануквиле мы познакомились с отличной компанией. Поэтому никогда не скучали — вечера и ночи мы проводили в баре «Chaimoy’s Frog Snake» и в клубе «Event Hall» — если кто будет там, передавайте привет их владельцам от «crazy russian sisters», как нас там называли. Вечеринки устраивались веселые

Девушки, если кто-то из вас думает поехать в Камбоджу — не бойтесь, никто приставать не будет! Отдых там вполне безопасен. И хотя Камбоджа наравне с Тайландом считается местом секс-туризма, это действует в отношении старых америкосов и местных дешевых проституток.

Из Сиануквиля мы уезжали с тяжелым сердцем. На полгода мы бы там остались с удовольствием …. Работу в клубе наших новых друзей нам предлагали — эх, отлично могло все сложиться. На 300 $ можно шикарно жить. Но, видимо мало в нас авантюризма, а много консерватизма, ответственности и карьеризма. Может кто из вас, уважаемые читатели, решиться остаться там подольше? Я буду завидовать

Пномпень — столица Камбоджи. Нам там не понравилось — шумно, грязно, слишком оживленное движение. Из достопримечательностей: Королевский дворец, серебряная пагода и музей-тюрьма (в последний особенно зазывают все тук-тукеры, считая это место главной достопримечательностью). А по мне, так главная достопримечательность Пномпеня- это рынки. Русский рынок — с узкими ходами, с толкотней, обилием сувенирной продукции, с рядами, где по вашим меркам за пару часов могут сшить любой наряд. И Желтый рынок (рядом с автостанцией) — более удобно спланированный, менее тесный, и такое ощущение, что менее туристический — кажется, что это рынок для своих, продается дешевая одежда, обувь. Сувениров там гораздо меньше, чем на Русском.

Еще заезжали в какой-то популярный торговый центр — но качество одежды и обуви очень сомнительное, так что шопинг получился довольно скудный, хотя пару симпатичных платьев я себе прикупила — в Москве слышу комплименты по их поводу.

Еще Пномпнь запомнился тем, что нас предлагали отвезти на рынок оружия — видимо 2 молодые русские девушки были очень похожи на представителей русской мафии, которым ужас как не хватает пары винтовок и десятка гранат. Вежливо отказались от приглашения.

Сайгон

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Сайгон мы посетили бесплатно и без виз благодаря транзитной программе «Вьетнамских авиалиний». Если стыковка более 8 часов, то авиакомпания предоставляет бесплатный трансфер, безвизовый проход в город, проживание в гостинице, завтрак и доставку утром снова в аэропорт.

Все прошло без накладок — сразу по прилету нас с сестрой встречали с табличкой представители авиакомпании. Пока все туристы с нашего самолета проходили таможню, стояли в очередях, мы прошли через какие-то другие терминалы, заполнили за минуту какие-то бумажечки, сели в хорошо кондиционируемый джип и поехали в гостиницу. А все остальные все еще стояли в очередях…

Гостиница — отличная, хотя и позиционируется всего в 3 звезды, цена номера — 70 $ по прайсу. Единственный минус — гостиница стоит прям на оживленной улице, движение не затихает даже ночью — от бибикания, криков, и другого шума уснуть очень тяжело — на это жаловались все туристы.

Но прекрасный завтрак скрасил тяжелую ночь. Завтрак в этом отеле — это не скудный english breakfast, а шведский стол, как в каком-нибудь турецком отеле на ужин. Предлагают многое — от крабового супа до папайи с фруктами -драконами.

Сам Сайгон не произвел большого впечатления, слишком мало экзотики, слишком он похож на большинство столиц мира. Удивило обилие европейских людей — такое ощущение, что их в Сайгоне не меньше, чем местного населения.

В городе очень оживленное движение, перейти дорогу неподготовленному человеку сложно, поэтому около гостиниц и ресторанов стоят специально обученные люди, которые, видя ваше замешательство, возьмут вас за руку и помогут перейти на другую сторону. Вот такой сервис!

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Самое неожиданный в этом городе момент: когда мы с сестрой фотографировались на улице, к нам подошла какая-то женщина, бомжатского вида, обняла нас — вручила букет цветов, показала знак «Peace» и ускакала дальше, оставив нас в шоке с красивым букетом.

Погода

Июнь — сезон дождей. Но дождь был за 2 недели всего 3 раза и то слабенький и короткий — мы даже с пляжа не уходили. В Сием Риепе и в Пном Пене безумно жарко и душно, поэтому рекомендую брать отель бассейном — днем из него лучше не вылезать. А вот в Сиануквиле погода хоть и жаркая, но за счет близости океана, очень комфортная и не удушающая.

Связь

Странно, но Мегафон работал только в Сайгоне. В городах Камбоджи такое ощущение, что глушилки стоят — включаешь телефон — показывает местную сеть, уверенную свзяь, но только начинаешь набирать — все глохнет, и включается обозначение «только экстренные звонки».

Интернет-кафе буквально на каждом углу. Стоимость 1 часа — 0,5–1 $. Заметили, что ICQ есть не везде, активнее используется yahoo-messanger. В этих же кафе есть международная связь. 1 минута переговоров с Москвой стоит 1 $, с Питером почему-то дешевле — 0,7. Значит в Камбодже, как и везде сейчас, питерцев больше уважают J

Русские в Камбодже

Самое странное, что не успели мы выйти с самолета — как встречающие туристы сразу стали кричать: " Руссия, Руссия!». Самолет вез из Сайгона интернациональную команду, с разных рейсов, поэтому как они определили в нас национальность для нас до сих пор остается загадкой.

Потом нас еще часто определяли, но когда мы спрашивали — как? — говорили, что по речи.

В целом, в Камбодже не так уж много русских. Но мы неоднократно с ними пересекались. Особенно нам запомнилась девушка Алиса из Одессы, с которой мы оказались рядом с самолетом по пути в Сием Риеп. Она уже 15 лет живет в Америке, и сейчас в команде 30 молодых студентов-архитекторов 3 месяца путешествует по Азии. Вчера она прислала мне письмо, что в Малайзии они делают совместный архитектурный проект. Очень красивая, приятная и интересная девочка, которая своими рассказами смогла отвлечь нас от перелета.

В Сиануквиле в первый же день мы познакомились с летчиком Владимиром, который уже около 6 лет приезжает в Камбоджу. Он познакомил нас с владельцами известного «Snake House» (Змеиный дом) — об этом заведении (ресторан-гостиница-бар-бордель) мы еще в Москве были наслышаны. Владелец Николай, биолог по специальности, устроил там настоящий террариум: змеи, попугаи, крокодил, лемуры, игуаны — есть на что посмотреть. Но еще больше нам понравились сами люди — Николай, его жена Лена и сын Остап. Нас, совершенно посторонних девушек они очень доброжелательно приняли, рассказали много интересного, пригласили на свой частный остров. Маленькое замечание: очень смешно в Сиануквиле видеть их автопарк, где есть Бентли и Хаммер. Николай еще и самолет недавно купил, где собирается делать Интернет-кафе. Забавно. Жаль, что встретиться нам больше не удалось — через несколько дней они уехали по делам в Пном Пень. Но впечатления от этого знакомства остались самыми приятными.

Кстати, там же в Snake House мы видели много шумных русских — это была съемочная группа из Москвы, во главе с Кириллом Серебряковым, которые снимали в Сиануквиле художественный фильм. Слышала только, что готовили кадр, как девушку на пляже в попу змея должна была укусить. Видимо, шедевр готовят

Еще однажды, приехав на катере на далекий остров, валяясь на безлюдном пляже, вдруг увидели 2 мужчин, которые поинтересовались спокойно на чисто русском: «Девчонки, а вы тут, что, живете на этом острове?»

А в Сайгоне за завтраком мы познакомились с русским мальчиком, Вадимом, эмигрировавшим несколько лет назад в Австралию, с которым за время дороги в Москву очень подружились.

Вобщем, если у всех от русских за границей тягостные впечатления, то у нас они наоборот наиприятнейшие. Хорошим людям все только хорошее навстречу попадается

Еда

Мммм…одно удовольствие. Вкусная и дешевая. Кафе и рестораны на каждом шагу и на любой вкус — местная, итальянская, тайская, американская (то бишь гамбургеры и хот-доги), французская и даже русская кухня. Огромные порции за 2–3 доллара.

Знаменитыя том-ям, амок, кари, лок-лак — описывать бесполезно. Просто поверьте, что вкусно. Могие супы подаются в кокосовых орехах. Что очень красиво выглядит.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Фрукты: безумно вкусные ананасы (1 $) и маленькие очень сладкие бананы, манго, ромбутаны, лонганы и тамарины. Но нам больше всего понравились мангостины — под твердой фиолетовой кожурой спрятана нежная, ароматная, сочная мякоть, по виду похожая на дольки чеснока. Дурианы так же присутствуют в продаже…… Я для начала попробовала конфеты из дуриана, после чего сам фрукт пробовать раздумала. Сейчас ради потехи угощаю конфетками московских друзей — смешно наблюдать за реакцией J

Экзотика всегда меня интересовала, поэтому я очень хотела попробовать каких-нибудь жареных насекомых. Наш гид рассказал, что все насекомые едятся по-разному — одни можно целиком заглатывать, другие надо очищать, у третьих высасывать внутренности.

Ну, мне какую-то саранчу очистили — ободрали ей лапки и отвернули голову — я с интересом захрустела……после чего не стерпела и все выплюнула…тошнота мучила меня еще долго…. Противна была не сама саранча — она просто сухая, а вкус прогорклого масла, в котором она жарилась. На этом эксперименты закончились. А ведь планировала еще кобру поесть, и выпить ее крови, смешанной с желчью….Эх, слабая я оказалась.

А вообще, местные жители едят постоянно, и все время что-то странное — выставляют длинные столы на улицах, подозрительные запахи разносятся далеко. У нас было любимым занятием, рассматривать и обсуждать непонятную пищу. Какие-то личинки, розовая слизь, нечто напоминающее вареных медуз, пауки и еще много чего неописуемого (см. фотграфии)

Особый кайф — это еда в Сиануквиле. Я впервые поняла, что такое свежайшие креветки, и что кальмары вовсе не резиновые, а потрясающе нежные по вкусу, тающие во рту.

По пляжу ходят женщины с переносными горелками, которые прямо при тебе за 5 минут поджаривают на гриле шпажки с кальмарами и осьминожками. 5 шпажек — 1 $. Пять больших лангустов — 3,5 $.

В качестве приправы в Камбодже распространена марихуана. Любое блюдо или коктейль можно заказать «happy» , т. е. с этой приправой — за это придется доплатить еще 1–2 $. В Сием Риепе и в Пном Пене очень популярны заведения «Happy Pizza», говорят после этих пицц многих колбасит по несколько часов, но мы по себе этого не заметили.

А вот напитки нас разочаровали — свежевыжатых соков практически нет, из фруктов делают какие-то невразумительные безвкусные шейки. Классические коктейли — дорогие по местным меркам и не соответствуют стандартным рецептурам. Единственная радость — это местное пиво — Angor и Anckor — вот его, вездесущую колу и воду мы и пили.

Люди

Камбоджа хорошо не только своими видами, но и самое главное доброжелательной приятной обстановкой, добрыми, улыбчивыми людьми. Очень многие, в том числе и дети говорят на английском. Сервис не очень навязчивый (за исключением детей, продающим открытки и браслеты возле Ангкора), но услужливый. Если на буклете отеля написано «friendly staff»-то он действительно «френдли» — каждый день вас будут встречать улыбками, расспросами о том, как прошел день, дадут полезные советы, помогут с картами города. Я уже писала выше, как за 3 завтрака мы стали любимыми гостями и стали получать бесплатные подарки.

А какие в Камбодже красивые дети! Не даром, Анджелина Джоли своего первого ребенка усыновила именно в Камбодже. Кстати, немного отступления…. Анджелина Джоли после съемок в Сием Риепе «Лары Крофт» стала в Камбодже национальной героиней. Вернее даже не после съемок, а после того, как, являясь послом доброй воли ООН, Джоли стала много помогать камбоджийским детям, школам, и целым деревням. Сейчас куда бы вы не ехали, вам будут показывать отель, где останавливалась Анжелина, ее любимый ресторан, и прочие памятные места.

Так вот о местных детях… Они очень доброжелательные, всегда кричат «Хэлло!», машут руками, просят сфотографироваться с ними (не за деньги, а просто им хотелось с нами сфотографироваться)

Иностранцы в Камбодже нам встречались так же клевые. Друзей сейчас со всего света — из Канады, Австралии и Новой Зеландии, Швеции, Голландии, Венгрии, Швейцарии и Америки. Видимо, такие все классные, потому что это не просто туристы, которые приезжают по туру и возмущаются сервисом по каждой мелочи, а путешественники, объездившие всю Азию, и поэтому наслаждаются красотами страны, а не возмущаются серым полотенцам в отеле. Все наши знакомые очень удивлялись, что мы приехали всего на 2 недели, они путешествуют от 2 месяцев до года. Приехав в Азию, очень дешево перемещаться по ближним странам — Лаос, Тайланд, Вьетнам, поэтому одной Камбоджей мало кто ограничивается. Визы в эти страны делают или по прилету, или можно оформить в Пном Пене.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Никогда не забуду случай, как мы возвращались с поездки на острова, и посреди океана наш лодочный мотор заглох. Прошло 10 минут, 20, 30…гид робко поинтересовался нет ли у кого-нибудь мобильного, чтобы вызвать подмогу. Начался дождь… Но наша интернациональная команда не упала духом. Мокрые мы распевали гимны своей страны. Ну мы с сестрой немного опозорились…слов не знали. Все были удивлены.

Цены:

Все дешево! Если коротко:

• Гостиницы: в Сием Риепе от 5–2000 $.
  • В Сиануквиле — от бесплатных комнат до 1000 $. В Пномпене от 15 $ — 20000.
  • Еда — хороший ужин с напитками 5–10 $. Сувениры: футболки 2–3 $, шелковые платки — 2 $, красивые цветные сумки из соломы или бамбука-5 $, чашки, зеркальца, магниты — 1–2 $/ Много всяких подделок под известные марки: часы — 15 $, очки — 10 $, кожаные ремни — 10–15 $/
  • Тут-тук — на весь день за 15 $, такси с кондиционером на весь день — 25–30 $/ Мотобайк за одну поездку — в зависимости от расстояния — от 1 $ (на одном мотобайке умудрялись ехать даже вчетверомJ)

Я уже подзабыла цены в местной валюте, т. к. практически все расчеты производили в долларах — они там принимаются абсолютно везде.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
Всего, бюджет двухнедельной поездке составил у нас 1400 $ на человека (800 — билеты +600 — расходы на месте и покупка подарков родным и близким). Надо отметить, что мы себя ни в чем не ограничивали — и на слонах катались, и скутеры в прокат брали, и чаще на такси ездили, чем на дешевых мотобайках. И покупали себе, все что хотели. Так что при желании можно обойтись гораздо меньшими суммами.

Вместо заключения

По прошествии двух недель, как мы вернулись, уже смылся шикарный загар цвета жженного сахара, уже съедены все экзотические фрукты, привезенные на пробу друзьям, уже забылась ситуация, когда в Сайгоне из-за нас, зависших, а duty-free задержали вылет в Москву на 15 минут, уже просмотрены тысячи сделанных во время отпуска фотографий. И единственное, что осталось сделать — это прорекламировать Камбоджу тем, у кого отпуск еще впереди. Так хочется, чтобы побольше людей посетили Ангкор, побродили по пустынным пляжам Сиануквиля, проехались по сумасшедшим улицам Пном Пеня, соприкоснулись с культурой древних кмеров, увидели настоящую, не успевшую еще стать глянцевой картинкой Азию.

Королевство Камбоджа: красные кхемеры, жареная саранча и Анжелина Джоли
На одном из форумов я наткнулась на тему с вопросом «Почему я никогда не поеду больше в Камбоджу». Там был всего один ответ: «Я никогда не поеду в Камбоджу, потому что я там был уже 5 раз». Справедливо, на мой взгляд…

© Марина. Материал размещен с разрешения автора.