Турист Дарья Евсеева (dasha_yevseyeva)
Дарья Евсеева
была 18 февраля 2023 16:12

Крым, Бахчисарай, Соколиное — Россия Август 2013

После прошлогоднего путешествия в Актовский каньон на три августовских выходных, решили не отходить от традиций и отправиться в Крымский каньон. Правда из-за Женькиной свадьбы даты пришлось чуть сместить. Собралось нас, как и всегда, ровно 6 человек)) При чём Лёша вместо Ани решил ехать уже непосредственно в день отъезда. Это, кстати, была моя первая и пока единственная поездка в Крым. Вообще, конечно, замечательное место для отдыха с палатками. Решили сделать его ежегодным, но из-за нашего с Илюхой отъезда с этим пришлось повременить. Сейчас, пересматривая фотографии в холодной Москве, невозможно скучаю по этим беззаботным солнечным дням…)

Большой каньон Крыма

Ближайшее поселение к каньону — это село Соколиное Бахчисарайского района. К нему можно добраться на автобусе из Симферополя или Бахчисарая. Т. к. я — большой любитель восточной культуры, проехать мимо Бахчисарая мы просто не могли. Поэтому решено было из Симферополя на электричке отправиться в Бахчисарай, а уже оттуда — в Соколиное. Традиционное фото на вокзале:

На Илюху жалко смотреть. Только меня на шее у него не хватает)) Оля в первый раз едет в электричке:

Ехать где-то час-полтора. Рюкзаки мы оставили в камере хранения на ж/д станции и пошли гулять по городу. Бахчисарай — это татарская столица Крыма. Здесь множество мечетей и достаточно навязчивый восточный сервис. Возле ханского дворца есть множество однообразных кафешек с практически одинаковым меню и ценами. И на улице у выхода из дворца зазывалы из этих кафе в буквальном смысле хватают за руки и *рекомендуют* посетить именно их заведение. А если они увидели, что *их клиент* ушёл в кафе конкурента, то прямо при тебе начинают разборки))) Илюха нам рассказывал про невероятно крутую столовку, знаменитую на весь Советский Союз, где самые вкусные в мире чебуреки по 3 грн) Но когда мы туда зашли — они уже закрывались, так что пришлось идти в одно из зазывальских кафе.

Большой каньон Крыма

Там, кстати, нам очень понравилось, хоть и бедненько, но достаточно вкусно и, главное, колоритно. Еда похожа на турецкую и грузинскую: много баранины, специи, всякие там долмы, манты, чебуреки и, конечно, пахлава. А ещё открывается красивейший вид на мечеть во дворце.

Сам дворец, как и весь Бахчисарай, выглядит очень зачухано. Особенно, если сравнивать с дворцом Топкапы в Стамбуле. Очень обидно, что денег на реставрацию совсем не выделяют, хотя оно того стоило бы. Территория дворца не очень большая, а гарем — так вообще крошечный, комнаты может 4. И бедные девушки всю свою жизнь провели в этих четырёх комнатах. Даже подумать страшно. Даже не золотая клетка, а какая-то просто железная. В покои хана и гарем пошли только мы с Олей, т. к. все остальные уже были.

Большой каньон Крыма

Тут же находится и знаменитый Бахчисарайский фонтан, воспетый Александром Сергеевичем

Второй популярной достопримечательностью Бахчисарая является пещерный город Чуфут-Кале. Он возник ещё в Византийские времена и был настоящей крепостью. Сейчас, к сожалению, остались одни руины и немногочисленные постройки. От остановки автобуса до самого Чуфут-Кале идти достаточно долго, наверное больше часа. Тут вам предложат и довезти на внедорожнике, и провести нестандартную экскурсию, и разнообразные сувениры. Дорога идёт вдоль скал, где расположен Успенский пещерный монастырь. Мне кажется, что скалы — самое подходящее место для монастыря. Вот только толпы туристов тут совсем не уместны.

Большой каньон Крыма

Сам Чуфут-Кале тоже располагается над обрывом.

Большой каньон Крыма

Гуляя по Чуфут-Кале, мы поняли, что уже совсем не успеваем на последний автобус до Соколиного, поэтому сразу стали искать такси. Местные дали нам номер отличного мужика, который за 250 грн согласился довезти нас шестерых вместе со всеми нашими рюкзаками прямо до каньона. На ж/д станцию мы вернулись уже когда начало смеркаться, а до самого каньона добирались в потёмках. Таксист посоветовал нам остановится за 3 км до входа в каньон, где есть специально оборудованные места для кэмпинга, но начитавшись каких-то непонятных отзывов (где я их только нашла?), я настойчиво хотела разместить лагерь прямо в каньоне. Ещё таксист сказал, в случае конфликтов с местными (что по его словам здесь совсем не редкость) сразу звонить ему, типа он всё порешает. Никаких конфликтов у нас слава богу не было, но высадившись на трассе, где нет ни одного фонаря, не слышно вообще ни единого звука, а с двух сторон — лес, эти его слова совсем не действовали на нас успокаивающе. У входа в каньон стоит огромный щит, где написано, что разводить костёр и устанавливать кэмпинг на территории каньона-заповедника запрещено. Информация, конечно, как нельзя вовремя. Но таксист уже уехал и мы двинулись пешком в обратном направлении. Тут ещё Яна со своим котом, который «плачет, потому что ему страшно». В общем, забрали мы и кота, который тут видимо прихарчёвывался у местных лесников, с собой, потому что с Яной спросить в таких ситуациях просто бесполезно)

Минут наверное 40 мы шли в потёмках по трассе, пока не свернули в лес (даже уже не помню, почему мы решили, что «пора»). Чуток побродив по лесу и спустившись к реке мы нашли неплохое местечко, оборудованное для разведения костра и решили остановиться здесь. Конечно, идея остановиться у реки оказалась не самой лучшей, от неё тянуло сыростью, а температура воздуха ночью опустилась до 8 градусов, у нас с Илюхой не закрывалась палатка, а ещё этот кот, который шкрябся пол ночи, потому что «маленькому было страшно и он плакал, а вы, бессердечные, его не пустили!». Зато Яна впустила, и лишайный кот спал у Лёши прямо перед лицом. Холодно было просто невыносимо, я одела на себя всё, что было))) Зато, проснувшись утром, мы наконец-то увидели в какую красоту всё-таки забрели. Такой зелёный и сочный пейзаж совсем не вписывается в стандартное представление о жарком Крыме.

Наш лагерь (коробка, кстати, — это кошачий домик):

Большой каньон Крыма

Позавтракав, мы наконец-то отправились в сам каньон. Т. к. кот опять начал *плакать*, пришлось взять его с собой. Рюкзаки взяли с собой только Оля и Илья, т. к. Илья хотел привыкнуть ходить с грузом, а Оля боялась оставлять свои вещи.

Вход в сам каньон — платный. Но его можно обойти с какой-то стороны и пройти мимо кассы. В общем мы обходили-обходили и вышли прямо к будке с табличкой касса))) Там, кстати, и оставили наконец-то кота, потому что он, как оказалось, был тут местным, и все лесники его подкармливали. Весь каньон делится на две части: туристическую, куда экскурсоводы водят свои бесконечные группы, и собственно само ущелье. В туристической части понимаешь, что ты в каньоне только, когда идёшь по тропинке над обрывом. А в основном это просто тропа в лесу, на которой встречаются красивые ледяные горные водоёмы. Первый из них — это Голубое озеро:

К озеру нужно спуститься с тропинки на дно каньона. Вода здесь и правда оочень чистая и красивая. Но очень холодная, поэтому получается только окунуться и выбежать. Далее следует карстовый источник Пания с питьевой водой

Большой каньон Крыма

И знаменитая Ванна Молодости. Здесь вода не то, что холодная, она просто ледяная. У меня начало сводить ноги, как только я дотронулась до неё.

Большой каньон Крыма

На этом заканчивается весь туристический маршурт и дальше прохода нет. Но дальше как раз начинается самое интересное, и в то же время самый опасный участок маршрута. Для того, чтобы попасть в ущелье, нужно прокарабкаться вдоль скалы над ванной молодости. На самом деле, очень страшно, и если б мальчики не подавали нам руки и не страховали, не думаю, что мы бы сами справились. Оля говорит, что в этот момент она во второй раз подумала «нет, всё, разворачиваюсь и еду домой»)) Первый раз был, когда она одела свой тяжеленный рюкзак и села с ним в маршрутку до ж/д вокзала) Оказавшись по другую сторону ванны молодости, как-будто попадаешь в совершенно другое место. Здесь абсолютно нет туристов, разве что редкие прохожие с рюкзаками и палатками, которые держат путь на Ялту через каньон. Наконец-то замечаешь какие же вокруг высокие скалы, иногда глубина каньона достигает 300 м, а моментами скалы расположены так близко, что чувствуешь себя действительно на дне ущелья. Кстати, весной всё дно заполняется рекой, но к концу лета она полностью высыхает.

Большой каньон Крыма

По дороге встречается множество камней и других препятствий, через которые нужно карабкаться, но это всё стоит того, чтобы, преодолев весь путь, сесть и насладиться величием, спокойствием и мощью этого великолепного места.

Большой каньон Крыма

На обратной дороге мальчики всё же решили искупаться в Ванной Молодости, хотя, как оказалось, это было не лучшей идеей, солнце уже заходило и стало совсем прохладно и без этого леденящего душа.

Большой каньон Крыма

Я не успела заснять нужный момент, и бедный Толик остался без фотографии своего геройства. По моей программе нужно было ещё взобраться на верх скалы и полюбоваться на каньон свысока. На это ушло бы ещё часа 3–4, а все уже устали, вечерело и начался дождь, и мы решили вернуться в лагерь, погреться у костра и выпить крымского винца))

Недалеко от нас был очень обустроенный лагерь: там у них и столик, и бельё сушится, и музыка. Как оказалось, ребята там живут всё лето. Мужчина организовал свой туристический клуб, водит ребят в походы по Крыму и организовывает однодневные экскурсии. Оно конечно здорово, но всё лето жить в диких условиях — это черезчур)) А ещё они там делают вот такие вот клёвые штуки:

Больше всего в этих путешествиях я люблю вечерние посиделки возле костра (жалко, что гитару тогда мы с собой ещё не брали), когда после такого насыщенного дня ты настолько голоден, что пшеничная каша с тушенкой кажется чем-то самым вкусным, что ты только ел в своей жизни.

Большой каньон Крыма

Утром, когда мы уже собрали все палатки и собирались уходить, к нам наконец-то подошёл лесник. Говорит, что третий день нас ищет, но всё никак не застаёт. Я читала, что за пребывание в кемпинге нужно платить по 50 грн за каждую палатку и где-то по 40 за человека за каждую ночь пребывания. Т. е. нам нужно было заплатить около 600 грн. Деньги небольшие, но, если честно, совсем непонятно за что платить. Мусор мы за собой вынесли сами, никакого обородуования в аренду нам не предоставляли, столика для еды тоже не было. А территория вроде бы как и не частная, чтобы платить за неё)) В общем мы с ним поздоровались и продолжали заниматься своими делами, вроде и не понимаем зачем он пришёл. Минут наврное 10 он стоял у нас над душой, после чего сказал, что ребята, нужно заплатить. Тут все сыграли в лучших традициях Станиславского: удивлённые лица «а мы не знали», «остались деньги только на дорогу» и т. д. В общем сошлись на том, что дайте сколько есть, а есть у нас 50 грн)) А вообще в Крыму достаточно хорошо процветает бизнесс из воздуха. Обратно до села Соколиного мы шли около часа по серпантину, делая различные идиотские фотографии

И любуясь красотами Крыма

Большой каньон Крыма

Поезд из Симферополя у нас был после обеда, так что мы решили на обратной дороге ещё раз заехать в Бахчисарай, чтоб всё-таки попробовать чебуреков из знаменитой столовки. Столовка действительно оказалось очень знаменитой, мы еле-еле нашли свободный столик. Людей там было ну очень много, кто-то даже справлял день рождения что ли)) Сделав заказ и прождав минут 30, нам сообщили, что из-за очереди на чебуреки, нам их принесут ещё минут через 30. Ждать у нас не было возможности, так как могли опоздать на поезд, так что чебуреков так и не попробовали. Ну что ж, будет повод вернуться!