Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 20:59

Санта-Барбара-де-Самана — Доминикана Декабрь 2015

Мои рассказы про Доминикану:

Доминикана. Такая жизнь...

Я никогда не мечтала о Доминикане, сама не знаю почему. Смотрела фотографии белоснежных пляжей, слушала восторженные воспоминания тех, кто влюбился в доминиканские берега и… И ничего такого не шевелилось в моей душе. Пару раз, когда идей не было никаких, а в отпуск хотелось и моглось, мелькала мысль о Доминикане, но каждый раз мы улетали совсем в другом направлении и ни разу не пожалели об этом.

Информацию о том, что в круизе будет доминиканский порт, я приняла без энтузиазма, но смотреть что-то новое всегда интересно, и я принялась изучать карту острова с нарисованными на ней достопримечательностями. С этого момента стало интереснее — карта указывала, что побываем мы не в той Доминикане, где полным-полно туристов, а отели прочно оккупировали красивые берега. Нас обещали высадить совсем с другой стороны белоснежных пляжей, на полуострове Самана, о котором так мало информации и где живут самые настоящие доминиканцы. Новая страна обещала немало открытий, небольшие трудности и массу впечатлений от настоящей жизни простых аборигенов. И это было интересно!

Доминикана. Обратная сторона.

Доминикана была открыта Колумбом, как и многие другие красивые и экзотические острова Карибского моря. В самом конце 15 века, после очень непростого плавания, череды разочарований и отчаяния, навалившихся трудностей и болезней, когда надежда увидеть хоть какие-то берега начала пропадать не только у экипажа, но и у самого Колумба, неожиданно для всех на горизонте показался долгожданный берег.

Остров Кискея, что в переводе звучит как «Мать всех земель», получил новое имя из рук самого Колумба и был записан на карте, как «Ла Эспаньола». Из обломков каравеллы «Санта Мария», под руководством Колумба был построен форт «Рождество», куда и поселились испанцы из экспедиции. Сам мореплаватель отправился в Испанию, отчитаться перед королем и получить свою долю наград и почестей.

Касикэ, населявшие вновь открытые берега, встретили непрошенных гостей дружелюбно. Что и когда пошло не так, неизвестно и поныне, но вернувшийся через год Колумб обнаружил пепелище на месте крепости. Испанцы были перебиты вроде бы дружелюбными аборигенами…

Всю оставшуюся жизнь Колумб пытался примирить два мира, встретившихся из-за его неуемной тяги к путешествиям и открывательству неведомых земель. Он нашел себе жену в племени касикэ и в завещании велел похоронить себя именно на Эспаньоле. Останки Колумба и ныне покоятся в Доминикане, а почетный караул охраняет покой великого непоседы. И хотя многие выражают сомнения, действительно ли Колумб похоронен в Доминикане, я этому безоговорочно верю…

Но увидеть своими глазами место последнего приюта Колумба, мне не довелось. Наш корабль прибывал в Доминикану со стороны залива и полуострова Самана — самого загадочного и очень красивого места Доминиканской Республики, настоящего тропического рая.

Доминикана. Обратная сторона.

Здесь, на полуострове Самана, произошли первые стычки между племенем касикэ и командой Колумба. Эти бои дали начало долгому и непримиримому противостоянию между европейцами и индейцами, между Новым и Старым Светом. Не самая похвальная слава, но история частенько пишется кровью и болью, завоеваниями и уничтожением. Вот и Доминикана не стала исключением…

Пока корабль тихо скользил под роскошными радугами, перекинутыми между берегами живописной бухты и щедро заросшими буйной растительностью, я никак не могла поверить, что в столь тихом месте кипели некогда столь нешуточные битвы. Нынешняя Самана давно залечила старые раны и старается не вспоминать прошлое.

— Санта-Барбара.

Доминикана. Обратная сторона.

Мы прибывали в Санта-Барбару. Нет, я ничего не перепутала. Главный город полуострова Самана носит гордое имя Санта-Барбара де Самана и ведет счет своим временам с 18 века. Построена Санта-Барбара была по личному приказу Фернана Шестого, короля Испании и всех колоний, и была наделена важными стратегическими обязанностями. Остров Тортуга, расположенный неподалеку от Гаити, был давно облюбован пиратами, да еще и принадлежал Франции, что сильно напрягало испанскую корону. Город, приглядывающий за нахальством Франции и бесцеремонностью обнаглевших пиратов, был просто жизненно необходим, чтобы защитить живописные берега с высокими пальмами, жарким солнцем, белоснежным песком и ласковыми волнами. А считать новый остров собственностью испанской короны король решил сразу, как только узнал о его открытии. Вот и стала Санта-Барбара главным форпостом на пути алчных пиратов и жадных до чужого добра французов.

Санта-Барбара — приятный городок, особенно в его самой туристической части, примыкающей к набережной. Порта, как такового, здесь нет. Слишком мелкая бухта и слишком ленивые аборигены не оставляют надежды на то, что рано или поздно здесь появится шикарный, ну или хотя бы надежный причал. Круизных туристов высаживают на берег с помощью тендерных лодок и такого длинного тендера я пока не встречала — наш корабль смотрелся маленьким, как никогда раньше, с берегов Саманы.

Доминикана. Обратная сторона.

Вдоль берега идет широкая дорога. Аборигены уверяли, что тянется она через весь город, но проверить их слова на практике я не имела возможности, а принимать слова доминиканцев на веру, не самая лучшая из идей. Но вид с дороги открывается весьма красивый, полюбоваться есть чем, доминиканцы и сами любят вечерком погулять туда-сюда, потягивая что-то явно горячительное и пожевывая что-то весьма калорийное и питательное.

Та Санта-Барбара, что появилась по велению короля, исчезла после страшного пожара в середине 20 века. Город можно смело назвать современным, но… Очень уж специфическая здесь современность. И именно это сочетание нищеты и богатства, ухоженности и заброшенности, небольшого трудолюбия и повальной лени, заставило меня на время забыть о достопримечательностях Саманы и присмотреться к тем, кто живет сегодня на земле Доминиканы…

Доминикана. Обратная сторона.

Кстати, во времена Колумба Самана была островом и жила несколько обособленной жизнью от остальной части суши. Но заносы песка потихоньку увеличивали и увеличивали берега, пока не соединили Саману с остальной сушей, превратив остров в полуостров. К этому времени исчез и крошечный залив, в котором так любили прятаться пираты, а береговая линия изменилась до неузнаваемости, украсившись великолепными пляжами.

Обычаи и нравы, приметы жизни доминиканцев, их быт и привычные будни, традиции и уклад настолько заинтересовали меня, что самые сильные и яркие впечатления остались именно от этого, затмив чудеса природы и прелести достопримечательностей, обязательных к посещению и осмотру.

А потому, отложу-ка я обзор местных аттракций, показываемых аборигенами с редкостной готовностью и великой надеждой на щедрые чаевые, перекочевывающие из пухлого портмоне туриста в цепкие ладошки доминиканцев. До них еще дойдет свой черед, после рассказа о тех, кто на Самане живет…

— Люди и нравы.

Доминикана. Обратная сторона.

В любом путешествии для меня самое интересное — наблюдать за аборигенами и неважно, в Париже я нахожусь или на небольшом Карибском острове. Люди рассказывают намного больше, чем ухоженные и бережно охраняемые достопримечательности, даже если они так и не открыли рот за все время моего визита. Ну, а если принимающая страна населена теми, кто не прочь поболтать о том-о сем… Тут уж только успевай записывать!

Самана населена теми, кто называет себя «коричневыми». Политкорректность тут не нужна, слово «коричневый» не звучит оскорбительным для жителя Доминиканы, не один раз я слышала, как они сами так себя зазывали — и это за один только день! Вы будете здесь «гринго». Потом, разобравшись, что вы не американец и даже не канадец, «гринго» отпадет за ненадобностью, потому как «гринго» — это белые американцы (что чаще) или канадцы (что реже), богатые, легко раздающие доллары за услуги разнообразного толка, любящие пить, однако не воду и заполняющие собой шикарные пляжи Доминиканы. Короче, «гринго», в отличие от «коричневый» слово как раз ругательное и произносится с оттенком небрежения и эдакого островитянского превосходства.

Как называют европейцев, я так и не узнала. Таких туристов откровенно мало, на фоне многочисленной американо-канадской диаспоры отдыхающих они просто теряются, долларами не сорят и особого звена в местной цепочке обогащения доминиканцев, не занимают. Так «никем» я и провела весь этот день на Самане…

Но видели бы вы американцев! Здесь они упиваются своим величием, богатством и значимостью для острова, как «чисто их» курорта. Проезжая через деревню, каждый американец осознает себя Папой Римским в папамобиле — привстает, чтобы его легче было рассмотреть тем, кто выстроился вдоль дорог, помахивает рукой, совершенно точно повторяя жест Папы Римского и Джона Кеннеди одновременно, и расточает щедрые улыбки восторженным аборигенам. Вот конфетки в толпу не кидают, не подсказал никто, видно. Смотреть на это со стороны было неловко. А хмурые лица доминиканцев в эти минуты любви к пришельцам не излучали, и невольно заставляли вспоминать историю встречи кораблей Колумба племенем касикэ…

Доминикана. Обратная сторона.

Ну да Бог с ними, с гринго! Не о них разговор…

Доминиканцы живут бедно, я бы даже сказала, очень бедно, но для них это не повод для уныния, ибо улыбаются на острове, как ни на каком другом — широко, искренне и часто. Приветливость их сначала удивляет, потом обескураживает, а потом понимаешь, что так здесь и должно быть, а оптимизм для них способ выживания в не самых простых обстоятельствах. Нет, обстоятельства вполне можно изменить и предпосылки для этого имеются, но все решает доминирующая лень.

Лень здесь не просто национальная черта. Это местная религия, вид спорта, главное хобби и вообще, доминиканское все. И вроде не против здесь выполнить вашу просьбу и ответить на заданный вами вопрос, но так откровенно все лениво, что пауза между вопросом «Сколько стоит» и вымученным ответом растягивается на неприличное время, за которое вы успеваете повторить вопрос не единожды, психануть, повысить голос, развернуться, чтобы уйти, вернуться, повторить, да так и не дождаться толкового ответа. Ну, а скорость с которой вам дают сдачу, зрелище не для слабонервных. Я выдержать не смогла и вылетела на помеле из какой-то сувенирной лавки, оставив мужа на растерзание.

Лень правит доминиканским миром. Фрукты, обильно плодоносящие в благодатном климате, сами падают к ногам проголодавшихся. Ну не совершать же сложные движения ради какой-то папайи, если рано или поздно она сама упадет с дерева…

У берегов Доминиканы полным-полно рыбы, но выпрыгивать на берег она не хочет, а ловить ее такая морока. И бродят по густой траве тощие коровенки, которые сами рады отдать молоко и мясо. Процесс дойки коровы другой коровой я лично не видела, но подозреваю, что именно так оно и есть. Перегнать скотину на лужок с травкой пожирнее и погуще, тоже препятствует лень и коровы не просто гремят костями, а строчат жалобы в общество защиты животных, безнадежно дожидаясь спасения…

Вот рис молодец! Тот сам растет, подгадывая под сезон дождей, а потом видно падает зернышками в тарелку. Иного объяснения у меня нет — на полях не встретила ни одной сгорбленной спины, убивавшейся за урожай, да и культурных полей не так уж много увидела. Но может я мало была или невнимательно смотрела?

Муки и хлеба, в нашем понимании, у доминиканцев нет. И угощали нас кокосовым хлебом — сладким, ни на что не похожим, выпеченным в каменной печи и любопытным на вкус. Ну, кокосы-то сами растут и сами падают, какая уж тут пшеница…

Доминикана. Обратная сторона.

У доминиканцев есть великая страсть — лотереи. Названия их размножены на всех столбах, а трансляция розыгрыша собирает у телеэкранов всех, от мала до велика. Выигрывают ли — не знаю. Но играют, причем страстно и азартно. И нет такого дела, которое помешает посмотреть розыгрыш!

А еще есть сериалы… Страдания Хуанит и прочих Хуанов затягивают в свои сети души как женские, так и мужские, регламентируя жизнь временем выхода очередной серии душещипательной мелодрамы. И в какой бы унылой хибаре не жили доминиканцы, спутниковая антенна, как пропуск в мир лотерей и телестрастей, гордо высится над крышей!

А еще доминиканцы обожают домино. Надо же как-то коротать паузы между лотереями и сериалами, вот для этого и существует домино. Распорядок дня обычной семьи прост, незамысловат и вызовет приступ зависти у насмерть заработавшегося человека: никуда не спеша проснуться, обстоятельно позавтракать (судя по всему, чем Бог пошлет, а он неустанно посылает), посмотреть розыгрыш лотереи, посидеть у обочины (себя показать, на других посмотреть), поплакать под новую серию бесконечного сериала, пообедать, сразиться в партейку-другую домино, поужинать, а там и спать пора — устали за день…

Клуб джентльменов тоже имеется, а как же! Пластиковый стульчик выставляется у обочины дороги, там где резкий поворот, перекат, светофор (вообще подарок!) и прочее препятствие, заставляющее снизить скорость местным шумахерам, а то и притормозить. На стульчике, зафиксировав опасный в плане земного тяготения угол, восседает активный член клуба джентльменов и стоит автомобилю чуть притормозить, затевает светскую беседу. О чем? Да мало ли тем, позволяющих зацепиться языками и отложить начало работы надолго, а лучше навсегда. Ибо стул у дороги — это непоколебимо! И принципиально важно для статуса, между прочим…

Дамы в это время переговариваются где-то вдалеке, покачиваясь в гамаке под раскидистым манго или опершись о кривобокий плетень, увешанный сохнущим бельишком. Дамы тоже не любительницы трудиться не покладая рук, у них есть свои приоритеты…

Забор у доминиканцев — это не просто забор. Это забор (все крупными буквами, гордо так…)!!! Без забора жить нельзя, не статусно это. Где сушить белье? На заборе! Как ограничить свои владения? Забором! Где проходит границы садика? По забору! Что защитит дом от злодеев? Забор! Где собирается женский клуб? Да все там же, у забора…

Мы попали на остров после затяжных ливней, пять дней кряду, без пауз и передышки, поливавших все и вся.

Доминикана. Обратная сторона.

Понятно, что всякие сушки-стирки в такую погоду не провернешь. И в первый погожий денек доминиканские хозяйки устроили великосаманную постирушку, в смысле, стирали сразу всей Саманой. А потом сушили. На заборах! Это было зрелище!!! Такого я не видела еще ни разу! И значимость обычного забора выросла в моих глазах до полного осознания вопроса… Несчастные женщины, не имеющие возможность раскидать постирушки на собственном заборе, сушили вещи на отбойниках дорог, что конечно совершенно их огорчало и низвергало по социальной лестнице вниз.

Доминикана. Обратная сторона.

В тот день я не встретила ни одного пустого забора, все прогибались под завалами раскиданной на просушку одежды, наводя на мысль, а не потоп ли тут был? И вопрос о потопе повлек неостановимый поток восхваления заборов. Нашим гидом была девушка, о заборах она знала все.

Семейный уклад на Доминикане тоже своеобразен, но вызывает удивление только у нас, привыкших к долгим церемониям, условностям в виде печатей в документах и прочей свадебной кутерьмы. Здесь все проще и, хочется верить, искренней. Понравилась девушка, привел ее в дом, прожил с ней месяца три — все, жена, причем совершенно законная. И не волнует, кто ты, «коричневый» или «гринго». Здесь свои законы и женщины их хорошо знают. Три месяца испытательного срока проходят в трудах непрерывных — надо каждый день болтать с соседками, восседать у обочины, покачиваться в гамаке, обсуждать сериал, быть постоянным украшением крыльца или даже балкончика, если таковой имеется, раскидывать белье на заборе, можно даже опуская момент стирки оного. И тогда через три месяца любая соседка в радиусе нескольких километров будет клясться и божиться, что жена вы ему, жена, причем самая что ни есть законная!

Что и требовалось доказать (любовь любовью, а подстраховаться не мешает).

Где любовь, там и дети. И чем крепче любовь, тем больше детишек бегает по дому. Ну, именно так я подумала, посматривая на многочисленное потомство, цепляющееся за подолы своих мам. Оказалось, все намного приземленнее и базируется на чистом расчете. Дети в Доминикане — это пенсионный фонд. И чем больше детей, тем обеспеченнее пенсия родителей. Государство в судьбе пенсионеров участия никакого не принимает и денег платить не сулит, а обязует детей позаботиться о родительской старости. Вот и рожают доминиканцы детишек, не останавливаясь на скромном их количестве. Для безбедного существования на старости лет надо хотя бы десять отпрысков. Сначала я решила, что это шутка. Нет, десять детишек это не шутка, это обычная, не самая многодетная семья, бывает и больше. Мама дорогая, когда ж они сериалы смотреть успевают-то!!!

На рынок, место встреч всех домохозяек мира, здесь тоже ходят. А вернее, приезжают на транспорте, загруженном детишками до такой степени, что у меня возникли опасения — никого в дороге не потеряли-то? Детишки к подобному привыкли и на стесненность внимания не обращают, ожидая, когда им купят вкусненького чего-нибудь.

Доминикана. Обратная сторона.

Максимальная загрузка мотоцикла, что мне удалось увидеть, это человек шесть — семь. Не знаю, как это трактуют доминиканские правила дорожного движения, но полицейских на дорогах я не встретила за целый день ни разу. Вполне допускаю, что раз полиция доминиканская, то она тоже любит придаться лени.

А вот дороги очень неплохие, я имею ввиду асфальтированную часть с аккуратной разметкой. Грунтовка, она и в Доминикане грунтовка, а после затяжных дожей даст фору нашему чернозему, засасывая колеса в непроходимую красную глину так, что вытолкать невозможно.

Дороги прокладываются на деньги США (как меня уверяла наша гид). Может потому они весьма достойного качества и их достаточно много? А доминиканцы привыкли, что ехать намного удобнее, чем ходить, и норовят отправится на мотоцикле (кто попроще) или на машине (кто попонтовее) даже за спичками. Остров хоть и небольшой, но пешком ходить лениво. Вот и царит на дорогах первозданный хаос, усиленный криками водителей и гудками автотранспорта.

Доминикана. Обратная сторона.

Про цены на бензин и особенности аренды машин, я поведать ничего не могу — все-таки я была на Самане всего один день.

Но вернемся к рынку, весьма своеобразному на Самане. Продавцы здесь активности проявлять не желают. Они позевывают у своего товара и явно тяготятся непосильным трудом. Товар лежит тихонечко, привлекая стаи мух и не претендуя на определенную температуру, спасающую от протухания на сильной жаре. Зазывать покупателей криками, хватать потенциальную жертву за руки и нахваливать товар, здесь тоже никто не будет — не доминиканское это дело, напрасно энергию тратить. Да и просто говорить продавцам откровенно лениво.

— Надо что? Подходи и сам смотри. И деньги не забудь!

Даже рынок в Самане место тишайшее и скучнейшее…

Доминикана. Обратная сторона.

Есть у многочисленной родни и еще одна святая обязанность, повергшая меня сначала в недоумение, а потом в легкий шок. Дело в том, что разговоры о тюрьме и отсидке (неважно за что, это уже дело десятое), здесь дело обыденное и никого не шокируют — ну сел, ну отсидел, ну вышел. Но кормить злодея в казематах на Доминикане никто не собирается за счет государства. Хочешь есть — жди передачки от жены или детей. Родители тоже есть, не бросят пухнуть с голодухи. Одинокий — ну, что поделать. Тогда голодай! И это все на полном серьезе, я сама не поверила и переспрашивала, уточняя детали. Бедные, но гордые гринго, не успевшие обзавестись коричневой женушкой, вынуждены голодать или стараются не попадать в тюрьмы. А попадать есть за что и наркотики здесь не абстрактное понятие, увы…

Правда замечу, что ничего такого хулиганско-злодейского в Доминикане я не встретила — то ли срок моего визита был маловат, то ли выходной у хулиганов был, то ли еще что. Но Самана произвела впечатление мирного и сонного места, где самое страшное злодейство — упертые с забора кружевные исподние, да и то, прикола ради, а не наживы для.

Расспросы гида на тему безопасности и преступности позволили сделать вывод, что Доминикана для туристов место тишайшее и преступностью не изуродованное. Верить ли ей — я и сама не решила.