Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 1 марта 19:02

Дубровицы. "Коронованная" церковь

Москва, Дубровицы — Россия Июль 2016

Есть в ближайшем Подмосковье одно весьма интересное местечко под названием Дубровицы. И чем же оно так интересно? А интересно оно тем, что в месте слияния двух речек Десны и Пахры на высоком берегу стоит усадьба Дубровицы. И главным украшением этой усадьбы является уникальная церковь — церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь, и в самом деле, уникальна. Пocтpoeна она в нeoбычнoм для pyccкoй цepкoвнoй apxитeктypы cтилe, Церковь бoгaтo yкpaшeна cкyльптypaми и peзьбoй. Кроме того, венчает её не традиционные купола, а корона.

Сам я уже бывал в Дубровицах. Вроде бы кажется совсем недавно это было, а на деле без малого двадцать лет тому назад. Мы были с женой в самый разгар лета, в июле 1999 года. Тогда у меня были хоть и хорошие фотоаппараты, но плёночные. Вот и захотелось мне побывать там снова — поснимать на «цифру». Да и место, надо признать, красивое, поэтому не грех туда съездить ещё разок-другой. А тут ещё нежданно-негаданно «свалилось на голову» несколько незапланированных нерабочих дней. Вот я и решил провести эти дни с пользой. Погода в эти дни была неустойчивой: и дожди были, и солнце светило. Но я всё-таки на свой страх и риск решил съездить в Дубровицы. Ведь не каждый день выпадает такая возможность съездить куда-то в рабочий день недели. А раз это рабочий день недели, то ожидал, что народу будет немного. Добраться до Дубровиц можно по-разному, но проще всего автобусом из Подольска. Я помнил, что ехать по времени недолго, но как именно, уже не помнил. Поэтому пришлось поискать в интернете, какой автобус идёт до Дубровиц. Идёт до места автобус № 65. На всякий случай решил узнать, а есть ли расписание автобусов. Оказалось, что расписание есть. Забегу вперёд и скажу, что автобусы ходят чётко по расписанию. В итоге, зная расписание электричек, следующих из Москвы до Подольска и расписание автобусов из Подольска до Дубровиц, можно без проблем и очень точно составить план поездки. Правда, есть один небольшой нюанс при поездке на электричке в рабочий день. В рабочий день имеется перерыв в графике движения электричек. Мне же не хотелось разбивать свой день, и хотелось вернуться в Москву до перерыва. На само посещение Дубровиц я хотел запланировать полтора часа. Но графики движения транспорта «выделели» мне на посещение час и 15 минут. В принципе, если смотреть Дубровицы «без фанатизма», этого времени хватило бы. Ну, судите сами. В здании усадьбы музеев нет. Остаётся только сама церковь и близлежащая территория. А много ли времени нужно на посещение одной церкви? В общем, я счёл, что этого времени мне будет достаточно. Забегая вперёд, скажу — не хватило мне этого времени…

Утром в день поездки за окном я увидел небо, затянутое густыми серыми облаками. Но когда я приехал в Подольск, погода была просто великолепная: вовсю светило солнце, а по небу плыли красивые белоснежные кучевые облака. Так что, с погодой мне очень повезло. Перед автобусом у меня было в запасе немного времени, и я пошёл искать остановку нужного мне автобуса.

Вскоре я уже был в Дубровицах. При выходе из автобуса, невозможно было не обратить внимание на весьма солидное здание в стиле классицизма, стоящее неподалёку

Дубровицы. Коронованная церковь

Уже на обратном пути, когда я уезжал из Дубровиц, слышал, как местные жители что-то говорили между собой про это здание. Слышал, что они говорили о том, что в этом здании собираются ставить орган. Уже дома, любопытства ради, я посмотрел, что же это за здание такое? Оказалось, что это — Сельский ДК. Что ж? Может и в самом деле там установят орган. Но целью моей поездки была всё же территория усадьбы и церковь, а не этот ДК. И я направился к усадьбе. Заблудиться там невозможно, а как напоминание о том, где вы находитесь, можно увидеть вот такое название посёлка

А буквально через полторы минуты ходьбы, на некотором возвышении появляется во всей красе главное здание усадьбы. История создания усадьбы ведёт своё начало в 17 веке. Первое письменное упоминание о Дубровицах относится к 1627 году. Первым хозяином усадьбы был боярин Морозов И. В. Позже имение переходило в руки представителей известных дворянских фамилий. В Дубровицах не раз бывали представители царской семьи.
Итак, на первом плане находится большой каменный барский дом — здание в стиле классицизма

Дубровицы. Коронованная церковь

За период своего существования здание неоднократно перестраивалось и претерпевало различные изменения, в том числе и в двадцатом веке. В настоящее время в главном здании располагаются ВНИИ животноводства, Подольский районный отдел ЗАГС и ресторан

Парадный вход главного здания усадьбы «охраняют» два льва. С великим удовольствием я пополнил свою коллекцию львов

Дубровицы. Коронованная церковь

Чуть ниже по бокам от главного здания находятся два одноэтажных флигеля. В одном из флигелей в настоящее время расположен свадебный салон.

А с парадной лестницы главного дома усадьбы, если посмотреть в сторону, откуда я пришёл, открывается вид на конный двор

Дубровицы. Коронованная церковь

Интересны ворота конного двора. Они выполнены в готическом стиле. Хотел их сфотографировать на обратном пути, но не успел по времени. Что находится в зданиях конного двора сейчас, мне неизвестно. А я пошёл в сторону церкви. Территория церкви отгорожена от территории усадьбы

Скорее всего, церковь отгорожена потому, что она действующая. Пройдя, через ворота оказываешься на территории церкви. Сама церковь стоит на небольшом возвышении в центре некого круга. Этакий круг-газон, в котором есть несколько проходов к церкви с разных сторон этого круглого газона. Один из таких проходов сразу от ворот между территориями усадьбы и церкви ведёт к главному входу (западному входу) в церковь

Дубровицы. Коронованная церковь

Перед главным входом установлены две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой

Думаю, что настало время вкратце сказать о самой церкви.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы построена на месте деревянной Ильинской церкви. Для строительства храма пригласили иностранных мастеров: итальянцев, шведов, немцев, французов. Но их основными помощниками стали русские крепостные. Строительство велось из местного камня. Его добывали жившие в долине реки Пахры. Здание церкви было готово уже к 1697 году. Но когда строительство завершилось, то многие пришли в недоумение. Православный храм оказался явным подражанием католическому. Изобилие скульптуры несвойственно русским храмам. Патриарх отказался освящать храм. И князю Голицыну, хозяину усадьбы, пришлось ждать. Но недолго. Патриарх Адриан скончался в 1700 году, его место занял рязанский митрополит Стефан Яворский. 11 февраля 1704 года новый храм, «приведенный к концу и от столь именитого созидателя всяким благолепием украшенный», был освящен в присутствии государя Петра Великого, царевича и великого князя Алексея Петровича, многих светских и духовных особ. Богослужение возглавил митрополит Стефан. В 1930-х годах церковь уже не действовала. Но благодаря огромным усилиям общественности 14 октября 1990 года удалось совершить первую за последние 60 лет Литургию. С тех пор богослужения не прекращаются.

Ну, а я возвращаюсь к своему рассказу.
Посещение церкви я решил оставить на потом. А вначале я, конечно же, пошёл фотографировать всё что мог пока этому сопутствовала великолепная погода. И, кстати говоря, правильно сделал, так как вскоре небо здорово подзатянуло.
Сама церковь в этот раз моего приезда была частично в строительных лесах. Но, слава богу, лесов строительных было немного и они не сильно омрачили мою фотоохоту. Первым, что мне встретилось на моём пути — это вот такие колокола. На этом месте до 1939 года раньше была колокольня

Рядом с колоколами стоит незавершённая скульптура

Дубровицы. Коронованная церковь

Ни колоколов, ни этой скульптуры в 1999 году на этом месте не было. По ходу движения я фотографировал общий вид церкви с разных сторон

Потом я увидел вот такой курган с площадкой наверху. Чтобы подняться на этот курган, нужно пройти по мостику и подняться по лестнице

Могу чётко сказать, что и кургана этого в 1999 году не было. А на мостике, ведущем к кургану и на ограждении площадки наверху кургана можно увидеть вот такие замки

Дубровицы. Коронованная церковь

Это по моде нынешних времён их вешают молодожёны. Надо сказать, что здесь вообще всё «заточено» под тех, кто решил связать себя узами Гименея: тут тебе и свадебный салон в одном из флигелей усадьбы, и ЗАГС в главном здании усадьбы, и церковь для венчания, и вот этот курган тоже под молодожёнов «заточен»… Честно говоря, может кто-то будет ворчать по этому поводу. Мол, коммерция или что-то в этом духе. Но с другой стороны, в церквях всегда проводились венчания. Так пусть уж молодые с первых дней своей совместной жизни повстречаются с чем-то прекрасным. Это я про саму усадьбу, про церковь, да и вообще про это место. Может и отложится что-то в их сознании от этой встречи с прекрасным.
А с этой площадки открывается, пожалуй, самый красивый вид на церковь

Дубровицы. Коронованная церковь

А я, спустившись с кургана, направился к месту слияния двух речек — Десны и Пахры

Для этого пришлось выйти с территории храма. На пути мне встретилась такая табличка

По сравнению с 1999 годом всё это пространство внизу несколько облагорожено

Дубровицы. Коронованная церковь

Вдоль дорожки, проложенной вокруг поля в одном месте я увидел такой камень

На камне установлена мраморная плитка с высеченными строками. Чьи это слова, становится понятно глядя на инициалы

Дубровицы. Коронованная церковь

Раньше этого камня не было. Я же направился далее по дорожке к месту слияния двух речек.
Попутно спустился по металлической лестнице к речке

Дубровицы. Коронованная церковь

Это берег Десны. Красиво. Правда, уже небо здорово подзатянуло. И уже не так всё ярко. Обратил внимание на чей-то жилой дом

Подумалось даже: и живёт же кто-то возле такой красоты! Ну и вот я уже подошёл к месту слияния двух речек. Противоположный берег выглядит прямо как у Шишкина

Дубровицы. Коронованная церковь

А вот островок с месте слияния речек в это время не увиделся мне таким красивым, как им я его видел ранее. Не то время суток. Не тот угол падения солнечных лучей

В 1999 году я попросил жену зайти в воду в этом месте

Дубровицы. Коронованная церковь

Напомню, что это была середина июля — самый разгар лета. Было тепло. Жена вошла тогда в воду без малейших проблем — и вода была тёплая, и вход в воду не представлял никаких проблем. Вот сейчас, в настоящее время, к воде подойти весьма проблематично

Да и вообще… Не стал бы я сейчас предлагать кому-то зайти в воду. И покрышки какие-то видел в воде и прочую грязь… Так что, где-то лечим, а где-то калечим. А так смотрится церковь с дальней точки, где сливаются две речки

Дубровицы. Коронованная церковь

Народу в это время было очень мало. Мне практически никто не мешал моей фотоохоте. А одиночные фигуры даже вносили свой колорит

Я же быстрой походкой пошёл к церкви. Времени у меня оставалось уже мало. Сделал напоследок несколько кадров

Дубровицы. Коронованная церковь

А вот и та самая корона, которая украшает церковь

На осмотр храма уже совсем не было времени. Забежал туда буквально на минуту. Внутри церкви также много лепнины, как и снаружи. Но я ничего не фотографировал. Фотографировать в церкви можно с благословения батюшки. Но мне было уже не до этого. Бегом пришлось бежать на автобус…
Хохма случилась потом, когда я приехал на ж/д-вокзал. Оказалось, что той электрички, на которую я торопился, нет. И я как раз таки попал в тот самый перерыв больше двух часов в графике движения электричек. Благо в Подольске живёт мой друг, и он в это время был дома. Уже у него, я всё-таки посмотрел расписание электричек, как же я так просчитался. Оказалось, что я выписал все рейсы из Царицыно в Подольск, а не наоборот, как было нужно. Вот так. «И на старуху бывает проруха». Жаль, конечно, что так получилось. И расчёт вёл правильный — с конца. А вот всё же ошибся… Но всё равно, несмотря на эту досаду, я очень доволен этой поездкой. Погода была самой, что ни на есть, фотографической!!! Так что желаю всем посетить это интересное место в ближайшем Подмосковье.
Подведу некие итоги поездки
В принципе, тем кто едет просто посмотреть усадьбу и церковь хватило бы и моего времени (один час 15 минут). Но я всё же посоветовал бы заложить на поездку полтора часа. Мне не хватило буквально каких-то нескольких минут. Ну, а если подходить к этому вопросу с «фанатизмом», советую заложить два часа.
Чтобы вы не искали место отправления автобуса № 65 на Подольской автостанции, привожу это фото. Остановка обозначена стрелкой.

Дубровицы. Коронованная церковь

Расписание движения маршрута № 65 увидите здесь. Тем, кому интересно более подробно узнать про историю Дубровиц, советую почитать — усадьба, церковь. Так же интересна вот эта статья