Турист елена Гавшина (elena_Gavshina)
елена Гавшина
был 12 октября 2017 10:45

Кипр Июнь 2016

Мои субъективные наблюдения, выводы и советы по первой нашей поездке на Кипр.

Были на южном побережье в Писсури (между Лимассолом и Пафосом), на западном берегу в Пафосе, на северо-западном берегу около Лачи (возле города Полис).

1. Погода. Были во второй половине июня 2016. Жарко 33–38 градусов, без дождей. Облачность была только в Пафосе, нормальный, но не постоянный ветер был тоже в Пафосе, облегчал жару. Влажность: повышенная в Пафосе (за ночь не высыхали мокрые вещи), в других местах почти нормальная. Жарче было в Писсури, в Пафосе душнее, но при ветерке лучше. По словам местных: бархатный сезон — вторая половина апреля—май, первая половина октября, в сентябре большая влажность и жара ещё. Но несмотря на маленькую площадь острова, на разных берегах — по-разному. Одежду теплую, в том числе кофты, обувь брать нет смысла, максимум — хлопчатую рубашку с длинным рукавом при вечернем бризе в Пафосе только или чтоб не обгореть.

2. Природа. Южная часть — практически голые известняковые каменистые горки, без лесов, кустарники (некоторые очень колючие стелятся по земле — быть осторожным). На фото юг.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

Запад и северо-запад — горы зеленые, много насаждений и диких и сельхоз — апельсиновые деревья, виноградники и т. п. Фото из автобуса по дороге в Полис — северо-запад.

Вокруг домов и строений высажены красивые кусты-деревья с разнообразными разноцветными цветами. Красиво.

3. Пляжи и море. Самый большой по протяженности и ширине — в Писсури, поэтому выглядит полупустым. Мелкая галька перемежается с песком. Вход в море плавный, через неширокую полосу гальки, песчаный. Море спокойное, идеально для плавания, плавать легко, солёность выше, чем в Черном море, глаза пощипывает. У берега у самого дна можно увидеть небольших серых рыбок. Вода очень прозрачная, особенно утром, днем может слегка помутнеть, водорослей нет. Вот фото пляж в Писсури.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

В Пафосе всё побережье скалисто-каменистое, вход в море, за исключением небольших участков у богатых отелей, опасный из-за волн и камней, торчащих из воды, плавать трудно, берег также каменистый с небольшими вкраплениями песка. Фото в Пафосе.

Есть недалеко пляжи Корал Бэй к северу от Пафоса и Героскипу — к югу от Пафоса, где можно поплавать, пляжи галечно-песчаные, довольно широкие, не очень прозрачные у берега, но хорошие. Людей меньше и пляж длиннее в Героскипу. Вот фото.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

Корал бэй — многолюдный тусовочный пляж с кучей развлекаловок, кафешек и т. п. Фото нет.

Самый красивый и прозрачный пляж, пригодный для плавания, ныряния и любования, несмотря на скалы — в бухте рядом с Купальнями Афродиты, это рядом с Лачи. Он небольшой, но и народу там мало, так как в самом Лачи тоже прекрасный, но длинный ровный чистый пляж без скал. Пляжи также галечно-песчаные. Фото — пляж у Купальни Афродиты.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

Оборудование пляжей — практически нет раздевалок, иногда био-туалеты, зонтики и лежаки от 1,5 до 5 и 10 евро, в людных местах есть туалеты иногда бесплатные, душевые почти всегда платные. Там, где по-дикому, если уйти подальше на край длинного пляжа, нет ничего.

4. Передвижение по острову. Автобусное. Отдельный билет на городские и пригородные маршруты стоит 1,5 евро, дороговато, особенно если приходится пересаживаться на разные маршруты, чтобы не ходить по жаре по городу, хоть он и небольшой. Выручает проездной — за 20 евро на неделю позволяет передвигаться по всем пригородам и городкам данного региона и в городе. Для примера: взяли в Пафосе проездные, ездили от южного до северного побережья в среднем на расстояние до 50 км в разные стороны: до Писсури на юг и до Полиса на север. Очень выгодно, проездной оправдали за пару дней. Автобусы ходят полупустые, с кондишенами, темными стеклами, ходят по расписанию с конечных остановок, быстро. Но надо постоянно иметь с собой расписание маршрутов, так как после 3 часов дня на некоторых маршрутах движение прекращается, особенно пригородных. Проездные и расписания, карты маршрутов — всё это надо взять сразу на узловых автобусных станциях. Чаще всего пересадочные маршруты прекрасно подгоняются, длинных ожиданий нет. Главное — заранее изучать расписание. Между крупными городами ходят междугородные автобусы, но довольно редко, билет от 4 до 7 евро. Всё об автобусном передвижении можно найти на сайте http://www.cyprusbybus.com/ru-RU/default.aspx. Здесь же можно заранее еще дома продумать переезд из аэропорта до вашего места отдыха. Мы часть пути проехали на автобусе, а затем взяли такси, выходит дешевле. Но к вечеру, когда автобусы ходят редко, придется брать такси. Ещё замечание: в посёлках автобусные остановки зачастую никак не обозначены и расписание нигде не висит, надо спрашивать у местных обязательно, а потом у водителя — во сколько его ждать на конкретной остановке, например у супермаркета, до которого надо ехать. Автобусы останавливаются только на остановках и никого не ждут, в поселках иногда можно попробовать остановить по дороге, но не факт. Надо сразу заводить хорошие отношения с водителем, если вы в маленьком поселке, он там обычно один. Тогда он вас и подберет, и покажет где интересно. Вот веселый водитель из Писсури.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

На такси. Хотя пишут, что все такси на Кипре с единым государственным тарифом: 3, 50 за посадку, 0,75 евро за 1 км и 1,2 евро за багаж, на самом деле многие фирмы предлагают увеличенные тарифы в зависимости от класса машины, количества мест, а маршруты от аэропортов до городов обычно идут по фиксированной цене.

Аренда машины. Не брали, но изучали. Машины есть от 15 евро в сутки, прокаты на каждом шагу, море цен и выбора, в отелях тоже есть свои прокаты, не забывайте, дополнительно придется платить за страховку, иметь залог на карте, довольно дорогой бензин от 1,2 евро за литр, непривычное нам левостороннее движение и т. п.

5. Связь. Вроде изучили все по интернету, взяли симку сразу по прилету в аэропорт за 7,5 евро, из них 5 евро на счету. Для пробы набрали один из своих русских номеров, звонок не прошел, но 30 центов снялось. Не поняли, попробовали еще раз — то же самое. В результате потеряли сразу 60 центов. А обещали около 15 центов за минуту в Россию и посекундная тарификация. Местные звонки действительно дешевые, 8 центов за минуту. В общем позвонили в Россию по трем телефонам три раза примерно по минуте и потеряли почти все деньги, оставшихся 60 центов хватило потом для созванивания с хозяевами забронированных апартаментов, и еще немного осталось. И это была симка без интернета. Или мы чего-то не поняли, или инфа была неверная. Также был прокол с пополнением счета. Подошли к кассиру в местном магазинчике, дали 5 евро, он нам пробил чек с кодом, который надо было ввести в телефон. Не получилось. Оказалось, что не того оператора. У нас был СИТА, а пробили МТН. Ну это мы сами виноваты, не обратили внимания какой оператор. В результате, перед отъездом решили все-таки как-то вернуть себе 5 евро: объяснили хозяину апартаментов ситуацию и спросили, может он возьмет у нас этот чек и пополнит свой счет. У его дочери оказался этот оператор, она говорит: вам отдать 5 евро?, я говорю, не надо, может вы нас за это с вещами до автостанции подбросите. Без проблем, подбросили. На такси вышло бы 10 евро, а до автобусной остановки тащиться с чемоданами не хотелось по жаре. Вот так.

6. Интернет. В Пафосе есть практически везде. Вай-фай в отелях, в кафе без проблем. В Писсури у нас не было в квартире, был в кафе, где мы один раз поели, а пользовались потом на улице около него, пароль не менялся. Но в Писсури был какой-то местный поселковый вай-фай, покрывающий всю деревню. Надо было где-то заплатить несколько евро и подключиться на все время пребывания, но у нас нужды в этом не было особой. Отдыхали неделю без него, а потом в Пафосе уже был в апартах с хорошей скоростью.

7. Жильё. Искали за несколько дней до вылета, уже с билетами на руках. Выбор через поисковые системы hotels.com, booking.com и другие был небольшой. Отели: что-то не понравились, то дорого, то далеко от моря, то отзывы плохие, то условия проживания какие-то странные — за кондишен плати, за сейф плати, за холодильник плати и т. п., да и просто не хотелось в муравейник с тучами людей. Нашли апартаменты по приемлемой цене, бронировали через booking.com с оплатой на месте по приезду. В Писсури за 45 евро в сутки в отдельном доме спальня и гостиная-столовая-кухня, это называется студия с отдельной спальней. Короче, двухкомнатная квартира квадратов 38, просторный туалет с душевой, две веранды со столиками, зонтиками, стульями, сушилкой для белья, одна — с видом на море.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

Кайф! Есть всё! Посуда новая, бельё новое, по два полотенца на душу, и ещё показали где запасное бельё и полотенца, всё чисто, ТВ, фен, утюг, гладилка, электроплита, микроволновка, кондишен в каждой комнате ну что ещё душа пожелает. Да ещё и с дизайнерскими статуэтками и постерами на стенах. На всех окнах жалюзи. Окна до пола, раздвигающиеся. Три спальных места. Приватность полная. Но два минуса: нет противомоскитных сеток и везде евророзетки. Ночь помучились с комарами, утром купили переходник на розетки, пластинки для фумигатора местные, у нас были свои, но что-то не подействовали. Ну и потом уже следили за комарами. Хозяйка нас только встретила, а провожать даже не пришла. Сказала по телефону — оставьте ключ где-нибудь там на столике во дворе или под дверью. Нормально так, доверчиво.

Жилье в Пафосе. Тоже апартаменты, по типу и размеру такие же, только одна терраса. И располагались в двухэтажном доме-гостинице на 10 квартир. Во дворе был бассейн. У хозяина здесь же кафешка. Отзывы об этих апартах были не очень, но выбора у нас уже не было. Читали, что там грязновато. Да, так и было. Полотенца и постельное бельё старые, посуда разномастная, чехлы на креслах в пятнах. Ругаться не стали, антибактериальными салфетками и с помощью асептолина (взяли с собой из дома) протерли все поверхности, включая диван, кресла, столы, стулья, ручки и т. п., вымыли полы, убрали хозяйские накидку на диван и скатерть, и через час стало чисто и приятно. Прочитав отзывы, из дома предусмотрительно взяла с собой губку, тряпочку и полотенце для кухни, вымыли посуду, только которой собирались пользоваться, и было нам счастье на последующие 8 дней. Но эти апарты и стоили дешевле 37 евро в сутки. Кстати, комаров в Пафосе почти не было.

Ещё замечу: чтобы вам поменяли бельё и полотенца или убрали в комнате, надо говорить хозяевам, сами не придут и не предложат, даже если это оговорено, что через пять дней уборка и смена белья. А вообще живя в апартах неделю, проще самим пройтись шваброй, всё равно в жару днем когда сидишь дома, надо себя чем-то занять.

Это наш опыт. А вообще очень много жилья сдается, много ещё пустует. Просто на интернет-сайтах очень малая толика апартаментов представлена, в основном только отели. Поэтому по факту снять жильё можно прямо там, наверняка и подешевле. Но решиться на это непросто в чужой стране с чемоданами, не зная мест, ходить выбирать — это конечно самый экстремальный вариант. Если планировать всё заранее, а не в последнюю неделю, то выбор будет.

8. Еда. Так как мы были вольные птицы, к столу не привязанные, то налегали на фрукты-овощи-сыры и местные традиционные продукты. Попробовали: местные сыры: халуми (козье-овечий) 10,90 евро за кг, жареный вкуснее, напоминает сулугуни, только не мягкий и не мокрый, хотя тоже в рассоле делается, домой взяли, понравился. Анари 6 евро за кг — мягкий пресный (козье-овечье-коровий) напоминает творог. Кефалотири 7,99 евро за кг, твердый, сухой (козье-овечий). Мясные местные продукты: лунза — свиная вырезка в винном маринаде, подкопченная с кумином и кориандром 10,59 евро за кг, луканико 5,79 — сосиски из рубленой свинины с апельсиновой цедрой, семенами фенхеля и прочими специями, их надо жарить самим на сковороде, они сырые. Ну и был там нами любимый хамон по 16 евро за кг. Всё это брали в супермаркете. В кафе брали рыбные блюда, так как не хотелось дома готовить, хотя рыба в супермаркете продается разная свежая на льду. Ели и знаменитое мезе в единственном ресторане у Купален Афродиты.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

Но с ним нас, по-моему, надули. По описаниям в интернете должно быть 15–20 мини рыбных блюд, сопровождаемых картофелем жареным, греческим салатом, овощами на гриле и кучей (у нас было 5) разных соусов. Но нам подали только 9 рыбных блюд и на мой вопрос, а где 15? сказали, что все закуски входят в это количество и они нам подали все рыбные блюда, которые входят в мезе. Мы конечно наелись сильно, но ощущение, что нас все-таки кинули немного, осталось. Уж очень красочно это описывается в интернете, что прям не влазит, а они всё носят. В нас влезло, а мужику может и маловато было бы. Так что мой совет вам — сразу спрашивайте сколько именно рыбных блюд входит в мезе. Если меньше 12, идите в другой ресторан. Стоит это мезе от 17 до 20 евро на человека. Все остальные рыбные блюда от 10 до 13 в основном, в деревнях на евро-два дешевле. В интернете пишут, что блюда у них большие, можно двоим наесться. Не знаю, нам такое не попадалось. Порции нормальные и вкусные, на одного человека, салат греческий, который идет везде бесплатным приложением, почти не содержит сыра, так что там одна трава с помидорами, оливки везде подают тоже по умолчанию, и соусы разные. Это все прилагается бесплатно к основному блюду, так же как и хлеб и картошка жареная. Это всё сопровождение к основному блюду, отдельно не заказывается, имейте в виду, итак принесут. Иногда еще рис с овощами также. Просто можно брать разные блюда на компанию, а потом меняться, чтобы все попробовать. Фрукты, овощи в основном местные и греческие, напишу цену за кг по чекам, как покупали в супермаркете Папантонио: персики 1,45, черешня 4,99, помидоры 0,99, баклажаны 0,75, авокадо 3,49, болгарский перец 1,65, манго 3,95, виноград 1,49, абрикосы 1,49, арбуз 0,49. На рынок не ходили, но покупали у местных торговцев возле Купален Афродиты апельсины, персики, сливы, дыни, всё по 1 евро, но часто не взвешивают, а кладут на глаз. Очень вкусные дыни, персики, апельсины, виноград местные свежие, пахучие и сочные. Много козьего молока 1,50 литр, козьего йогурта 1,79 за 600 грамм, коровье молоко 1,80 полтора литра. Хлеб разный по видам и ценам, килограммовая булка вкусного 2 евро. Десерты-муссы очень вкусные, пирожные и пироги 1,35 — 2,00 за штуку грамм в 200. Местный шоколад 1,50 евро плитка 100 грамм. Вино местное вполне приличное 3–7 за бутылку, знаменитое сладкое ликерное вино Командария 11 евро. Оливковое масло — самое дешевое холодного отжима около 4 евро за 600 грамм, далее по возрастающей. Оливки разные маринованные со специями наразвес от 3 до 12 евро за кг. Вроде всё. Питаться из супермаркета местной сети Папантонио очень недорого и вкусно. Другие супермаркеты Лидл, Карфур немного дороже.

9. Люди. Местные греки-киприоты и просто греки, этнические греки, приехавшие из России, очень много русских, осевших там, а также русских из Прибалтики с европаспортами, даже грузины есть. На пляже русская речь постоянно перемежается с английской. Проблем с русским языком нет, очень многие его знают, очень много русскоязычных работают и водителями, и в магазинах, в кафе обычно есть меню и официанты на русском. Общепринято общаться на английском, его там изучают в школах в обязательном порядке и знают даже дедульки с бабульками. Но объясниться без проблем можно и на смеси англо-русского если что. Местные все очень общительные, всегда помогут, объяснят, покажут. В магазинах вежливые, нам без проблем вернули деньги налом за купленную, но потом сданную вещь, хотя расплачивались мы картой. В обед обычно с 1 до 3 никто особо не работает, даже автобусы редко ходят — сиеста. После 4-х в основном все работы прекращаются, кроме обслуги, кафе и магазинов естественно. В последние годы появилось много китайцев, их ресторанов и индийских в Пафосе, но на улице их вообще не видно, работают видимо. В Писсури очень много постоянно живущих русских и англичан. За две недели, побывав в разных местах, не увидели ни одного дебоша, ни одного пьяного, ни одной аварии, всё спокойно и безопасно.

10. Общее впечатление от страны хорошее. Там не так прилизано, как в европейских странах, есть замусоренные или заброшенные участки, улочки, дворы, убирают не очень, но в целом нормально. Пляжи и туристические места убираются однозначно. Хотя в Пафосе есть Катакомбы Соломонии (пещерки прямо в городе, где жили монахи), так там поразила грязь и мусор, отсутствие освещения, вход туда бесплатный и как-то все заброшено, хотя во всех путеводителях эта достопримечательность упоминается. И ещё, дважды пытались зайти в крупные городские храмы, но они закрыты, непонятно, видимо открываются только на службу. А старинные храмики и церквушки открыты постоянно, но какие-то неухоженные. Впечатляет, что археологические раскопки и объекты прямо в городе Пафосе, всё бесплатно, кроме Археологического парка, ходи, смотри. На организованные экскурсии не ездили и не плавали, предложений много любых, всё можно посмотреть на сайтах про Кипр.

Субъективный опыт самостоятельной поездки

11. Вот вроде бы всё. Вопросы задавать можно. Всё не расскажешь. Главное — всё понравилось, денег не жалко, кругозор расширили, здоровье поправили, настроение подняли, вкусняшки поели. Думаю, вернёмся ещё раз в не очень жаркое время, чтобы познакомиться с центральной частью Кипра и с христианскими достопримечательностями.