Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был вчера 19:10
Молодой учёный-африканист

Дели — Индия Май 2016

Мои рассказы об Индии:

По Золотому треугольнику Индии через Эмираты

На тук-туке по Дели. Часть 1

День 2

Настал второй день знакомства с Дели. Сегодня уже в компании гида, которого зовут Шиям. И поездки уже будут не на тук-туках, а на машине. В плане у нас была большая программа, которая была выполнена даже более, чем заявлено. Но обо всём по порядку.

Сначала предлагаю ознакомиться с краткой историей Дели:

История Дели уходит в глубокое прошлое… В индийской истории Дели — «столица семи империй».

Первое поселение, располагавшееся на территории современного Дели, было основано приблизительно в 3000 году до н. э. династией Пандавов из эпоса Махабхарата и называлось Индрапрастха.

Следующий город был построен в 9–10 вв. воинственными раджпутскими правителями из династии Томара, названный Сураджкунд.

Позже, в 1052 году, правитель из той же династии Томара Анангпал основал здесь Лалкот, где сейчас располагается делийский район Мехраули.

Затем в 1303 году султаном Ала ад-Дином из тюрко-афганской династии Халджи был основан город Сири — современный Дели.

В 1320 году Гийяс уд-Дин Туглак создал укреплённый город, названный в честь него, Туглакабад.

После этого в 1326—1327 гг. султан Мухаммад бин Туглак построил Джаханпанах.

В середине XIV века, в 1354 году, делийский султан Фируз-шах Туглак основал Ферозабад.

Следующий город был построен на территории древней Индрапрастхи вторым императором Великих Моголов Хумаюном в 1538–1545 и назван Данпанах, сейчас известный как Пурана-Кила — Старый форт.

В следующем столетии пятый могольский падишах Шах Джахан основал в 1638—1649 гг. Шахджаханабад, о котором сейчас свидетельствует Красный форт, и мечеть Джама-Масджид в Старом Дели.

На тук-туке по Дели. Часть 2

И самый современный город основан англичанами 12 декабря 1911 года, получил название Нью-Дели, или, как иногда его называют, «Лаченсовский Дели», в честь архитектора Эдвина Лаченса. Нью-Дели по сей день является столицей Индии.

Итак, ознакомившись с историей города, которую нам рассказал наш гид Шиям, пока мы ехали из нашего отеля в самый центр города — на Раджпатх в Нью-Дели.

По пути мы проезжали различные районы Дели.

Раджпатх

И вот уже первые признаки, что мы в политическом Нью-Дели — по обе стороны дороги, на улице Шантипатх и рядом, мелькали посольства разных стран: было посольство Российской Федерации, Франции, Нидерландов, Эфиопии, США, Канады, Великобритании, Германии, Японии и много-много ещё. Они все расположены рядом, в районе Чанкьяпури.

Следующее интересное место на подъезде к Раджпатху — мемориал и библиотека Джавахарлала Неру (Тин Мурти Бхаван или Тин Мурти Хаус) и мемориал Тин Мурти — «Три статуи» перед зданием на Тин-Мурти-Сёркл на Саут-авеню. Этот мемориал был установлен в 1922 году в память о солдатах Индии их трёх княжеств: Джадхпура, Хайдарабада и Майсура, которые служили современным сектору Газа. Израилю и Палестине в период Первой мировой войны по руководством армии Британской Империи.

На тук-туке по Дели. Часть 2

И вот впереди уже виден купол Президентского дворца в конце Саут-авеню. Все кварталы вокруг построены англичанами.

Мы выезжаем на главную улицу Нью-Дели и всей Индии — Раджпатх. В переводе с хинди означает «Царская дорога». Этот церемониальный проспект протянулся более чем на 3 километра. Огромный, широченный, величественный Раджпатх! А начинается он у Президентского дворца на холме Раисина, проходит через Виджай-Чоук и ворота Индии и заканчивается у Национального стадиона Дхиан Чанд.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Начнём мы на Раджпатхе на холме Раисина. Здесь находятся здания Центрального Секретариата: министерства и ведомства — и Президентский дворец.

Раштрапати-Бхаван — Президентский дворец — доминанта холма Раисина. Одно из главных политических зданий Индии. Президентский дворец был построен, как и весь комплекс Раджпатха, в первой четверти XX века по проекту британского архитектора сэра Эдвина Лаченса. Большой комплекс президентского дворца включает в себя дворец Раштрапати-Бхаван, Джайпурскую колонну на обширной площади и Могольский сад. Это крупнейшая в мире резиденция главы государства.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Теперь отправимся по Раджпатху вниз, к воротам Индии. По пути слева можно заметить здание круглой формы — это Сансад-Бхаван — дворец Парламента. Также он был построен по проекту Эдвина Лаченса.

А мы продолжаем движение на Раджпатху. С двух сторон от дороги находятся зелёные насаждения и прудики. Совсем скоро мы уже подъедем к воротам Индии.

Ворота Индии находятся на Индиа-Гейт-Сёркл на Индиа-Гейт-Лонс — зелёном пространстве вокруг монумента.

Ворота Индии были построены в 1921—1931 гг. по проекту Лаченса в память об индийских солдатах, погибших в англо-афганских войнах и в годы Первой мировой войны. У подножия ворот горит вечный огонь. Это вторая доминанта главного проспекта Дели Раджпатха. На воротах высечены имена более 90 000 воинов.

Когда мы были, там стояли солдаты в очень нарядной форме. Может, намечалось какое-то торжественное мероприятие?

На тук-туке по Дели. Часть 2

У ворот есть табличка с основными достопримечательностями Дели.

Вообще у ворот Индии народа много, сюда приходят целыми семьями. Здесь же предлагали купить всякие безделушки. Больше в Дели нам нигде не попадались сувениры.

На тук-туке по Дели. Часть 2

В самом центре Индиа-Гейт-Лонс расположен пока пустующий монумент, где раньше стоял памятник Георгу V. Когда Индия получила независимость, памятник перенесли в Коронационный парк, где он находится и по сей день. А здесь, напротив ворот Индии, предлагают установить памятник Махатме Ганди.

Осмотрев ворота Индии и Раджпатх в целом, мы сели в машину и отправились дальше. Нас ждал Старый Дели. По пути нам то и дело попадались колоритные сцены индийской жизни. На светофорах к машинам подходили торговцы, пытающиеся хоть кому-то что-то продать.

На тук-туке по Дели. Часть 2

В выходные на улицах машин немного — нам повезло.

И вот мы въехали на территорию Старого Дели, иначе называемого Шахджаханабад. Путь лежал через Мина-базар — очень колоритное место в центре города. Здесь весь день полно народа: как местных, так и туристов. Смотря на индийский колорит из окна машины и фотографируя, мы перемещались по узким улочкам.

Джама-Масджид

Подъехав к мечети Джама-Масджид с северной стороны, мы пошли её осматривать. При входе стоят ворота-металлодетектор, но их все игнорируют. Перед входом в мечеть надо снять обувь. Можно пройти либо босиком, либо в носках. Мы выбрали второй вариант — в носках. На выходе человек, охраняющий обувь, потребует 10 рупий с пары. Фотографирование на территории мечети (даже во внутреннем дворе) платное — 300 рупий за фотоаппарат и 25 за видеокамеру. Перед тем, чтобы зайти во внутренний двор мечети, проверяют и, если надо, выдают парео.

Джама-Масджид — Соборная мечеть Дели. Это самая большая мечеть Индии, в ней могут поместиться одновременно 25 тыс. верующих. Построена пятничная мечеть в годы правления Шаха Джахана, который впоследствии построил Тадж-Махал. В 1650—1656 гг. велось строительство грандиозной мечети в самом сердце Дели.

В мечети много людей, спящих в тенёчке. Но в общем-то чисто.

Минарет мечети.

Вид на стены Красного форта из мечети Джама-Масджид.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Погрузившись в машину, мы отправились дальше. По пути из окна посмотрели на стены Красного форта, построенного тоже Шахом Джаханом. Форт расположен неподалёку от реки Ямуны (при строительстве он был на берегу, но река за это время обмелела и отошла от его стен).

А в противоположной стороне раскинулся Чандни-Чоук с храмами и лавками. Там можно с большим интересом прогуляться, посмотреть храмы, Сити-Холл и что продают на рынках. Но мы двигаемся дальше. Наш путь лежит к Радж-Гхату — Мемориалу Махатмы Ганди.

Радж-Гхат

На тук-туке по Дели. Часть 2

Мемориал Махатмы Ганди расположен на месте кремации национального героя Индии, лидера освободительного движения. Мемориал — строгий постамент из чёрного мрамора со словами Ганди «О, Бог!».

Мемориал Радж-Гхат расположен в парке, где, помимо описываемого, расположено много других мемориалов политических деятелей Индии: Джавахарлала Неру, Индиры и Раджива Ганди и многих других.

Чтобы подойти близко к Радж-Гхату, надо снять обувь. Но есть второй вариант: подняться на специальный мостик и издалека посмотреть мемориал. Мы так и сделали.

После Радж-Гхата мы отправились на противоположный берег реки Ямуны в храм Акшардхам.

Акшардхам

Индуистский храмовый комплекс Акшардхам — самый большой индуистский храм в мире. Он занесён в Книгу Рекордов Гиннеса. Построен храм недавно, в 2000—2005 гг. Акшардхам посвящён Сахаджананде Свами, также известного как Бхагаван Сваминараяна — основоположника религиозного течения в индуизме, известного как Движение Сваминараян. Приверженцы этого движения поклоняются ему как аватаре Нараяны.

На тук-туке по Дели. Часть 2

На территории храма фотографировать запрещено, в камеру хранения сдаётся всё, кроме документов, денег и воды. На входе стоит металлоискатель. Обувь также надо снимать.

На выходе мы купили открытки Акшардхама, некоторые из которых я сейчас покажу.

Храм выглядит очень впечатляюще.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Высота храма составляет 42 м, ширина и длина 94 и 106 метров. Он украшен 234 колоннами, 9 куполами, 20 четырёхгранными шикхарами и более 20 тыс. фигур. По периметру здания располагаются фигуры 148 слонов.

Внутреннее убранство храма. В центре Акшардхама расположена трёхметровая статуя Нилкантха Варми, почитаемого как воплощение Сваминараяна.

Рядом со зданием храма расположен красивый парк.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Комплекс Акшардхам произвёл на нас большое впечатление! Построено всё на совесть.

После посещения Акшардхама мы отправились подкрепиться, а затем продолжили путь дальше. Наш путь лежал к храму Лакшми-Нараян. По пути мы проезжали различные площади, на которых были установлены памятники, по-видимому, различным индийским политическим деятелям.

Храм Лакшми-Нараян — Бирла Мандир

Этот индуистский храм тоже довольно новый. Построен он в конце XX века в честь солнцеликой богини счастья и изобилия Лакшми и Нараяны, являющегося одним из воплощений бога Вишну.

Фотографировать внутри запрещено, обувь также надо оставлять у входа.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Интересно, что внутри храма люди просто сидят, беседуют, скрываются от зноя.

Большой и интересный храм, рекомендую.

На тук-туке по Дели. Часть 2

По соседству с данным храмом находятся ещё два религиозных сооружения: кафедральный собор Святейшего Сердца Иисуса и гурдвара Бангла Сахиб. Первый храм мы видели из окна машины, а ко второму подходили пешком.

Кафедральный собор Святейшего Сердца Иисуса

Один из старейших католических храмов Дели. Построен в 1930 году.

Гурдвара Бангла Сахиб

Самый известный сикхский храм (гурдвара) Дели. Чтобы зайти на территорию, придётся идти босиком (в носках нельзя) через воду (где моют ноги). Мы отказались от посещения — посмотрели из-за территории.

Красивые золотые купола чем-то напомнили родные православные храмы.

Детали гурдвары Бангла Сахиб.

Итак, следующим пунктом нашей программы был мавзолей Хумаюна.

Мавзолей Хумаюна

Мавзолей второго могольского падишаха Хумаюна, построенный по заказу его вдовы Хамиды Бану Бегум. Есть версии, что он послужил прообразом Тадж-Махала в Агре.

Вход стоит 500 рупий.

К мавзолею ведёт дорога через парк, в котором есть другие, более мелкие, мавзолеи.

Несколько ворот ведут на территорию мавзолея.

Красивая архитектура комплекса впечатляет! Не зря мавзолей охраняется ЮНЕСКО.

Вокруг много зелени. Всё сделано симметрично.

Мавзолей Хумаюна завершал наш второй день в Дели.

На тук-туке по Дели. Часть 2

День 3

Утром у нас было запланировано посещение Кутб-Минара на юге Дели. Мы отправились туда к открытию.

Кутб-Минар

Большой комплекс памятников времён Мамлюкской династии. Вход платный — 500 рупий с человека. Мы были утром, поэтому народа было совсем немного.

У входа к Кутб-Минар.

Территория комплекса зелёная.

Главной доминантой является одноимённый минарет. Его строили несколько поколений правителей Делийского султаната. Минарет огромный — его высота 72,6 метров.

Орнаменты минарета Кутб-Минар.

Также рядом находятся другие строения мусульманской Индии: мечеть Куввать-уль-Ислам, минарет Ала-и-Минар, Железная колонна.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Мечеть очень красивая, особенно её резные колонны и орнаменты на её стенах.

В центре внутреннего двора мечети расположена нержавеющая Железная колонна — загадка Индии.

Колонны и резные украшения поражают воображение!

А начатый ещё более грандиозный минарет Ала-и-Минар и так и стоит недостроенный.

На территории есть и другие мусульманские постройки.

Комплекс огромный, здесь можно провести много времени.

На тук-туке по Дели. Часть 2

Вот и подошло к концу наше пребывание в Дели. Нас ждёт Джайпур…